4 класс конспект урока русская народная сказка летучий корабль

Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки» (3 класс)

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

по программе «Перспектива»

Тема: « Русская народная сказка «Летучий корабль».

Особенности волшебной сказки».

Цель: формировать правильную читательскую позицию через знакомство с русской народной сказкой «Летучий корабль».

1. Организационный момент, самоопределение к деятельности.

2. Открытие нового знания.

а) Работа с текстом до чтения.

— Ребята, каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение; отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.

— Дома вы познакомились с содержанием другой чудесной сказки. Как она называется? Знаете ли вы еще другие сказки, где есть такой волшебный корабль? Вспомните героя предыдущей сказки, похож ли он на героя новой сказки? Чем?

б) Работа с текстом.

в) Вопросы после прослушивания. Исследовательская работа в группах.

— Давайте разберёмся, ребята, к какому виду относится эта сказка, по вашему мнению?

— Предлагаю вам поработать в группах, провести исследование и заполнить таблицу параметров, доказав или опровергнув тем самым свое предположение.

Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Хворост, солома, летучий корабль.

Живая и мёртвая вода.

Особенности волшебной сказки

Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик.

Повторы событий (троекратные)

Полёт и встречи с волшебными помощниками.

Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания царя выполнить.

Много друзей. Царская дочь и царство.

— Кто готов представить свою работу?

Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы.

3. Самостоятельная работа.

— Обратите внимание на следующее задание на карточке.

— Отредактируйте в паре текст об Иване, опираясь на текст учебника.

— Кто готов представить свою работу?

— Итак, ребята, подведем итоги. С каким видом сказки мы познакомились?

— Докажите, что эта сказка является волшебной.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

— Раскройте ее смысл.

— Как бы вы соотнесли данную пословицу с идеей нашей сказки?

5. Домашнее задание (на выбор).

Сделайте иллюстрацию к сказке. Презентуйте её в классе.

Источник

Сценарий сказки «Летучий корабль»
проект по чтению (4 класс) по теме

Сценарий постановки известной сказки «Летучий корабль».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Начало: плакат с надписью «Летучий корабль. По мотивам русской народной скзки»

(Царь, Забава, Палкан)

Перед дверьми спальни стоит ее батюшка, Царь, и упорно ее уговаривает.

Царь: Доченька, родненькая, ну прошу тебя, Палкан такой хороший жених, с ним ты будешь как в масле сыр кататься. Пожалуйста! Это же самый лучший вариант… Не за Иванушку же, дурака, выходить.

Забава: Не выйду! Не выйду! Не выйду! (повторяется раз 20). Или за Ивана-дурака, или вообще не за кого!

Царь: Последний раз спрашиваю! Выйдешь за Палкана?

Царь: Тогда ты у меня отсюда никуда не выйдешь.

Забава поворачивается и резко хлопает дверью, но прежде пинает Царя под зад. Тот куборем скатывается с лестницы.

Царь: А! Старость не радость! Что за ребенок? Несносная девчонка! Сразу видно, в мать пошла!

Палкан: Не переживайте, Ваше величество! У тебя правильные методы воспитания… Рано или поздно она увидет во мне красаувца и захочет на мне жениться! У нее не будет выбора: в наше время все рашают деньги и власть. А у меня все это есть. Скоро она поймет, что ошибалась!

Царь: Палкаша, может ты сможешь ее убедить? Ну пожалуйста, ну повлияй на нее как-нибудь! Ну скажи ей что-нибудь, что ты ее любишь, например…

Палкан: Ваше величество! Это уже перебор! Вы думаете, я по любви женюсь? А хотя да, возможноо, и по любви… Видите ли, я никогда не писал стихи, и вообще, я больше привык считать деньги… А насчет романтики – это не ко мне… Пусть посидит несколько неделек, может, одумается.

Царь: Палкаша, я ведь только на тебя уповаю…

Палкан: Не горюйте, Ваше величество! Все будет тип-топ!

(Забава, Иван, хор девушек-подружек Забавы, Царь, стража)

Забава сидит в своей спальне, слезы наворачиваются на ее глаза.

Рассказчик: Забава сидела в своей спальне, и слезы наворачивались на ее глаза. Она плакала, потому что любила Иванушку-дурачка. А Палкан был ей совершенно не нужен. Он был скупым, богатым вельможей, которому было наплевать на чувства. И она проклинала царкский закон, который гласил, что царевны должны выходить замуж только за богатых и самостоятельных чиновников.

Поет Забава и хор из 6 девушек (подружек Забавы) в русско-народных костюмах (всем надо придумать движения по музыку). Во время песни ее видит Иван и влюбляется в Забаву. Стража стережет Забаву.

Песня царевны Забавы (муз.М.Дунаевский, сл.Ю.Энтин)

Читайте также:  Как нарисовать русский народный костюм в школу

До чего же мы несчастливы царевны

Нам законом запрещается любить

В царских семьях- уж такой порядок древний

По расчету нужно замуж выходить.

А я не хочу не хочу по расчету

А я по любви, по любви хочу

Свободу, свободу, мне дайте свободу

Я птицею ввысь улечу!

Нам царевнам жить приходится в неволе

Пропадают молодые годы зря

Нам все время надо думать о престоле

Выполняя волю батюшки- царя

Рассказчик. Стоп! Друзья мои, смотрите, кто-то вылезает из трубы. Какой-то симпатичный парень… Боже мой! Да не уж то это Иванушка-дурачок?! Ах, да! Это Иванушка-дурачок! Господи, да если его увидет стража…

Забава: Иван, что ты здесь делаешь?

Иван (прижимая палец к губам): Тс-тс! Тихо! Я вызволю тебя отсюда, Забавушка!

(Забава, хор 6 девушек, Иван, 6 мальчиков)

Иван поет ему подпевает хор молодых людей, все танцуют.

Песня Вани-печника (муз.М.Дунаевский, сл.Ю.Энтин)

И теперь дня прожить

Без тебя мне невмочь!

Это ж надо- влюбился

Говорить о любви а-а

Зря болтать не олюблю

Только глазом моргни

Ох, влюбился я по уши

Забава: Иван, да как же ты этог сделаешь?

Иван: Давай я построю летучий корабль!

Рассказчик. Да, Иван! Молодой ты! Ветер в голове…

Рассказчик. Ой, извините!

В следующих фразах у Ивана перехватывает дух, он заикается.

Забава: Ну так что, построишь корабль?

Иван: Я, я ради тебя на все готов!

Забава: На словах вы все герои! Мужчины! А ты на деле докажи! Построишь летучий корабль – выйду за тебя. и пожалуйста, побыстрее…

Иван: Хорошо, хорошо, Забавушка! Потерпи чуток!

Тут Забава открывает двепь и кричит:

Забава: Я выйду замуж только за того, кто построит летучий корабль!

и захлоповает дверь.

( Забава, Стража, Царь, Палкан)

Царь вопросительно смотрит на Палкана.

Царь: Ну что, построишь корабль?

Палкан: Еще чего? КУПЛЮ!

(Забава, Царь, Палкан, Иван, хор девушек и мальчиков)

Источник

Цели.

· Формировать правильную читательскую позицию через знакомство с русской народной сказкой «Летучий корабль».

— к содержанию и героям волшебной сказки

— к определению признаков и особенностей волшебной сказки

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”

— работать с текстом сказки.

— раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки

— определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение

— проводить анализ сказки с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице

· Развивать навыки чтения, умение производить анализ художественного произведения, расширять активный словарный запас учащихся, процессы мышления: анализ, синтез, умение адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога, умение выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

· Воспитывать положительную мотивацию к чтению, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при выполнении учебного задания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 «А» классе. Учитель Дзеранова А.Т. I четверть, 24.10.2017 г.

— к содержанию и героям волшебной сказки

— к определению признаков и особенностей волшебной сказки

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”

— работать с текстом сказки.

— раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки

— определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение

— проводить анализ сказки с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице

• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при выполнении учебного задания.

Компьютер, интерактивная доска.

Учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73, справочный материал для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).

Конверты с заданиями, сигнальные карточки.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

3. Исследование сказки “Летучий корабль” и оформление результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

— Ребята, рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза. Проверьте готовность рабочего места.

— С каким жанром русского фольклора мы познакомились на предыдущих уроках?

— Прочитайте высказывание на доске. Что вы можете сказать?

— Хотите ли вы и дальше продолжить путешествие по волшебной стране сказок? Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!

— Чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которые вы освоили на предыдущих уроках литературного чтения.

-Назовите структуру сказки.

— Приведите примеры зачинов.

— Приведите примеры концовок.

— Какие виды сказок вам известны?

— Назовите особенности волшебных сказок.

Читайте также:  Вставай страна народная год

— Назовите героев волшебной сказки.

— Определите сказку, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.

— Как называется эта замечательная картина и кто её автор?

а) Работа с текстом до чтения.

— Ребята, каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение; отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.

— Дома вы познакомились с содержанием другой чудесной сказки. Как она называется? Знаете ли вы еще другие сказки, где есть такой волшебный корабль? Вспомните героя предыдущей сказки, похож ли он на героя новой сказки? Чем?

б) Работа с текстом.

— Сейчас я предлагаю вам послушать эту сказку в исполнении артиста театра. Обратите, пожалуйста, внимание на все средства выразительности, артистизм исполнения и дикцию рассказчика.

2. Вопросы после прослушивания. Исследовательская работа в группах.

— Давайте разберёмся, ребята, к какому виду относится эта сказка, по вашему мнению?

— Предлагаю вам поработать в группах, провести исследование и заполнить таблицу параметров, доказав или опровергнув тем самым свое предположение.

Источник

Урок литературного чтения по теме «Русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Летучий корабль». Признаки и особенности волшебной сказки»

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей волшебной сказке;

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.

— работать с текстом сказки.

— раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при выполнении учебного задания.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Информационный материал: учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).

Демонстрационный материал: презентация.

Интерактивный материал: конверты с заданиями, сигнальные карточки.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк” и оформление результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

1. Организационный момент, вступительное слово учителя.

— Добрый день! Глазами проверили готовность рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым листом и другими справочными материалами, сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и внимательные глаза. Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!

2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

— Определите сказку, в которой главный герой выполнил наказ мудрого старичка и смог приобрести сразу несколько волшебных помощников,

— В какой народной сказке главный герой поделился единственной краюшкой хлеба с незнакомым старичком.

(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий корабль”) Презентация — 1 слайд*

— По этим двум сказкам мы сегодня на уроке и будем путешествовать.

И чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которые вы освоили на предыдущих уроках литературного чтения.

6 слайд

    Можно ли считать, что особенности одной волшебной сказки обязательно повторятся в других волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк” и оформление результатов в таблицу.

— Сегодня мы с вами проведем небольшое исследование, сравнивая прочитанные две волшебные сказки по определенному плану. 7 слайд

3.1. Учащиеся получают на группу комплекты незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12 минут, курсивом дан возможный правильный вариант ответа.

Оживление. Волк в коня и Е.П. Волшебные помощники Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода) Серый волк Волшебные предметы Хворост, солома, летучий корабль.

Живая и мёртвая вода. Живая и мертвая вода.

Особенности волшебной сказки Главный герой Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. Третий младший сын царский. Повторы событий (троекратные) Полёт и встречи с волшебными помощниками.

Задачи 3 (5) царя. Три ночи караулили сыновья.

Три раза поклонился.

Трубы затрубили три раза.

Испытания Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания царя выполнить. Не проспать, выполнить волю, просьбу отца.

Выполнить наказ волка. Поединок Есть Нет Награда Много друзей. Царская дочь и царство. Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная.

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи.
В небе радуга гляди.
Что. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!

Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы.

Читайте также:  Амебная дизентерия лечение народными средствами

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

Группы обмениваются работами (заполненными таблицами), проверяют и оценивают одноклассников с учетом внесенных исправлений. Взаимооценка выполняется с помощью приема “Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый – неточности, зеленый – правильный ответ.

5. Итоги урока. Рефлексия.

5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд

— Каждая группа должна быстро по итогам работы в таблице сравнения двух сказок назвать:

А) Какие признаки волшебной сказки работают в сказке “Иван-царевич. ”

Б) Какие особенности вы увидели в сказке “ Иван-царевич. ” (Несколько троекратных повторов; беда – покража. ; главный герой царский сын, нет поединка Г. с противником).

В) Какие признаки волшебной сказке работают в сказке “Летучий корабль”.

Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть поединок, нет беды – герои пытают счастья, повторов событий много, но они не троекратные, кроме одного.

5.2. Работа с фразой конструкт.

— Возьмите карточку с фразой конструкт и выполните задание в группе, при необходимости можно использовать материалы “Путевого листа”** и таблицы сравнения.

— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная потому, что

— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому, что

— Наш урок приближается к концу. Возьмите ленты достижений** и выполните самооценку. Сдайте, пожалуйста, свои работы.

6. Организованный конец урока.

— Спасибо за работу. 9 слайд

— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня целый день вам сопутствует удача. 10 слайд

— Урок закончен. До свидания.

Приложение 1 – презентация к уроку.

Приложение 2 – информационные и дидактические материалы к уроку.

Источник

Русская народная сказка «Летучий корабль»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМК «ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ».

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка «Летучий корабль»»

Формировать правильную читательскую позицию через знакомство с русской народной сказкой «Летучий корабль».

— к содержанию и героям волшебной сказки

— к определению признаков и особенностей волшебной сказки

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”

— работать с текстом сказки.

— раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки

— определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение

— проводить анализ сказки с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице

Развивать навыки чтения, умение производить анализ художественного произведения, расширять активный словарный запас учащихся, процессы мышления: анализ, синтез, умение адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога, умение выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Воспитывать положительную мотивацию к чтению, культуру речевого общения.

• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при выполнении учебного задания.

Компьютер, интерактивная доска.

Учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73, справочный материал для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).

Конверты с заданиями, сигнальные карточки.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

3. Исследование сказки “Летучий корабль” и оформление результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

Организационный момент, самоопределение к деятельности.

— Ребята, рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза. Проверьте готовность рабочего места.

— С каким жанром русского фольклора мы познакомились на предыдущих уроках?

— Прочитайте высказывание на доске. Что вы можете сказать?

— Хотите ли вы и дальше продолжить путешествие по волшебной стране сказок? Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!

Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

— Чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которые вы освоили на предыдущих уроках литературного чтения.

-Назовите структуру сказки.

— Приведите примеры зачинов.

— Приведите примеры концовок.

— Какие виды сказок вам известны?

— Назовите особенности волшебных сказок.

— Назовите героев волшебной сказки.

— Определите сказку, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.

— Как называется эта замечательная картина и кто её автор?

Открытие нового знания.

а) Работа с текстом до чтения.

— Ребята, каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение; отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.

— Дома вы познакомились с содержанием другой чудесной сказки. Как она называется? Знаете ли вы еще другие сказки, где есть такой волшебный корабль? Вспомните героя предыдущей сказки, похож ли он на героя новой сказки? Чем?

б) Работа с текстом.

— Сейчас я предлагаю вам послушать эту сказку в исполнении артиста театра. Обратите, пожалуйста, внимание на все средства выразительности, артистизм исполнения и дикцию рассказчика.

2. Вопросы после прослушивания. Исследовательская работа в группах.

— Давайте разберёмся, ребята, к какому виду относится эта сказка, по вашему мнению?

— Предлагаю вам поработать в группах, провести исследование и заполнить таблицу параметров, доказав или опровергнув тем самым свое предположение.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector