21 задание русский язык двоеточие

Содержание

Двоеточие и тире: как решать новое задание №21 по русскому?

Алина Косова

21 задание в ЕГЭ по русскому появилось только в прошлом году, но уже испугало многих. Из-за него потеряли баллы даже самые уверенные выпускники. Кому-то попалось двоеточие, кому-то запятая, некоторым, как в демоверсии, тире. Примечательно, что справились с ним только 32% выпускников.

В школьной программе мало времени уделяют постановке тире и двоеточия. В результате не каждый одиннадцатиклассник проводит пунктуационный анализ — чаще всего ребята ставят знаки препинания «на глаз».

Давайте разберемся с этим коварным заданием. Но перед этим напомню, что у нас есть курсы по подготовке к ЕГЭ. Переходи по ссылке и получи несколько советов по поступлению в подарок!

Начнем с формата. Формулировка звучит так: «Найдите предложения, в которых тире/двоеточие/запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений».

Ответов может быть неограниченное количество (больше двух). Прежде всего, обсудим двоеточие — это самый простой вариант.

Когда ставится двоеточие?

Когда ставится тире?

Гораздо сложнее тем, кому попадется тире. Давайте разбираться! Важно, что тире ставится:

Когда ставится запятая?

Не забывайте про коварную запятую. Безусловно, с запятой легко запутаться, потому что с ней связано много правил. Она ставится:

21 задание в ЕГЭ по русскому: пример

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Полуостров Крым – уникальная по своей красоте и богатству земля. ​(2) На небольшой, казалось бы, территории представлены самые разнообразные ландшафты. (3) Приглашаем вас пройти по живописной тропе, ведущей к тайнам и красотам горного Крыма. (4) Карадаг, давно потухший вулкан, ныне стал государственным природным заповедником. (5) Молодыми рощами с густым подлеском, плотно перепутанным колючей ежевикой, начинаются его обширные леса. (6) Выше – дубравы, где попадаются 200-250-летние великаны. (7) Еще выше – чистые, немного торжественные буковые и сосновые леса. (8) Совершенно удивителен запах обычного дерева горного Крыма – сосны, отличающейся от своих северных сестер причудливой и яркой кроной. (9) Многие горные массивы Карадага венчают скалистые вершины, которые разнообразны по форме и часто напоминают фигуры животных или человека

Давайте разберём это задание

(2) Вводная конструкция

(3) Причастный оборот

(5) Причастный оборот

(7) Однородные члены

(8) Причастный оборот

Ответ: 358 либо 69

Важно, что в задании может быть несколько подходящих групп. В ответе же у вас должна получиться только одна.

Стало понятнее, правда? Изучите как следует все правила, чтобы выполнить 21 задание в ЕГЭ по русскому. А еще рекомендуем послушать… подкасты про русский язык! Да-да, так вы сможете отдохнуть, и при этом узнать полезную информацию о предмете.

Источник

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2020. Пунктуационный анализ. Теория и практика.

Теория и практика, чтобы выполнить задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2020.Пунктуационный анализ.

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

Содержание:

↑ Формулировка задания 21 ЕГЭ

(из демоверсии ФИПИ):

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.

↑ Алгоритм выполнения 21 задания:

Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

В качестве ответа можно указать 15 ИЛИ 49. Не нужно записывать все цифры, только те, предложения, в которых постановка объясняется одним и тем же правилом.

↑ ТЕОРИЯ 21 задания ЕГЭ

. не путать с дефисом.
Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный.
Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество).

↑ ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Примеры: Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой)

Если и подлежащее, и сказуемое выражены неопределенной формой глагола ИЛИ один из главных членов предложения выражен неопределенной формой глагола, а другой – существительным в именительном падеже.

Примеры: Курить – здоровью вредить. Ждать – большое искусство. Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания.

↑ ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

↑ Знаки препинания в БСП (бессоюзном сложном предложении)

↑ Запятая ставится

↑ Точка с запятой ставится

↑ Двоеточие ставится, если отношения между частями БСП:

↑ ТИРЕ ставится,

если между частями БСП противительные(а, но), временные (когда), условные (если), сравнительные отношения (как, будто), если происходит быстрая смена событий или вторая часть является следствием (выводом) (так что). Лес рубят – щепки летят.

↑ Знаки препинания при прямой речи

Слова автора предшествуют прямой речи
А: «П!» А: «П?» А: «П. » А: «П».

Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а)
А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.
А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.
А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.

↑ Знаки препинания при цитировании

Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «…».
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.

Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление:
«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).
«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками
Береги честь смолоду.
Пословица.

↑ Знаки препинания при обобщающем слове:

Источник

Пунктуационный анализ

Теория к заданию 21 из ЕГЭ по русскому языку

Задания в этой теме по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте.

Поэтому для безупречного выполнения этого задания вам нужно повторить практически все знаки препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз.

Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки, хотя теоретически и практически эти знаки могут стоять и в середине предложения). Мы облегчили вам задачу подготовки к выполнению задания 21, исключив необходимость поиска по всем учебникам и Интернету: в нашем пособии впервые представлена сводная таблица знаков препинания, их роли в предложении и правил постановки каждого из них.

Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают и грамматико-синтаксические, и речевые операции. Осознание структуры синтаксической конструкции проходит с опорой на синтаксические познания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлечённой схемой, а выбор необходимого знака предполагает и синтаксические, и пунктуационные умения, и способность соотносить конкретный материал со схемой, с образцом, и понимание смысловых оттенков той или иной конструкции. Этим обусловлены низкие результаты усвоения участниками экзамена пунктуационных норм.

В 2019 г. планируется введение нового задания (21), ориентированного на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста.

В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте (из «Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку» — М., 2018).

Знаки препинания и правила их употребления

За ночным окном — туман.

Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)

Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.

В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький).

Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке?

Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.

В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы (Горький).

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов).

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач).

Пашню пашут — руками не машут (пословица).
Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (Маяковский).
Молвит слово — соловей поёт (Лермонтов).

8. При вводных предложениях и вставных конструкциях для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора …Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём (Казакевич).
Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся (Тургенев). 9. В репликах диалога между репликами диалога — Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он.
— Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница.
— Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво
(Тэсс). 10. При прямой речи для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи «Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер;
«Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы».
11. В предложениях между двумя словами между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов «от … до»; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение Планы на январь — февраль; рукопись
объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов;
скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва; Закон Бойля — Мариотта.
Читайте также:  Английский язык интермедиат обучение

Многоточие

В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В конце предложения для обозначения незаконченности высказывания Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко)
2. В середине предложения при перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанности Но всё-таки… всё-таки впереди огни! (Короленко)
3. В начале предложения указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет.
4. В цитатах для указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в конце Л.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…»

Двоеточие

Точка с запятой

В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В простом предложении с однородными членами для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин).
2. В бессоюзном сложном предложении если простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятые Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).
3. В сложноподчинённом предложении если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).

Кавычки

В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В предложениях с прямой речью для выделения прямой речи в строке Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький)
2. При цитировании цитаты заключаются в кавычки «Первоэлементом литературы является язык». С этими словами Горького трудно не согласиться.
3. В предложениях с приложением названия литературных произведений, органов печати, орденов и медалей, предприятий, марок машин, производственных изделий и т. д. Повесть «Степь»; группа «Могучая кучка»; орден «Знак Почёта»; автомобиль «Жигули», конфеты «Мишка косолапый»
4. В предложениях с определёнными словами для выделения слов, употребляемых в необычном, особом или ироническом значении; малоупотребительных слов и малоизвестных терминов; слов из чужого текста; иностилевых или особо значимых для автора слов, на которые он хочет обратить внимание Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков).
…Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский).

Запятая

Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.

Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.

Источник

ЕГЭ Русский язык Картинки-подсказки

О двоеточии в бессоюзном сложном предложении. «Предложения причины или пояснения не должны быть в одном задании – это будет или причина, или пояснение. Например, 2-3 причины или 2-3-4 пояснения». Примерно так сказала И.П.Цыбулько во время вебинара (2:03:16). «Актуальные вопросы содержания КИМ ЕГЭ 2019 года по русскому языку» 2 октября 2018 г. https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=slw075FzHRs

Использованы материалы из открытого банка ФИПИ, из пособий Д.Э.Розенталя, из журнала «Русский язык» — «Первое сентября», задания из сборника И.П.Цыбулько «ЕГЭ-2019».

(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.

Ответ: 45

(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля.

