Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2021. Теория и практика. Самостоятельно подберите союз, вводное слово, наречие, частицу.
Содержание:
↑ Формулировка задания из демоверсии ЕГЭ
↑ Алгоритм выполнения:
↑ Теория к заданию 2 ЕГЭ
В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.
Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.
В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.
↑ Средства связи, необходимые для выполнения 2 задания:
↑ Союзы. Определение. Разряды.
Союз – служебная часть речи, которая соединяет между собой синтаксически однородные слова в простом предложении, а также целые предложения.
Союзы бывают:
1) Сочинительные и подчинительные
2) Простые (состоят из одного слова: но, а, однако) и составные (состоят из из двух или более слов: как…так и, не только…но и)
По своей структуре составные союзы бывают:
1) повторяющиеся (состоят из двух одинаковых частей) – то ли…то ли, и…и, ни…ни.
2) двойные (состоят из двух неодинаковых частей) – не только…но и, если не…то и т.д.
Сочинительные союзы – союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (сложносочиненного предложения).
Помимо соединения однородных членов и частей сложносочиненного предложения, сочинительные союзы могут связывать самостоятельные предложения в тексте/фрагменте текста.
Сочинительные союзы на границе предложений имеют значение, близкое к значению союзов, соединяющих части ССП.
Подчинительные союзы – союзы, которые связывают простые предложения в сложном предложении (СПП).
Подчинительные союзы могут выступать в качестве средств связи между предложениями только в случае парцелляции (авторского членения текста)
Подчинительные союзы делятся на следующие группы:
Разделение подчинительных союзов на группы условно, одни и те же союзы могут относиться к различным группам в зависимости от вопроса, который мы задаем от главного предложения к придаточному.
↑ Союзы как средства связи между предложениями.
↑ Частицы. Определение. Разряды.
Частица – служебная часть речи, выражает различные добавочные смысловые оттенки слов и предложений, а также употребляется для образования новых слов или аналитических форм самостоятельных слов.
Частицы бывают формообразующие (повелительное наклонение: пусть, пускай, давай, бы (б), да*, бывало; условное наклонение: более, менее, самый) и смыслоразличительные (смысловые).
*Не путайте частицу «да» с союзом «да». Союз: старик да старуха (можно заменить на «и») Частица: Да здравствует солнце!
↑ Частицы как средства связи между предложениями.
Частицы соединяют предложение с одним из предыдущих или с группой предложений.
Примеры.
Ведь (оттенок причины, причинно-следственные отношения, синоним союза потому что, так как).
Вот (используется для введения иллюстрации, примеров)
Матери написал коротко. Это первая весточка из Минусинкого округа.
Подробное письмо отправит из Шу-шу-шу. Ведь уже скоро он доберется до места своего «окончательного успокоения», как рассчитывает полиция и как в шутку говорит он сам о себе.
↑ Местоимения. Определение. Разряды.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая содержит обобщающее указание на предметы и признаки, но не называет их.
. Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п.
Примеры:
Его куртка висела на вешалке. (Чья куртка?) – его. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо понимаю его. (Понимаю кого?) – его. Это личное местоимение.
↑ Местоимения как средства связи предложений в тексте.
Среди средств связи самостоятельных предложений наиболее широко распространены личные местоимения ( он, она, оно, они ) и притяжательные местоимения ( его, ее, их ) в именительном или косвенных падежах.
(1)У сороки есть прозвище — белобока. (2) И правда, по бокам перышки у неё совсем белые. (3) А вот головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. (4) Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой, будто стрела. (5) И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! (Г. Скребицкий)
Второе предложение соединено с первым при помощи местоимения в родительном падеже (у нее), а пятое связано с четвертым местоимением он в предложном падеже (на нем).
В качестве средств связи используются и другие местоимения. Одни из них связывают только конкретные предложения, другие могут относиться к большей части текста.
Указательное местоимение это может соотноситься с любым именем независимо от его рода и числа.
Попугаи действительно похожи на генералов. И впрямь — это был чванливый генералитет, траурное заседание военного совета, последняя выставка военных сюртуков, лампасов, эполетов, хохолков, доломанов, шпор, черных бородок буланже. Это был захваченный в плен штаб интервентов, зарвавшихся слишком далеко в чужую, враждебную, плохо изученную страну и обреченных на гибель. (В. П. Катаев)
Местоимение такой (такая, такое) имеет дополнительное оценочное значение.
Определительное местоимение все имеет такую же функцию, что и в простом предложении с однородными членами.
Великолепен чеховский степной пейзаж, создающий светлый колорит, могучую, свободную широту всего произведения.
Можно сказать, что Чехов поэтически открыл степь, явился первым художником, раскрывшим под кажущимся однообразием степного пейзажа целый мир красок и звуков. Собственные детские впечатления от поездок по донецкой степи помогли ему передать чистоту и свежесть детского восприятия мира, соединенную с мудрым взглядом художника.
Все наполнено в «Степи» молодостью, захватывающей новизной всех восприятий и чувств.
↑ Числительные. Общая информация.
В качестве средств связи могут быть использованы порядковые и собирательные числительные.
↑ Числительные как средства связи.
В качестве средств связи собирательные числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении.
Здесь числительное обе относится к существительным мать и сестра.
Собирательные числительные от двое до семеро часто употребляются в сочетании с определительным местоимением – все трое, все шестеро, все пятеро и т.д.
↑ Наречия. Определение. Разряды.
↑ Наречия как средства связи предложений в тексте
В качестве средств связи обычно выступают наречия времени, места, а также местоименные наречия в личных значениях.
Пример: Слева виднелась гора. Тонкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
↑ Вводные слова и словосочетания. Группы вводных слов
↑ Средства связи, часто встречающиеся во 2 задании ЕГЭ
↑ Союзы
То есть – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации.
Но, зато, однако – противительные союзы, которые используются для противопоставления.
Потому что, так как, поскольку – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях.
Так что – используются перед выводом рассуждений.
↑ Частицы
Даже – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли.
Ведь, именно – эти частицы вносят значение усиления.
↑ Вводные слова и конструкции
Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль.
Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно).
Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям.
Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в сказанных словах.
Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения мысли.
Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому.
Во-первых, во-вторых, с одной стороны – автор указывает порядок следования мыслей.
Источник
Задание 2 ЕГЭ
Приветствую всех! Предлагаю разобрать теорию для задания 2 ЕГЭ и попрактиковаться его выполнять.
Информация в текстовом виде:
В задании 2 ЕГЭ нужно подобрать языковые средства связи предложений в тексте:
Союзы
Союзы. | Значение. |
Подчинительные союзы | |
что, чтобы, будто бы | изъяснительные |
когда, как только, пока, по мере того как, как, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь; | временные |
ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что; | причинные |
чтобы, чтоб, дабы, для того чтобы, с тем чтобы; | целевые |
если, ежели, если бы, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз; | условные |
хотя, хоть, пусть, пускай, несмотря на то что, хотя бы, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что; | уступки |
так что; | следствия |
как, как будто, будто, словно, как бы, будто бы, словно как, точно. | сравнительные |
Сочинительные союзы | |
и, да (= и), тоже, также, не только, но и, и, да(=и), ни-ни, тоже, также; | соединительные |
а, но, да (= но), зато, однако; | противительные |
или (= либо), то … то, не то … не то, то ли … то ли, ли … ли. | разделительные |
Вводные слова.
Значения вводных слов. | Примеры |
Неуверенность. | Наверное, кажется, возможно, пожалуй, по-видимому, скорее всего, надо думать, надо полагать и т.д. |
Уверенность. | Именно, конечно, очевидно, естественно, разумеется, и т.д. |
Чувства. | К сожалению, к счастью, к несчастью т.д. |
Иллюстрация примеров сказанного. | Например, так, к примеру, иногда. |
Противоречивость высказанного, когда предыдущее противопоставлено следующему. | Тем не менее, напротив, вопреки этому, между тем, наоборот. |
Вывод, итог, порядок оформления мыслей | Итак, значит, таким образом, словом, одним словом, так сказать, иными словами, наконец, значит, заметим, отметим и т.д. |
Следствие. | Следовательно. |
Частицы
Значения частиц. | Частицы. |
Усиление значения | Даже, лишь, уже, и, ведь |
Выделение, ограничение. | Только, лишь, лишь только, хоть (бы), всего, просто, исключительно, единственно. |
Вопрос. | Разве, неужели. |
Восклицание. | Что за, как, просто, ну и, прямо. |
Утверждение. | Да, точно, так. |
Сомнение. | Вряд ли, едва ли. |
Призыв к действию. | Да, давай, давайте, пусть, пускай. |
Предлоги
Значения. | Предлоги. |
Исключение. | За исключением, кроме. |
Включение. | Кроме того. |
Причина. | Ввиду, из-за, вследствие. |
Время. | В течение, в продолжение. |
Наречия
Значения. | Примеры слов. |
Добавление к сказанному. | Помимо, к тому же. |
Противоречивость высказанного, когда предыдущее противопоставлено следующему. | Тем не менее, напротив, вопреки этому, между тем, наоборот. |
Факты и явления существуют и происходят одновременно. | Всё равно, само собой, только, вместе с тем. |
Последовательность изложения мыслей. | Сначала, вначале, затем, потом, прежде всего и т.д. |
Усиление значения. | Всё-таки. |
Уточнение | Точно, почти, как раз. |
Следствие | Поэтому. |
Местоимения
Разряд | примеры | значение |
Личные | Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они | Указывают на лицо |
Возвратное | себя | Указывает на того, о ком говорят |
Вопросительные | Кто? какой? что? Чей? Сколько? Каков? который? | Служат для выражения вопроса |
Относительные | Кто, что, какой, который, чей, сколько, каков | Употребляются без вопроса и служат для связи простых предложений в составе сложных |
Неопределённые | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, чей-либо | Указывают на неопределённые предметы, признаки, количества |
Отрицательные | Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего | Выражают отсутствие предмета, признака, количества |
Притяжательные | Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их | Указывают на принадлежность |
Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько | Слова-указатели |
Определительные | Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой | Указывают на обобщённое качество предмета |
Алгоритм выполнения задания 2 ЕГЭ.
53,489 просмотров всего, 35 просмотров сегодня
Источник
Задание 2 ЕГЭ по русскому языку
Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
При выполнении Задания № 2 вам необходимо самостоятельно подобрать пропущенное слово или сочетание слов. Для верного выбора вам надо ориентироваться в употреблении:
При выборе правильного ответа вы получите один балл.
Прочитайте текст ещё раз целиком, проанализируйте предложение, в котором пропущено слово, и предыдущие предложения. Обратите внимание: пропущенное слово должно подчёркивать смысловые отношения между предложениями.
Примеры подобных смысловых отношений:
Что часто встречается в тесте ЕГЭ
Частицы: даже, ведь, именно.
Союзы: но, зато, однако, потому что, так как, поскольку, так что, то есть.
Вводные слова и конструкции: кроме того, конечно, безусловно, наоборот, например, так, во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, кроме того, иными словами.
Наречия: там, тогда, так.
Разбор задания № 2.
2. Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное словосочетание.
В данном примере вторая часть второго предложения содержит информацию, которая конкретизирует мысль, содержащуюся в первой части. Здесь пропущено вводное словосочетание иными словами (или: другими словами / иначе говоря), которое призвано привлечь внимание слушателя при оформлении мысли другим способом.
(1) До ХIII века пищу варили и ставили на стол в одних и тех же горшках. (2) Ели из глиняных или деревянных мисок. (3) усложнялась повседневная жизнь, расширялось жилище, появилось специальное помещение для кухни и столовой, изменилась и посуда – в одной только готовили, в другой подавали на стол.
2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Между предложениями 1-2 и 3 предложением устанавливаются смысловые отношения времени. В третьем предложении появляется значение «одновременного, постепенного развёртывания сопоставляемых ситуаций»: если до XIII века была одна ситуация, то в дальнейшем вместе с качественным изменением жизни произошли изменения и в использовании посуды. В данном случае правильным ответом будет подчинительный союз по мере того как.
Источник
Разбор задания №2 ЕГЭ по русскому языку
Средства связи предложений в тексте
Задание №2 в ЕГЭ по русскому направлено на выявление умения выпускников верно использовать различные средства связи предложений текста. Оно выполняется на основе того же текста, который был приведен в задании №1. Специально пропущенное слово, являющееся связкой, – верное слово, подходящее по смыслу, которое учащиеся должны подобрать теперь самостоятельно, зная только часть речи.
Во многих случаях нужное слово само «просится» на пустое место, однако для верного выполнения задания, за которое можно получить один первичный балл, нужно хорошо разбираться в средствах связи предложения.
Теория к заданию №2 ЕГЭ по русскому языку
Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи:
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесахпопадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.
Грамматические средства связи:
А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.
Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами.
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Больше всего нас интересуют грамматические средства связи, а именно пункты 2, 3, 4, 5 и 6, так как обычно пропущенными являются либо вводные конструкции, либо такие части речи, как союзы, частицы, наречия.
Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:
Алгоритм выполнения задания:
Разбор типовых вариантов задания №2 ЕГЭ по русскому языку
Второе задание демонстрационного варианта 2020
(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада для науки состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3) наиболее ценным для археологов является не сам клад, а представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Алгоритм выполнения:
Первый вариант задания
(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, — колючки. (2) они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие — спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые — создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3)Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.
Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.
Алгоритм выполнения:
Второй вариант задания
(1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2) явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.
Алгоритм выполнения:
Третий вариант задания
(1)В городах существует особый микроклимат. (2) очень много искусственных твёрдых поверхностей: асфальта, бетона, кирпича, стекла, которые не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению не только самой поверхности, но и воздуха города. (3)Сухость городской атмосферы подтверждается тем, что в больших городах обычным явлением считается низкая (абсолютная и относительная) влажность и очень редко бывает туман.
Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.
Источник