Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов
учебно-методический материал по музыке (5 класс)
Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов
Творчество композиторов-классиков неразрывно связано с народной песней
Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, солдатские, городские песни и частушки.
Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен. Составляли сборники народных песен. Наиболее известны сборники Балакирева (40 русских народных песен), Римского-Корсакова (100 русских народных песен), Чайковского (50 русских народных песен), Лядова (8 русских народных песен для оркестра).
Многие народные песни нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблях (Вариации Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя» ; в финале первого фортепианного концерта Чайковского использована украинская песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванку»).
Глинка считается первым из русских композиторов, использовавшим в своём творчестве русские темы. Чайковский сравнивает его с жёлудем, из которого выросла русская музыка.
Композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни своё гармоническое оформление. Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора. Если он неспособен создавать мелодии, имеющие право на длительное существование, — то у него мало шансов на овладение композиторским мастерством.
Песня — живая, говорящая, звучащая о прошедшем летопись.
Гоголь писал «Петербургские записки» под свежим впечатлением от глинкинской оперы «Иван Сусанин».
Глинка первой оперой своей обнаружил новое понимание народной песни как массового непрерывного творчества, проявляющегося по всей стране. Он понял, что народная опера — не попурри из русских песен, а мышление звуками в присущем народу.
Новое главное качество оперной музыки Глинки, отмеченное сразу же наиболее чуткими современниками, заключалось в том, что не от количества набранных в оперу подлинных и притом старинных песен зависело преимущественное впечатление русского национального песенного характера музыки. Музыка по формам и сложению своему звучала как будто общепринято, «по-европейски».
Чем же объяснить ту постоянную глубокую тягу к песенности, которую всегда чувствует каждый русский музыкант и в чем Глинка остался пока еще примером наибольшей полноты вникания? При этом чем глубже песенные мелодии народа, тем они чище в смысле подлинности интонации, т. е. тона, в котором слышна сущность народа и, главным образом, открытость и широта высказывания чувства,— тем они сильнее привлекают к себе.
Наличие этих черт в музыке и дает ей тот призвук русского, который так удивлял иностранцев при первых знакомствах с капитальными выступлениями русских классиков за границей.
В народной песне звучит всей глубиной своей человечность, все пережитое, передуманное и испытанное русским народом. Так поет страна, для которой жизнь была всегда нелегким времяпрепровождением. В протяжной песне состав ее свидетельствует о веках упорной работы. Но главное все-таки в душевном богатстве и глубине чувства песни у народа, чьи раздумья о жизни могли вызвать напевы столь убедительной внутренней силы, столь сдержанно раскрываемой энергии.
Чтобы понять этот мир интонаций в его цельности, лучше всего внимательно вслушаться в музыку.
М. Глинка «Камаринская»
Н. Римский-Корсаков «Пастуший наигрыш из оперы «Снегурочка»
П. Чайковский «Пастуший наигрыш из оперы «Евгений Онегин»
П. Чайковский, симфония № 4
А. Лядов «Шуточная»
Бородин, хор «Солнцу красному слава», фрагмент из оперы «Князь Игорь»
Чайковский, финал 4 симфонии (фрагмент)
Чайковский, «Трепак» из балета «Щелкунчик»
Колыбельная, р.н.п. в обработки Лядова
Р. Щедрин «Озорные частушки»
Источник
Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов
статья по музыке
Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен.
Скачать:
Предварительный просмотр:
13. Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов
Творчество композиторов-классиков неразрывно связано с народной песней
Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, солдатские, городские песни и частушки.
Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен. Составляли сборники народных песен. Наиболее известны сборники Балакирева (40 русских народных песен), Римского-Корсакова (100 русских народных песен), Чайковского (50 русских народных песен), Лядова (8 русских народных песен для оркестра).
Многие народные песни нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблях (Вариации Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя» ; в финале первого фортепианного концерта Чайковского использована украинская песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванку»).
Глинка считается первым из русских композиторов, использовавшим в своём творчестве русские темы. Чайковский сравнивает его с жёлудем, из которого выросла русская музыка.
Композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни своё гармоническое оформление. Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора. Если он неспособен создавать мелодии, имеющие право на длительное существование, — то у него мало шансов на овладение композиторским мастерством.
Песня — живая, говорящая, звучащая о прошедшем летопись.
Гоголь писал «Петербургские записки» под свежим впечатлением от глинкинской оперы «Иван Сусанин».
Глинка первой оперой своей обнаружил новое понимание народной песни как массового непрерывного творчества, проявляющегося по всей стране. Он понял, что народная опера — не попурри из русских песен, а мышление звуками в присущем народу.
Новое главное качество оперной музыки Глинки, отмеченное сразу же наиболее чуткими современниками, заключалось в том, что не от количества набранных в оперу подлинных и притом старинных песен зависело преимущественное впечатление русского национального песенного характера музыки. Музыка по формам и сложению своему звучала как будто общепринято, «по-европейски».
Чем же объяснить ту постоянную глубокую тягу к песенности, которую всегда чувствует каждый русский музыкант и в чем Глинка остался пока еще примером наибольшей полноты вникания? При этом чем глубже песенные мелодии народа, тем они чище в смысле подлинности интонации, т. е. тона, в котором слышна сущность народа и, главным образом, открытость и широта высказывания чувства,— тем они сильнее привлекают к себе.
Наличие этих черт в музыке и дает ей тот призвук русского, который так удивлял иностранцев при первых знакомствах с капитальными выступлениями русских классиков за границей.
В народной песне звучит всей глубиной своей человечность, все пережитое, передуманное и испытанное русским народом. Так поет страна, для которой жизнь была всегда нелегким времяпрепровождением. В протяжной песне состав ее свидетельствует о веках упорной работы. Но главное все-таки в душевном богатстве и глубине чувства песни у народа, чьи раздумья о жизни могли вызвать напевы столь убедительной внутренней силы, столь сдержанно раскрываемой энергии.
Чтобы понять этот мир интонаций в его цельности, лучше всего внимательно вслушаться в музыку.
М. Глинка «Камаринская»
Н. Римский-Корсаков «Пастуший наигрыш из оперы «Снегурочка»
П. Чайковский «Пастуший наигрыш из оперы «Евгений Онегин»
П. Чайковский, симфония № 4
А. Лядов «Шуточная»
Бородин, хор «Солнцу красному слава», фрагмент из оперы «Князь Игорь»
Чайковский, финал 4 симфонии (фрагмент)
Чайковский, «Трепак» из балета «Щелкунчик»
Колыбельная, р.н.п. в обработки Лядова
Р. Щедрин «Озорные частушки»
Источник
Урок музыки в 4-м классе по теме «Музыка народная и композиторская»
Разделы: Музыка
Тип урока: углубление в тему
1. Познакомить с жанрами русской народной песни
2. Сформировать заинтересованное отношение к музыке
Оборудование: музыкальный центр, диски, иллюстрации, тексты песен, наглядные таблицы.
Обучающиеся входят в класс под музыку И. Дунаевского “Песня о Родине”.
Музыкальное приветствие
Учитель и обучающиеся обмениваются музыкальными приветствиями под аккомпонимент фортепиано.
Повторение пройденного материала
Р. Щедрин “Озорные частушки”.
Учитель. Звучит музыка народная или композиторская. Во время слушания Учитель комментирует звучание. Пошли на ярмарку дедушка, внук и внучка. Народ бежит на ярмарку, спешит, там продают сладости, крутятся качели, люди торопятся купить что-то новое. Внучка и внук просят у дедушки денежку на сладости. Дедушка скуповат: “Нет!”. В конце концов, Дети упросили деда.
(Внучка – звучит ТРУБА (Рисунок №2),
внук – ТРОМБОН (Рисунок №3),
Дети. Звучит композиторская музыка. Её написал Р. Щедрин, называется “Озорные частушки”.
Учитель. Какие инструменты симфонического оркестра солировали?
Дети. Медные духовые, тромбон (внук), туба (дедушка), труба (внучка).
Учитель. Слушаем и изображаем игру на медных духовых инструментах. Первая группа – труба, вторая группа – туба, третья группа – тромбон (группы по очереди встают, когда изображают игру на инструменте).
Введение в тему
Революционная песня “Смело товарищи в ногу”.
(Дети определяют народная или композиторская музыка)
Дети. Музыка народная. Исполнял хор без сопровождения a : capella, мелодические повторы.
Учитель. Как называются русские народные песни?
Дети. По 1-ой строчке.
Учитель. Скажите название песни.
Дети. “Смело товарищи в ногу”
Учитель. Назовите характер песни, её жанр.
Учитель. О чем поётся в песне?
Дети. О революционных событиях. В определенный период бывают трудности, народ начинает возмущаться, по – старому жить не могут, а новое время ещё не наступило, такой период и есть революция.
Учитель. Данная иллюстрация созвучна песне?
Дети. Иллюстрация, также как и песня передаёт мужественную борьбу народа, уверенность в победе.
Учитель. Жанр этой песни – революционная песня.
(Далее Дети сольфеджируют мелодию.
Учитель обращает внимание детей на пунктирный ритм. Этот ритм используется в маршевой музыке, что придает музыке большую четкость.
Исполнение 2-х куплетов)
Вокально-хоровая работа
“Шёл ленинградский паренёк”
Обучающимся раздается текст песни.
Учитель. Какая это песня, народная или композиторская?
Дети. Песня народная. Она исполнялась без сопровождения, мелодия протяжная, распевы, мелодические повторы.
Учитель. Как называется песня?
Дети. По первой строчке, “Шёл ленинградский паренёк”.
Учитель. О каких событиях поётся в песне?
Дети. О Великой Отечественной войне. (Рисунок №6)
Учитель. Эта песня относится к старинной солдатской или к современной?
Дети. К современной песне.
Разучивание песни – 2 куплетов
(Проговаривание в ритме текста, работа над кантиленой, четкой дикцией)
С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский”
Хор “Вставайте, люди русские”
Учитель. В годы Великой Отечественной войны звучала и такая музыка. Народная это или композиторская музыка.
Дети. Это композиторская музыка. Смешенный хор звучал в сопровождении симфонического оркестра.
Учитель. Сочинил это произведение композитор С.С. Прокофьев. (Рисунок №7)
Кантата “Александр Невский” хор “Вставайте, люди русские”.
(Объяснение жанра кантата)
Учитель. Похожа мелодия этого хора на русскую народную песню?
Дети. Похожа. Мелодия протяжная, поет хор, поочередное звучание мужских и женских голосов, мелодические повторы, распевы, название по 1-ой строчке.
Учитель. Изменяется ли характер музыки?
Дети. Изменяется. Маршевый характер музыки в начале и конце хора, а в середине песенный, мелодия протяжная.
Учитель. Сначала музыка была сочинена к кинофильму “Александр Невский”, который был популярен в годы Великой Отечественной войны, а позднее С.С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Получилась кантата “Александр Невский”
Учитель. Александр Невский (Рисунок №8) – защитник – защитник земли русской, полководец. Более 7 веков назад немцы – крестоносцы напали на русскую землю. Князь Александр Невский заявил: “Кто на Русь с мечом пойдет, тот от меча и погибнет”
Учитель. Почему в годы Великой Отечественной войны звучал хор?
Дети. Поется о защитниках земли Русской.
Учащимся раздаётся текст.
На словах “Вставайте, люди русские” Дети поют все вместе, на словах “На Руси родной” вступают девочки, а потом подхватывают мальчики.
Затем исполнение вместе с хором в записи.
1. На уроке прозвучала музыка народная и композиторская;
2. Познакомились с жанрами русской народной песни: революционная песня и современная солдатская песня.
Источник
Конспект урока музыки по теме:» Музыка народная и композиторская»
Урок музыки в 4 классе
« Музыка народная и композиторская»
Учитель музыки Дьяконенко Л. В.
Тема урока: «Музыка народная и композиторская»
Образовательные: знакомятся с музыкой народной и композиторской; знакомятся с тематикой и многообразием русских народных песен.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; уметь различать музыку народную и композиторскую; развивать творческие способности.
Воспитательные: прививать любовь к русской песне; воспитывать патриотизм.
Тип урока: усвоение нового материала.
Методы: словесные, наглядные.
Оборудование: синтезатор, мультимедийный проектор, портреты композиторов, презентация.
Технологическая карта урока
Мотивация к учебной деятельности.
Озвучивает тему и задачи урока.
— знаю, что буду делать;
— применю свои знания на практике
История русской народной песни.
Краткая запись в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные : усвоение нового материала.
Учитель предлагает выполнить движения под музыку.
Ученики выполняют движения под музыку.
Двигательная активность. Снятие физического напряжения.
Первичное обобщение. Работа с тестом.
Ученики отвечают на поставленные вопросы.
Познавательные: логическая цепь рассуждений.
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
Выставляет оценки с комментированием.
Ученики заканчивают предложения.
Развитие коммуникативных навыков.
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, интересов.
Дает комментарий к домашнему заданию.
Индивидуальный выбор учащихся.
Учитель: Давайте вспомним, кто такой композитор? С какими композиторами мы уже познакомились? Что такое устное народное творчество? Каким образом до нас дошли народные песни? Кто из вас знает народные песни? Как вы думаете, как будет называться наш урок? (ответы детей)
3.Изучение новой темы
Учитель: Давайте исполним русскую народную песню «Во поле береза стояла»
Учитель: Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными художественными достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков и писателей, которые и самих славян называли песнелюбцами.
Народная песня покоряет своей искренностью, задушевностью, богатством языка и мелодии. В ней отразилась вся жизнь народа, его национальный характер, мировоззрение.
Народная песня – самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецки й задор.
Учитель: А сейчас посмотрите на экран. Русские народные песни имеют свою тематику. Они бывают трудовые, лирические, военные, революционные, обрядовые. Сейчас вы по фрагментам песен постарайтесь определить их тематику и внесите данные в таблицу.
Звучат фрагменты песен: «Дубинушка», Матушка, что во поле пыльно», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Ой, мороз, мороз».
— Но мы знакомились с вами и с веселыми, озорными, даже разудалыми мелодиями.
Давайте прослушаем музыкальный фрагмент, а вы скажите мне, какие музыкальные инструменты здесь звучали. Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Звучит русская народная песня «Коробейники» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
— Какие инструменты звучали?
-Везде ли одинакова была музыка?
-Что такое вариация? Вариации (от латинского variation – изменение), тема с вариациями. Это музыкальное произведение, в котором темп излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии и др.
— А теперь прослушаем музыкальный фрагмент, вспомните и назовите мне его? Кто автор?
(С Прокофьев Кантата «Александр Невский»)
-Какая это музыка? Народная или композиторская?
— Кто такой Александр Невский? (ответы детей)
— Кого мы называем патриотами, героями? (людей, сражающихся за свою землю, свою Отчизну).
Давайте исполним песню «Орленок» музыка В. Белого, слова Я. Шведова
Исполнение песни «Орленок»
Учитель: Вторую жизнь песня приобрела в годы Великой Отечественной войны. Особенно широкое распространение песня получила среди партизан. В партизанских отрядах она была паролем и отрядной песней. Многие комсомольцы-разведчики, бойцы Красной Армии и партизанских отрядов повторили подвиг героев песни , многих из них в отрядах так и звали – Орленок.
Для поддержания боевого духа бойцов Красной Армии во время войны в 1943 году тиражом в 25 тысяч экземпляров в войска была разослана книжечка с песней «Орленок».
4.Динамическая пауза. Дети под фонограмму «Звуки природы» выполняют упражнения:
Есть на свете дивный лес,в нем полным-полно чудес,
Рыбки по небу летают,и в озерко все ныряют.
Ну а бабочки в прудуразыгрались в «чехарду».
1. Какие «киты» существуют в музыке?
2. Что такое песня?А) музыка, под которую танцуютБ) музыка, под которую маршируютВ) музыка, под которую поют
3. Из чего состоит песня?
А) слова и мелодия;Б) слова, мелодия и музыка;В) мелодия и музыка.
4. Какая бывает музыка?
А) народная и фольклорнаяБ) народная и композиторскаяВ) композиторская и фольклорная
5. Что значит «народная музыка»?
А) музыка, которую создает народБ) музыка, которую создает композитор
В) музыка, которую создает и народ и композитор
6. На какие голоса подразделяется мужской хор?
А) тенор, бас, сопрано; Б) альт, баритон, бас;В) тенор, баритон, бас.
7. Что такое «смешанный хор»?
А) хор, в котором поют только мужчиныБ) хор, в котором поют только женщины
В) хор, в котором поют и мужчины, и женщины, и дети
8. Трехчастная форма – это…
А) форма, состоящая из одной части без изменения характера
Б) форма, состоящая из двух частей разного характера
В) форма, состоящая из трех частей, где первая и третья части одинаковы, а вторая часть имеет другой характер
9. Форма, основанная на одной и той же мелодии, которая варьируется и видоизменяется?
А) вариацииБ) рондоВ) трехчастная
10. К какому народу принадлежит композитор В. А. Моцарт?
А) русскийБ) австрийскийВ) немецкий
— В чём отличие народных песен от композиторских? ( ународных песен нет автора, он остался неизвестным) Народные песни передавались устно из поколения в поколение, до тех пор, пока не стали издаваться сборники народных песен.
— Может ли композиторская и народная музыка выражать настроение, характер, мысли человека? ( Да, может. Поэтому она бывает разной: медленной, быстрой, задумчивой, серьёзной, весёлой и т. д.)
Вывод: На уроке прозвучала музыка народная и композиторская.
Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Традиции, идущие от Шаляпина, Плевицкой, Руслановой и других выдающихся исполнителей русской народной песни, сегодня продолжают Татьяна Петрова, Светлана Копылова, Елена Сапогова, Евгений Бунтов и многие исполнители, бережно сохраняющие традиции русской народной песни, которая действительно является воплощением души народа, неотъемлемым элементом нашей духовной культуры.
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
Источник
Презентация по музыке «Народная музыка в творчестве русских композиторов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Народная музыка в творчестве русских композиторов» Из опыта работы учителя музыки
Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
К лучшим произведениям М.И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская».
Фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
Бородин Александр Порфирьевич
В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну Композитор так же использовал русские мотивы
Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.
С. С. Прокофьев: хор из кантаты- «Вставайте, люди русские…»
Народные мелодии лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот.
источники: http://go.mail.ru/search_images Статья «Народная музыка в творчестве русских композиторов» Из опыта работы учителя музыки http://uchportfolio.ru/articles/read/319 http://uchportfolio.ru/articles/read/319
Номер материала: ДБ-943235
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник