24 января вступили в силу предварительные правила народного просвещения

24 января вступили в силу предварительные правила народного просвещения

24 января (5 февраля) 1803 г. Александр I утвердил указ «Об устройстве училищ», определивший основы новой образовательной системы: территория России была поделена на шесть учебных округов с университетами во главе каждого из них. Один из пунктов указа гласил, что по истечении пяти лет после издания указа «никто не будет определён к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или государственном училище».

Согласно указу в основу системы российского образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ с тем, чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую. Первой (низшей) ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй — уездное трёхклассное училище, а третьей — шестиклассная гимназия в губернском городе.

«Для нравственного образования граждан, соответственно обязанностям и пользам каждого состояния, были выработаны «предварительные правила народного просвещения», которыми устанавливалось четыре рода училищ: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) трёхклассные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) семилетние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах и 4) университеты.

По указу «Об учреждении учебных округов, с назначением для каждого особых Губерний» было образовано шесть учебных округов, возглавляемых попечителями, которых назначал российский монарх. Однако попечитель выполнял лишь функции надзора и контроля над учебными заведениями во вверенном ему округе. По существу же всем учебным процессом в округах ведали университеты: они разрабатывали учебные планы, выпускали учебники, контролировали гимназии округа. Директор гимназии ведал уездными училищами губернии, а смотритель уездного училища — приходскими училищами уезда.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г. Главное управление училищ представляло собой коллегиальный орган — совет министра «по части училищных заведений в учебных округах». Оно состояло под председательством министра народного просвещения из попечителей учебных округов, товарища министра народного просвещения, директора Департамента народного просвещения и других членов по высочайшему усмотрению. Являлось руководящим органом Министерства народного просвещения (МНП) в первые десятилетия его существования. Членами его при учреждении были: Муравьёв М. Н. — попечитель Санкт-Петербургского учебного округа и президент Академии наук; Чарторыйский А. А. — попечитель Виленского университета; Строганов П. А. — товарищ министра внутренних дел; Потоцкий С. О. — попечитель Харьковского университета; Клингер Ф. И. — попечитель Дерптского университета и директор Кадетского корпуса; академики: С. Я. Румовский, Н. Я. Озерецковский и Н. И. Фус, с 1809 г. М. М. Сперанский.

Главное управление училищ занималось составлением и рассмотрением учебных планов университетов, средних и низших учебных заведений. Дополнительно поясняло, исправляло или отменяло постановления по учебной части, разрешало все вопросы учебного дела, выдвигаемые практикой. Ведало назначением и перемещением педагогического персонала, снабжало училища книгами и учебными пособиями. Управляло хозяйственной частью учебных заведений и рассматривало важнейшие имущественные вопросы по МНП. Помимо всего прочего, Правление контролировало цензурные учреждения до 1828 г., рассматривало годовые отчёты по всем центральным и местным учреждениям МНП, занималось составлением сметы по МНП, «обозрением» и «визитацией» учебных заведений.

В отношении высшей школы Александр I 5 (17) ноября 1804 г. принял Университетский устав.

8 (20) декабря 1828 г. был издан новый Устав, по которому уездные училища предназначались преимущественно для детей купечества, обер-офицерских и дворян. С 1875 г. началось преобразование уездных училищ в городские.

Лит.: Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. Т. 3. СПб., 2002; Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 1-е. СПб., 1802-1803. Т. 27 (1830). №№ 20597, 20598; Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 1802-1825. СПб., 1864. Т. 1. Стб. 13-21.

См. также в Президентской библиотеке:

Источник

Предварительные правила народного просвещения (в сокращении)

Глава I. О заведении училищ

1. Народное просвещение в Российской империи составляет особую государственную часть, вверенную министру сего отделения и под его ведением распоряжаемую Главным училищ правлением.

2. Для нравственного образования граждан, соответственно обязанностям каждого состояния, определяются четыре рода училищ, а именно: 1) приходские; 2) уездные; 3) губернские или гимназии и 4) университеты.

3. Всякий церковный приход или два прихода вместе, судя по числу прихожан и отдалению их жительств, должны иметь, по крайней мере, одно приходское училище.

4. Приходские училища в казенных селениях вверяются приходскому священнику и одному из почетнейших жителей; в помещичьих селениях они предоставляются просвещенной и благонамеренной попечительности самих помещиков.

5. В приходских училищах за порядком учения наблюдает смотритель училища того уезда, к которому они принадлежат.

6. В каждом уездном городе должно быть, по крайней мере, одно уездное училище.

7. Смотрители уездных училищ определяются университетом непосредственно или по представлению губернского директора училищ. Они состоят в IX классе, если выше чинов не имеют.

8. Смотрители уездных училищ подчинены губернскому директору во всех отношениях по училищам, в их ведении находящимся. В прочем они и сами в том, что принадлежит до благоустройства приходских училищ в помещичьих селениях, могут требовать пособия от помещиков и содействия от уездного предводителя дворянства.

9. В каждом губернском городе сверх нижних училищ первых двух классов имеет быть гимназия, которая состоять будет под непосредственным ведением и управлением губернского директора училищ.

11. Губернские директора имеют в губерниях общее смотрение не только над уездными училищами, но и над частными заведениями сего рода, как-то: пансионами и пр., исключая из них те, которые по особенным обстоятельствам вверены будут иному начальству.

12. Губернские директора во всех случаях, где для благосостояния гимназий, уездных и приходских училищ их ведомства нужно будет пособие земского правительства, требуют оного чрез отношения к губернатору.

13. Училища нескольких соседственных губерний, сходствующих между собою в местных обстоятельствах, составят особый округ, который будет подведем одному из членов Главного училищ правления.

Читайте также:  Второе народное ополчение и освобождение москвы кратко

14. В округах учреждаются университеты для преподавания наук в высшей степени; ныне назначается их шесть, а именно: кроме существующих уже в Москве, Вильно и Дерпте учредятся в округе Санкт-Петербургском, в Казани и в Харькове во уважение патриотического приношения, предложенного дворянством и гражданством сей губернии. Затем предназначаются для университетов города: Киев, Тобольск, Устюг Великий и другие, по мере способов, какие найдены будут к тому удобными.

15. Каждый университет имеет собственное правление. Председатель оного есть ректор университета; он избирается общим университета собранием и Главным училищ правлением, через министра народного просвещения представляется на высочайшее утверждение.

17. Университет посылает ежегодно одного или нескольких своих членов для личного обозрения училищ своего ведомства и исследования их успехов.

18. Ректор, как начальник университета, получает донесения от гимназий обо всех предметах, касающихся до учебного и хозяйственного распределения училищ, в округе того университета состоящих, и доносит о том члену Главного училищ правления, определенному от императорского величества попечителем того университета и его округа.

19. Главное училищ правление состоит из попечителей университетов и их округов с другими членами, определяемыми от императорского величества.

21. Попечитель обязан обозревать училища своего ведомства, по крайней мере, один раз в два года; в случае же какого-либо препятствия министр испрашивает высочайшее повеление об отправлении в тот округ другого члена Главного училищ правления.

22. Ежегодно будут назначаемы награждения определенному для каждого отделения числу учителей, коих ученики окажут отличные успехи.

23. Посвятившие себя учительскому званию в общественных училищах за постоянное и рачительное исправление должности имеют получать пенсии, соответственные числу лет их службы.

24. Ни в какой губернии, спустя пять лет по устроении в округе, к которому она принадлежит, на основании сих правил училищной части, никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище.

25. Университет имеет право давать ученые степени или достоинства, но не иначе, как по строгом испытании в знаниях.

