ГДЗ по русскому языку 4 класс Каленчук М.Л. Перспективная начальная школа
Авторы: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А..
Издательство: Академкнига Перспективная начальная школа 2016
Всероссийские проверочные работы нельзя сравнить с экзаменами, поджидающими школьников в 9-м и 11-м классах. Не только сложность заданий, но и сама атмосфера проверки знаний несравнима с ними. Но ведь и сами ученики находятся ещё в чрезвычайно юном возрасте. На ВПР центральное место занимает именно русский язык – сдача экзаменов по математике и Окружающему миру длится по одному дню, а русский язык предполагает двухдневную программу. Поможет ученику преодолеть основные проблемы качественная учебно-вспомогательная литература, онлайн-пособие «ГДЗ, Учебник по русскому языку 4 класс Каленчук, Чуракова Перспективная начальная школа (Академкнига)».
Изучаем русский язык с помощью ГДЗ по русскому языку 4 класс Каленчук
К удивлению не только детей, но и их родителей поддержка родителей малоэффективна даже в младших классах. Как обычно, выглядит помощь взрослого, не имеющего профессионального педагогического навыка? «Здесь должна быть буква Е, а не И» или «ты пропустил запятую». Такие советы помогут однократно сократить время на выполнение домашнего задания, но материал останется непонятным для ученика, следовательно – он не сможет решить аналогичное задание в классе без подсказки. Необходимо именно объяснить алгоритм работы с каждым упражнением, подвести теоретическую основу под выполнение любого задания. Именно эту задачу на отлично выполняет «ГДЗ, Учебник по русскому языку 4 класс Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Перспективная начальная школа (Академкнига)».
Что представляет собой Пособие
Издание разделено на три части, в которых содержится около четырёхсот упражнений различного уровня сложности. Темы заданий структурированы в соответствии с порядком изложения материала в основном учебнике русского языка для четвёртого класса:
Издание содержит иллюстрации, которые являются частью заданий и помогают лучше разобраться в их выполнении.
В чем заключается поддержка Решебника
Если четвероклассник отнесется к ГДЗ не как к шпаргалке, а как к профессиональному консультанту, то добросовестные занятия с пособием предоставят великолепные возможности надёжно подготовиться к ВПР, не испытывать проблем с контрольными и экономить время на выполнении домашнего задания. Издание будет полезно, и в следующем учебном году – ведь необходимость повторить пройденный материал возникает достаточно часто.
ГДЗ к рабочей тетради по русскому языку за 4 класс Байкова Т.А. можно посмотреть здесь.
Источник
ГДЗ Русский язык 4 класс тетрадь для самостоятельной работы № 2 Байкова. Ответы на задания
Ответы к заданиям тетради для самостоятельной работы № 2 по русскому языку за 4 класс. Автор Байкова Т.А.. Программа «Перспективная начальная школа».
Много писать не нужно, в основном задания вписать букву, обозначить часть слова с пропущенной буквой, что-либо подчеркнуть. Тетрадь служит для закрепления пройденных на уроке русского языка тем. Учителя, порой, про существование этих тетрадей забывают, остается много невыполненных заданий. Эти задания ребенок может делать летом в качестве тренажера по русскому языку, займется повторением пройденного в четвертом классе. А с проверкой заданий без учителя не возникнет проблем, потому что у нас на 7 гуру вы найдете подробное ГДЗ к каждому упражнению этой рабочей тетради.
Пишите, какую страницу и какое упражнение вам задали, чтобы мы успевали сделать для вас ГДЗ.
Ответы к тетради №2 русский язык 4 класс Байкова:
Листайте вкладки с упражнениями, чтобы посмотреть ответы.
Ответы к заданиям тетради для самостоятельной работы № 2 по русскому языку за 4 класс. Автор Байкова Т.А.. Программа «Перспективная начальная школа».
Много писать не нужно, в основном задания вписать букву, обозначить часть слова с пропущенной буквой, что-либо подчеркнуть. Тетрадь служит для закрепления пройденных на уроке русского языка тем. Учителя, порой, про существование этих тетрадей забывают, остается много невыполненных заданий. Эти задания ребенок может делать летом в качестве тренажера по русскому языку, займется повторением пройденного в четвертом классе. А с проверкой заданий без учителя не возникнет проблем, потому что у нас на 7 гуру вы найдете подробное ГДЗ к каждому упражнению этой рабочей тетради.
Пишите, какую страницу и какое упражнение вам задали, чтобы мы успевали сделать для вас ГДЗ.
Ответы к тетради №2 русский язык 4 класс Байкова:
Листайте вкладки с упражнениями, чтобы посмотреть ответы.
Упражнение 1
Ответы к упражнению 1, с. 5
1. Найди в тексте имена существительные в форме мн.ч. Синим карандашом подчеркни те из них, которые не имеют форм ед.ч. Рядом с остальными существительными во мн.ч. в скобках напиши их начальные формы, укажи род и склонение.
Рядом с существительными в форме ед.ч. укажи род и склонение.
Сделай звукобуквенный разбор выделенного слова.
ключ [кл’уч’] 1 слог
к [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
л [л’] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ю [у] – гласн., ударн.
ч [ч’] – сог л., глух. непарн., мягк. непарн.
4 б., 4 зв.
Ответы к упражнению 2, с. 6
2. Найди в тексте существительные в ед.ч. Над ними укажи род и склонение.
Какие слова имеют один и тот же род, но относятся к разным склонениям? Закрась их жёлтым карандашом.
Какие слова относятся к одному склонению, но имеют разный род? Закрась их синим карандашом.
Ответы к упражнению 3, с. 6 — 7
3. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте устойчивое выражение и подчеркни его волнистой линией. Затем найди разные формы одного слова. Жёлтым карандашом подчеркни формы того слова, у которого беглый гласный в корне, а синим — у которого беглый гласный в суффиксе.
Выделенные слова запиши в два столбика:
Одушевлённые сущ. Неодушевлённые сущ.
петух сон
червячок бочок
человек ветер
паучок пень
заяц листок
Каждый столбик дополни своими примерами.
Ответы к упражнению 4, с. 7 — 8
4. Вставь пропущенные буквы. Существительные в скобках запиши в нужной форме. Рядом со всеми формами существительных «полынья» и «свинья» в скобках укажи падеж.
Шла весной по льду СВИНЬЯ (И. п.).
Ей попалась ПОЛЫНЬЯ (И. п.).
Плюх. Торчит из полыньи (Р. п.)
Только хвост и к от свиньи (Р. п.).
Мы — скорее к полынье (Д. п.),
Мы хотим помо чь свинье (Д. п.).
Недовольны мы свиньёй (Т. п.):
Разве шут ят с полыньёй (Т. п.)?
В с поминайте о свинье (П. п.),
Чтоб не плавать в полынье (П. п.)!
Жёлтым карандашом подчеркни слова, в котором пропущена орфограмма «безударный гласный в корне, проверяемый ударением.
Ответы к упражнению 5, с. 8 — 9
5. Вставь пропущенные буквы. Синим карандашом подчеркни существительные, в которых пропущена орфограмма «безударный гласный в корне, проверяемый ударением. Жёлтым карандашом подчеркни глаголы, в которых пропущена орфограмма «безударный гласный в приставке, проверяемый ударением.
В последнем предложении поставь нужные знаки препинания и разбери его по членам предложения. Над всеми словами укажи часть речи. Выделенное слово разбери как часть речи.
1. На кровать (куда? на что?) — сущ.
2. Н. ф. — кровать
3. Ж.р., 3 скл.
4. Ед. ч., В. п.
5. Обстоятельство.
Ответы к упражнению 6, с. 9 — 11
6. Вставь пропущенные буквы. Выдели нужными значками те части слов, в которых пропущены орфограммы. На пустых строчках запиши нужные формы слова «оранжевый». Реши, над какими из них ты укажешь род и падеж, а над какими только падеж. Третье предложение разбери по членам предложения.
Выпиши из текста 10 слов с орфограммой «безударный гласный в корне, проверяемый ударением. Орфограмму подчеркни. Рядом напиши проверочные слова.
Качало — кáчка, к окну — óкна, за стеклом — стёкла, облака — óблако, бежал — бег, вымолвить — мóлвить, зелёным — зéлень, глаза — глаз, не изменилось — измéнится, присмотрелся — смóтрят.
Выделенное слово разбери как часть речи.
1. Круглым (каким?) — прил.
2. Н. ф. — круглый
3. М.р., Т.п., ед.ч.
5. Определение.
Ответы к упражнению 7, с. 11
7. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте личное местоимение. Рядом в скобках укажи лицо, число и род.
Только ноч ь ю
Страш е н
ФИЛИН,
А при свет е —
Он (3-е л., ед.ч., м.р.)
Бессил е н!
Выпиши из текста краткие формы прилагательных. Рядом напиши их полные формы.
Страшен — страшный, бессилен — бессильный.
Ответы к упражнению 8, с. 12
8. Вставь пропущенные буквы. В первых двух строках найди и подчеркни жёлтым карандашом разные формы одного местоимения. Над ними укажи лицо, число и падеж.
Выпиши в столбик выделенные краткие прилагательных. Над ними укажи род и число. Рядом напиши форму ед.ч. ж.р. и форму мн.ч. Во всех формах поставь ударение. Подчеркни синим карандашом слово, у которого в кратких формах подвижное ударение.
м.р. ед.ч.
гáдок — гадкá, гáдки
м.р. ед.ч.
не ядови́т — ядови́та, ядови́ты.
Ответы к упражнению 9, с. 12 — 13
9. Вставь пропущенные буквы. Выдели нужными значками те части слов, в которых пропущены орфограммы.
В каждой группе пословиц найди слова-синонимы. Запиши их парами, поставив в начальную форму. В каждой паре подчеркни синим карандашом то слово, которое считается устаревшим.
Ответы к упражнению 10, с. 13 — 14
10. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы двумя чертами. Над каждым укажи время.
Выпиши из текста слово, в котором пропущена орфограмма «безударный гласный в приставке». Рядом напиши проверочное слово.
Выпиши выделенные наречия. Рядом напиши прилагательные, от основ которых они образованы.
Четвёртое предложение разбери по членам предложения. Над каждым членом предложения укажи часть речи.
Ответы к упражнению 11, с. 15
11. Вставь пропущенные буквы. Найди личные местоимения. Рядом в скобках укажи лицо и число.
Сперва
Оно (3-е л., ед.ч.)
Л и лось
Ле г ко,
А стало,
Словно каша.
«Ты (2-е л., ед.ч.) кто?» —
Спр о сил я (1-е л., ед.ч.).
«МО-ЛО-КО», —
Ск а зала
ПРОСТОКВАША.
Выпиши из текста все глаголы столбиком. Рядом укажи время, число и род. Вспомни, как изменяются глаголы в этом времени. Рядом с каждым глаголом напиши недостающие формы прошедшего времени этих глаголов. В каждой глагольной форме выдели окончание и поставь ударение.
лил[ó]сь (П., ед.ч., ср.р.), ли́лся, лил[á]сь, лил[и́]сь.
стáл[о] (П., ед.ч., ср.р.), стал, стáл[а], стáл[и].
спроси́л (П., ед.ч., м.р.), спроси́л[а], спроси́л[о], спроси́л[и].
сказáл[а] (П., ед.ч., ж.р.), сказáл, сказáл[о], сказáл[и].
Синим карандашом подчеркни глагол с подвижным ударением.
Ответы к упражнению 12, с. 16
12. Вставь пропущенные буквы. Глаголы в скобках запиши в форме настоящего времени 3-го л. мн.ч. Над ними укажи спряжение. Синим карандашом подчеркни те из них, спряжение которых определяется по ударному окончанию.
Найди слова с орфограммой «написание ЖИ-ШИ» и подчеркни её жёлтым карандашом.
Ответы к упражнению 13, с. 16 — 17
13. Вставь пропущенные буквы. Над выделенными глаголами укажи спряжение. Жёлтым карандашом подчеркни те из них, спряжение которых ты определил(а) по ударным личным окончаниям.
В е черний лес ещё не спит (II спр.).
Луна восходит (II спр.) ярк а я.
И где-то дер е во скр и пит (II спр.),
Как старый ворон, каркая.
Всё этой ночью хочет петь (I спр.).
А неспособным к пению
Осталось гнуться (II спр.) да скр и петь (II спр.),
Встр е чая ночь весен ню ю.
Найди разноспрягаемый глагол. Запиши его в той форме, в которой он стоит в тексте. Над ним укажи время, лицо и число. Рядом напиши формы настоящего времени этого глагола 1-го, 2-го и 3-го л. мн.ч.
Ответы к упражнению 14, с. 17 — 18
14. Прочитай отрывок из сказки Б. Заходера «Почему рыбы молчат».
Каждому выделенному устойчивому выражению найди его значение и впиши в нужную строку:
болтать попусту — лясы точить
пропал, исчез — поминай как звали
трудно молчать, не терпится сказать — язык чешется
Миша нашёл в тексте ещё два устойчивых выражения. Если ты догадываешься какие, то подчеркни их синим карандашом.
Выпиши подчёркнутый глагол. Найди в тексте слова, которые являются синонимами данного слова. Запиши их рядом в начальной форме.
Посудачить, поговорить, болтать, побеседовать, разговаривать.
Ответы к упражнению 15, с. 19
15. Вставь пропущенные буквы.
Ок а зался молодц о м,
Смог осилить ношу —
Не ударил в грязь лицом (2)
И не сел в калошу (3).
В каждом четверостишии найди и подчеркни устойчивые выражения. Прочитай список значений, которые объясняют смысл устойчивых выражений. Рядом с каждым фразеологизмом поставь соответствующую цифру значения.
Список значений:
1. Лишить возможности действовать свободно.
2. Показать себя с лучшей стороны.
3. Попасть в неловкое положение.
Ответы к упражнению 16, с. 19 — 20
16. Выбери из списка подходящее по смыслу устойчивое выражение и вставь в предложения в нужной форме.
Ответы к упражнению 17, с. 20 — 21
17. Найди в стихотворных строках личные местоимения. Над ними укажи лицо и число.
Подчеркни двумя чертами глаголы в повелительной форме.
Сядьте рядом на скамью.
2 л., мн.ч.
Накормлю вас, напою.
2 л., мн.ч.
Вы поспите нынче всласть.
1 л., ед.ч.
Я же тихо буду прясть.
Наберу грибов в лесу
И на ужин принесу.
2 л., мн.ч.
Буду мыть тебе посуду,
1 л., ед.ч.
Поросят качать я буду.
Найди глаголы в форме будущего времени 1-го л. ед.ч. Выпиши их в две группы:
1. Глаголы в простой форме будущего времени. Рядом с каждым глаголом напиши начальную форму.
(что сделаю?) накормлю (что сделать?) накормить
(что сделаю?) наберу (что сделать?) наберу
(что сделаю?) принесу (что сделать?) принести
(что сделаю?) напою (что сделать?) напоить
2. Глаголы в сложной форме будущего времени. Рядом с каждым глаголом напиши начальную форму.
(что буду делать?) буду прясть (что делать?) прясть
(что буду делать?) буду мыть (что делать?) мыть
(что буду делать?) буду качать (что делать?) качать
(что буду делать?) буду читать (что делать?) читать
Вторую группу дополни своим примером.
Дополни вывод.
Глаголы, отвечающие в начальной форме на вопрос (ЧТО ДЕЛАТЬ?), образуют простую форму будущего времени.
Глаголы, отвечающие в начальной форме на вопрос (ЧТО СДЕЛАТЬ?), образуют сложную форму будущего времени.
Ответы к упражнению 18, с. 21 — 22
18. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте глаголы в сложной форме будущего времени. Подчеркни их двумя чертами. Реши, у какого из двух слов надо выделить окончание и над словом указать лицо и число. Одной чертой подчеркни глаголы в простой форме будущего времени. Выдели окончания. Над глаголами укажи лицо и число.
А пока т е ремок — на замок.
3 л., ед.ч.
Буд[ е т] спать до утра теремок.
Над выделенными местоимениями укажи лицо и число. Подчеркни синим карандашом обращение. Выпиши глаголы в повелительной форме в ед.ч. и во мн.ч. Разбери их по составу.
Ответы к упражнению 19, с. 23
19. Вставь пропущенные буквы. Рядом с существительными с пропущенными окончаниями в скобках укажи склонение и падеж.
Выпиши четыре глагола в сложной форме будущего времени. В скобках укажи лицо и число.
будет (3 л., ед.ч.) гулять, будет (3 л., ед.ч.) хохотать, будет (3 л., ед.ч.) резвиться, будет (3 л., ед.ч.) биться.
Ответы к упражнению 20, с. 23 — 24
20. Вставь пропущенные буквы. Глаголы в скобках поставь в нужную форму будущего времени. Предложения под цифрой 2 разбери по членам предложения.
1. В е сной с юга прилетят птицы. Они будут прилетать постепенно.
4. Вы будете приглашать г о стей? Мы пригласим Игоря Николаевича на кла сс ный ч а с.
Подчеркни синим карандашом словарные слова.
Ответы к упражнению 21, с. 24 — 25
21. Вставь пропущенные буквы. Найди слова, в которых пропущена орфограмма «безударный гласный в корне, проверяемый ударением». Подчеркни орфограмму синим карандашом. Над выделенными местоимениями укажи лицо и число.
Волшебн и к Алёша с и дел за ст о лом и в глубок о й задумчивост и гл я дел на лежащее перед ним (3-е л, ед.ч.) письмо.
А написано было вот что:
«Всем, всем добрым волшебн и кам!
Поск о рее придите в наш гор о д. Если нам (1-е л., мн. ч.) никто не помож е т, случится б о льшое несчаст ь е. Обойдите ст о роной короле в ский дворец и разыщите башню Ренгиста Беспамятного. Вам (2-е л., мн.ч.) каждый покаж е т. Только не уд и вляйтесь, что дверь не скоро откро ю т. Пожалуйста, не ух о дите, подождите у дв е рей. Потому что тётушка Черепаха спуска е тся по лес т нице очень медленно. Неужели, неужели вы (2-е л., мн.ч.) не придёте?»
Внизу стояла подпись: Астрель.
Выпиши из текста глаголы в повелительной форме. Рядом напиши эти же глаголы в форме 2-го л. мн.ч. настоящего или простого будущего времени. Во всех формах поставь ударение.
Приди́те, придёте;
обойди́те, обойдёте;
разыщи́те, разы́щите;
не удивля́йтесь, не удиви́тесь;
не уходи́те, не ухóдите;
подожди́те, подождёте
Запиши подчёркнутые глаголы в начальной форме. Рядом напиши эти же глаголы в форме будущего времени 2-го и 3-го л. мн.ч.
сидеть, будешь сидеть, будет сидеть;
глядеть, будешь глядеть, будет глядеть;
спускаться, будешь спускаться, будет спускаться.
Ответы к упражнению 22, с. 26
22. Поставь глагол «задавать» в форму настоящего времени 3-го л. мн.ч. и впиши во вторую строчку. Затем этот же глагол поставь в форму будущего времени 3-го л. мн.ч. и впиши в четвёртую строчку.
1 л. ед.ч. Р.п.
Жизнь для меня кромешным стала адом:
1 л. мн.ч. Д.п.
Нам задают ужасно много на дом.
А если дома вовсе не бывать,
3 л. мн.ч. И.п. 1 л. ед.ч. Д.п.
Куда они мне будут задавать?
Найди в стихотворении личные местоимения. Над нами укажи лицо, число и падеж. Подчеркни жёлтым карандашом местоимения одного и того же лица.
Ответы к упражнению 23, с. 26 — 27
[шн]
Любой из нас (1 л. мн.ч. Р.п.), конечно, рад
Монетку бросить в а в томат,
На кно п ку красн у ю нажать
И вражьи цели поражать.
Но через три минуты све т
Внутри погасн е т.
Кончен бой.
И если больше ден е г нет,
Не буд е т он (3 л. ед.ч. И.п.) играть с тобой (2 л. ед.ч. Т.п.).
Другое дело — Вовка!
С ним (3 л. ед.ч. Т.п.)
Игра е м мы (1 л. мн.ч. И.п.),
Когда х о тим.
И он (3 л. ед.ч. И.п.) мне (1 л. ед.ч. Д.п.) друг,
И он (3 л. ед.ч. И.п.) мне (1 л. ед.ч. Д.п.) рад —
Не то что жадный автомат!
Найти в тексте глагол в сложной форме будущего времени. Подчеркни его двумя чертами. Выпиши из стихотворения два глагола с безударным гласным в приставке. Орфограмму подчеркни. Рядом напиши проверочные слова.
поражáть — пóезд, нажáть — нáчисто.
Ответы к упражнению 24, с. 27 — 28
24. Вставьте пропущенные буквы. Впиши нужные формы местоимения «я». Над этими формами укажи падеж.
Ответы к упражнению 25, с. 28 — 29
25. Вставьте пропущенные буквы. Впиши нужные формы местоимений. Над ними укажи лицо, число, падеж.
Найди в тексте глагол-исключение. Подчеркни его двумя чертами. Над глаголом укажи спряжение.
РАЗГОВОР С ПРИЯТЕЛЕМ
1 л. ед. ч. Д. п.
Ск а зал приятель мне: «Прости,
Но что за ерунда
Про всяких птиц и про зв е рей
П и сать в твои г о да.
2 л. ед. ч. И. п. II
Ты всюду вид и шь ч у деса,
Но нет ч у дес п о верь:
Не может птица говорить,
Дружить со звер е м зверь!
1 л. ед. ч. И. п. 3 л. ед.ч. Д. п.
И я ему ответ и л так:
2 л. ед. ч. И. п.
— Ты просто слеп и глух!
1 л. ед. ч. Д. п.
Об этом мне вчера ск а зал
На улиц е п е тух.
И это п о дтвердил пингвин
В присутствии м о ржих.
2 л. ед. ч. И. п. 1 л. ед. ч. Д. п.
А если ты не вер и шь мне —
3 л. мн. ч. Р. п.
Подойди спр о си у них.
Но если звери пром о лчат
Или з е внут в ответ,
2 л. ед. ч. Т. п.
То, значит, гов о рить с тобой
3 л. мн. ч. Р. п.
У них охоты нет.
Выпиши из стихотворения краткие прилагательные. Над ними укажи число и род. Рядом с каждым напиши формы ед.ч. ж.р., с.р. и мн.ч. Во всех формах поставь ударение.
ед.ч. м.р.
глух, глухá, глýхо, глýхи.
В этих словах подвижное /неподвижное ударение. Нужное подчеркни.
Ответы к упражнению 26, с. 29 — 30
26. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни жёлтым карандашом родственные слова. Выдели в них корень.
Родственные слова:
1) снег/овик, снеж/ной, снег/оварку, Снег/ирятам, Снег/урочке (корень снег-/снеж-).
2) снего/вар/ку, вар/ила (корень вар-).
Выпиши из текста сложное слово. В скобках напиши слова, которые дали ему жизнь.
Выпиши выделенные слова в начальной форме. Разбери их по составу.
Ответы к упражнению 27, с. 30 — 31
27. Вставь пропущенные орфограммы. С помощью нужных значков покажи, в каких частях слов они находятся. Подчеркни жёлтым карандашом разные формы одного глагола.
Найди в тексте две группы родственных слов. Выпиши их в начальной форме. Над ними укажи часть речи. В каждой группе подчеркни то слово, от основы которого образовано второе слово.
сущ. прил. гл. сущ.
капуста, капустный; резать, резак.
Ответы к упражнению 28, с. 31 — 32
28. Вставь пропущенные буквы. Над личными местоимениями укажи лицо и число. Найди в тексте устойчивое выражение и подчеркни его синим карандашом.
А на б е регу какой-то Л я гуш о нок с и дит.
— Эй, л я гушон о к, — г о ворит Русачок, — не в и дал моего (1 л. ед.ч.) знаком ого — Головаст и ка?
— Нет, не в и дал, — отвеча е т Лягушон о к, а сам х о хоч е т: «Хва-хва-хва!»
— Чего ты (2 л. ед.ч.) смеёш ь ся, — обид е лся Русачок, — у меня (1 л. ед.ч.) приятель пропал а ты (2 л. ед.ч.) х о хоч е шь! Эх ты!
— Да не я (1 л. ед.ч.) «эх», — гов о рит Л я гуш о н о к, а ты (2 л. ед.ч.) «эх»! Своих не узн а ёшь! Это ж я (1 л. ед.ч.) и есть!
Выпиши подчёркнутые слова и разбери их по составу.
Запиши выделенный глагол в начальной форме. Письменно покажи, как он образован.
Ответы к упражнению 29, с. 32 — 33
29. Вставь пропущенные буквы. Покажи с помощью значков, в каких частях слов они находятся. Подчеркни двумя чертами глаголы-исключения. Выделенное слово разбери по составу.
Выпиши слова с подчёркнутыми орфограммами и разбери их по составу. Подчеркни жёлтым карандашом те из слов, у которых орфограмма находится на стыке корня и окончания. Слово, у которого орфограмма находится на стыке корня и суффикса, подчеркни синим карандашом.
Ответы к упражнению 30, с. 33 — 34
30. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков выдели ту часть слова, в которой находится выделенная орфограмма. Рядом в скобках написать проверочные слова — эти же слова в форме мн.ч. Р.п. В проверочных словах подчеркни орфограмму «беглый гласный в части слова».
Над глаголами укажи, в какой форме они стоят в тексте.
Ответы к упражнению 31, с. 34 — 35
31. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни одой чертой орфограмму «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением». Двумя чертами — орфограмму «парный по звонкости/глухости согласный в корне слова». Найди слово с орфограммой «беглый гласный в корне слова» и закрась его жёлтым цветом.
Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блес к твой чудесный
С нашей и грает р е кой,
С рощей играет багряной,
С россыпью яго д в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых к о нях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, гр а чу,
И ничего не желаю,
И ничего не х о чу!
И никому не известно
То, что, с з и мой г о воря,
В бездне таится небесной
Ветер и грус т ь октября.
Выпиши выделенные слова. Рядом напиши проверочные слова.
поднебе сн ый — небеса
радо стн ый — радости
чуде сн ый — чудеса
праздник
изве стн о — вести
бе здн е — бездонный
Маша нашла слово, которое нельзя проверить. А ты нашёл(ла) это слово? Подчеркни его синим карандашом.
Найди в тексте три слова с орфограммой «написание ЧУ-ЩУ». Покажи с помощью значков, в какой части или на стыке каких частей слова находится эта орфограмма.
Ответы к упражнению 32, с. 35 — 36
32. Выбери из списка слов и запиши на пустых строчках слова с противоположным значением (слова-антонимы).
Толст — худ.
Богат — бед е н (бедный).
Глуп — ум ё н (умный).
Румян — блед е н (бледный).
Пуст — пол о н (полный).
Мир — война.
Равнодушна — влюблена.
Мал, как мышь —
Велик, как слон.
Отстающий —
Чемпион.
Зной — стужа.
День — ночь.
Все сюда! —
Ступайте прочь!
Труд — безделье.
Смех — рыданья.
Здравствуйте…
И до свиданья!
Список слов: зной, беден, мал, пуст, безделье, война, ночь, толст, смех, глуп, бледен, влюблена.
Найди краткие прилагательные, в которых есть орфограмма «беглый гласный в корне слова». Рядом с этими словами в скобках напиши их полные формы. Подчеркни орфограмму синим карандашом.
Ответы к упражнению 33, с. 36 — 37
33. Найди в тексте слова с орфограммой «беглый гласный в части слова». Подчеркни орфограмму синим карандашом. С помощью нужных значков покажи, в какой части слова она находится.
СЧИТАЛКА С БУРУНДУКОМ
Выпиши выделенные слова столбиком. Разбери их по составу. Докажи, что в одной из форм этих слов появляется орфограмма «беглый гласный в части слова». Запиши каждое слово в этой форме. Орфограмму подчеркни.
Выпиши подчёркнутое слово в начальной форме. Подчеркни орфограмму «беглый гласный в суффиксе». Письменно покажи, как образовано это слово (начиная от слова «корешок»). Подчеркни чередования согласных.
Ответы к упражнению 34, с. 38
34. Прочитай шуточное стихотворение. Ты догадываешься, какие слова зашифрованы в названии небывалых блюд? Запиши эти слова в начальной форме.
ОБЪЕДЕНЬ
Ждём вас в гости каждый день
В ресторане «Объедень!»
Здесь десятки вкусных блюд
На обед вам подадут:
Крюкву, пастилад, моркофель,
Сока-колу, молокофе,
Йогурцы, лиморс, кексушки,
Воблоки и халватрушки.
Если вам меню по нраву,
Мы накормим вас на славу!
В выписанных тобой словах одной чертой подчеркни буквы, написание которых надо запомнить.
Ответы к упражнению 35, с. 39 — 40
35. Вставь пропущенные буквы.
Б о льш о й бразильск и й мурав ь ед —
Б о льш о й шутник-затейник:
Шутя с ъ еда е т на о бед
Солидн ы й муравейник.
Рад опушк е можжевельник,
Бор с о сновый — дом родной!…
Ч а щу леса, тёмн ы й ельник
Он обход и т ст о роной.
Нет, не жадина репейник:
С е мена отдаст без ден е г.
Гришк е горько и обидно,
А задачника не видно.
Он чайник исправ и т — и чайник здоров.
Он вра ч сковород о к, профессор котлов.
Он леч и т к о фейнику нос и к и донце.
И стар ы й кофейник сверка е т, как со лн це.
Физкультурник спозаранку
Перепрыгива е т планку.
Каждую группу дополни своими примерами.
Ответы к упражнению 36, с. 40 — 41
36. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков покажи часть слова, где находится орфограмма. В скобках объясни выбор буквы.
ЭТО ПРОСТО ЛЕТО
В мор[е] (2 скл., П. п.) жарко-жарко,
В море тихо-тихо.
Подчеркни в тексте родственные слова. Выпиши слово, называющее детёныша животного, в форме ед.ч. И.п. Выдели суффикс. Рядом напиши два слова с таким же суффиксом.
Выпиши слово, называющее самку животного, в форме ед.ч. И.п. Выдели суффикс. Рядом напиши два слова с тем же суффиксом. На следующей строчке напиши ещё два слова с суффиксом-синонимом, имеющим такое же значение.
Ответы к упражнению 37, с. 41 — 42
Шёл я лесом и боялся.
Чей то шарфик мне попался.
Что же сдел а л человеч е к?
Он купил двенадцать свеч е к.
Как то ноч ь ю человеч е к
Переплыл двенадцать реч е к.
Ветер о к единым духом
Шар пустил по свету пухом.
Выпиши существительные в которых пропущена орфограмма «беглый гласный в части слова». Рядом напиши формы этих слов, доказывающие наличие этой орфограммы. С помощью нужных значков выдели ту часть слова в который находится данная орфограмма.
Ответы к упражнению 38, с. 42 — 43
38. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков покажи, в каких частях слова они находятся.
Выпиши из текста родственные слова. (Название тоже учитывай!)
Среди родственных слов подчеркни исходное слово.
Покажи письменно, как были образованы остальные слова в этой группе.
Ответы к упражнению 39, с. 43 — 44
39. Вставь пропущенные орфограммы. С помощью нужных значков покажи, в каких частях слов они находятся. В выделенных словах поставь ударение.
Ежонок и медвежонок
Над личными местоимениями укажи лицо, число и падеж. Подчеркни жёлтым карандашом разные формы одного глагола. Над ними укажи, в какой форме они стоят в тексте.
Ответы к упражнению 40, с. 44 — 45
40. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни жёлтым карандашом глаголы в повелительной форме мн. ч.
СОКРОВИЩЕ
Мимо ог о родища,
Брюквища-с а латища,
Шла себе к о ровища,
А за ней — т е лятище.
Г о ворит к о ровища:
— Ты моё сокровище!
Вон какой хв о стище!
Вон какой н о сище!
А б о ка-б о чищи
И того почище!
А тв о и копытища
Нужно мыть и мыть ещё:
Эти к и лограммища
Оставля ю т ямища!
Добр ы е соседища,
Не жалейте пищи —
Принесите сенища
Моему сынище!
Подчеркни синим карандашом слова, у которых ударение падает на суффикс.
Ответы к упражнению 41, с. 45 — 46
41. Вставь пропущенные орфограммы. С помощью нужных значков покажи, в каких частях слов они находятся. Цветными карандашами подчеркни группы родственных слов.
ЧТО ЛЕТЕЛО ПО НЕБУ
Над личными местоимениями укажи лицо, число и падеж.
Ответы к упражнению 42, с. 46 — 47
42. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни двумя чертами глагол-исключение.
ВО САДУ ЛИ, ВО ПОЛЕ
Во саду ли, во поле,
В город е Укрополе,
Где торчит струч о к дозорн ы й
Над оград о й помидорн о й,
За салатн о й слободою,
За горохов о й г о рою,
За морковн ы м мокрым долом,
За чесночн ы м част о колом,
дозорный (дозор), помидорной (помидор), салатной (салат), морковным (морковь), чесно ч ным (чесно к ), свекольной (свёкла), праздни ч ный (праздни к ).
горóховой (горох), рóзовый (роза), медóвую (мёд).
Ответы к упражнению 43, с. 48
1. (Египет) египет ск ие пирамиды.
2. (Афины) Афин ск ий акрополь.
3. (Форос) Форос ск ий маяк.
4. (Москва) Москов ск ий Кремль.
5. (Родос) Родос ск ий Колосс.
6. (Рим) Рим ск ий колизей.
Ответы к упражнению 44, с. 49
Запиши выделенные прилагательные в начальной форме. Письменно покажи как образовано каждое из них.
Ответы к упражнению 45, с. 50
Выпиши выделенный глагол в той форме, в которой он стоит в тексте. Укажи в скобках время, число и род. Рядом напиши остальные формы прошедшего времени: ед.ч. м.р., с.р.; мн. ч. Во всех формах поставь ударение.
В этом слове подвижное /неподвижное ударение. Подчеркни нужное.
Ответы к упражнению 46, с. 51
(Сон) Сонли́вый да л е нивый — два родных бра т ца. (Запас) Запáсливый лучше богатого. (Зависть) Зави́стливое око видит д а лёко.
(Стыд) Стыдли́вый покраснеет, а бе с стыжий побледнеет. (Слеза) Слезли́вый слезами обол ь ётся, а (смех) смешли́вый со смеху надорвётся.
Выделенные прилагательные разбери по составу.
Ответы к упражнению 47, с. 51 — 52
47. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни жёлтым карандашом глаголы прошедшего времени. Выдели суффикс прошедшего времени.
Синим карандашом подчеркни глаголы в повелительной форме. Выдели суффикс повелительной формы.
Двумя чертами подчеркни глагол в начальной форме. Выдели суффикс начальной формы.
— Кра! —
Кричит ворона. —
Кража!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку.
Ответы к упражнению 48, с. 53
48. Вставь пропущенные буквы. Глаголы в скобках поставь в форму прошедшего времени ед.ч. м.р. Выдели в них глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени.
Рядом с существительными с пропущенными окончаниями в скобках укажи склонение и падеж.
Найди личные местоимения. Над каждым укажи лицо, число и падеж.
Ответы к упражнению 49, с. 53 — 54
49. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков укажи часть слова, в которой пропущена орфограмма. Третье предложение разбери по членам предложения.
Подчеркни жёлтым карандашом обращения.
Ответы к упражнению 50, с. 55
50. Вставь пропущенные буквы. Над существительными с пропущенными окончаниями укажи склонение и падеж. Рядом в скобках напиши опорные слова для проверки.
Возьми книгу в руки и не буд е т скук и 1-е скл. Р.п. (земли́).
Искусный плаватель и на мор е 2-е скл. П.п. (окнé) не тон е т.
По стар о й памят и 3-е скл. Д.п. (ржи́), что по грамот е 1-е скл. Д.п. (стенé).
Пословицами на базар е 2-е скл. П.п. (окнé) не т о ргуют.
Взят из гряз и 3-е скл. Р.п. (ржи́), да посажен в князи.
Грамот е 1-е скл. Д.п. (стенé) учи ть ся всегда пригоди т ся.
Азбука — к мудрост и 3-е скл. Д.п. (глуши́) ступенька.
Ответы к упражнению 51, с. 55 — 56
51. Слова в скобках запиши в форме мн.ч. Р.п. Выдели окончания. Подчеркни жёлтым слова с орфограммой «беглый гласный в корне слова».
Ответы к упражнению 52, с. 56 — 57
52. Вставь пропущенные буквы. Найди прилагательные с безударным гласным в падежных окончаниях. Стрелками покажи словосочетания, куда входят эти прилагательные. Над стрелкой запиши вопрос, который ты задаёшь от главного слова к зависимому. Выдели окончания у вопросов и у прилагательных.
Только что им до зимы,
до слабеющего голоса
коченеющей сосны!
II спр. II спр.
А они всё сп[ят] да сп[ят].
Найди в тексте глаголы. Выдели окончания. Над глаголами укажи спряжение.
Ответы к упражнению 53, с. 57 — 58
53. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков покажи, в какой части слова пропущена орфограмма. Объясни выбор буквы в окончаниях прилагательных и запиши в скобках. Например: (м.р., И.п.)
Колючая сказка
Выделенные глаголы разбери по составу.
Ответы к упражнению 54, с. 59 — 60
54. Вставь пропущенные буквы. С помощью нужных значков покажи, в какой части слова пропущена орфограмма. Объясни выбор буквы в окончаниях прилагательных и запиши в скобках. Например: (м.р., И.п.)
Выпиши выделенные глаголы в той форме, в которой они стоят в тексте. Рядом напиши их начальные формы. В скобках укажи спряжение. Синим карандашом подчеркни ту форму, по которой ты определил(а) спряжение.
шелестит — шелестеть (II спр.)
Ответы к упражнению 55, с. 60
55. Глаголы в скобках запиши в форме настоящего времени 3-го л. ед.ч.
Выдели окончания. Рядом укажи спряжение.
Паша пашет (I спр.),
Сева сеет (I спр.),
Маша машет (I спр.),
Вера веет (I спр.),
Поля полет (I спр.),
Валя валит (II спр.).
Коля колет (I спр.),
Варя варит (II спр.),
Глаша гладит (II спр.),
Лада ладит (II спр.),
Катя катит (II спр.) —
Ну и хватит (II спр.)!
Ответы к упражнению 56, с. 60 — 61
56. Запиши глаголы в скобках в форме будущего времени 2-го л. ед.ч. Выдели окончания. Сверху укажи спряжение. Подчеркни синим карандашом глагол-исключение.
Выпиши выделенные наречия. Письменно покажи, как они образованы.
Ответы к упражнению 57, с. 61 — 62
57. Вставь пропущенные буквы. Запиши глаголы в скобках в форме настоящего или простого будущего времени 2-го л. ед.ч. Выдели окончания. Рядом с существительными с пропущенным гласным в окончаниях в скобках укажи склонение и падеж.
Нет, не с и ди т ся!
Нет, неймё т ся!
Х о зяин в дверь
Ключ о м (2-е скл., Т.п.) скребё т ся!
Щелчок!
А ты уже сто[ишь]!
Чуть-чуть для виду
поскул[ишь],
Чуть-чуть
Для храброст и (3-е скл., Р.п.)
Пола[ешь] —
А сам от радости (3-е скл., Р.п.)
пыла[ешь]!
Ответы к упражнению 58, с. 62 — 63
58. Вставь пропущенные буквы. Рядом со словами, у которых пропущена орфограмма «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением», в скобках напиши проверочные слова. Над глаголами с пропущенным гласным в окончаниях укажи спряжение.
На в о лне (вóлны) в с плыла медуза.
Я поймал её в кувш и н:
В кис е ле (кисéль) сквозн о го пуза
Жилки алых паутин.
Мерно дыш и т и колыш е т
Студень влажн ы й и ж и вой (жить),
И не вид и т, и не слыш и т,
Ах как трудно с г о ловой (гóловы)!
Т е снота (тéсно).
Выпиши из текста глаголы-исключения в начальной форме. Вспомни и запиши остальные глаголы-исключения.
Дышать, видеть, слышать, гнать, держать, зависеть, обидеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, терпеть.
Выпиши выделенные слова. Докажи, что в одной из форм в этих словах есть орфограмма «беглый гласный в части слова».
Ответы к упражнению 59, с. 63 — 65
59. Вставь пропущенные буквы. Над глаголами с пропущенными орфограммами укажи спряжение. Подчеркни синим карандашом глаголы, спряжение которых ты определил(а) по начальной форме, а жёлтым — глаголы, спряжение которых ты определил(а) по ударным личным окончаниям.
Найди личные местоимения. Над каждым укажи лицо, число и падеж.
Выпиши выделенные слова столбиком в той форме, в которой они стоят в тексте. Разбери их по составу. В каждом слове подчеркни орфограмму. Рядом напиши проверочное слово.
местоимения 1 – го л.: я, меня.
местоимения 2 – го л.: вы.
местоимения 3 – го л.: им, ей.
Учимся различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола.
Упражнение 61, с. 66
Пляш[ е т] тёпл[ а я] в о лн а,
Под в о лн ою б е л изна.
От г а д айте, вспомн и [те],
Что за мор[е] в комнат[е]?
(Ванна)
Упражнение 62, с. 67-68
По рыч и [те], по мыч и [те], по шип и [те], по жужж и [те], по каж и [те].
По рыч [и́те], по мыч [и́те], по шип [и́те], по жужж [и́те], по ка́ж [ете].
Упражнение 63, с. 68-69
Орфограммы в приставках
Упражнение 64, с. 69-70
Песня бездомных собак
Ах,
Плохо бе з домн[ ы м],
Плохо г о лод н[ ы м],
Таким бе з защитн[ ы м],
Таким бе с породн[ ы м]!
IIспр.
Никто нас не люб[ и т],
I спр.
Никто не ласка[ е т],
Никто на порог
I спр.
Нас к себе не пуска[ е т]!
(Б. Заходер)
Голодный ← голод/;
голод/ + н + [ый] = голодный
Упражнение 65, с. 70
Ссора
П о ссорились (поиск) берёзы,
Ра з ругались!
И по лужайк[ е ] молча
Ра з б е ж ались.
Их дети понемногу
П о д растали (подпись).
З а были (запись) ссору –
Рощицею стали!
(А. Шевченко)
Упражнение 66, с. 70-71
Упражнение 67, с. 71-72
Бе з ым янный палец, бе з ыскус ный браслет, п о иск овый отряд, ро з ыск ная собака, им енные часы, весёлый ро з ыгр ыш, игр овая приставка, искус ный мастер, пре д ыд ущая страница, н а игр анная улыбка, пре д ыстор ия вопроса, по д ыгр ать на гитаре, по д ыск ать няню.
Работа ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?
Упражнение 68, с. 72
След (чей?) лисий – след лисы.
След (чей?) собачий – след собаки.
След (чей?) белкин – след белки.
След (чей?) мышкин – след мышки.
Упражнение 69, с. 72-74
Букаш к и – букаш ек ☐,
бараш к и – бараш ек ☐.
Упражнение 70, с. 74
Упражнение 71, с. 74-75
1. Ворона в павлиньих перьях – тот, кто хочет выглядеть важнее, чем есть.
По щучьему велению – само собой, без труда.
Собачий холод – сильный холод.
Черепашьим шагом – очень медленно.
2. Филькина грамота – бесполезный документ.
Бабушкины сказки – выдуманные истории.
Маменькин сынок – изнеженный молодой человек.
Мартышкин труд – бесполезная работа.
Слова, которые легко перепутать
Упражнение 72, с. 76
Вверх и вниз,
Не зная лени,
Сами бегают ступени
(Эскалатор)
Эскалаторный ← эскалатор/;
эскалатор/ + н + [ый] = эскалаторный
Начинает он копать,
Заменяет сто лопат
(Экскаватор)
Экскаваторный ← экскаватор/;
экскаватор/ + н + [ый] = экскаваторный
Упражнение 73, с. 76 77
Упражнение 74, с. 77-78
сорвёшь (2-е л., ед.ч.) – со рв [ёте], со рв и [те]
обдерёшь (2-е л., ед.ч.) – об дер [ёте], об дер и [те]
Упражнение 75, с. 78-79
Упражнение 76, с. 79-80
Упражнение 77, с. 80-81
Распространенные и нераспространенные члены предложения. Однородные члены предложения
Упражнение 78, с. 82
Упражнение 79, с. 82-83
Пила (откуда?) из бокала, пила (что?) какао, макала (что?) булочку, макала (куда?) в какао, булочку (с чем?) с маком.
Упражнение 80, с. 83
Упражнение 81, с. 83-84
Упражнение 82, с. 84-85
1. Дела[ют] – делать (I спр.), вою[ет] – воевать (I спр.), горю[ет] – горевать (I спр.), ла[ет] – лаять (I спр.), пляш[ет] – плясать (I спр.).
2. Страш[ат] – страшить (II спр.), молч[ит] – молчать (II спр.), бер[ёт] – брать (I спр.).
Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами
Упражнение 83, с. 86-86
Речка ← река; рек/ + к … = речка. Гвоздик ← гвоздь; гвоздь/ + ик … = гвоздик.
Упражнение 84, с. 86-87
Глагол-исключение: видит. Разноспрягаемый глагол: бежит.
Упражнение 85, с. 87
герб☐ – герб[о́в]
зонт☐ – зонт[о́в]
бант☐ – ба́нт[ов]
торт☐ – то́рт[ов]
ту́фл[я] – ту́фель☐
ста́ту[я] – ста́туй☐
стака́н☐ – стака́н[ов]
инструме́нт☐ – инструме́нт[ов]
жердь☐ – жерд[е́й]
корень☐ – корн[е́й]
Упражнение 86, с. 87-89
Утренние лучи
Выплыло на небо красн[ о е] (какое?) солнышко и стало ра с сылать повсюду свои з о лот ые (золото) лучи – будить землю.
Первый луч п о л е тел ( по дпись) и попал на жав о ронка. В с трепенулся жаворон о к (стиш ок ), выпорхнул из гнёздышка, поднялся выс о ко – выс о ко и з а пел ( за пись) свою серебряную песенку: «Ах, как х о рошо в свеж е м утренн[ е м] (ср.р., ед.ч., П.п.) воздух[е] (в стол[е])! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч п о пал на зайч и ка. Передёрнул ушами зайч и к и вес е л о ( весёл ый) з а прыгал по р о с ист о му ( рос ы) лугу: п о б е ж ал (бег) он добывать себе сочн[ о й] (какой?) тра в к[ и ] ( трав а, земл[и]) на завтр а к.
Третий луч попал в курятн и к. П е тух з а хлоп а л ( за пись) крыл ь ями и з а пел: ку – ка – ре – ку! Куры сл е тели с нашестей, закудахт а ли, стали ра з гр е б ать ( грёб ) сор и ч е рв я к ов (червь, червяк) и ск ать ( ищ ет).
Четвёртый луч попал в улей. Вы п о лз ла ( полз ает) пчёлка из в о ск овой ( воск ) кельи, села на о кош ечко (окна), ра с правила крыл ь я и – зум – зум – зум! – полетела собирать м е док с душ и стых цв е тов.
Пятый луч попал в де т скую ( дет и) на п о стельку к маленьк[ о му] (как[ому]?) л е н тяю ( лень ): реж е т ему прямо в гл а за, а он п о в е р нулся (помесь; по вёр нут) на другой бо к (бока) и опять з а снул ( за пись).
(К.Ушинский)
Упражнение 87, с. 89
Упражнение 88, с. 90
Бере ч ь – бере г у, бере ж ём.
Упражнение 89, с. 91
Докажите, используя подчеркивание, что в первом предложении четыре основы/
На самом деле очередная опечатка в учебнике, потому что в первом предложении 5 основ, а не 4.
Желтым карандашом подчеркни знаки, соединяющие части сложного предложения.
Упражнение 90, с. 92
Задумчивая рыбка
2-е л., мн.ч., И.п.
Вы слыш а ли, как скри п к а
З а думчиво поёт?
2-е л.. мн.ч., И.п.
Вы вид е ли, как ры б ка
Задумчиво плывёт?
Туман рассветн[ ы й] та[ е т].
3-е л., ед.ч., И.п.
О чём она мечта[ е т]?
Вдру г катер пролета[ е т]
3-е л., ед.ч., Т.п.
Над ней как самолёт.
3-е л., ед.ч., И.п.
Зачем он во[ е т] хрипло,
Мелодию губя?
Задумчивая ры б ка,
1-е л., ед.ч., Д.п.
Мне страшно за тебя!
(М. Вейцман)
Упражнение 91, с. 93
Летучий мышонок
Солнц е свет[ и т]
В у з к ие щели,
Л е т учий мыш онок
Пр о снулся в пещер[ е ].
Гл а з а приоткрыл
И хныч[ е т]:
« Б а б усь!
Включи т е мн оту –
Я света б о юсь!»
(Е. Липатова)
Прочитай устойчивые выражения. Для каждого выражения найди в словаре фразеологизм с противоположным значением, запиши его.
1. Не покладая рук (работать).
Баклуши бить.
2. Как на духу (говорить).
Водить за нос.
3. Чёрная кошка пробежала.
Водой не разольёшь.
4. Держать язык за зубами.
Дать волю языку.
5. Пиши пропало.
Дело в шляпе.
6. Хоть пруд пруди.
Днём с огнём не сыщешь.
Только в школу расходилась
Только в школу ра с х о дилась, (ходит)
Да за парт[ о й] ра с с и делась, (сидя)
Да в тетрадк[ е ] ра с п и салась, (пишет)
Да на доску ра з гл я делась, (взгляд)
В переменку ра с шумелась,
Всех подруг ра с слушалась –
Вдру г
Каникулы
Зачем – то
На меня обрушились³!
(Л. Фадеева)
Источник