071301 народное художественное творчество стандарт

Специальности 071301. «Народное художественное творчество»

Социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра спортивного и эстрадного танцев

Проректор
по учебной работе
____________/Фомичева И.Г.

«___» _______________ 2009 г.

ПРОГРАММА

по организации практики студентов

Специальности 071301. «Народное художественное творчество»

Специализации 0713004. «Хореография»

Тюмень

Пояснительная записка

Практика студентов специальности «Народное художественное творчество» специализации «Хореография» квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» является составной частью основной образовательной программы и способствует продолжению обучения в рамках теоретического и практического изучения специальных дисциплин.

Цель практики: обеспечение непрерывного и последовательного обучения студентов профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника, оказание методической помощи дошкольным учреждениям, общеобразовательным школам, учреждениям культуры и искусств.

Задачи и содержание практики студентов конкретизируются в зависимости от вида практики (учебно-ознакомительная, учебно-педагогическая, педагогическая, организационно- педагогическая, дипломная).

Базы практики

1.1.Общие требования к подбору базы практики:

— наличие высококвалифицированных кадров: руководителей учреждений дополнительного образования, педагогов – хореографов, балетмейстеров – постановщиков, тренеров – преподавателей, руководителей творческих коллективов,

— творческие достижения коллектива,

-оснащение современным оборудованием (хореографические классы, музыкальное и световое оснащение, аудио и видеотека, наличие швейно – костюмерного цеха и т.д.)

— близкое территориальное расположение учреждений, являющихся базами практик.

1.2. Практика может проходить в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных школах, имеющих хореографическую направленность, учреждениях культуры и искусств.

1.3. Студенты направляются на практику по запросу принимающей стороны ( базы практики). Место и сроки проведения, руководитель практики оформляется приказом по Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий ( далее по тексту – Академии).

1.4. Практика в учреждениях осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми указанные организации предоставляют студентам места для прохождения практики. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся практики. Договор предусматривает назначение руководителя практики от организации, а также руководителя от кафедры.

1.5. В период практики на студентов распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в данной организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном порядке.

1.6. Студентам предоставляется право прохождения практики как индивидуально, так и в составе учебных групп.

Руководство практикой

2.1. Руководство практикой осуществляет преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев, на основе распределения и утверждения учебной нагрузки, который оказывает консультативную помощь в выполнении заданий и осуществляет контроль за прохождением практики.

2.2. Руководителю принимающей стороны, на базе которого организована практика, совместно с руководителем практики необходимо:

— ознакомить студентов – практикантов с объектом практики, задачами и особенностями работы, материально – технической базой, штатным расписанием, текущими планами работы и структурой управления;

— обеспечить активное участие студентов в конкретных видах деятельности, в организационных собраниях и массовых мероприятиях на базе практики, а также организовать доступ студента к материалам о работе учреждения для их изучения и анализа;

2.3.Форма и вид отчетности студентов о прохождении практики определяются программами практики.

2.4. После предварительного анализа руководителем практики дневника и отчета по практике, по итогам практики проводится зачетное занятие с участием всех студентов группы.

2.5. Дифференцированный зачет по практике приравнивается к оценкам по теоретическим предметам и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента. Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом Академии.

3.Учебная практика студентов

3.1. Цель учебной практики состоит в изучении деятельности хореографических коллективов г. Тюмени, получения первичных профессиональных знаний, умений и навыков. Практика направлена на подготовку студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

3.2. Согласно базового учебного плана учебная практика распределяется следующим образом:

3 курс (6 семестр) – 2недели, педагогическая

4 курс (8 семестр) – 3 недели, организационно-педагогическая

5 курс (9,10 семестр) – 19 недель дипломная

3.3.Учебная практика проходит в хореографических коллективах ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи», МАОУ ДОД СДЮСШОР «Центр спортивного танца», МАУ ДОД клуб им. Кижеватова и других учреждениях культуры и дополнительного образования г. Тюмени.

3.4. Учебная практика позволяет студентам познакомится с работой коллективов хореографии разной направленности:

— коллективы спортивного танца ( спортивно – танцевальные клубы, студии, ансамбли)

-коллективы современной хореографии (студии современного танца, ансамбли эстрадного танца, школы, центры)

-коллективы народного танца (Дворцы культуры, учреждения дополнительного образования, школы искусств)

3.5. Содержание учебной практики и руководитель практики утверждается на заседании кафедры спортивного и эстрадного танцев.

Педагогическая практика

студентов 3 курса

6.1. Педагогическая практика студентов 3 курса проводится в 6-ом семестре без отрыва от учебного процесса.

6.2. Задачи практики:

— приобщение студентов к научно-исследовательской работе;

— овладение студентами формами и методами теоретического и практического обучения совместно с практической деятельностью на базах практики;

— закрепление студентами знаний, умений и навыков, полученных в ВУЗе и приобретение новых в процессе проведения учебных занятий в качестве педагога-ассистента или педагога-репетитора;

— применение на практике инновационных методик и технологий.

6.3. Формы и методы осуществления педагогической практики предполагают:

— посещение «уроков мастерства» ведущих преподавателей кафедры СЭТ, беседы мастеров со студентами ( не менее 5);

— активное участие студентов в исследовательской работе и использование на практике авторских программ, пособий, методических разработок ведущих специалистов;

— анализ авторских программ, пособий и применение их на всех уровнях хореографического образования;

— разработка студентами учебно-тематических планов на период практики;

— подготовка и проведение теоретических и практических занятий (проведение не менее 5 уроков, репетиций) в качестве ассистента

-разработка и защита образовательной программы дополнительного образования детей хореографической направленности на 1 год;

а) пояснительная записка или введение, где раскрыты:

— цель и задачи программы

— части – разделы программы

— количество часов на освоение программы

Наименование тем Кол – во часов

( краткое содержание темы)

в).Вопросы для проверки знаний учащихся

г).Используемая литература и видеоматериалы

д).Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы в итоге

6.4. Отчет студента включает:

— раскрытие целей и задач практики;

— общую характеристику учреждения – базы практики;

— описание выполненной работы;

— дневник студента – практиканта; (Приложение 1)

— учебно-тематический план практики;

-разработанную программу дополнительного образования детей хореографической направленности;

— анализ проблем, возникших во время прохождения практики.

6.5.К защите практики допускаются студенты в полном объеме выполнившие задание практики, в указанные сроки представившие всю отчетную документацию.

Защита практики проходит в присутствии заведующего кафедрой и руководителя педагогической практики.

Дипломная практика

8.1. Дипломная практика студентов 5 курса является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами всего курса теоретического и практического обучения в ВУЗе. Дипломная практика проводится в 9, 10 семестрах и составляет 19 недель.

8.2. Содержание дипломной практики включает:

8.2.1. Организационная работа по созданию коллектива:

— группы начального обучения детей 7 – 8 лет,

— хобби – класса или школы танцев

а) Объявление об открытии группы начальной обучения детей 7-8 лет, хобби – класса или школы танцев

б) План работы с группой на учебный год. Разделы плана:

— учебно – методическая работа

— учебно – воспитательная работа

— календарный план мероприятий

в) Расписание занятий

г) Журнал тренера – преподавателя

д) Поурочные тематические планы в период прохождения практики

ж) Организационное собрание с детьми и родителями ( 1 собрание)

Подготовка и показ открытого итогового урока

— план – конспект урока в соответствии с требованиями

— практический показ урока

— протокол обсуждения урока

Требование к показательному уроку:

— Организованный вход в класс

— Распределение учащихся в пространстве класса

— «Дисциплина» линий, колон, круга, понятие – «шахматный порядок»

— Построение урока по принципу «от простого к сложному»

— Правильное распределение урока, всех его частей

— Применение игровых моментов в учебном процессе.

— Использование танцевальных игр.

— Использование в уроке нескольких методов преподавания.

— Чёткая установка целей и задач на уроке.

— Демонстрация лучших возможностей учащихся

— Подведение итогов урока

8.2.3.Обучение в хореографическом коллективе:

А) подготовка учащихся в группе начальной подготовки (ГНП) к соревнованиям по танцевальному спорту :

1.полька(музыкальный размер 2/4, вариация 32 такта)

— подскоки, хлопки, подскоки в повороте

— па – галоп, галоп с подставкой, галоп с выносом ноги на каблук и на носок

— танцевальный шаг, подскоки в повороте

— положение в паре, руки на крест

— положение в паре, руки «окошечком»

— положение в паре лицом друг к другу «лодочка»

2.современные ритмы ( музыкальный размер 2/4, вариация 32 такта)

— боковой шаг с подставкой, боковой шаг с выносом ноги на каблук и на носок

— прыжки с выносом ноги на носок с чередованием ритма ММББМ

— шаги с подставкой и хлопком

— шаги с различными движениями рук

— приседания и подъёмы с выносом ноги на каблук и разворотом корпуса

3.русский медленный( музыкальный размер 4/4, вариация 16 тактов)

— положение в паре «выход»

— танцевальный шаг с подставкой

— танцевальный шаг с выносом ноги на носок

— положение в паре «свечка»

— положение в паре «теневая позиция»

— положение в паре «лодочка»

— припадание в повороте

4.фигурный вальс ( музыкальный размер 3/4, вариация 32 такта)

— танцевальный шаг «вальсовая дорожка»

— переступание на месте и в повороте

— вальсовая дорожка с поворотом под рукой партнерши

Б) Обучение молодёжи социальному танцу – школа танцев, хобби – класс.

Овладение основами элементов спортивного танца

1. Медленный вальс ( музыкальный размер 3 /4 ММиМ, МММи)

— основное движение вперёд и назад

— понимание ритма и движения шаг – подъем – опускание

— исполнение упражнений «качели», «маятник»

— исполнение фигуры «перемена»

— исполнение «квадрата» с правой и левой ноги

— исполнение «квадрата» вперёд и назад

— исполнение «квадрата» в паре в учебной позиции

2. Самба ( музыкальный размер 2 /4)

— основной принцип исполнения танца самба «пружинка»

— основное движение вперёд и назад

— основное движение в сторону

— самба – ход на месте

— самба – ход в продвижении

— ботафога в теневой позиции

В) обучение в студии эстрадного танца и современной хореографии

Овладение навыками основ исполнения танцевальных элементов

(основы классического танца):

1. Позиция рук – подготовительная,1,2,3

2. Позиция ног – естественная,1,2,3,6

4. Батман тендю, батман тендю жете по 1 позиции в сторону и вперёд лицом к станку

5. Деми плие по 1,2,3 позиции

6. Релеве на полупальцах по 1,2,3,6 позиции

7. Ватман тендю с переносом ноги на носок и каблук в сторону и вперёд

8. Перегибы корпуса лицом к станку

9. Растяжка лицом к станку

10. Прыжки по 6,1,2,3 позициям на месте и в повороте

11. Наклоны корпуса к ноге и от ноги

8.2.4. Подготовка и проведение мероприятия (соревнования по танцевальному спорту, фестиваль- конкурс по танцевальному творчеству, праздник танца)

1. План подготовки по схеме:

Содержание Ответственный Срок Примечание

2. Сценарий проведения

3. Смета расходов и доходов на проведение мероприятия

Читайте также:  Как почистить ковролин в домашних условиях народными средствами видео

4. Рекламная продукция ( приглашение, буклет, бейджи и т.д.)

5. Итоговый протокол соревнования или фестиваля

6. Протокол обсуждения мероприятия

8.2.5. Отчетная документация:

— дневник практики, в котором фиксируются и анализируются весь ход учебной, постановочной и репетиционной работы с коллективом, а также удачи, просчеты и проблемы в работе;

— учебно-методический материал (планы, расписание занятий и т.д.)

— результаты итоговых занятий, эксперимента по дипломному исследованию, а также программы, афиши, эскизы, фото- и видеоматериалы;

— характеристику с места проведения практики с оценкой работы практиканта.

8.2.6. К защите дипломной практике допускаются студенты, в полном объеме выполнившие требования и предоставившие всю отчетную документацию.

Защита дипломной практики проводится на научно – практической конференции кафедры спортивного и эстрадного танцев («круглый стол» ), где присутствуют студенты, преподаватели ВУЗа и руководителей баз практик. Анализируются и обобщаются результаты практики, а также проблемы, возникшие в ходе проведения практики. Предложения и пожелания о совершенствовании практического обучения студентов выносится на заседании кафедры СЭТ.

Оценка защиты практики заносится в протокол защиты практики, экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.

спортивного и эстрадного танцев,

Заслуженный работник культуры РФ,

Заслуженный тренер России

профессор кафедры ________________ / Шерегова В.А.

музыки, театра и хореографии _________________ / Демина Л.В.

учебно-методического управления _________________ / Алямкина Н.Н.

Для студентов 1 – 5 курсов

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и

Социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра спортивного и эстрадного танцев

Дневник ________________ практики

специальности «Народное художественное творчество»,

от вуза (Ф.И.О., должность)

от учреждения базы практики (Ф.И.О., должность)

Для студентов 1 – 5 курсов

Титульный лист учреждения базы практики

студента(ки) ___ курса

проходившей ______________________ практику

с ____________ по ____________ 200_г.

1. Сведения, отражающие уровень профессиональной подготовки и личностные качества :

1.1. Уровень теоретической подготовки.

1.3. Деловые и организаторские качества.

1.4. Отношение к работе.

1.8. Констатация того, что программа практики выполнена.

3. Работа Ф.И.О._________________________________

на практике оценивается «________»

Директор предприятия Подпись И.О.Ф.

Руководитель практики Подпись И.О.Ф.

М. П. «___»________200_г.

для студентов 1 курса

Содержание

Наименование коллектива. Год создания, количество участников. Руководитель, образование руководителя, его стаж работы.

Деятельность коллектива

Задачи текущего года и перспективные задачи.

Основные направления деятельности.

Задачи содержание и формы учебной работы.

Учебно – методическая деятельность.

Публичные выступления за последние 3 года.

Репертуар текущего года.

Наиболее значительные события прошлого года ( традиции коллектива).

Порядок набора в коллектив

В прошлом году было принято _____, отсев составил _____, причины отсева ___.

Режим работы коллектива, обязанности и права участников.

План работы

Примерная запись урока

Схема № 1

Название учебного учреждения, год обучения, класс, группа

Дисциплина: Классический танец

Педагог: Ф.И.О. Концертмейстер: Ф.И.О.

Тема: Изучение элементов классического танца одной рукой за станок.

Задачи: постановка корпуса, ног, рук, головы.

Работа над: манерой исполнения движений, музыкальностью.

— Экзерсис у станка и экзерсис на середине зала

Общая оценка занятия студентом

Схема № 2

ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодёжи»,

Малая академия искусств, отделение хореографического искусства, 6 класс

Название учебного учреждения, год обучения, класс, группа

Педагог: Ф.И.О. Концертмейстер: Ф.И.О.

Тема: Изучение элементов народного танца одной рукой за станок.

Цель: выработка у учеников мышечного самоконтроля.

Работа над: манерой исполнения движений, выразительностью.

Экзерсис на середине зала:

1. Основные элементы и движения польского сценического танца.

— Port de bras в русском характере, Port de bras в испанском характере.

3. Этюды: испанский сценический, … ( и т.д.). Разделы урока могут варьироваться от задач урока.

Общая оценка занятия студентом

Примерные схемы анализа посещаемых уроков

Схема № 1

1. Дата, класс, группа

2. Ф.И.О. преподавателя

II. Тема. Соответствие темы требованиям программы и уровню подготовленности учащихся.

III. Цель: Воспитательная, Образовательная, Развивающая.

IV. Задачи. Содержание занятий ( соответствие требованиям программы, уровню развития учащихся; индивидуальным возможностям ученика)

V. Способы организации занятий:

— соответствие избранных методов обучения целям и содержанию занятий;

— эффективность выбранных методов обучения и использования их на занятии.

VI. Педагогическая этика и такт преподавателя в процессе организации учебного занятия учащихся:

— стиль отношения с учащимися;

— умение перестроиться на ходу;

— дисциплина на уроке: профессиональная, поведенческая и т.д.

VII. Соблюдение гигиенических требований на занятиях:

— санитарное состояние аудитории,

— внешний вид учащихся.

VIII. Педагогические выводы по результатам данного занятия:

— достижение цели занятий ( качество знаний, прочность выработанных навыков, воспитательное воздействие на ученика)

IХ. Общая оценка занятия

ХХ. Предложения по дальнейшему совершенствованию работы.

Схема № 2

I. Дата, Класс, группа ФИ.О. преподавателя.

II. Выясни, какие средства общения с учащимися применяются чаще. Постарайся понять, насколько их применение осознанно и целесообразно. По ходу урока делай соответствующие пометки и сделай выводы.

Вербальные средства общения Невербальные средства общения

Схема № 3

I. Дата, Класс, группа ФИ.О. преподавателя

III. Готовность учителя и учащихся к уроку, опоздания на урок.

IV. Методы и приемы опроса, объяснения и закрепления нового материала.

V. Ход урока: продолжительность, краткое содержание и приемы реализации каждого элемента урока.

VI. Умение учителя видеть весь класс. Педагогический такт преподавателя, его эмоциональность, культура речи, внешний вид.

VII. Какие были подведены итоги урока: краткие выводы о проделанной работе, комментирование результатов или оценок, перспективы на следующий урок или выдача задания для самостоятельной работы учащихся.

Примерная схема подготовки и проведения урока

I. Изучение учебного плана, программы.

II. Анализ предыдущего урока ( определение цели, темы, задач предыдущего урока)

III. Определить цель и задачи своего урока.

IV. Содержание урока. Структура урока.

V. Сочинение учебных комбинаций, составление урока.

VI. Работа с концертмейстером, подбор музыкальных произведений.

VII. Работа педагога с учениками.

1. Положительные и отрицательные моменты в ходе и результатах урока.

2. Степень и качество освоения программного материала учениками.

4. Удалось ли выполнить то, что было намечено по плану. Если не удалось, то почему?

Положительные выводы,

Типичные замечания

по проведению уроков студентами на практике

1. Подбор музыкального материала не соответствует возрасту.

2. Нет акцента на главное в исполнении.

3. Неправильные сравнения и обороты при объяснении урока, детям непонятно.

4. Более четкий ритм и счёт при объяснении.

5. Не музыкально считает сам педагог при исполнении детьми движений под музыку. Музыка сама по себе, а счёт сам по себе.

6. Для запоминания детьми упражнений, необходимо музыкально одно и тоже упражнение повторять не менее 4 тактов.

7. Музыка используется как фон при разминке.

8. Быть более точным при названии фигур.

Социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра спортивного и эстрадного танцев

Проректор
по учебной работе
____________/Фомичева И.Г.

«___» _______________ 2009 г.

ПРОГРАММА

по организации практики студентов

специальности 071301. «Народное художественное творчество»

Источник

Методические материалы для студентов специальности 071301 по предмету «История и теория народной художественной культуры»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 071301
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности № 000 «Народное художественное творчество» итоговая государственная аттестация специалиста включает защиту выпускной квалификационной работы (диплома) и государственный экзамен, позволяющий определить теоретическую и профессиональную подготовку выпускников.

Цель Государственного экзамена – выявить уровень профессиональной подготовки студентов по комплексу специальных и специализированных дисциплин. Это такие дисциплины, как «Теория и история народной художественной культуры», «Регионоведение», «Педагогика народного художественного творчества», «Теория и методика этнохудожественного образования», «Педагогическое руководство детским художественным коллективом», «Организация и руководство детским художественным творчеством»; для специализации «Оркестр народных инструментов» – «Методика обучения игре на специальном инструменте», «Методика работы с оркестром», «История исполнительства»; для специализации «Народный хор», «Академический хор» – «Хороведение», «Методика работы с хором»; для специализации «Хореография» – «Танец и методика его преподавания», «Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом», «Педагогическая работа с хореографическим коллективом»; для специализации «Любительский театр» – «Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса».

В каждый экзаменационный билет входит два вопроса. Отвечая на них, студент должен опираться на предусмотренные программами курсов источники.

Особое внимание необходимо уделить анализу ключевых понятий теории и истории народной художественной культуры.

Ответы студентов оцениваются по следующим критериям:

– точность изложения фактографической информации;

– системность, логичность ответов;

– умение привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

Примерное содержание вопросов к государственному экзамену

по предмету «Теория и история народной художественной культуры»

1. Сущность, структура, функции НХК

Сущность народной художественной культуры как совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Многообразие и противоречивость трактовок понятия «народная художественная культура» в работах различных авторов. Попытки отождествления народной художественной культуры с фольклором, народным искусством, народным художественным творчеством, традиционной народной культурой, художественной самодеятельностью и т. д.

Структура народной художественной культуры и ее основные компоненты: народное искусство, народное художественное творчество, традиционные и современные формы деятельности (фольклор, любительство, самодеятельность). Бытование, сохранение, изучение и трансляция (распространения) в обществе произведений народного художественного творчества.

Основные функции народной художественной культуры:

· аксилогическая (сохранение и передача от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса);

· художественно-эстетическая (развитие художественно-эстетической культуры личности и общества на материале этнических художественных традиций);

· социокультурная (социальная адаптация и реабилитация личности средствами народного искусства);

· арт-терапевтическая (содействие лечению болезненных зависимостей, психосоматических и других заболеваний с помощью фольклорной арт-терапии);

· коммуникативная (развитие культуры межнационального общения в процессе освоения этнохудожественных ценностей и традиций разных народов), и другие.

Разнообразие подходов к анализу взаимосвязей между народной художественной культурой и классическим искусством.

2. НХТ как явление художественной культуры

Определения народной художественной культуры. Народное художественное творчество в узком (этнокультурном) смысле как самобытная, основанная на этнических традициях, художественная деятельность, воплощающая характерные особенности художественного сознания того или иного народа.

Система исходных понятий. Понятие «народ», его соотношение с понятиями «этнос», «народность», «нация», «национальные меньшинства». Художественная культура личности и общества, их основные компоненты. Понятие о художественной деятельности (в том числе художественном восприятии, авторском и исполнительском художественном творчестве), об искусстве, произведениях искусства. Понятие о художественных субкультурах (возрастных, религиозных, сословных, этнических и т. д.).

Народное художественное творчество в широком смысле как синоним неспециализированной (досуговой, любительской) коллективной или индивидуальной художественной деятельности людей в различных сферах художественной культуры общества (в сфере фольклора, религиозного искусства, классического и современного искусства). Народная художественная культура как коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт. Народная художественная культура как совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде. Народная художественная культура как система этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудожественного сознания.

3. Миф и сказка, общее и различие

Понятие о мифе, мифологии, мифологеме. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Роль мифов в формировании и развитии религии, науки, искусства. Сравнительная характеристика мифа со сказкой. Сказка – характерные признаки, типология (по ), роль в устном народном творчестве, в народной культуре.

Читайте также:  Как остановить гниение древесины в бане народными средствами

4. История отечественной фольклористики

5. Фольклор как самостоятельная форма НХТ

Фольклор как древнейший пласт народной художественной культуры. Разнообразие трактовок понятия «фольклор». Фольклор в узком и широком смысле: как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества в контексте народной жизни. Развитие понятия «фольклор» в отечественной науке. Понятия о традиционном и современном, крестьянском и городском фольклоре. Фольклор и фольклоризм. Фольклор аутентичный, сценический, стилизованный. Признаки фольклора, выделяемые различными его исследователями: синкретизм, вариативность, изустность, импровизационность, коллективность и др.. Функции фольклора: религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и др.

6. Городская народная культура

Историческая динамика народной художественной культуры от Древней Руси к современной России. Общность форм «художественного быта» в патриархальной Руси. Возникновение и развитие сословных художественных субкультур. Своеобразие художественной жизни русского дворянства, купечества, духовенства и других сословий. Роль реформ Петра 1 в развитии народной художественной культуры. Ярмарочные увеселения (балаганы, театр Петрушки и т. д). Появление авторского народного творчества, письменной народной культуры (лубок). Городские песни, канты, баллады, песни-романсы.

7. Понятия «народный календарь» и «календарные аграрные праздники»

Традиционный народный календарный праздник как комплекс магических обрядов, ритуалов, гаданий, торжественной трапезы, игр, музыки, танцев, представлений и т. д. Связь календарных народных праздников с зимним и летним солнцеворотами, весенним и осенним равноденствиями, с циклами сельскохозяйственных работ, с языческими и христианскими основами народной веры. Система церковных праздников; двунадесятые (переходящие и непреходящие) и престольные праздники. Народные обычаи празднования церковных праздников; приметы, гадания, игры и другие развлечения в праздничные дни церковного календаря.

8. Зимние календарные обряды в русском фольклоре. Святки

Период празднования: от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника.

Художественные элементы зимних святок:

а) музыкальные элементы праздника – народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, щедровки), подблюдные песни в обряде гадания ; рождественские церковные песнопения, духовные стихи;

б) танцевальные элементы праздника – святочные игровые хороводы, круговые пляски и др.;

в) изобразительные элементы праздника – изготовление «вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин») ряженых, чучел и пугал;

г) театрально-игровые элементы праздника – традиционный обход дворов колядовщиками со «звездой» как имитация шествия волхвов, отраженного в библейском предании; сценки ряженых, элементы театрализации в традиционных святочных играх (в покойника и др.): постановка народных драм, вертепные представления.

9. Народные художественные традиции празднования Масленицы

Период празднования (семь недель перед Пасхой). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Ведущие поло-возрастные группы. Блины и другие блюда ритуальной народной кухни. Масленичное чучело – как символ праздника. Обряд сжигания антропоморфного чучела Масленицы, его древнее жертвенное значение, связанное с преклонением перед силами природы. Масленичные традиции катания с гор и на лошадях, взятия снежных городков, чествования новобрачных.

Художественные элементы празднования масленицы:

а) музыкальные элементы праздника – масленичные песни, частушки под кулачные бои.

б) танцевальные элементы праздника – хороводы (в отдельных местностях России);

в) изобразительные элементы праздника – изготовление чучел Масленицы, костюмов и «личин» ряженых и т. д.;

г) театральные элементы праздника: масленичные комедии, шествия и «заигрыши» ряженых.

Трансформация архаичных традиций празднования масленицы в городских масленичных карнавалах, шествиях, ярмарочных увеселениях (балаганах, театре Петрушки и т. д.) и народных гуляниях со времен реформ Петра I. Особенности празднования масленицы в современных условиях.

10. Народные художественные традиции празднования Пасхи

Пасха как важнейший православный праздник. Определение его даты по «Пасхалиям». Ветхозаветный и новозаветный смыслы Пасхи. Библейское сказание о воскресении Христа. Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Пасхальные яйца – крашенки и писанки. Традиции изготовления и освящения в церкви кулича и пасхи. Великодневные народные песни с инструментальным сопровождением, «волочебные» песни, устройство качелей, зрелищ (балаганов), катание пасхальных яиц. Возрождение традиций всенародного празднования Пасхи в современных условиях. Красная горка.

11. Народные художественные традиции празднования Троицы

Происхождение праздника, его архаические корни и христианский смысл. Троицкие народные гуляния. Ритуальная пища (яичница и др.). Березка как основной «символ» праздника, ее сакральное значение в традиционной народной культуре. Традиции украшения домов ветками березы. Особенности обрядов встречи и проводов березки, завивания березок, кумления и раскумления, девичьи гадания с венками на реке, народные Троицкие игры.

Художественные элементы праздника:

а) музыкальные элементы праздника – троицкие песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных инструментах;

б) изобразительные элементы праздника – украшение березки, соломенной куклы;

в) танцевальные элементы праздника – девичьи и смешанные хороводы вокруг березок, уличные хороводы-шествия с березкой;

г) театральные элементы праздника – шествия с «березкой», театрализованные игры «Березка», «Колосок» и др.

12. Народные художественные традиции празднования Ивана Купалы

Период празднования. Мифологический образ Купалы. Языческий и христианский смыслы праздника. Древние обычаи и обряды праздника, связанные с огнем, водой и растениями.

Художественные элементы праздника:

а) музыкальные элементы праздника – купальские песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных инструментах;

б) изобразительные элементы праздника – заплетение венков, ряженье, изготовление кукушки, ритуальные колёса;

в) танцевальные элементы праздника – девичьи и смешанные хороводы, пляски и вокруг костров и прыжки через костры;

г) театральные элементы праздника – «изгнание русалок», театрализованная игра «Кострома» и др.

13. Осенние календарные праздники

Симеон столпник (14.09). Богородица Неопалимая Купина – Луков день (17.09). Рождество Богородицы – оспожинки (21.09). Зосима – заступник пчёл (02.10). Покров (14.10). Параскева Пятница (27.10). Казанская (04.11). Дмитрий Солунский – дмитровска неделя, родительская (08.11). Ненила-льняница. Парскева. (10.11). Кузьма – Демьян – рукомесленники, курятники. Кузьминки (14.11).

Сбор урожая. Посиделки.

14. Семейно-бытовой фольклор в русской традиционной культуре

Художественные элементы семейно-бытовых обрядов и ритуалов. Обрядовый фольклор на родинах и крестинах, таинство крещения. Древний обычай «играть свадьбу», традиционный «сценарий» русской свадьбы, элементы театрализации основных эпизодов свадебного цикла (сватовство, смотрины, девичник, утро венчального дня, свадебный пир). Обряд венчания как центральный эпизод традиционной русской свадьбы, венчальные церковные песнопения. Поэтика свадебных песен, причитаний, заговоров, подходов, рифмованных наговоров. Эстетика свадебной одежды и атрибутики. Погребальная обрядность на Руси (языческая и христианская), погребальные и поминальные плачи. Обряд проводов в рекруты.

15. Песенно-повествовательный фольклор в русской устной традиции

Понятие и жанровая дифференциация. Представление об эпическом и лирическом повествовательном фольклоре. Былины, их происхождение и классификация. Былины киевского и новгородского циклов, героические и новеллические былины, былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Садко и другие. Исторические песни, особенности жанра, основные сюжеты. Духовные стихи, отражение в них особенностей народной веры, библейских образов, тем и сюжетов. Старинные традиции исполнения духовных стихов на Руси каликами перехожими. Влияние устного народного творчества на классическое и современное искусство.

16. Понятие «фольклорный театр». Виды и жанры традиционного фольклорного театра
в России

Понятие «фольклорный театр». Элементы драматического действия в древних игрищах и хороводах. Обычай ряжения, ряженые как гонители порчи, хранители здоровья и благополучия. Личины ряженых.

Фольклорный театр и смеховая народная культура. Скоморошьи «потехи» и «игрища» в ХVII веке: «Барин и Афонька», «Самобойные кнуты», «Два мужика». Развитие традиций скоморошества в современном любительском и профессиональном театральном творчестве.

Театр Петрушки: история возникновения, бытования и развития в России. Традиционные сюжеты представлений театра Петрушки. Театр Петрушки на русских ярмарках. Раек как разновидность фольклорного театра; традиционные новгородские, петербургские и московские райки. Вертепные представления. Прибаутки балаганных и карусельных «дедов». Медвежьи потехи. Русский народный театр ХVII – ХIХ веков. Разновидности народных драм: российские комедии ХVIII в. («Комедия о царе Максимилиане» и другие), драматические произведения героического характера («Лодка», «Шлюпка», «Как француз Москву брал») и обличительного характера («О храбром воине Анике», «Царь Ирод» и другие).

17. Региональные особенности русского народного костюма

Характеристика главных элементов русского народного костюма (рубаха, пояс). Представления об южном и северном комплексах народного костюма. Сведения о мужском народном костюме. Роль женского головного убора в народном костюме. Костюм как комплекс, отражающий мировоззрение человека традиционного общества. Значение народного костюма в современной сценической практике, бытовой культуре, модельном творчестве.

18. Виды декоративно-прикладного искусства, народные промыслы в России

Становление и развитие народных художественных промыслов и ремесел в России. Общая характеристика наиболее известных художественных промыслов в России. Особенности хохломской росписи по дереву, гжельской росписи по керамике, вологодских кружев, павлово-посадских шалей, жостовских подносов, богородской и городетской деревянных игрушек, дымковской, каргопольской и филимоновской глиняных игрушек, лаковых миниатюр Мстеры, Палеха и Федоскино и других образцов традиционных народных художественных промыслов России.

Влияние народного изобразительного и декоративно-прикладного творчества на творчество профессиональных художников и дизайнеров.

19. Художественное творчество народов Прикамья

Техника обработки дерева, роспись по дереву (урало-сибирская, обвинская). Обработка металла. Солярные, зооморфные и растительные мотивы в произведениях народного творчества, пермский звериный стиль. Берестоплетение. Ткачество (браное, пестрядное), узорное вязание, вышивка. Гончарный промысел. Резьба по камню.

20.Фольклор народов Прикамья

Семейные обычаи и обряды. Свадебные обряды их локальные варианты.

21. Фольклорный танец в обрядах и обычаях

Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обрядах и ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски.

Русские народные танцы: происхождение, художественно-эстетические особенности, традиционные образы и формы бытования. Хороводы, их основные виды (орнаментальные, игровые и другие), роль и место в традиционной народной культуре. Пляски (одиночные, парные, перепляс, русская кадриль).

Музыкальное сопровождение народных танцев (плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах).

Народные танцы в репертуаре любительских и профессиональных хореографических коллективов.

22. Характеристика инструментального фольклорного творчества

Русская народная инструментальная музыка. Старинные музыкальные инструменты: духовые (свирель, жалейка, кугиклы, рожок и другие) их бытование в культуре, связь с пастушеством. Ударные (трещотки, рубель, ложки, бубен и другие) и струнные (гусли крыловидные и шлемовидные, гудок, домра, лира колесная, балалайка и другие). Гармоника в России. Роль народных музыкальных инструментов в народном быту и в празднично-обрядовой культуре. Скоморохи на Руси и их музыкальные инструменты. Народные музыкальные наигрыши.

23. Песенно-игровой фольклор

Понятия «игра», «игровая деятельность», «игровая культура». Игра – вид деятельности или трансакция (Э. Берн). Классификация игр. Понятие о народной игре. Происхождение и эволюция народных игр, их связь с древними игрищами и мистериями. Отражение в народных играх психологии народа, традиционных форм его жизни. Игра как элемент традиционных народных праздников и обрядов. Российские собиратели и исследователи традиционных народных игр (, и др.). Народное художественное творчество и игра. Современные концепции игровой природы искусства. Драма как игра. Музыка как игра. Танец как «чистая игра» (Й. Хейзинга).Народные песни-игры, игры-пляски, игры-хороводы, народные игры-сценки. Старинные детские народные игры: подвижные игры на свежем воздухе, игры с куклами и другими игрушками. Детские игры-сценки, игры с песнями и танцевальными движениями. Традиционные молодежные игры.

Роль традиционных народных игр в современной культуре. Традиционные народные игры в формировании и развитии личности детей и подростков

24. Любительское (самодеятельное) художественное творчество в России XIX – начала XX века. Формы руководства им

Приобщение к классическому искусству и светским формам художественного творчества учащихся училищ, гимназий, кадетских корпусов. Появления любительских симфонических оркестров, академических хоров, театральных кружков и других форм любительского художественного творчества.

Читайте также:  Земляные осы как избавиться народными средствами

Роль различных обществ (музыкальных, театральных и других), народных университетов, народных консерваторий, Бесплатной музыкальной школы в широком развитии любительских художественных коллективов и других общедоступных форм художественно-творческой деятельности.

25. Развитие коллективов народного художественного творчества
(художественной самодеятельности) в СССР (до начала 1990-х годов)

Революционная идейно-воспитательная направленность кружков и студий Пролеткульта, агитколлективов «Синяя блуза», «Красная рубаха» и др., ТРАМов, массовых театрализованных представлений, митингов-концертов, олимпиад самодеятельного искусства в 1917 – 1930-е годы. Появление первых публикаций по методике руководства самодеятельными коллективами. Становление домов народного творчества. Издание ими инструктивно-методических материалов по педагогическому руководству художественной самодеятельностью.

Особенности художественной самодеятельности в годы Великой отечественной войны. Развитие самодеятельного художественного творчества в воинских частях, в партизанских отрядах, в тылу. Концерты, смотры, конкурсы художественной самодеятельности военного времени. Патриотическая направленность репертуара.

Художественная самодеятельность в первые послевоенные годы: темы борьбы за мир и дружбы народов в ее репертуаре. Выступления художественной самодеятельности на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1956), зарубежные гастроли самодеятельных коллективов.

Художественная самодеятельность в СССР в 60 – 80–е годы, ее направленность на идейно-политическое, патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание широких масс.

Рост массовости и художественного уровня самодеятельных коллективов. Развитие новых форм досуговой художественно-творческой деятельности (клубов авторской песни, дискоклубов, молодежных театральных студий и т. д.).

Всесоюзные фестивали, смотры и конкурсы художественной самодеятельности.

Деятельность Всесоюзного Дома народного творчества (c конца 70-х годов – Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы) и других научно-методических служб по разработке и внедрению новых методик педагогического руководства различными видами и жанрами художественной самодеятельности.

26. Любительские формы художественного творчества в России рубежа XX–XXI вв.

Изменения духовных потребностей и структуры досуга населения России как факторы снижение численности коллективов художественной самодеятельности и их участников.

Необходимость корректировки сложившихся в предыдущий период теоретических и методических основ педагогики народного художественного творчества в России после распада СССР.

Повышение внимания руководителей к росту художественного мастерства коллектива. Особенности репертуара самодеятельных коллективов: появление в репертуаре произведений церковного искусства. Авангардные направления изобразительного искусства, рок-музыка, поп-музыка в творчестве участников любительских коллективов.

Преимущественное развитие детской художественной самодеятельности (в центрах детского и юношеского творчества, в школьных кружках и студиях, в детско-юношеских этно-эстетических центрах, школах народных ремесел и т. д.). Повышение уровня педагогического процесса в детских коллективах в связи с ростом профессионального мастерства руководителей.

Деятельность Государственного Дома народного творчества, Государственного центра фольклора, других организаций по развитию коллективов народного художественного творчества и совершенствованию педагогического руководства ими.

27. Любительские формы художественного творчества в Прикамье XIX – XXI вв.

Художественное творчество крепостной интеллигенции. Организация в Очере, Пожве, Ильинском крепостных театров. Организация хора, оркестра при училище в поселке Ильинское.

Приобщение к классическому искусству и светским формам художественного творчества учащихся пермских гимназий (хоровые коллективы, исполнительская деятельность).

Организация любительских объединений пермской интеллигенции в XIX веке (Дом Дягилевых – центр притяжения пермской интеллигенции; 1874 г. – организация Пермского музыкального кружка).

Развитие новых форм досуговой художественно-творческой деятельности (клубов авторской песни, дискоклубов, молодежных театральных студий и т. д.).

Современное состояние любительского (самодеятельного) художественного творчества в Прикамье.

Общественные объединения Перми: Пермское отделение Всероссийского музыкального общества (организация Бала хоров, городских конкурсов вокалистов); региональное отделение Российского фольклорного союза (концертно-просветительная деятельность); Пермская общественная организация «Классик» (концерты в доме Грибушина, фестиваль камерной музыки «Пермский меломан»); общественная организация «Авторский дом» (организация и поддержка некоммерческих творческих проектов).

Выдающиеся деятели культуры Прикамья.

28. Классификация коллективов народного художественного творчества

Понятие «коллектив». Классификация коллективов по жанрам народного творчества (песенные, танцевальные, театральные, инструментальные). Классификация коллективов по возрастным особенностям участников (детские, молодежные, смешанные, коллективы ветеранов и т. д.).

Классификация форм: исполнительские (хоры, оркестры, ансамбли, хореографические коллективы, театральные студии), авторские (коллективы и студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства, клубы авторской песни, самодеятельные кино-и фотостудии), искусствоведческие (клубы любителей музыки, театра, кино) и смешанные.

29. Особенности художественно-творческой деятельности любителей искусства

Любительское (самодеятельное) художественное творчество как неспециализированная художественная деятельность и как исторически сложившаяся массовая, общедоступная форма участия населения в художественных процессах (создании и исполнении фольклора, классического и современного искусства). Свобода в реализации творческого потенциала.

Соотношение понятий «творчество» и «сотворчество». Формы организации любительского художественного творчества. Этнические и внеэтнические компоненты неспециализированной (любительской) художественно-творческой деятельности участников современных самодеятельных художественных коллективов, студий, объединений.

30. Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества

Педагогика народного художественного творчества как одно из направлений современной педагогической науки.

Педагогика народного художественного творчества как теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного (любительского, самодеятельного) художественного творчества.

Основные компоненты педагогики народного художественного творчества:

– теоретические основы педагогики народного художественного творчества;

– история педагогики народного художественного творчества;

– методика педагогического руководства коллективами народного художественного творчества.

Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества, ее связь с этнопедагогикой, социальной педагогикой, этнопсихологией, арт-терапией, социально-культурной деятельностью и др.

31. Организация педагогического процесса в коллективе народного творчества

Структура педагогического процесса. Цель и задачи обучения. Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса, ее основные виды: создание и исполнение произведений искусства.

Специфика педагогических принципов, методов обучения и воспитания в коллективе народного творчества. Формы педагогического контроля.

Формы художественно-творческого процесса: репетиции, концерты, выставки и др.

Специфика педагогического руководства групповыми формами художественно-творческой деятельности коллектива, участники которого имеют разный уровень художественной подготовки и художественных способностей.

32. Воспитание ценностного отношения к наследию народной культуры

Понятия «ценность» и «ценностное отношение». Характерные черты народного искусства: коллективность творчества; традиционность (имеет глубокие корни. Веками складывались жанры НК, отбирались и отрабатывались приемы создания художественных произведений); коммуникативность; связь с окружающим миром; совершенство языка (лаконичность, композиционная совершенность). Отличает праздничность и мажорность, отражающие полнокровное и оптимистическое восприятие мира. Воспитательный потенциал наследия народной культуры.

Методы диагностики ценностного отношения (составление тестов и анкет, определяющих уровень сформированности ценностного отношения к различным составляющим народного художественного творчества; выявляющий уровень художественно-эстетического восприятия наследия народного художественного творчества; определяющих степень полноты и адекватности знаний о народном художественном творчестве, исполнительстве и образовании). Педагогические методы воспитания ценностного отношения (беседа, эмоциональный показ).

33. Этапы организации коллектива народного художественного творчества

1 этап – подготовительный: сбор и анализ исходной информации, выявление потенциальных участников коллектива, изучение их потребностей, интересов, вкусов, мотивации участия в коллективе и других личностных особенностей.

2 этап – педагогическое проектирование: разработка модели деятельности будущего коллектива (целей, задач, содержания, форм и методов педагогического процесса в коллективе) и модели его организационной структуры.

3 этап – реализация проекта.

4 этап – диагностика эффективности педагогического процесса в коллективе (на основе изучения динамики личностных качеств участников и анализа результатов и художественно-творческой деятельности).

5 этап – корректировочный: внесение изменений в стратегию и тактику педагогического руководства коллективом с учетом результатов диагностики его эффективности.

Системный подход к организации коллектива. Учет в процессе организации коллектива национально-культурных и культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей.

34. Типы личности и мотивы деятельности участников любительского коллектива

Типология участников коллективов (эмоциональный, силовой, рациональный и творческий тип). Их отношение к творческой деятельности. Особенности взаимодействия с руководителем, участниками коллектива. Поведение в конфликтной ситуации. Использование специфических средств личности в творческой, организационной деятельности коллектива.

Мотивация прихода, участия в деятельности и ухода из коллектива представителей различных возрастных и социально-демографических групп населения.

35. Методы диагностики творческих способностей участников
коллектива народного творчества

Критерии одаренности участников коллектива. Цель диагностики. Формы диагностики: коллективная, групповая, индивидуальная. Цель диагностики. Организация диагностирования участников коллектива (помещение, специальные средства, ведение записи и т. д.). Методы диагностики: прослушивание, наблюдение, беседа, анкетирование.

36. Предварительная работа руководителя над произведением: задачи и методика

Этапы работы: создание общего представления о произведении; методы работы (проигрывание, прослушивание, прочтение произведения, просмотр его в записи и т. д.).

Постепенное углубление в сущность произведения (теоретический и исполнительский анализ).

Окончательное формирование исполнительского замысла.

37. Подготовка исполнительского аппарата участника коллектива народного творчества
к художественной деятельности

Характеристика исполнительского аппарата. Цели (психологический настрой и подготовка аппарата к предстоящей работе), задачи и методы подготовки исполнительского аппарата к художественной деятельности.

Для актеров – тренинг психофизического аппарата актера-любителя.

Для хореографов – разогрев двигательного аппарата.

Для хормейстеров – распевание.

Для инструменталистов – разыгрывание.

38. Основные методы формирования исполнительских навыков
участников любительских коллективов

Характеристика основных исполнительских навыков:

Для хормейстеров – вокально-хоровые навыки.

Для актеров – совершенствование психофизического аппарата актера. Работа над образом.

Для хореографов – формирование физических исполнительских навыков.

Для оркестрантов – владение основными приёмами и штрихами игры на музыкальном инструменте.

Методики работы с участниками коллектива. Особенности работы с коллективами различного профессионального и возрастного уровня. Методы репетиционной работы с коллективом: техническое и художественное освоение произведения. Формы: индивидуальные, групповые (ансамблевые), коллективные.

39. Работа над художественным образом в коллективе народного художественного творчества

Образ в искусстве. Характеристика средств художественной выразительности. Средства последовательного воплощения образа. Работа с исполнителями по созданию образа.

40. Организационно-педагогические основы подготовки коллективов
художественного творчества к исполнительской деятельности

Формы и значение исполнительской деятельности коллектива художественного творчества. Подготовка к эстрадному выступлению (заключительный этап работы над программой). Специфика концертных выступлений, их разновидности: отчетные, конкурсные, праздничные, тематические, монографические. Премьера и гастроли. Фестивали и конкурсы.

41. Роль и значение руководителя коллектива народного творчества

Руководитель коллектива народного художественного творчества, значение его деятельности. Функции руководителя: воспитательные, образовательные, художественно-творческие, социально-психологические, организационные. Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя любительского художественного коллектива. Педагогическая культура руководителя.

42. Принципы подбора репертуара для коллектива народного художественного творчества

Репертуар как важнейший фактор творческого роста коллектива. Принципы подбора репертуара: высокая художественно-эстетическая значимость, жанрово-стилистическое разнообразие, доступность.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей, а также личностных проблем участников при подборе репертуара. Позитивное влияние репертуара на формирование и развитие творческого потенциала личности, ее духовных способностей.

43. Дидактическое обеспечение руководства НХТ

Нормативная документация коллектива (учебная программа, план учебно-воспитательной работы, репертуарный план и др.), отражение в ней цели, задач педагогического руководства коллективом и путей их реализации. Необходимые дидактические средства (Методические пособия, наглядные пособия, нотный материал, тесты, видеозапись, тексты произведений).

44. Специфика гигиены труда участников коллектива народного творчества

Специфика, заключающаяся в индивидуальных и возрастных особенностях участников, а также в их личностных проблемах. Профосмотры и профилактика голосового аппарата. Нормирование физических нагрузок и голосовых нагрузок. Физические нагрузки в период полового созревания. Организация репетиционных помещений. Рациональное распределение нагрузки на исполнительский аппарат музыканта.

Специфика руководства художественно-творческой деятельностью «особых» участников коллективов: инвалидов, лиц с девиантным поведением и др.

45. Основные задачи самостоятельной работы участников коллектива народного творчества

Организация самостоятельной работы участников. Специфика самостоятельной работы участников коллектива народного творчества. Педагогическое руководство художественным самообразованием участников. Информирование их о книгах, статьях, журналах, материалах СМИ, сайтах в Интернете, отражающих проблемы теории и истории искусства, отдельных видов художественного творчества. Домашняя работа актера-любителя над ролью и самостоятельный тренинг психофизического аппарата.

46. Выдающиеся деятели культуры, оказавшие влияние на развитие разных видов искусства

Исполнители, организаторы профессиональных и любительских коллективов. Школы, педагогические системы, созданные видных представителей культуры и искусства.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу