Игра-путешествие «Устное народное творчество»
классный час (3 класс) на тему
Обобщить знания,полученные на уроках;сформировать целостное представление об устном народном творчестве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие «Устное народное творчество»
Цели: обобщить знания,полученные на уроках;сформировать целостное представление об устном народном творчестве.
Ведущий:Сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительной стране,которая называется «Устное народное творчество» Что означает каждое слово в названии этой страны?
Из поколения в поколение передавалась народная мудрость.Но эта связь может прерваться,если мы свами разучимся петь,играть,мечтать о будущем,ценить прошлое.
Так как это необыкновенная страна,надо выбрать и соответствующее средство передвижения. На чем передвигались люди произведениях устного народного творчества?(на печке,на ковре-самолете,в сапогах-скороходах)Вот и мы отправимся в путешествие на печке.
Кто передвигался на ней?В какой сказке?(Ответы учащихся)
Можно отправляться в путь!Но почему же печка стоит на месте? Надо прочитать заклинание!
Ведущий:Посмотрите,видна большая станция. Печка,надо тормозить!
Ведущий:Сказка-один из любимейших жанров устного народного творчества. Её любят взрослые и дети. Когда-то очень давно сказки только рассказывали вслух,никто их не записывал.Самым первым их творцом был народ,который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости,о лучшей доле для бедняка,рассказывал о красоте,уме,трудолюбии простых людей.Сказки появились в результате мечтаний людей о полете,о передвижении со скоростью ветраи о многом другом.Как мы видим сейчас,все эти мечтания люди смогли превратить в жизнь.Поэтому и говорят: Сказка-ложь,да в ней намек-добру молодцу урок.»
Какие бывают сказки?(о животных,волшебные,бытовые) Приведите примеры.
Игра «Угадай сказку»( по иллюстрации надо узнать сказку или её героев и определить,к какой группе сказок она относится)
Унесли братишку птицы,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
К дому подошла-обманула петуха,
Унесла его в темные леса,
За высокие горы,за быстрые реки. (Петушок-золотой гребешок)
Ждали маму смолоком,
а пустили волка в дом. (Волк и семеро козлят)
летела стрела и попала в болото,
а в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей,
Сделалась мигом красивой,пригожей? (Царевна-лягушка)
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад,
Перья светятся огнем,
Бабусю знает целый свет,
Ей всего лишь 300 лет,
Там на неведомых дорожках
Дом её на курьих ножках. (Баба –Яга)
Игра Бабы-Яги:участники опускают ногу в «ступу»-ведро,берут метлу в руку и идут до финиша.
Ведущий:пословицы относятся к древнему жанру устного народного творчества. Их называют золотыми зёрнами русского языка,сокровищами народной мудрости. «Без пословицы речь не молвится,пословица-всем делам помощница»,-говорили на Руси.Благодаря пословицам наш язык становится образнее,красочнее,ярче.Асами мы немножечко мудрее.
О чём бывают пословицы? Какие пословицы вы знаете?
Игра «Закончи пословицу»
Труд человека кормит…(а лень портит)
Делу время…(а потехе час)
Любишь кататься…(люби и саночки возить)
Кошке игрушки…(мышке слезки)
Без труда не вытащишь …(и рыбку из пруда)
Игра «Вспомни и назови»
У кого глаза велики? (у страха)
На какой роток не накинешь платок? (на чужой)
Чем горю не поможешь? (слезами)
Под какой камень вода не течет?(под лежачий)
-Подберите пословицу к ситуации
Какую пословицу вспомнят родители,если сын или дочь взялись занесколько дел сразу и ни одного не довели до конца?(за двумя зайцами погонишься,ни одного не поймаешь.)
Какую пословицу вспомните,если долго не могли решить задачу,а кто-то вам помог? (Ум хорошо,а два лучше.)
А если взялся что-то делать,поторопился и у тебя ничего не получилось? (Поспешишь-людей насмешишь.)
В какой послоице говорится о том,что дорогу можно найти и в неизвестной местности? (Язык до Киева доведет)
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
советы мудрые дают,
порой чему-то поучают
и от беды нас берегут.
Тихо-тихо рядом сядем-
Входит музыка сюда
В удивительном наряде:
И раздвинутся вдруг стены-
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Звучит русская народная мелодия.
Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах-
На покосах,на морозах,
На санях и на лугах.
Ведущий :С песней радовались и веселились.Песней успокаивали,баюкали,оберегали.(звучит колыбельная песня)
Ведущий :Остроумны и разнообразны русские народные загадки о доме,людях,животных,предметах,которые окружают человека.
Отгадаем некоторые из них.
Где четыре брата под одной крышей стоят? (стол)
Кто всегда идет,а с места не сходит? (часы)
Днем спит,ночью летает,мышек собирает.(сова)
Растет она вниз головой,
Не летом растет,а зимой,
но солнце её припечёт,
заплачет она и умрет. (сосулька)
всякому мальчику по чуланчику.(перчатки)
Ведущий: На Руси немало игр,в которые любили играть дети.Давайте и мы поиграем.
Так говорили скоморохи,зазывая народ на игры. А как выбирали водящего?(с помощью считалки)
Выбираем водящего с помощью считалки!
Игра «Пугало»( все становятся в круг,опустив руки,называют различных птиц,при слове ВОРОБЕЙ машут руками,ВОРОНА-хлопают в ладоши над головой,СИНИЦА,СКВОРЕЦ,ЛАСТОЧКА-все снимают «шляпу»,чтобы приветствовать гостей)
Источник
Конспект урока «Устное народное творчество»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока для 3 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
— Здравствуйте ребята. Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева.
Дети улыбаются друг другу.
— У нас на уроке сегодня гости, повернулись, поприветствовали гостей.
Теперь настроение у всех хорошее и мы можем приступить к работе.
На листах напечатаны тексты разных жанров. На доске расположены названия жанров.
(загадки, пословицы, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, РНсказки, потешки, считалки, стихотворение, авторская сказка, басня)
Дети должны пометить значком +, если это произведение знают и знаком *, если не знают. И написать к какому жанру относится текст.
3. Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Ой – ой – ой.
Придет серенький волчок,
— Ребята, для чего мы выполняли данную работу?
Думали, размышляли, давали правильные ответы.
Выясняли: « Какие жанры мы помним, хорошо определяем, а какие вызывают затруднения»
Выявление темы урока детьми:
— А к какому разделу относятся все эти жанры?
Устное народное творчество.
Найдите в литературном словарике и прочитайте что такое фольклор?
Фольклор – это устное народное творчество
— Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока? В ответе на этот вопрос вам может помочь литературный словарик.
1.Устное – от слова «уста – рот», «губы» то, что произносится, но не пишется.
2.Народное – принадлежащее народу.
3. Творчество – создание чего – то нового.
— Итак, давайте с вами определим, какие жанры относятся к УНТ?
Устное народное творчество
Зарядка под музыку
1. Ребята, давайте с вами прочитаем об УНТ.
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество: потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
(реквизиты: кукла, пеленка или платок)
— Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?
Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие.
— Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.
Найдите и прочитайте про колыбельные песни.
Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя.
— Какие колыбельные песенки знаете вы?
Дети исполняют песенки с куклой в руках, баюкают ее.
— Вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?
— Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова,
Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
— Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Чтобы были здоровыми и не болели.
— Будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.
— Самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)
— Подумайте, какие жесты можно добавить.
Во всех этих ситуациях что же нам помогло?
Пока 4 ребенка готовятся, смотрим презентацию потешки.
От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.
ЗАГАДКИ значит думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое.
Каждому ребенку даётся по цветочку, на котором записана загадка.
Загадку надо отгадать и найти отгадку на лепестке цветка.
Чтение загадок и разгадывание.
1.Солнце греет все теплей,
Снег с полей бежит ручьями. (весна)
Очень даже горячи. (солнышко)
3.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
И солнце ее припечет
Заплачет она и умрет. (сосулька)
А зовут его…….(скворец)
Одеяло потекло. (снег)
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей.
Каждая парта получает листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.
Объяснить смысл некоторых пословиц.
Не имей сто рублей
Сто друзей много дороже
Сотни рублей.
Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе.
всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний
6.Русские народные сказка. (в группе)
Ну и самый любимый жанр УНТ это русские народные сказки.
Сейчас нужно выполнить следующее задание.
У вас на столе карточки с перечнем героев, нужно вспомнить, что это за сказка и из кусочков собрать иллюстрацию к сказке.
Солдат, старуха, топор
Брат, сестра, гуси-лебеди, баба Яга
Бабушка, внучка, мышка, курочка
4. Рефлексия по уроку.
Ребята, сейчас вы должны оценить себя. Если у вас на уроке все получалось и вы не испытывали затруднений, то поднимаете зеленую сигнальную карточку, если немного было трудно, что то не понятно, то желтую, а если совсем ничего не понятно и было очень трудно, то красную.
5. Подведение итогов.
Ребята, мы повторили различные жанры. Назовите их.
— Как называются одним словом все эти произведения?
Но, конечно, мы не можем подробно вспомнить за такое короткое время все жанры. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.
Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.
Источник
Конспект урока по литературному чтению на тему «Устное народное творчество» 3 класс
план-конспект урока по чтению ( класс) на тему
Конспект урока литературного чтения на тему: «Устное народное творчество» 3 класс. Программа «Школа России»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Старохуторская основная общеобразовательная школа»
Урок чтения по теме:
Подготовила: учитель нач. кл. Папенко О.В.
ЦЕЛЬ: углубить знания учащихся о русском фольклоре, его малыми жанрами: пословицами, поговорками, потешками, песнями, скороговорками, загадками, играми и считалками;
Развивать память, речь, артистические способности, навыки коллективной работы;
воспитывать интерес к устному народному творчеству, русской словесности.
Оборудование: класс разделен на сектора. В каждом секторе прилавок с вывеской-плакатом, карточки с заданиями, выставка книг.
Здравствуйте, гости дорогие!
Песнями да считалками побалуйте!
Давно мы вас ждём, поджидаем!
Ай да загадочки вам загадаем!
И весёлый наш праздник начинаем.
-О каких жанрах устного народного творчества вы услышали в приветствии ведущего?
— Вспомните, что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется?
— То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.
№1 Прилавок «ПОСЛОВИЦЫ»
-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь! Запаситесь впрок ученьем, шуткой доброй и весельем.
— Вспомните, что такое пословица?
Пословица – это какое-то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость.
-Давайте поиграем, выясним, какие пословицы вы знаете.
Игра «Закончи пословицу»
Без труда не вытащишь …
Как аукнется, так и …
По одёжке встречают, …
Игра «Собери пословицу»
Дело, боится, мастера.
Чьё, знает, мясо, кошка.
Сани, зима, лето, телега.
Вывод: Пословицы содержат большой познавательный и воспитательный смысл, представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, придания ему выразительности и точности.
№2 Прилавок «ПЕСНИ. ПОТЕШКИ. ДРАЗНИЛКИ. ШУТКИ-ПРИБАУТКИ».
Сорока, сорока где была?
Далеко: в лесу на опушке.
Кашу варила, на порог становила, деток кормила.
Гостей собирала, всех угощала.
Этому – дала, этому – дала, …
— Ребята, вы получили задания вспомнить песенки, потешки, частушки, прибаутки. На карточке написано, на какую тему.
Карточка 1. «Колыбельная»
Ай, баю, баю, баю, Ай, люли, люленьки
Тебе песенку спою Прилетели гуленьки.
Я про серого кота. Сели гули на кровать,
Как у серого кота Стали гули гулевать
Колыбелька золота, Стали гули ворковать,
Позолоченная, Стал ребёнок засыпать.
Подушечка в голове,
Кладу Машу на пушок
На пуховую кровать
Будет Маша крепко спать.
Карточка 2. «Малыш плачет, развесели его»
— Кашка–то сладенька. Бабушка добренька.
Попили, поели, на головку сели, ладушки запели.
Кто кашу не ест? Кто молока не пьёт?
Того забодает, забодает!
Карточка 3. «Дразнилка»
-Подразни ябед, драчунов, жадин.
1) Ябеда, корябида, солёный огурец,
По полу валяется, никто его не ест.
2)Жадина, жадина, жадина, говядина.
3) Плакса, вакса, гуталин,
Проглотил горелый блин.
Карточка 4. «Зазывалка»
— Долго не было дождя. Вянут цветы, деревья. Позови дождь.
Дам тебе гущи! На нашу рожь,
Хлеба каравай! На бабушкину пшеницу,
Хоть весь день поливай! На дедушкин ячмень.
Гром гремучий, тресни тучи,
Дай дождя с небесной кручи.
Карточка 5. «Шутки-прибаутки»
— Пошутите друг над другом.
1) – Федул, что губы надул? Ты чем занят?
— Кафтан прожёг… Ничем!
— Зачинить можно? А он что делает?
— Да иглы нет… Мне помогает.
— А велика ли дыра? Ну и ну!
— Да один ворот остался.
Сбил – сколотил – вот колесо,
Сел да поехал – ах, хорошо!
№3 Прилавок «СКОРОГОВОРКИ»
— Ребята, скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям. Как вы думаете, для чего детям знать скороговорки? (Их полезно говорить, чтобы речь была чёткая и красивая).
1) Шапка да шубка, вот и весь мишутка.
2) Проворонила ворона воронёнка.
3) На осинке росинки.
5) Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Вывод: Работа со скороговоркой направлена на совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции и тренировки речевого аппарата.
№4 Прилавок «ЗАГАДКИ»
Да подумай, посмекай,
Все загадки отгадай!
Учитель: Загадки были на Руси в глубокой древности. Они воспринимались как игра, как умственное состязание молодёжи. Возникшие давным – давно они и современным детям помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически. Под загадкой понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который надо дать ответ. Загадки любят взрослые и дети. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадки – это история народа.
— Отгадайте загадки. Разложите их в коробочки по темам.
Загадки о неживой природе.
Солнышко застлала. (Туча)
Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
10)Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
11) Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
Загадки об инструментах.
12) Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)
13) Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)
14) Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)
Загадки о домашней утвари.
15) Четыре брата под одной крышей сидят. (Стол)
16) Не крапива, а жжётся, не солнце, а печёт. (Печка)
Вывод: Загадки стимулируют умственную деятельность ребёнка, прививая вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире и раскрывает метафорические богатства русского языка.
— Когда вы были маленькими, мамы или бабушки, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная)
У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Маленькие дети? (Семеро козлят)
Я по коробу скребён,
Чьи это слова? (Колобок)
— «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано» (Хаврошечка)
— «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко)
— «Не пей, братец, козлёночком станешь» (Алёнушка)
— «Фу – фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл» (Баба Яга)
— «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)
— «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)
— «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)
— «Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Машенька)
— Сегодня на уроке мы ознакомились с малыми жанрами устного народного творчества. Возьмите в библиотеке по желанию русские народные сказки, загадки, поговорки, потешки и прочитайте их.
Источник
Урок литературного чтения на тему: «Устное народное творчество»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения( нетрадиционная форма проведения)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
«Устное народное творчество»
— глубже познакомить с жанрами устного народного творчества русского народа: былина, потешка, прибаутка, песня, скороговорка, загадка, считалка, пословица, сказка; познакомить с обычаями русского народа;
— помочь почувствовать поэтичность произведений русского фольклора совершенствовать навык выразительного чтения, артистичного чтения, учитывая напевность, поэтичность этих произведений;
— развитие эстетического чувства прекрасного;
— воспитание чувства гордости и любви к русскому народу, к его историческому прошлому, к его творчеству.
Тип урока: с элементами интегрирования. Нетрадиционный урок (соревнование, конкурс).
Оборудование: выставка книг на тему « Устное народное творчество», словарь С.И. Ожегова, плакаты с названием жанров устного народного творчества, иллюстрация репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», учащиеся в русско– народных костюмах, костюмы к иллюстрации сказки « Лиса и журавль», использование ИКТ.
Оформление класса: все дети в русских народных костюмах, рушники, самовары, «хлеб – соль»поднос «хохлома».
На доске: фольклор, фольклористы,
не красна изба углами, а красна пирогами,
потеха – потешать – потешка,
— Заходите, гости дорогие!
Посмотреть на наше представление
Предъявите хорошее настроение!
— Добро пожаловать, гости дорогие! (поклон)
Счастливо день дневать
Жить вам да молодеть
Добреть да богатеть
Откушайте наш хлеб да соль
Чем богаты, тем и рады.
(Проходит к гостям с поклоном)
И сколько бы вы не искали имён сочинителей, вы их не найдёте. Потому что всё это создавалось не одним человеком и не сразу, а на протяжении многих жизней многих людей.
Говорят дети: (на экране) устное народное творчество или фольклор (прочитать хором)
— Как вы понимаете: красны девицы, добры молодцы(ответы детей).
— Как вы считаете, с какой целью проводим этот урок.
Лучше, больше узнать как богат,
многогранен русский фольклор.
Показать гостям, как много жанров.
Знать обычаи, традиции наших предков.
Уметь представить каждый жанр в русском, народном стиле….
Учитель : оценивать ваши способности будет наше жюри : …..
Представляя жанры, помните о напевности, поэтичности, будет ещё оцениваться активность.
На экране репродукция картины В. Васнецова «Богатыри».
Былины – это своеобразные старинные народные песни, повествующие о событиях прошлых веков, о вражеских набегах, о жестоких кровопролитных битвах, которые развёртывались на российских полянах.
— Скажите, вам знакома эта репродукция? (В. Васнецов «Богатыри»)
-Назовите имена русских богатырей? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович).
-Почему художник изобразил трёх богатырей? ( число три в древности имело значение множественности).
— Трое богатырей, стоящих на заставе, как бы олицетворяют весь народ.
— Скажите как нужно читать былину?
Темп? (медленно, напевно, неторопливо)
Тон? ( торжественный, плавный, спокойный)
Гусли – старинный струйный инструмент.
— Попробуйте прочитать отрывки из былин, учитывая эти рекомендации.
2) – Представьте весёлую ярмарку. Кого там только не было! Фокусники, бродячие актёры и, конечно скоморохи с потешками и прибаутками.
Следующий жанр устного народного творчества: Прибаутки, потешки, песенки.
Опережающее задание: Значение слова потешка словарь Ожегова ( читает ученица)
— Так кто сегодня нас потешит!
На экране: потеха – потешать – потешка.
— Чем объеденены эти слова? ( они однокоренные)
Дети представляют данный жанр устного народного творчества.
Как задумал комарик жениться
Как взял себе мушку – невесту
Он неряху, неряху, неряху.
Она только по ………. летит
Из кувшинчиков сметану поедает
Полетел комарик во лесок,
Уполоз комарик на дубок.
Как поднялися буйные ветры,
Размахались, раскачались все дубочки.
Он зашиб себе буйну головку.
Прилетели мушки – дружки да во кружечек,
Стали комарика собирать во колочек,
И сделали ему коробочек
Накрыли его в три рогошки,
Положили его при дорожке
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок.
Ехал Ванюшка –дружок
Он упал, упал – лежит
Никто к Ване не бежит…
Таня с Машей увидали –
Прямо к Ване подбежали.
Прямо к Ване побежали
Да за обе руки брали
Они брали, подымали,
На коня его сажали,
В путь – дорогу провожали:
— Как поедешь ты Иван,
Не зевай по сторонам.
Зацепилась за пенёк
Простояла весь денёк.
Это жанр, который своим содержанием даёт мощный толчок к развитию воображения и юмора.
Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.
По поднебесью сер медведь лежит,
Он ушками, лапками помахивает.
Он черным хвостом принаправливает.
Небылица а лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина,
На горе корова белку лаяла,
Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина,
На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.
Мылы деточки поросяточки
По сучкам сидят, поверхам глядят,
По верхам глядят, улететь хотят.
Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.
4)Русские народные песни
Большинство народных песен связано с трудом, бытом простых людей, с обычаям и, конечно, с праздниками.
А ещё своими песнями люди старались задобрить природу, вызвать её расположение, чтобы вовремя пришло тепло, были солнце и дождь, которые помогли бы ему вырастить богатый урожай. Люди верили, что путём просьб, требований, заклинаний, обрядов они смогут повлиять на течение событий и свою жизнь, изменив её к лучшему.
Русская народная песня « На горе – то, калина»
На горе – то, калина
Ну кому какое дело, малина!
Там красные гуляли,
Ну что ж, кому дело, гуляли!
Ну что ж, кому дело, ломали!
Ну кому какое дело, ломали!
Ну что ж, кому дело, вязали!
Ну кому какое дело, вязали!
На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали!
Ну кому какое дело, бросали!
Танцуют девочки, а все остальные дети поют.
— С чего начинается каждая игра? (со считалки)
— «Кокол, бокол, шишел, вышел»;
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам – друг,
Крестовик – большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим:
Ну – ка, Машенька, води!
Завтра с неба прилетит,
Синий, синий, синий кит.
Если веришь, стой и жди,
А не веришь – выходи!
Взял Егор в углу топор,
С топором пошел во двор,
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор,
Вот и ищет до тех пор…
Тематика загадок – самая разнообразная. Загадка развивает сообразительность.
Две команды «Добры молодцы» и « Красны девицы»
Одна команда играет против другой.
а один раз умирает.(птица)
Тем больше она становится. (яма)
От горячих слез. (свеча)
Летает на воле, да не птица. (ветер)
Четыре ноги, а не ходит,
И всем сидеть велит. (стул)
Крепко станет. (молоток)
За треском плеск. (молния, гром, дождь)
7) Поддержка гостей.
— Возвратимся к жанру устного народного творчества – русские народные песни.
Исполняет папа Гриши – Николай Владимирович.(игра на баяне)
Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки.
Команды по очереди представляют этот жанр устного народного творчества.
У Павлушки – шлюпка,
Учитель: Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
— Возвращаемся к жанру устное народное творчество – русская народная песня « В деревне было Ольховке»
В деревне было Ольховке.(2раза)
Лапти, да лапти, да лапти мои
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои
Эх, лапти мои, лапти липовые
Вы не бойтесь ходите,
Тятька новые сплетёте!
Там жил- был парень Андреяшка
Полюбил Андреяшка Порашку
Он носил ей дорогие подарцы
Всё прянцы да баранцы
Не велел ему Тятька жениться…
Эх, заплакал тут наш Андреяшка.
А за ним заревела Парашка.
В пословицах много тонкого народного юмора, остроумия, народной мудрости.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют.
Тематика пословиц разнообразна: о Родине, о дружбе, о труде, об уме, о доме, о глупости, о счастье, о несчастье, о смелости, о трудности, о том каким надо быть человеку.
Знать пословицы и поговорки, уметь вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться.
— Проведем конкурс между командами.
Не смейся над старшим – сам будешь стар.
Не всяк умен, кто красиво наряжен.
Баба и кошка в избе, а мужик и собака – во дворе.
Баба с возу – кобыле легче.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Заблудился в трёх соснах.
Один в поле не воин.
Седьмая вода на киселе.
9) Русские народные сказки.
— Какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей)
За ступенькою ступенька –
А колечко на колечко –
Сядь со мною на крылечко
Русская народная сказка «Лиса и журавль»(инсценировка : сказочник, лиса, журавль, дети в костюмах)
— Издавна на Руси дорогих гостей встречали блинами, пирожками, сушёными грибами, веселыми песнями и задорными частушками. Следующий жанр русского народного творчества ….частушки!(дети хором)
Дети поют частушки.
Учитель: я думаю, что сегодняшний разговор о жанрах устного народного творчества получился живой и интересный. Можно было бы еще поговорить о таком виде устного народного творчества как причитаниях или закличках, которым более 100 лет.
Дождик, дождик веселей
Божья коровка, улети на небо
— Это пришло к нам от наших предков.
Но хороша веревка длинная, а речь короткая.
Необъятное объять невозможно.
— Хочу задержать ваше внимание на том, что есть такие ученые – фольклористы, которые специально собирают сказки, загадки, частушки, а потом всё это появляется в книгах, публикуются.
— Вот такими книгами вы пользовались при подготовке у уроку.
Спасибо вам! Я очень довольна. Вы чудесно, здорово представили жанры устного народного творчества. И если мы хотя бы чуть- чуть потешили и развеселили наших гостей – это и будет наивысшей оценкой нашей работы, нашего труда.
Источник