Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту
рабочая программа (средняя группа) на тему
В этом материале дано определение понятию «Народная игра». Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Дана классификация игр по основным видам движения и возрасту.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту
Народная игра – это игра, которая устойчиво характерна, типична для данного народа и признается таковым национальным сознанием.
Народные игры позволяют решать следующие задачи:
Формы приобщения детей к народный игре:
На основе исследований Капицы О. И. и Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий).
К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)
Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь
с народным сельскохозяйственным календарем. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Заря Зарница» и др.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берег ее. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Земля – вода – небо», «Олень» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведет игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).
Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребенка
и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.
Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться
в какого.
В дошкольной педагогике известны следующие методы: словесный; наглядный; практический.
В качестве приемов для воспитания у детей устойчивого интереса
к народным играм используется:
Планирование подвижных народных игр для проведения занятий
в детском саду
При планировании игр необходимо учитывать длительность каждой игры, объем текстового материала, который должны запомнить дети. Количество планируемых игр на одном занятии также зависит от уровня подготовленности детей, от степени интенсивности игры, от игрового сюжета.
Источник
Классификация русских народных игр
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Русские народные игры учат детей- русским традициям и культуре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»
Русские народные игры и их классификация
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Предлагая свою классификацию русских народных игр, мы постарались учесть недостатки, присущие другим классификациям народных игр, и ввели в классификацию блок, отражающий национальный аспект, а также связали все блоки основой, которой служат русские народные игры.
Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
8. По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной, заключительной частей урока).
Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителям физической культуры планирование уроков в младших классах и наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы.
Для нас наиболее важен и интересен классификационный признак, который введен в классификацию под номером 1, так как остальные компоненты хорошо описаны в литературе.
С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры:
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры:
«Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем)
Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данном материале представлена «паутинка» проекта «Русская народная культура» и конспект презентации проекта «Русские народные посиделки в средней группе».
Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало.
Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря и русских народных сказок.
Мастер-класс для родителей «Русские народные игры и их классификация".
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений.
Источник
Народные игры, виды
Игры бывают разные, например, прятки, игры с мячом, догонялки, крестики-нолики и др. В какие же игры играли дети в древние времена? Когда возникли игры? Давайте вместе поищем ответы на эти вопросы.
Что такое игра?
Игра — это досуг и развлечение. Так ли это? Как вы думаете? Конечно да, но не только это. Игра — это ещё и серьёзное дело. Даже сами не задумываясь об этом, дети, играя, ещё и многому учатся. Например, активные игры помогают им расти сильными и здоровыми, также их целью является развитие навыков общения, совместных действий в группе со сверстниками.
Как возникли игры?
Во все времена и у всех народов дети в своих играх повторяли повседневные занятия взрослых, так ещё с глубокой древности дети постепенно готовились к взрослой жизни. При воспитании детей уже в древние времена во главу угла ставились три задачи: укрепление здоровья, развитие трудовых навыков, воспитание нравственных качеств.
Взрослые через разного вида занятия старались, чтобы ребёнок рос физически сильным. Физическое воспитание у земледельческих народов осуществлялось в основном через участие в сельскохозяйственных работах, в помощи по дому и хозяйству. У кочевых племён ребёнка с детства приучали крепко держаться в седле. Ребёнок, участвуя в подвижных играх и соревнованиях, рос здоровым, сильным, выносливым, быстрым. Таким образом, игры с давних пор являлись незаменимым средством в воспитании юного поколения.
Виды народных игр
Существуют разные виды игр: сюжетные, развивающие, подвижные, театральные и др. Все они развивают мышление, реакцию, способствуют расширению кругозора детей. Народные игры всегда понятны, легки и интересны. Во время игр дети, фантазируя, представляют себя разными героями, например батырами, и, исполняя свои роли, стараются показать себя самыми ловкими, находчивыми, быстрыми. Это особенно ярко отражается в сюжетных играх.
Сюжетные игры ведут свою историю с древнейших времён. Они возникли как подражание действиям взрослых (охотник, земледелец, строитель) и разных зверей (волка, лисицы, птиц).
Со временем формы и содержание этих игр менялись, усложнялись и совершенствовались, в них включались элементы народных мифов и верований. Например, в память о реальных и мифических героях люди устраивали театрализованные представления, изображавшие их легендарные
подвиги, часто они являлись частью таких народных праздников, как Сабантуй, Джиен и др. Со временем они теряли функцию обряда и продолжали существовать как детские развлечения. Пример такой игры — «Акшару». По правилам игры дети, взявшись за руки, образуют круг, в середине которого находится ведущий. Дети ходят кругом и поют песню, в которой восхваляют качества будущей невесты или жениха. Когда песня заканчивается, ведущий приглашает на своё место кого-нибудь из круга, а сам встаёт на его место. Игра продолжается.
Народные игры на смекалку
Кроме сюжетных игр, дети всегда любили играть и в развивающие игры. В этих играх главной целью является стремление показать остроту своего ума, находчивость, наблюдательность…
Правила игры могли различаться в зависимости от фантазии детей. Давайте вспомним хорошо всем знакомую игру «Очты, очты» («Летят, летят»). Дети встают в круг. Один из них является ведущим и встаёт в середину круга. Он, поднимая руки и говоря «летят, летят», называет предметы, вещи, животных. Остальные должны быть очень внимательны и поднимать руки при упоминании только того, что действительно способно летать. Тот, кто ошибся, либо выбывает из игры, либо становится на место ведущего. Данная игра хорошо развивает внимание у детей.
Кроме того, к данному виду игр относятся и игры «Без-без, без идек», «Эйе, эйе димэскэ, ак, карага тимэскэ» и др.
Подвижные игры
Дети всегда больше всего любили и любят подвижные игры. Они никогда не надоедают и не наскучивают. Судя по сюжету, большинство подвижных игр возникли как подражание действиям взрослых. Среди них встречаются и возникшие на основе древних обрядов и языческих верований, и сохранившиеся до наших дней.
Например, игра «Ак сөяк» связана с традициями тенгрианства. Особенностью её является то, что она проводится в лунную ночь, поскольку наши предки в древние времена почитали Луну. По древним верованиям, Луна считалась самым сильным и самым священным среди небесных божеств. Люди верили, что она обладает могущественной силой и способна изменять судьбы. Наши предки, играя в лунную ночь в «Ак сөяк», верили, что Луна приносит им счастье и богатство.
В этой игре используется белая кость, откуда и название игры. Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и один из игроков по жребию забрасывает кость как можно дальше, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу все идут искать кость. Первым нашедший кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими, старается быстрее добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то проигравшая команда развлекает победителей, чаще всего песней.
В некоторых регионах, где живут татары, сохранилась игра «Ашык». Это народная игра с косточками из овечьих коленных суставов. Дети собирают кости всю зиму, а с наступлением весны играют с ними в «Ашык». Кости устанавливают в одном месте. Цель игры — попасть палкой в кости с определённого расстояния. Тот, кто набирает большее количество сбитых костей, тот и выходит победителем. Подобные игры, по представлениям наших предков, должны были помочь им увеличить поголовье скота.
Несмотря на то, что история этих игр была связана с различными поверьями, гаданиями, со временем их религиозно-мифическое содержание забылось.
Популярная игра в прятки также имела ритуальные корни. Она считается самой любимой игрой детей всех народов.
Эта игра развивала у детей внимательность, ловкость, резвость, находчивость.
У татар сохранилось множество считалок, которые водящий произносил во время игры. Вот одна из них:
Полярная звезда — твой прадед,
Бело-сивый конь — с уздечкой,
Сивый конь — осёдлан,
Рыжий конь — с подвязкой уздечки,
Гнедой конь — торылдырык,
Выбегай в сторону севера!
Здесь упоминаются древние татарские названия созвездий («Тимер Казык», «Акбуз ат» и «Кукбуз ат»): тюрки верили, что полярная звезда — это железная ось (дословно: «Тимер Казык»), которая держит в порядке небесный свод и звёзды, а расположенные рядом с ней созвездия — это волшебные кони («Акбуз ат» и «Кукбуз ат»), привязанные к этой оси и способные привести людей к их заветной цели.
К подвижным народным играм относятся и такие, как «Айлян-байлян», «Кабыргалы камчылы» и др.
Игры всегда основаны на правилах и их содержанием является достижение определённой цели — победы. Данные игры не только развивают физически, но и учат детей порядку и честности, жить по правилам, стремиться к победе, не нарушая установленного порядка и правил поведения. Ведь в игру можно играть только тогда, когда все её участники заранее договорились о правилах игры и все готовы им неукоснительно следовать.
Таким образом, уже с древних времён игры являлись неотъемлемой частью жизни детей. При всём разнообразии их видов все игры объединяет то, что в них играют лишь по желанию, ради получения удовольствия от игры. Многие виды народных игр дошли до нас, и они до сих пор являются одними из любимых развлечений детей.
Игра «Кого вам?»
Возможно, это одна из самых старых игр. Основное место в ней занимает игрок, изображающий всадника. Предположительно данная игра произошла из состязаний, когда молодые люди верхом на конях мечом или копьём на скаку рубили или опрокидывали какой-либо предмет или преграду.
Обычно в игре принимает участие большое количество людей, образующих пары. Несколько пар, взявшись за руки, встают напротив друг друга на расстоянии 30 шагов. Каждая группа держится за руки. Первая пара напевает первый куплет песни, заканчивающейся словами: «Кто из нас вам нужен?»
Другая группа называет имя любого игрока из противоположной группы, вставляя его или её имя в свой куплет песни (например, «Мы хотим девушку по имени Фатима!»).
Названный участник, разбежавшись, старается прорваться через сцепленные руки соперников. Если он сможет разорвать цепь, то может забрать в свою команду одного из тех, кто не смог его удержать. Если не сможет разорвать цепь, то сам должен перейти в их команду. Так каждая из команд, попеременно напевая, выкликает по одному игроку, пока в одной из них не останется парных игроков.
Источник
Народные игры, их своеобразие, особенности
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение русским народным играм.
Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие не только воспитатели и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания.
На праздниках и развлечениях также используем народные игры.
В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон».
Использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.
Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встречаются оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое.
Большинство родителей убеждены, что просто играть, баловать, разговаривать с ребенком совершенно недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем, с малышом «надо заниматься». Таким образом, в тот период, когда у ребенка в норме должно развиваться правое (художественное, синтетическое) полушарие головного мозга, то есть формируется целостная картина мира, его загружают ненужными на тот момент знаковыми системами (буквами, цифрами), стимулируя тем самым левое (аналитическое) полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования.
Вот и получается, что дети умеют писать и читать, а с образным мышлением остается какая-то недоработка, и умение видеть мир ярко, образно, уходит вместе с детской непосредственностью.
Важно развивать у дошкольников внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов. Приобретенные навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями. И формировать эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре. Поэтому в детском саду широко используем игры на становление познавательных процессов.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Источник
1 понятие и виды народных игр
Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр.
Существуют игры, рассчитанные на конкретный возраст, есть игры без возраста. Игры можно разграничить по вопросу:
Сложность классификации игр заключается в том, что они как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой формации.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);
· творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Впервые классифицировать игры попытался в 1895 году Д. Покровский, который разделил игры на:
· жребий и наказание;
В работе русского педагога и психолога П.Ф. Каптерека «О детских играх и развлечениях» (1898) также предпринимается попытка упорядочить игровые проявления детской жизни.
В 30-х годах собиратель игр В. Всеволодский-Гернгросс сделал попытку классификации игр, разбив их на три вида:
Особенность орнаментальных игр связана с их хореографическим характером. Этот тип игр представлен различного рода хороводами. В хороводах есть черты драматизма, это обусловлено тем, что многие из них восходят к культовым ритуалам, содержат имитацию рабочих движений: посев, уборка и т.п.
В современной педагогике принято различать игры на:
Сюжетные, в свою очередь, разделяются на ролевые, режиссерские и игры-драматизаиии. Однако такой подход не охватывает весь спектр игровой практики.
Детский психолог Стем разделил игры на индивидуальные и коллективные.
· Индивидуальная игра включает в себя совершенствование физической деятельности (бег и прыжки, превращение предметов и людей через разного рода перевоплощения).
· Другой детский психолог, Шарлотта Бахлер, разделила игру на:
· функциональную, использующую сенсомоторный аппарат ребенка,
· пассивную игру (типа просматривания книг, игру в конструирование).
Интересна попытка классификации игр, предпринятая А. Гоммом. Он разделяет игры на: игра творчество народный культура
· игры с угадыванием;
· игры с ведьмами и похищением детей;
· борьба и состязание;
· игры с пением и танцами;
· игры в прятание и поиски;
Как видим, эта классификация дана вообще без всякой логики.
Наилучший системный подход к классификации игр сделан Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры:
· «по содержательному признаку» (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);
· «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);
· «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально «под этот» материал. В педагогической энциклопедии читаем: «В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, «режиссерские» и игры-драматизации». Такой подход явно не охватывает все богатство игровой практики, он давно устарел.
Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, или на три большие группы:
· Игры с готовыми «жесткими» правилами.
· Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
· Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила или наметки правил. Каждый блок или вид игр следует различать (что и делается на практике) по следующим принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям).
К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров.
Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:
· собственно детские игры всех видов;
· игры-празднества, игровые праздники;
· театральные игровые действа;
· игровые тренинги и упражнения;
· игровые анкеты, вопросники, тесты;
· эстрадные игровые импровизации;
· соревнования, состязания, противоборства, соперничества,
· конкурсы, эстафеты, старты;
· свадебные обряды, игровые обычаи;
· мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
С этой позиции можно разделить все детские игры на следующие виды:
Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).
Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения.
Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).
При любой классификации игр, в том числе вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, как неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели.
Признано, что играть ребенок начинает примерно с трех месяцев, когда начинается активная мозговая деятельность. «Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами».
Согласно теории, разработанной Д. Элькониным, детские игры можно разделить на следующие группы:
Также детские игры можно разделить на следующие виды:
Игры-манипуляции, являющиеся начальной формой игровой деятельности;
Сюжетные игры, в которых ребенок пользуется многими средствами выражения: речью, мимикой, действием, жестом и соответствующим роли отношением;
Подвижные игры, близкие к драматизированным, имеющим правила;
Дидактические, которые являются одним из действенных средств умственного развития детей.
И. Шангина, современный исследователь народной культуры, предлагает классифицировать народные игры по следующей схеме:
Пальчиковые игры, в которых движения пальцев соединяются с короткими ритмичными стихами, которые произносит взрослый.
Драматические, в основе которых лежат действия, развивающиеся в диалоге персонажей. Это маленькие пьески, персонажами которых могут быть и люди, и животные. Эти игры сопровождаются пантомимой.
Состязательные, которые отличает установка на победу, утверждение превосходства. В них распределение ролей происходит с помощью жеребьёвок, считалок.
Хороводные и орнаментальные в основе которых лежит коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются по кругу ритмическим шагом, под пение. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия.
Таким образом, мы видим, что виды, типы, формы игр многообразны, как многообразна сама жизнь, которую эти игры отражают.
Источник