7 класс устное народное творчество и древнерусская литература

Древнерусская литература и фольклор

Древнерусская литература появляется с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и высокоразвитых формах устного поэтического творчества. Наибольшую роль играет в ее формировании народный эпос 1 : исторические предания, героические сказания, песни о воинских походах. Княжеские дружины в Древней Руси совершали многочисленные воинские походы, имели своих певцов, которые слагали и пели песни-славы в честь победителей, величали князя и воинов его дружины. Фольклор для древней литературы был основным источником, который давал образы, сюжеты, через фольклор проникали в нее художественные поэтические средства народной поэзии, а также народное понимание окружающего мира.

Фольклорные жанры входили в состав литературы во все периоды ее развития. Письменность обращалась к таким жанрам народного творчества, как предания, пословицы, славы и плачи. И в письменности, и в фольклоре, особенно в летописании, использовались старые традиционные образные выражения, символы, иносказания. Многие предания в летописи по своим мотивам близки к былинным, в них используются, как и в народном эпосе, поэтические образы врагов-великанов, страшных чудовищ, в поединок с которыми вступают герои, образы мудрых женщин. Даже в исторических жанрах призывы, прославления, плачи близки к народной поэзии. Характерна для литературно-фольклорных связей и близость к героическому эпосу. Образ Бояна, пение славы князьям, песенность и ритмичность строя, использование повторов, гипербол, родство образов героев с былинными богатырями, широкое использование народно-поэтической символики (представление о битве как о посеве, молотьбе, о свадебном пире) характерно для древнерусской литературы. К символическим образам близки сравнения героев с кукушкой, горностаем, Буй-Туром. Природа в древней литературе, как и в народной поэзии, печалится, радуется, помогает героям. Характерен мотив превращения героев, как в сказках, в животных и птиц. Используются одинаковые выразительно-изобразительные средства: параллелизмы 2 («солнце светит на небесах — Игорь князь в русской земле»), тавтология 3 («трубы трубят», «мосты мостить»), постоянные эпитеты («борзый конь», «черная земля», «зелена трава»). Иносказательна речь героев, символичны картины видений. Наличие художественных средств в отдельных произведениях говорит об их близости к народно-поэтической системе. Связь с фольклором ощутима почти в каждом произведении древней литературы, где-то они более заметны, где-то менее. Некоторые жанры близки к песенным лирическим жанрам народной поэзии — это славы и плачи, в них народный язык, народные образы и интонация («о, светло светлая и красно украшенная»).

В XVI и особенно в XVII веках древняя литература все более сближается с народным творчеством. Это объясняется как общими социально-историческими факторами развития русского государства, так и своеобразным характером литературы этого времени. Появляется новый демократический читатель — селянин, мужик, купеческий сын, служилый человек. Сама литература становится более демократичной и отходит от сдерживающих ее развитие канонических норм. В ней развивается светское начало. Писатель теперь обладает большей свободой художественного творчества, правом на вымысел. Появляются новые жанры: бытовые и сатирические повести, новые темы, новые герои. Древние книжники в своих произведениях используют живой разговорный язык и более широко обращаются к фольклору. Сатирические бытовые повести представляют обработку сказочных сюжетов, близки к народному поэтическому творчеству в обрисовке действующих лиц, комических ситуаций, напоминающих сказочный комизм.

Близость к фольклору сказывается и в обрисовке действующих лиц. Так, имя Ерша Ершовича напоминает сказочные имена — Ворон-Воронович, Сокол-Соколович, Змей-Змеевич. Как в народных сказках, в древней литературе представлен образ бедного, но находчивого и хитрого мужика, обманувшего судью («Повесть о Шемякином суде»). Также в литературе этого времени сюжет произведения берется из народных русских лирических песен («Повесть о Горе-Злочастии»), где Горе преследует замужнюю женщину или доброго молодца. Само название народное. Образы Горя и Молодца создаются в традициях народного творчества: те же художественные приемы — параллелизмы, постоянные эпитеты, сравнения, что присутствуют в фольклорных произведениях. Стих близок к былинному.

Многие древние писатели были весьма близки к искусству устного слова. Древнерусская повествовательная литература соотносилась с жанрами народного творчества.

Существенным элементом древнерусской литературы, многих ее жанров являются этнографические черты. Они проявляются в летописях, в описании жизни народов, сословий, племен, их обычаев, поверий, а также в описании местностей и природы при помощи этнографических знаков, терминов и понятий («земля русская — земля половецкая», «кони ржут под Суздалью, победы звенят в Киеве»). В описании воинских атрибутов 5 – знамен, стягов, хоругвей, – воинских обычаев, сборов, подготовки к бою, выступлению в поход также заметны этнографические детали. Этнографические элементы отражают реальные исторические события, усиливают правдоподобие изображаемого, насыщают художественное произведение бытовыми и батальными картинами Руси XI–XVII веков.

Формированию древней литературы способствовали устная речь и деловая письменность. Они проникали в художественные тексты древней литературы. Лаконизм, точность выражений устной речи и деловой письменности способствовали развитию сюжета и стиля изложения в литературных памятниках Древней Руси.

Читайте также:  Ключи не прошли проверку народный банк

Основными хранителями и переписчиками книг были монахи. Поэтому большинство книг, дошедших до нас, носит церковный характер. Древняя литература сочетает светское и духовное начала. Во многих жанрах часто встречается обращение к Богу как «спасителю», «вседержителю», уповая на его милость. Упоминание о божественном промысле и предназначении, ощущение мира в его двуединой сущности, «реальной и божественной», характерно для этой литературы. В произведения древних писателей включаются фрагменты памятников книжной христианской культуры, образы из Евангелия, Ветхого и Нового завета, Псалтыри. После принятия христианства древнерусским книжникам необходимо было рассказать о том, как с христианской точки зрения устроен мир, и они обратились к книгам священного писания.

Читайте также другие статьи раздела «Национальное своеобразие древней литературы, ее возникновение и развитие»:

Источник

Контрольная работа по литературе. 7 класс. Разделы: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература»..

Контрольная работа по литературе. 7 класс.

Разделы: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература».

Назовите термин по содержанию.

Поэтическая автобиография народа, жанр фольклора; устный рассказ об исторических лицах, событиях, передающихся из поколение в поколение.

Назовите жанр произведений: «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы».

Назовите термин по содержанию.

Произведения устной поэзии о русских богатырях.

Назовите произведение, жанр произведения.

Как орет в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да помётывает,

А пенья-коренья вывёртывает…

5) Назовите героя, произведение, жанр произведения.

Будил свою дружину хоробрую,

Без счёта давал золотой казны

И распускал дружину по улицам торговым,

А сам –то прямо шёл в гостиный ряд…

6) Дайте определение термину «пословица».

7) Назовите термин по содержанию.

Это часть суждения, яркое, меткое народное выражение.

8) Приведите пример пословицы, поговорки.

9) В каком веке появилась древнерусская литература?

10) Перечислите произведения древнерусской литературы, изученные в 7-м классе.

11) Из каких произведений приведены следующие отрывки?

А) Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…

В) Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья.

12) Приведите строки (6-8) из произведения УНТ или древнерусской литературы (допустим художественный пересказ).

Номер материала: ДБ-716769

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Устное народное творчество. Древнерусская литература (7 класс)

Устное народное творчество. Древнерусская литература

1. Найдите определение предания:

а) небольшой вымышленный рассказ волшебного, авантюрного или бытового содержания;

б) произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях;

в) устный рассказ, содержащий сведения об исторических лицах или событиях и основанный на рассказах очевидцев

2. Какое произведение не является преданием?

а) «Сороки-ведьмы» в) «Царь Пётр и солдат»

б) «Садко» г) «Воцарение Ивана Грозного»

3. К какому роду литературы относятся былины?

а) лирика б) драма в) эпос

4. Выбрать пример употребления гиперболы в былинах?

а) «чисто поле», «добр конь» б) «птицей-соколом лететь ему под оболока»

в) мужичков-разбойничков «положил тут их я ведь до тысячи»

5. Какой город не мог упоминаться в былинах?

а) Киев б) Чернигов в) Муром г) Москва

6. С какой целью Вольга Святославович отправляется в путь-дорогу?

а) мир посмотреть б) врагов поразить в) за данью г) в гости к князю Владимиру

7. Сколько человек было в дружине Вольги Святославовича?

а) 29 б) 30 в) 100 г) 200

8. Кем был Микула Селянинович?

а) дружинником б) оратаем в) князем г) сказителем

9. Сколько лет Илья Муромец пролежал на печи?

а) 5 б) 12 в) 20 г) 33

10. Чем зарабатывал на жизнь Садко в начале одноимённого произведения?

а) зарабатывал торговлей в) пахал землю и сеял хлеб

б) ходил по пирам и играл на гуслях г) был дружинником князя

11. Как оказался Садко «во синем море»?

а) сел на бел-горюч камень и утонул

б) пошел ко дну во время кораблекрушения

в) ему выпало по жребию идти в качестве «живой головы» к морскому царю

12. Что обещал Садко Миколе Можайскому за своё возвращение домой?

а) отблагодарить деньгами в) отдать часть своих лавок с товарами

б) построить церковь в его честь г) не ходить больше в море

13. Определите жанр произведения УНТ: «За словом в карман не лезет»

а) пословица б) поговорка

14. Назовите временные рамки древнерусской литературы.

15. Какой монах Киево-Печёрского монастыря считается автором «Повести временных лет»?

а) Пётр б) Нестор в) Ермолай г) неизвестный автор

16. Кто автор произведения древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?

Читайте также:  Для поднятия иммунитета народные методы

а) Ермолай Еразм б) монах Нестор в) князь Пётр г) неизвестный автор

17. Как звали князя, который принимал обличье злого Змия?

а) Пётр б) Павел в) Ермолай г) Николай

18. В чем состояла тайна смерти злого Змия?

19.Какими были люди, пытавшиеся разлучить тела Петра и Февронии?

а) жестокими б) трусливыми в) неразумными

20. Какие сказочные мотивы представлены в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

а) Кощей Бессмертный б) Баба Яга в) борьба со Змием г) встреча с мудрой девой

Номер материала: ДБ-1318415

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Контрольная работа по литературе «Устное народное творчество. Древнерусская литература» (7 класс)

Контрольная работа по литературе «Древнерусская литература». 7класс.

2. Выпишите жанры устного народного творчества : роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка.

А) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

В) выражение насмешки.

А) меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

Б) вид художественного произведения

В) сказания, передающие представления древних народов о мире.

5. Древнерусская литература появилась:

6. Какой из этих жанров не относится к древнерусской литературе:

А) историческая повесть

Б) описание событий по годам

В) приключенческая повесть

Г) жанр устного народного творчества

8. Древнейшая из дошедших до нас летописей называется…

А) «Поучение Владимира Мономаха»

Г) «Повесть временных лет»

9. Первым летописцем был монах:

А) произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях;

Б) устный рассказ, содержащий сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.

11. Музыкальный инструмент, под который в древности исполнялось пение былин:

12. Из какой былины отрывок:

Как тут-то купцы новгородские

Говорят ему таковы слова:

— Не знаешь ты чуда-чудного,

Не может быть в Ильмень-озере рыбы – золоты перья.

А) «Вольга и Микула Селянинович»;

В) «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

13. Гипербола – это прием, основанный на…

А) чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета

Б) намеренном преуменьшении чего-либо

В) выражении мысли путем намеков

Г) необычном порядке слов

14. На каком инструменте играл Садко?

15. Из какого произведения отрывок?

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
16. Из какого произведения взяты строки?

«Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье».

А) Из похвалы князю Ярославу и книгам;

Б) Из «Поучения» Владимира Мономаха;

В) Из «Повести о Петре и Февронии».

17. Назовите автора, написавшего «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

19. Какому жанру древнерусской литературы близка «Повесть о Петре и Февронии»:

Номер материала: ДБ-210532

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература»
тест по литературе (7 класс)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 7 КЛАССА по теме «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

Скачать:

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

2.Назовите 5 героев былин

3.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:

Дерево держится корнями

неблагодарность – худший из пороков (англ.)

Лучше есть свой чёрствый хлеб,

так поступят с тобой (асс.)

надо людей любить (яп.)

чем просить у других (кит.)

Благодарность – малейшая из добродетелей,

сам состаришься (яп.)

Если ты сделал добро – скрой,

а человек – родственниками (абхаз.)

Как поступишь с другими,

тот долго живёт (яп.)

человек – в делах (казах.)

Конь узнается в скачке,

если тебе сделали добро – расскажи (араб.)

Читайте также:  Конспект урока образы русской народной и духовной музыки 6 класс

не знаешь – так послушай других (вьет.)

Чтобы хорошо лечить,

Не смейся над старым,

выполняй быстро (англ.)

5.Когда существовала древнерусская литература?

6.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):

7. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?

8. Признаки каких жанров можно найти в «Повести о житии о Петре и Февронии Муромских». Докажите это, подобрав по два признака для каждого жанра.

10.Переведите текст (заменяйте древнерусские слова русскими):

«Аще ли въпросиши словенскыя букваря, глаголя: кто письмена сътворилъ есть, или кто книгы прѣложилъ? Въси вѣдятъ и отвѣщавь речеть: святый Константинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, … и Мефодии, братъ его. Аще въпросиши въ кое врѣмя? Вѣдять и рекуть: яко въ врѣмена Михаила царя греческа и Бориса князя болгарска… А лѣто же отъ създаниа всего мира 6363.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

2.Назовите 5 героев былин

3.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:

Дерево держится корнями

неблагодарность – худший из пороков (англ.)

Лучше есть свой чёрствый хлеб,

так поступят с тобой (асс.)

надо людей любить (яп.)

чем просить у других (кит.)

Благодарность – малейшая из добродетелей,

сам состаришься (яп.)

Если ты сделал добро – скрой,

а человек – родственниками (абхаз.)

Как поступишь с другими,

тот долго живёт (яп.)

человек – в делах (казах.)

Конь узнается в скачке,

если тебе сделали добро – расскажи (араб.)

не знаешь – так послушай других (вьет.)

Чтобы хорошо лечить,

Не смейся над старым,

выполняй быстро (англ.)

5.Когда существовала древнерусская литература?

6.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):

7. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?

8. Признаки каких жанров можно найти в «Повести о житии о Петре и Февронии Муромских». Докажите это, подобрав по два признака для каждого жанра.

10.Переведите текст (заменяйте древнерусские слова русскими):

«Аще ли въпросиши словенскыя букваря, глаголя: кто письмена сътворилъ есть, или кто книгы прѣложилъ? Въси вѣдятъ и отвѣщавь речеть: святый Константинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, … и Мефодии, братъ его. Аще въпросиши въ кое врѣмя? Вѣдять и рекуть: яко въ врѣмена Михаила царя греческа и Бориса князя болгарска… А лѣто же отъ създаниа всего мира 6363.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

«Устное народное творчество. Древнерусская литература»

1)повторить, обобщить и закрепить изученное по темам «устное народное творчество», «древнерусская литература»;

2)сформировать умение точно, лаконично, последовательно отвечать на поставленные вопросы.

Вопросы контрольной работы:

Былина – (лиро-эпический жанр фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и героях)

2.Назовите 5 героев былин (Илья Муромец, Микула Селянинович, Вольга, Садко, Василий Буслаев)

3.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:

Действие происходит в Киеве (или Киев упоминается)

В центре – князь Владимир

Тема защиты русской земли от кочевников

Гл. герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

Действие происходит в Новгороде

Поднимаются социальные темы

В центре – герой-новгородец

Гл. герои – Садко, Василий Буслаев

Дерево держится корнями

а человек – родственниками (абхаз.)

Лучше есть свой чёрствый хлеб,

чем просить у других (кит.)

скромность (араб.) надо людей любить (яп.)

выполняй быстро (англ.)

Благодарность – малейшая из добродетелей,

неблагодарность – худший из пороков (англ.)

Если ты сделал добро – скрой,

если тебе сделали добро – расскажи (араб.)

Как поступишь с другими,

так поступят с тобой (асс.)

не знаешь – так послушай других (вьет.)

Конь узнается в скачке,

человек – в делах (казах.)

тот долго живёт (яп.)

Не смейся над старым,

сам состаришься (яп.)

5.Когда существовала древнерусская литература? (11-17 вв.)

6.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):

Целовать крест – клясться

7. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?

(в «Поучении» учит не лениться, помогать нуждающимся, не нарушать клятв, не гордиться своим положением, почитать людей, быть милостивыми справедливым)

8. Признаки каких жанров можно найти в «Повести о житии о Петре и Февронии Муромских». Докажите это, подобрав по два признака для каждого жанра.

(сказки – фольклорный жанр и жития – жанр древнерусской литературы. От сказки – герои разгадываю загадки, есть волшебные помощники; от жития – прославляются святые, есть похвальное слово)

9.Переведите текст (заменяйте древнерусские слова русскими):

(Если же спросить славянских грамотеев: кто вам письмена сотворил или книги перевел, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, нареченный Кириллом, и Мефодий, брат его. И если спросить, в какое время,
то знают и говорят, что во время Михаила, царя греческого, и Бориса, царя болгарского, в год от сотворения мира 855.)

[1] Будьте внимательны: букварь – это не только текст, но и люди, которые его составляли. Как их можно назвать на современном языке?

[3] От слова ведать = знать

[4] Нужно отнять от этого числа 5508, тогда получится дата по современному летоисчислению

Список использованной литературы:

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу