5 китайский город аграрные отношения народные движения восстание хуан чао

Содержание

5 китайский город аграрные отношения народные движения восстание хуан чао

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Крестьянская война под предводительством Хуан Чао

В 874 г. разрозненные восстания на северо-востоке империи начали сливаться в единый поток. В условиях общей политической дезорганизации, которую переживало танское государство, стало возможным возникновение первоначальных очагов крестьянской войны в непосредственной близости от жизненных центров империи (провинции Хэнань, Хэбэй и Шаньдун). В Хэбэе из среды повстанцев вскоре выдвинулся мелкий торговец солью Ван Сянь-чжи. Его трехтысячный отряд стал ядром, вокруг которого в 874 г. начали объединяться крестьянские массы. В следующем году в Шаньдуне Хуан Чао, тоже занимавшийся частной торговлей солью, и восемь его ближайших сподвижников сформировали отряд в несколько тысяч человек и примкнули к Ван Сянь-чжи.

В 876 г. войска Ван Сянь-чжи и Хуан Чао насчитывали уже 100 тыс. Район их действия охватывал пять провинций в междуречье Хуанхэ и Янцзы. Отряды восставших непосредственно угрожали Лояну — второй столице государства. Местами к ним переходили солдаты правительственной армии. В воззваниях предводителей крестьянской войны обличались жестокости и продажность чиновников, несправедливость танских законов, тяжесть налогов. Повстанцы сжигали казенные реестры и долговые записи, прекращали уплату налогов и отбывание повинностей в пользу феодалов, захватывали государственные, помещичьи и монастырские амбары, громили господские имения, убивали чиновников, крупных феодалов и ростовщиков; зерно, одежду и другое имущество они раздавали крестьянам.

Танские власти пытались подкупить вождей восстания, посулив высокие должности в армии. Ван Сянь-чжи был склонен принять предложение, полагая, что, заняв военный пост, он сможет при поддержке государственной власти помочь крестьянам. На этой почве между ним и Хуан Чао возникли разногласия. Хотя Ван Сянь-чжи в конце концов отказался вступить в сделку с врагами, однако возникшая между повстанческими предводителями неприязнь повлекла за собой в начале 877 г. раздробление сил, а в марте 878 г. ослабленное войско Ван Сянь-чжи было разгромлено. Сам Ван Сянь-чжи был взят в плен и

казнен. Остатки его отрядов влились в войско Хуан Чао, к которому с этого времени безраздельно перешло руководство крестьянской войной. Он принял титул «великого полководца, помогающего небу». Движение постепенно расширялось. Хуан Чао стремился придать ему больше организованности, вводил в армии строгую дисциплину, пытался взаимодействовать с другими повстанческими группами, создавал органы крестьянского самоуправления на местах.

После неудавшихся попыток овладеть Лояном и Чанъанью повстанцы в поисках новой территориальной базы повернули на юг, повсюду получая поддержку населения, и осенью 879 г. Хуан Чао во главе полумиллионной армии вступил в Гуанчжоу. Большинство горожан сочувственно отнеслось к повстанцам.

Иноземные купцы и ростовщики (арабские, персидские, еврейские и др.), жившие в Гуанчжоу большой колонией, встретили восставших с нескрываемой враждебностью, что привело к открытым столкновениям.

Той же осенью повстанцы оставили Гуанчжоу и вновь двинулись на север. На такое решение Хуан Чао толкнула страшная эпидемия тропической малярии, сразившая до 40% его войска.

В обнародованном тогда манифесте Хуан Чао открыто провозгласил, что возвращается на север во имя свержения династии Тан и завоевания власти в стране.

В Цзянси, ставшую новым центром восстания, отовсюду стекались отряды крестьян. В летописи говорится, что «все люди, страдавшие от тяжелых поборов, рвались к Хуан Чао».

Летом 880 г. восставшие двинулись на Лоян. В прокламациях Хуан Чао оповещал о намерении привлечь на свою сторону все слои населения, непосредственно не связанные с танской верхушкой, а правительственные войска призывал прекратить сопротивление.

Лоян был взят в ноябре 880 г., а 10 января 881 г. 600-тысячная армия Хуан Чао вступила в Чанъань. Император бежал и вскоре обосновался в Сычуани. Все дома танских аристократов, сановников и богачей повстанцы разгромили, ненавистных чиновников беспощадно истребляли; беднякам раздавали захваченные продовольствие, ткани и золото. Весь трудовой люд, а также мелкие и средние торговцы пользовались помощью и покровительством восставших. Что же касается среднего и низшего слоя чиновников, то их повстанцы старались использовать, наивно рассчитывая в сотрудничестве с ними установить справедливую власть. В армии, столицах и пристоличных местностях поддерживались порядок и дисциплина.

Хуан Чао провозгласил правление своей династии Великая Ци (по названию древнего царства в Шаньдуне, на родине Хуан Чао) и стал императором под девизом «Золотое царствование». Формировались правительственные органы во главе с ближайшими сподвижниками Хуан Чао.

Тем не менее никакой программы, четкого представления о на-правлении и целях борьбы у восставших не имелось. Это было типичное стихийное, неорганизованное движение «крестьянской вольницы».

С весны 881 г., после взятия обеих танских столиц, повстанцы не предпринимали активных наступательных операций. Хуан Чао не стал преследовать императора, дав ему тем самым возможность собраться с силами. Между тем и в Сычуани земля горела под ногами феодалов. Здесь началось значительное крестьянское движение, длившееся более года. Однако Хуан Чао не использовал благоприятную обстановку. Отсутствие постоянного взаимодействия с этим и другими восстаниями,

которые происходили в то время в различных районах Китая, было одной из слабостей крестьянской войны.

Сознание смертельной опасности, грозившей господствующему классу, заставило его сплотить силы вокруг Танской династии и начать контрнаступление. Правительству удалось привлечь на свою сторону конницу тюркского племени шато под командованием Ли Кэюна. На помощь танскому двору пришел со своим воинством и тангутский воевода Тоба Сыгун.

В это время лагерь восставших переживал кризис. Началось постепенное феодальное перерождение части повстанческой верхушки, раздоры руководителей крестьянской войны, участились факты измены среди феодальных попутчиков движения. Падала дисциплина в армии, ослабели доверие и поддержка населения. Блокированная противником Чанъань испытывала затруднения с продовольствием.

Читайте также:  Как лечить суставы народными средствами навсегда

Летом 881 г. большой армии врагов восстания удалось ворваться в Чанъань. Богатое купечество, чиновники, ростовщики активно поддержали их. Хуан Чао был вынужден отвести свое войско. Но вскоре он вернулся в Чанъань, нанеся поражение правительственным силам. Широкие слои горожан приветствовали возвращение повстанцев в столицу.

В мае 883 г. повстанцы оставили Чанъань, 40-тысячное войско Ли Кэюна ворвалось в столицу. Зверства конников шато вошли в поговорку. Народ называл их «черными воронами», а их командира Ли Кэюна — «одноглазым драконом».

С гибелью Хуан Чао восстание не прекратилось. В ряде мест крестьянские отряды, ранее отколовшиеся от Хуан Чао или уцелевшие при разгроме главных повстанческих сил, продолжали военные действия. Большой отряд сражался в Хэнани; в 885 г. ему удалось даже на короткое время захватить Лоян. В бассейне Хуайхэ действовало 7-тысячное войско Хуан Хао, племянника Хуан Чао, известное под названием «необузданной армии». Но эти силы, лишенные единства и организации, были обречены на гибель. В 901 г. было разбито войско Хуан Хао и рассеяны другие крестьянские отряды.

Крестьянская война 874—901 гг. под предводительством Хуан Чао в конечном итоге ликвидировала господствовавшие на протяжении не-скольких столетий раннего средневековья формы феодальной эксплуатации и дала мощный толчок полному утверждению новых форм аграрных отношений в Китае.

Источник

Глава VII НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД РУКОВОДСТВОМ ХУАН ЧАО ФЕОДАЛЬНАЯ УСОБИЦА И ВТОРЖЕНИЯ КИДАНЕЙ

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД РУКОВОДСТВОМ ХУАН ЧАО

ФЕОДАЛЬНАЯ УСОБИЦА И ВТОРЖЕНИЯ КИДАНЕЙ

Читайте также

§ 2. Народные восстания

XIV НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ

Народные восстания

Народные восстания В 1379—1384 гг. по всей стране прокатилась волна восстаний, начавшихся в городах Лангедока. Как только в конце 1379 г. был объявлен новый чрезвычайный налог, вспыхнуло восстание в Монпелье. Ремесленники и беднота ворвались в ратушу и убили королевских

Народные восстания

Народные восстания В 1536 г. вспыхнуло восстание в Линкольншире, а затем в Йоркшире и других северных графствах Англии. Восстание вылилось здесь осенью 1536 г. в форму религиозного похода на юг, похода, получившего название «Благодатного паломничества». Участников его в

Глава 9 Русь и Орда (очерк 1-й): народные восстания и карательные походы

Глава 9 Русь и Орда (очерк 1-й): народные восстания и карательные походы После двух походов на Русь войск Монгольской империи во главе с внуком ее основателя Чингисхана Бату (по-русски — Батый), имевших место в 1237–1241 годах, русские земли оказались в зависимости от

Народные восстания

Народные восстания Эти полумеры, которые проводились рабовладельческим государством в целях смягчения классовой борьбы, не могли привести ни к каким результатам. Голодные восстания, широкие социальные движения продолжались и даже усиливались. Очень крупным восстанием

9. Развитие России после Смутного времени. Крестьянская война под руководством Степана Разина

9. Развитие России после Смутного времени. Крестьянская война под руководством Степана Разина После Смуты и экономического кризиса Россия должна была восстановить разрушенное хозяйство. Сельское хозяйство оставалось натуральным. Только небольшая часть продукции

6.3. Народные восстания

6.3. Народные восстания XVII в. ознаменован многочисленными социальными катаклизмами и народными восстаниями. Недаром современники прозвали его «бунташным веком». Основными причинами восстаний были закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление налогового гнета;

Усобица в московском правящем доме: большая феодальная война второй четверти XIV в.

Усобица в московском правящем доме: большая феодальная война второй четверти XIV в. Московский княжеский дом в течение столетия почти не знал внутрисемейных споров и усобиц. Москва начала привыкать к династической системе наследования, когда власть сохраняют в одной

31. Крестьянская война под руководством Пугачева

31. Крестьянская война под руководством Пугачева Начало и ход крестьянской войны. Первыми восстали казаки на реке Яик (теперь река Урал). Царское правительство лишало уральских казаков их вольностей, облагало их обременительными налогами, стремясь превратить казаков в

19 РАЗВИТИЕ РОССИИ ПОСЛЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД РУКОВОДСТВОМ С. РАЗИНА

19 РАЗВИТИЕ РОССИИ ПОСЛЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД РУКОВОДСТВОМ С. РАЗИНА Польско-шведская интервенция, Смутное время привели Россию к состоянию глубокого кризиса. Основные тяготы по восстановлению хозяйственной жизни страны легли на плечи крестьян.

Глава вторая. Первые народные восстания в Суздальской земле и в Новгороде в XI веке (Выступления волхвов)

§ 2. Народные восстания

§ 2. Народные восстания Балашовское движение. Положение социальных низов в обстановке тяжелых поборов и повинностей послесмутной поры было очень нелегким, их недовольство вырвалось наружу в годы Смоленской войны (1632 – 1634), когда они громили дворянские имения в районе

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ X–XII ВВ

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ X–XII ВВ Тяжелое положение крестьян не раз толкало их на открытые вооруженные выступления против феодального гнета.Главным районом крестьянских движений в конце X — начале XI вв. была территория нынешней провинции Сычуань. Здесь еще в 964 г., на четвертом

Источник

МЯТЕЖ ХУАН ЧАО И КОНЕЦ ДИНАСТИИ ТАН

МЯТЕЖ ХУАН ЧАО И КОНЕЦ ДИНАСТИИ ТАН

На севере, в Хэнани восстание крестьян и беглых солдат возглавил контрабандист Ван Сяньчжи. В 875 г. к этим повстанцам присоединился Хуан Чао, выходец из рода богатых торговцев солью, связанный с Ван Сяньчжи участием в контрабанде. Хуан Чао прекрасно владел боевыми искусствами и получил неплохое образование. Он несколько раз пытался сдать экзамены на степень лауреата (цзиньши), дававшую право на занятие чиновничьей должности, но терпел неудачи, пока не решил реализовать свои амбициозные планы иначе. Из родственной среды вышли некоторые другие вожди восстания, как, например Чжу Вэнь, происходивший из семьи преподавателя, но не сумевший пробиться к престижным должностям.

Весь свой обвинительный пафос в воззваниях к народу Хуан Чао обращал против династии Тан с ее «жадными и ненасытными» чиновниками, тяжелыми налогами, несправедливостью правления. Его декларации находили живой отклик у массы народа. В краткий срок войско повстанцев достигло 100 тыс. человек, и у правительства явно не хватало сил для отражения столь серьезной опасности. Однако вскоре между вождями восстания произошла ссора, и их войско разделилось. В 878 г. Ван Сяньчжи совершил поход на Лоян, но его отряд был разбит наемными кочевниками, а сам предводитель подвергнут жестокой казни. Хуан Чао, двинувшийся на юг, оказался более успешен: в 879 г. он осадил и после безуспешных переговоров о сдаче взял штурмом богатый Гуанчжоу, вырезав до 100 тыс. иноземных купцов — арабов, персов и евреев, пытавшихся оборонять город.

Однако войску повстанцев, состоявшему преимущественно из северян, трудно было закрепиться на юге. Во время возвращения на Север в их ряды вливались все новые сторонники. Во главе полумиллионной армии Хуан Чао подошел Лояну. Наместник восточной столицы почтительно вышел встречать вождя мятежников, принявшего титул «Великого полководца Поднебесной». Обосновавшись в восточной столице, Хуан Чао направил свою армию на завоевание столицы западной — Чаньани. Разложившаяся императорская гвардия была разгромлена, а император Си-цзун (873–888) бежал вместе со своим двором в Сычуань, отгороженную горами от остального Китая.

Читайте также:  Как бороться с клещом варроа народными средствами

В начале 881 г. Хуан Чао на золотой колеснице торжественно въехал в Чаньань. Его сопровождали сподвижники на медных колесницах, а за ними следовали всадники в парчовых одеждах. Хуан Чао отдал приказ уничтожить весь императорский род и прогнать со службы чиновников трех высших рангов. Приняв девиз «Цзиньтун» («Золотое правление»), он провозгласил основание новой династии. Его сподвижники получили высокие посты, чиновникам средних и низших рангов были возвращены их должности. Но организовать реальный контроль над страной новоявленный император не смог. Опомнившись от шока, танское правительство в Сычуани объявило сбор сторонников старой династии в провинциальном центре Чэнду, куда начали стекаться отряды, собранные «сильными домами», и поступать налоги с территорий, не захваченных Хуан Чао. Это позволило нанять конницу кочевников. Самым яростным врагом повстанцев стало племя тюрок шато, которое возглавлял одноглазый вождь Ли Кэюн.

В 883 г. император Си-цзун вернулся в Чаньань. Однако, находясь в древней столице и сидя в императорском дворце, он сначала служил марионеткой в руках Ли Кэюна, а потом его отстранил от власти бывший главарь повстанцев Чжу Вэнь. В ходе военных действий между этими двумя лидерами подверглась полному разрушению западная столица Чаньань, а император вместе со всей семьей увезен Чжу Вэнем в Лоян. Последние танские императоры Чжао-цзун (888–904) и Ай-ди (904–907) были бледной тенью правителей начала династии. Вершителем их судеб оставался Чжу Вэнь, пока в 906 г. окончательно не истребил весь императорский род и не провозгласил императором себя самого. Но в это время Китай вновь распался на несколько самостоятельных государств. Начиналась «эпоха пяти династий и десяти царств» (907–960).

Несмотря на социальные взрывы, с очевидной регулярностью сотрясавшие страну в конце династических циклов, эпоха Тан в китайской традиции считается периодом наивысшего могущества, когда Китай надолго опережал весь мир в своем развитии. Это было время, когда в обиход китайцев вошли чай и фарфор, когда обрела стройность знаменитая бюрократическая система, основанная на экзаменах, когда возникли знаменитые академии и школы, призванные готовить чиновную элиту, это период небывалого взлета китайской культуры, создавшей эталонные образцы словесности и изобразительных искусств. Культура эпохи Тан сочетала в себе сознательное подражание образцам древней империи Хань и вместе с тем была открыта влияниям извне. Культуры степных кочевников, среднеазиатских и арабских торговцев, учения мусульман, манихеев и христиан, не говоря уже о давно адаптированном буддизме, быстро впитывались китайским обществом. Даже такой враг иноземных учений, как философ Хань Юй, уравновешивал свои нападки на буддизм тем, что объявлял учителем Будды китайского мудреца Лао Цзы, подчеркивая единую природу человеческих знаний.

О творческой силе культуры того времени свидетельствует стихийный поиск противовеса господствующей тенденции. Когда учение буддийских философов приобрело строгость четкой системы, утвердившей иерархию 19 степеней интеллектуального совершенства, когда буддизм становился господствующей религией (при императрице У Цзэ-тянь) или помещался под жесткий бюрократический контроль, тогда в ответ на торжество формального интеллектуализма расцвела буддийская секта Чэнь, культивирующая спонтанное мистическое озарение, порожденное непосредственным личным созерцанием Бога. Когда конфуцианский принцип следования разуму и подчинения строгим канонам достиг апогея, самым любимым поэтом китайцев, включая императора, стал бесшабашный Ли Бо, воспевавший «священное опьянение» и, согласно легенде, утонувший пьяным, пытаясь поймать прекрасную луну, отразившуюся в речной глади. Чтобы стать чиновником, мало было толковать изречения Конфуция, нужно было еще обладать богатым воображением и писать, подражая этому поэту:

Облака отразились в водах

И колышут город пустынный,

Роса, как зерна жемчужин,

Под осенней луной сверкает.

Под светлой луной грущу я

И долго не возвращаюсь…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Народные восстания. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Феодальная усобица и вторжение киданей

Р.Ф.Итс, Г.Я.Смолин. «Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века»
Учпедгиз, Л., 1961 г.
OCR Biografia.Ru

Глава VII
НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ.
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД РУКОВОДСТВОМ ХУАН ЧАО.
ФЕОДАЛЬНАЯ УСОБИЦА И ВТОРЖЕНИЯ КИДАНЕЙ

ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНЫХ СМУТ
(конец IX — первая половина X вв.)

Некогда могущественная Танская империя под ударами крестьянских восстаний и феодальных мятежей неотвратимо шла к гибели. Жестокий разгром повстанцев объединенными силами китайских феодалов и кочевых племен оказался для нее пирровой победой: дни династии были сочтены. В середине 907 г. последний танский император был низложен. Но падение Танской династии не внесло существенных изменений в реальную обстановку. Еще с конца IX в. в стране начали возникать самостоятельные царства, недолговечные династии и карликовые владения феодалов, разорвавшие на части единый Китай. Начался так называемый «период пяти династий и десяти царств».
Особенно острый характер феодальные усобицы приняли на севере, где за полстолетия (907—960) сменились одна за другой пять династий. На это же время приходится существование на севере пяти других мелких княжеств.
Борьбой китайских феодалов за власть на севере воспользовалась верхушка племени шато во главе с сыном Ли Кэ-юна — «Одноглазого дракона». В 923 г. он основал свою династию со столицей в Лояне. С приходом к власти чужеземной знати, пользовавшейся к тому же прямой поддержкой киданьских завоевателей, положение народных масс в Северном Китае ухудшилось.
На усиление феодального гнета население отвечало восстаниями. Так, летом 910 г. в Хэнани произошло кратковременное выступление крестьян. Через два года мятеж, поддержанный крестьянами, вспыхнул в Хэбэе. Он был жестоко подавлен войском, во главе которого стоял сам император. Одним из наиболее крупных выступлений крестьянства было восстание 920 г., охватившее три области провинции Хэнань. Ему предшествовала тайная подготовка, которую осуществляла еретическая секта манихейского толка. Повстанцы беспощадно убивали чиновников-притеснителей. Главный предводитель восставших Гуань И был провозглашен «сыном неба». Жгучую ненависть населения вызывало жестокое правление иноземных угнетателей — племенной аристократии шато. В период ее владычества на севере Китая участились крестьянские выступления и солдатские бунты. В 926 г. в результате военного бунта в Лояне сын Ли Кэ-юна был убит. Восстания крестьян в «Период пяти династий и десяти царств» и прежде всего крестьянская война под предводительством Хуан Чао не прошли бесследно. Многие важные явления в экономической и политической жизни Китая на протяжении ряда десятилетий неразрывно связаны с классовой борьбой. Под ее влиянием господствующий класс был вынужден пойти на некоторые уступки населению. Особенно характерны в этом отношении первые мероприятия властителей десяти царств, возникших на юге в конце IX — начале X вв. Правители этих царств на первых порах облегчали бремя налогов и повинностей, стремились ограничить ростовщический процент, поощряли возделывание заброшенных земель, развитие ремесел, шелководства, вели строительство и ремонт дамб, предоставляли льготы населению в соляной монополии, содействовали расширению внутренней и внешней (с Японией, корейским государством Силла и др.) торговли, стремились избегать войн. В царстве Южное Тан (на территории Цзянси) была запрещена торговля детьми.
Не случайно в первой половине X в. крестьяне массами бежали с севера в южные районы. Власти южнокитайских царств стремились привлечь крестьян на свои земли, предоставляя им участки полей, освобождая на время от уплаты налогов, от барщины и т. п.
Однако политика уступок населению, проводившаяся первыми правителями южных царств, вскоре сменилась возвратом к безудержной эксплуатации и грабежу, вновь резко повысились налоги, в царстве Южное Тан опять была разрешена торговля детьми, увеличился выпуск фальшивых денег, обострились распри в правящих кругах, что пагубным образом отражалось на населении; вновь запустели поля, разрушались ирригационные сооружения, хозяйство начало опять приходить в упадок.
С 40-х гг. X в. на юге наблюдается новый подъем крестьянского движения.
В середине X в. на севере Китая произошли существенные изменения. В 950 г. господство знати шато было низвергнуто, власть перешла к китайской династии Поздняя Чжоу. Правители Поздней Чжоу Го Вэй и Чай Жун стремились для упрочения своей власти добиться нормализации экономического и политического положения в Северном Китае. Бедноте на льготных условиях предоставлялись участки бесхозных полей, земледельческий инвентарь и рабочий скот. Было объявлено снижение, а в отдельных местах и отмена на время некоторых налогов и крестьянских недоимок.
Начались землеустроительные работы для установления более справедливого налогообложения. Огромные массы людей привлекались к строительству ирригационных сооружений на Хуанхэ. Были произведены дноуглубительные работы на Бяньхэ.
Чай Жун боролся с непомерной роскошью и взяточничеством. Многие чиновники и военачальники, занимавшиеся взяточничеством, в их числе и приближенные императора, снимались с должностей или предавались казни. Была реорганизована армия и усилены пограничные гарнизоны.
Власти Поздней Чжоу стремились обуздать засилие буддийского духовенства: число буддийских храмов и монастырей было уменьшено до 2700 (на тридцать с лишним тысяч), запрещалось строительство новых буддийских святилищ. Был налажен выпуск металлических денег, для чего усилена добыча медной руды; большое количество меди правительство приобретало в Корее.
Хозяйство на севере Китая возрождалось, расширялась запашка, росло народонаселение, увеличились налоговые поступления в казну, окрепла военная и финансовая мощь государства. Характерно, что теперь уже поток беглых крестьян устремился не с севера на юг, а, наоборот, с юга на север, на земли Поздней Чжоу. В этих условиях Чай Жун с 954 г. повел борьбу за объединение страны.
Зачинателем нового объединения выступил север. Это объясняется, в первую очередь, тем, что Северный Китай несравненно сильнее, чем юг, пострадал от феодальных смут, политической раздробленности и киданьских набегов. В результате экономических, политических и военных мероприятий правителей Поздней Чжоу на севере были созданы предпосылки для объединения Китая.

Читайте также:  Где найти buusty в народной солянке

КИДАНИ И ИХ СВЯЗИ С КИТАЕМ

Некоторые исследователи относят киданей к маньчжуро-тунгусской группе, другие — к монгольской. В III—IV вв. после выделения из племенной группы сяньби это первоначально небольшое племя, состоявшее из двух родов «Белая лошадь» и «Черная корова», вместе с другими сяньбийскими племенами кочевало в бассейне рек Шара-Мурэн и Лаохахэ. Согласно преданию, колыбелью киданей был район у слияния этих рек.
В IV—VI вв. постепенно складывался союз киданьских племен.
Примерно с середины VIII в. власть вождя у киданей перестала быть выборной. Должность военачальника — вторая после вождя — продолжала оставаться выборной. Перевыборы происходили обычно через три года. На этот пост избирались представители знатных и влиятельных семей. В процессе войн с кочевниками и с Китаем власть военачальника росла.
Развитие новых общественных форм и культуры у киданей было ускорено все расширявшимися связями с Китаем и Кореей. Во второй половине IX — начале X вв. значительное число китайцев — выходцев из различных слоев населения — бежало к киданям. Много китайцев находилось у киданей в качестве пленников. Правивший род Елюй покровительствовал китайским ремесленникам, давал земельные участки крестьянам, поощрял обучение земледелию своих соплеменников, принимал на службу китайских чиновников и военных. Влияние китайских земледельцев и ремесленников, чиновников и интеллигенции отразилось на хозяйстве, политическом и административном строе, податной системе, праве, письменности киданей.
В начале X в. знатный вождь киданей Елюй Амбагянь, опираясь на часть племенной аристократии, разрушил старые, отжившие формы родоплеменного устройства, уничтожил выборную власть племенных старейшин и установил наследственную монархию. Молодое Киданьское государство приняло наименование Ляо.
В период наибольшего могущества империя Ляо охватывала значительную часть Маньчжурии, Внутреннюю и Внешнюю Монголию и часть Северного Китая. Она считалась сюзереном Кореи и Тибета.
Однако вскоре киданьские завоевания были приостановлены сопротивлением китайского населения и других покоренных племен и народностей.
Китайский народ с первых дней киданьского нашествия вел с завоевателями упорную непрерывную борьбу. В 945 г. войска Ляо развернули очередное наступление. Несмотря на пассивность и прямое предательство верховных властителей и военачальников, народные патриотические отряды неоднократно наносили противнику удары и освобождали области и уезды. Известны случаи, когда в боевые опорные пункты превращались даже буддийские монастыри. В различных местах создавались дружины численностью от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч человек. В источниках зарегистрированы патриотические выступления крестьян в ряде областей Хэнани и Хэбэя.
Но результаты самоотверженной борьбы народных масс были сведены на нет изменническими действиями властей. В 936 г. шаньсийский феодал Ши Цзин-тан в борьбе за власть прибег к помощи киданей и захватил трон. В благодарность за это он уступил союзникам-чужеземцам значительную территорию (16 областей в провинциях Шаньси и Хэбэй) и обязался ежегодно выплачивать врагу большую дань шелком и золотом. В 946 г., воспользовавшись изменой со стороны командиров китайских войск, киданьские полчища заняли Кайфын. Однако через короткий промежуток времени, встревоженные нарастанием патриотического движения китайского населения и смутами в своих коренных владениях, кидани отступили из Кайфына на север, уведя с собою плененного северокитайского императора и его свиту, высших чиновников, искусных ремесленников и военачальников. Разъяренные завоеватели жестоко расправлялись с китайскими патриотами. Так, в городе Сянчжоу после расправы, учиненной врагами, в живых осталось немногим более 700 жителей.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector