Запорожец в СССР стоил от 1800 руб. в 1961 г. до 3 900 руб. в 1988 г.
Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 14 сентября 2019. Обновление статьи: 07.10.2019. Время чтения 6 мин.
Ксения Коновалова
Достаточно было полутора или двух годовых заработков, чтобы купить в Советском Союзе запорожец. В конце 80-х машина стоила 3 900 руб., или 403 тыс. руб. в нынешних ценах. История бренда длилась почти 35 лет, с 1960 г., когда с конвейера вышел первый «горбатый», и до 1994 г., когда ЗАЗ-968М снят с производства.
Эти «ушастые чебурашки» вряд ли когда-либо становились предметом гордости. Всегда были охотники покритиковать не совсем обычное транспортное средство. При этом относились к нему снисходительно. Машина отличалась от всех и вызывала улыбку каждый раз, когда встречалась на пути. Ни у одного другого советского легкового автомобиля двигатель не располагался позади пассажирского салона. Да и стоил запорожец в СССР дешевле многих других продуктов отечественного автопрома.
Такой маленький и смешной, но так вынослив
Запорожец из автомобилей-выходцев из СССР можно смело отнести к одной из самых народных марок. С появления на свет, еще когда он вышел в люди под номером 965, народ любовно окрестил авто потешными прозвищами: «горбатый», «жужик», «запор», «пырзик», «круглый», «дрыцель», «челленджер», «ушастый чебурашка», «чарлик», даже складывал анекдоты. Но любили и ценили невероятно, иначе было нельзя – он заслужил.
При том, что тягаться с полноприводниками ТС всё же не по силам, в Советском Союзе «запорожец» был самым проходимым моноприводным автомобилем. Этому «жужику» по колено были любые заснеженные поля, даже если он обут был в летние шины. Немало дачников ползало на нём по раскисшей грязи, летало по страшным ухабам – проходимость у этой машинки просто феноменальная. И даже на бездорожье шел плавно, даром что не лимузин.
При этом «пырзика» нагружали так, как не наполняют теперешние фургоны и пикапы. Не поддается счету, сколько советских людей прокатилось на заднем сиденье «запорожца» в «компании» с рассадой, яблоками или картошкой. Он перевозил всё. А сколько домов и дач «горбатый» построил, сколько вырастил детей. А просил так мало: регулярно промывать карбюратор, регулировать контакты прерывателя и немного нового масла.
В его салоне всегда было шумно, двери закрывались только с сильного размаха, да и водителю негде развернуться. Но это такая ерунда по сравнению с несомненными достоинствами.
Источник
25 лет назад: бензин 1960 руб., ВАЗ — 47 млн — помните такое?
Начнем с прейскуранта на автомобили начала 1991 года. Это был последний год существования СССР.
ВАЗы, ГАЗы, ЗАЗы
Павлов и последователи
Тогдашний министр финансов Валентин Павлов вошел в историю, поскольку январская реформа 1991 года впоследствии получила его имя. В 21:00 по московскому времени, когда по старой привычке вся страна уселась перед телевизорами, а практически все магазины закрывались, выяснилось, что президент СССР подписал указ об изъятии из обращения 50-рублевых и 100-рублевых купюр образца 1961 года!
Это был шок. Его до сих пор часто обыгрывают в кино, где герои находят дедушкин клад с кучей денег, а это уже не деньги, а бумажки… Тогда же люди рванули кто куда. На почте посылали сами себе переводы, а в кассах Аэрофлота скупали все билеты подряд, чтобы потом сдать их обратно, получив компенсацию «новыми» деньгами. Официально же без проблем обменивалось не более 1000 ₽ на человека. Тогда изъяли 14 млрд рублей, а розничные цены начали бег в гору.
24 июля 1993 года, уже после уничтожения СССР, была проведена новая атака на сбережения. В телеграмме председателя главного банка страны Виктора Геращенко говорилось, что Центробанк «прекращает с нуля часов (по местному времени) 26 июля 1993 года обращение на всей территории Российской Федерации государственных казначейских билетов СССР, билетов Государственного банка СССР и банкнот Банка России образца 1961–1992 годов».
Этот момент я прекрасно помню: мы с родителями сидели на даче, когда случайно включенный радиоприемник сообщил эту новость. В итоге рванули в Подольск, где я, потратив весь «подкожный» запас, приобрел примерно за 500 ₽ комплект тяжеленных белорусских шин на Волгу — выбирать не приходилось. Остатки наличности потратили на рынке, пользуясь тем, что радио в тот день слушали далеко не все продавцы.
Про август 1998 года помнят почти все. 14 августа тогдашний президент объявил, что девальваций не будет, а через три дня доллар подпрыгнул в четыре раза. После этого все поняли, что загадывать что-либо на завтра — дело бесполезное. При этом население резко воспылало любовью к ненашенской валюте.
Так какие же были цены?
В 1992 году нам объявили, что на дворе царит рынок, который, как известно, сам себя регулирует. На электромеханическом заводе, где я тогда работал, стали оригинальным образом выплачивать зарплату. Примерно каждые два дня появлялся приказ директора, согласно которому вводился новый коэффициент, на который умножался твой оклад. Скажем, при окладе в 200 ₽ и коэффициенте, равном 2,6, тебе насчитывали жалованье в 520 ₽. С какой скоростью тогда работали печатные станки, можно только догадываться.
Коэффициент стремительно рос — 3, 5,5, 7, 11, 13,8… Но ценники во всех магазинах переписывали еще быстрее. На заводе участились случаи визитов к директору с просьбой «выписать премию хотя бы на хлеб». Оклад начальника КБ стал ниже стоимости месячного проездного. Зато юные монтажники легко устраивались к таким же юнцам на сиюминутные биржи и подобные заведения, где зарплата была не 900 ₽, а, скажем, 50 000 ₽. Через пару месяцев фирма обычно лопалась, но за это время кто-то успевал обзавестись новеньким автомобилем — например, Москвичом-2141.
Владельцы автомобилей Волга вскоре почувствовали себя миллионерами: цена нижегородских машин первой перевалила за миллион рублей. Вскоре то же сделали и цены на тольяттинские машины. Впрочем, вот несколько цифр из 1993 года. Для справки: средняя зарплата по стране в течение года увеличилась тогда примерно с 16 000 ₽ до 140 000 ₽.
Источник
«Попался экспортный вариант». Как в СССР покупали автомобили
Транспорт в частные руки в СССР начали продавать осенью 1948 года, когда в Москве на Бакунинской улице заработал магазин «Автомобили». На выбор предлагали «Москвич-400», ГАЗ-20 «Победа» и ЗИМ, которые хранились на заднем дворе здания. Вот только денег у населения после войны не было, поэтому об очередях, открытках и перекупщиках речь тогда не шла. Всего через десять лет ситуация кардинальным образом поменялась.
Ближе к 1960-м спрос на автомобили вырос, и в свободной продаже остался только представительский ЗИМ, который стоил слишком дорого. «Победа» и «Москвич» стали дефицитом, и люди записывались в очереди, за которыми следили самостоятельно, проводя обязательные переклички. Потом очередью стал заниматься сам магазин, а ожидание растянулось на годы. Например, дешевый «Москвич» нужно было ждать не меньше трех лет.
Позднее квоты на автомобили для частников стали распределять по предприятиям — не более нескольких машин в год. Для того чтобы встать в очередь на машину, нужно было написать заявление в профсоюзную организацию. Однако записаться можно было далеко не на каждом предприятии, утверждает пользователь портала Drive2 под ником Rifat01: «В строительном тресте, где работал отец, очереди попросту не было. В добывающих отраслях ситуация другая была, там и заработки больше были, и квартиру заиметь можно было, и запись на машины была, и очередь относительно быстрая».
Заявлений было многократно больше, чем квот, поэтому профком составлял списки приоритета с учетом должностей и заслуг желающих. Первыми в очередь попадали руководители разных уровней, ветераны войны и ударники труда. С появлением ГАЗ-24 это социальное расслоение стало еще сильнее. В списки на эту модель ставили только самых заслуженных людей, а сами «Волги» распределялись по предприятиям в крайне малых количествах.
Срок ожидания любого автомобиля мог достигать десяти лет, а о получении права на покупку соискатель узнавал из полученной открытки, которую заранее оставлял в профкоме со своим адресом. И не факт, что в долгожданной открытке указывалась выбранная модель. Записавшись на «шестерку», можно было получить открытку на «копейку», и наоборот, но апеллировать было не к кому.
«Отец встал в очередь на ВАЗ в 1977 году. Он был руководителем средней организации, состоял в партии, но заветную открытку получил только в 1987 году, уже будучи больным. Тут же к нему стали подходить коллеги с предложениями. За открытку один коллега, строитель, построил нам кирпичную дачу в полтора этажа с жилой площадью около 48 кв. м», — пишет пользователь short-circuit.
Иногда открывалась свободная запись — такое было, например, в конце 1980-х, когда после ввода советских войск в Афганистан многие страны отказались торговать машинами из СССР и техника вернулась в страну. «В 1988 году продавали по свободной записи: оставляешь открытку, тебе присваивают номер очереди, и обязательно приезжаешь отмечаться. Номер очереди двигался практически только за счет не приехавших. У меня машина была конца декабря 1988 года с номером Л 73 86 ММ», — вспоминает Юрий Новиков.
Примерно так же купил машину Михаил Трофимов: «Нам повезло: модель ВАЗ-21063, но попался экспортный вариант. Все модели на Варшавке привозили несколько месяцев только серо-зеленого цвета, а в субботу привезли серо-голубой. Когда выезжали за ворота, южные граждане буквально встали цепью и с ходу предложили сразу три цены».
С открыткой нужно было прийти в автомагазин, оформить справку-счет и заплатить по ней в сберкассе, но сами машины в магазине с 1960-х не выдавали. За ними приходилось ехать на склад, где снова нужно было отстоять огромную очередь, чтобы потом уехать на том, что дадут. Выбор если и был, то весьма скромный, а о том, чтобы послушать мотор или подобрать комплектацию, вообще не было речи.
Если предложенная машина не нравилась, то можно было отказаться, сдвинувшись на одну позицию в очереди, но никто не гарантировал, что следующие будут лучше. Отказные машины с удовольствием забирали люди из конца очереди. «Когда подошла наша очередь, осталась только одна «Охра», остальные — «Васильки». На нее покушался мужик, стоявший дальше, он шушукался с продавцом, который потом стал говорить, что машина бракованная, что-то не горело. Отец уперся. Потом оказалось, что продавец предохранитель вытащил», — вспоминает пользователь Drive2 Алекс Малина.
Гораздо проще было приобрести машину тем, кто иногда выезжал за границу. У таких людей была валюта или, что чаще, сертификаты Внешпосылторга. Командировочным в СССР часть зарплаты выплачивали валютой страны пребывания, а часть начисляли на счет Внешэкономбанка. После возвращения они снимали со счета накопленную сумму в сертификатах Внешпосылторга и могли расплачиваться ими в магазинах «Березка».
Машины там стоили гораздо дешевле. Например, ГАЗ-24 можно было купить за условные 2000 руб., расплатившись чеками. А накопить на «Жигули» получалось даже после одной командировки в соцстрану. «Сосед по дому был направлен в Монголию по линии СЭВ, зарплата у него была больше посла, поэтому по окончании командировки им была приобретена черная «Волга» с красным салоном. Про такие машины говорили, что за них давали столько денег, сколько попросишь», — пишет пользователь Rifat01.
Редкую, но вполне реальную возможность получить автомобиль в Союзе предоставляли лотереи, которые, разумеется, тоже контролировались государством. Купив билет за 30 коп., человек мог выиграть, например, ГАЗ-24 стоимостью около 9000 руб., но шансов на это было немного. Однако именно таким образом у Владимира Путина оказался его знаменитый белый ЗАЗ-966. В 1972 году мать будущего президента выиграла эту машину в лотерею.
Изначально продажей подержанных машин занимался тот же магазин на Бакунинской, но выбор был невелик и сами автомобили не задерживались. К 1980-м центр торговли бывшими в употреблении автомобилями переместился в московский Южный порт. Продавцы приезжали на огромную площадку, вставали на свободное место и ждали клиентов. Присутствие не было обязательным: можно было оставить автомобиль на площадке, выставить цену и ждать, пока найдется покупатель. Машина могла стоять до 45 дней, после чего цену снижали.
Источник
Точные цены на машины в СССР в 70-е годы
Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 11 августа 2019. Обновление статьи: 04.08.2019. Время чтения 11 мин.
Розничная стоимость машин для населения в СССР был в 2-4 раза выше оптовой для организаций. «Волгу» продавали за 8 500 руб. в 1970 г., «Жигули» – за 5 620 руб. При средней зарплате 121,2 руб. автомобиль обходился в 24–70 окладов. К 1980 г. машины подорожали: «Волги» стоили 9 513 руб., «Жигули» от 5 690 до 8 671 руб. С рук авто перепродавали с накруткой 50–100%. В сравнении с современными ценами на «Лады» личный транспорт обходился гражданам в СССР в 4–5 раз дороже.
В триаду, характеризующую потребительский идеал советского человека, кроме квартиры и дачи, входил автомобиль. Он был престижным символом благосостояния и высокого социального статуса. Несмотря на то, что власти признавали легковые машины личной собственностью, курс был взят на развитие общественного, а не индивидуального транспорта. Даже после массового запуска в производство «Жигулей» в начале 1970 гг. сохранился дефицит. Несмотря на искусственно завышенную стоимость на машины в СССР, желающих приобрести собственный «символ роскоши» меньше не становилось, особенно в 70–80 гг. – в период застоя.
Стоимость автомобиля
Проблему насыщения автомобильного рынка в СССР должен был решить ввод в эксплуатацию Волжского автомобильного завода.
Цены в 1970-1974 гг.
В апреле 1970 г. с конвейера сошли первые «жигули», а к концу года уже продавалось по 150–200 авто. Стоила «мечта автолюбителя» на тот момент 5 620 руб.
Рис. 1. Легендарная «копейка»
При средней заработной плате, по данным Росстата, в 1970 г. 121,2 руб. на такую роскошь нужно было копить как минимум 46,4 месяцев, или почти 4 года, при условии, что на покупку откладывалась вся зарплата. Для сравнения, посмотрим, сколько стоили в СССР на тот момент некоторые продукты, одежда и техника:
Однако «Жигули» не сразу стали «народной мечтой». По данным соцопроса, проведенным ВНИИ изучения конъюнктуры спроса и торговли, в 1972 г. из 7 000 опрощенных, проживающих в 25 городах СССР, респонденты ответили, что «желанным автомобилем» для них является:
Из-за высоких цен на машины в СССР в начале 70-х большим спросом пользовались «Запорожцы» и мотоциклы.
Таблица 1. Стоимость автомобилей и мотоциклов в 1970–1975 гг.
Марка транспорта | Цена, сов. руб. | В зарплатах 1970 г. | В зарплатах 1975 г. | |
Автомобили | ||||
«Волга» ГАЗ-21 | 8 500 | 70,13 | 57,16 | |
«Жигули» ВАЗ-2101 | 5 620 | 46,37 | 37,79 | |
«Москвич» 412 | 4 936 | 40,73 | 33,19 | |
«Запорожец» ЗАЗ- 966 (ушастый) | 3 000 | 24,75 | 20,17 | |
Мотоциклы | ||||
«Урал» | 1 250 | 10,31 | 8,41 | |
«Иж-Юпитер» с коляской | 911 | 7,52 | 6,13 | |
«Иж-Планета» | 624 | 5,15 | 4,20 | |
«Восход» | 465 | 3,84 | 3,13 |
Источник: ЦСУ СССР, Росстат, расчетно
Цены на машины для населения были явно завышены. Негласно считалось, что «Волгу» приобрести могут только граждане с нетрудовыми доходами. Чтобы цеховиков и спекулянтов, которые в основном и становились обладателями таких авто, заставить «поделиться с народом», был введен косвенный налог «на роскошь».
Рис. 2. «Запорожец» ЗАЗ 966
Если сравнивать цены, по которым продавались машины по безналу организациям, и стоимость авто в рознице, то можно увидеть, что «Волги» реализовались с накруткой в 320%, «Москвичи» – 250%. Самая низкая розничная накрутка была у «Запорожца» – всего лишь 200%.
Таблица 2. Сравнение оптовых и розничных цен* на легковые автомобили в 1973 г.
Марка авто | Оптовая стоимость для промышленности, сов. руб. | Розничная стоимость, сов. руб. | Торговая накрутка, % |
«Запорожец» ЗАЗ 966ВБ (с ручным управлением) | 1 670 | 3 340 | 200% |
«Запорожец» ЗАЗ 966ВР (управление одной рукой, одной ногой) | |||
«Запорожец» ЗАЗ 966 ВБ2 | 1 500 | 3 000 | 200% |
«Запорожец» ЗАЗ 966 В | |||
«Запорожец» ЗАЗ 966 | 1 750 | 3 500 | 200% |
«Запорожец» ЗАЗ 968 | |||
«Жигули» ВАЗ-2101 | 2 300 | 5 750 | 250% |
«Жигули» ВАЗ-2102 | 2 360 | 5 900 | 250% |
«Москвич» 408 ИЭ | 1 608 | 4 020 | 250% |
«Москвич» 408 ИБЭ (с ручным управлением) | |||
«Москвич» 426 ИЭ (пятидверный) | 1 706 | 4 265 | 250% |
«Москвич» 412 ИЭ | 1 845 | 4 612 | 250% |
«Москвич» 412 ИЭ (в улучшенной комплектации) | 1 982 | 4955 | 250% |
«Москвич» 427 ИЭ (пятидверный, в улучшенной комплектации) | 2 045 | 5 112,5 | 250% |
«Волга» ГАЗ-24 | 2 650 | 8 480 | 320% |
«Чайка» ГАЗ-12 | 9 150 | В рознице не продавались | |
«Чайка» ГАЗ-13А (с переговорным пультом на панели приборов, дублирующей системой зажигания) | 9 920 |
*Розничная стоимость взята из Прейскуранта №21-01 «Оптовые цены на автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, прицепы», утвержденный Государственным комитетом цен Совета Министров СССР от 13 апреля 1972 г., введенные в действие с 1973 г.
Рис. 3. Отрывок из прейскуранта цен на 1973 год
Цены 1975–1979 гг.
Постепенно расширялся модельный ряд «Жигулей», параллельно росла и популярность авто в народе.
«В 75 моему другу посчастливилось стать обладателем автомобиля «Жигули» 3 модели. Ему предложили обменять его на генеральскую дачу в Красково с большим участком, но он отказался, так как «дачи есть у всех, а “трешка” – это редкость». Воспоминания журналиста Андрея Воскресенского.
Цены в сторону увеличения были пересмотрены в 1976 году.
Таблица 3. Стоимость авто по прейскуранту 1978 г.
Марка авто | Розничная цена, 1978 г. сов. руб. | Розничная цена, 1979 г. сов. руб. |
«Запорожец» ЗАЗ 966 | 3 500 | |
«Запорожец» ЗАЗ 968 | 3 500 | 4 050 |
«Запорожец» ЗАЗ 969 | 4 000 | |
«Жигули» ВАЗ-2101 | 5 500 | 5 690 |
«Жигули» ВАЗ-21011 | 6 000 | 6 190 |
«Жигули» ВАЗ-21013 | 5 960 | |
«Жигули» ВАЗ-21016 | 5 540 | |
«Жигули» ВАЗ-2102 | 5 930 | 6 120 |
«Жигули» ВАЗ-2103 | 7 743 | |
«Жигули» ВАЗ-2106 | 7 900 | 8 143 |
«Жигули» ВАЗ-2121 | 8 500 | 8 671 |
«Москвич» 412 ИЭ | 6 376 | 7 100 |
«Москвич» 2136 | 6 400 | |
«Москвич» 2137 | 7 200 | 7 335 |
«Москвич» 2138 | 6 000 | 6 065 |
«Москвич» 2140 | 6 800 | 6 865 |
ИЖ 2125 | 6 500 | |
«Волга» ГАЗ 24 | 9 043 | 9 513 |
ГАЗ 24-02 | 12 000 | |
УАЗ 469Б | 7 000 |
Источник: журнал «За рулем», 1978, 1979 гг.
Цены в 1980 г.
Картинки и цены на авто 1980 г. для покупателей через сеть магазинов «Березка» взяты из рекламного буклета «Внешпосылторга».
Рис. 4. ВАЗ-2101, цена 5 690 руб., ВАЗ–21011, цена 6 190 руб.
Рис. 5. ВАЗ–2102, цена 6 035 руб., ВАЗ-2103, цена 7 743 руб.
Рис. 6. ВАЗ-2106, цена 8 143 руб., ВАЗ-2121, цена 8 671 руб.
Рис. 7. «Волга» ГАЗ-24, цена 9 513 руб., «Москвич» 2137, цена 7 335 руб.
Рис. 8. «Москвич» 2138, цена 6065 руб., «Москвич» 2140, цена 6 865 руб.,
Способы покупки нового авто в 70-е: кто мог себе позволить
Но даже собрав за несколько лет 5 000–10 000 руб., в СССР невозможно было просто прийти в автосалон и приобрести понравившуюся модель.
До 1973 г. авто распределялись по регионам Советами министров республик, после чего рай- или горисполкомами между учреждениями и предприятиями. Для поступления в продажу необходимо было решение специальной комиссии. По состоянию на 1972 г., по всей стране работало не больше 180 автомагазинов, в основном в больших городах.
После распределение упорядочили. Рыночные фонды централизовано распределялись по направлениям.
Таблица 4. Распределение авто по назначению в 1975 г.
Направление | Распределение | Кол-во, шт. |
Передовики производства | предприятия; организации министерств | 175 000 +30 000 резерв |
Труженики села | система потребкооперации | 300 000 |
Работники леспрома | ОРС (отделы народного снабжения) | |
Централизованные получатели | Министерство среднего машиностроения; и др. | 100 000 |
Гражданам в порядке очереди (по открыткам) | Республиканские министерства | 100 0000 |
Гражданам, которые получали зарплату в валюте | Через «Березки» | 20 0000 |
Из общего числа купленных авто, по сведениям Управления ГАИ МВД СССР, 9,6% были реализованы через комиссионки. Именно так оформлялась продажа на вторичном рынке. Однако стоили б/у машины в СССР на порядок выше новых.
«Владельцы, потерявшие совесть и движимые жаждой наживы, требуют за «Москвич-412» 9-10 тыс. при стоимости 5 200 руб., а за «Волгу» – 18–20 тыс. руб. при цене 9 тыс. руб.», – из письма гражданина, проживающего в Ростове, Косыгину – председателю Совета министров СССР, 1972 г.
Было развито коммерческое дело с перепродажей машин в союзных республиках. Из РСФСР и Украины барышники везли авто в Прибалтику, Грузию, Узбекистан, Армению.
«Покупает спекулянт машину в Ленинграде и Москве и везет в свою республику, где продает втридорога. Тысячи рублей оседают в их кошельках. Такие комиссионные магазины организованы для миллионеров, а не для трудящихся. Честные люди не могут купить автомобиль». Из письма рабочих завода «Электросила», г. Ленинград.
Несмотря на трудности с приобретением, в 1970-х гг. покупка машины стала массовым явлением. По отчету, опубликованному в сборнике «Народное хозяйство СССР», в 1970 г. было продано 123 тыс. авто, а в 1980 г. – 1 163 тыс. машин.
Затраты на обслуживание авто
«День приобретения машины должен оставлять в памяти покупателя ничем не омраченное ощущение праздника», – директор автомагазина И. Киселев.
Но это чувство исчезало, когда дело доходило до обслуживания и ремонта авто. На всю страну в 1972 г. было только 694 СТО, а обеспечение запасными частями не превышало 37%.
Рис. 9. СТО в Москве, 1980 г.
По подсчетам журнала «За рулем», содержание ВАЗ-2101 в 1976 г. обходилось в 6 руб. 26,4 коп. на 100 км пробега:
Стоимость советских авто в других странах
Союз продавал легковушки в 50 стран мира. В 1970 г. было отгружено 85 тыс. авто.
Рис. 10. Повышенным спросом за границей пользовались «Лады»
В ФРГ в 1971 г. «копейка» продавалась за 6 500 марок. FIAT аналогичной модели стоил 6 830 марок.
В 1976 г. цена ВАЗ-2101 поднялась до 7 200 марок, тогда как FIAT уже стоил 9 500 марок. «Лады» продавались лучше, чем Nissan или Volvo.
Благодаря заниженным ценам, Советский Союз пытался занять свою нишу на западном автомобильном рынке.
Стоимость авто в СССР по современному курсу
Для пересчета стоимости машин в СССР в современную валюту воспользуемся информацией о курсах, публикуемых ЦБ РФ:
Таблица 5. Стоимость советских авто по современному курсу, расчетно
Если оценивать стоимость в покупательской способности, то видно, что ситуация практически не изменилась.
В 1970 г. на покупку «копейки» гражданин тратил 46,37 зарплат. В 2019 г. при средней заработной плате 47 926 руб. (данные Росстата по итогам мая 2019 г.) с учетом современного курса пришлось бы на приобретение той же машины откладывать в течение 44,18 месяцев.
Рис. 11. Vesta седан, 2019 г.
Для полноты картины посмотрим, сколько стоят современные «Лады». По данным портала lada.ru, новую машину можно купить:
То есть, в средних зарплатах это от 7,88 до 10,89 месяцев. Поэтому можно сделать вывод, что машины во времена СССР стоили в 4–5 раз дороже, чем в современной России.
Источник