Во-первых, тире находится внутри простого предложения: «У каждого человека есть место – родная земля». Придаточное разбивает это предложение на две части. Во-вторых, в этом предложении имеется глагол «есть», который можно для ясности заменить синонимами «имеется» или «существует», т.е. это не глаголы неопределенной формы: «У каждого человека имеется место – родная земля»

В-третьих, «имеется (что?) место … (что?) родная земля» – отвечают на один вопрос, обозначают один предмет. Вспомним, что приложение всегда существительное. Перед приложением можно вставить «а именно». Вывод: «Родная земля» – это распространенное приложение, стоящее в конце предложения.

(3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. Тире после однородных членов перед обобщающими словами – «все это».

(4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. Можно вставить связку «есть»: Этот край есть территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именит. падеже без связки.

(5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именит. падеже без связки.

(8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России. Прямая речь.

Там же таблица для быстрого распознать правил постановки тире и двоеточия.

2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. Тренировочный вариант №17 от 23.12.2019

(1) Суздаль – один из красивейших городов Золотого кольца. (2) Монастыри и храмы, старинные деревянные и каменные дома, просто живописные места – достопримечательности Суздаля, их много, несмотря на его небольшие размеры. (3) В Суздале, кажется, переносишься в прошлое. (4) Суздальский кремль – самая древняя часть города. (5) Когда-то здесь находилось укрепленное поселение мерян, а при Владимире Мономахе кремль был обнесен мощным земляным валом со рвом и деревянными укреплениями. (6) Вал и ров сохранились до наших дней, по валу протоптана тропинка, с высоты открываются красивые виды на окрестности. (7)Сердце Суздальского кремля – Архиерейский двор с собором Рождества Богородицы и соборной колокольней – было воздвигнуто на протяжении пяти столетий, с XIII по XVII века. (8)Ансамбль включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Суздальский Кремль и Богородице-Рождественский собор».

Ответ: 14

(1) Суздаль – один из красивейших городов Золотого кольца. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным и числительным в именит. падеже без связки.

(2) Монастыри и храмы, старинные деревянные и каменные дома, просто живописные места – достопримечательности Суздаля, их много, несмотря на его небольшие размеры. Тире после однородных членов перед обобщающим словом – «достопримечательности»

(7) Сердце Суздальского кремля – Архиерейский двор с собором Рождества Богородицы и соборной колокольней – было воздвигнуто на протяжении пяти столетий, с XIII по XVII века. Сердце кремля (подл.)– было воздвигнуто (сказ.). «Архиерейский двор с собором Рождества Богородицы и соборной колокольней» — распространенное приложение.

Там же таблица для быстрого распознать правил постановки тире и двоеточия.

3. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2019 г. (1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.

Ответ: 36

(1)Чегемское ущелье (сущ.) — одна (числит.) из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным и числительным в именительном падеже. Проверим, подставив «универсальную» связку: Чегемское ущелье есть одна из настоящих жемчужин… См. а) тире

(2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. Тире нет, есть дефис: … с северо-востока.

(4)Дно ущелья местами сужается до 15 – 20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100 – 200 м … Тире между цифрами для указания количественных пределов («от … до»).

Читайте также:  Past progressive время английский язык

(6)… а в самом конце ущелья возвышается самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген … Тире перед приложением.

(7) Здесь путешествие обычных туристов заканчивается : дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно. Бессоюзное сложное предложение.

Там же таблица для быстрого распознать правил постановки тире и двоеточия.

4. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — люблю я пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса (Пушкин). (2) В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда: скрежет камня, шорох песка, гудки машин, лязг, вскрики (Кетл.). (3) Стало трудно ходить по дорожкам сада: приходилось идти по листьям, как по настоящему ковру. (4)Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора. (Пушкин). (5) А по сторонам видны устало полёгшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними курганами (Шолохов). (6) Мой знакомый рассказывал: «Ехать в бричке было приятно: тёплый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаворонков радовали и настраивали на отдых». (7)Лягушка пришла в восторг и спросила: «А много ли там комаров и лягушек?»