Источник

Именной указ от 24 января 1803 г., данный Сенату «Об устройстве училищ»

Рассмотрев поднесенный Нам Министром Просвещения обще с Членами Правления училищ доклад об устроении училищ и распространении наук в Империи Нашей, признали Мы за нужное утвердить предварительные правила народного просвещения. И как сия Государственная часть, по различию предметов, в нее входящих, касается не только до гражданских, но и духовных властей, то по сему повелеваем Правительствующему Сенату, снесясь со Святейшим Синодом, учинить, сообразно с правилами народного просвещения, при сем указе изданными, зависящее от них распоряжение. Мы удостоверены, что и все Наши верноподданные примут деятельное участие в сих заведениях для пользы общей и каждого учреждаемых; и тем самым будут споспешествовать Нашим попечениям о сем предмете, толико важном и толико сердцу Нашему любезном.

Предварительные правила народного просвещения.

1. Народное просвещение в Российской Империи составляет особую Государственную часть, вверенную Министру сего отделения, и под его ведением распоряжаемую Главным училищ Правлением.

2. Для нравственного образования граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния, определяются четыре рода училищ, а именно: 1, училища приходские; 2, уездные; 3, Губернские или Гимназии и 4 Университеты.

3. Всякий церковный приход или два прихода вместе, судя по числу прихожан и отдалению их жительств, должны иметь по крайней мере одно приходское училище.

4. Приходские училища в казенных селениях вверяются приходскому Священнику и одному из почетнейших жителей; в помещичьих селениях они предоставляются просвещенной и благонамеренной попечительности самих помещиков.

5. В приходских училищах за порядком учения наблюдает Смотритель училища того уезда, к которому они принадлежат.

6. В каждом уездном городе должно быть по крайней мере одно уездное училище.

7. Смотрители уездных училищ определяются Университетом непосредственно, или по представлению Губернского Директора училищ. Они состоят в 9 классе, если выше чинов не имеют.

8. Смотрители уездных училищ подчинены Губернскому Директору во всех отношениях по училищам, в их ведении находящимся. Впрочем они и сами в том, что принадлежит до благоустройства приходских училищ в помещичьих селениях, могут требовать пособия от помещиков, и содействия от уездного Предводителя Дворянства.

9. В каждом Губернском городе сверх нижних училищ первых двух классов, имеет быть Гимназия, которая состоять будет под непосредственным ведением и управлением Губернского Директора училищ.

10. Губернские Директора училищ определяются Главным училищ Правлением, по представлению Университета того округа, к которому оные принадлежат. Они состоят в 7 классе, если выше чинов не имеют.

11. Губернские Директора имеют в Губерниях общее смотрение не только над уездными училищами; но и над частными заведениями сего рода, как то, пенсионами и проч. исключая из них те, которые по особенным обстоятельствам вверены будут иному Начальству.

12. Губернские Директора во всех случаях, где для благосостояния Гимназий, уездных и приходских училищ их ведомства, нужно будет пособие Земского Правительства, требуют оного через отношения к Губернатору.

13. Училища нескольких соседственных Губерний, сходствующих между собой в местных обстоятельствах, составят особый округ, который будет подведом одному из Членов Главного училищ Правления.

14. В округах учреждаются Университеты для преподавания наук в вышней степени; ныне назначается их шесть, а именно: кроме существующих уже в Москве, Вильне и Дерпте, учреждаются в округе Санкт-Петербургском, в Казани и в Харькове, в уважение патриотического приношения, предложенного Дворянством и гражданством сей Губернии. Затем предназначаются для Университетов города: Киев, Тобольск, Устюг Великий и другие, по мере способов, какие найдены будут к тому удобными. Округи сих последних составятся в свое время из ближайших Губерний.

15. Каждый Университет имеет собственное правление. Председатель оного есть Ректор Университета; он избирается общим Университета собранием, и Главным училищ Правлением, через Министра Народного Просвещения, представляется на Высочайшее утверждение.

16. Профессора избираются на сие звание общим собранием Университета, и по представлению попечителя утверждаются Министром Просвещения; для предавания ж Богословия в каждом Университете, определяются духовные особы Святейшим Синодом. Ординарные Профессора состоят в седьмом классе, а Ректор в пятом, доколе в должности пребывают.

Читайте также:  Каштан конский применение в народной медицине для похудения

17. Университет посылает ежегодно одного, или несколько своих Членов для личного обозрения училищ своего ведомства, и исследования их успехов.

18. Ректор, как Начальник Университета, получает донесения от Гимназий обо всех предметах, касающихся до учебного и хозяйственного распоряжения училищ в округе того Университета состоящих, и доносит о том Члену Главного училищ Правления, определенному от Императорского Величества Попечителем того Университета, и его округа.

19. Главное училищ Правление состоит из попечителей Университетов и их округов с другими Членами, определяемыми от Императорского Величества.

20. Попечитель отвечает за благоустройство всех училищ вверенного ему округа; получает донесения от своего Университета, до учреждения ж оного и до общего устройства округа прямо от училищ тем порядком, какой в сходство сих правил постановлен будет; представляет Министру о текущих делах, и в важнейших власть его превышающих, ожидает от него разрешения. Он обязан пещись об устроении в своем округе Университета и других училищ, если где оных еще нет; о приведении их, на основании сих правил, в цветущее состояние, словом, о распространении и успехах народного просвещения в местах ему вверенных. Профессоров и Директоров Гимназии он непосредственно представляет на утверждение Министра; но обо всяком новом распоряжении по учебной, или хозяйственной части, предлагает на общее рассуждение своих сочленов; равным образом представляет отчет во всех суммах, отпускаемых на годичное содержание училищ, в округе его состоящих. Он имеет нужных людей для письмоводства.

21. Попечитель обязан обозревать училища своего ведомства, по крайней мере, один раз в два года; в случае ж какого либо препятствия Министр испрашивает Высочайшее повеление об отправлении в тот округ другого Члена Главного Училищ Правления.

22. Ежегодно будут назначаемы награждения определенному для каждого отделения числу учителей, коих ученики окажут отличные успехи.

23. Посвятившие себя учительскому званию в общественных училищах, за постоянное и рачительное исправление должности, имеют получать пенсии, соответственные числу лет их службы.

24. Ни в какой Губернии, спустя пять лет по устроении в округе, к которому она принадлежит, на основании сих правил, училищной части, никто не будет определен к гражданской должности, требующей Юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище.

25. Университеты имеют право давать ученые степени или достоинства, но не иначе, как по строгом испытании в знаниях.

26. Университетские степени суть следующие: первая или достоинство Кандидата состоит в 12 классе, вторая или Магистерское достоинство состоит в 9 классе, к которому принадлежат также и старшие учителя Гимназии; третья или Докторское достоинство состоит в 8 классе, к которому принадлежат и Адъюнкты Университета. Младшие учителя Гимназий состоят в 10, а учителя уездных училищ в 12 классе. Студенты по окончании наук принимаются в службу 14 классом.

27. Имеющие ученые степени, вступая в род службы, соответствующий их познаниям, по предъявлении данных им свидетельств принимаются чинами тех классов, в которых они состоят. При отставке же прямо из ученой должности, получают они следующий гражданский чин, если выслужили число лет, законами для производства определенное.

28. Университетам исключительно предоставляется внутренняя расправа над подчиненными им лицами и местами. Апелляция, по приговорам Университетского совета, идет только в Правительствующий Сенат. В случае уголовного преступления Университет, учинив предварительное исследование, виновного с мнением своим отсылает, куда следует, для суждения и поступления по законам.

29. Университеты в отношении к Присутственным местам сравниваются с Коллегиями.

30. Цензура всех печатаемых в Губернии книг имеет принадлежать единственно Университетам, коль скоро они в округах учреждены будут.

31. Для Университетов, Гимназий и прочих училищ, будут изданы частные уставы, в которых имеет быть изъяснено все до них принадлежащее: Попечители, каждый для своего округа представят в Училищное Правление свои мнения и сведения нужные к сочинению оных.

32. В приходских училищах учитель обучает чтению, письму и первым действиям Арифметики; наставляет в главных началах закона Божия, в благонравии, в обязанностях к Государю, начальству и ближнему; и общему простым, ясным и состоянию учащихся соответственным образом, старается дать им правильное понятие о вещах. Учение продолжается от окончания полевых работ до начала оных в следующем году.

33. Как весьма бы полезно было, если б приходские Священники и церковнослужители сами исправляли должность учителей, толь соответственную их званию: то Святейший Синод и должен пещись, чтобы в непродолжительном времени сие произведено было в действие без малейшего отягощения как для Священников, так и прихожан.

34. В уездных училищах преподается ученикам, поступающим из приходских, Грамматика языка Российского и местного, как то: Польского, Немецкого и проч., сокращенная География и История; первоначальные основания Геометрии и естественных наук; также наставления в должностях человека и гражданина, и практические знания, полезные местной промышленности, и потребностей края.

35. В Гимназиях имеют быть преподаваемы изящные науки, языки Латинский, Французский и Немецкий; Логика, основание чистой Математики, также Механики, Гидравлики и других частей Физики, наиболее в общежитии нужных, сокращенная Естественная История, Всеобщая География и История, основания политической экономии и коммерции. Сверх того будут читаны и переводимы сочинения, служащие к образованию сердца, и подающие чистое понятие о законе Божием и гражданских обязанностях. Сверх штата могут быть присоединены Учителя Гимнастических упражнений.

36. В Университетах поступающим из Гимназии в качестве студентов, или по испытании удостоенным сего имени, преподаются науки во всем пространстве, нужные для всех званий и разных родов Государственной службы.

37. В Университетах Профессора, для порядка и ученых советований, составляют особые по роду наук отделения или Факультеты, из коих каждый избирает по большинству голосов своего Старейшину (Decanus) на определенное время. Сии Старейшины вместе с Ректором составляют Правление Университета; профессоры же всех отделений вместе, общее собрание Университета.

38. Для учения в приходских и уездных Училищах и Гимназиях будут употребляемы единообразные книги и правила: в каждом же Университете способ и предметы преподавания будут предначертаны общим собранием Профессоров, и представлены на усмотрение Попечителю.

Читайте также:  Гувд красноярского края народный участковый

39. Всякий Университет должен иметь Учительский или Педагогический Институт. Студенты, принятые в оный, получают степень Кандидата, соединенную с особенными выгодами в содержании.

40. Положенное число Кандидатов преимущественно наполняется казенными воспитанниками. Они не могут без важных причин оставить Учительского звания, не прослужа в нем по крайней мере шесть лет от определения к должности.

41. Под ведением Главного Училищ Правления будет издаваться периодическое сочинение, назначенное для повсеместного известия об успехах народного просвещения.

42. Назначение сумм на содержание приходских Училищ предоставляется учинить впредь, по соображении местных обстоятельств и удобностей.

43. Уездные Училища в том, что принадлежит до Смотрителей, Учителей и зданий, будут содержимы из доходов городских обществ с достаточным дополнением из казны, где оное потребуется.

44. Гимназии будут содержимы на счет Приказов Общественного Призрения, с достаточным дополнением из казны, если где оное потребуется.

45. Местные Начальства всеми образами должны ободрять заведения таких пенсионов, которых хозяева имели бы предметом токмо содержание и надзор за поведением Юношества, получающего учебные наставления в Училищах.

46. Главное Училищ Правление в суммах, получаемых им на устроение и содержание Училищ, отдает отчет на основании XII статьи Манифеста 8 Сентября 1802 года. Таковой отчет публикуется во всенародное известие способом, показанным в 41 статье.

47. Все вышние Училища будут иметь свои библиотеки, открытые в определенное время для посетителей; также собрание естественных и искусственных произведений, Типографии и тому подобное; на содержание чего будут назначены в штатах суммы.

48. Местные Начальники, споспешествуя исполнению намерений Правительства относительно народного просвещения, не понудительными средствами, но благоразумием и деятельностью обратят на себя отличное его внимание. Равным образом и все благонамеренные граждане при устроении Училищ вспомоществуя Правительству патриотическими приношениями и пожертвованиями частных выгод общей пользе, приобретут особенное и преимущественное право на уважение своих соотчичей, и на торжественную признательность учреждаемых ныне заведений, имеющих возвысить в нынешнее, и утвердить на предбудущее время, благосостояние и славу их отечества.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Именной указ от 24 января 1803 г., данный Сенату «Об устройстве училищ»

Источник

1.2. Первая государственная образовательная доктрина

Итак, первым министром народного просвещения стал назначенный рескриптом от 8 сентября 1802 г. граф П. В. Завадовский. 1803-1804 гг. явились периодом напряженной деятельности нового ведомства, когда рядом энергичных законодательных и подзаконных актов было обеспечено создание и налаживание работы образовательной системы. В те годы были организованы центральные учреждения, созданы учебные округа, разработаны уставы высших, средних и начальных учебных заведений, издан цензурный устав и другие. 23 января 1803 г. были утверждены императором и опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», которые стали первым законодательным актом, закрепившим новую, более или менее цельную образовательную систему страны. Это была по существу первая государственная образовательная доктрина.

Специалисты утверждают, что «Предварительные правила…» были составлены под влиянием французских образцов времени великой революции, в частности, проекта Кондорсе, внесенного в 1792 г. в Законодательное Собрание. Но важно подчеркнуть, что главной особенностью русского университетского строительства стала идея государственности. Документ начинается с провозглашения конституирующего принципа отечественной образовательной системы, и в статье первой значится: «Народное просвещение в Российской империи составляет особую государственную часть, вверенную министру сего отделения и под его ведением распоряжаемую Главным училищ правлением». В стране создавалась единая и целостная система учебных заведений, состоявшая из четырех звеньев: 1) училища церковных приходов; 2) уездные училища; 3) губернские училища или гимназии и 4) университеты. В основу ее была положена идея общеобразовательной школы, необходимая «для нравственного образования граждан». В четырехзвенной структуре нетрудно обнаружить в зародыше екатерининскую идею системы российского образования.

Статьи 14-31 первой главы «Предварительных правил…» посвящены университетам. Согласно статье 14 в шести учебных округах учреждались университеты. Причем если в Москве, Вильнюсе и Дерпте университеты уже существовали, то в Санкт-Петербурге, Казани и Харькове их предстояло создать. Таким образом, нормативная база отечественного образования нередко обгоняла текущую практику и служила не только для закрепления уже существующего, но и формой развития, импульсом, возбуждающим движение вперед. Данная особенность нормативно-право-вой базы русской школы отличает ее на протяжении всей истории.

Остальные статьи первой главы закрепляют организационные формы, отношения управления и подчинения, регулируют основную деятельность университетов. Среди них выделяются статьи об округах и их попечителях. Так, согласно статье 13 учебные округа составляются из «нескольких соседних губерний, сходных между собой в местных обстоятельствах». Каждый из округов «подведом одному из членов Главного училищ правления». А статья 19 гласит: «Главное училищ правление состоит из попечителей университетов и их округов с другими членами, определяемыми от имени Императорского Величества», т. е. это своего рода коллегия при министре. Так выстраивается единая управленческая вертикаль снизу от приходских и уездных училищ и университета до самого верху через ректора, попечителя и министра.

Итак, «Предварительные правила народного просвещения», утвержденные императором 23 января 1803 г., представляли собой важнейший программный документ, нацеленный на строительство отечественной образовательной системы, своего рода национальную образовательную доктрину. Этот документ убедительно свидетельствует об исключительном значении, которое придавалось властями делу образования, ставшему делом большой государственной важности. Имеются авторитетные свидетельства, что при подготовке закона о министерствах рассматривались проекты создания правительства с Министерством народного просвещения во главе.

Министерство получило через попечителей повседневную поддержку самого императора. Это, естественно, выделяло министерство из ряда других и придавало всему образовательному ведомству особый, если не чрезвычайный или мобилизационный характер. Важно заметить, что только в отношении образовательного дела в стране было создано шесть учебных округов с университетами во главе. И попечители были только в Министерстве народного просвещения. Функция попечителя, которому суждено было сыграть исключительно важную роль в истории отечественной высшей школы ХIХ в., вызывает особый интерес.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу