3230 лекари народной медицины и целители

Код ОКЗ: 3230

Лекари народной медицины и целители

Лекари народной медицины и целители

Лекари народной медицины и целители оказывают профилактическую помощь, осуществляют уход и лечение физических и психических заболеваний человека, расстройств и травм путем применения траволечения и других народных методов, основанных на теориях, верованиях и опыте конкретных культур и народов. Они организуют применение процедур, основанных на использовании традиционных методов и лекарственных средств, действуя самостоятельно или в рамках планируемой терапевтической помощи со стороны традиционной медицины или других медицинских работников.

В их обязанности входит:

— обследование пациентов, собеседование с ними и членами их семей для определения состояния здоровья и характера физического или психического расстройства, болезни или других заболеваний;

— рекомендации по уходу и лечению заболеваний или других болезней с использованием традиционных народных средств и методов: физических манипуляций и упражнений, натуральных экстрактов и препаратов, полученных на основе трав, растений, насекомых и животных экстрактов;

— назначение лечения с помощью гомеопатических препаратов и лекарственных трав в соответствии с терапевтическими схемами и процедурами;

— осуществление ухода и лечения физических травм, связанных с вправлением и исцелением переломов и вывихов костей, на основе традиционных методов физического воздействия и травяной терапии;

— консультирование отдельных лиц, семей и общин в области здравоохранения, питания, гигиены, образа жизни и других вопросов для поддержания или улучшения здоровья и благополучия;

— направление пациентов к другим специалистам, оказывающим медико-санитарную помощь, и обмен с ними информацией для обеспечения полноценного лечения и непрерывного ухода.

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:

Целитель, народные методы

Некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам:

Целители на основе веры, которые лечат заболевания человека через духовные практики, без использования травяной терапии или других медикаментов и физического воздействия, включены в начальную группу 3413 Служители церкви, не имеющие духовного сана.

Занятия, которые предусматривают лечение с использованием традиционных форм массажа и приложения давления, таких как точечный массаж и методика шиацу, включены в начальную группу 3255 Фельдшеры-физиотерапевты и другие физиотерапевты среднего уровня квалификации.

Традиционные акушерки и повитухи, которые оказывают помощь женщинам в связи с беременностью и родами, осуществляют уход и дают рекомендации, основанные, прежде всего, на практическом опыте и знаниях, полученных не в процессе обучения, а через традиции и практику народной медицины, должны учитываться в начальной группе 3222 Средний медицинский персонал по акушерству.

Источник

Малая группа 323 Лекари народной медицины и целители

Лекари народной медицины и целители оказывают профилактическую помощь, осуществляют уход и лечение физических и психических заболеваний человека, расстройств и травм путем применения траволечения и других народных методов, основанных на теориях, верованиях и опыте конкретных культур и народов. Они организуют применение процедур, основанных на использовании традиционных методов и лекарственных средств, действуя самостоятельно или в рамках планируемой терапевтической помощи со стороны традиционной медицины или других медицинских работников.

Выполняемые обязанности работников данной малой группы обычно включают: обследование пациентов, собеседование с ними и членами их семей для определения состояния здоровья и характера физического или психического расстройства, болезни или других заболеваний; рекомендации по уходу и лечению заболеваний или других болезней с использованием традиционных народных средств и методов: физических манипуляций и упражнений, кровопускания с использованием натуральных сосудов и препаратов, полученных на основе трав, растений, насекомых и животных экстрактов; назначение лечения с помощью таких средств и методов, как акупунктура, аюрведа, гомеопатических препаратов и лекарственных трав в соответствии с терапевтическими схемами и процедурами, обычно применяемыми традиционной медициной или другими медицинскими работниками; осуществление ухода и лечения физических травм, связанных с вправлением и исцелением переломов и вывихов костей, на основе традиционных методов физического воздействия и травяной терапии; консультирование отдельных лиц, семей и общин в области здравоохранения, питания, гигиены, образа жизни и других вопросов для поддержания или улучшения здоровья и благополучия; направление пациентов к другим специалистам, оказывающим медико-санитарную помощь, и обмен с ними информацией для обеспечения полноценного лечения и непрерывного ухода.

Занятия данной малой группы входят в следующую начальную группу:

3230 Лекари народной медицины и целители

Лекари народной медицины и целители

Лекари народной медицины и целители оказывают профилактическую помощь, осуществляют уход и лечение физических и психических заболеваний человека, расстройств и травм путем применения траволечения и других народных методов, основанных на теориях, верованиях и опыте конкретных культур и народов. Они организуют применение процедур, основанных на использовании традиционных методов и лекарственных средств, действуя самостоятельно или в рамках планируемой терапевтической помощи со стороны традиционной медицины или других медицинских работников.

В их обязанности входит:

— обследование пациентов, собеседование с ними и членами их семей для определения состояния здоровья и характера физического или психического расстройства, болезни или других заболеваний;

рекомендации по уходу и лечению заболеваний или других болезней с использованием традиционных народных средств и методов: физических манипуляций и упражнений, натуральных экстрактов и препаратов, полученных на основе трав, растений, насекомых и животных экстрактов;

назначение лечения с помощью гомеопатических препаратов и лекарственных трав в соответствии с терапевтическими схемами и процедурами;

осуществление ухода и лечения физических травм, связанных с вправлением и исцелением переломов и вывихов костей, на основе традиционных методов физического воздействия и травяной терапии;

— консультирование отдельных лиц, семей и общин в области здравоохранения, питания, гигиены, образа жизни и других вопросов для поддержания или улучшения здоровья и благополучия;

— направление пациентов к другим специалистам, оказывающим медико-санитарную помощь, и обмен с ними информацией для обеспечения полноценного лечения и непрерывного ухода.

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:

Костоправ; Лекарь, фитотерапия; Целитель, народные методы

Некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам:

Примечание

Занятия в сфере целительства и применения практик народной медицины, которые требуют глубокого понимания преимуществ традиционных и нетрадиционных методов лечения, разработанных в результате длительного практического использования этих методов, а также знания анатомии человека и элементов современной медицины, учитываются в начальной группе 2230 «Высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины».

Те, чья практическая деятельность требует менее обширных знаний, основанных на относительно непродолжительных периодах практического обучения и специальной подготовки на основе изучения народных традиций и практик, используемых в местах их проживания, включены в начальную группу 3230 «Лекари народной медицины и целители».

Практикующие целители, применяющие в качестве основных методов траволечение, духовную терапию, исключаются из начальной группы 2230.

Целители на основе веры, которые лечат заболевания человека через духовные практики, без использования травяной терапии или других медикаментов и физического воздействия, включены вначальную группу 3413 «Служители церкви, не имеющие духовного сана».

Занятия, которые предусматривают лечение с использованием традиционных форм массажа и приложения давления, таких как точечный массаж и методика шиацу, включены в начальную группу 3255 Фельдшеры-физиотерапевты и другие физиотерапевты среднего уровня квалификации.

Традиционные акушерки и повитухи, которые оказывают помощь женщинам в связи с беременностью и родами, осуществляют уход и дают рекомендации, основанные, прежде всего, на практическом опыте и знаниях, полученных не в процессе обучения, а через традиции и практику народной медицины, должны учитываться в начальной группе 3222 Средний медицинский персонал по акушерству.

Источник

Народные целители: лечат или калечат?

Доброе имя народных целителей оказалось опороченным, но заслуженно ли? Кто они, вообще, такие? И можно ли им верить?

На всевозможных «народных целителей» и психотерапевтов от сохи в конце 1980-х и в течение доброй половины 1990-х был настоящий модный бум.

В последние годы, напротив, последний писк – навороченные коммерческие медицинские центры, а «потомственные ясновидящие», «знахарки с многолетним опытом», а заодно и бабушки, продающие на рынке целебные травки, едва ли не приравниваются к злостным сектантам.

Доброе имя народных целителей оказалось опороченным, но заслуженно ли? Кто они, вообще, такие? И можно ли им верить?

Город и деревня

Начнем с того, что, перефразируя Киплинга, город есть город, деревня есть деревня, и вместе им никогда не сойтись. По-настоящему «народные» деревенские лекари существенно отличаются от своих «братьев» из мегаполисов по огромному количеству признаков.

1. Система оплаты

Главное, в чем упрекают целителей, это желание обманным путем вытянуть миллион-другой у отчаявшегося больного человека. Так вот, негласный кодекс деревенского целителя гласит, что деньги, а то и продукты и прочие дары, брать негоже, как и отказывать страдающему в помощи. Некоторые знахари даже настаивают на том, чтобы «ты забрал свое «спасибо» до того раза, когда действительно почувствуешь облегчение». Считается, что иначе врачеватель может лишиться своего медицинского таланта.

Однако в небольших городах все большее число лекарей ограничиваются тем, что не берут деньги из рук в руки, а со стола – с превеликим удовольствием. Более того, у них, как во всяких уважающих себя медцентрах, даже появились жесткие тарифные сетки. Ну, а в столице «раскрученные» знахарки нередко зарабатывают более чем прилично.

2. Доступность

В самых дальних закоулках деревенской России вам с почтением и восхищением в глазах расскажут, что «раньше были люди», а теперь нет, пшик один, но на дом-другой, где живет врачевательница, все-таки обязательно укажут.

Читайте также:  Как убрать конденсат с пластиковых окон народными средствами

Как правило, вас встретит пожилая дама, у которой расцвет врачебной деятельности пришелся где-нибудь на послевоенные годы, когда на помощь официальной медицины односельчанам особо рассчитывать не приходилось. Но и сейчас к ней заходят от случая к случаю. Но если вы не страждущий, а любопытный этнограф, настоящая знахарка постарается преодолеть профессиональное тщеславие и отправить вас восвояси, заявив, будто к врачебному делу абсолютно непричастна.

Городские же целители совсем не такие засекреченные, а мегаполисные, так и вовсе заполонили СМИ своими рекламными объявлениями. Хотя это только вершина айсберга – и в Москве многие есть те, кто помогает исключительно «своим», «через знакомых». Именно от этих людей подвоха стоит ожидать в наименьшей степени.

3. Преемственность

Деревенские целители – нередко представители династии: в народе до сих пор считается, что «знатье» тебе должен «передать» другой врачеватель. А это значит не только, а иногда и не столько научить манипуляциям с человеческим телом, свойствам трав и определенных предметов, но и специальным «словам» – заговорам и молитвам.

Преемником чаще всего становится младший ребенок в семье, иногда другой родственник или даже неродной человек. Но передача таких специфических знаний кому-то постороннему – исключительно вынужденная мера: считается, что, не обретя наследника, народный экс-медик будет очень мучительно умирать.

Столичные знахарки намного чаще бывают самоучками или выпускниками различных сомнительных «академий», но, как правило, сами себя называют «наследственными».

4. Недоверие к письменному и печатному слову

Слова, которым бывший деревенский целитель обучает будущего, непременно должны быть заучены наизусть, записывать их считается дурным тоном – от этого они будто бы теряют свою силу, как и в том случае, если их подслушает посторонний. В некоторых деревнях старый знахарь или знахарка еще и наговаривают «волшебные слова» на какой-либо предмет, который и вкладывают в руки преемника.

Кстати сказать, вроде бы наивное недоверие к записанному слову может оказаться весьма дальновидным с прагматической точки зрения. Во-первых, односельчане и так обзаводятся толстенными тетрадками с магическими словами на все случаи жизни и надо все-таки оберегать уникальность своего знания, поддерживать статус. А во-вторых, при многократном переписывании постепенно теряется источник информации: все-таки одно дело – однозначно вызывающая доверие покойная тетя Катя, и совсем другое – непонятно откуда взявшийся текст.

Столичные целители больше деревенских доверяют печатному слову. По крайней мере, в том, что касается рекламы их услуг. Чего стоят их сайты и анекдотические целебные ссылки в Интернете, кликание на которые будто бы приводит в гармонию весь организм.

5. Профессия и специализация

Часто деревенские знахарки – специалисты довольно широкого профиля. Они не только лечат людей, но и, скажем, помогают найти пропавший скот, людей и предметы, урегулировать семейные отношения, а если кто-то плохо себя ведет, могут и порчу навести.

При этом в сельской местности врачеватели обычно особенно крепко набивают руку на нетяжелых и самых распространенных проблемах – ушибы, вывихи, зубная боль, нарывы и бородавки – то, что в медицинских справочниках помещают в раздел «До приезда врача». Впрочем, работают они и с куда более серьезными вещами – например, со здоровьем маленьких детей. Прошли те времена, когда знахарки или повитухи принимали роды, обмывали младенца и перерезали ему пуповину, но вот от детской бессонницы, колик, дисплазии суставов, грыж и тому подобного они лечат до сих пор, причем нередко довольно успешно.

Столичным врачевателям не приходится разыскивать скот. И на ушибы они обычно тоже не размениваются. Тут приоритетные направления – снятие сглаза и порчи, приворот и избавление от алкогольной зависимости. В деревнях за это тоже берутся, но с несколько меньшим апломбом. Лучшие деревенские лекари и самые засекреченные столичные в этих случаях просто работают как психологи, без устрашающего вращения глазами и театральных жестов, хотя немного мистического тумана подпустить тоже могут.

6. Аптечка

В принципе, деревенские целители, как и столичные, вполне способны устраивать из своих лечебных сеансов «театральное действие» – это же один из способов поддержания авторитета. Однако антураж все-таки дело второстепенное, им одним вряд ли кого-нибудь исцелишь. Так что тут стоит перейти к последнему отличительному признаку.

7. Результативность

Как столичные, так и деревенские целители вполне могут оказаться обычными профанаторами или погрязшими в собственных заблуждениях людьми. Просто в городе шансы нарваться именно на такого человека намного выше. Все-таки деревня – закрытое общество, и стоит лекарю зарекомендовать себя не с лучшей стороны, у него начинаются серьезные проблемы. В огромном городе неудачнику достаточно просто поменять район или и вовсе спокойно оставаться на насиженном месте – людей то много, и кто-нибудь обязательно попадется на рекламную приманку.

Надо сказать, что самые результативные вещи нередко самые простые. Скажем, мы только недавно узнали, как важно, чтобы после родов мать прижала ребенка к груди или хотя бы прикоснулась к нему, и выучили новомодное слово «бондинг». А знахарки давным-давно наставляли: «Хоть пятой к ребенку, да прикоснись». А от лучшей столичной целительницы вместо слов приворота можно услышать дельный совет просто отпустить изменника с миром.

То же самое касается и сугубо медицинских процедур. Настоящая целительница вылечит вывих сустава, просто вправив его на место, а застарелый кашель – уже признанным традиционной медициной настоем из оленьего мха. Шаманские пляски вовсе не исключаются, но только когда они дополняют более простые и действенные средства, а не заменяют их.

Источник

Врач и знахарь — враги или союзники?

Кто такие народные целители и есть ли среди них шарлатаны? Какими нормативными актами регламентируется их деятельность? Какие услуги они имеют право оказывать по закону, а какие нет? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал президент Российской профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины Владимир Егоров.

Целитель и врач: в чем разница?

— Чем целитель отличается от человека, которого мы называем врачом в классическом понимании?

— Для народной медицины в российском законодательстве сейчас есть правовое поле. И есть отдельная статья закона, которая так и называется — народная медицина.

Соответственно, определен порядок, как гражданин, умеющий и знающий, как использовать методы народной медицины и помогать людям, может этим заниматься. Это определено законом.

Специалисты по народной медицине не врачи, это отдельная отрасль здравоохранения.

— Как попасть на прием к народному целителю? И чего человек может от этого визита ожидать?

— Целитель использует методы народной медицины. Они не включены ни:

то есть они не применяются в официальных поликлиниках. Как правило, методы народной медицины:

К народной медицине можно отнести и этнические направления, такие как:

Они не входят в медицинскую деятельность, но часть народных методов была научно обоснована, доказана и так сказать эволюционировала в современную официальную медицинскую деятельность.

Все мы знаем, что у нас в поликлиниках иногда назначают травы. Потому что есть такой официально утвержденный метод — фитотерапия. В санаториях, профилакториях используют:

Это тоже официально утвержденные медицинские направления.

Рефлексотерапия сходна с китайским иглоукалыванием. Тем не менее, это не китайское иглоукалывание, это наше направление, основанное на неврологии.

Такие направления, как:

которая пришла к нам с Запада, уже полностью интегрированы в медицинскую деятельность. Они близки к народным, вышли из народных традиций, но уже стали научными, научно-обоснованными и медицинскими.

А в народной медицине осталось:

Скажем, правка живота была, какие-то гимнастики — та же йоготерапия, цигун-терапия.

Аналоги медицинских методов

Но в народной медицине тоже есть аналоги тех методов, которые эволюционировали в медицинскую деятельность:

В медицинской деятельности В народной медицине
Фитотерапия Травничество, траволечение
Гирудотерапия Народный метод применения пиявок
Мануальная терапия, остеопатия Костоправство

В медицинской деятельности — фитотерапия, в народной медицине:

То есть — все-таки терминология разная, да и суть не совсем одна. Дело в том, что наша современная медицина строго подчинена:

Есть выверенные, научно-обоснованные манипуляции физического воздействия, есть научно доказанные эффекты трав, которые эволюционировали и стали называться уже не травами, а лекарственными растениями.

Все-таки большая часть разных манипуляций и большая часть растительных средств не имеют тщательно доказанной научной базы. Тем не менее, они применялись сотни, тысячи лет. А совсем малая часть все-таки вошла в современную медицину. Но в медицинской деятельности применяется всего 300 лекарственных растений, а в народной медицине — 5000 трав. Разница совершенно колоссальная, поэтому сказать, что технология одинаковая, нельзя.

В медицине шаг влево, шаг вправо от утвержденной методологии — уже будет оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Поэтому медицину и целительство совершенно нельзя сравнивать.

Возьмем китайское иглоукалывание и нашу рефлексотерапию. Отталкивается наша современная рефлексотерапия от того, что иглой раздражаются:

То есть то, что мы проходили еще в школьном учебнике медицины. Это анатомия и физиология. А китайское иглоукалывание основано на том, что воздействие игл тормозит или ускоряет движение так называемой энергии ци. Согласитесь, методология абсолютно разная?

Будущее народной медицины

— Какое будущее, по вашему мнению, ждет нашу народную медицину?

— В 2014 году Всемирная организация здравоохранения утвердила глобальную стратегию ВОЗ по традиционной медицине, то есть по народной медицине. Там она как раз призвала все государства, входящие в ВОЗ, всячески развивать народную медицину и интегрировать ее в современное здравоохранение.

На сессии, когда утверждали эту стратегию, присутствовала и наша министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова. Поэтому на самом высоком методическом уровне это направление максимально поддержано и стратегия выстроена с 2014 по 2023 год.

Там сказано, что необходимо организовывать:

Идет двухсторонее движение. Образовывая народных целителей, давая им ту самую медицинскую подготовку, одновременно надо информировать врачей о возможностях народной медицины.

Такая программа расписана, она рекомендована государствам. Наше министерство здравоохранения откликнулось на эту инициативу.

В 2015 году минздрав утвердил и организовал в своем составе Координационный совет по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере народной медицины. Возглавил ее первый замминистра Игорь Кагарманян.

Поэтому специалисты народной медицины и наша ассоциация очень благодарны министерству здравоохранения за то, что они, опираясь на рекомендации ВОЗ все-таки решились на это. И раз такой координационный совет создан, значит, перспективы развития у народной медицины — крайне высокие.

Кроме того, на сессии Шанхайской организации сотрудничества уже поставлена задача создания института здоровья ШОС. Это будет некий аналог Всемирной организации здравоохранения на уровне ШОС.

И одна из главных задач, которая там продекларирована, — интеграция современной западной и традиционной восточной медицины в наших странах.

Читайте также:  Древний русский народный танец

Читайте также:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Народная, или традиционная, медицина: что за зверь?

Подписывайтесь на наш канал:

19 ноября 2018 года я имела честь принять участие в парламентском круглом столе Комитета Государственной думы по охране здоровья на тему «Традиционная медицина в России: законодательные аспекты». В моем докладе я затрагивала тему неопределенности законодательной дефиниции «народная медицина», однако ограниченное время выступления не дало мне возможности выразить все мысли, имеющиеся по данному вопросу. Поэтому я решила в формате видеоролика немного продолжить данную, на мой взгляд, важную тему.

Начну с того, что сама сфера народной медицины крайне неоднородна, также крайне противоречиво отношение к ней со стороны общества. Среди наших граждан мы можем встретить как ярых сторонников, так и принципиальных противников народной медицины. И такое разделение совершенно не связано с категориями «врачи» и «пациенты». Встречаются и врачи, признающие эффективность народной медицины, и пациенты, категорически не доверяющие ей.

Мне кажется, что такое отношение не в последнюю очередь обусловлено тем, что ни у населения, ни у врачей нет четкого понимания, что именно такое народная медицина и чем она отличается, с одной стороны, от обычной медицины, а с другой — от религиозно-магических практик. Именно такое непонимание приводит к тому, что представители власти в субъектах РФ просто-напросто боятся выдавать такие разрешения. Во многих регионах РФ даже отсутствуют нормативно-правовые акты, предусматривающие процедуру выдачи подобных разрешений.

Это значительно осложняет применение народной медицины, более того — переводит ее в теневой сектор. Хочу сразу заметить, что, по моему мнению, не следует относиться к народной медицине как к чему-то несерьезному, сродни плацебо. То, что некоторые методики традиционной медицины не нашли отражения в современной науке, еще не свидетельствует об их неэффективности. В свое время (в 1772 г.) Французская академия наук отвергла существование метеоритов, как «противоречащее данным современной науки», заклеймив рассказы о них суевериями и слухами. В отчете комиссии по исследованию этого явления, вышедшем за подписью самого Лавуазье, бескомпромиссно утверждалось: «Падение камней с неба невозможно, так как наука давно доказала отсутствие небесной тверди». Конечно, история расставила все по своим местам, и сейчас это только забавный курьез. Но мы не можем ручаться, что подобного не произойдет и со многими разделами народной медицины.

Что говорит закон о народной медицине

Итак, «народная медицина — это методы оздоровления». Но что такое «методы оздоровления»? Является ли это словосочетание синонимом методов лечения, или это какие-то отдельные методы? Следует ли понимать это определение как такое, что выводит народные методы диагностики из-под определения народной медицины. Ведь если «оздоровление» еще можно ассоциировать с лечением и профилактикой, то диагностика — это совершенно другой вид деятельности, никак не упомянутый в дефиниции народной медицины.

Наконец, следует обратить внимание на то, что народной медициной признаются не все методы оздоровления, а лишь те из них, которые утвердились в народном опыте. Однако что понимать под «народным опытом»? Это должны быть обычаи, распространенные на территории всего субъекта РФ, или же достаточно, чтобы они были распространены среди граждан одной из национальностей, проживающих на территории РФ. А можно ли считать «народным опытом» методы оздоровления, которые распространены лишь среди жителей 2-3 смежных населенных пунктов? А лишь среди жителей одного поселка? Кроме того, как понимать «утвердились»? Их должны использовать на протяжении 100 лет? Или 200? Или 500? А может, наоборот, достаточно, чтобы метод оздоровления практиковался на протяжении 10 лет?

Такие вопросы не случайны. Мировая практика имеет примеры неопределенных дефиниций, однако, как правило, они распространены в правовых системах общего права и дополнительно конкретизируются решениями высших судов. Например, в английской правовой системе имеется норма, согласно которой местные обычаи (local customs) имеют силу закона, если они существуют «с незапамятных времен» («since time immemorial»). На первый взгляд данная конструкция весьма похожа на наш случай: «утвердились в народном опыте» кажется синонимом «существуют с незапамятных времен». Не исключено, что при составлении определения народной медицины учитывался и английский опыт законотворчества. Однако совершенно забывается о том, что высшие суды Англии ограничивают применение рассматриваемой нормы, устанавливая четкую грань «незапамятных времен» — раньше 1189 года. На любые обычаи, которые возникли позже, правовая норма не распространяется. Например, в деле «Симпсон против Уэллса» (Simpson vs Wells) суд не принял во внимание устойчивый характер обычая, поскольку он возник в 14-м веке, то есть уже после 1189 года. В российской же правовой системе решение о том, «утвердился ли конкретный метод оздоровления в народном опыте», будет приниматься представителем регионального органа здравоохранения (а в спорных ситуациях — судом) каждый раз индивидуально, исходя из личных взглядов и предпочтений. Это никак уж не будет способствовать унификации правового регулирования деятельности в сфере народной медицины.

Разграничение обычной и народной медицины

Нет никакой ясности и с тем, как разграничить обычную профессиональную и народную медицину. Общероссийский классификатор занятий, введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, скорее запутывает, чем проясняет ситуацию. ОКВЭД выделяет две профессиональные группы, занимающиеся народной медициной.

Начнем с первой категории, то есть с лекарей народной медицины и целителей, к которым относятся костоправы, лекари-фитотерапевты, целители народными методами. ОКВЭД указывает, что в обязанности этих пациентов входит, в частности, назначение лечения с помощью лекарственных трав в соответствии с терапевтическими схемами и процедурами. Отметим, однако, что фитотерапия является стандартной медицинской услугой, упомянутой в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н. Это создает некоторые предпосылки для преследования народного целителя — фитотерапевта за осуществление медицинской деятельности без лицензии.

С другой стороны, нельзя не отметить, что в траволечении нередко применяются растения, содержащие сильнодействующие и/или опасные вещества (алкалоиды, эфирные масла и т. д.). Их применение требует значительных медицинских знаний, точного расчета дозировок, учета показаний и противопоказаний, в некоторых случаях — постоянного мониторинга состояния пациента. Так, мне представляется весьма сомнительным то, что закон разрешает лицам без медицинского образования проводить лечение, скажем, настоем наперстянки (формально это также траволечение). Да и тот же отвар зверобоя, который нередко назначают фитотерапевты, имеет ряд серьезных противопоказаний.

Следует обратить внимание и на то, что ОКВЭД включает в обязанности народных целителей «осуществление ухода и лечения физических травм, связанных с вправлением и исцелением переломов и вывихов костей, на основе традиционных методов физического воздействия и травяной терапии». Данные виды медицинских услуг также входят в Номенклатуру медицинских услуг (A16.04.018 — вправление вывиха сустава, A15.04.001 — наложение повязки при вывихах (подвывихах) суставов, A21.03.001 — массаж при переломе костей и т. д.). Таким образом, если врач-травматолог в нерабочее время неудачно вправит вывихнутый сустав своему знакомому, это будет квалифицироваться как уголовное преступление — незаконное осуществление медицинской деятельности (ч. 1 ст. 235 УК РФ). Если же это (причем за плату) попытается сделать народный целитель, то это не незаконное осуществление медицинской деятельности, а народная медицина. Максимум, что ему угрожает, — это гражданский иск. Мне такое положение вещей кажется по крайней мере несправедливым.

Однако подобная размытость грани между медициной и целительством создает опасности и для самого целителя. Так, ОКВЭД предполагает, что народные целители могут оказывать консультации отдельным лицам, семьям и даже целым общинам по вопросам питания, необходимого для улучшения здоровья. К такому «народному целителю» вполне может прийти Росздравнадзор и поинтересоваться о наличии у него медицинского образования и лицензии на медицинскую помощь в области диетологии.

Граница между психотерапией, целительством и религией

Наконец, давайте отвлечемся от сугубо материального и обратимся к более тонким материям. В настоящее время психотерапия является признанной медицинской услугой. Однако может ли ее проводить народный целитель? С одной стороны, может. Определение, данное в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», не говорит, что здоровье, которое призвана восстанавливать народная медицина, имеется в виду исключительно физическое. Ведь может быть и психическое здоровье. Этой же точки зрения придерживается и ОКВЭД, описывая в качестве составной деятельности лекаря народной медицины (целителя) лечение психических заболеваний человека. Однако во множестве народных практик (особенно это касается методов народной медицины малых народов) психотерапевтические аспекты неотделимы от религиозных. Подобный подход прослеживается и в ОКВЭД, допускающем «применение методов народной медицины, основанных на верованиях конкретных культур и народов».

Читайте также:  Корень хрена народные средства

Вместе с тем ФЗ № 323 говорит о том, что «к народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов». Однако для эффективного использования данной нормы неплохо было бы вначале определить, что в целом является «услугами оккультно-магического характера». К сожалению, подобной дефиниции также не существует. В результате значительный самобытный и зачастую уникальный пласт народной медицины малых народов Крайнего Севера и Сибири остается под угрозой запрета (во всяком случае, заниматься народной медициной легальным образом они не могут).

Заканчивая разговор о возможности проведения народными целителями психотерапии, нельзя не отметить также противоречия с частью 2 статьи 19 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно которому специалисты, участвующие в оказании психиатрической помощи и не являющиеся врачами-психиатрами, должны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами.

Лично я считаю допуск народных целителей к медицинской помощи возможным лишь после проверки их собственного психического здоровья. Не секрет, что некоторые лица, объявившие себя народными целителями, сами страдают психическими заболеваниями. Их попытки оказывать психологическую помощь другим могут привести к индуцированным расстройствам психики у клиентов таких «целителей».

Иглоукалывание, аюрведическая, гомеопатическая медицина

Однако вернемся к деятельности народных целителей. ОКВЭД содержит также вторую профессиональную группу, занимающуюся народной медициной. Это группа 2230 — высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины. Их деятельность частично совпадает с деятельностью обычных лекарей народной медицины и целителей (код 3230), о которых мы говорили раньше, а частично — содержит новые виды обязанностей. В частности, в их обязанности входит лечение физических, душевных и психологических недугов с использованием таких методов, как иглоукалывание, аюрведическая, гомеопатическая медицина, обмен информацией о пациентах с другими медицинскими работниками по мере необходимости для обеспечения непрерывного и всеобъемлющего медицинского ухода, и ряд иных функций.

Очевидно, по замыслу создателей ОКВЭД, к «высококвалифицированным целителям» следует относить целителей, чьи методы признаются официальной медициной (иглоукалывание, аюрведический массаж) и которые во время лечения пациента согласны сотрудничать с другими медицинскими работниками.

Однако, проблемы, затронутые нами ранее, остаются актуальными и для данной категории. Ряд упомянутых методов хотя и признается в официальной медицине, но при неумелом использовании может навредить человеку. Например, непрофессиональное проведение иглоукалывания может привести к поражению периферических нервов и невралгиям, а аюрведическая терапия включает прием препаратов, содержащих соли тяжелых металлов (свинца, ртути, мышьяка и т. д.). Безусловно, препараты того же свинца или мышьяка применяются и в официальной медицине. Однако там они выписываются исключительно по рецепту и под строгим контролем врача, получившего высшее медицинское образование. Давайте все же согласимся, что в таком случае риск получить передозировку препарата или даже отравление тяжелыми металлами гораздо меньше, чем когда подобное вещество назначают «в соответствии с народными традициями».

Вместе с тем я подчеркиваю, что я не считаю народную медицину «особо опасной» и не предлагаю ужесточать требования к народным целителям. Нет, речь идет лишь о более подробной регламентации того, что является народной медициной, а что — профессиональной медицинской деятельностью, подлежащей лицензированию. Многие разновидности народной медицины, формально подпадающие под определение статьи 50 ФЗ № 323, фактически приравнены к обычной медицинской деятельности и требуют получения лицензии. Так, например, акупунктура, являющаяся неотъемлемой частью традиционной китайской медицины, легализуется не в порядке ст. 50 ФЗ № 323, а через лицензирование медицинской деятельности в области рефлексотерапии (что, в частности, исключает ее проведение лицами без медицинского образования). Кстати, следует отметить, что в связи с трудностью признания иностранного медицинского образования и последующего допуска к осуществлению медицинской деятельности для иностранцев многие специалисты в области акупунктуры, прибывшие из Кореи и Китая, практикуют неофициально.

Бытовой и медицинский массаж

Уточненная и расширенная дефиниция народной (традиционной) медицины будет полезна и самим целителям. Если с акупунктурой все действительно сравнительно понятно (это рефлексотерапия, которая должна лицензироваться), то гораздо сложнее обстоит дело с национальными видами массажа (тайским, индийским, аюрведическим и т. д.). Фактически каждый массаж можно объявить медицинским и обвинить лиц, оказывающих услуги по проведению такого массажа, в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии. Это и происходит на практике. В частности, Минздрав в своем письме от 20 февраля 2013 г. № 17-2/10/2-1005 (оно касалось как раз тайского массажа) отметил, что, цитирую, «ключевым при отнесении тайского массажа к медицинскому массажу следует признать характер самой услуги, манипуляции, предлагающей соответствующую квалификацию, знания и умения в области медицины у персонала в целях исключения причинения вреда здоровью человека». На основании этой достаточно туманной формулировки Минздрав сделал вывод о необходимости лицензирования тайского массажа. Но тогда получается, что любой массаж и любая лечебная физкультура, применяемые в целях даже не лечения, а общего оздоровления, должны лицензироваться. То есть неопределенность в том, что именно относится к народной медицине, а что — к обычной медицинской деятельности, заставляет чиновников от медицины перестраховываться и требовать лицензировать свою медицинскую деятельность в общем порядке. Статья 50 ФЗ № 323, посвященная народной медицине, на практике работает очень плохо, а в ряде регионов (где не приняты подзаконные акты, регулирующие процедуру получения соответствующего разрешения) — практически вообще не работает.

Че делать?

Что же можно изменить в подобной ситуации? По программе-максимум нужен отдельный федеральный закон о народной (традиционной) медицине, а не статья в несколько абзацев, как сейчас. Но понимая, что разработка нового федерального закона, да еще и затрагивающего тематику здравоохранения, — это сложный процесс, требующий тщательной подготовки и способный растянуться на несколько лет. Поэтому более рационально начать с минимума — уточнения дефиниции народной медицины. То определение, которое сейчас содержится в ФЗ № 323, должно содержать отсылку к подзаконному правовому акту (скорее всего — Приказу Минздрава), который содержал бы расширенный перечень видов деятельности, которые являются народной медициной и разрешение на которые оформляется в порядке ст. 50 ФЗ № 323 (то есть не требуется лицензирование, высшее медицинское образование и т. д.). При этом хочу подчеркнуть один важный момент: указанный перечень видов деятельности, относящихся к народной медицине, должен быть открытым, с обязательным указанием того, что исполнительные органы власти субъектов РФ в сфере здравоохранения могут принимать дополнительные перечни видов деятельности, относящихся к народной медицине.

Таким образом, у нас получается двухуровневая система определения того, что именно является народной медициной. Один уровень — федеральный. Виды деятельности, перечисленные в федеральном перечне, признаются народной медициной на всей территории РФ. Кстати, было бы очень желательно также внести изменения в ст. 50 ФЗ № 323, определяющие, что разрешения на деятельность в сфере народной медицины, входящей в федеральный перечень, даются в соответствии с порядком, утвержденным на федеральном уровне с параллельным принятием указанного порядка. Это послужило бы выходом из ситуации, когда в субъекте РФ не даются разрешения на занятие народной медициной в связи с отсутствием соответствующего административного регламента.

Второй уровень регулирования народной медицины — региональный. На этом уровне будет действовать региональный перечень видов народной медицины с учетом местной специфики. Именно на этом уровне можно будет провести различие между оккультно-магическими услугами и народной медициной. Так, я вполне допускаю, что во многих регионах Сибири и Дальнего Востока деятельность шаманов содержит значительный компонент народной медицины и может рассматриваться именно в этом контексте. В то же время так называемые «шаманы», практикующие в Москве и Санкт-Петербурге, явно занимаются не народной медициной, а оказанием оккультно-магических услуг. То есть именно местные власти, знакомые с этнографическими, культурными, религиозными особенностями и традициями своего региона, смогут провести эту черту, установить, где заканчивается народная медицина и начинается религия.

Стратегия ВОЗ в области народной медицины

Заканчивая рассмотрение темы усовершенствования законодательного регулирования народной медицины, еще раз хочу подчерпнуть важность этого направления в здравоохранении. Всемирная организация здравоохранения призвала правительства всех стран признать значение вклада народной медицины в укрепление и поддержание здоровья ( Стратегия ВОЗ в области народной медицины, с. 49 ). Многие методы народной медицины получили общемировое признание и стали применяться в качестве обыденных медицинских процедур. Например, гирудотерапия (терапия пиявками) зародилась как классический метод народной медицины. Однако в настоящее время постановка пиявок представлена в номенклатуре медицинских услуг, пиявка медицинская официально зарегистрирована в качестве лекарственного средства, а в 2002 году Минздрав выпустил Методические рекомендации «Использование метода гирудотерапии в практическом здравоохранении».

И гирудотерапия — лишь один из примеров. Остеопатия, раньше относимая к народной (традиционной) медицине, с 2016 года считается просто еще одной отраслью официальной медицины. Во всяком случае, с юридической точки зрения, согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и утвержденному Постановлением Правительства РФ.

Если точно не определить, что именно относится к народной медицине, если не выдавать соответствующих разрешений, если загнать талантливых народных целителей в подполье, это нанесет вред не только им, но и всей медицине в РФ. Она просто лишится взаимосвязей с одной из важнейших составляющей многовекового народного опыта, что самым неблагоприятным образом скажется на общем прогрессе медицинской науки. Поэтому проблемы законодательного регулирования народной медицины — это не проблемы одних лишь народных целителей, это не проблемы одних лишь юристов. Эта проблема влияет на общее развитие медицины (в том числе и профессиональной, в различное время многое заимствовавшей из той самой народной медицины). И, следовательно, обозначенная сегодня проблема касается всех нас.

Спасибо за внимание, с вами была Полина Габай

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу