7 ырыу на башкирском языке

Ете ырыу. Семь родов.

Презентация может использоваться на уроках изучения истории и культуры республики Башкортостан.

Просмотр содержимого документа
«Ете ырыу. Семь родов.»

«Урал» – самая известная башкирская народная песня, музыкально-поэтический символ Родины и отражение многовековой истории народа. Относится к протяжным песням, получившим в башкирском фольклоре название «озон-кюй». Песня лирико-эпического характера, ставшая классикой народного творчества, несет в себе бережно передаваемый из поколения в поколение глубокий смысл.

В этой песне сложились воедино два главных качества народа: башкир-детей природы, поэтов от рождения, и башкир-воинов, бесстрашно сражавшихся за родную землю. Под звуки песни «Урал» мы представляем могущество величественных гор, красоту сверкающих рек и простор бескрайних степей, через витиеватую мелодию песни погружаемся в философское осмысление исторических событий и ощущаем глубинную тоску башкир по воле..

Писатель и ученый Газим Шафиков в книге «Дыханье жгучее истории» пишет: «…Этот народ никогда не называл свою родину «Башкортостаном», как это делали представители других народов и племен, для которых Приуралье было «землей башкир», сами же башкиры называли свой край только «Уралом», подчеркивая тем самым всю корневую суть этого громадного региона. Древние башкирские земли – яркий тому пример. Недаром истинным гимном башкир является народная песня «Урал»».

Каждая башкирская песня имеет свою историю или легенду, которую певец или музыкант по старинной традиции должен рассказать перед ее исполнением. Исследователи не раз отмечали глубокий историзм башкирских песен.

«Сама художественная природа большинства песен как бы «специально настроена» на передачу исторической информации.

Певцы, хорошо знающие исполнительские традиции, перед тем как спеть народную песню, вначале подробно излагают историю ее зарождения», – говорит доктор филологических наук Фануза Надршина.

Возникновение песни «Урал» исследователи относят к XIV—XVI векам. Содержание песни связано с образованием союза семи башкирских племен в юго-восточной части Башкортостана, поэтому у песни есть еще одно название — «Ете ырыу» («Семирод»).

Вот как пересказывает содержание песни в книге «Жемчужины народного творчества Урала» фольклорист Риф Сулейманов:

«В истории протяжной песни «Урал», которая по-другому называется «Ете ырыу» («Семь родов»), говорится,

что в далеком прошлом башкиры между собой враждовали, часто совершали набеги, отнимали друг у друга скот, жен, детей. Это продолжалось долго, но однажды аксакалы, старейшины родов договорились о встрече, чтобы решить вопросы войны и мира. На Южном Урале, у подножия горы Кыркты,

встретились в назначенный день семь башкирских родов,

где и был заключен мир на вечные времена.

были организованы празднества, скачки, борьба, а также состязания певцов, музыкантов и танцоров.

В завершение легенды говорится,

что в честь этого важного для всего башкирского народа события одним из сэсэнов (певцом-сказителем)

и был сочинен озон-кюй «Урал».

Тексты песни «Урал» впервые записаны

от народных певцов Афлятуна из деревни Сабырово Орского уезда Оренбургской губернии (ныне Зилаирский район Башкортостана) и Габита-сэсэна Аргынбаева из деревни Идрисово Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Башкортостана)

в 1915 и 1920 годах известным башкирским фольклористом, поэтом, драматургом Мухаметшой Бурангуловым.

В книге Мухаметшы Бурангулова

песни «Семирод» – «Ете ырыу».

Судя по его записи,

между башкирами-степняками и их сородичами, проживающими в горах,

разгорались нешуточные споры.

Күгәрепкәй ятҡан Урал тауы — Ата-олатайҙарҙың да төйәге. Ерен-һыуын һаҡлап ҡорбан булған Шунда ята батырҙар һөйәге. Ай, Уралым, һинән ҡырҡып алһам Ат ҡыуырҙай яңғыҙ ҙа талдарың, Тамып та ғына ҡала, ҡырҡҡан саҡта, Яуҙа үлгән батыр ҙа ҡандары. Уралдан ғына бейек, ай, тау булмаҫ, Уралҡайҙы һөймәҫ тә йән булмаҫ. Үҙ илкәйе өсөн ҡорбан булған Ир-егеттең ғүмере йәл булмаҫ. Яҡшы атҡа менеп, ҡулына алған Уҡ-һаҙаҡҡай тигән ҡоралын, Аямаған йәнен, түккән ҡанын,

Источник

Башкирские племена

Башки́рские племена́ (башк. башҡорт ырыуҙары ) — исторически сложившиеся родовые объединения в составе башкир.

В силу сложного характера этногенеза башкир единого термина в башкирском языке не существует. Если для племени такой термин есть (ырыу), то для разных групп родственных семей и родовых подразделений термины различаются (ара, нәҫел, ҡәбилә, аймаҡ, төбә, ос и др.).

Символами родоплеменного единства были шежере, общая в основе тамга, дерево, птица, военный клич (оран). Органами самоуправления являлись народные собрания (йыйыны) и советы старейшин (аксакалов).

Содержание

Классификация

Существуют разные принципы классификации. Согласно Р. Г. Кузееву башкирские племена классифицируются по 4-м географическим группам [1] :

Историко-этнографическая классификация

З. Валиди предложил разделение по историческим обстоятельствам складывания башкирского этноса; по происхождению разных родовых объединений он выделил 4 группы. Р.Г.Кузеев, в ходе своих исследований в этом направлении, развил эту идею дальше и выделял уже семь историко-этнографических групп (пластов):

Социальная организация и традиции

Союз семи племён

Союз семи племён (башк. ете ырыу ) — легендарное объединение племён, положившее начало возникновению единого башкирского народа, отражённое в семилепестковом цветке курая на флаге и гербе Башкортостана. Состав в разных источниках различается.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Смотреть что такое «Башкирские племена» в других словарях:

Башкиры Татарстана — башкиры, проживающие на территории Республики Татарстан. Содержание 1 Башкиры в жизни региона 2 Численность башкир в Татарстане … Википедия

Читайте также:  Бином ньютона простым языком

Канлы (племя) — Канглы Самоназвание Қаңлылар … Википедия

Табын — Табындар Самоназвание Табын … Википедия

Гирей (племя) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гирей. Гирей (Гэрэ; башк. Гәрә; монг. хэрээ ворон ) родо племенное объединение в составе нижнебельских башкир[1]. Этнографические группы с таким названием также есть в составе казахов,… … Википедия

Бурзян — Самоназвание башк. Бөрйән … Википедия

Кошсы — Самоназвание башк. Ҡошсо … Википедия

Усерган — Самоназвание башк. Үҫәргән ; Мөйтән … Википедия

Бикатин — (башк. Бәкәтин, Мәкәтин) башкирское племя в составе катайских башкир и в составе башкирского рода усерган (башк. үҫәргән) племени усерган. Содержание 1 Этническая история … Википедия

Юрми — Юрми (башк. Юрми, Юрмый) древнебашкирское племя, в составе северо западных башкир. Содержание 1 Родовой состав 2 Фамилии 3 Анализ Y DNA … Википедия

Исторический Башкортостан — Исторический Башкортостан, Историческая Башкирия (башк. Тарихи Башҡортостан) историческая область,территория исторического расселения башкирского народа. Термин Исторический Башкортостан в настоящее время применяется для обозначения… … Википедия

Источник

7 ырыу на башкирском языке

Объединение славянских племен в Мезии (Дунайская Болгария) VII в. н. э. Приняли участие в формировании первого Болгарского царства вместе с булгарами в 680—681.

В конце VII века семь славянских племен ушли на запад и были обязаны нести оборону западной и северо-западной границы вновь созданной Болгарской империи (от Искар реки до ее устья в Дунай) против аварских набегов.

Семь славянских племен, вместе с другими славянскими племенами Болгарского царства, постепенно формируют болгарскую этническую общность в 9-ом веке в результате христианизации Болгарии.

Финно-угры

Венгры (Hétumoger)

Свидетельство о существовании до Х в. самоназвания «мадьяры» содержится также в традиции о наименовании союза племен как мадьярского, сохраненной в сочинении венгерского Анонима (рубеж XII—XIII вв.). Героями повествования здесь выступают «семь лиц княжеского достоинства, которых зовут именем семи мадьяр (Hetumoger)» (SRA. I. P. 33, 37, 39, 41, 47, 50, 94). Важно, однако, что термин «семь мадьяр» (хетумогер — хетмадьяр) был известен Анониму в его первоначальном значении — как связанное с самоназванием «мадьяры» наименование союза из семи племен, которое они дали ему сами. В одном из описаний военных действий под именем «семи мадьяр» фигурируют отнюдь не вожди, а рядовые воины-разведчики (Ibid. P. 78). Ясно, что «хетмадьяр» — название союза племен, образованное по типу таких наименований тюркских союзов, в которых использовались этнонимы: союз оногуров — «десять огуров», союз тогуз-огуз — «девять огузов» (Nemeth Gy. A honfoglalo. 39- (40. 1.). Самоназвание «хетмадьяр» появилось в то время, когда самоназвание «мадьяры» уже упрочилось, но их союз состоял еще из семи племен, то есть до присоединения к ним трех племен каваров (см. гл. 39), предположительно датируемого временем после 860 г. (под 881 г. кавары упоминаются в последний раз в качестве отдельной от мадьяр силы) (Gyorffy Gy. Tanulmanyok. 44, 79.1.). Сохранение в неизменном виде наименования «хетмадьяр» после этой даты как традиции (существовавшей и на рубеже XII—XIII вв.) свидетельствует не только о том, что союз из восьми или десяти племен, куда входили и кавары (одно или три племени), существовал непродолжительное время, в течение которого традиционное представление о «семи мадьярах» не могло измениться, но и о том, что данное традиционное представление (а вместе с ним — и самоназвание мадьяр) разделяли сами мадьяры по крайней мере до второй половины IX в.

Тюрки

Башкиры (Ете ырыу)

Казахи (Жеты ру)

Индейцы

Лакота

Лакота представляет собой конфедерацию из семи самостоятельных племён:

Оглала и брюле́ были самыми крупными из этих племён. Хункпапа, сихасапа и итазипчо часто действовали вместе и занимали единый район.

Источник

Презентация «Башҡорт халҡының ырыу-ҡәбилә структураһы»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ҡәбилә (ил, оло ырыу) Ырыу Аймаҡ (ара, түбә) Тармыт (нәҫел, зат)

ҠАН – ҠӘРҘӘШТӘРҘЕҢ КОЛЛЕКТИВЫ, ТӘҮ ТОРМОШ ОБЩИНА ОСОРОНДА УҠ КӨНКҮРЕШ ХУЖАЛЫҠ БЕРҘӘМЛЕГЕ ЕРЛЕГЕНДӘ ОЙОШҠАН ИЖТИМАҒИ ЭКОНОМИК БЕРӘМЕК

һәр бер кем үҙенең нәҫел-нәсәбен кәм тигәндә ЕТЕ быуынға тиклем белергә тейеш булған.

ТАБЫН ТАНЫП ТҮНГӘЙЕР ҠАТАЙ ТАМЬЯН УРАН ЮРМАТЫ ҠЫПСАҠ ҮҪӘРГӘН ҒӘЙНӘ БӨРЙӘН ҠӘҘӘЙ САЛЪЮТ ӘЙЛЕ

хаҡындағы ҡыҫҡаса мөғлүмәттәр

ЮРМАТЫ БӨРЙӘН ҮҪӘРГӘН ТҮНГӘҮЕР ТАМЪЯН ҠЫПСАҠ ҡәбиләләре инә

Әйле Ҡатай Табын Салъют Көҙәй Дыуан Ҡошсо Һыҙғы Өпәй

ИКЕ ТӨРКӨМГӘ БҮЛӘ Дим буйы Туҡсоран, Ырғыҙ – кәмәлек буйы башҡорттары

ӨС ТӨРКӨМГӘ БҮЛӘ Ыҡ буйы Ағиҙелдең түбәнге ағымы буйы Төньяҡ башҡорттары

Презентация на тему «Башҡорт халҡының ырыу-ҡәбилә структураһы».

В слайдах представлена информация о

Номер материала: 412752

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Грамматический метод обучения иностранным языкам

Источник

Башкирские племена

Содержание

Классификация

Существуют разные принципы классификации. В основу классификации башкирских племён положен список П. И. Рычкова, наложенный С. И. Руденко в основу карты, отражает родо-племенной состав башкир:

— Кузеев Р.Г. «Происхождение башкирского народа»

— Кузеев Р.Г. «Происхождение башкирского народа»

Иштеки

Ногаи

Ногаи — субэтноним в составе южных башкир (одноименный ногайцам, но не тождественный им), живших на территории Ногайской Орды, а затем на территории Ногайской даруги.

— Д. Исхаков «Татары» М.: «Наука» (грифы РАН и ИЭА РАН, серия «Народы и культуры»), 2001

Географическая классификация

Согласно Р.Г.Кузееву [4] башкирские племена классифицируются по 4-м географическим группам:

Историко-этнографическая классификация

З. Валиди предложил разделение по историческим обстоятельствам складывания башкирского этноса; по происхождению разных родовых объединений он выделил 4 группы. Р.Г.Кузеев, в ходе своих исследований в этом направлении, развил эту идею дальше и выделял уже семь историко-этнографических групп (пластов):

Социальная организация и традиции

Союз семи племён (ете ырыу)

Сводная таблица башкирских племен по различным источникам

Юго-восточная группа

Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
бурзян бурзян бурзян бурзян бурзян Бурзян [16] древнебашкирский
мунаш (род бурзян)
ягалбай (род бурзян) древнебашкирский
тамьян тамьян тамьян тамьян Тамьян [16]
усерган усерган усерган усерган усерган Усерган [16]
юрматы юрматы юрматы юрматы [17] булгаро-мадьярский
тангаур тангаур тангаур тангаур тангаур Тунгэк? [16]
кыпсак кыпсак (кыпсакский род) кыпсак кыпсак кыпсак Кыпчак [16]
кары-кыпсак (кыпсакский род)
карагай-кыпсак (кыпсакский род)
санкем-кыпсак (кыпсакский род)
бушман-кыпсак

Северо-восточная группа

Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
айлин
катай катай Катай [18]
табын табын табын
бишул (западные табынцы)
дуван (западные табынцы)
кальсер (западные табынцы) ранний финно-угорско-самодийский
кесе (западные табынцы)
сарт (западные табынцы) огузо-кыпчакский
юмран (западные табынцы) древнебашкирский
кара-табын (восточные табынцы)
барын (восточные табынцы)
кубаляк (восточные табынцы)
теляу (восточные табынцы)
омиркул (восточные табынцы)

Юго-западная группа, Караидельско-демская подгруппа

Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
мин мин кыпчакский
кудей
ельдяк

Северо-западная группа, Камско-икская подгруппа

Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
байляр
юрми

Северо-западная группа, Камско-икская подгруппа

Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
буляр булгаро-мадьярский

Северо-западная группа, Нижнебельской

Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
еней
гэрэ
елан
киргиз

Северо-западная группа, Тулвинско-мулянская подгруппа

Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
уран древнебашкирский
гайна

Северо-западная группа, Таныпская подгруппа

Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
танып танып, булгаро-мадьярский
казанчи (таныпский род) танып, булгаро-мадьярский
Кайпан (таныпский род) танып, булгаро-мадьярский
таз (табынско-кыпчакское образование) танып, булгаро-мадьярский
Ирэкте (табынско-кыпчакское образование) танып, булгаро-мадьярский

Северо-западная группа, Караидельская подгруппа

Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Балыксы
Ун

Вне групп, или не найдены при составлении таблицы

Название племени, рода, подразделения эпос «Кусяк-бий» Вариант эпоса «Алып-батыр» Вариант Ф. Кузбекова Вариант Р.Янгузина Башкирские шежере По Р. Г. Кузееву
Сызгы ранний финно-угорско-самодийский
Терсяк ранний финно-угорско-самодийский
Упей ранний финно-угорско-самодийский
Уваныш ранний финно-угорско-самодийский
Айле огузо-кыпчакский
Истяк огузо-кыпчакский
Канлы кыпчакский
Кошсы кыпчакский
Салъют кыпчакский
Бадрак кыпчакский
Миркит кыпчакский
ногай-бурзян ногайский
ногай-юрматы ногайский
Казаяк казаяк [18]
Туркмен туркмен [18]
Булэкэй Булэкэй [18]
шайтан-кудейские башкиры шайтан-кудейские башкиры [18]
дуванские башкиры дуванские башкиры [18]
Читайте также:  Доказательства в русском языке это

Расселение башкир

После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханства:

— П. И. Рычков «Топография оренбургская», Ч. I, СПб., 1762, С.84

— Рычков Пётр Иванович: «Топография Оренбургская» СПб., 1762

Шежере означает на башкирском языке родословную. По башкирским шежере башкиры населяли следующую территорию:

— Шежере племени Юрматы. Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 33—35

Эти четыре бия, прибыв в город Казань, стали известными Ивану Грозному. Башкир [досл., башкирское общество] приняли [в русское подданство] с [условием] верной службы [царю]; после принятия в подданство [царь], оказав милость, наградил их самих [т. е. послов] тарханским званием; [затем] обратились с нижайшей просьбой отмерить [башкирам] их земли, воды и выдать им [на владение этими землями] грамоту. По их [т. е. башкирских послов] просьбе, он, великий царь Иван Грозный, своим указом [повелел] эти земли отмерить, то есть определить их границы. Для этого в Ногайскую и Сибирскую дороги направил повелительные письма; опираясь на эти письма, народ «семи племен», посоветовавшись [между собой] и согласившись [друг с другом], решили земли, которыми владели их племена, как то степи и леса, разделить. И в 1564 году согласились [платить] ясак. Положенный Грозным ясак [состоял] из лошадей и куниц, и лисиц, и разного другого ясака, — который, посоветовавшись, разделили [между собой].

О [границах] некоторых отмеренных земель ниже рассказывается.

Сначала [земли] по течению реки Яик, нижняя граница от Сарымсака, верхняя граница до Бузсавыла, по рекам Кизил, Сакмара и Зилаир от истоков до устья и с горами, и по рекам Ачили, Учкалик, и двум Сурэмам от истоков до устья с горами, и [далее] с верховья Саелмыша, с верховья рек Аяк, Мену, от брода [реки] Кираузэ, от реки Мену до Одинокой ивы, и через Ногайский брод от Иртубека до вершины Уксэр, и от истока Сулака, от леса [досл., лиственницы] Уткэш, горы Миазак, верховий Калмака и Башазилар с горами и водами, и от поля Айин-луг, от истоков Элэмсэта, от горы Алти Тура [на берегу] Сакмары до вершины Лаембирде, и от брода реки Таналык вместе с камышами, от Тюбы [небольшой горы, вниз по реке Четум — все эти] земли стали владениями башкир племен Тунгэк и Усерган. Затем [земли]: нижняя граница — от упомянутого Сарымсака, три [реки] Узени, до горы в степной стороне, три реки Чезми и Кэмэлек от истоков до устьев со всеми горами, верхняя граница — до глубокого озера, например [озеро]Дурт-куль, все эти земли стали особенным владением племени Бурзян. У Усерган с Бикбау-князем, у Тамьян с Шагали Шакман-князем, у Бурзян с Искэби-князем, у Кыпчак с Мешавле Каракузяк-князем, у всех племен были [племенные] земельные владения. Те земли, которые, посоветовавшись и отмерив, отделили, в упомянутом городе Казани закрепили в книге.

— Шежере башкир племени Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян. Башкирские шежере. Уфа, 1960, с. 71-72.

. после этого в 1648 году, согласно данной на основе мусульманской религии клятве, верно служа великому царю, воевали Ригу, Азов и победили его [т. е. царя] врага. Затем 1802, 1803, 1804 и 1805 годы были годами царствования [досл., эпохой] нашего царя Павла Петровича. От [имени] четырех башкирских племен — Усерган, Кыпчак, Тамьян, Бурзян, все живущие на этой земле народы [т. е. башкиры этих четырех племен], имея между собой полное согласие, через поверенного по делам просили милостивого великого царя разрешить высочайшим повелением разделить между четырьмя племенами земли, воды и леса, оставшиеся [нам] в наследство от наших дедов, [которые], будучи под покровительством хана Чингиза Темучина, [получили эти земли] с благосклонного его разрешения.

Разделенные с [общего] согласия наши земли будут известны из следующего: сначала [земли] по течению реки Яик, нижняя граница от Сарайчика, верхняя граница от Бузсавыла, [притока] Яика, еще река Сакмара, а также река Ик, еще Ислы, Ускэлек, два Сурэма, эти [реки] от верховьев до низовьев, [далее] с верховья Саелмыша, от брода [реки] Крэулэ, от реки Минау до Одинокой ивы, еще через Ногайский брод, от Яртубэка до горы Укчез, еще от истока Сулука, [речки] Минаушлы, от леса [досл., лиственницы] Уткаш, и от камышов верховья Миэрдэка до горы у речки Минаушлы, от камня Алты Тура [на берегу] Сакмары до горы Лайинбирдэ, еще от Яркадака, через Черный лес, от кургана в верховьях Камышлау, от устья Айриурика, от реки Зим — [все эти земли] Усергана с Кыпчаком, Тамьяна и Бурзяна. Затем еще в степной стороне — нижняя [граница] от старого Сарайчика, течение реки Узень с тремя притоками Зайну, верхняя граница озера Дурт-куль, земли асаба [племен] Бурзян и Усерган.

— Башкирские шежере. Уфа, 1960, с. 78-79.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector