10 июля что за день по народному календарю

Народные приметы 10 июля 2020 года в день памяти святого Самсона Странноприимца

Москва, 11.03.2021, 00:58:32, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.

На 10 июля приходится праздник православных христиан – день, когда церковь вспоминает о деяниях святого Самсона Странноприимца. Еще древние славяне по случаю торжества старались проснуться до рассвета, чтобы обратиться с молитвой к своему небесному покровителю с просьбой о хорошей погоде. Ведь благодаря погожим, солнечным дням можно было ожидать хороший урожай кормовых культур, чтобы зимой скотина не жила впроголодь. В свою очередь, частые дожди могли намочить сено, которое уже не было пригодно к использованию в хозяйстве. Мокрое и гнилое, оно уже не могло использоваться для кормления скота.

Что запрещено делать в День Иоанны Мироносицы 10 июля

Народные приметы 10 июля 2020 года

10 июля: традиции и обычаи дня

Начинается пора кошения сена, поэтому в день Самсона крестьяне всех возрастов выходили на поля. Они старались справиться с покосом, ведь если погода изменится, и придут дожди – сено испортится и будет непригодным к сбору, а иногда и вовсе сгниет. Важно, чтобы перед сбором урожая сено вобрало в себя максимум солнца. В таком случае, растение получит особый аромат и сохранится в течение всей зимы.

Прежде, чем приступать к работе на земле, крестьяне старались обратиться с молитвами к святому Самсону, чтобы тот на какое-то время уберег землю от дождя. Это позволяло собрать весь урожай и высушить травы.

В цвету трава – косить пора.

На траве роса – легче ходит коса.

На острую косу много сенокосу.

С косой в руках погоды не жди.

Не хвались травой – хвались сеном.

Вскоре наступает пора сенокоса, поэтому в народе говорили, что к этому дню следовало ладить серпы да косы. Имя святого Самсона, которого в Руси называли покровителем этого дня, переводилось с древнееврейского языка, как «солнечный». В народе это торжество также называли «сеногноем». Считалось, что если в этот день начинались дожди, они могли продлиться до самого наступления осени.

Посвящали Самсонову дню народную поговорку, которая чем-то напоминала загадку: «На Самсона сено зелено – каша черная; сено черное – каша белая». Она имела свой подсмысл. Крестьяне таким образом говорили о том, что сухая погода способствовала высушиванию сена. Вместе с тем, растение сохраняет зеленый цвет. Также хорошо родится гречиха, благодаря которой получают черную кашу. Если же на улице «стоит» дождливая погода, сено погибает и чернеет. Но при этом, наблюдается хороший урожай проса. Последнее служит ингредиентом для «белой» пшеничной каши.

На праздник Самсона в Древней Руси принято было с особым почтением встречать странников. Их зазывали к себе в гости, кормили, и оставляли на ночлег. Кроме этого, среди богатых людей существовала традиция в этот день делиться своими пожитками с нищими и нуждающимися. Считалось, что чем большим они поделятся с окружающими, тем больше удастся заработать в течение всего года. В некоторых регионах страны на праздник Самсона в церковь вели лошадей, чтобы окропить их святой водой. Подобный ритуал должен был защитить домашних животных и придать им сил перед наступающими полевыми работами. Также церковная вода помогала защитить скот от сглаза.

Источник

Народный календарь на 10 июля

Приметы и народные праздники на 10 июля

Прп. Сампсона странноприимца. Прав. Иоанны мироносицы. Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского. Прп. Севира пресвитера. При. Серапиона Кожеезерского. Прп. Мартина Туровского. Прп. Георгия Иверского, Святогорца (Груз.). Соборы Вологодских прпп. отцов, Новгородских, Белорусских, Псковских, Санкт-Петербургских святых (перех.).

Святой Сампсон родился в Риме, в богатой и знатной христианской семье. С юности он сострадал больным и потому стал врачом. Он не только лечил больных, но и, не жалея сил, ухаживал за ними. За богоугодную жизнь и самоотверженное служение ближнему Патриарх Константинопольский рукоположил врача во священники. Заболевшему серьезно императору Юстиниану I (правил с 527 по 565 г.) по молитве был явлен облик священника, который его исцелит. Им оказался Сампсон. Излечив императора, Сампсон вместо награды попросил построить дом для странников и немощных. Преподобный до конца своих дней (скончался около 530 г.) служил в нем. Он и по смерти вразумлял нерадивых начальников. Так, он явился одному во сне и за небрежность в службе избил его жезлом. Тот проснулся в синяках, расслабленный и немой. Лишь после усердной молитвы к преподобному Сампсону он получил исцеление и дальше служил исправно.

Собор во имя преподобного Сампсона странноприимца — один из стариннейших храмов Санкт-Петербурга. Строительство его было завершено в 1740 году, находится храм недалеко от того места, где по повелению Петра I в 1715—1718 годах была сооружена деревянная церковь в память победы под Полтавой, одержанной 27 июня 1709 года, в день святого Сампсона.

В самом разгаре сенокосная страда. Крестьяне всегда торопятся управиться с сеном, потому что вдруг ненароком погода изменится, польют дожди и испортят не успевшее высохнуть сено или вовсе погубят его. Да и не вобравшее в себя достаточное количество солнца, не «прожаренное», как следует, солнечными лучами сено утрачивает свой аромат и вкус, хуже хранится и пр. Кроме того, буквально «наступает на пятки» мужику и хлебная страда. Не случайно, к этим дням относится поговорка-наставление: Ладь косы и серпы.

На очереди и вторая вспашка полей, оставленных под пар. Большая часть пара пойдет под озимую рожь, остальная будет засеваться весной яровым хлебом.

По иронии судьбы, покровителя этого дня, святого Сампсона, чье имя в переводе с еврейского означает «солнечный», русский народ прозвал «сеногноем».

На Самсона дождь — через семь недель то ж.

На Самсона-сеногноя дождь — до бабьего лета мокро.

В народном месяцеслове к Сампсоньеву дню приурочены поговорки (собственно, одна поговорка, в вариантах), напоминающие загадку. Во всяком случае, для человека, далекого от сельского хозяйства, от хлебопашества, они требуют комментария.

Читайте также:  Глазные капли народные рецепты

На Самсона сено зелено — каша черная; сено черное — каша белая. Вариант: Когда сено уберется черное, то блины будут белые.

Смысл этих поговорок в следующем: при сухой погоде сено хорошо сохнет, сохраняя зеленый цвет, и родится гречиха, каша из которой — темная, «черная». При затяжных дождях сено гибнет, загнивает, приобретает черный цвет; зато хорошо растет просо, из которого варится «белая» пшенная каша и пекутся «белые» блины [Рыженков, 50].

Если зарядили дожди, ребятишки обращались к солнышку, пытаясь своими песенками-закличками возвратить хорошую погоду:

• Дождь пойдет, сенцо подмочит,

Будет тятенька ругать —

Помоги-ка, мой хороший,

Мне зародец дометать.

• Частый дождик поливает,

Меня милый вспоминает:

На сенокосе, бедную.

Грибы в берестечко,

Поставлю на дубочке

В зеленом горшочке.

Не пролейся, горшок!

В Сибири этот день известен как «Никола обыденный». В Тобольске середины XIX века приводили лошадей к церкви Рождества Богородицы, служили молебен и после этого кропили лошадей святой водой [Сахаров, 285].

Источник

10 июля – традиции, народные приметы, ритуалы и обряды в день Самсона Сеногноя

10 июля (27 июня по старому стилю) – Самсон-сеногной, день Самсона.

Согласно церковному календарю, в эту дату верующие вспоминают Сампсона Странноприимца – покровителя бедных, священника и врача, жившего в конце IV века.

В народе, по традиции народного календаря, 10 июля отмечают Самсона-сеногноя, названного так потому, что с этого дня обычно приходят ливни, из-за чего сено начинает гнить.

У крестьян на Руси 10 июля было принято водить лошадей в храмы, где окропляли их лопухами, смоченными святой водой, чтобы у животных было много сил и энергии перед повторным вспахиванием полей, которые после оставляли на пар.

В Самсонов день был разгар сенокоса, поэтому на полях работали все – и взрослые, и дети. Крестьяне волновались и не хотели, чтобы погода резко не поменялась, – если начнутся дожди, они могут подпортить неподсохшее сено или вовсе погубить его. А ведь так важно, чтобы оно вобрало в себя как можно больше солнца, к тому же, хорошо просохшее сено лучше хранится.

Земледельцы, прежде чем приступать к работе, обязательно обращались к Самсону, чтобы он не торопился с дождями, и была возможность, не волнуясь, убрать и высушить травы.

Часто 10 июля старики приговаривали такую присказку, что если на Самсона «будет сено зеленым, то тогда каша станет черной, а если же сено черно, то каша бела».

Объяснялось это тем, что по приметам, если сено зеленое, то ожидается урожай гречихи, а каша из нее получается черная, а если начнутся дожди, то сено станет гнить и чернеть. Зато такая погода благоприятствует росту проса, из него готовят пшеничную светлую кашу.

Традиционно, в день Самсона-сеногноя почитали странников. Их обязательно звали в дом, чтобы угостить ужином и оставить на ночлег.

Среди зажиточных крестьян было принято сегодня давать нуждающимся милостыню, поскольку было поверье, что чем больше подашь 10 июля, тем больше будет прибыль.

На Самсона обычно расцветал лопух, который срывали родители и били им ребятишек, приговаривая: «Не будь лопухом», – три раза. Считалось, что тогда ребенок будет расти умным.

Женщины сегодня готовили специальный пояс из сена, который можно было надеть при радикулите, растяжениях или других болях в спине.

Девушки в день Самсона-сеногноя проводили разные обряды и ритуалы на красоту и молодость, читая заговорные слова.

Обряд, чтобы не стареть 10 июля нужно было взять немного сена, лечь на него лицом и сказать такие слова заговора:

«Как сено зелено да молодо, так и я буду вечна, красива и молода. Никуда не денется моя красота».

После этим сеном обсыпались и ночевали на сеновале.

Утром умывались росой и утирались подолом своего платья.

Приметы на 10 июля в день Самсона Сеногноя

✦ Если 10 июля дождит, то по приметам, такая погода продлится до бабьего лета.
✦ Засуха грядет, если в день Самсона кучевые облачка с севера плывут, ненастье – если с запада.
✦ Через два дня дождь пойдет, если 10 июля на конском щавеле липкие капли сока виднеются.
✦ На Самсона погожий день, – примета, что такая погода еще два месяца будет.
✦ По примете, если цветки вьюнка в день Самсона-сеногноя неожиданно закрылись, – скоро дождь пойдет.
✦ Радуга, расположившаяся поперек реки, ясный день предсказывает.
✦ Если стрекозы 10 июля сильно шуршат крылышками и летят рывками, – значит, по приметам, ожидается ненастье.
✦ Злые пчелы предсказывают засуху.
✦ Рожденные в этот день – домовитые, они очень хорошие хозяева.

Источник

Июль. Народные праздники и приметы июля

Месяц назван так древними римлянами в честь Юлия Цезаря. На Руси его называли «липец» (т. к. в это время цветут липы), «грозовик», «страдник», «жарник», «сенозарник».

ПРИМЕТЫ ИЮЛЯ

Июль — макушка лета: устали не знает, все прибирает.

Июль — краса лета, середка цвета.

Всем лето пригоже, да макушка лета тяжела.

Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам пробежал.

В июле на дворе пусто, да в поле густо.

В июле хоть разденься, а все легче не будет.

Хоть в июле душно и жарковато, а расставаться с ним жалковато.

Июль — грозник, молнии мечет, дубы калечит. Июль косит и жнет, долго спать не дает. Приметы июля:

Утром туман стелется по воде — к хорошей погоде. Если утром трава сухая — к ночи ожидай дождя.

Зеленоватая окраска луны — к наступлению сильной засухи.

Если тучи пошли по небу полосами — к дождю.

1 июля

День Федула.

Федул на двор заглянул — пора серпы зубить, к жнитву готовятся загодя.

Луна рогами влево — к хорошей погоде, рогами вниз — к пасмурной.

2 июля

День мученика Зосимы. Святой Зосима — покровитель пчел: цветы пчеле растит, в цветы меду на­ливает.

Зосима — пчелы мед припасают. Приметы этого дня:

Если пчелы торопятся к своим ульям — скоро быть дождю.

Пчелы становятся злее и чаще жалят — перед за­сухой.

Пчелы сидят на стенках ульев — к сильной жаре.

3 июля

День священномученика Мефодия, пере­пелятника. Праздник охотников. Паутинный день, погодоуказатель. Пауки помогали крестьянину предугадывать погоду за два-три дня: перед непогодой они не раскидывают своих сетей, а сами уничтожают сотканную паутину и прячутся в щели. Если же пауки снова принимаются за работу, это предвещает перемену погоды к лучшему.

Были и другие приметы:

Если муравьи прячутся в кучи — жди сильного ветра, дождя, грозы.

Лягушки расквакались и по суше прыгают — перед дождем.

Читайте также:  Если пропало обоняние что делать народные средства

Если на Мефодия дождь, то будет идти сорок дней.

Радуга, в которой больше красного, облака красные до восхода солнца — к разорению; радуга зеленая — к прибыли.

4 июля

Сова на доме — к безденежью.

5 июля

Душно — к хорошей рыбалке.

6 июля

День Аграфены-купальницы, память му­ченицы Агриппины. Открытие купального сезона, начало заготовки банных веников. В ночь приступали к сбору лекарственных трав, а также и ядовитых — для зелья. Накануне Ивана Купалы у трав и кореньев наибольшая целебная сила:

Аграфена — лихие коренья.

Особым уважением пользовались купальница и иван-да-марья, на них крестьяне парились в банях, чтобы смыть с себя худобу и болезни.

Репу сей на Аграфену — хороша репа будет.

На ночь под подушку клали мелкие деньги, а утром вынимали и смотрели: если «орлов» больше, то будет хорошая прибыль.

7 июля

День Ивана Купалы, праздник, предшество­вавший началу уборки хлебов. Имя Купалы олицетворяло летнее плодородие. Праздник этот имеет очень древнюю основу. Он распространен среди многих народов и повсюду справляется ночью. Это неудивительно: «ночь с Аграфены на Ивана» издревле считалась чудесной. Именно в эти волшебные часы деревья разговаривают друг с другом и даже переходят с места на место, а люди купаются в росе, которой приписываются самые чудодейственные свойства.

Эй, девушки, на купальню!

Ладу-ладу, на купальню!

Кто не выйдет на купальню,

Ладу-ладу, на купальню,

Ой, тот будет пень-колода,

А кто выйдет на купальню,

Ладу-ладу, на купальню,

А тот будет бел-береза,

Ладу-ладу, бел береза!

На Ивана Купалу собирали целебные травы и коренья:

Иванов день пришел — траву собирать пошел.

Иван Купала — хорошие травы.

На берегах рек и озер разжигали обрядовые костры, огонь для которых добывали непременно древним способом — трением дерева о дерево, и прыгали через них, стремясь очиститься от скверны и набраться новых, живительных сил. Каждый старался прыгнуть как можно дальше, чтобы достать свое счастье. Огонь такого костра называли живым, лесным, лекарственным, царь-огнем. Он был символическим воплощением могущественного солнца, и поклонение ему призвано было усилить пло­дородие земли.

Играл ночью конь у Ивана

Копытом камень разбивал,

Искрой огонь разжигал.

Скачи-ка первым, конь,

За тобой царь и царица,

И с добрыми людьми!

В эту мочь девушки гадали на трапах: собирали две­надцать разных растений — купаленку, медвежье ушко, богатенку, разрыв-траву и обязательно папоротник и чертополох, клали букет под подушку и приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» После этого суженый обязательно приходил к девушке во сне, а сны в эту волшебную ночь могли быть только вещими. Можно было поступить и по-другому: положить под подушку охапку травы, а утром проверить, набирается ли в ней двенадцать разных растений. Если да — значит, скоро замуж идти. На берегу реки девушки гадали так: сплетали венок и пускали его плыть по течению. Если венок утонул — значит, суженый разлюбил.

С кем век вековать?

Особое значение в эту ночь придавали полыни. Счи­талось, что она отпугивает ведьм и русалок, а потому ее носили при себе, вплетали в венки и подвешивали на стены домов.

По поверьям, в ночь на Ивана Купалу в глубине леса расцветает папоротник. Его чудесный огненный цветок обладает волшебными свойствами: он дарит своему обладателю безграничную власть над всеми правителями, над любыми сокровищами и даже над нечистой силой. Многие храбрецы пытались отыскать сказочный цветок в лесных чащобах, но пока это никому не удавалось.

Чудесная эта ночь просто дышала волшебством: неуловимые колдовские силы завораживали и привораживали, купальные огни манили в неизвестную даль, а ведьмы, лешие и оборотни буквально не давали прохода.

С утра пораньше, под впечатлением прошедшей ночи, выходили на луга косцы:

На Ивана выходи на косовицу.

До солнышка пройдешь три покоса — ходить будешь в сапогах, а не босо.

Любо-дорого было в это утро наблюдать восход солнца. Впрочем, говорят, что и в наше время 7 июля солнце, поднимаясь, переливается всеми цветами радуги и «купа­ется» в воде — то нырнет в нее, то вынырнет. Приметы этого дня вот какие:

На Иванову ночь звездно — много грибов будет.

Сильная роса — к урожаю огурцов.

Если в Иванов день гроза, то орехов уродится мало, и будут они пустые.

Иван Купала — один из самых почитаемых в народе праздников. Значение этой важной даты многократно подчеркивается в народной поэзии:

В Иванов день цветы сильнее пахнут.

Ивановские дожди лучше золотой горы.

На Иван-день колосок, так на Ильин-день колобок.

Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана, — говорит пчела.

А еще говорят, что если в Иванов день перелезть через двенадцать «огородов» (заборов), то заветное желание непременно исполнится.

8 июля

День Петра и Февронии, память благовер­ного князя Петра Муромского и жены его благоверной княгини Февронии — самых добрых небесных заступников вступающих в брак. Праздник всех влюбленных. В этот день не выходили торговать без жен, сестер или матерей — без женского пола будет один убыток.

Примета:

Если в этот день стоит жара, то зной не спадет еще сорок дней.

9 июля

День Давида-земляничника. Поспевает земляника.

Земляника девок в лес зовет.

Собирай по ягодке — наберешь кузовок.

В коробок ее кладу;

На другую посмотрю

И скорее к ней бегу;

Если в этот день положить в карман траву земляни­ки, то можно идти занимать любую сумму — отказа не будет.

10 июля

День Самсона-сеногноя, память пре­подобного Самсона. Крестьяне готовились к сенокосу и очень опасались дождя:

На Самсона дождь — семь недель то ж.

На Самсона дождь — до бабьего лета мокро.

Если приходило долгое ненастье, крестьяне собирались вечером за околицей и выкрикивали по ветру:

Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не секи дождем со гнилого угла, не гони трясовиц-огневиц из неруси в Русь! Ты подуй ветром теплым! Ты пролей на рожь-матушку, на яровицу-яровую лишь к поре-времени дожди теплые! Ты сослужи, буйный ветер, службу добрую — на радость мужикам-пахарям, на добрую славу!

Для сена и гречихи нужна была сухая погода, а для проса хороша была мокрая, поэтому говорили так:

На Самсона сено зелено — каша черна, сено черно — каша бела.

В этот день подготавливали к предстоящей работе косы и серпы. Второй раз пахали паровые поля:

До Петрова взорать (вспахать), до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

В этот день читаются заговоры на домашнее благополучие. Кто постится в этот день, тот будет избавлен от одного греха.

11 июля

Луна зеленая — к сильной засухе.

12 июля

Петров день, или Петровки (Великий праздник Первоверховных Апостолов Петра и Павла). «Разговины», конец Петровского поста: молодежь до утра гуляла в поле, а старики собирались за столом. Пастуху выплачивалась «петровщина» — вторая из трех выплат (первая — при найме, третья — в конце сезона). Певчие птицы смолкают, с деревьев опадают первые листья, световой день заметно убавляется.

Читайте также:  К какому виду народной поэзии относится колядка

Петр и Павел час убавил.

Соловей поет до Петрова дня.

Пришел Петрок — сорвал листок.

Если кукушка перестала куковать до Петрова дня — осень затянется.

Начинается ягодное время. Завершается весенне-летний период праздников и вступает в силу страдная пора. Начинается сенокос.

Петр-Павел жару прибавил.

С Петрова дня — красное лето, зеленый покос.

В Петровки сухо, и день велик.

Всяк, кто дорос, спеши на покос.

Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу.

Строй серпы и косы к Петрову дню — так будешь мужик.

Коли дождь в Петров день — сенокос будет мокрый.

Каково лето, таково и сено.

Красное лето — зеленый покос.

На травах роса — легче ходит коса.

На святого Петра дождь — урожай не худой, два дож­дя — хороший, три — богатый.

Дождь — к большому урожаю, но гнилой картошке.

Рыбаки считали апостола Петра своим покровителем, а Петров день — своим праздником, и в этот день обязательно готовили уху из свежей рыбы. Купание в Петров день смывает много грехов.

14 июля

День Кузьмы и Демьяна — святых бессре­бреников, безмездных врачевателей. В церкви — молебны о здравии. Хорошие хозяйки, успешно справившиеся со всей работой, собирались на женский праздник — летние кузьминки.

Кузьминки — бабий праздник.

Где песня льется, там легче живется.

15 июля

На березе появились желтые листья — к ранней осени.

16 июля

В этот день старались не затевать никаких дел, так как считали его несчастливым.

17 июля

День Андрея-наливы.

Озими в наливе, греча на всходе, а батюшка-овес до половины дорос.

Солнце играет — Бог милостив к людям; солнце в тумане — Бог гневается.

18 июля

День Афанасия, память преподобного Афанасия Афонского. Месяцев праздник, особенно почитаемый стариками. Вечером месяц «играет», и увидеть это явление — счастливая примета.

Глядеть, как месяц играет — силы копить.

Месяц играет — к хорошему урожаю.

Хороши игры месяца — хорош и урожай.

Как медь желты облака — к дождю.

Из гнилого кута наволокло тучи — будет дождь.

20 июля

День Авдотьи-сеногнойки. Неубранное к этому времени сено могло вовсе пропасть: дожди, начавшиеся в этот день, длятся долго.

21 июля

Казанская, день великомученика Прокопия, жатвенника. Начало жатвы («зажинки»).

Прокопий — жнец, жатвеныик, жатву ржи начинает.

В этот день проводили праздник «первого снопа» — благодарили землю за урожай и с помощью обрядовых действий и заговоров стремились сберечь ее плодородную силу на будущее. Первый сноп жала старшая в семье жен­щина. Она выходила на работу, как на праздник — чисто одетая, убрав в доме. Из первой сжатой горсти ржи жница делала себе пояс и приговаривала:

Стань, мой сноп, на тысячу коп!

Как матушка рожь стояла год, так моя спинушка жать бы не устала!

Первому снопу приписывали чудесные свойства и называли его «снопом-именинником» или «снопом-дедом», украшали цветами и лентами, торжественно несли домой и ставили в почетный угол под образа, где он находился до конца жатвы. Считалось, что он, «хозяин», выгоняет вон мух, тараканов, клопов и прочих гадов. С этого первого снопа осенью начинали молотьбу, соломой его кормили больную скотину, а зерна берегли до следующего сева как целебные для людей и домашней птицы. Этими зернами весной и сев начинали.

Прокопий-жнец зачинает рожь.

Зерно в колосу — торопись жать полосу.

Пока колос в поле — трудись подоле.

Зерно в колоске — не валяйся в холодке.

Вздохни да охни, а свое отбывай.

Жнут порою —жуют зимою.

Когда в поле жнут да косят, погоды не ждут и не про­сят.

В страду одна забота: не стояла бы работа.

У кого работа — у того и хлеб.

Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят; не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут!

В это время поспевает черника. В жару она была лучшим лекарством от расстройства желудка.

Черница-ягода поспела — поспела и рожь.

Жатва — самое неподходящая пора для свадеб:

В жатву лентяй женится, а зуда замуж идет.

Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя.

22 июля

Пора пробовать огурцы. Самый первый из них следует закопать, чтобы другие росли дружнее.

24 июля

День Ефимии-стожарницы. Сияние Сто­жар, т.е. Большой Медведицы, предвещало в этот день сезон удачной охоты на медведя. Самобытные сельские астрономы давно заметили, что «звезда от звезды разн­ствует по славе», и наиболее заметным из светил дали свои «имена»: «Вечерница» — первая вечерняя звезда, «Денница» — последняя утренняя звезда, «Чигирь-звезда» — Венера (предсказательница счастья и несчастья), «Утиное гнездо» — Плеяды, «Кичаги» — Пояс Ориона, «Становище» — Млечный Путь, «Железное колесо» — Арктический пояс.

25 июля

День Прокла-плакалыцика, память мученика Прокла. Зной идет на убыль. Сено загнивает от больших рос, поэтому крестьяне спешили управиться с ним до Прокла. Однако Прокловы росы считались целебными, особенно от глазных болезней, поэтому их собирали «для очнаго врачевания».

Прокл — великие росы.

На Прокла поле от росы промокло.

Утренняя роса — добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается.

Утренняя роса и туман — к хорошей погоде.

26 июля

День Гавриила (Собор Архангела Гав­риила). Сухая погода сулит хорошую осень. Крестьяне, обращая взоры к небу, уговаривали:

Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, дожяик, где жнут, а иди, где ждут!

Пух с осин полетел — подосиновики пошли.

28 июля

Кирики-мокродырики, середина лета по старому стилю.

Не жни на Кирика и Улиту — маньяк (видение) уви­дишь.

В этот день обтесывают бревна, а на утро смотрят: если бревна за ночь затвердели и потемнели, то все, что из них построят, будет долговечно.

29 июля

День священномученика Афиногена. Лето перешагивает знойный порог и поворачивает к осени.

Придет Афиноген с теплом да со светом — уберешься загодя со жнитвом, а явится с дождем — хлеб в снопах прорастет.

На Финогена молись солнышку — проси Бога о ве­дрышке.

На Афиногена пташки замолкают, задумываются.

30 июля

31 июля

Начинается сбор гороха. Горох из первых стручков, предварительно высушенных на солнце, хра­нили в шкатулке с украшениями, чтобы дома водились деньги.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу