1 съезд народных депутатов принял декларацию о государственном суверенитете

Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.

Декларация
о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
от 12 июня 1990 г.

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

— сознавая историческую ответственность за судьбу России,

— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

— выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

ГАРАНТ:

Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР см. Закон РСФСР от 31 октября 1990 г.

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

Источник

Как на I съезде народных депутатов РСФСР появилась декларация «О суверенитете»

Первый съезд народных депутатов РСФСР проходил с 16 мая по 22 июня 1990 года. Депутаты избрали Бориса Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР и приняли Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». Прошло 30 лет. Это — уже история. Пора извлекать уроки.

Об этих событиях в прямом эфире программы «Точка зрения» видеостудии Pravda. ru рассказал непосредственный участник событий — делегат съезда, с 1993 по 1996 год руководитель Администрации Президента России, ныне — президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, президент Международного фонда защиты от дискриминации, председатель совета Конгресса интеллигенции Российской Федерации Сергей Филатов.

— Принятие Декларации «О государственном суверенитете России» 12 июня 1990 года у нас отмечается как государственный праздник, соответственно, скоро будет 30-летний юбилей. Сергей Александрович, до этого созывался Верховный Совет РСФСР. Как, у кого возникла идея собрать Съезд народных депутатов? И главное — с чем это связано, почему понадобился новый формат?

— Эта идея принадлежит Михаилу Сергеевичу Горбачеву. Он с Верховного Совета Союза ССР начал демократические преобразования, стал по-новому организовывать государственное устройство. Правда, у него не хватило духу в Верховном Совете Союза провести всенародные выборы, как это сделали в Верховном Совете Российской Федерации.

Значит, у нас появилась палата Съезда народных депутатов, которой принадлежали все полномочия на территории Российской Федерации, это стал высший орган власти России. Верховный Совет, который подчинялся Съезду, впервые стал работать на постоянной основе. Более того, депутаты самостоятельно готовили законопроекты, самостоятельно их принимали, никаких подсказок, скажем, из ЦК или откуда-то еще не было.

Тогда впервые в истории в России прошли действительно свободные демократические выборы. Это значит, не было ни одного округа, в котором был бы всего один кандидат. Всего баллотировалось 80 с лишним тысяч кандидатов в депутаты, на Съезд было избрано в конечном итоге 1060 человек. В среднем получается 7 человек на место в депутатском корпусе.

Это была отличительная черта этого Съезда. Не было явных помех при выборе депутатов на Съезд народных депутатов. В конечном итоге коммунистов было избрано почти 87 процентов. Но парадокс! — Несмотря на это, большинства у коммунистов в Верховном Совете не было!

Немножко позже были созданы депутатские фракции. У фракции партии «Демократическая Россия» там было порядка 30%. И у коммунистов — примерно такая же численность. Также образовались депутатские фракции аграрников и «Смена — Новая политика», это — наша молодежь, которая была в депутатах и очень активно работала. Кроме этого еще был ряд групп, которые не вошли во фракции, но также работали. Они готовили свои предложения и представляли их на голосование.

Еще за месяц до Съезда многие депутаты были вызваны в Москву. Было организовано шесть депутатских групп, которые заранее готовили различные вопросы к Съезду, которые там реально обсуждали. Это тоже была отличительная особенность.

Раньше всем делегатам, которые приезжали на Верховный Совет, сразу выдавались уже готовые документы в папках. Им оставалось только проголосовать, поддержать предложения, которые в основном исходили от аппарата Верховного Совета или из ЦК КПСС.

Читайте также:  Варроатоз пчел лечение народными средствами

Но эта практика уже во время подготовки Первого съезда была сломана. Съезд работал в напряженном режиме. Это была внутренняя очень ожесточенная борьба, потому что были совершенно разные политические позиции у тех, кто был в разных фракциях.

Аграрники боролись за то, чтобы сохранить статус-кво и помощь колхозникам, коммунисты боролись за сохранение всего режима советского, «Демократическая Россия» боролась за то, чтобы преобразовать страну — как экономику, так и политическую систему страны.

Не случайно появилась декларация «О суверенитете», потому что у нас была немножко тупиковая ситуация после выборов председателя Верховного Совета. Для того, чтобы принимать новые законы, необходимо было менять Конституцию. Но просто так менять Конституцию по тогда существовавшим правилам было невозможно. Поэтому и была принята эта декларация.

Суверенитет подразумевался не в мире, на международной арене, а внутри Советского Союза, потому что встал вопрос о том, что по факту Россия не является самостоятельным суверенным государством внутри Союза.

В декларации «О суверенитете» даже появился пункт, что законы, принимаемые Верховным Советом Союза ССР, действуют на территории России только после их одобрения Верховным Советом Российской Федерации.

Этот пункт выскочил не просто так — его спровоцировала центральная власть Союза. Когда готовились подписывать федеративный договор, ей была дана команда включить в состав подписантов федеративного договора автономные республики РСФСР.

Это, конечно, очень сильно возмутило депутатов, поэтому практически все сразу сказали: если ваша союзная власть хочет распоряжаться регионами Российской Федерации, то мы хотим, чтобы это делалось только с согласия Съезда или Верховного Совета народных депутатов.

Много было исторических решений принято на этом Съезде, но основная борьба, конечно, шла за выборы Бориса Николаевича Ельцина, потому что мы понимали, если будет Власов или кто-то еще от коммунистов, то никаких преобразований не будет. А нам необходимо было многое преобразовывать, прежде всего — экономику и политическую систему.

Беседовал Олег Артюков

Подготовил Юрий Кондратьев

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

30 лет Декларации о государственном суверенитете РСФСР

30 лет назад, 12 июня 1990 года, I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Сегодня этот день называется Днём России. В Архиве Президентского центра Б.Н. Ельцина хранятся материалы этого съезда, в том числе шесть вариантов текста декларации, которые отражают разные этапы работы над этим документом.

I Съезд народных депутатов РСФСР, решения которого повлияли на формирование нового российского государства, заседал с 16 мая по 22 июня 1990 года. Вопрос о суверенитете был одним из основных в повестке съезда. Идея суверенитета РСФСР поддерживалась блоком «Демократическая Россия», но разные проекты политического и экономического суверенитета выдвигали как демократически настроенные депутаты, так и общесоюзные власти, а итоговую Декларацию поддержало абсолютное большинство депутатов. Суверенитет воспринимался как инструмент решения экономических и политических проблем: обновления политической системы, создания новой легитимности власти, сохранения СССР, улучшения межнациональных отношений, реформирования экономики. Этот широкий спектр вопросов, волновавших общество – от создания гражданской нации, правового государства до решения экологических проблем – влиял на выбор тех или иных формулировок в предлагавшихся вариантах текстов декларации. Формулировки разных версий в один текст сводила редакционная комиссия съезда. В ходе заседаний формулировки обсуждались и выносились на всеобщее голосование. Выбор конкретного слова влиял на то, какое будущее фиксировала декларация – например, считали ли ее авторы, что РСФСР будет самостоятельным государством или субъектом СССР как федерации или конфедерации.

Шесть вариантов текста Декларации о суверенитете РСФСР. Скачать PDF

Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина

В Архиве Президентского центра Б.Н. Ельцина сохранились и другие документы I Съезда, в частности, из личного архива Бориса Ельцина, которые отражают борьбу разных политических позиций на съезде. Черновые и чистовые тексты выступлений Бориса Ельцина, проекты разного рода деклараций, записки, которые Ельцину как кандидату в председатели Верховного Совета направляли другие депутаты. В записках Ельцина критиковали или поддерживали, спрашивали об ожидаемых экономических реформах, отношении к КПСС и социализму, о федеративном устройстве РСФСР и государственном суверенитете. Эти материалы в Архиве Президентского центра Б.Н. Ельцина составили фонд № 1.

Источник

День России. Как 30 лет назад была подписана декларация о суверенитете РСФСР

12 июня 2020 года — 30 лет со дня принятия Декларации о государственном суверенитете России. Это эпохальное событие произошло не по прихоти тогдашнего российского руководства, а по велению времени и народа.

Провозглашенная Михаилом Горбачевым гласность и демонтаж партийной системы привели к обострению межнациональных конфликтов и подстегнули стремление советских республик к самостоятельности. К лету 1990-го в столкновениях народов друг с другом и с военными проливается кровь в Сумгаите, Баку, Тбилиси. Декларации о суверенитете принимают прибалтийские республики и Грузия, все громче их заявления о выходе из «тюрьмы народов» — СССР.

Вместе с тем вслед за падением нефтяных цен растет дефицит государственного бюджета, сокращаются золотовалютные резервы, стремительно падают объемы производства, выпуск продовольствия и промтоваров, расцветает «черный рынок», нарастает инфляция, обесцениваются доходы и накопления граждан. Западные банки отказывают в продолжении кредитования, экспортеры — в поставках продовольствия, в том числе зерна.

В этой ситуации естественно, сам собою рождается проект «Россия». Идея самостоятельности, самоопределения захватывает не только политические элиты РСФСР, но и подавляющее большинство населения. Именно тогда образуется субъект «граждане России». Вспомним, как это было.

По дороге к высшей власти

Принятию Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики предшествовали мартовские выборы первого подлинно независимого, профессионального российского парламента. Процедура выборов — свободнее, чем порядок избрания союзного парламента — Съезда народных депутатов СССР: никаких квот для членов КПСС, общественных организаций, народный контроль за проведением голосования (впрочем, дело не только в демократичности организаторов, но и в том, что у России просто нет собственной компартии или Академии наук). В подавляющем большинстве округов выборы проходят на альтернативной основе.

Программа Бориса Ельцина, основного претендента на пост председателя Верховного Совета РСФСР, — калька программы Межрегиональной депутатской группы, оппозиционной фракции на союзном Съезде, сопредседателем которой является Борис Николаевич: против монопольной власти КПСС, непосредственного вмешательства партийного руководства и аппарата в государственную, экономическую и общественную жизнь страны, за свободу политических организаций и их равенство; за рыночные реформы, самостоятельность предприятий, частное право на землю; против подчинения советских республик союзному центру, за свободное объединение суверенных республик, добровольно делегирующих функции Кремлю.

Читайте также:  Келоидный рубец народные средства

В качестве кандидата недавний свердловчанин Ельцин выбирает беспроигрышный для него округ № 74, куда входят Свердловск и соседний Первоуральск.

В ходе избирательной кампании предвыборная программа дополняется существенными пунктами: принять на референдуме Конституцию РСФСР, которая гарантирует частную собственность, гражданские права, многопартийность, и учредить Конституционный суд республики, провести всенародные выборы президента России, разделить исполнительную, законодательную и судебную ветви власти; создать Госбанк РСФСР и развивать систему коммерческих банков, законодательно закрепить республиканскую собственность и остановить перекачку средств, заработанных Россией, в союзный бюджет и другим республикам; вести самостоятельную внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, заключать прямые договоры РСФСР с другими советскими республиками и зарубежными странами. При этом Ельцин неоднократно подчеркивал это и во время, и после выборов: речи о выходе РСФСР из состава Советского Союза не шло.

Осознавая беспрецедентную популярность Бориса Николаевича, свердловская партийная номенклатура не рискует оказывать ему существенного сопротивления. Примечательные факты: уже через день после приезда в Свердловск он встречается с руководителями крупных партийных организаций города, встреча проходит в горкоме КПСС. Обком предлагает ему разместить свой избирательный штаб в лучшей гостинице города — «Октябрьской». Правда, опытный и осторожный Ельцин предпочтет обычную меблированную квартиру. На встречах Ельцина с избирателями залы — битком. Если позволяют технические условия, на улицу выводят трансляцию. По результатам выборов 4 марта Ельцин ожидаемо одерживает победу: свое доверие ему оказали 84% проголосовавших.

В целом по России депутатский корпус обновился на 94%, причем лишь 16 депутатов — старше 60 лет. Мандаты кандидатов от реформаторского блока «Демократическая Россия» и от консервативного блока «Коммунисты России» распределились практически поровну: по 400-450 голосов. Борьба на Первом Съезде народных депутатов РСФСР, открывшемся 16 мая, пошла за голоса «непримкнувших».

Победа на волоске

Стремясь не допустить избрания Бориса Ельцина спикером российского парламента, то есть главой РСФСР, горбачевское Политбюро ЦК КПСС пытается перехватить у него политическую инициативу. Председатель республиканского Совета министров Александр Власов, намеченный соперником Ельцина, в речи на съезде тоже призывает к утверждению российского суверенитета, к разграничению с союзным центром собственности и полномочий («наша позиция — все, что находится на территории России, целиком и полностью должно принадлежать ее народам»). За оформление суверенитета и взаимовыгодные отношения с Центром выступает и Виталий Воротников — член Политбюро, предшественник Власова на посту российского премьера и, до мартовских выборов, председатель Верховного Совета РСФСР.

Однако прием не прошел. Выступление Ельцина конкретнее и радикальнее: основу республиканской собственности, которая используется исключительно в интересах России, должны составить «земля, недра, воздушный бассейн, лесные, водные и другие природные ресурсы, предприятия, вся производимая продукция, весь научно-технический и интеллектуальный потенциал», Россия сама должна решать, какие функции и собственность передавать Центру, союзные акты не должны противоречить Конституции и законодательству РСФСР. В то же время Ельцин заверяет, что готов к деловому и плодотворному сотрудничеству с Горбачевым: как говорится, «ничего личного».

Михаил Горбачев, незадолго до этого избранный народными депутатами СССР первым советским президентом, при этом оставаясь генеральным секретарем ЦК КПСС, полновластным руководителем державы, прибывает на Съезд, клеймит отступника Ельцина и… добавляет тому политических очков. В первом туре выборов спикера российского парламента Александр Власов проигрывает. Но и Ельцин не набирает необходимого для победы числа голосов.

Перед следующим туром голосования Кремль меняет тактику и выставляет против него одиозного партийного функционера, ярого противника реформ, ортодоксального секретаря Краснодарского обкома партии Ивана Полозкова (вскоре он возглавит созданную Коммунистическую партию РСФСР). Но и Полозков дважды проигрывает Ельцину. Политбюро возвращается к кандидатуре более умеренного Власова. Депутатов-коммунистов вызывают в Кремль и «накачивают» дисциплинированно голосовать за него, Горбачев лично приезжает на «инструктаж» перед отлетом в Канаду.

Не помогает и это. Из гостиницы «Россия» на заседания Съезда депутаты идут сквозь толпу, которая проводит им свой «инструктаж», требуя избрания Ельцина. 29 мая Борис Николаевич становится председателем Верховного Совета РСФСР, при необходимых для этого 532 голосах он получает 535. Судьба, как много раз в жизни Бориса Николаевича, висела на волоске. «Раздался гром оваций, и десятки телекамер, сотни глаз обратились на Ельцина. Он встал с места — две-три секунды растерянности — и, сопровождаемый аплодисментами, прошел в президиум и занял кресло председательствующего», — вспоминал депутат из Свердловска Владимир Исаков.

12 июня новый председатель поставил свою подпись под Декларацией о государственном суверенитете РСФСР. Именно ее принятие абсолютным большинством депутатов (907 — за, 22 — против и воздержались) стало настоящей кульминацией Съезда: идею суверенитета («в составе обновленного Союза ССР») поддерживали народные избранники всех направлений.

500 дней до счастья

Разразившийся вскоре после этого острый политический конфликт между союзным и российским руководством показал: Декларация была жизненно необходима России. Советский Союз шел прямой дорогой к экономическому банкротству, а советский народ — к нищете и голоду. В дефиците все — продукты питания, даже хлеб, мыло и стиральный порошок, одежда и обувь. В стране уже несколько лет действовала карточная система: на месяц — полкило мяса и муки, 300 граммов макаронных изделий, 130 граммов мыла… Чтобы отоварить «талоны», люди выстраивались в огромные очереди, но часто уходили ни с чем.

В городах — Москве, Ленинграде, Ярославле, Свердловске и других — начались водочные и табачные бунты.

Люди сминали милицейские заслоны, блокировали улицы, жгли костры, грабили магазины. Первый секретарь Ленинградского обкома Борис Гидаспов признавался: «Утром еду на работу — смотрю на хвосты [очередей] в сто, тысячу человек и думаю: вот трахнет кто-нибудь по витрине — и в Ленинграде начнется контрреволюция, и мы не спасем страну». В Челябинске «трахнули»: в ходе беспорядков, длившихся несколько дней, озлобленные горожане разгромили Курчатовский райисполком, закидали булыжниками и разломали несколько автобусов и троллейбусов.

Лидерам России спасение виделось в программе рыночных реформ «Мандат доверия на 500 дней» (затем укрепилось сокращенное название — «500 дней»), которую разработала команда академика Станислава Шаталина и 38-летнего экономиста из аппарата Совета министров СССР Григория Явлинского. Программа предусматривала: освобождение цен, денежную и налоговую реформу, сокращение государственных дотаций неэффективным предприятиям, приватизацию мелких и средних предприятий, куплю-продажу земли. При сохранении единой оборонной политики, единого экономического союза и единой валюты советских республик.

Программа была поддержана значительной частью российских депутатов. Явлинский стал заместителем председателя правительства РСФСР (которое, к слову сказать, постановлением Ельцина было выведено из подчинения Совету министров СССР) и возглавил Государственную комиссию по экономической реформе. В конце июля программу поддержал и Михаил Горбачев. На встрече с президентом СССР Борис Ельцин выразил уверенность, что к реализации «500 дней» присоединятся и другие республики. «Экономика России теснейшим образом была интегрирована в экономику Союза. Во многих случаях Россия выступала как начальное звено в технологической цепочке производства продукции, обеспечивала Союз металлом, лесом, нефтью и газом, а заключительные стадии производства осуществлялись в других союзных республиках. Разрыв экономических связей с ними был чреват ухудшением экономического положения России», — объясняют заинтересованность Ельцина авторы его биографии «Человек перемен».

Читайте также:  Какие книги можно поставить на выставку устное народное творчество

Вместе с тем новоизбранный председатель российского парламента выдвинул условие: осуществление реформ должен взять на себя специальный объединенный комитет при президенте СССР, так как правительство (еще одного бывшего свердловчанина) Николая Рыжкова скомпрометировало себя некомпетентностью, нерешительностью и бездействием и на преобразования неспособно.

Никаких компромиссов

«Медовый месяц» Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, как и положено по срокам, длился до конца августа. Политбюро и лично Николай Рыжков «насели» на президента-генсека: Ельцин готовит мятеж, стремится свергнуть Горбачева и захватить власть в СССР, свернуть с социалистического пути (для Михаила Сергеевича «социалистический выбор, сделанный в 1917 году», оставался неприкосновенной святыней). Противоположная версия: Ельцин идет к разрушению Союза. Определенная подоплека в подозрениях и обвинениях была: в своих выступлениях Ельцин заявлял, что после подписания нового Союзного договора положение президента СССР сведется к «роли британской королевы».

Принципиальное политическое отличие: программа Шаталина-Явлинского говорила о реформах «снизу», по инициативе республик и в формате их конфедерации, то есть «союза суверенных государств»; альтернативная ей программа Рыжкова и академика Леонида Абалкина ставила республики под привычный диктат союзного правительства, в рамках фактически унитарного «союзного» государства: по логике Рыжкова и Абалкина, в ведении Союза оставались оборона, граница, госбезопасность, оборонная промышленность, внешняя и внешнеэкономическая политика, таможня и экспорт, обеспечение прав и свобод человека, экономического развития, владение золотым запасом и алмазным фондом, единая финансово-кредитная система, денежное обращение и ценообразование, космос, системы коммуникаций, научно-технический прогресс, сохранение природной среды, предотвращение и преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Премьер Рыжков требовал сохранить федерацию, «укрепить исполнительную власть по вертикали», пойти «на всю полноту президентской власти», «выдвинуть чрезвычайные предложения». «Противно смотреть, с каким придыханием дикторша произносит имя Ельцина! Убрать половину людей с телевидения! Из газет повыгонять всех этих! Нужно показать власть! Снимать и снимать тех, кто ее подрывает, кто не выполняет ее решений! Иначе дождемся того, что нас в лучшем случае расстреляют, а в худшем — повесят на фонарных столбах», — горячился он на заседании Президентского совета.

В конце концов Горбачев в присущей ему манере «компромисса» распорядился «скрестить» программу «500 дней» с куда более умеренной и осторожной, с сохранением принципов плановой экономики, программой Рыжкова-Абалкина, которая уже была представлена Верховному Совету СССР. При этом, например, о частной собственности на землю в программе президента-социалиста, сделавшего первые трудовые шаги в колхозе, не было ни слова.

Ельцин охарактеризовал решение Горбачева как попытку «соединить амперы и километры».

Это невозможно, отрезал российский лидер. Союзные ведомства «откровенно саботируют» разграничение союзной и республиканской собственности, аргументировал он, «стремятся любой ценой сохранить контроль над материально-техническими ресурсами и продовольствием, чтобы продолжать распоряжаться ими». «Корпоративный интерес чиновников оказывается выше интересов России… Главные усилия Центра направлены на то, чтобы не допустить укрепления экономической основы нашего суверенитета», — рубил глава России.

При этом, подчеркивал Ельцин, РСФСР производит 60% союзного ВВП, субсидирует союзный бюджет на 30 млрд долларов в год, а по уровню жизни находится на последнем месте среди всех союзных республик, России достаются крохи от экспорта российских предприятий. Украина и Белоруссия — члены ООН, а Россия — нет. Даже собственных телевидения, радио, информагентства нет у России.

11 сентября парламент России утвердил программу «500 дней» (а через месяц, в ситуации накаляющегося противостояния, призвал поддержать ее и граждан России). Началась «война законов»: Центр отменял республиканские, российские власти не признавали союзные. И Декларация о государственном суверенитете РСФСР сыграла здесь решающую роль: «россияне» опирались на легитимный юридический документ, одобренный всенародно избранными депутатами. И хоть до настоящей реализации программы «500 дней» так и не дошло, благодаря своему суверенитету Россия сумела защитить себя от посягательств «старомодного» союзного правительства.

Сепаратизм не пройдет

Вслед за провозглашением суверенитета России о своих суверенитетах стали заявлять не только союзные республики (в хронологическом порядке — Молдавия, Украина, Узбекистан, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан, Казахстан), но и автономии внутри РСФСР: Карелия, Татарстан, Удмуртия, Якутия, Башкирия, Бурятия, Калмыкия, Марийская, Чувашская автономии, Адыгея, Корякский, Коми-Пермяцкий, Горно-Алтайский и Ямало-Ненецкий АО. Некоторые возжелали участвовать в разработке и заключении нового Союзного договора наравне с «большими» республиками.

Кремль и Политбюро охотно подогревали эти амбиции. Еще 26 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял закон, по которому автономии в своем статусе вставали в один ряд с союзными республиками и, таким образом, выходили из подчинения им. Осуществление этого закона грозило развалом России, но зато давало дополнительную надежду на сохранение СССР и действующего советского руководства.

Летом, в ходе трехнедельной поездки по России, от Камчатки и Воркуты до Поволжья, Борис Ельцин неоднократно сталкивался с проявлениями национализма и сепаратизма.

В Казани его встретили с плакатом «Мы в Россию не входили!» В тот же день Ельцин произнес ставшее легендарным: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить!» Чуть позже те же слова он произнес в Уфе. И так, образно говоря, потушив огонь пожаром, спас Россию от возможного распада.

В интервью публицисту Олегу Морозу Геннадий Бурбулис, тогда — ближайший соратник Ельцина, пояснил: «Мы не можем ничем помочь республикам. У нас нет ни денег, ни ресурсов. Единственное, что мы можем дать руководителям республик — что-то такое, что могло бы стимулировать у них внутреннюю мотивацию для самостоятельного поиска путей выживания. Этим „что-то“ и была идея суверенитета».

Декларация о государственном суверенитете РСФСР и здесь выступила краеугольным камнем, поскольку наряду с расширением прав регионов провозглашала территориальную целостность республики и примат российских законов над союзными.

Использованы материалы книг:

— М. Зезина, О. Малышева, Ф. Малхозова, Р. Пихоя, «Человек перемен. Исследование политической биографии Б. Н. Ельцина», Москва, издательство «Новый хронограф», 2011,
— Т. Колтон, «Ельцин», Москва, издательство «КоЛибри», 2013,
— Б. Минаев, «Ельцин» (серия ЖЗЛ), Москва, издательство «Молодая гвардия», 2014,
— О. Мороз, «Крах большевистской империи», Москва, издательство «Политическая энциклопедия», 2016.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector