5 съезд народных депутатов россии 1991

Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Члены Совета

Важно

Доклад «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина»

Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Ставропольский край

Новости RSS

Видео

Блоги членов Совета

Ясин Евгений Григорьевич

V Съезд народных депутатов РСФСР

28 октября – 2 ноября 1991-го года: два важных события»

События, о которых сегодня мы поговорим, сыграли очень важную роль в истории постсоветской России и о них стоит напомнить.
Наше движение вперёд ныне во многом зависит от того, как мы отнесёмся сегодня к этим событиям.
Первое из них: Президент Борис Ельцин 28 октября 1991-го года выступает перед V Съездом народных депутатов с заявлением о начале экономических реформ, которые в тот момент не вызывали ни на Съезде, ни в стране серьёзных возражений, и о формировании нового состава Правительства, которому придётся заняться этими реформами. Огромная ответственность, связанная с этими реформами, побудила Б.Ельцина предложить свою кандидатуру на пост главы Правительства реформ. Съезд принял это предложение. В состав Правительства уже тогда вошли Г. Бурбулис, в качестве первого заместителя главы, и Е.Гайдар, взявший на себя экономику, и др.

Через несколько месяцев, вопросы реформ будут вызывать в парламенте самые ожесточённые дискуссии, по сути в основном против решений, принятых 28 октября. Но тогда особо сильных дискуссий не было.

Второе событие на V Съезде – обсуждение проекта Конституции России, доклад о котором 2 ноября сделал также Президент Б.Н. Ельцин, возглавлявший Конституционную комиссию, назначенную предыдущим съездом.

Обращаю внимание: два события, представлявших продвижение в России важнейших реформ – экономической и конституционной. Редко одновременно готовится осуществление таких реформ. Ещё реже их подготовка возглавляется одним человеком. Думаю, та неделя оставила в нашей истории выдающийся след.
Экономическая реформа началась по сути 2 января 1992-го года и продолжалась 7 лет. Когда этот период закончился, в 1998-ом году, казалось, что реформа окончилась неудачей, по крайней мере для тех людей, которые её проводили. Но прошло какое-то время и стало ясно, что она представляет и долго будет представлять важнейший и успешный шаг в нашей экономической истории: в России была восстановлена рыночная экономика. Население забыло о товарном дефиците и многих других проблемах, присущих советской системе. Возродилось предпринимательство, плоды деятельности которого встречаются нашим гражданам на каждом шагу.

Работа над Конституцией России началась ещё раньше, по сути в середине 1990-го года, когда Верховный Совет РСФСР возглавил Б. Ельцин. И закончилась эта работа в декабре 1993-го года, когда была принята Конституция РФ, в основе сохранившаяся до сих пор. Но до августовского путча 1991-го года, работа ограничивалась рамками Союзной Конституции, а после этого столкнулась с серьёзными противоречиями между фракциями в парламенте, борьбой между теми, кто хотел сохранить прежние социалистические традиции, и сторонниками рыночной экономики и демократии. Я, конечно, несколько упрощаю картину, но и усложнять не могу. А суть как раз в этом.

В итоге указом N 1400 Президент распустил Парламент, удалил, стало быть, основных оппонентов и Конституция, опиравшаяся на весьма широкие полномочия Президента, в декабре 1993-го года была принята.

Но если рыночная экономика, пусть не во всём, эффективно уже давно работает, нынешняя конституция и многие окружающие её институты вызывает множество вопросов.

Сегодня тоже нужны реформы, реформы институциональные, едва не на каждом шагу, затрагивающие Конституцию. Дело в том, что с самого начала постсоветской России шёл спор, будут ли все основные полномочия принадлежать Съезду народных депутатов, т.е. парламенту, либо они будут персонифицированы, т.е. принадлежать Президенту. Тогда Президент был гарантией рыночной экономики и демократии и победил он. А потом ситуация изменилась и стало ясно, что дальнейшее развитие страны, включая рыночную экономику, экономическую и политическую конкуренцию и т.д. зависит от разделения властей. Оно записано в Конституции, но при концентрации всех полномочий в руках президента невозможно. Поэтому наша Конституция в нынешнем её виде оказывается тормозом прогресса. Предлагаю подумать.

Источник

OpenTown Открытый город

Хроника событий 1991 года. Лицедеи и

Уникальная хроника СССР. Один из последних короткометражных документальных фильмов о положении в нашей стране на примере работы 5 Внеочередного съезда народных депутатов СССР, 3 и 5 Внеочередных съездов народных депутатов РСФСР, Чрезвычайной сессии ВС СССР и августовских событий 1991 года.

https://youtu.be/vNUvDs0r7JU

17 марта — на всероссийском референдуме принято решение о введении поста президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием (за — 54 % от общего числа избирателей).

28 марта — 5 апреля — III (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР. 21 — 25 мая — IV Съезд народных депутатов РСФСР.

12 июня — первым президентом РСФСР на всенародных выборах избран Б.Н. Ельцин (57 % в первом туре). На выборы он шёл в паре с кандидатом в вице-президенты А. В. Руцким.

10 июля — Ельцин вступил в должность президента РСФСР.

10 — 17 июля 1991 года — V (внеочередной) съезд народных депутатов. По итогам шести туров выборов нового председателя Верховного Совета (основные кандидаты — С. Н. Бабурин, Р. И. Хасбулатов, С. М. Шахрай, В. П. Лукин) председатель не избран. Исполняющим обязанности председателя Верховного Совета становится первый заместитель председателя ВС Хасбулатов.

19 — 21 августа — ГКЧП.

28 октября — 2 ноября — V (внеочередной) съезд народных депутатов (2 этап).

29 октября — председателем Верховного Совета избран Хасбулатов.

1 ноября — Съезд предоставляет президенту Ельцину дополнительные полномочия сроком на 13 месяцев и позволяет ему лично возглавить правительство.

12 декабря — Верховный Совет ратифицировал Беловежское соглашение о прекращении существования СССР.

25 декабря — М.С. Горбачев сложил с себя полномочия главы государства.

25 декабря — Верховный Совет принял закон о переименовании РСФСР в Российскую Федерацию (Россию). (Это ложь!)

Студия ЦСДФ (РЦСДФ) СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Читайте также:  Иммуностимулирующие народные средства для детей

Автор сценария и режиссёр: Б. Сарахатунов

Операторы: В. Извеков, С. Кузминский

Звукооператор: В. Дорфман

Монтажер: И. Лихачева

Директор фильма: Т. Салеева

Послесловие

Переименования РСФСР в РФ не было!

Этот пост — официальная улика незаконности существования РФ на территории СССР.

Хоть и с дрыганиями, хоть со второй попытки, но Минюст РФ прислал ответ с КОПИЕЙ С ОРИГИНАЛА указанного закона.

Опытный взгляд распознал фальшивку с первого взгляда. Вот она, внимательно посмотрите на КОПИЮ С ОРИГИНАЛА, попробуйте понять, ГДЕ И КАК НАС обманули:

Для тех, кто не юрист, этот же документ, но с подсказками:

Правовой ликбез для юристов и не юристов

По подсказке №1:

Научный центр правовой информации: Официальной датой создания Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации считается 25 июня 1975 года.

На Центр возлагались задачи ведения учета нормативных актов СССР и союзных республик, государственной регистрации, обработки, хранения и ведения фонда правовой информации. В НЦПИ был сформирован уникальный, до настоящего времени не сопоставимый по объему ни с какой другой базой данных, фонд, основанный на архиве Министерства юстиции Российской Федерации, содержащий более 350000 документов с 1917 года. Это правовые акты СССР, Российской Федерации в поверсионной истории развития, субъектов Федерации, стран-участников СНГ.

НЦПИ был первой в стране организацией, решающей на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, кодификации законодательства, повышения уровня законодательной техники, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством.

До 1993 года Центр был единственной государственной организацией, которая обеспечивала высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти правовой информацией. Научный Центр правовой информации — учреждение, имеющее наибольший в России опыт работы по автоматизированной обработке правовой информации. Приказом Министра юстиции СССР от 2 декабря 1976 года на НЦПИ возлагалась обязанность приема на государственный учет правовых актов, а приказом от 18 марта 1977 года было утверждено Положение о государственном учете нормативных актов СССР и союзных республик. Центр осуществлял централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и предоставление комплексной информации о них. Для обеспечения полноты и правильности государственного учета НЦПИ с этого времени оказывал министерствам и ведомствам методическую помощь по вопросам государственного учета принимаемых ими нормативных актов.

По подсказке №2.

Законы в РСФСР принимал исключительно Верховный Совет РСФСР.

ВС РСФСР это по простому СЪЕЗД народных депутатов Верховного Совета РСФСР.

Верховный Совет РСФСР возглавляет Председатель Верховного Совета РСФСР. Последним Председателем ВС РСФСР обозначился Р. И. Хасбулатов.

При ВС РСФСР функционировал постоянно действующий РАБОЧИЙ ОРГАН — ПРЕЗИДИУМ ВС РСФСР, у которого был собственный председатель, но его статус ниже председателя ВС РСФСР. Последним председателем ПРЕЗИДИУМА ВС РСФСР — Воротников Виталий Иванович.

Эта информация дана, чтобы вы перестали путать ПРЕЗИДИУМ ВС РСФСР с ВС РСФСР.

По подсказке № 3.

Как я уже говорил, Верховный Совет РСФСР это СЪЕЗД.

Вот усечённый (интересующий нас) список съездов ВС РСФСР:

СЪЕЗДЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ: V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР 10-17 июля, 28 октября — 2 ноября 1991 (1991, 28, 30, 44-46)

VI Съезд народных депутатов РСФСР 6 — 21 апреля 1992 (1992, 19-20)

По подсказке №7:

Как следует из даты принятия документа, сессии в декабре 1991 года НЕ БЫЛО!

И одно это — важная улика, на основании которой Закон РСФСР №2094-I от 25 декабря 1991 года — ЛИПА!

Правовые основы деятельности ВС РСФСР (все эти документы являлись действовашими в тот момент):
1. Конституция Основной закон СССР — 1977 года. Действие на сегодняшний день.

Регламент есть у любого органа в стране (У ГосДумы, у федерального органа, у субъекта РФ, у Собрания депутатов местного самоуправления).

ВС РСФСР не мог просто так внезапно взять и родить какой-либо закон. Для этого существует ПРОЦЕДУРА, она многоступенчатая — предусматривает кучу входящих фильтров — кто внёс, зачем внёс, правовая экспертиза, рассмотрение в комитетах, экономический анализ последствий принятия и т.д.

И только после этого документ принимали во втором и/или третьем чтении.

Принятый съездом закон ПОДПИСЫВАЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР.

Посмотрите на подсказку №5 и №6:

Заметьте — это КОПИЯ С ОРИГИНАЛА, который ОФИЦИАЛЬНО хранится в Минюсте РФ!

По подсказке №4:

Согласно статьи 86 Регламента ВС РСФСР, официально Законы принятые ВС РСФСР…:

Статья 86. Текст принятого закона РСФСР, подписанный Председателем Верховного Совета РСФСР, направляется в Президиум Верховного Совета РСФСР для опубликования. Опубликование законов РСФСР осуществляется в соответствии с Законом РСФСР о порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов,принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами.

Закон РСФСР от 13.07.1990 N 89-1 (ред. от 27.12.1990) О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами

Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики постановляет:

Статья 2. Опубликование законов РСФСР и других актов, указанных в статье 1 настоящего Закона, в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР и газете Российская газета является официальным опубликованием.


Статья 3. Законы РСФСР, другие акты Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР нормативного характера вступают в силу на всей территории РСФСР одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.

Правовые последствия этой публикации

Источник

Съезд народных депутатов России

Съезд народных депутатов Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года — Съезд народных депутатов РСФСР) — высший орган государственной власти России с 16 мая 1990 по 4 октября 1993. Избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Первый и единственный состав народных депутатов РФ был избран 4 марта 1990 года, по итогам выборов ни одна фракция не имела абсолютного большинства голосов. Указом Президента «О поэтапной конституционной реформе» деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета прерывалась, однако сам Съезд (большинство его депутатов) указу не подчинился, а сам Указ был признан противоречащим Конституции Конституционным Судом.

Содержание

Полномочия Съезда

Конституция закрепляла за Съездом право решать любой вопрос, отнесённый к ведению Российской Федерации (статья 104, часть 2). К исключительному ведению Съезда народных депутатов относилось:

— принятие Конституции Российской Федерации, внесение в неё изменений и дополнений; — определение внутренней и внешней политики Российской Федерации; — ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции Российской Федерации; — принятие решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесённым к ведению Российской Федерации; — определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Российской Федерации; — решение вопросов об изменении границ Российской Федерации; — утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Российской Федерации, её военного строительства; — формирование Верховного Совета Российской Федерации; — избрание Председателя Верховного Совета Российской Федерации; — избрание Первого заместителя и трёх заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации; — утверждение Председателя Совета Министров Российской Федерации; — утверждение Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации; — избрание Конституционного суда Российской Федерации; — принятие решения об отрешении от должности Президента Российской Федерации; — отмена актов, принятых Верховным Советом Российской Федерации, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Читайте также:  Вечером во ржи шотландская народная песня ноты

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимал законы Российской Федерации и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатом Российской Федерации, за исключением случаев, когда иное установлено Конституцией Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимал решение о проведении всенародного голосования (референдума).

Заседания Съезда народных депутатов как правило вёл Председатель Верховного Совета. Деятельность съезда регулировал временный регламент, постоянный отсутствовал.

Порядок формирования Съезда народных депутатов

Всего на съезд избирались 1068 народных депутатов РСФСР:

История

Фракции и блоки

Состав и численность фракций и блоков постоянно менялись. Но постоянно, на каждом съезде, регистрировались 10-12 фракций.

Источник

Судьба депутата: четверть века назад прекратил недолгое существование советский парламент

В Советском Союзе знали толк в политической сатире. За политический анекдот можно было сесть в тюрьму или, по крайней мере, иметь неприятную беседу, но их всё равно рассказывали и придумывали. Даже об этом существовал анекдот.

Самым популярным персонажем этих юморесок был, конечно, Леонид Ильич Брежнев, этот мастодонт советского политического анекдотостроения. Власть в СССР ассоциировалась с высшим партийным руководством, вот и шутили про неё. Про Верховный Совет историй уже не рассказывали — неинтересно.

И вдруг в 1989 году анекдоты получили второе дыхание. В них появился новый персонаж, да такой, что его образ используется сатириками по сей день. Им стал Депутат.

Этот анекдот появился во время работы I Съезда народных депутатов СССР — молодого и не очень понятного для советских граждан органа, который отличался от всех прочих государственных учреждений тем, что был выборным. Впервые за десятилетия советской власти, на волне перестройки, людям разрешили эту самую власть выбирать на альтернативной основе (хотя бы частично — не все избирались: Съезд формировался сложным путём, часть народных депутатов назначалась по квотам).

Он был одним самых представительных парламентских органов за всю историю России, включая даже многолюдные Земские соборы XVII века. В работе Съезда принимали участие больше 2000 делегатов от всех республик Советского Союза. Этот первый после нескольких десятков лет перерыва опыт свободного парламентаризма закончился 5 сентября 1991 года, когда V Съезд самораспустился, не доработав три года до положенного срока.

Кроме родившейся за время работы Съезда привычки смеяться над депутатами, их ошибками, поведением и заявлениями Съезд дал, разумеется, и многое другое. Все республики СССР благодаря ему получили то, что Гаэтано Моска назвал «политическим классом».

Почти все политические элиты 15 некогда братских республик вышли из Съезда народных депутатов. А многие остаются во власти и политике до сих пор.

Невозможно рассказать обо всех 2000 депутатов и их дальнейшей судьбе. Поэтому мы выбрали десять наиболее ярких и примечательных деятелей.

Для Гавриила Попова Съезд народных депутатов стал трамплином в кресло московского мэра. Первый мэр Москвы занимал эту должность всего год и успел запомниться громкими переименованиями станций метро и улиц. Попов и сейчас не чужд столичной политики: в 2011 году он стал советником мэра Москвы Собянина «на общественных началах», а также по сей день публикует в прессе свои размышления о путях России.

Станислав Шушкевич, проректор Белорусского государственного университета, из народных депутатов стал председателем Верховного Совета республики Беларусь и участником подписания Беловежских соглашений, поставивших точку в судьбе Советского Союза. До 1994 года должность Шушкевича была высшей в республике, но он лишился её в результате работы парламентской комиссии, которой руководил Александр Лукашенко.

Таджикский кинооператор и режиссер Давлатназар Худоназаров тоже не в последнюю очередь благодаря Съезду смог заявить о себе столь громко, что в 1990 году был избран председателем Федерации Союза кинематографистов СССР и даже вошёл в ЦК КПСС. А уже после распада СССР Худоназаров оказался в числе лидеров «Объединённой таджикской оппозиции» — одной из сторон кровавого гражданского противостояния в республике, унёсшего десятки тысяч жизней. Долгое время ему пришлось провести в эмиграции, а сегодня он занимается общественной деятельностью.

Ярчайшей сторонницей сохранения СССР на Съезде была Сажи Умалатова. После ликвидации Съезда и распада СССР она пыталась реанимировать этот орган и даже провела собрание некоторых бывших депутатов Съезда, которые провозгласили себя «VI Чрезвычайным Съездом народных депутатов СССР».

Главный редактор журнала «Огонёк» Виталий Коротич стал народным депутатом благодаря позиции журнала, который в конце 1980-х был главным рупором новых веяний в общественной жизни страны. «Огонёк» активно проводил политику гласности в советской прессе, но в дни августовского путча Коротич испугался и не стал возвращаться в Советский Союз, за что редакция журнала отстранила его от обязанностей главного редактора. В дальнейшем Коротич продолжал заниматься журналистской деятельностью, но былой популярности не вернул. Сейчас бывший народный депутат живёт в Киеве.

Самый известный следователь эпохи перестройки — Тельман Гдлян — тоже был народным депутатом. Именно после опыта работы на Съезде он окончательно ушёл со следственной работы в политику, был депутатом Государственной думы II созыва.

Среди народных депутатов были не только интеллигенты, но и представители других социальных слоёв, например генерал-майор КГБ, бывший сотрудник внешней разведки Олег Калугин. Став народным депутатом, Калугин, несмотря на свою прежнюю должность, примкнул к самому демократическому крылу Съезда и принялся активно разоблачать предыдущее место работы (к тому моменту он ушёл из органов на пенсию). Уже в 2000 году Калугин сделал в США несколько скандальных заявлений, разоблачив многих советских разведчиков-нелегалов, работавших за рубежом. В настоящий момент бывший народный депутат заочно приговорён в России к 15 годам лишения свободы за государственную измену.

Читайте также:  День народного единства российской федерации

Ещё одним сторонником сохранения СССР любыми методами на Съезде народных депутатов был полковник ВВС Виктор Алкснис. С трибуны Съезда Алкснис требовал навести порядок в стране. Но страны не стало, а Алкснис продолжил заниматься политикой, был депутатом Думы нескольких созывов и сегодня активно продолжает участвовать в общественно-политической жизни России.

Генерал Альберт Макашов в 1990-е годы был одним из самых скандальных политиков «патриотического лагеря», а политическую карьеру он также начинал как народный депутат. В этой должности он пытался баллотироваться в президенты РСФСР, но занял предпоследнее место, обогнав только председателя КГБ Вадима Бакатина. Во время октябрьских событий 1993 года Макашов был заместителем министра обороны в правительстве Руцкого, за что несколько месяцев отсидел в тюрьме. Позже Макашов, известный своей прямолинейностью и грубостью, за которые ему сильно перепадало от прессы тех лет, удалился на покой.

Источник

ЕГЭ История. Всё в одном месте. Всероссийские Съезды народных депутатов.

Всероссийские Съезды народных депутатов.

Полномочия, даты проведения, основные вопросы.

Съезд народных депутатов Российской Федерации (до 16 мая 1999 г. — Съезд народных депутатов РСФСР) — высший орган государственной власти РСФСР в 1990—1993 гг.

Учреждён в соответствии с поправками к Конституции РСФСР

29 октября 1989 г. Верховным Советом РСФСР.

Избирался на 5 лет.

Полномочия:

· принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений;

· определение внутренней и внешней политики РСФСР;

· принятие решения по вопросам национально-государственного устройства РСФСР;

· решение вопросов об изменении границ РСФСР с другими союзными республиками и внесение их на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР;

· утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития РСФСР;

· избрание Верховного Совета РСФСР, Председателя Верховного Совета РСФСР, его заместителей;

· утверждение Председателя Совета Министров РСФСР, Председателя Комитета народного контроля РСФСР, Председателя Верховного Суда РСФСР, Главного государственного арбитра РСФСР;

· избрание Комитета конституционного надзора РСФСР;

· принятие решений о проведении республиканского народного голосования (референдума);

· осуществление законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР.

16 мая — 22 июня 1990 года.

Избрание Б.Н. Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР.

12 июня была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

II Cъезд.

27 ноября — 15 декабря 1990 года

Приняты поправки к Конституции РСФСР:

· придание конституционного статуса Декларации о государственном суверенитете,

· введение частной собственности в РСФСР,

· учреждение Конституционного суда (избран в 1991 году),

· деидеологизация статей Конституции о политических правах граждан.

III Cъезд.

28 марта — 5 апреля 1991 года

· Принятие постановлений о политическом и социально-экономическом положении в РСФСР и мерах по выходу из кризиса,

· о национально-государственном устройстве РСФСР,

· об итогах референдума РСФСР 17 марта 1991 года по вопросу о введении поста Президента РСФСР,

· о Договоре о Союзе Суверенных Республик,

· о перераспределении полномочий между высшими государственными органами РСФСР для осуществления антикризисных мер.

· Назначение выборов Президента РСФСР на 12 июня 1991 года.

IV Cъезд.

21 — 25 мая 1991 года

Приняты поправки к Конституции РСФСР:

· учреждение поста Президента РСФСР согласно итогам всероссийского референдума;

V Cъезд.

Съезд проходил в два этапа:

1 этап (10 — 17 июля 1991 года).

2-ой этап— октябрь 1991 г.

1 этап.

Р.И. Хасбулатов был назначен исполняющим обязанности председателя Верховного Совета.

2-ой этап.

· Избрание председателем Верховного Совета Р. И. Хасбулатова,

· установление трёхцветного государственный флага РСФСР).

28 октября Борис Ельцин огласил основные положения экономической программы Е.Т.

Гайдара:

Съезд предоставил президенту Б.Н. Ельцину дополнительные полномочия сроком на 13 месяцев и позволил ему лично возглавить правительство.

VI Cъезд.

6 — 21 апреля 1992 года

Работа правительства Е.Т. Гайдара получила неудовлетворительную оценку.

Были предоставлены дополнительные полномочия президенту Ельцину.

Съезд отказался ратифицировать Беловежское соглашение прекращении существования СССР и исключить из текста Конституции РСФСР упоминания о Конституции и законах СССР.

Поправки в Конституцию:

· изменение наименования государства «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) на наименование «Российская Федерация — Россия»;

· преобразование ряда автономных областей в республики;

· переименование Ленинграда в Санкт-Петербург;

· переименование ряда областей.

· изменение формулировки статьи 165 Конституции. Новая редакция: «Конституционный Суд Российской Федерации — высший орган судебной власти по защите конституционного строя». Были конкретизированы функции Конституционного Суда.

VII Cъезд.

1 — 14 декабря 1992 года

· Отказ от продления дополнительных полномочий Б.Н. Ельцина, Ельцин угрожает Съезду всенародным референдумом о доверии;

· назначение Е.Т. Гайдара председателем правительства;

· назначение на 12 марта 1993г.реферндума по основным положениям новой Конституции;

· утверждение В.С Черномырдина в должности председателя Совета Министров;

· разделение Чечено-Ингушской Республики (Чечено-Ингушской АССР) на Ингушскую республику и Чеченскую республику.

VIII Cъезд.

10 — 13 марта 1993 года

· Введение в действие поправок к Конституции, ограничивающие полномочия президента,

IX Cъезд.

26 — 29 марта 1993 года

· Съезд был созван в связи с телеобращением президента Ельцина, в котором тот объявил о введении «особого порядка управления» страной.

· Конституционный суд признал действия Ельцина, связанные с телеобращением, неконституционными.

· Назначение на 25 апреля всенародного референдума о досрочных перевыборах президента и Съезда народных депутатов и о доверии социально-экономической политике президента.

X Cъезд.

23 сентября — 4 октября 1993 года

· Утверждение решения Верховного Совета о прекращении президентских полномочий Б. Н. Ельцина и переходе их к вице-президенту А. В. Руцкому.

· назначение альтернативных силовых министров.

· Постановление провести не позднее марта 1994 года досрочные выборы президента и народных депутатов

Дом Советов России, превратившийся в штаб сопротивления, был блокирован силами МВД.

3 октября демонстранты прорвали блокаду, после чего сторонники Верховного Совета взяли штурмом здание московской мэрии и попытались захватить телецентр «Останкино».

Прекращение работы Съезда народных депутатов, его участники покинули здание, приняв обращение к гражданам России, при этом Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой и альтернативные министры силовых ведомств были взяты под стражу.

Система Советов, верховным органом которой являлся Съезд, была полностью ликвидирована.

События после последнего Cъезда.

· избрание нового двухпалатного парламента — Федерального Собрания;

· Объявление Государственной думой на первой сессии (11 января — 23 февраля 1994 года) политической амнистии участникам событий августа 1991 и сентября — октября 1993 г.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector