12 месяцев русская народная сказка или нет

Не сказочная история сказки «Двенадцать месяцев»

«Двенадцать месяцев» Самуила Маршака – одна из самых волшебных новогодних сказок, которую все помнят с самого детства. Многие даже не подозревают о том, что она появилась в разгар Великой Отечественной войны, когда Маршак уже не писал для детей и публиковал военные очерки и антифашистские эпиграммы.

Но однажды он получил письмо, которое заставило его изменить мнение о том, что действительно важно и нужно читателям в военное время.

В годы ВОВ Маршак часто выступал перед фронтовиками. 17 мая 1942 г.

Во время войны Маршак занимался тем, что считал действительно важным на то время: писал для газеты «На страже Родины», публиковал стихи в «Правде», создавал антифашистские плакаты, содействовал сбору средств в Фонд обороны.

Тем не менее, наивный детский вопрос заставил писателя вернуться к сказкам даже в таких несказочных условиях жизни: «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». …Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй, и взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке…».

В основу сюжета легла словацкая сказка Божены Немцовой, хотя Маршак утверждал, что с первоисточником познакомился гораздо позже, а на тот момент слышал лишь чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в устном пересказе.

Кроме пьесы, писатель создал и прозаическую версию услышанной легенды и опубликовал с подзаголовком «Славянская сказка». В оригинале не было королевы и ее учителя-профессора – только мачеха, ее дочь и падчерица.

Свой замысел Маршак объяснял так: «Сейчас о труде пишут немало, но несколько однообразно и подчас назидательно. А между тем о труде можно и должно говорить совершенно по-разному. Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть ее домой – из сказки в реальную жизнь – с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат. …Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».

«Драматическая сказка», как назвал ее Маршак, была написана для постановки во МХАТе, но во время войны это было невозможно. Только в 1947 г. состоялась премьера спектакля в Московском театре юного зрителя, а в 1948 г. – и во МХАТе.

Военное время помешало и ещё одному замыслу. Дело в том, что к Самуилу Яковлевичу обратился сам Уолт Дисней. Каким-то образом знаменитому американцу попалась в руки сказка Маршака, и он захотел снять по ней мультфильм. К сожалению, письмо Диснея из-за военного времени дошло с большим опозданием.

Маршак всё же попытался спасти проект и решил обратиться за помощью к министру кинематографии А. Большакову. Большаков встречу назначил, но сам не пришёл. Прождав два часа в приёмной, Маршак плюнул и ушёл, оставив на двери записку:
«У Вас, товарищ Большаков,
Не так уж много Маршаков».

Впрочем, сказку экранизировали и без Диснея. И не раз. В 1956 году вышел рисованный в классической манере мультфильм И. Иванова-Вано и М. Ботова.

Он умрёт 4 июля 1964 года. Текст сказки «12 месяцев» Самуил Яковлевич пытался улучшить вплоть до своей смерти.

Источник

Маршак, «Двенадцать месяцев»: краткое содержание. «Двенадцать месяцев»: главные герои

История написания сказочной повести

Известный в то время советский писатель Самуил Маршак написал «Двенадцать месяцев». Сказка была создана совсем не в сказочное время. За окном гремели залпы Второй мировой войны, и ничего не напоминало о чуде. Но писатель не вешал нос, он делал свое дело, и на страницах рукописи вскоре зажили своей жизнью выдуманные герои.

Перед этим у писателя случилось горе — умерла его маленькая любимая дочурка. И после этой трагедии он всецело отдался детской литературе, написанию стихов и рассказов для малышей. Таким образом он как будто общался с дочерью, посвящая ей все новые и новые сказочные истории.

Есть несколько версий написания повести «Двенадцать месяцев». Маршак позаимствовал сюжет у чешского автора, известной писательницы Божены Немцовой, или же он по-своему изложил народную греческую сказку. Так это или нет, уже не имеет значения. Потому что мир получил необычайно интересную и увлекательную историю о новогодних приключениях маленькой девочки.

Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев»

В первую очередь это рассказ о трудолюбии. Такие выводы можно сделать, прочитав его краткое содержание. «Двенадцать месяцев» повествует о том, что все на свете, даже силы природы, помогают именно таким людям — тем, кто не боится работы, кто делает ее с удовольствием и не просит ничего взамен.

А все начинается с того, что под Новый год принцесса издает указ: принести ей корзину подснежников за хорошую награду. Злая мачеха и ее ленивая родная дочка хотят получить обещанные золотые монеты. Они очень жадные, но еще больше их одолевает лень. Поэтому в лес, в мороз и стужу, они выгоняют падчерицу. «Иди, и не возвращайся без цветов,» — говорят они ей напоследок и захлопывают дверь перед ее носом.

В лесу бедная девочка встречает возле костра братьев-месяцев, которые помогают ей и дарят корзину подснежников за ее доброту и ласку. Они еще не раз помогают главной героине. Даже когда королева со всей свитой едет в чащу, узнает о том, что ее обманули, и хочет казнить девочку, месяцы налетают всей гурьбой. Они наказывают мачеху и ее дочь, задают хорошую трепку вредной королеве и щедро одаривают маленькую сиротку. Это то, что хотел донести до нас Маршак. «Двенадцать месяцев» (краткое содержание передано выше) — сказка, которая пропагандирует добро, показывает, что зло и подлость всегда будут наказаны.

Краткий сюжет

В одной семье умерла мать, оставив после себя дочку. Вскоре её отец женился на злой и жадной женщине, которая любила лишь только себя и свою глупую дочь. Плохо стало жить падчерице в доме у мачехи. Невзлюбила та девушку и постоянно заставляла её работать, не давая даже минутку отдохнуть.

Всё это происходило в королевстве, в котором правила девочка. Королева не любила учиться, была капризная и глупая. Её образованием занимался профессор, который был мудр и ещё пытался спорить с капризами маленькой королевы. Но она всё время обещала его казнить, поэтому мудрый старик не пытался настаивать на обучении и во многом соглашался с капризной девочкой.

И вот однажды королеве захотелось накануне Нового года подснежников. Она отдала приказ, что тот, кто принесёт ей корзину весенних цветов, получит взамен такую же корзину золота. Услышала такое желание королевы и жадная мачеха, которая тут же отправила в лес за подснежниками падчерицу.

Читайте также:  Картинки на тему народные приметы о погоде

В лесу было холодно и темно, поэтому бедной девочке было очень страшно. Но она встретила в самой лесной гуще 12 месяцев, которые решили помочь падчерице. Они сделали так: на некоторое время Апрель вступил в свои права, и поляна покрылась подснежниками, которые девушка тут же собрала. Поблагодарив месяцы и отправляясь домой, героиня получила в подарок от Апреля ещё и волшебное кольцо.

Позитивные герои

Положительным является главный персонаж этой истории — падчерица, которая с самого утра принимается за работу. «И дрова таскает, и воду набирает», — говорит о ней Январь. Июль поддерживает и описывает, как целый летний день работает она у грядок. Девчушка постоянно терпит обиды и насмешки мачехи и сводной сестры, но от этого не становится злой. Наоборот, ее приветливость и доброта еще больше озаряют все вокруг.

Братья месяцы — тоже позитивные герои сказки «Двенадцать месяцев». Маршак показывает нам их справедливость и честность. Силы природы и должны быть такими. Наказывать людей за их зловредную деятельность — это то, что мы наблюдаем не только в этой повести, но и в реальной жизни. Эту главную мысль вложил в свой рассказ Самуил Маршак. «Двенадцать месяцев» (краткое содержание выглядит как простая сказка) на самом деле учит нас быть бережливыми, бескорыстными, щедрыми и добрыми к окружающему миру и к людям. И позитивные герои повести — пример для подражания.

Раскрытие образов второго смыслового ряда

Падчерица

В лучших народных традициях показан образ главной героини фильма – Падчерицы. Здесь, как и всегда в народных сказках, главный герой – человек добрый, смелый, честный, трудолюбивый и поэтому сильный.

Образ истинно народный, поэтичный, воплощающий мечту народа о справедливости и счастье.

У Падчерицы особое отношение к природе. С первых минут фильма мы видим, как она может понимать язык зверей. Казалось бы, обычный элемент сказочного повествования, но в то же время автор подчёркиваетеё духовную связь с природой.

Несмотря на сильный мороз, она любуется красотой зимнего леса.

Природой отчасти в сказке выступают и Братья-месяцы. При первой встрече с падчерицей они делятся своим мнением о ней между собой. Ценят её добрую душу и заботу о природе, они чувствуют её любовь ко всему окружающему.

Её сердце наполняется благоговением к природе, девушка искренне радуется чуду и наслаждается им, когда собирает подснежники. Недаром в трудную минуту ей на выручку приходит сама природа.

К Братьям-месяцам Падчерица проявляет огромное уважение, ещё даже не зная, кого она повстречала. Этот персонаж является символом доброго человека, живущего по совести и в ладу с природой, уважающего других и готового на самопожертвование. Явно положительный герой, которому хочется сопереживать на протяжении всего фильма. Эталон нравственных качеств.

Мачеха и её Дочь

При изображении отрицательных героев вступает в силу сатира. Мачеха и её Дочь выступают в фильме носителями зла, бесчеловечности – явная противоположность Падчерице. Жадность, стремление поживиться за чужой счет, лицемерие, подлость – эти их качества и делает автор предметом сатирического изображения. Он сознательно усиливает эти черты характера, доводит до абсурда, вызывая тем самым у зрителя неприязнь к этим героям.

Отрицательные герои готовы на всё, думая лишь о своём собственном благополучии. Они не упускают случая соврать или побраниться. А если ложь всё-таки всплывает, то стараются всеми силами переложить вину друг на друга.

У таких людей отсутствует нравственная составляющая, совесть. Их мир зиждется на материальных благах, и только в этом они видят счастье.Падчерице напротив – чужды меркантильные интересы.

На протяжении всего фильма с Мачехой и её Дочкой бок о бок следуют жадность и зависть к добрым людям. Они готовы пойти на самые бесчеловечные деяния, чтобы унизить, оболгать и погубить честного человека. Как правило, действуют исподтишка и не чураются предательства.

Солдат

В начале фильма мы знакомимся с одним из важнейших персонажей – Солдатом. Этот образ также является собирательным и представляет в сказке символ русского народа.

Автор, благодаря введению в сказку таких персонажей как Падчерица, Солдат и Мачеха с Дочкой, демонстрирует нам социальную составляющую нашего общества. Мачеха с Дочкой – низшая прослойка общества, безнравственная, подлая и бесчеловечная, 5% самых непорядочных людей согласно закону нормального распределения. Падчерица – символ высоконравственных, сильных, смелых, добрых людей в народе. Солдат – символизирует народ в целом.

В фильме чётко прослеживается мысль о том, что русский народ всячески поддерживает таких добрых, положительных людей, которых олицетворяет Падчерица. Народ отзывчив и готов на самопожертвование, как и Падчерица. В первую очередь он действует по совести и разумению, по нравственным законам. Даже под угрозой смерти, несмотря на приказы вышестоящего руководства, русский народ думает не о себе, а о благополучии других. Фактически Падчерица и Солдат символизируют одно целое, единое – настоящую русскую душу, русский дух, дух народный.

Солдат (народ) скромный и великодушный. Когда выпадает возможность загадать желание, он хочет всего лишь погреться у костра. И это своё желание он разделит на всех своих спутников, пригласив погреться к костру Королеву и её Учителя.

Королева

В том же сатирическом ключе, что и Мачеха с Дочкой, даются образы Королевы и её придворных. Не безобидна капризная, взбалмошная Королева. Она привыкла распоряжаться судьбами людей, командовать, повелевать.

В фильме хорошо просматривается вся сложность этого характера: в ней уживаются ум и способность разбираться в людях, проявляя при этом злобу, сарказм, бесчеловечность по отношению к ним.

Отсутствие родителей у Королевы символизирует отсутствие воспитания, и как следствие – нравственного корня. Её поведение бестактно, отсутствуют хорошие манеры.

Народ знает о безнравственности Королевы, видит, но сочувствует ей. Её самомнение и раздутое эго выливаются в стремление к абсолютной власти, даже над природой. Автор сказки показывает всю нелепость и нелогичность умозаключений этого персонажа.

Следующий эпизод иллюстрирует реакцию народа на подобные выходки.

Испорченная всеобщим поклонением и отсутствием воспитания, Королева впервые задумывается над своим поведением, столкнувшись с Падчерицей и старым Солдатом.

С Королевой остаются люди, наделённые такими качествами как преданность и честь, даже несмотря на то, что с ними обходились ранее плохо и бесчеловечно.

Иностранные послы

Стоит обратить внимание на таких второстепенных персонажей, как Послы иностранных держав: посол Восточных стран и посол Западных стран. Всё время они подхалимничали и лебезили перед Королевой, но стоило ей оказаться в беде, как тут же они показали свои истинные лица, бросив Королеву на произвол судьбы.

Учитель

Вспомним ещё одного второстепенного персонажа – Учителя Королевы. Он олицетворяет науку. Учитель всё время борется со своей боязливостью и покорностью. Но автор сказки реабилитирует образ Учителя ближе к концу фильма, вселяя надежду на то, что наука всё-таки будет действовать в первую очередь во благо народа.

Братья-месяцы

Самыми загадочными и волшебными персонажами во всем фильме являются Братья-месяцы. Их образ очень сложный, многогранный. Двенадцать месяцев в фильме олицетворяют собой сразу несколько символов.

Первый символ – это народнопоэтическая стихия… Братья-месяцы – носители русского фольклора, русской самобытности и нравственности, культурного наследия русского народа.

Второй символ, который олицетворяют Братья-месяцы – это образ природы. Январь не одобряет поступок человека в виде срубленных деревьев. Природа ощущает и замечает вмешательство человека как положительное (случай с Падчерицей), так и отрицательное.

Люди мало задумываются над последствиями своих действий в природе, однако она в свою очередь всегда заботится о человеке.

И третий, самый важный символ Братьев-месяцев в сказке – образ предков, праотцов, наших корней. Каждый следующий месяц старше предыдущего. Несмотря на то, что они называют друг друга братьями, их главная роль – продемонстрировать зрителю образную картину сменяющихся друг за другом поколений. Каждое их слово наполнено глубокой мудростью. Они видят всех людей насквозь, смотрят в их душу.

Читайте также:  Жир в печени как лечить народными средствами

При первой встрече Солдата с Падчерицей мы узнаем важное, основополагающее предание о Братьях-месяцах.

Выходит, что встреча с Братьями-месяцами – это явление необычное. И любой желающий не сможет с ними встретиться вот так просто. Встреча с ними – это чудо, фактически, приход к познанию себя и своих корней, познанию природы, мудрости и знаний предков. Это можно назвать такими словами как просветление, самоосознание.

Месяцы утверждают, что путь ко встрече с ними непростой, заповедный. И здесь же ими даётся подсказка зрителям: Падчерица пришла к ним по самому короткому пути, а многие идут по длинному. Очевидно, что короткий путь к познанию себя, своих корней, предков и родительской благодати – это быть таким, как Падчерица: добрым, ответственным, жить в ладу с совестью и уважая законы природы.

Вспоминаем слова Солдата. Если дед солдата также встречался с Братьями-месяцами, то это значит, что русский народ не только в настоящем, но и в прошлом обладал всеми вышеупомянутыми качествами, понимал основу своего я, был всегда наделён глубоким самосознанием и самоидентичностью.

Месяцы просят не показывать никому дорожку к ним. Даётся намёк на то, что каждый человек должен прийти к познанию себя самостоятельно.

Одно из ключевых мест в сказке занимает волшебное колечко, подаренное Братьями-месяцами Падчерице при встрече с ними. Колечко это обладает особой силой, силой опеки предков и символизирует память своих корней, своей истории. У Падчерицы кроме этого колечка не было ничего, а утрата его означала бы потерю смысла жизни, что, и происходит по сюжету произведения.

Злые люди отбирают хитростью колечко у Падчерицы. На эту подлость пошли самые близкие этой девушки – Мачеха и её Дочка. Она чувствует беспомощность, отчаяние.

Теперь спроектируем эту ситуацию на нынешнее положение вещей в мире. История русского народа была отобрана и переписывалась несколько раз в угоду недоброжелателей. Сам народ одурачили и обманывают по сей день. Русского человека по чужой воле лишают смысла жизни, его самоидентичности и исторической памяти.

Несмотря на проделки злых людей, жизненные обстоятельства складываются таким образом, что Падчерица снова встречается с Братьями – месяцами, которые спасают её от верной гибели и возвращают ей колечко.

Девушку спасает сила данного ею обещания, сила слова. Такое качество, как умение держать данное слово, напрочь отсутствует у отрицательных персонажей, им могут быть наделены только положительные. Главная героиня даже под предлогом смерти не соглашается открыть заповедную тайну Братьев-месяцев.

Чудесным образом всё переворачивается с ног на голову. Вся природа приходит на помощь девушке. Этот переломный момент расставляет всё по своим местам. Положительные герои вознаграждаются за свои добрые души, а отрицательные получают по заслугам.

Падчерица преображается, Братья-месяцы одаривают её подарками. Когда восторжествовала справедливость, девушке дарят такое одеяние, которого нет даже у самой Королевы. Она надевает наряд и теперь её уже не узнать. Но в душе она остаётся такой же доброй и отзывчивой.

Русский дух обретёт такую силу и величие, что не сравнится с ним ничто до этого ранее виданное, самоидентифицируется в полной мере, диву даваться будут кругом.

Великодушный народ русский, воспрял духом и теперь уже сам готов одарять подарками других, делиться добром. А когда одаряет – сияет и радуется. Народ не обособляет себя как нечто отдельное, он является частью государства.

В фильме Братья-месяцы расставляют по местам и понимание – зависим ли народ от кого-либо или является самодостаточным.

Королева не вызывает к себе сочувствия и уважения, но к финальной сцене, она многое поймет и изменит своё отношение к людям. Этот персонаж несёт в себе заряд большой воспитательной силы!

Так же многие узнают в некоторых поступках Королевы – свои, а в её стремлении подчинить себе весь мир – своё стремление подчинить своим капризам близких.

Всем отрицательным персонажам в конце сказки даётся право на искупление. Нет ничего необратимого, даже самые злые и бесчеловечные люди должны в корне измениться в лучшую сторону…

События в фильме показаны легко и весело. Мягкий юмор никогда не переходит в насмешку, и умело сочетается с познавательным и воспитательным материалом.

Негативные персонажи

Тут нам есть, где разгуляться. Начнем с мачехи и ее дочери. Обе жадные и постоянно ищут наживы. Им всего мало, и в погоне за богатством они идут по головам.

Препятствий не существует — можно пойти на кражу, вранье и предательство. Рассказ «Двенадцать месяцев» ярко показывает, как все эти негативные черты характера они выплеснули на ни в чем не повинную падчерицу, за что в итоге и поплатились.

Королева — еще один отрицательный персонаж. Избалованная, привыкшая давать только указания, она не терпит, когда ей противоречат. Если сейчас она хочет, чтобы наступил апрель, то так и будет. Издаются указы, рубятся головы, назначаются казни только ради удовлетворения ее мимолетных желаний. Но гордыня наказуема — это то, что нам уже поведало краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев».

Свита королевы — все вместе и каждый по отдельности — тоже один сплошной негативный образ. Они во всем потакают своей правительнице, закрывают глаза на ее капризы и несправедливые решения. Они смирились с ее поступками и стали апатичными ко всему. Отсутствие своего мнения и бездумная рабская покорность — качества далеко не положительные. Это передает даже краткое содержание. «Двенадцать месяцев» — сказка, которая в упрощенном варианте ярко раскрывает основную идею автора.

Отзыв о падчерице

Главная героиня сказки не может не нравиться, так как она спокойная и очень покладистая. Её жалко, так как девочка вынуждена терпеть издевательства мачехи. А ведь каждому ребёнку в таком возрасте хочется чувствовать материнскую любовь и заботу. Но девочка терпит все унижения и старается во всем угодить злой старухе и её дочери.

Эпизод, когда падчерицу в холодную стужу заставляют идти в тёмный лес, обычно вызывает слёзы. Девочку жалко, и сложно представить современного ребёнка на её месте. Ведь она могла бы потеряться или замёрзнуть. Но волшебство всё-таки случается. И девочку спасают, обогревают и помогают исполнить поручение. Падчерица никого не обманывает, честно рассказывая, как она собрала подснежники. Её открытости и честности остаётся лишь только удивляться.

И никакие другие силы на свете не смогут изменить такое искренне сердце, в котором царит любовь и доброта. Она, настрадавшись сама, готова всех простить. Но, самое главное, что всё-таки финал сказки счастливый и теперь главной героине не придётся терпеть унижения и страдать. Хочется верить, что, став взрослой, она не растеряет своё большое сердце, способное искренне любить и прощать.

Фантастика и жизненная правда

Много жизненного показывает нам повесть «Двенадцать месяцев». Сказка воплотила в себе реальную жизнь — люди, которые готовы предать ради золота, несправедливые управленцы, которые не щадят простых смертных и играют ими, как пешками. Все характеры, описанные в рассказе, безусловно взяты из жизни и раскрыты во всей полноте. Кроме того, правда показана в поступках героев. Например, добрый жест солдата, который готов мерзнуть ради сиротки, только чтобы ей было тепло в его шинели. Именно такие мелочи показывают нам, что это за человек — как в сказке, так и в жизни.
Несмотря на правдивые описания, тут есть и много выдуманных, волшебных моментов. Физическая оболочка братьев месяцев и их тезки на небе, разговоры зверей и птиц — не существуют в обычной жизни. То же самое можно сказать о резкой смене сезонов — весна накрывает зиму, через минуту уже лето, дальше на смену им врывается осень, и еще через минуту зима снова вступает в свои права.

Читайте также:  Видновского городского совета народных депутатов

Таким сочетанием фантастического и реального Маршак создал непередаваемую атмосферу в произведении «Двенадцать месяцев». Сказка не похожа на другие истории, она вселяет в нас веру, что братья-месяцы действительно существуют.

Тема борьбы добра и зла в сказке «Двенадцать месяцев»

Именно она проходит через всю повесть, и это ярко демонстрирует нам краткое содержание. «Двенадцать месяцев» показывает, что автор всеми силами пытался дать ответ на вопрос: «Является ли покорность воплощением доброты или зла?» Ведь с первого взгляда кажется, что она больше относится к первому проявлению человеческого характера, но это совсем не так. В сказке мы видим, что покорность мачехи и свиты перед королевой приводит только к самодурству правительницы. Видя, что никто ей не перечит, она выдает указы один глупее другого, отчего страдают простые люди.

Та же покорность падчерицы перед мачехой тоже ни к чему хорошему не привела. Если бы не братья-месяцы, девочка бы просто замерзла в лесу и погибла. Поэтому Маршак отвечает сам на свой вопрос: покорность — не всегда хорошее качество, иногда она является проявлением слабости, что в итоге порождает зло. Он ее осуждает. Борьба добра в обличьях мудрости и трудолюбия, верности и ласки противостоит в повести злу, как воплощению покорности, жадности и эгоизма.

Начало произведения

Сказка написана в виде пьесы, и читать ее сокращение тоже можно по действиям. Начинается произведение с забав лесных зверей. Белки и заяц солнечным зимним днем играли в горелки. А за ними наблюдала падчерица, которую мачеха отправила собирать дрова и хворост. На поляну вышел солдат с санями, и девочка рассказала ему об играх животных. Она также помогла ему найти подходящую елку для дворца королевы.

А в это время юная правительница занималась на уроке правописания. Она обращалась с профессором невежливо и грубо. В роскошный класс зашел канцлер, который попросил ее подписать указ о помиловании или казни. Королева выбрала второй вариант, так как это слово более коротко.

Профессора изумило такое решение. Но на его возмущение девочка потребовала рассказать ей что-то интересное, а не перечить. Учитель поведал ей о разных временах года. И вдруг ей захотелось, чтобы на новогоднем банкете были подснежники. Королева издала указ, пообещав щедро наградить того, кто принесет ей цветы.

Этим заинтересовалась мачеха, ей очень хотелось получить оплату. Вместе с дочкой злая женщина решила послать за подснежниками падчерицу. Девочка боялась идти в лес поздней ночью, умоляла не отправлять ее. Но жадная мачеха и слушать ее не стала, выгнала сиротку из дому в метель.

Использование фольклора в речи персонажей

Самуил Маршак использовал интересные речевые обороты, фольклорный говор в рассказе «Двенадцать месяцев».

Герои говорят яркими фразами, сказка наполнена живыми репликами. Его звери общаются, используя характерные междометия и эпитеты. Если это ворон, то обязательно его монолог украшен традиционным «Карр!».

Истинное мастерство показывает автор, слишком индивидуализируя речь своих персонажей. Это мы четко прослеживаем по монологам падчерицы. В них ярко выраженный народно-поэтический стержень. Слова льются, как песня. Фразы очень мелодичные и ритмичные. Каждый диалог в рассказе дышит народным творчеством.

Многие литературные критики уверены, что именно в славянском фольклоре берет свое начало детский рассказ «Двенадцать месяцев». Сказка раскрывает нам о верованиях наших далеких предков — о том, что времена года имеют человеческий облик, что звери в лесу умеют говорить нашим языком, что силы природы являются карой за нехорошие деяния.

«Изюминка» сказки

Вы когда-нибудь замечали, как зовут героев повести «Двенадцать месяцев»? Думаю, нет. И это совсем не удивительно — автор не дал ни одного имени своим персонажам. Советник, королева, падчерица, мачеха — все они без собственного имени. Маршак хотел показать общество в целом, не переходя на личности. Каждый герой воплощает в себе один слой общества: сиротка — народ, бедный и трудолюбивый, королева — правителей, безжалостных и часто глупых, советник — чиновников, подхалимов и трусов, мачеха — управленцев, готовых ради наживы перечеркнуть все человеческое.

Имена есть только у двенадцати месяцев. Силы природы в образе братьев показаны только с позитивной стороны. И это понятно, ведь окружающий мир дарит человеку жизнь. Благодаря ему мы дышим, выращиваем урожай, продолжаем свой род. Но зачастую люди этого не ценят. Они недовольны тем, что сейчас зима, а не лето, им не нравится дождь, они разочарованы из-за сильного мороза за окном. Хотя мы знаем, что у природы нет плохой погоды. Каждое ее проявление — это обязательное звено цепочки, без которой жизнь на Земле была бы невозможной.

Капризная королева

Во дворце уже все было готово к новогодней ночи: стояла пышно украшенная елка, горели свечи, а придворные надели лучшие наряды. Но королева была недовольна, ведь пока никто не принес ей цветы. Она заявила, что декабрь не будет заканчиваться до тех пор, пока она не получит подснежники.

Все придворные боялись ее, не посмели возразить, поэтому терпеливо дожидались, пока она сменит гнев на милость. В это время во дворец пожаловала мачеха с цветами. Их встретили с облегчением.

Но королеве было недостаточно одной корзины цветов, она хотела больше, поэтому спросила, где же их можно насобирать в декабре. Дочка и мачеха не смогли придумать ответ и честно признались, что подснежники собирала падчерица. Королева захотела посетить это волшебное место, где зимой растут цветы. Она приказала подать сани и теплую одежду, чтобы в этот же момент отправиться в лес.

Экранизация

После всеобщего успеха печатной повести, написанной Маршаком, наконец-то на экранах телевизоров мы увидели «Двенадцать месяцев». Отзывы людей свидетельствуют о том, что мультик, который вышел в свет в 1952 году, побил рекорды по своей популярности. Дети по достоинству оценили чудесную новогоднюю историю.

Создал полнометражную анимационную картину режиссер Иван Иванов-Вано. Всем нам известные еще с детства декорации мультика и его героев рисовал мастер своего дела Анатолий Сазонов. Сказка вышла на экраны и в качестве полнометражного фильма для детей.

«Двенадцать месяцев» — нравственная история, которая учит нас быть чуткими и добрыми, любить труд и оставаться человеком в любой ситуации. Уже больше полувека она относится к классике своего жанра. И дети, и взрослые во всем мире любят и читать это произведение, и смотреть его экранизацию. В ближайшие новогодние праздники обязательно посмотрите ее еще раз эту сказку всей семьей.

Жанр и главная мысль

Анализируя сюжет «12 месяцев» и персонажей, следует обратить внимание, что произведение относится к жанру волшебной сказки. Основными его элементами являются:

Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит торопиться, так как всему своё время. Смысл произведения: только доброе сердце умеет творить чудеса. Когда человек добрый, ему стараются помочь все вокруг.

Сказка Маршака учит, что добро всегда побеждает зло. Об этом гласят и народные пословицы на эту тему. Например, что доброе дело никогда не остаётся без награды. В этом и заключается мораль этой волшебной сказки.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector