2 мудрых совета по теме народное творчество

Класс: 2

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (214,5 кБ)

Цель урока: обобщить знания детей об изученных видах устного народного творчества, прививать любовь к истории своей Родины, закрепить умения школьников разбираться в различных жанрах устного народного творчества.

1. Вступительное слово учителя:

Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры устного народного творчества, вы научились любить еще больше свою страну и прикоснулись к истории нашей Родины.

Давайте сегодня повторим все, что мы узнали на этих волшебных уроках, путешествуя по волнам чудесных открытий. Удачи вам!

2.Основной ход урока:

1) Какие виды устного народного творчества вы знаете?

Давайте проверим, что скажут нам волны синего океана.

(Учитель показывает Слайд 2 презентации.)

Конечно, вы правы. Мы знаем:

2) Следующая остановка – “ русские народные сказки”.

Учитель: “Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу. Также вы знаете и сказки о животных, которые сочинил наш народ.

Какие сказки вы знаете?

Чему учат народные сказки?

Назовите любимую сказку.

А сейчас давайте поиграем, отгадывая названия сказок.

Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
(Ответ: колобок.)

Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
(Ответ: Емеля.)

В) Еще одна загадка

На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет.
(царевна-лягушка)

3)Следующая остановка – “Потешки”.

Для чего они создавались? (Рассмешить народ и в смешной форме показать отрицательные черты человека и его ошибки.)

Где можно было услышать потешки? (На ярмарках, народных гуляниях и праздниках.)

Вспомни наизусть свои любимые потешки.

4) Остановка – “Скороговорки”.

Какие скороговорки ты знаешь?
Что такое скороговорка?
Какой темп речи нужен для скороговорки?
(Быстрый и четкий.)
Вспомни несколько скороговорок.

Что такое загадки?
Что развивает загадка в человеке?
Вспомни твои любимые загадки.

1. Стоит чудо в семи шубах,
Кто его тронет – сам заплачет.
(Лук.)

2 – Стоит в горшке
На окне ежик.
(Кактус.)

3. Горбатый мост
На четырех столбах стоит.
(Верблюд.)

4. В пустом дупле по сто домов.
По сто котлов,
В середине – ярмарка.
(Улей.)

5. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник.)

6) Остановка “Былины”.

Герои былин – богатыри, которые обладали недюжинной силой, умом и отвагой.

Былины – это произведения русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.

Каких героев былин ты знаешь?

Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д.

Назови те былины, которые ты уже читал?

7) Остановка “Колыбельные песни”.

Учитель: Название песни “колыбельная” происходит от слова “колыбель”. Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребенка и пела песенку. Эта песенка помогала малышу засыпать.

– Прочитайте выразительно колыбельные песни, которые вы подготовили.

Источник

Устное народное творчество в воспитании и развитии дошкольников

Валентина Дудченко
Устное народное творчество в воспитании и развитии дошкольников

«Пусть ребенок чувствует красоту и

пусть в его сердце и в памяти навсегда

в которых воплощается Родина».

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Использование устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал.

Ребенок вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях. Потешки можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить.

Катя, Катя маленька,

Пройдись по дорожке,

Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький».

Заинька, войди в сад,

Серенький войди в сад.

Зайка, зайка, войди в сад,

Серый, серый, войди в сад!

Дети с удовольствием повторяют:

Выгляни в оконышко!

Дождик, дождик, пуще,

Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем.

Кроме того, потешки пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Адресованные детям потешки удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

• Утро с шутками, прибаутками!

От водички, от водицы

вс улыбками искрится!

От водички, от водицы веселей цветы и птицы!

Таня умывается, Солнцу улыбается!

Знаем, знаем да, да, да

Где тут прячется вода!

• Во время приёма пищи:

Ешь кашку сладеньку,

А у нас есть ложки

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки,

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Знакомство с явлениями природы:

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьт,

Вдоль по улице метт.

Белым снегом замело

Все дороги на село,

Все дороги, все пути,

Ни проехать, не пройти.

• Хорошо успокаивают расшалившегося малыша игры с пальчиками.

Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)

Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и народные выражения.

Если дети не могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием.

Утереть нос. (Сделать что-то лучше всех.)

Сидеть, сложа руки. (Лениться.)

твой пушистенький хвосток

Мою детоньку качать,

Уж как я тебе, коту,

Дам кувшинчик молока

Люли- люли, люленьки

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать.

Детку тихо усыплять

Спи малютка почивай,

Спи тихонько отдыхай.

Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.Колыбельная песня содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой.Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова:

На дворе- трава, на траве-дрова.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками. Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Убегает зайчик мой.

Инновационный опыт «Устное народное творчество в развитии речи детей 3–4 лет» Тема опыта: «Устное народное творчество в развитии речи детей 3-4 лет» Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой,.

Консультация для воспитателей «Устное народное творчество в развитии активной речи детей» Работу по ознакомлению с фольклорными произведениями следует начинать с раннего возраста ребенка. Постоянный интерес к потешкам, сказкам,.

Лэпбук «Устное народное творчество» Информационный лист ЛЭПБУК «Устное народное творчество» Автор: воспитатель МАДОУ МО «СГО» д\с №1 «Пчелка» Васильева Ольга Алексеевна Для.

Лэпбук «Устное народное творчество» Лэпбук «Устное народное творчество» Темой для своего лэпбука я выбрала устное народное творчество. Использованием таких малых фольклорных.

План профессионального саморазвития «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» План профессионального саморазвития Тема: «Устное.

Проект для дошкольников с ОВЗ «Устное народное творчество» Проектная деятельность для дошкольников с ОВЗ «Устное народное творчество».Тема проекта:»Устное народное творчество как средство развития.

Устное народное творчество: потешки в развитии речи детей Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, прибаутки, приговорки, потешки сочинил русский.

Устное народное творчество в ФЭМП СЛАЙД 1 На протяжении 15 лет работаю над самообразованием по теме: «Использование наглядного материала в формировании математических представлений.

Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста В современной отечественной педагогике нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, привычек, поведения, связанных.

Источник

Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока «2 класс» (Школа России)

по теме Фольклор – народная мудрость.

Подготовила и провела Викулова И.А.

Эпиграф. Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, с игрой. А. М. Горький.

Фольклор – Народная мудрость.

Тема: Фольклорно-сценические игры, развитие музыкальности детей посредством фольклора.

Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Задача: заложить у детей основ национального мировосприятия через освоение малых жанров фольклора (колыбельные, прибаутки, игры и т.д.).

Возрождение русской традиционной культуры, помогающей детям овладеть различными видами фольклорной деятельности.

Народные инструменты, кукла, мультимедио, презентация элементы русского костюма.

Музыкальная игра – приветствие.

Новые слова: голубить, приголубить, народное творчество, небылицы, потешки, дразнилки.

Тема сегодняшней встречи, народное творчество. Фольклор – этот термин пришел к нам из староанглийского языка. Анг. Folk – народ, lore – учение, т.е. народное народная мудрость. Именно так, уважительно и даже возвышенно принято во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество.

Мы познакомимся с произведениями устного народного творчества (или? какие) потешками, небылицами, песенками, считалками.

Очень давно люди не знали письменности. Один талантливый человек придумывал для своих детей волшебную сказку-историю. Она всем понравилась и все стали передавать ее «из уст в уста».

Один сочинил, другой услышал, что-то добавил и так каждый приукрасил, чтобы было интереснее – получается сочиняют все вместе – всем народом – поэтому, творчество и называется народным. А зачем мы изучаем народное творчество, ведь сейчас есть компьютеры, гаджеты? – Это все проверено и на этом выросло не одно поколение. А все взрослые мечтают, чтобы дети выросли красивыми, здоровыми, умными и добрыми, трудолюбивыми, чтоб ребенок рос наблюдательным, сообразительным, ему загадывали загадки; чтоб научился ясно и выразительно разговаривать – разучивать скороговорки, чтобы знали, что хорошо, что плохо – сказывали мудрые сказки.

Лежа в колыбельке (презентация № 1) ребенок слушал простые, но такие добрые и ласковые песни и рос душевным и отзывчивым.

(Учитель берет в руки куклу и поет)

«Люли – мои, люлиньки

Спи-ка на здоровице»

А кто знает еще колыбельную? (передает куклу) Дети качают куклу и поют)

Прилетели к нам гули

Сели, возле люленьки

Они стали ворковать

Диме спать не давать.

Котя – серенький бочек

Приди котя почевать

Нашего Димочку качать

Уж как я тебе коту

И кувшинчик молока.

?какая мелодия? Дети: ласковая, не быстрая

Как исполнять? (мягко, напевно, убаюкивающее.)

Учитель (презентация № 2)

Ребенок подрастал, его садили на колени взрослым и приговаривали:

«Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки

Маслом поливала, деточкам давала

Теме-два, Вале-два, Паше- два, Даше-два

Хороши оладушки у нашей бабушки. (хлопки в парах).

А кто знает «Попевку о сороке»?

Дети: «Сорока, сорока! – где была? – Далеко

Кашку варила, детушек кормила

На порог скакала, гостей созывала

Гости услыхали – быть обещали».

Учитель: Долгими зимними вечерами бабушки веселили внучат прибаутками да небылицами.

Выскакивают скоморохи (или кукла скоморох)

1-й Эх, да я скоморох, жил да был, побывал

2-й На босу ногу топор обувал

3-й Кушаком дрова рубил

4-й Кащей палец занозил

5-й (обращаясь к ребятам!)

— Кто правдивее рассказ сочинит для нас сейчас

Выход детей – исполняют знакомые небылицы

Лошадь села в сани

На болоте стоит пень

Шевелиться ему лень

А посмеяться хочется

Съел Петрушка петуха

В одно воскресенье.

Рано, утром, вечерком

В полдень, на рассвете

В расписной карете

А за нею, во всю прыть

Волк старался переплыть

? Так что же такое небылицы?

Особый вид песни, вымысел, где всегда юмор и шутка и комическое положение

(Динамическая пауза, выскакивает скоморох или кукла – скомор).

— А сейчас потехи ради

Скоморошь и забавы

Прямо в круг выходи!

Игра «Музыкальный плетень!»

(для тренировки памяти – детей учили считалкам) начало игры.

Игра, которая считается русской забавой называется она плетень.

Правило игры. Участники 2-х команд (3-4) выстраиваются напротив друг друга в шеренги.

При смене мелодии (русс. Нар. Мелод.) разбегаются по комнате, выполняя плясовые движения. Услышав условленную муз. тему должны вновь выстроить плетень. Победит команда более проворных и ловких. (проводим 2-3 раза).

(Презентация – русских народных инструментов, ансамбля русск. нар инстр.)

Есть много муз. инструментов, русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом.

? Какие это инструметы!

(ложки, трещотки, бубенцы, рубель и др.)

Всех гостей повеселите!

Короткие по форме, забавные песенки – это потешки

Диалог (дети между собой или с учителем)

1 Андрей, детка, о чем плачешь?

Об ворота головой ударился!

Когда это случилось?

А что сегодня плачешь?

Да ведь вчера никого не было.

2 Где был, брат Иван?

3 Я медведя поймал

Да он меня не отпускает.

А сколько дразнилок было придумано нашими предками. Пожалуй, нет ни одного имени, которое обошли бы вниманием наши прабабушки и прадедушке в раннем детстве.

Все – Недопеченная картошка!

Андрей, воробей, не гоняй голубей

Гоняй галок из-под палочек!

(Эй! Ребята, что сидите, а играть-то не хотите!? – сыграем?)

— кто еще дразнилки знает?

пусть нам весело читает!

Чисти картошку – ешь по-немножку.

Так, что такое дразнилки.

Маленькие смешилки, где высмеивается пороки недостатки человека

В старые времена на Руси существовал такой обычай: Семенов день – «похороны мух». В народе верили, что если злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут!

По преданью, комары перед осенью уносятся ветрами на теплые моря и весной опять возвращаются на Русь.

— А, ну-ка, ребята, пожужжали, как мушки да комары (Жужжат)

— Кыш, Кыш мухи – комаровы подруги!

— Кыш, Кыш На семена (14 сентября) провожают мух и тараканов в спячку…

Песня – сценка «Как у наших у ворот»

Разминка. Раздаем свитки с половинками пословиц, под русские народные мелодии. Найти пару.

Не зная своего дело не берись

А за своим не ленись

По окончанию музыки, встаем парами, составляем половинки пословиц.

Наш час подошел к концу

Вот настал момент прощанья

Говорим мы – До свиданья!

(В заключении) – Я довольна нашей встречей – А вам понравился урок?

О чем мы сегодня говорили? (народное творчество).

И сегодня каждый получает по русскому лакомству – бублику.

(при остатке времени).

Ведущий достает «волшебное кольцо» (др. предмет) пускает по залу. Ребята у которых осталось кольцо, вызывают на сцену. Задают загадки-шутки; Они должны показать отгадки.

И будем выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб было всем приятно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном классном часе рассказывается как на Руси встречали Светлый праздник. В ходе мероприятия дети играют в старые народные игры.

материал предназначен для проведения дополнительных занятий по русскому языку.

Классный час в 4 классе.Тема: «Народное творчество и народная мудрость».

Источник

Классный час «Народное творчество и народная мудрость», 2 класс

Разработка классного часа на нравственную тему для учащихся начальных классов

Цели и задачи:

• освоение учащимися нравственных ценностей народа;

• приобщение детей к народному творчеству;

• активизация познавательных интересов учащихся;

• привитие уважения и любви к народным традициям.

Оборудование:

• иллюстрации с изображением лисы, волка, щуки и фламинго;

• иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Конёк- горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья»;

• портреты Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Я.А. Коменского;

• рисунки, изображающие деда, комара, репей;

• аудиозаписи фольклорных песен: «Детский русский фольклор», «Игранчики»;

• призы в виде шоколадок или конфет.

Ход классного часа

♦ Звучат «Лирические попевки» А. Шалаева из цикла «Детский русский фольклор».

Учитель: Устное народное творчество родилось в глубине веков и передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Вместо «устное народное творчество» иногда говорят «фольклор», что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание».

Какие виды и жанры произведений фольклора вы можете назвать?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Сказки, легенды, былины помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют её сжатость и мудрость. Давайте будем изучать и сохранять народное творчество.

Сегодня наш классный час пройдет в форме викторины. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством.

Давайте познакомимся с правилами викторины: викторина состоит из трех туров; вопрос зачитывается один раз; на обдумывание каждого вопроса дается пять секунд; за правильный ответ игрок получает один балл; после каждого тура отсеиваются игроки, набравшие наименьшее количество баллов.

Сейчас нам надо выбрать жюри, которое будет оценивать игру участников викторины и подсчитывать очки.

♦ Проходят выборы жюри.

Учитель: Начинаем первый тур. Он будет посвящён сказкам. Прежде чем вы научились читать, вы слушали сказки. В сказках также заключена мудрость наших предков. «Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок». Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим!

Начинаем первый тур викторины. Задание первое. Перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быкович, Никита Кожемяка, Соловей-разбойник. В русских народных сказках всегда сталкиваются добро и зло. Какой из этих героев является отрицательных персонажем?

Учащиеся: Соловей-разбойник.

Учитель: Задание второе. Какой сказочный герой смог победить двенадцатиголовое чудо-юдо?

Учащиеся: Иван Быкович.

Учитель: Задание третье. На этих иллюстрациях изображены персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конек- горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка». Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?

Учащиеся: В «Сказке о царе Салтане» говорится о трёх сестрицах.

Учитель: Задание четвёртое. Сказки бывают разные — волшебные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и хитростью. Но животные являются не только персонажами сказок, но и басен.

Перед вами иллюстрации животных — лисы, волка, щуки и фламинго. Задание первое. Все ли эти животные являются персонажами басен Ивана Андреевича Крылова? Учащиеся: Фламинго не является.

Учитель: Задание пятое. Кто из этих персонажей обладал волшебной силой в сказке о Емеле?

Учащиеся: Щука.

Учитель: Задание шестое. Как вы думаете, какое животное из представленных здесь чаще всего становилось героем русских народных сказок?

Учащиеся: Лиса.

♦ Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры.

Учитель: Пока работает жюри, предлагаю послушать русские частушки в исполнении наших девочек.

♦ Учащиеся исполняют частушки.

Учитель: К большому сожалению, из конкурса выбывают несколько игроков. Чтобы вам не было горько, вручаем участникам сладкие призы.

Мы начинаем второй тур. Он посвящён пословицам и поговоркам. У каждого народа существует множество пословиц и поговорок. Одна из величайших способностей человека — способность передавать свои мысли, чувства, ощущения, своё восприятие окружающего мира и различных явлений жизни через меткое образное изречение. Пословицы и поговорки доходят до глубины души человека, ведь, в пословицах и поговорках содержится кладезь мудрости. Михаил Шолохов назвал пословицу «крылатой мудростью». Вот как говорят в народе: «Пословица не даром молвится», «Пословица — всем делам помощница».

Задание первое. Знаете ли вы пословицы и поговорки, в которых присутствуют числа?

♦ Заслушиваются ответы учащихся: «Одна голова хорошо, а две — лучше», «Один в поле не воин», «Одна рука узла не вяжет», «Хвастуну цена — три копейки», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь — один отрежь», «Семеро одного не ждут», «Одним махом семерых убивахом», «Лук — от семи недуг» и т.д.

Учитель: Посмотрите на портреты писателей и педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, Я.А. Коменского.

Задание второе. Кто из этих великих людей в книге для начальных классов поместил триста пословиц и поговорок? Учащиеся: К.Д. Ушинский в книге «Родное слово».

Учитель: Задание третье. Кто из этих великих людей является автором классических книг, ставших в России образцами детской и народной литературы?

Учащиеся: Л.Н. Толстой.

Учитель: Задание четвертое. Назовите пословицу о дружбе.

♦ Заслушиваются ответы учащихся: «Дружный дом — счастья полон, дружбу потерял — счастье расплескал», «Дружба крепка взаимностью», «Дружба — богатство бесценное», «Дружи с тем, у кого приятелей много, откровенничай с тем, у кого друзей мало».

Учитель: Задание пятое. Продолжи пословицу.

У настоящих друзей и. (дети дружны).

Уважай всякого, кто. (хочет жить в дружбе).

Худой мир лучше. (доброй ссоры).

Сила птицы — в крыльях, сила человека. (в дружбе).

Дружба крепка. (взаимностью).

Если друг твой слепой, и ты. (один глаз свой прикрой).

♦ Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры.

Учитель: Пока работает жюри, предлагаю послушать записи фольклорных песен.

♦ Звучат аудиозаписи фольклорных песен.

Учитель: И вновь из конкурса выбывают несколько игроков. Им также вручаются сладкие призы.

Начинаем последний, третий тур. Устное народное творчество многогранно — это сказки, былины, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни. Задание первое. Нужно назвать жанр того произведения, которое я сейчас прочитаю.

Дождик-дождик, пуще лей

На меня и на людей!

А на бабу Ягу лей по целому ведру! (Закличка.)

Голова с кувшин. (Дразнилка.)

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Как вы уже поняли, третий тур посвящён потешкам, считалкам, дразнилкам, заклинкам, а также загадкам. Загадки, приметы, заклинки показывают, что человек одушевляет мир природы, относится к нему сердечно, как к живому, чувствуя своё родство с природой.

Задание второе. Вспомните и прочитайте песенку, заклинку, дразнилку, потешку.

♦ Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы.

Учитель: Задание третье. Послушайте, посмотрите на рисунки и отгадайте загадку: «Дедушка осердился, в бабушку вцепился»

Учащиеся: Репей.

Учитель: Может быть другой ответ на эту загадку? Или возможны оба ответа?

Учащиеся: Да. Комар. Репей.

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Задание четвертное, последнее. Загадайте загадки о насекомых.

♦ Заслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает ответы, подсчитывает количество баллов и выбирает игроков, которые выбывают из игры.

Учитель: И вновь звучат народные мелодии. Выбывшие из игры после третьего тура получают сладкие утешительные призы. Жюри подводит итоги викторины. А желающим я предлагаю рассказать, что нового узнали сегодня? Что заинтересовало? К чему хотелось бы вернуться вновь?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Проходит награждение победителей викторины.

Источник

Читайте также:  Как можно вылечить ангину народными средствами
Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу