6 класс музыка образы русской народной и духовной музыки

Образы русской народной и духовной музыки
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Открытый урок по музыке в 6 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение темы Образы русской народной и духовной музыки.

Тип урока : интегрированный, музыка и православная культура

Оборудование: Магнитофон и аудиозаписи музыкальных произведений:

— Повторение русских народных песен, изученных ранее, с использованием оркестровых ударных инструментов;

— Подготовка устных сообщений по заданным темам.

Звучит русская народная песня о Родине.

II. Обобщение изученного материала. Проверка ранее полученных знаний.

— Как дошли до нашего времени народные песни, которые были сочинены в древности?

— Какие народные музыкальные инструменты вы знаете?

— Что мы понимаем под названием Духовная музыка?

Учитель :- Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего урока? ( ответы учащихся)

Да, на этом уроке мы подведём итог наших уроков, на которых мы много говорили об образах русской народной и духовной музыки.

1.Слушание устных сообщений учащихся, данных им заблаговременно. Сопутствие комментариев учителя, музыкальных вставок, вопросов

— Готовясь к этому уроку вы проводили исследование по темам, которые были вам даны.И так первая тема была у Вадима Ломака.

— Музыка на народных праздниках. Ученик зачитывает сообщение.

Слушание : Н.Римский – Корсаков, хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка»)

Вопрос : Какой оркестр исполняет это произведение?

-Присутствует ли русская народная музыка на современных народных праздника? Приведите примеры. ( колядки, песни и игры на Масленицу, хороводы и танцы…)

— Исполнение песни: рнп «Как на масляной недели», добиваться чёткого исполнения, петь весело.

— Следующая тема Русские народные инструменты, подготовил Соловьёв Игорь.

Вопрос: Какой русский народный инструмент исполнял это произведение? (рожок).

— Прослушайте ещё одно произведение: «Былинные наигрыши» (гусли).

Вопрос: Какой инструмент звучал в этом произведении?(гусли)

– В какой опере встречается былинник? ( Баян, в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила») Кто автор литературного текста?

Слушание фрагмента: «Первая песнь баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Давайте рассмотрим их на нашей выставке. Учитель даёт детям поиграть на гармони, балалайке и домре. Сам учитель исполнил на домре р.н.п. «Карапет».

– Является ли колокол музыкальным инструментом? ( Да. Колокольная музыка – атрибут православных храмов и символ православной России. Колокола или их имитация часто встречаются в произведениях русских композиторов.

Слушание фрагмента: М.И.Глинка из оперы «Иван Сусанин» хор «Славься».

— По следующей теме нам подготовила сообщение Катя Пимкова:

Кто такие скоморохи?

Слушание «Пляски скоморохов» из оперы «Снегурочка»

Вопрос: По характеру музыка какая? ( весёлая). А мы знаем, скоморохи веселили народ, и поэтому грустной музыки у них не было.

Вот и мы сейчас повеселим наших гостей и ещё попросим поиграть вместе с нами «Русскую плясовую». Но сначала мы оденем скоморошьи колпаки.

Исполнение на шумовых инструментах рнп «Русская плясовая».

Исполнение рнп «А я по лугу», петь весело, чётко произносить слова, правильно драть дыхание.

Заполнить в таблице графы о русской народной музыке.

Слайд6 (ЦЕРКОВНЫЙ ХОР)

Учитель: «Духовная музыка»:- Как мы понимаем выражение «Духовная музыка»

Вопрос:- Как исполняются песнопения в храмах? ( без инструментального сопровождения- а капелла)

Вопрос: – Как называется религия русского народа?(христианская)Крещение Руси было в 988г.

— Сколько лет Россия является христианской? (2012-988=….)

— Назовите имена князя и княгини, которые первыми приняли христианство, а затем и вся Русь стала христианской. В какой реке происходило крещение жителей Киевского княжества?( Днепр ) Как ещё в народе называли князя Владимира? ( Красно Солнышко)

Слайд7 «Князь Владимир», «Княгиня Ольга»

Вопрос: – Какие виды церковных песнопений вы знаете? ( тропарь, величание, стихира, молитва)

Исполняет учитель: стихиру «С вете тихий святыя славы Безсмерного Отца Небеснаго, / Святаго, Блаженного, Иисусе Христе! /Пришедше на запад солнца, видевшее свет вечерний, / поем Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоит еси во вся времена пет быти гласы преподобными, / сыне Божий, живот даяй; / тем же мир Тя славит.

Источник

Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе по теме: «Образы русской народной и духовной музыки»

Рина Хабибуллина
Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе по теме: «Образы русской народной и духовной музыки»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями развития народной и духовной (церковной) музыки в Древней Руси

1. Формирование представлений о народной и духовной музыке Древней Руси

2. Развитие мыслительной деятельности, путем сопоставления и выявления общего, опираясь на образное содержание, музыкальный язык.

3. Формирование увлеченного отношения к музыкальной культуре родной страны

Тип урока: Изучение нового материала

Проблема урока: Найти общие и различные черты церковной и народной музыки.

Музыкальный материал: “Да исправится молитва моя” П. Чесноков, “Молитва” Б. Окуджава, “Знаменный распев”, “Свете тихий” Киевский распев, хор “Свет и сила бог Ярило” Н. Римский-Корсаков, “Во кузнице” РНП, Частушки скоморохов.

Дополнительный материал: Презентация, муз. инструменты, карточки с названиями народных инструментов, аккордеон, костюмы скоморохов, АРМ, тексты песен, магнитола.

Ход учебного занятия

1. Организационный этап

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Приветствие, выявление отсутствующих, организация внимания Полная готовность класса к работе

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала

Сегодня мы рассмотрим тему “Образы русской народной и духовной музыки’. Узнаем, какова была в древние века церковная музыка и народная музыка.

Активизация внимания на мультимедийный экран

3. Этап усвоения новых знаний

Обратимся к истории: 988 год – произошло очень важное событие для русского народа – Крещение Руси. Киевский князь Владимир по примеру своей бабушки – княгини Ольги принял крещение, провозгласил на Руси христианскую веру в единого Бога – Иисуса Христа.

Читайте также:  Золоті яблука українська народна казка

Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.

Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Унисон – в переводе 1 звук. Когда звучит одна мелодия в разных октавах.

Ребята, скажите, как называется пение без сопровождения?

Какой был характер музыки, которую мы только, что слушали?

Отличительная черта русской православной музыки пение без сопровождения – a capella.

Человеческий голос – как считалось признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках.

С крещением на Русь пришла церковная музыкальная культура Византии. Создатели гимнов и распевщики не могли сразу “запеть” на чужом языке – они обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, интонациями. Этот сплав народной русской культуры и “иноземной”, выразился в таком явлении, как знаменный распев.

Для записи использовалась знаменная нотация (знамя-знак). Безлинейные знаки, позднее знаменная нотация получила название крюковой (главный знак – крюк)

Прослушаем фрагмент знаменного распева

Вопросы учителя по исполнению и настроению музыки

В 15 веке в русской иконописи развивается богословское учение о Троице. Троичность в иконописи отразилась и на музыкальном искусстве. В церковном пении появляются 3 мелодические линии (3-х голосие)

19 век. В творчестве русских композиторов С. Рахманинов, П. Чайковский встречаются произведения церковных жанров. “Всенощное бдение”, “В церкви”.

Жанры церковного пения: Молитва, кондак, тропарь, величальная – все эти жанры входят в состав основных церковных служб

Сейчас мы послушаем произведение П. Чеснокова “Да исправится молитва моя”, солирует наша русская певица И. Архипова.

Какой характер музыки?

Что вы почувствовали?

Как вы считаете, оказывает ли церковная атмосфера воздействие на человека?

Наши современники, поэты, композиторы обращаются в своем творчестве к жанрам церковной музыки. Сейчас мы с вами исполним песню Булата Окуджавы “Молитва”

Как вы считаете, что хотел своей песней сказать автор?

Скажите, ребята, какого вероисповедания были древние славяне?

В каких богов верили язычники?

Слушаем хор из оперы Снегурочка Н. Римского-Корсакова “Свет и сила бог Ярило”

Как звучала музыка?

Как начинался хор с многоголосия, или сольного запева?

Где мы с вами слышали пение a capella? Правильно, в знаменном распеве

Очень много былин, сказов о музыкантах и музыкальных инструментах. Всем известны такие имена как Садко, Баян.

Что такое фольклор? Устное народное творчество.

Кто являлся носителем народного творчества? – бродячие артисты.

(в коридоре шум и крики)

Здесь народ, давай сюда!

Выступать уже пора!

1. Мы и петь смогем

2. На базарах, на пирах

своей звонкою игрой

народ потешаем.

3. Мы веселые бродяги

нам не надо славы, благ

хотим любви народной

Правильно, мы скоморохи.

На княжеских пирах, народных гуляниях первые музыканты.

А знаете ли вы, на каких музыкальных инструментах мы можем играть?

Чтобы это проверить нужны 3 смельчака (по одному человеку с ряда)

Выходите! (работа с карточками, где написаны различные инструменты)

Выгоняют нас. Царь Алексей Михайлович издал указ, теперь нам запрещают выступать, ломают и жгут наши музыкальные инструменты, придется ехать на Урал и в Сибирь.

Не расстраивайтесь скоморохи, на Урале вас полюбят. Сохранят ваши песни и музыкальные инструменты.

Древнюю балалайку нашли именно на Урале и отдали ее В. Андрееву. В. Андреев научился сам играть, наладил фабричное производство, создал 1 Великорусский оркестр народных инструментов.

А знаете ли вы, как называется наш знаменитый Челябинский оркестр русских народных инструментов? (“Малахит”).

Давайте повеселим наших скоморохов, исполним песню шуточную “Во кузнице”

Слуховое и зрительное восприятие информации

Понятие записывается в тетрадь

Ответы на вопросы учителя:

Строгая, внутренняя мощь, величественность

Понятие записывается в тетрадь

Ответы на вопросы учителя

Понятие записывается в тетрадь

Учащиеся называют жанры, читая по карточкам

Слуховое и зрительное восприятие

Ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы учителя

(Не могли объяснить некоторые законы природы)

Ответы на вопросы учителя

(Строго, эпично, торжественно)

Ответы на вопросы учителя

Участники – скоморохи выступают

Остальные учащиеся хлопают

Отвечают на реплики артистов

Отвечают на реплики артистов

Участие в игре, каждый ряд помогает своему участнику

Участники – скоморохи выступают

Слуховое и зрительное восприятие информации

Ответы на вопросы учителя

Исполнение песни (стоя, играя на шумовых инструментах)

4. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Какие жанры народных песен вы можете назвать?

Кто исполняет народную музыку, а кто духовную?

А в каком составе исполняют молитву “Отче наш”, или “Символ веры” (все прихожане)

О чем говорится в духовной музыке?

Какой образный строй ей характерен?

А в народной музыке?

Есть ли что-то общее между хором “”Свет и сила бог Ярило” и церковной музыкой?

(исполнение a capella, образный строй)

Учащиеся отвечают на заданные вопросы

Учащиеся размышляют по заданной теме

5. Этап закрепления нового материала

Ребята, давайте вспомним как появилась, а затем развивалась церковная музыка

Назовите жанры церковной музыки

Назовите русские народные инструменты

Кто создал 1 Великорусский оркестр народных инструментов

Как называется Челябинский оркестр русских народных инструментов

Учащиеся отвечают на заданные вопросы

6. Этап инструктаж по выполнению домашнего задания

Составить ребусы из названий русских народных инструментов Запись домашнего задания

7. Подведение итогов урока

Музыка народная и духовная различны по образному содержанию, музыкальному языку. Но это не мешает двум культурам существовать параллельно, радовать нас своим богатством и красотой.

Спасибо за внимание и работу.

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия по рассказыванию русской народной сказки «Колобок» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе детского сада. «Рассказывание русской народной сказки.

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой» Тема: «Знакомство с русской народной игрушкой_матрешкой» Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой. Формировать эмоциональную.

Читайте также:  Как быстро сбить температуру народными методами

Интегрированное занятие по теме: «Чтение и драматизация русской народной песенки Курочка-Рябушечка» МБДОУ детский сад комбинированного вида № 1 «Колокольчик» Интегрированное занятие по теме: «Чтение и драматизация русской.

Конспект музыкального занятия по теме проекта «Времена года в поэзии, живописи и музыке» Конспект музыкального занятия по теме проекта «Времена года в поэзии, живописи и музыке» для подготовительной к школе группы. Ход занятия.

Конспект открытого урока по предмету «Музыкальная грамота и слушание музыки» во 2 классе на тему «Развитие музыки» МБУДО ДШИ г. Усмани филиал с. Октябрьское Предмет: «Музыкальная грамота и слушание музыки» Открытый урок во 2 классе по теме: «Развитие.

Конспект занятия «Знакомство с русской народной сказкой «Хаврошечка» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство детей с русской народной сказкой «Хаврошечка» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой.

Конспект занятия «По следам русской народной сказки» С элементами театрализации и занимательными заданиями по русской народной сказке «Гуси –лебеди». Цель: Содействовать возникновению стремления.

Сценарий урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины» Предмет: музыка 3 класс. Тема урока: «Певцы русской старины». Цель урока: раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах.

Технологическая карта урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины» Предмет: музыка 3 класс. Тема урока: «Певцы русской старины». Цель урока: раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах.

Источник

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема «Образы русской народной и духовной музыки»
план-конспект урока (музыка, 6 класс) по теме

разработтка открытого урока по музыке 6 класс

2 четверть тема урока «Образы русскойнародной и духовной музыки»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе.

2 четверть Урок №2. Тема « Образы русской народной и духовной музыки »

Планируемые результаты для ученика:

Виды деятельности на уроке:

Организационный момент. (Экспозиция).

Мотивирование учебной деятельности. (Завязка).

Связка- переход к слушанию и восприятию предложенного музыкального материала урока.

Основной этап урока.

Создание проблемной ситуации.

Учащиеся формулируют главный вопрос урока (проблему).

Способ достижения намеченной цели. Разработка 1

Работа по проблеме урока. Разработка 2.

Разработка 3. Работа по проблеме урока.

Общее обсуждение полученных решений:

Итог урока. Рефлексия.

Показ и выявление глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление информационно-жанрового богатства народной музыки, молитвы в музыке отечественных композиторов.
Образовательная : закрепить в понимании учащихся знаний о духовной православной музыке как о неотъемлемой части русской духовной культуры, музыкальном образе, средствах музыкальной выразительности; познакомить детей с творчеством композитора В.А.Гаврилина на примере духовных образов, запечатлённых в его симфонии-действе «Перезвоны» («Молитва»); дать учащимся представление о роли молитвы в христианстве, раскрыть понятия: «симфония-действо» как жанровую разновидность музыки, «духовный стих»- как разновидность духовной (чаще всего анонимной) православной песни; закрепить у учащихся знание имён русских композиторов, являющихся создателями духовных музыкальных произведений (Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, др.), познакомить с духовными образами, показать межпредметную связь истории, литературы, изобразительного искусства, духовно – нравственной культуры России и музыки; помочь учащимся осознать мысль о том, что музыка оказывает на человека большое эмоциональное воздействие, она созвучна его чувствам и мыслям, делает более глубоким восприятие любых жизненных ситуаций.

Развивающая: способствовать развитию эмоций посредством создания на уроке ситуаций эмоционального переживания в процессе музыкального восприятия; развивать интерес к духовной музыке, элементарные певческие навыки, навыки культуры слушания и анализа музыкальных произведений. Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение при работе с песней «Мама» муз.В.А Гаврилина, сл. А Шульгиной

Воспитательная : воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству; воспитывать чувство уважения к православной культуре, к музыке русских композиторов, к высоким образцам русского певческого хорового искусства, к духовной музыке, к православным традициям, способствовать воспитанию высокохудожественного вкуса, нравственных качеств личности, культуры исполнения, слушания музыки; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Личностные : у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;Ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов; разбираться в музыкальных жанрах и видов искусства, определять на слух жанры музыки, осмыслять специфику музыки.

Ученик получит возможность научиться устанавливать связи между музыкальными и художественными произведениями различных жанров и видов искусства.

Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки ;

ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока;

Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе;

Получит возможность научиться с отрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Жанр, инструментарий, вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.

компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация Power Point, фортепиано.

В.Гаврилин «Перезвоны», «Молитва», песня «Мама» на слова А.Шульгиной
Б.Окуджава «Молитва», Иеромонах Роман «В минута скорбную сию…»

Хоровое пение, пластическое дирижирование, слушание музыки, анализ музыкального произведения.

Урок расширение и углубление знаний.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Вход в класс учащихся

Учитель: И так откроем тетради и вспомним тему прошлого урока «Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси».

-Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с образами русской народной и духовной музыки. На примере ярких музыкальных произведений углубим свои знания об особенностях и разновидностях этих жанров.

Читайте также:  Как улучшить потенцию народный метод

-На предыдущих уроках мы с вами рассуждали о народной культуре Древней Руси и о том, как духовные православные традиции воплотились в музыке русских композиторов.

-Имена каких композиторов вы запомнили? Назовём их.

Ученики: Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков и др.),

-Какой вид духовной (церковной) музыки был распространён в Древней Руси?

-Каковы его особенности?

-Термин «Знаменный распев» происходит от слова «знамя» — знаки особой древнерусской безлинейной нотации — крюки (певческие знамена, похожие на крючки);

-исполнялся в церквях мужским хором без сопровождения (a capella).

Учитель: Затем, позднее, в хvш веке, в России было распространено партесное пение.

–Вспомним, что это означает?

-Каковы его особенности?

Валерия Александровича Гаврилина симфония-действо «Перезвоны».

«На свете нет печальней повести, чем жить по совести. »

«По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни. »

В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. От коллективного языческого ритуала – к молитвенному преображению личности. От веселого буйства языческих по природе игрищ – к христианскому покаянию. Хоровая симфония-действо Гаврилина предполагает элементы театрализации при исполнении. Это монументальное сочинение, в котором поразительным образом слились в неразделимое целое музыка поющаяся и музыка играемая. Изумляет своей подлинной симфоничностью хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей.

Не случайно главному делу своей жизни Валерий Гаврилин дал имя «Перезвоны».

И все эти перезвоны — знаки Событий, Дома, Дороги — то сливаются в один грандиозный символический звон несущейся вдаль. Академик Д.С. Лихачев на склоне лет вспоминал об одном старинном русском обычае: «Вызвонить грех» – отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память». Тогда «по прочтении» и «перезвоны» — синонимы памяти, традиции и преемственности, синонимы нескончаемого пути жизни.

— Музыка В.А. Гаврилина современна. В концертном зале Мариинского театра не редко звучит это замечательное произведение выдающегося композитора ХХ века.

В.А.Гаврилин «Симфония- действо «Перезвоны» «Молитва».Слушание

Анализ слушания музыки.

— Какой образ запечатлён в музыке?- Почему вы так решили?;

Ученики: Молитва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам.

Ученики: Исполнял хор (a capella), ударные инструменты (оркестровые колокола), чтец, солист

-Характер музыки напряжённый и т.д.

Учащиеся формулируют главный вопрос урока

Вокально – хоровая работа:

песня «Мама» на слова А.Шульгиной

1.«Соль. До, Ля, Фа» (Staccato, Legato)

Исполнение песни «Мама» Гаврилина.

Ученики : С солистами

Учитель: Кто хочет попробовать себя в качестве солиста? Давайте попробуем спеть с квартетом солистов ( пригласить учащихся) Исполнение с солистами, пение песни с пластическим дирижированием.

Работа по группам и индивидуально

Учитель: А теперь вернемся к нашей теме и я предлагаю прослушать произведения

Б.Окуджава «Молитва», Иеромонах Роман «В минута скорбную сию…»

1. Выберите из предложенных литературных примеров наиболее созвучные трем номерам «Перезвонов»:

«Два письма» – В.Шукшин

Деревня…Серые избы, пыльные улицы,
крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла…
А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба.
Попадаются еще небольшие озерки;
вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря, как в зеркале.
Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать…
В душу с тишиной вместе вкрадывается
беспокойно-нежное чувство ко всему на свете.
Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо:
подожди, подожди, дружок.

Лейся, песня, пуще,
лейся, песня, звонче,
Все равно не будет то,
что было раньше.
За былую силу,
гордость и осанку
Только и осталась
песня под тальянку.

Мне нужно забвенье, нужна тишина:
Я в волны нырну непробудного сна;
Вы, порванной арфы мятежные звуки,
Умолкните, думы, и чувства, и муки.
Да! Чаша житейская желчи полна,
Но выпил же я эту чашу до дна, –
И вот опьянелой, больной головою
Клонюсь и клонюсь к гробовому покою.
Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
Узнал слепоты нерассветную тьму
И совести грозной узнал укоризны,
И жаль мне невольницы – милой Отчизны.

2.Вопросы: (каждой группе свой вопрос)

3. Выберите наиболее созвучную музыкальным примерам р епродуцию

Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством композитора Валерия Гаврилина, с хоровой симфонией «Перезвоны», с песнями Иеромонаха Романа иБ.Окуджавы.
В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную музыку, ощущаешь ее глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция.

После работы каждая группа оглашает ответ по своему заданию.

Оценивание занятия и своего личного участия.

2. 1. Важно понять истоки и глубинную сущность его музыки. Гаврилин – уроженец Вологодчины, воплотивший в своем творчестве духовную красоту художественных традиций старинного северного русского города Вологды и окружающих его сёл. Отсюда тонкость, трепетность и ранимость его души, отсюда щемящая красота и нежность его музыки.

5. «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина) – большая музыкальная фреска народной жизни – как символ колокольного звона, откликающегося на самые важные события.

Валерий Гаврилин, несмотря на обращение к деревне, очень современен, хотя поднимает вопросы, казалось бы, далекие от наших дней – сейчас редко кто заботится о сохранении души своей в православной чистоте.

С какими произведениями музыки сегодня мы с вами познакомились на уроке?

Что можете сказать о выполнении задания?

Какой у нас был главный вопрос урока?

Учебник Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская – Музыка 6 класс

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector