ЕГЭ по русскому языку 2011г. Варианты 108 и 130. Текст по В. Почуеву
(1)Однажды на уроке биологии учительница, рассказывая о селекции, обмолвилась, что во время Великой Отечественной войны работники одной из лабораторий, умирая от голода, сберегли выведенные в ходе долгих экспериментов новые сорта пшеницы.
(2)Когда урок кончился, Димка Демьяненко, не без тайного желания покрасоваться перед миловидной учительницей, громогласно заявил:
-(З)Нет, ну это каким же чудовищем нужно быть, чтобы вот так видеть, как родные с голоду пухнут, и беречь это элитное зерно! (4)Оно что, дороже человеческой жизни?!
(5)И он торжествующе посмотрел на смутившуюся учительницу. (6)Наталья Евгеньевна вопросительно взглянула на Димку, не понимая: это вопрос, обращенный к ней, или реплика в никуда?
(8)Димка надменно хмыкнул, показывая хлипкость этого аргумента перед его несокрушимой правотой. (9)Но победное самодовольство Димки задело самолюбие Вовки Нестерова, который никогда не упускал случая противопоставить свой живой ум книжному умствованию Демьяненко.
-(10) А ты бы, Демьян, что сделал с этим зерном? (11)Нажарил бы блинчиков для своей родни?!
(12)Димка с холодным высокомерием посмотрел на него. (13)Он умел в нужные минуты перевоплощаться в непреклонного и самоотверженного поборника справедливости, готового ради принципов пойти хоть в огонь.
-(14)Я бы, Вовчик, это зерно честно раздал людям, и думаю, что это спасло бы кого-то от смерти! (15)И знаешь, смеяться тут нечему!
(16)Вовка сразу посуровел, с его лица слетела улыбка, и он строго, как боец, задетый неспортивной выходкой противника, зловеще кивнул.
(22)Димка передёрнул плечами, показывая, сколь унизительно простой является эта задачка для его интеллекта. (23)Быстро произведя какие-то расчёты, он произнес:
-(24)Это будет примерно по четыре килограмма.
-(32)Я разве предлагал военной тайной торговать? (ЗЗ)Чего ты передёргиваешь?
(50)Яшёл вслед за другими и думал, что очень часто одни и те же явления могут оцениваться совершенно по-разному. (51)В чём-то правым мне казался Димка, убедительными мне казались и доводы Нестерова. (52)Но я чувствовал, что за их словами не было внутренней силы, как будто бы каждому из них захотелось порисоваться перед окружающими, они надели яркие мушкетёрские костюмы, помахали перед нами бутафорскими шпагами и сошли со сцены, довольные произведённым эффектом. (53)А мне вдруг захотелось понять: так кто же прав на самом деле? (54)Ведь не может быть, чтобы правда двоилась, чтобы она зависела от остроумия и яркости своих случайных попутчиков, которые решили поупражняться в красноречии, нисколько не заботясь о том, насколько утверждаемая ими точка зрения согласуется с голосом их сердца, с их верой.
Информация о тексте
1. Проблема конфликта общественных и личных интересов. (В чём заключается конфликт общественных и личных интересов?)
1. Конфликт заключается в том, что личность осознаёт свою значимость в обществе и часто оказывается перед выбором: жертвовать собой ради общего блага или ставить свои интересы или интересы своих близких выше общественных.
2. Проблема определения высшей ценности человеческого общества. (Что можно считать высшей ценностью человеческого общества?)
2. Забота о каждом человеке, о его благе является главной целью подлинно гуманного общества.
3. Проблема обретения истины в споре. (Что может помешать оппонентам обрести в споре истину?)
Источник
ЕГЭ. Русский язык. Тест №108
ЕГЭ. Русский язык. Тест №108
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №108»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) Современные толковые словари дают стилистические пометы к словам, отмечая их торжественное, возвышенное звучание, а также выделяя лексику сниженную, презрительную, уничижительную, пренебрежительную, вульгарную, бранную. (2)Конечно, разговаривая, мы не можем каждый раз заглядывать в толковый словарь, уточняя стилистическую помету к тому или иному слову, но мы чувствуем, какое именно слово нужно употребить в определённой ситуации, при выборе слова мы опираемся на своё языковое чутьё. (З)Выбор стилистически окрашенной лексики, безусловно, зависит и от нашего отношения к тому, о чём мы говорим.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В современных толковых словарях содержатся стилистические пометы к словам, помогающие определить сферу их употребления в речи.
2) При выборе стилистически окрашенной лексики мы руководствуемся не стилистическими пометами к словам, приведёнными в современных толковых словарях, а языковым чутьём и своим отношением к предмету речи.
3) Как зафиксировано в толковых словарях, в русском языке есть не только возвышенные, торжественные слова, но и слова сниженные, презрительные, уничижительные, пренебрежительные, вульгарные, бранные.
4) В процессе общения люди не задумываясь выбирают слова, необходимые им в той или иной ситуации, поэтому стилистические пометы в словарях не нужны.
5) Опора на языковое чутьё и отношение к предмету речи, а не постоянное обращение к толковому словарю, указывающему стилистические пометы к словам, служит нам руководством при выборе стилистически окрашенной лексики.
2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТНОШЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем-н. или чем-н. Между двумя событиями обнаруживается определённое о. Не иметь отношения к чему-н. О. между двумя величинами.
2) мн. Связь между кем-н., возникающая при общении, контактах. Отношения между людьми. Дружеские отношения. Деловые отношения. Международные отношения. Дипломатические отношения.
3) Представление о ком-н. или чём-н., внутренняя оценка, проявление чувства по отношению к кому-н. или чему-н., симпатии или антипатии. Хорошее, плохое о. к кому-н. или чему-н. Ответственное отношение. Выражать своё отношение.
4) В математике: частное, получаемое от деления одного числа на другое, а также запись соответствующего действия. Равенство двух отношений.
5) Официальная бумага, документ. O. из министерства.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сОгнутый бАнты премировАть черпАть балОванный
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения.
Так прошли всё ржаное поле, миновали ГЛИНИСТЫЙ пруд, жарко и скучно блестевший своей поверхностью.
Обучение сегодня стало настолько разносторонним, что можно говорить о так называемом ГАРМОНИЧЕСКОМ развитии всех сил и способностей человека.
Утром скрипят ворота, оттуда гонят поить на полевой пруд лошадей, и от топота их сильного, ДРУЖЕСКОГО табуна гудит земля.
ИСКУССТВЕННЫЙ организм, как бы он ни был гениально построен, не заменит человека.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Ведущим лейтмотивом форума стало обсуждение возможности совмещения международной конкурентоспособности вузов с решением ими практических задач, стоящих перед страной.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
выбор ТУФЕЛЬ
нет КОММЕНТАРИЕВ
не выше пяти АМПЕР
килограмм АБРИКОС
в ДВЕ тысячи девятнадцатом году
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
1) Следует также напомнить то, что В.Г. Перов, один из известнейших передвижников, в 1880 году написал заслуживающую особого внимания картину «Плач Ярославны*.
2) В 1880 году Виктор Васнецов завершил полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», находящуюся ныне в Третьяковской галерее.
3) В огромном зале всегда толпа зрителей, любующихся созданием художника, который прочитал «Слово о полку Игореве* как произведение, в котором угадывается «целый облик народа».
4) Как и все великие памятники, храм в Кижах невозможно изобразить на бумаге, сохранив всю его прелесть, и только те, кто видел его в действительности, кто ходил в тени окружающих его деревьев, ощутил обаяние его стройного силуэта.
5) Когда вы ни приедете в Москву — зимой, осенью, весной или летом, — у бронзового памятника Пушкину вы всегда нашли свежие цветы.
6) Тот, кто желает познакомиться с молодой музыкальной Москвой, должен побывать в институте Гнесиных.
7) Человек творческого склада привносил в строительство что-то своё, и, если новое строение удавалось, на него равнялись другие мастера.
8) На резных деревянных полотенцах, свисающих с крыш, обязательно есть символ солнца, доставшийся онежским крестьянам с языческих времён.
9) Наблюдая за жизнью леса, человеком подмечались изменения природы, которые происходили в связи со сменой времён года.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) в..ртикальный, зап..реть, прик..снуться
2) зад..ржать, приобр..тение, хар..ктеризующий
3) р..скошный, тенд..нциозный, од..рённость
4) приор..тет, п..рспективный, изб..рательный
5) предпол..жительный, т..рпение, в..негрет
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) под..ехал, побереж..е, с..ёмочный
2) чере..чур, бе..численный, ра..пускаться
3) без..мянный, от..скивать, с..гранный
4) п..началу, поз..вчера, с..скочить
5) пр..вращаться, пр..спокойно, пр..доставить
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ансамбл..вый, пальт..цо
2) отходч..вый, худ..нький
3) ружь..цо, глянц..вый
4) увид..лись, закашл..лся
5) морж..вый, освеж..вать
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) леч..щий, (знамёна) колыш..тся
2) вытащ..нный, преодол..вавший
3) потери..шь, рассерж..нный
4) задерж..шься, сглаж..вать
5) команд..вал, обдум..вал
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
На левом, далеко (НЕ)ВЫСОКОМ берегу Волги, примерно в пятидесяти километрах выше Нижнего Новгорода, расположился древний Городец.
Фаюмские портреты, привезённые из путешествий востоковедом-египтологом В. Голенищевым, поражают (НЕ)ПОВТОРИМО правдивой достоверностью.
То был (НЕ)ВЕСЁЛЫЙ, смеющийся трепет весны, а едва слышная, дремотная болтовня зимы.
Тонкие стволы (НЕ)СЛИШКОМ частых берёз внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка.
Я добрался до берёзового леска, (НЕ)ОСТАНОВИВШИСЬ в осиновой роще для отдыха.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все, кто КОГДА(ЛИБО) пытался выращивать рассаду, непременно сталкиваются с одной проблемой — её вытягиванием, (ПРИ)ЧЁМ достаточно сильным.
В качестве небольшого вступления я ХОТЕЛ(БЫ) сказать, что развитие генно-инженерных технологий является (ПО)ИСТИНЕ одним из важнейших достижений молекулярной биологии и молекулярной генетики.
Срезанные ветки акации высыхают и становятся золотисто-жёлтыми и жёсткими, КАК(БУДТО) и (В)ПРАВДУ сделаны из золота.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего марта шёл снег, БУДТО(БЫ) весна и не собиралась наступать.
До Павла Третьякова (ПО)НАЧАЛУ было распространено недоверчивое отношение к русской живописи, а замоскворецкий деятель мечтал о том, ЧТО(БЫ) его собрание «всегда было в Москве и ей принадлежало».
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Историку необходимо перечитывать рукописные книги, рассматривать фрески в давно заброше(1)ых церквях, думать о значении волнистой линии орнамента, высече(2)ого на камне, рассматривать бревенчатые избы, домотка(3)ые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписа(4)ые пёстрыми красками, украше(5)ые загадочными узорами.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Человеческая цивилизация не может ни существовать ни тем более развиваться без энергии.
2) В природе плющи способны с помощью воздушных корней забираться на 30-метровую высоту и доживать до 500-летнего возраста.
3) Все языки без исключения и все национальные культуры представляют огромную ценность не только для своего народа но и для мировой цивилизации.
4) Вера в могущество и светлый дар своих рук глаз своего ощущения мира держала художника в непрерывном внутреннем напряжении.
5) Галерея работ Кипренского — это автопортреты великолепные портреты его современников их детей.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Листья (1) свернувшиеся и почерневшие от мороза (2) шуршат под сапогами в берёзовой аллее (3) вырубленной уже наполовину (4) и (5) вырисовываясь на низком сумрачном небе (6) спят нахохленные галки на гребне риги.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Астрономы не могут даже поручиться, что знают точно размеры планеты Плутон и её плотность. Плотность Плутона и его спутника Харона (1) по их подсчётам (2) примерно вдвое выше плотности воды. В таком случае эти небесные тела (3) вероятно (4) состоят изо льда и горных пород.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Любят москвичи (1) парк Сокольники (2) уголки (3) которого (4) изображали на своих полотнах А.К. Саврасов и И.И. Левитан.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые
Озон — сильнейший окислитель (1) и (2) если в малых дозах он весьма полезен (3) поскольку убивает микробов (4) то в больших дозах (5) этот газ способен приносить здоровью человека немалый вред.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.
(1)Известный русский историк архитектуры В. Курбатов — автор множества книг — в своём путеводителе по Павловску писал: «Как ни прекрасен Павловский дворец и как ни драгоценны его сокровища, ему не сравниться с Павловским парком». (2)Действительно, Павловский парк — лучший пейзажный парк в Европе. (З)Поэтичный и бесконечно разнообразный, он, по словам французского писателя начала XIX века Сен-Мора, отвечает «всем вкусам и всем настроениям души». (4)Главная причина очарования парка — удивительная соразмерность природного ландшафта и архитектурных сооружений, которые в то же время находятся в гармонии с миром человека. (5)Залог успеха — выбор уже самого места с холмистым, но не имеющим сильных контрастов ландшафтом. (б)Безошибочное понимание природы, умение наилучшим образом выявить её возможности — всё это уже было заслугой создателей парка. (7)Деревья в Павловском парке — краски в палитре живописца, которые, смешиваясь и сопоставляясь, создают гармоничное целое, так что подчас трудно выделить значение той или иной составляющей.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)Я обязан матери не только прямо и твёрдо унаследованными чертами характера, но и основополагающими качествами своей человеческой и творческой личности, вложенными в меня ещё в раннем детстве и укреплёнными всем последующим воспитанием. (2)Это умение ощущать драгоценность каждой минуты жизни, любовь к людям, природе и животным.
(3)В литературном научении я всем обязан отчиму, и если плохо воспользовался его уроками, то это целиком моя вина. (4)Отчим приучил меня читать только хорошие книги.
(5)Жюль Верн, Вальтер Скотт, Диккенс, Дюма, русские классики и, конечно, «Дон Кихот», «Робинзон Крузо», «Гулливер» — литература моего детства. (б)Позже к ним присоединились Шекспир, Шиллер, Гёте, Бальзак, Стендаль, Флобер, Мопассан. (7)А затем отчим открыл мне Марселя Пруста, Ивана Бунина, Андрея Платонова. (8)В ту пору по разным причинам эти авторы, ставшие для меня наряду с Достоевским и Лесковым первыми среди равных, были малодоступны. (9)Отчим научил меня думать о прочитанном.
(10)Я неистово увлекался «Тремя мушкетёрами», не столько самим романом, сколько идеей дружбы, так обаятельно воплощённой в его героях. (11)Это увлечение на несколько лет окрасило мою жизнь, я жил в двух образах: обычного московского школьника и Д’Артаньяна.
(12) А мои друзья Павлик, Борька и Колька стали соответственно Атосом, Портосом, Арамисом.
(13) Впрочем, Арамис оказался образом составным, в какое-то время Колька уступил место Осе Роскину. (14)У нас были мушкетёрские плащи-, шляпы с перьями, шпаги с красивыми эфесами. (15)Но главное не в бутафории, эти друзья моего детства, отрочества, юности дали мне сполна то, что Экзюпери называл «роскошью человеческого общения».
(16)Судьба моих друзей была трагична: Павлик и Ося погибли на фронтах Отечественной войны, Колька — в Освенциме. (17)Мы с Борисом, отвоевав, не смогли вновь наладить дружбу, слишком остро чувствуя рядом с собой зияющую пустоту.
(18)В день окончания войны, 9 мая 1945 года, я был в Москве. (19)Я работал тогда военным корреспондентом газеты «Труд», и мне услышать бы счастливую весть где-нибудь в Германии, а не в доме на улице Горького возле Моссовета, но контузия опять дала о себе знать, и с последней поездки на 3-й Белорусский фронт, когда погиб командующий войсками этого фронта бесстрашный генерал армии Черняховский, я всерьёз и надолго вышел из строя. (20)Но когда прозвучали по радио заветные слова, всю мою хворь, и физическую, и душевную, как рукой сняло. (21)Я оказался на запруженной, ошалелой улице, со странным, острым наслаждением растворившись в толпе. (22)Я никогда не испытывал такого счастья.
(23)Помню, мы обнимались и целовались с незнакомыми людьми, орали, смеялись, плакали, пели песни, а мыслей не было, одно неохватное чувство, и не было скорби об ушедших, всё исчезло в одуряющем счастье. (24)Мне трудно было написать слова об ушедших, забытых в те минуты. (25)Но это вовсе не забывчивость в ходовом смысле слова, они просто были с нами, они встали из могил и замешались в уличную толпу. (26)Мне кажется, я ничуть не удивился бы, столкнувшись в толчее с теми, кто погиб, чью гибель удостоверили похоронки, а порой и мои собственные глаза. (27)И скажу — это не выдумка, не литературный приём, а правда того единственного на всю жизнь переживания.
(28)И так больше уж никогда не было. (29)Перестала кружиться хмелем радости голова, вера в то, что войны больше нет, прочно вошла в разум, сердце, тело, и с этой остудью явились все погибшие, и боль стала навсегда неотделима от радости, гордости. (30)Я потерял на войне двух своих лучших друзей — Павлика и Оську, и потеря эта осталась невосполнимой.
(31)Общеизвестна поговорка: нет незаменимых людей. (32)А истина в том, что нет заменимых людей: каждый человек — неповторимое чудо. (ЗЗ)Двадцать миллионов жизней — дорогая плата даже за такую победу. (34)Когда-то Виктор Астафьев сказал о фронтовиках: «Давайте помолчим, пусть говорят те, ради которых мы умирали».
(35)Для многих война — это уже история, но для тех, у кого она мозжаще засела в костях, застряла свинцом в теле, свинцом утрат в сердце и вечным отягощением рассудка и памяти, она никогда не станет прошлым.
*Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Все друзья рассказчика погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
2) Счастливую весть об окончании войны 9 мая 1945 года рассказчик, работавший тогда военным корреспондентом газеты «Труд», услышал в Германии.
3) Бесстрашный генерал армии Черняховский погиб на 3-м Белорусском фронте.
4) В пору юности рассказчика книги Марселя Пруста, Ивана Бунина, Андрея Платонова были малодоступны.
5) В детстве рассказчик увлёкся книгой «Три мушкетёра», причём любимым героем для него стал Д’Артаньян, на которого ему хотелось походить.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 представлено рассуждение.
2) Предложение 10 включает описание.
3) Предложение 23 включает описание состояния человека.
4) Предложения 31 и 32 противопоставлены по содержанию.
5) В предложении 35 представлено повествование.
24. Из предложений 19-20 выпишите один фразеологизм.
25. Среди предложений 3-9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Говоря о своём герое, Юрий Маркович Нагибин стремится запечатлеть движение его мыслей и чувств, жизнь его души. Желая воссоздать глубинный психологический подтекст событий жизйи героя, писатель использует разнообразные средства выразительности языка, в том числе такие тропы, как (А)___________________(в предложении 35) и (Б)____________________(«зияющую пустоту» в предложении 17, «в одуряющем
счастье» в предложении 23), а также приём — (В)__________________(в предложениях 27, 35). Особую роль в передаче внутреннего состояния человека писатель отводит лексическим средствам выразительности, среди которых (Г)_____________________ («остудью» в предложении 29, «мозжаще» в предложении 35)».
1) антонимы
2) метафора
3) фразеологизм
4) риторическое восклицание
5) эпитет
6) индивидуально-авторские слова
7) противопоставление
8) диалог
9) цитирование
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник
108 вариант русский язык
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |