Бронированные автомобили: конструкция, классы и цены
Как только автомобили «повзрослели» достаточно, чтобы сдвинуть с места тяжеленный бронированный кузов, их этим кузовом незамедлительно снабдили. Таковы реалии — всегда есть персоны, нуждающиеся в защите, и те, кто посягает на их жизнь. И поскольку мир наш далек от гармонии и всеобщей любви, спрос на бронеавтомобили стабильно высок.
Явное и скрытое бронирование
Явное бронирование — удел инкассаторских машин и прочей спецтехники. Помимо относительной простоты исполнения (нет необходимости прятать броню под обводами «родного» кузова), явное бронирование выполняет чисто демонстрационную функцию. Всем своим видом потенциальная «жертва» нападения словно говорит: «взять меня будет непросто», что роднит инкассаторские автомобили с насекомыми, окрашенными природой в предостерегающие цвета.
При всей своей эффективности явное бронирование едва ли удовлетворит требованиям делового человека, ценящего свой имидж. Да и политическому деятелю не пристало приезжать на переговоры на БТРе. А значит, эти люди — целевая аудитория компаний‚ занимающихся скрытым бронированием автомобилей.
Скрытое бронирование роскошных авто (представителей целевой аудитории едва ли заинтересуют другие) — лакомый кусок рынка. Безопасность — наверное, последнее, на чем обеспеченные люди станут экономить. Скрытым бронированием занимаются две категории фирм — заводские («фирмачи») и частные (так называемые ретрофитеры, от английского to retrofit — модифицировать). Но вне зависимости от степени приближенности производителя «броневиков» к производителю «сырья» для них метод скрытого бронирования один на всех.
Внутри кузова нужно создать «клетку» — капсулу, со всех сторон защищенную пуленепробиваемыми элементами. Пуленепробиваемые стекла, бронелисты в дверях, щиты за задними сиденьями и между передней панелью и моторным отсеком, бронированные пол и крыша – вот базовый набор элементов, гарантирующий защиту клиента от того или иного огнестрельного воздействия. Желание в критической ситуации сохранить автомобиль на ходу заставляет защищать моторный отсек, крылья, магистрали и, конечно, топливный бак.
Пуленепробиваемые стекла — неотъемлемый элемент бронезащиты автомобиля. Их подвергают самым суровым испытаниям
«Фирмачей» и ретрофитеров объединяет и выбор моделей — доноров: это непременно должен быть большой автомобиль с мощным мотором. В зависимости от класса защиты он прибавит в весе от 350 кг до 1,5 т-в обоих случаях нагрузка на двигатель и кузов возрастет. Впрочем, частники готовы защитить даже Mini, однако защита эта спасет разве что от «мелкашки».
О цене и качестве бронирования
Как и следовало ожидать, разница между заводскими и частными компаниями в подходе к изготовлению защищенных автомобилей, что отражается, естественно, на цене конечного продукта. «Фирмачи» изготавливают свою продукцию в тесной кооперации с производителем «обычных» автомобилей, что и обуславливает их местоположение. Например, компания «Mercedes-Benz Guard» находится неподалеку от штутгартского завода «Daimler AG». Кузова со сварочной линии попадают к специалистам по бронированию‚ которые вживляют бронированные элементы в силовую структуру, убивая таким образом двух зайцев — и конструкцию усиливают, и «оборонную» задачу выполняют. Уже после всех «секретных» операций кузов попадает на заводскую линию грунтовки и окраски, что обеспечивает заводским «броневикам» высочайшее качество. Ретрофитеры вынуждены разбирать уже готовый автомобиль и проявлять недюжинную смекалку, вживляя бронирование в и без того плотно упакованный кузов современного автомобиля.
Впрочем, и тем, и другим приходится жертвовать простыми вещами — стеклоподъемниками (на заводах могут поставить гидравлические — только они справятся с тяжелыми бронестеклами), доводчиками дверей (для них просто не остается места). Появляется необходимость усиливать петли…
Еще одно отличие двух «противоборствующих лагерей» — методика испытаний. Заводские «броневики» проходят до 17 краш-тестов, не считая баллистических экспертиз и ходовых испытаний, — поведение бронированного авто не должно разительно отличаться от штатного аналога. Однако не внушающему доверия клиенту в заводской «конторе» автомобиль не продадут ни за какие деньги. Так что, как бы ни развивался в дальнейшем рынок автозащиты, ретрофитеры без работы не останутся.
Классы бронирования автомобилей
В дополнение
Броня — не единственное средство защиты VIP-пассажиров. Можно, например, установить в дверце потайную бойницу — для инкассаторских авто с явным бронированием их наличие вообще обязательно. Точность стрельбы никакая, но тут главное — дать понять нападающим, что легкой добыча не будет. Но все-таки важнее как можно скорее покинуть место атаки. Поэтому помимо того, что при постройке бронеавтомобилей за основу выбирают самые мощные модификации, пересмотру подвергаются и передаточные числа КП, и отношение пары главной передачи — все ради сохранения динамики. В итоге лучшие из заводских «броневиков» проигрывают в разгоне до «сотки» всего пару секунд своим незащищенным родственникам. При этом, естественно, приходится дорабатывать тормоза.
Подвеска тоже требует вмешательства. Как ни странно, штатные пневмоэлементы представительских седанов вполне «держат» лишние полторы тонны, доработке подвергается программное обеспечение блока управления клапанами. Если же пневматики в подвеске нет, приходится ставить усиленные пружины и более жесткие амортизаторы.
Шины «броневика» тоже не могут быть стандартными — они должны обеспечить возможность покинуть место атаки даже на пробитых баллонах. Чаще всего современные автомобили со скрытым бронированием оснащают резиной Michelin РАХ — «внутреннее колесо» (закрепленный на диске резиновый бандаж) позволяет проехать до 200 км на полностью спущенных шинах, сохраняющих при этом управляемость.
Источник
Секьюрити на колесах: обзор автомобилей заводского бронирования
Броневики делятся на две категории. К первой относятся машины, которые получили защиту на стороне. Ко второй — автомобили, бронированные заводом-производителем. Стоят они дороже, но и преимуществ имеют немало. Защитные элементы интегрируются на стадии производства, что придает конструкции большую прочность. С учетом возросшей массы устанавливают другие элементы подвески, адаптируют настройки усилителя руля, системы стабилизации, усиливают тормоза. Кроме того, на заводские броневики распространяется стандартная гарантия, в то время как «самопальные» ее лишаются. Кстати, все фигурирующие в подборке автомобили — от брендов из Старого Света, которые придерживаются стандартов защиты BRV 2009. Что же касается цен, то они не афишируются. Стоимость каждого автомобиля оговаривается индивидуально. По неофициальной информации, за бронированный по высшему стандарту представительский седан придется выложить около полумиллиона евро.
Уровни баллистической защиты гражданских автомобилей по стандарту BRV 2009
.44 Remington Magnum
пуля БЗ бронебойно-зажигательный
пуля Б-32 бронебойно-зажигательный
Audi A8 Security
Жизнь — самое ценное, что есть у человека, но порой эту ценность у него хотят забрать. В группу риска входят политики высшего звена и состоятельные бизнесмены. Чтобы обезопасить себя, они перемещаются с охраной, а в качестве транспортного средства используют бронированные автомобили, способные противостоять стрелковому оружию, разрывам гранат и прочим взрывным устройствам. Что же представляют собой современные «легковые броневики»?
Как полагается автомобилю такого класса, не обошлось без системы автономного пожаротушения и мощной сирены, привлекающей внимание окружающих. Есть и система экстренного выхода с отстреливанием дверей. Она позволяет быстро и безопасно покинуть автомобиль.