Ответ: 346 Вторая часть этих бессоюзных сложных предложений (БСП) содержит причину того, о чём говорится в первой части. Можно вставить союз «потому что». Комментарии к № 3: Предложение сложное, потому что есть две грамматические основы «стало трудно ходить» и «приходилось идти». Стало трудно ходить по дорожкам сада, потому что приходилось идти по листьям, как по настоящему ковру. В предложении № 6 прямая речь — это бессоюзное сложное предложение: Ехать в бричке было приятно: тёплый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаворонков радовали и настраивали на отдых.

2 — обобщающее слово (звуки) перед однородными членами предложений. (Что?) звуки; (что?) скрежет камня, шорох песка, гудки машин, лязг, вскрики.

Там же таблица для быстрого распознать правил постановки тире и двоеточия.

5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. Досрочный вариант 2019 г.

(1)Изучение растений и животных в природе – занятие не из лёгких. (2)Если учесть, как сложна даже самая простая среда, то неудивительно, почему экология развивается так постепенно, шаг за шагом отбирая у природы её тайны. (3)Любое существо тысячами невидимых нитей связано с живой и неживой природой. (4)Добывая пищу, отыскивая укрытия от врагов и непогоды, животные и растения выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. (5)У каждого вида – свой образ жизни, свои особенности, привычки. (6)Но экология – понятие более широкое. (7)Эта наука – перекрёсток, где хватает работы биологу и врачу, космонавту и математику, философу и социологу, химику и инженеру. (8)Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. (9)Ведь тот же самый зверь или какое-нибудь растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира.

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже (без глагола-связки). Под это правило подпадают 1,6,7 предложения:

(1)Изучение растений и животных в природе – занятие не из лёгких. (6)Но экологияпонятие более широкое. (7)Эта наукаперекрёсток, где хватает работы биологу и врачу, космонавту и математику, философу и социологу, химику и инженеру.

Предложения (4) и (5) как бы сливаются в одно сложное предложение: Тире ставится в неполном предложении, являющемся частью сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и в месте пропуска делается пауза, например: Они стояли друг против друга. Олег растерянный и смущенный, Нина с выражением вызова на лице (Фадеев);

Наши предложения: (4) Добывая пищу, отыскивая укрытия от врагов и непогоды, животные и растения выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. (5)У каждого вида – свой образ жизни, свои особенности, привычки. В (5) пропущено: «выработался»

Вариант 2. Из сборника И.П. Цыбулько 36 типовых вариантов ЕГЭ-2019

6. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Усть-Ленский заповедник расположен в Якутии, в зоне вечной мерзлоты — царстве арктической природы и сурового полярного климата. (2)Одной из жемчужин заповедника является остров Столб высотой 114 м. (3)Он сложен из пород, древность которых более 400 млн лет. (4)Коренные жители считают, что это место — обитель священных духов. (5)Проходя мимо острова на лодке, нужно бросить в воду дань — монетки. (б)Около Столба часто наблюдают миражи — оптические эффекты, появляющиеся в результате соприкосновения холодного северного воздуха с тёплыми водами, приносимыми рекой с юга. (7)Место это поистине величественное!
(8) Примерно за 150 км до моря Лаптевых Лена разделяется на бесчисленные рукава и протоки, являя взору путешественника захватывающую дух панораму бескрайних водных просторов. (9)Общая площадь дельты реки Лены — крупнейшей реки Сибири — составляет более 30 ООО км2.

Ответ: 1569

(1) Усть-Ленский заповедник расположен в Якутии, в зоне вечной мерзлоты — царстве арктической природы и сурового полярного климата. Существительные в зоне, царстве – отвечают на один вопрос (но не им. п.); называют один предмет. Тире перед приложением.

(4)Коренные жители считают, что это место — обитель священных духов. Тире внутри простого предложения: … это место — обитель священных духов. Тире между подлежащим и сказуемым. Проверим: … это место есть обитель священных духов. См. а) тире

(б)Около Столба часто наблюдают миражи — оптические эффекты, появляющиеся в результате соприкосновения холодного северного воздуха с тёплыми водами, приносимыми рекой с юга. Тире перед приложением.

(9)Общая площадь дельты реки Лены — крупнейшей реки Сибири — составляет более 30 ООО км2. Тире перед приложением.

Вариант 3 Из сборника И.П. Цыбулько 36 типовых вариантов ЕГЭ-2019

7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Озеро Байкал — крупнейшее природное хранилище пресной воды, самое глубокое озеро на земле. (2)Недаром в народе издревле называют Байкал морем.
(3) Озеро протянулось гигантским полумесяцем на 636 км с юго-запада на северо-восток.
(4) Площадь водной поверхности Байкала — тридцать одна тысяча семьсот двадцать два квадратных километра, на которых могли бы поместиться такие страны, как Бельгия или Израиль. (5)Длина береговой линии — две тысячи километров. (6) Байкал поражает человека своей торжественной красотой, первозданностью — ему посвящены стихи, песни, мифы и легенды. (7)«Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами: в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно. (8)Он же, напротив, возвышает его», — писал о Байкале В. Г. Распутин.

Ответ: 145

(1)Озеро Байкал — крупнейшее природное хранилище пресной воды, самое глубокое озеро на земле. Тире между подлежащим и сказуемым. Проверим: Озеро Байкал есть крупнейшее природное хранилище пресной воды. См. а) тире

(4) Площадь водной поверхности Байкала — тридцать одна тысяча семьсот двадцать два квадратных километра… Тире стоит внутри простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Проверим: Площадь водной поверхности Байкала была тридцать одна тысяча семьсот двадцать два квадратных километра

(5)Длина береговой линии — две тысячи километров. Тире между подлежащим и сказуемым. Проверим: Длина береговой линии была две тысячи километров.

(6) Байкал поражает человека своей торжественной красотой, первозданностью — ему посвящены стихи, песни, мифы и легенды. Тире стоит между предложениями — между частями бессоюзного сложного предложения.

(8)Он же, напротив, возвышает его», — писал о Байкале В. Г. Распутин. Тире при прямой речи.

Вариант 7. Из сборника И.П. Цыбулько 36 типовых вариантов ЕГЭ-2019

8. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Аккемское озеро в Алтайских горах — настоящий памятник природы с уникальной историей. (2)В период оледенения мощный древний ледник при отступлении прорыл котловину, заполнив её водой. (З)Поэтому озеро имеет вытянутую форму: в длину — более одной тысячи трёхсот пятидесяти метров, а в ширину — всего шестьсот десять метров. (4)Его глубина — восемь метров. (5)Проходили эпохи, менялись геологические эры и климат, а с ними и живая природа, но в районе Аккемского озера время будто вернулось назад. (6)Здесь до сих пор можно наблюдать деятельность ледников. (7)Ледник на северном склоне горы Белуха ежегодно отступает, меняя всё на своём пути. (8)Он крошит скалы, бороздит горные породы, оставляя за собой россыпь чудесных озёр. (9)Аккемское озеро — самое удивительное из них: на его дне сохранился ледниковый ил, который придаёт воде молочный оттенок.

Ответы: 149

(1)Аккемское озеро в Алтайских горах — настоящий памятник природы с уникальной историей. Тире между подлежащим и сказуемым.

(4)Его глубина — восемь метров. Тире между подлежащим и сказуемым.

(9)Аккемское озеро — самое удивительное из них… Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным прилагательным (см. «Справочник по правописанию и лит. правке» (для редакторов). Д.Э. Розенталь, §79, п.10.).

Другие задания из сборника И.П. Цыбулько 36 типовых вариантов ЕГЭ-2019 см.: https://rustutors.ru/egeteoriya/1331-sbornik-cybulko-egje-razbor-21-zadanija.html

9. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) На Руси издревле елкисимвол зимней красоты.. Тире между подлежащим и сказуемым

2) Путь мой шел мимо Бердской слободы – пристанища пугачевского. Тире перед приложением

3)И все вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух – сияло от низкого вечернего солнца. Обобщающее слово – все. Тире после однородных членов, т.к. предложение ими не заканчивается.

(5) Коренные жители считают, что это местообитель священных духов. Глагол считают находится в главном предл., а тире стоит в придаточном. Тире между подлежащим и сказуемым (сущ. — сущ.).

10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Он был плохой художник. Его деревянные львы были похожи на толстых собак, а нереиды — на торговок рыбой. (2) Не жалеть для друга ничего, думать о других немножко тоже – вот мое простое волшебство. (3) Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой — кран самовара. (4)Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают — всё это было медное. (5)Тему Собакевича ведет контрабас, Манилова – флейта

Ответ: 135

(1)Он был плохой художник. Его деревянные львы были похожи на толстых собак, а нереиды — на торговок рыбой. Тире в неполном предложении. Пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения

Читайте также:  Вяз на башкирском языке

(2) Не жалеть для друга ничего, думать о других немножко тоже – вот мое простое волшебство. Тире между подлежащим и сказуемым. Жалеть, думать — глаголы неопределенной формы.

(3) Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой — кран самовара. Тире в неполном предложении

(4)Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают — всё это было медное. Тире в предложениях с однородными членами и обобщающим словом

(5)Тему Собакевича ведет контрабас, Манилова – флейта. Тире в неполном предложении См. а) тире

11. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Алеша спросил: «Мама, почему зима так быстро заканчивается?» (2) Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (3) Среди всех искусств на первое место Леонардо да Винчи ставит живопись: именно живопись, по его мнению, является «властелином всякого рода людей и мерой всех вещей». (4) Толпа строений: людских, амбаров, погребов – наполняла двор. (Н.В. Гоголь). (5) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой — живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Г.). (6) Все вокруг: залитое кровью поле, французы, валяющиеся грудой повсюду, разбросанные грязные тряпки в крови – было мерзко и отвратительно. (Л.Н. Толстой.)

Ответ: 2456 Обобщающие слова (ничего, строений, везде, все) перед однородными членами предложений. 6 — можно задать общий вопрос: (что?) — все, поле, французы, тряпки.

3 — вторая часть этого бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части. См. б) двоеточие.

9. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложени. (1)Бестужев вставал, отодвигал занавеску и видел знакомую и милую картину: снег лежал на крышах пухлыми пластами, как на еловых ветках. (2)Приметы связаны со всем: с цветом неба с росой и туманами с криком птиц и яркостью звёздного неба. (Пауст.) (3) У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по своим очертаниям берега: один – древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой – низкий, пологий, болотистый у воды. (4) В необыкновенной, никогда неслыханной тишине зарождается рассвет: небо на востоке светлеет, голубым хрусталём загорается Венера. (5) «Вот ты говоришь, – сказала Рукодельница, – что добрый, а зачем зеленую травку под снег спрятал?» (6) Мама рассказывала Саше: «Солнце ярко светит, а из синей тучки идет дождь. Через все небо разноцветной дугой протянулась радуга». (7) Развитие искусства готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начали формироваться централизованные государства, росли и укреплялись города.

Ответ: 1347 Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2 — Обобщающее слово (со всем) перед однородными членами предложений

12. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Поймать ерша или окуня – это такое блаженство! (2)…Она когда-то была вехой по большому водному пути Воронеж – Азов. (3)Весной из зарослей камыша, с берега речки, из-под прибрежных ракит — отовсюду доносится неумолкаемый лягушачий хор. (4)Средняя толщина земной коры континентов составляет 35 — 45 км. (5) За столом сидели хозяйка дома, ее сестра – подруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я. (6)На остров Кижи перевезены самые ценные, интересные и типичные деревянные постройки со всей Карелии: древнейшая на Русском Севере культовая постройка – церковь Воскрешения Лазаря (XIV век), несколько часовен, крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек.

Ответ:24 или 56

(1)Поймать ерша или окуня – это такое блаженство! Тире между подлежащим и сказуемым

(2)…Вехой была когда-то по большому водному пути Воронеж – Азов. Тире между словами для указания пространственных пределов («от … до»).

(3)Весной из зарослей камыша, с берега речки, из-под прибрежных ракит — отовсюду доносится неумолкаемый лягушачий хор. Тире в предложениях с однородными членами и обобщающим словом

(4)Средняя толщина земной коры континентов составляет 35—45 км. Тире между цифрами для указания количественных пределов («от … до»).

(5) За столом сидели хозяйка дома, ее сестраподруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я. Тире ставится для внесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членов предложения. Тире перед приложением.

