321 вариант русский язык

321 вариант русский язык

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. При записи грамматической основы (задание 8), состоящей из однородных членов с союзом, приводите ответ без союза, пробелы и запятые не используйте. Не вводите букву Е вместо буквы Ё.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Экзаменационные варианты состоят из текста и заданий к нему, а также текста для изложения. В этот вариант могло быть включено иное изложение. Полный список изложений можно увидеть в Каталоге заданий.

Какое слово из текста имеет значение: «долина с пологими склонами»?

(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек.

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

Куда бежишь, тропинка милая,

Куда зовёшь, куда ведёшь.

(20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:

Кого ждала, кого любила я,

Уж не воротишь, не вернёшь.

(21)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.

(22)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (23)И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (24)Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. (25)Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.

* Грибов Юрий Тарасович – современный писатель, член редколлегии серии книг «Живая память», автор книг «Сороковой бор», «Ржаной хлеб», «Перелом лета» и др.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выводить» (предложение 6).

(1)Жил в станице старый-престарый дед. (2)Все давно позабыли его фамилию и имя, звали просто Гриничка.

(3)Дед Гриничка любил петь песни. (4)Сядет, бывало, на завалинку, зажмёт отполированный руками костыль и начинает петь. (5)Он пел хорошо, молодым, совсем не скрипучим, как у его односельчан, голосом, пел старинные казачьи песни. (6)Закрыв глаза, закинув простоволосую белую голову чуть назад, он мог выводить целыми днями, помогая песне плавными взмахами руки.

(7)Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку. (8)Песни плыли про удалых казаков, про ворогов окаянных, про Дон-батюшку. (9)Песен Гриничка знавал много и редко когда повторял одни и те же. (10)Говорят, что дед был лихим казаком-рубакой в молодости, за удаль награждён «Георгием», был запевалой в казачьей сотне от станицы.

(11)Он пел протяжно, с надрывом и какой-то нечеловеческой грустью. (12)Приходили его слушать нередко и взрослые: сядут вокруг деда, а Гриничка, никого не замечая, как бы разговаривая с самим собой, пел и пел.

(13)Его однополчане почти все перемёрли, оставшиеся охали и болели, а он, к удивлению всех, ужился со своей старостью. (14)Многие считали, что именно песни держали дух бодрым, худое тело — прямым, а глаза — острыми и молодыми.

(15)Жил Гриничка один в полуразвалившейся, крытой соломой хате. (16)Получал пенсию за убитых на войне сыновей, изредка забегала прибраться и постирать дочь, живущая на другом краю станицы. (17) Она, говорят, несколько раз уводила к себе жить старика, но проходило время, он опять возвращался на свою завалинку.

(18)Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. (19)Казалось, смежив глаза, представлял он себя молодым, чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, или летел он на коне в атаку. (20)Тогда он вскакивал и показывал, как рубали австрияков.

— (21)Шашки вон! — командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды. (22)Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза. (23)Ребятня шмыгает носами и вытирает чумазыми ладошками большие, ещё глупые глазёнки.

(24)А Гриничка всё пел! (25)Постепенно голос его креп, старик вставал и, отмахнув корявые руки назад, как бы приглашал взглянуть на это прошлое. (26)Раскатисто, могуче пел о казачьих набегах и удалом Стеньке Разине.

(27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не приведи Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину! (29)Ходили к нему, как на исповедь, ходили за негласным советом: как жить? (30)Чего стоишь? (31)Что можешь оставить после себя?

(32)Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище.

* Сергеев Юрий Васильевич (род. в 1948 г.) — современный русский писатель. Главной темой творчества является тема Родины.

(6)Закрыв глаза, закинув простоволосую белую голову чуть назад, он мог выводить целыми днями, помогая песне плавными взмахами руки.

Источник

321 вариант русский язык

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)ясная речь — мутное зеркало.

Портрет ещё (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

(Не)пером пишут, а умом.

Чудесное, никогда (не)виданное зрелище очаровывает меня.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Неясная речь — мутное зеркало.

Портрет ещё не окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

Не пером пишут, а умом.

На всех не угодишь.

Чудесное, никогда не виданное зрелище очаровывает меня. (причастие с зависимым словом «никогда)

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

Читайте также:  Доверенность на польском языке

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица НЕ пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме.

3) не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен.

4) С полными причастиями при наличии зависимых слов (кроме слов усилителей степени, список смотрите) или противопоставления (по общему правилу) 4) Виднелись ещё не убранные поля ржи. Не смеющийся, а плачущий ребёнок.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.

6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется.

а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

2) Ребёнку очень НЕДОставало заботы родителей. Во время войны дети НЕДОедали и НЕДОсыпали. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но НЕДОоценил способностей своего противника.

3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку

4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени. 4) Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорил довольно-таки непонятно.

5) С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или *когда зависимыми словами являются усилители степени 5) Мы шли по неосвещённым улицам городка. Принял совсем необдуманное решение.

6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.

7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно.

7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты.

Частица НЕ используется Частица НИ используется
1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

Мы не могли не заметить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

Ни звука! Ни дня без строчки!

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Ну чем не герой!

4) для выражения неопределённости:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

Разве не правда, что мы поумнели?

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:

НЕ выражает отрицание:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

Не бывает войн, где солдаты не погибают.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.

2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу. Сравните:

Не выражает отрицание:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем. Ни выражает усиление отрицания:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.

3. В местоименных оборотах. Сравните:

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древняя пещера.

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.

Источник

321 вариант русский язык

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Дистанция в 35 км и название забега — марафон — были выбраны организаторами Олимпийских игр в 1896 году в честь описанного Геродотом и Лукианом подвига легендарного скорохода Фидиппида.

2) В 1896 году организаторы Олимпийских игр решили провести забег по маршруту Фидиппида, который накануне сражения с персами был отправлен стратегами греческой армии в Спарту, и назвали этот забег марафоном.

3) Несмотря на версию Лукиана, Фидиппид не приносил в Афины весть о победе над персами; таким образом, дистанция и название марафонского забега были выбраны в память о подвиге, которого Фидиппид, скорее всего, не совершал.

4) Описанная Лукианом история о Фидиппиде, который принёс в Афины весть о победе над персами при Марафоне в 490 г. до н. э., противоречит версии Геродота, жившего за 5 веков до Лукиана.

5) Фидиппид не приносил в Афины весть о победе над персами, как считал Лукиан, но, тем не менее, дистанция и название «марафонский забег» были выбраны в память о подвиге, которого, скорее всего, не было.

(1)Впервые марафонская дистанция была пройдена спортсменами в 1896 году, когда организаторы Олимпийских игр решили устроить забег на 35 км от города Марафона до Афин по описанному Лукианом маршруту легендарного скорохода Фидиппида, который первым принёс в Афины весть о победе над персами при Марафоне (490 г. до н. э.). (2) по свидетельству жившего за 5 веков до Лукиана Геродота, Фидиппид на самом деле бежал не из Марафона в Афины (35 км), а из Афин в Спарту (около 250 км), причём не с вестью о победе после битвы, а с просьбой от стратегов греческой армии о помощи накануне сражения. (3)Таким образом, дистанция в 35 км и название забега — марафон — были определены организаторами в память о подвиге, которого Фидиппид, вероятно, никогда не совершал.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?

(1)Впервые марафонская дистанция была пройдена спортсменами в 1896 году, когда организаторы Олимпийских игр решили устроить забег на 35 км от города Марафона до Афин по описанному Лукианом маршруту легендарного скорохода Фидиппида, который первым принёс в Афины весть о победе над персами при Марафоне (490 г. до н. э.). (2) по свидетельству жившего за 5 веков до Лукиана Геродота, Фидиппид на самом деле бежал не из Марафона в Афины (35 км), а из Афин в Спарту (около 250 км), причём не с вестью о победе после битвы, а с просьбой от стратегов греческой армии о помощи накануне сражения. (3)Таким образом, дистанция в 35 км и название забега — марафон — были определены организаторами в память о подвиге, которого Фидиппид, вероятно, никогда не совершал.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТРОИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. что. Сделать, создать, организовать. У. запруду. У. концерт.

2. что. Учинить, вызвать своими действиями. У. переполох. У. кому-н. неприятность.

3. что. Наладить, придав нужный вид, установить порядок. У. свои дела. У. жизнь по-новому.

4. что кому. Получить, достать, осуществить что-н. нужное для кого-н. (разг.). У. билеты на премьеру.

5. кого (что). Поместить, определить куда-н. У. на работу. У. в интернат.

6. кого (что). Оказаться удобным, подходящим для кого-н. Такое решение меня не устроит.

(1)Впервые марафонская дистанция была пройдена спортсменами в 1896 году, когда организаторы Олимпийских игр решили устроить забег на 35 км от города Марафона до Афин по описанному Лукианом маршруту легендарного скорохода Фидиппида, который первым принёс в Афины весть о победе над персами при Марафоне (490 г. до н. э.). (2) по свидетельству жившего за 5 веков до Лукиана Геродота, Фидиппид на самом деле бежал не из Марафона в Афины (35 км), а из Афин в Спарту (около 250 км), причём не с вестью о победе после битвы, а с просьбой от стратегов греческой армии о помощи накануне сражения. (3)Таким образом, дистанция в 35 км и название забега — марафон — были определены организаторами в память о подвиге, которого Фидиппид, вероятно, никогда не совершал.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.>

пОдчас (мы забываем о чём-то, наречие)

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Затопления от наводнений заторного типа, которые мало зависят от уровня водности года, следует ОЖИДАТЬ в апреле и в мае.

Есть проверенный метод чистки меха с коротким ворсом: загрязнённый мех нужно протереть горячим картофельным пюре, а затем тщательно ОТРЯХНУТЬ.

Наибольшее непонимание московских АБОНЕМЕНТОВ вызывает необходимость вносить абонентскую плату за пользование линией.

Новая фирма была зарегистрирована под красивым, ЗВУЧНЫМ именем.

Под его ЖЁСТКИМ взглядом все становилось не по себе.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) По окончанию Лицея Пушкин стал жить в Петербурге.

2) Те, кто добивается в спорте наибольших успехов,становится примером для подражания.

3) Дорога, которую указал Пугачёв, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других.

4) Преподаватель отобрал и посоветовал учащемуся воспользоваться дополнительной литературой.

5) Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.

6) Выпускники высших учебных заведений должны быть знающими профессионалами основы наук.

7) В ответ на просьбу мы услышали, что «Я не привыкла уступать».

8) К 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей несомненным талантом, определились окончательно.

9) В опере «Русалочка» используются элементы народной музыки.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)ясная речь — мутное зеркало.

Портрет ещё (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.

(Не)пером пишут, а умом.

Чудесное, никогда (не)виданное зрелище очаровывает меня.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

По склонам холма РЕДКО(РЕДКО), но ВСЕ(ЖЕ) растут кусты можжевельника.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Так оно было или не так, хорошо или плохо выдума(1)о, но первая Колюнина любовь оказалась несчастной; он не пытался ничего добиться, а если бы и добился, то не знал бы, что с этой бесце(2)ой добычей делать, и летними вечерами он слушал с трудом купле(3)ый в универмаге кассетный магнитофон «Весна», зажигал свечи, разговаривал с далёкими, будто золочё(4)ыми огоньками у черты горизонта.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Раннее утро в самом разгаре и дышится по-весеннему легко и радостно.

2) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

3) В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски.

4) Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.

5)Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наплескавшись вдоволь (1) и (2) попрыгав в воду с перевёрнутого ржавого кузова (3) неведомо как очутившегося в озере (4) мальчишки устроились с удочками возле камышей.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Заметила ли (1)ты (2) о друг мой молчаливый(3)

О мой забытый друг(4) о друг моей весны(5)

Что в каждом дне есть миг глубокой, боязливой,

Почти (6) внезапной тишины?

И в этой тишине есть что-то неземное,

Невыразимое. душа молчит и ждет:

Как будто (7) в этот миг все страстное, живое

О смерти вспомнит и замрет.

О, если в этот миг невольною тоскою

Стеснится грудь твоя и выступит слеза.

Подумай, что стою я (8)вновь(9) перед тобою,

Что я гляжу тебе в глаза.

Любовь погибшую ты вспомни без печали;

Прошедшему(10)мой друг(11) предаться не стыдись.

Мы жизни хоть на миг друг другу руки дали,

Мы (12)хоть(13) на миг с тобой сошлись.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В нашей стране (1) существует система заказников и заповедников (2) на территории (3) которых (4) ограничены сбор и заготовка растений.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У входа в аэровокзал (1) где поджидали приезжих таксисты (2) и (3) светились рекламные щиты (4) Светлана в нерешительности остановилась.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Первое знакомство с тополем состоялось летом.

2) Герой рассказа любил сидеть на улице под этим деревом.

3) Тополь всеми силами радовался теплу, солнцу и воле.

4) Герой хотел научиться у тополя любви к жизни и воле.

5) Тополь срубили, так он не давал проникать свету в квартиры дома.

(1)Когда я вошёл в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: «Здравствуй», — и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный. (2)Потом пришла весна, и однажды утром, после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, неопределённое.

(3)Каждую весну повторяется одно и то же, и каждый раз это как чудо, чудо обновления, и к нему нельзя привыкнуть. (4)Я долго стоял и смотрел и не мог наглядеться. (5)Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно.

(6)Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю. (7)Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия. (8)А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом.

(9)На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песенки, может, тополь им рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись.

(10)Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и легкие сны! (11)Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, тёмной и чадной, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре. (12)Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения. (13)Потом пришла осень, листья пожелтели, и в комнате стало тихо, грустно.

(14)Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды. (15)Постепенно облетали листья с его ветвей, сначала с верхних, потом с нижних. (16)Листья струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая.

(21)Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал. (22)Я бросился к окну. (23)Внизу стояли скреперы и дорожные катки, которые пробивали новую улицу, и рабочий электрической пилой валил стоявший посреди дороги тополь.

(24)И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему его зелёному телу, он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу, перекрыв её во всю ширину шумящей зелёной обвальной листвой.

(25)И открылась мне краснокирпичная, скучная, голая стена дома на той стороне улицы, и с тех пор я вижу только её и кусочек неба.

(26)Часто вспоминается мне мой тополь. (27)И всё кажется, что он не исчез с земли, а где-то растёт в лесу, на поляне, шумит всеми листьями.

*Борис Самойлович Ямпольский (1912-1972), русский писатель.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