A8 Security снабжен полноприводной трансмиссией и предлагается с двумя вариантами бензиновых двигателей: V8 4.0 мощностью 435 л.с. либо W12 6.3 (500 л.с.). В первом случае седан набирает сотню за 7,5 секунд, во втором — за 7,1. Максимальная скорость у обеих версий составляет 210 км/ч. Но это в «необстрелянном» состоянии. С пробитыми шинами можно продолжать движение не быстрее 80 км/ч. Впрочем, такими колесами щеголяют все без исключения броневики.
BMW Х5 Security Plus
Жизнь — самое ценное, что есть у человека, но порой эту ценность у него хотят забрать. В группу риска входят политики высшего звена и состоятельные бизнесмены. Чтобы обезопасить себя, они перемещаются с охраной, а в качестве транспортного средства используют бронированные автомобили, способные противостоять стрелковому оружию, разрывам гранат и прочим взрывным устройствам. Что же представляют собой современные «легковые броневики»?
Автомобиль оснащен 4,4-литровой бензиновой «восьмеркой» мощностью 450 л.с. Поскольку степень бронирования не самая высокая (читай, масса машины по сравнению с базовой версией выросла незначительно), то по динамике и управляемости бронированный Х5 почти ничего не потерял.
Mercedes-Benz S600 Guard
S-класс — самый популярный в мире представительский седан. То же можно сказать и про его защищенную версию S600 Guard. На бронированном флагмане из Штутгарта ездит большинство глав государств (включая российского президента) и руководителей крупных корпораций. Кстати, в отличие от конкурентов, S-класс можно приобрести как в варианте с кузовом седан, так и его удлиненную модификацию — лимузин Pullman. Еще одним преимуществом бронированного Мерседеса является высочайшая бронестойкость VR9, причем эта степень защиты относится не только к кузову, но и к его остеклению.
Жизнь — самое ценное, что есть у человека, но порой эту ценность у него хотят забрать. В группу риска входят политики высшего звена и состоятельные бизнесмены. Чтобы обезопасить себя, они перемещаются с охраной, а в качестве транспортного средства используют бронированные автомобили, способные противостоять стрелковому оружию, разрывам гранат и прочим взрывным устройствам. Что же представляют собой современные «легковые броневики»?
Автомобиль снабжен полным спектром присущего броневикам оборудования: системой сигнализации при нападении, переговорным устройством «автомобиль-улица», гидравлическими стеклоподъемниками, функцией аварийной подачи свежего воздуха, которая защитит экипаж от проникновения в салон отравляющих веществ. Есть и система автономного пожаротушения.
Под капотом S600 трудится бензиновый V12 мощностью 530 л.с. Время разгона до сотни в Штутгарте не афишируют, известно лишь, что максимальная скорость достигает 210 км/ч.
Range Rover Sentinel
Жизнь — самое ценное, что есть у человека, но порой эту ценность у него хотят забрать. В группу риска входят политики высшего звена и состоятельные бизнесмены. Чтобы обезопасить себя, они перемещаются с охраной, а в качестве транспортного средства используют бронированные автомобили, способные противостоять стрелковому оружию, разрывам гранат и прочим взрывным устройствам. Что же представляют собой современные «легковые броневики»?
Как и в других броневиках, здесь имеется система автоматического пожаротушения, громкоговоритель, интерком, «ранфлетовские» шины. Интересным решением видится 10-сантиметровое отверстие в водительской двери — его надлежит использовать для предоставления документов.
Бронированный Range Rover оснащен 3,0-литровым компрессорным двигателем V6, развивающим 340 л.с. От восьмицилиндрового агрегата англичане отказались в силу его высокой массы.
На данный момент выбор бронированных автомобилей не самый широкий — у производителей идет активная смена модельного ряда. Однако уже в ближайшее время на рынке появятся защищенные BMW 7-й серии, Mercedes-Benz E-класса, а также Audi Q5.
Источник
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на броневую защиту автомобилей, предназначенных для перевозки людей, денег, ценных и особо опасных грузов, обеспечивающую защиту жизни и здоровья людей, сохранность ценностей и безопасность особо опасных грузов от воздействия средств поражения.
Стандарт устанавливает общие технические требования к броневой защите автомобилей отечественного и иностранного производства, предназначенных для эксплуатации в Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 2.104-2008 Единая система конструкторской документации. Основные надписи
ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы
ГОСТ 2.304-81 Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные
ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 23518-79 Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ Р 51136-2008 Стекла защитные многослойные. Общие технические условия
ГОСТ Р 51221-98 Средства защитные банковские. Термины и определения
ГОСТ Р 52212-2004 Тиры стрелковые закрытые. Защита броневая и техническая укрепленность. Общие технические требования
ГОСТ 3722-81 Подшипники качения. Шарики. Технические условия
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4).
3 Определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 броневая деталь: Элемент броневой защиты, поглощающий или рассеивающий энергию средств поражения.
3.2 броневая защита: Конструктивная совокупность броневых преград и броневых деталей, в том числе пулестойких стекол, способных предотвратить проникновение средств поражения и вторичных поражающих элементов в защищаемые отсеки автомобиля.
3.3 броневая преграда: Слой или слои материалов, обладающие комплексом механических свойств, выполняющих функции преграды (препятствия) на пути различных по силе и интенсивности воздействия средств поражения.
3.4 вторичные поражающие элементы: Фрагменты элементов броневой защиты автомобиля, образующиеся в результате соударения метаемых элементов или осколков ручных наступательных или оборонительных гранат с броневой защитой автомобиля.
3.5 кондиционное поражение: Отсутствие проникновения средств поражения и вторичных поражающих элементов за тыльную сторону броневой защиты автомобиля.
3.6 пулестойкость: Регламентированное защитное свойство броневой защиты автомобиля противостоять проникновению метаемых элементов или их фрагментов.
3.7 пулестойкое стекло: По ГОСТ Р 51136.
3.9 стрелковое оружие: По ГОСТ 28653.
3.10 средства поражения: Метаемые элементы и (или) осколочно-фугасное воздействие ручных противопехотных гранат и зарядов взрывчатого вещества.
3.11 особо опасные грузы: Грузы, содержащие взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, химически опасные вещества и т.д.
Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
4 Классификация
4.1 Броневую защиту автомобиля по пулестойкости подразделяют на классы защиты в соответствии с таблицей 1.
Источник
Бронированный транспорт – классы защиты
В процессе оценки бронированного транспорта учитываются такие факторы как марка модели автомобиля и год его выпуска, общее техническое состояние и внешний вид, а также комплектация и вида брони (различают заводское и послезаводское бронирование. Первый тип предпочтительнее ввиду изначально усиленных производителем важных компонентов: тормозной системы, каркаса, двигателя, трансмиссии, ходовой части и прочих элементов машины с учетом изменившегося веса).
Третий класс защиты — самый распространенный для бронеавтомобилей, созданных на шасси обычных машин. Суммарная масса брони 3-го класса не превосходит грузоподъемности автомобиля. Поэтому доработки в стандартной трансмиссии минимальны; замена двигателя на более мощный не нужна.
По пятому классу бронирование представительских и инкассаторских автомобилей — задача довольно сложная. Решать ее должны разработчики с огромным опытом, поскольку потребуется внести кардинальные изменения в конструкции трансмиссии и силового агрегата. «Волгу» пытались бронировать по 5-му классу бесчисленное множество раз, и все безуспешно — не было практического опыта, не было желания вносить серьезные изменения в агрегаты автомобиля. Только недавно нашему заводу удалось забронировать «Волгу» на столь высоком уровне, практически сохранив все качества автомобиля.
Иностранные стандарты почти не отличаются от отечественных. Легкие средства защиты и наиболее прочные (III, V и В-4, В-6) в основном совпадают в требованиях по пулестойкости. Но пули российских патронов имеют стальной, как правило, термоупрочненный сердечник, а большинство западных патронов имеют мягкий свинцовый сердечник. Твердый сердечник требует более прочной брони. Западная броня менее твердая, но обладает большей вязкостью, что приемлемо для противодействия мягкому свинцовому сердечнику. При равной толщине отечественная сталь обеспечивает лучшую защиту как от наших, так и от заграничных пуль.
Первый класс защиты.
Второй класс защиты.
Тип сердечника: свинцовый
Категорией бронеавтомобилей, для которых актуален этот класс защиты являются полицейские специальные машины, снаряженные для разгона массовых уличных беспорядков.
Второй и 2а классы защиты считаются самыми низкими и такое оснащение автомобиля не пригодным для перевозок охраняемых объектов.
Третий класс защиты
Этот класс защиты является самым распространенным для индивидуальной защиты. Бронеавтомобиль этого класса создается на базе шасси обычного автомобиля даже без замены двигателя на более мощный, так как вес защиты не превышает грузоподъемности автомобиля.
Четвертый класс защиты
Четвертый класс защиты обеспечивает защиту от АК-74 с патроном 5,45 мм (7Н10) со стальным термоупрочненным типом сердечника
Такой класс защиты появился в результате попытки перехода вооруженных сил на автоматы 5,45 мм калибра, однако, в связи с широким применением автоматов калибра 7,62 мм, такой класс защиты не приобрел популярности и используется крайне редко и то не в бронированных автомобилях.
Пятый класс защиты
Пятый класс защиты обеспечивает защиту от винтовки СВД с патроном 7,62 мм (57-Н-323С) со стальным нетермоупрочненным типом сердечника и автомата АКМ с патроном 7,62 мм (57-Н-231) со стальным термоупрочненным типом сердечника. Пулестойкость обеспечивается броневой сталью Ц-85 или Ц-44 толщиной 6,6 мм и бронированным стеклом толщиной 40 мм.
Переоборудование бронеавтомобиля в соответствии с пятым классом защиты должны выполнятся профессиональными разработчиками с огромным опытом, так как в данном случае бронирование проводится с внесением существенных изменений в конструкцию автомобиля (силовой агрегат и трансмиссию). Таким классом защиты обычно комплектуются представительские автомобили и автомобили инкссаторских служб.
Также имеется еще три более высоких класса защиты автомобилей, однако вес и толщина стали для этих классов не подходят для установки на гражданские автомобили.
Классы защиты в других странах мало отличаются от Российских. Основное несоответствие заключается в том, что в отличие российских патронов, которые имеют в основном термоупрочненный стальной сердечник, зарубежные патроны имеют мягкий свинцовый сердечник. Соответственно, сталь используемая для оснащения бронеавтомобилей у сходных классов защиты является менее твердой, но более вязкой. В любом случае российская сталь при одинаковой толщине брони лучше защищает как от зарубежных, так и от отечественных пуль.
Источник
Бронированные автомобили и стандарты бронирования
Именно поэтому сегодня затрону этот вопрос. Классификация защиты: является ли соответствие ей панацеей от вооружения противника? Есть ли смысл полностью прятать бойца за броневыми листами? Ну, и самый часто встречающийся вопрос: «Почему на БТР, прекрасно защищенной машине, бойцы раскатывают в зоне БД на броне?»
Итак, основным документом, определяющим уровень и класс защиты бронеавтомобиля, является ГОСТ Р 50963-96. Именно этот документ базовый. Ознакомиться с ним сегодня можно без проблем.
Всего в мире существует 6 классов бронирования. Однако если внимательно прочитать ГОСТ, становится ясно, что классификация и разделение достаточно условны. Проще говоря, класс машины может быть одним, а элементы защиты другими. Поговорим о российской классификации объектов.
Пистолет Макарова (ПМ) с патроном 57-Н-181 (с пулей Пст), сердечник стальной, масса 5,9 г, скорость 305-325 м/с, дистанция 5 метров.
Первые два класса бронирования для армейской техники почти не применяются. Понятно, что в боевых действиях с охотничьими ружьями, да и с пистолетами, мало кто будет «нападать» на бронеавтомобиль. Смысла «жертвовать» техническими характеристиками именно автомобиля в угоду такой бронезащите нет.
Наиболее распространённый и у нас, и в зарубежных странах следующий, третий, класс защиты. Как самый оптимальный именно для боевых бронеавтомобилей.
Для класса 5А требования несколько другие. Достаточно, чтобы бронирование «держало» АКМ.
Требования для класса 6А ещё более жесткие.
Для сравнения и выводов приведу таблицы бронирования для США и Германии.
Стандарт США NIJ STD-0101/03
III — 7,62 mm FMJ, 9,7g, 838 м/с
Нормы бронезащиты технического отдела полиции Германии (1988 г.)
I — 9 mm Para FMJ, 8,0g, 410 +/- 10 м/с
III — 7,62×51 FMJ SC, 9,45g, 875 +/- 25 м/с
5,56×45 FMJ SC, 3,56g, 1005 +/- 20 м/с
IV — 7,62×51 FMJ AP, 9,8g, 875 +/- 25 м/с
Как видите, параметры во многом схожи. Отличие лишь в том, что и американцы, и немцы используют для тестирования собственные патроны. Такой подход понятен. «Родное» более известно. А значит, испытания будут более объективными.
Но существует и ещё одна проблема, которая сильно меняет бронезащиту любого автомобиля. Это проблема стекол. Увы, но автомобили слабо защищены именно в этом плане. Современные технологии позволяют сделать бронестекло такого же класса, как броню. Только вот толщина такого стекла будет огромной. К примеру, стекло автомобилей президентов имеет толщину 12-15 сантиметров. Бронестекло для боевых бронемашин регламентируется опять же по ГОСТу. В плане сравнения российского и западных требований — почти равны. Отличия совершенно не существенны.
Устойчивость бронированного стекла к выстрелу.
Класс защиты по ГОСТ Р 51136-98
При определенных условиях, ну, и удачливости, именно туда может «прилететь» граната. Судьба экипажа в этом случае плачевна. Все прекрасно понимают, что натворят осколки в закрытом пространстве. Кстати, «народные умельцы» решили эту проблему! Доработали конструкцию прямо на месте. И решение это сродни «космическому карандашу» СССР. Сверху установили обычную сетку-рабицу. И все. Гранаты отскакивают от неё как горох за счет скорости движения автомобиля (явно кто-то побывал в Африке, использовали опыт Иностранного легиона Франции, их изобретение первоначально).
Так почему открытый верх? Все дело в фугасах. Именно мины и фугасы заставляют конструкторов держаться идеи «свободной крыши». В ходе спецопераций бронеавтомобили чаще всего поражаются РПГ. Однако такое поражение не критично. Экипаж останется жив и готов к ведению БД, за исключением тех, кто непосредственно попадет под действие кумулятивной струи. Критичным становится попадание струи в боекомплект. Тогда…
Вообще, спор о «крытых » и «открытых» бронеавтомобилях давний. Через это в свое время прошли конструкторы БТР. БТР-152, БТР-40, БТР-60 как раз и учитывали эту возможность.
Сравнивая ГОСТ и западные стандарты, можно прийти к выводу, что в большинстве своем они схожи. Сделано это не столько по прихоти лично кого-то. Сделано это по необходимости. И Россия, и США, и Западная Европа производят бронетехнику не только для себя, но и на экспорт. Это и есть главный «стандартизатор» и «унификатор» современного военного производства.
Покупателю для сравнения тактико-технических характеристик вооружения и техники необходимы понятные, унифицированные стандарты. Только в этом случае становятся понятны преимущества и недостатки предлагаемого товара. Только в этом случае производителям «светит» контракт на поставку. Да и длительные контракты на обслуживание и ремонт.
Источник