(6)На остров Кижи перевезены самые ценные, интересные и типичные деревянные постройки со всей Карелии: древнейшая на Русском Севере культовая постройка – церковь Воскрешения Лазаря (XIV век), несколько часовен, крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек. …Древнейшая … культовая постройка – церковь Воскрешения Лазаря (XIV век), несколько часовен, крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек. Тире ставится для внесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членов предложения. Тире перед приложением. См. а) тире

13. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Утром, спустившись к реке, я не узнал её: она очнулась, зашумела, заходила широкими размашистыми волнами. (2)Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (3) Мохнатое чудовище заревело: «Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок?». (4) Писатель – не сочинитель: первый пишет, чтобы изложить свои мысли, второй сочиняет, чтобы что-нибудь написать. (5)Полководец Суворов не возражал против униформы 1786 года: простая, удобная, функциональная, она как нельзя лучше отвечала духу его системы военного обучения. (6) Некоторые картины П.А. Федотова посвящены жизни военных: сын офицера, выпускник кадетского корпуса, он хорошо знал быт и нравы офицерства.

Ответ: 1456 Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2 — Обобщающее слово (ничего) перед однородными членами предложений

14. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

(1)Мы весь день шли на Север – обещанной деревни не было видно. (2) Настанет вечер – загорятся на небе звезды. (3) Однажды — это было уже в конце ле­та — я получил неожи­данное известие. (4) Сегодня было очень жарко – вода в реке нагрелась. (5) Их напугала енотовидная собака – небольшое лохматое чудовище.

(1)Мы весь день шли на Север – обещанной деревни не было видно. Бессоюзное сложное предложение.

(2) Настанет вечер – загорятся на небе звезды. Бессоюзное сложное предложение.

(3) Однажды — это было уже в конце ле­та — я получил неожи­данное известие. Тире при вводных предложе­ниях или пояснительных конструкциях.

(4) Сегодня было очень жарко – вода в реке нагрелась. Бессоюзное сложное предложение.

(5) Их напугала енотовидная собака – небольшое лохматое чудовище. Уточняющий смысл (= а именно) Тире перед приложением. См. б) двоеточие.

15. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

(1) Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.(2) Картины Левитана пробуждают любовь к малой родине: чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков. (3) Искусство живописи существует столетия: во все времена люди стремились познать гармонию мира, созерцая полотна великих мастеров. (4) Я мысленно говорю озеру: «Люблю тебя Байкал всем сердцем». (5) Григорий Михайлович не советовал студентам идти в художественный кинематограф: лучше самому делать фильмы о микробах, станках, удобрениях или работать режиссёром кинохроники, нежели быть ассистентом в игровом кино. (6) Объяснился и странный завтрак у покойного философа Канта, и дурацкие речи про подсолнечное масло и Аннушку, и предсказание об отрубленной голове. (7) 40 – 50-е годы XIX столетия в России были отмечены активизацией деловой жизни: страна переживала период интенсивного развития капитализма.

Ответ: 2357 Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

1 — Обобщающее слово (сцены). Обобщающее слово (сцены) стоит перед однородными членами предложения. «Большую роль играют (что?) народные сцены, (что?) хоры горожан, хор бояр».

14. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

(1)Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл. (2) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (3) «Человек освящает дебри…» – помню, бродили во мне мысли, рожденные этим светом валаамским. (4) Не успело солнце пригреть землю — загудело всё небо. (5) Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах.

(1)Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл. Бессоюзное сложное предложение.

(2) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. Бессоюзное сложное предложение.

(3) «Человек освящает дебри…» – помню, бродили во мне мысли, рожденные этим светом валаамским. Прямая речь.

(4) Не успело солнце пригреть землю — загудело всё небо. Бессоюзное сложное предложение.

(5) Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах. Тире в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

16. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

(1)Всё имущество: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда — все, что находилось в лодке, погибло. (2) На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер. (3) Птица весной – вот главное питание и единственное лакомство одновременно. (4) Горные речки, самые мелкие, опасны, особенно тем, что дно их – совершенный калейдоскоп. (5) Вышло солнышко – цветы повернули к нему свои головки.

(1)Всё имущество: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда — все, что находилось в лодке, погибло. Обобщающее слово (ВСЕ) употреблено дважды.

(2) На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер. Тире перед приложением

(3) Птица весной – вот главное питание и единственное лакомство одновременно. Тире между подлежащим и сказуемым

(4) Горные речки, самые мелкие, опасны, особенно тем, что дно их – совершенный калейдоскоп. Тире между подлежащим и сказуемым

(5) Вышло солнышко – цветы повернули к нему свои головки. Бессоюзное сложное предложение. См. а) тире

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу