75гдн саб для авто

Возвращение легенды. Сабвуфер в авто на 75 ГДН-1-8

Наверное каждый второй имел дело с этими динамиками, такие применялись в советских АС типа S-90B или S-90D в качестве низкочастотного звена. Вот и ко мне впервые попал в руки НЧ динамик 75 ГДН-1-8 87-го года выпуска, на нем уже был заменен подвес и довольно качественно. Давайте взглянем на старый корпус колонки АС-90.

Старая колонка, и мой короб

По моим подсчетам 60 литров чистого объема и крохотный порт давали настройку в районе 20 Гц, по-моему, это грубейшая ошибка конструкторов, так низко не настраивают свои короба даже любители злейших негров. От такой низкой настройки пользы абсолютно никакой, хотя если посмотреть в документацию к тому же 75ГДН можно увидеть Fs=25 Гц (±5 Гц), но это вызывает сомнения, так как Fs низковата для легкого бумажного 10″ подвеса.

В общем что тут рассуждать, измеряем реальные параметры динамика: Fs=36,7 Гц Qts=0,42, Vas=44 литра. Считаем в Bassbox 6 Pro оптимальное оформление. Сабвуфер планируется устанавливаться в ВАЗ 2112, добавляем файл передаточной функции данного автомобиля, получаем вот такой график:

Фазоинвертор 45 литров 38 Гц. Белый график АЧХ сабвуфера в свободном поле, красный — с учетом ПФ ВАЗ 2112.

Сборка

Тут ничего особенного, материал советская ДСП.

Сам динамик, короб и труба

Кстати она по плотности лучше многих современных материалов, примерно как МДФ. Распиливаем, собираем с помощью клея и саморезов, порт — обычная 110-я труба.

Динамик довольно старый, короб собирал с ностальгией))

Отверстия вырезал лобзиком

После сборки обтянул черным кожзамом подложив снизу слой 5 мм поролона

Провод вывел через герметичное отверстие, никаких лишних соединений:

Обычный ПВС 2х2,5 мм²

Решетку и порт покрасил автомобильной краской и залакировал

Сначала прошиваем стороны на швейной машинке, затем вручную стягиваем нитками

Вид с другой стороны

Все в черном стиле

К сожалению, в машину еще не поставил (в поиске простенького двухканальника), но домашнее прослушивание от TDA-шки удивило, звучит отменно.

Автор работы: Сергей Лебедев (kitafonchik)

3 комментария: Возвращение легенды. Сабвуфер в авто на 75 ГДН-1-8

Давно мерил S90-e у неё частота настройки ФИ была 45 Гц, а второй горб был ок.70Гц. Поэтому она лихо долбила на частоте моды жилой комнаты стандартной квартиры. Откуда автор взял цифру настройки ФИ 20 Гц – непонятно…

Источник

Сабвуфер на 75ГДН-1-4

Сабвуфер — это низкочастотный громкоговоритель, воспроизводящий самые низкие басы, не входящие в диапазон частот работающих совместно с ним широкополосных акустических систем.

Что меня подвигло на ваяние такого сооружения? К этому привела целая череда событий. Грядет поколение DVD, все вокруг озаботились покупкой проигрывателей и дисков (благо они стали стоить 4-6$). Уже трудно было оставаться в стороне, да и моя давняя мечта перевести с видеокамеры семейный архив на цифру не давала покоя. Я засел за интернет, штудируя статьи по DVD, начиная от аппаратуры, до создания собственный дисков, благо оцифровывать и обрабатывать видео я уже умел. Было решено подождать до лета, когда писалки DVD немного подешевеют и прикупить всю эту новомодную технику. Для начала было решено собирать всё самому, дабы обойтись наименьшими затратами. Первое что я купил, был DVD проигрыватель, который покупался из расчета тестирования моей DVD фильмотеки на бытовом проигрывателе. Причём, до лета я не дотерпел 🙂 Выбирал я его из расчета цены и возможностей, а также из того, что ресивера у меня нет и возможно не будет в ближайшее время, поэтому в нем должен был быть декодер и выход на 6 каналов сразу. В итоге был куплен BBK-919PS (тогда был ещё с Panasonic приводом).

Теория и замеры параметров динамика

Может показаться странным, но динамик в основном характеризуют три параметра, предложенный Тиллем и Смоллом:

Fs – частота резонанса в открытом пространстве;
Qts – полная добротность динамика;
Vas – эквивалентный объем.

Vas – объем воздуха, который обладает гибкостью (величина обратная упругости) такой же, как и подвижная система динамика. При размещении динамика в закрытом ящике (ЗЯ) гибкость воздуха внутри ящика добавляется к гибкости подвижной системы динамика и его резонансная частота изменяется. Существует следующая закономерность, при помещении динамика в ящик объемом Vas его резонансная частота Fs и добротность Qts возрастают в 1,4 раза.

Далее нужно собрать следующую схему:

Читайте также:  Товарный чек на эвакуацию автомобиля

Берем ручку и бумагу

Запускаем программу генератора, громкость на компе ставим на середину (иначе синусоида обрезанная какая-то получается), остальное усилком выправиться.

Подключаем вольтметр к точкам В и С (т.е к динамику).

5Гц генератор и УБИРАЕМ ДИНАМИК подальше от всех предметов и стенок (можно подвесить, если получиться). Практика показала, что в дали от предметов и на полу лежащий динамик дает таки различные показания, но незначительные, однако на чистоту эксперимента повлияет.

Таким макаром мы уже имеем Fs. Изменяя частоту вверх относительно Fs, находим частоты, на которых показания вольтметра постоянны и значительно меньше Us (при дальнейшем повышении частоты напряжение опять начнет увеличиваться). Запишем это значение, Um. Лучше повторить процедуру с уменьшением частоты.
По эти записям получим примерно такой график:

Параметры моего динамика

Справочные параметры (из интернета)

Fs 34 25 Qts 0,46 0,21 Vas не измерялся 80

Наиболее важный параметр это Qts. Как вам отличие? В ДВА РАЗА! Надо сказать, что я скачал примерно с десяток справочников по динамикам, другие параметры в них колебались, а вот этот был на удивление стабилен. Вот и верь после этого людям.

Едем дальше. Теперь надо выбрать тип ящика, куда всё это добро засунуть можно. И тут нам как раз пригодятся точные параметры динамика.

Самых распространенных видов акустического оформления всего три:

Тип ящика ЗакрытыйЯщик
(ЗЯ)
Closed

Бандпасс (БП)
4-го и 6-го порядков
Bandpass

Источник

Активный автомобильный сабвуфер на базе 75ГДН

В данной статье речь пойдет о сабвуфере на основе известного и распространенного динамика 75ГДН.

Динамическая головка

Итак, мне почти даром досталась динамическая головка 75ГДН, правда в не очень хорошем состоянии и в плохом внешнем виде, весь динамик припал порохом, пылезащитный колпачок вырезан из картона, да еще и не очень ровно.

Опыт ремонта динамиков у меня был, так что оставить его в таком состоянии просто не смог, решил сделать небольшой апгрейд.
Итак, я разобрал динамик. Все детали этого процесса расписывать не буду, это делается с помощью растворителя, подручного инструмента, например отвертки, пинцета и прямых рук.

В корзине динамика, для лучшего охлаждения катушки, было сделано 8 отверстий диаметром 8мм. Потом корзина была прошкурена, места где приклеиваются центрирующая шайба и подвес заклеены изолентой и окрашено. Были также поставлены позолоченные зажимы.

Диффузор динамика был почищен от пыли и остатков клея, зашкурен, а также был приклеен новый, плоский пылезащитный колпачок (вырезан из картона). После чего, головка была опять собрана. Диффузор динамика был покрыт слоем клея ПВА и также окрашен. Из цветной клейкой пленки была сделана декоративная наклейка на колпачок.

С динамиком закончено, можно браться к изготовлению ящика.

Корпус сабвуфера

Корпус изготовлен из мебельного, ламинируемого ДСП толщиной 16мм. Внутри размещены две перегородки жесткости. Боковые стенки утоплены для улучшения внешнего вида и удобства перетягивания саба. Передняя стенка утолщена, толщиной 32мм, склеенная из двух плит ДСП. Также спереди в ней сделано отверстие, где размещается плата индикаторов, а также сделано углубление для посадки головки. Стенки корпуса соединены между собой шурупами и склеены клеем ПВА, также по всему периметру внутри брус 20х20мм. В боковой стенке сделан дополнительный, отдельный отсек, где расположен усилитель. Чистый объем около 40л.

Внутри саб обклеен поролоном толщиной 10мм, средней плотности. Фазоинвертор лучше настраивать на слух, поскольку ТС-параметры динамиков могут отличаться. Его внутренний диаметр 70мм, длина порта может варьироваться от 18 до 25 см с настройкой на частоту 30-40 Гц.

В принципе ящик вышел достаточно крепким и глухим, хотя возможно стоит сделать чуть толще боковые стенки, например 18мм.
Сверху саб обтянут черным карпетом.

Электроника

Усилитель мощности

Схема усилителя приведена ниже

Преобразователь напряжения и стабилизатор

Углубляться в работу схемы также не буду, однако из опыта предыдущей статьи расскажу еще раз о намотке трансформатора, поскольку из-за отсутствия фото возникало много вопросов. Трансформатор намотан на ферритовом кольце размерами 40х25х11. Сначала, напильником скругляются все острые грани кольца и обматываются тряпочной изолентой.

Первичная обмотка намотана 5-ма жилами провода 0.8-0.9мм и содержит 2х6 витков. Сперва мотается первая половина обмотки, она равномерно разбита по всему кольцу.

На концах жилы скручиваются и выходят 4 вывода. Подгибаем эти выводы под отверстия в плате и обматываем первичную обмотку все той же изолентой.

Теперь можно браться за вторичную обмотку, в моем варианте она намотана проводом 1.5мм и содержит 2х16 витков, наматывается таким же образом как и первичная обмотка. В результате получаем еще 4 вывода вторичной обмотки.

Подгибаем под плату и заматываем изолентой. Трансформатор готов, зачищаем выводы и припаиваем на печатную плату.

Также, возможно в схему стоит ввести выходные дроссели на каждое плечо питания, они могут быть намотаны на ферритовых стержнях высотой 2см и диаметром 8мм и содержать 6-8 витков проводом 1.2-1.8мм. Входной дроссель намотан на ферритовом кольце из компьютерного блока питания двумя проводами 1мм и содержит 10 витков, равномерно распределенных на кольце.

Собранная плата стабилизаторов имеет следующий вид:

Блок фильтров

Все та же, 100 раз проверенная мной схема фильтров:

Индикатор выходной мощности

Индикатор выходной мощности собран на микросхеме LM3915 по следующей схеме.

Конструкция и монтаж

Поскольку места для электроники было отведено не так и много, «впихнуть» ее туда оказалось не так и просто, пришлось мудрствовать. Следовательно, все платы, коннекторы и ручки управления закреплены на пластине из МДФ толщиной 8мм. На внешнюю сторону выведены радиатор, клеммы питания и REM, гнезда входов, а также регуляторы блока фильтров. Внешне эта пластина вместе с радиатором окрашена в черный цвет. Изнутри, в месте, где должны крепиться транзисторы, в пластине было сделано прямоугольное отверстие. По этому отверстию была вырезана дюралюминиевая пластинка, чтобы «нарастить» радиатор до нужного уровня и было удобно крепить транзисторы. Эта пластинка прикручивается к радиатору двумя болтами, между пластинкой и радиатором естественно слой термопласты. Болты специально оставлены подлиннее, поскольку позже на них садится дюралюминиевая пластинка, которая прижимает все транзисторы к радиатору. (На фото первый вариант усилителя, одна ТДА7294 без транзисторов. Схема себя не показала, потому позже был реализован другой УМ)

Плата преобразователя крепится к МДФ пластики с помощью дюралюминиевых уголков, два маленьких непосредственно прикручены к плате и пластине, а два больших удалены от платы и с помощью 2-х растяжек из медного провода не дают плате качаться.

Для платы усилителя мощности сделан пластмассовый уголок, который поддерживает одну ее часть, однако она в основном держится за счет выходных транзисторов и микросхемы, которые сильно прижаты к радиатору дюралюминиевой пластинкой. Между радиатором, микросхемой и всеми выходными транзисторами обязательно должна быть диэлектрическая пластинка ну и конечно термопаста, корпуса транзисторов и микросхемы изолированы от радиатора.

Плата стабилизаторов крепится на два пластмассовых уголка, а плата фильтров держится с помощью дюралюминиевой пластики, к которой прикручены три регулятора.

Проводы от клемм питания к плате ПН максимально толстые, не менее 4-6 кв.мм. Для подсоединения платы индикатора и индикаторов работы сабвуфера использован 8-ми контактный разъем. Также, можно для удобства ввести 2-х контактный разьем для подсоединения динамической головки.

Плата индикатора выходной мощности и индикаторов включения закрепленные в отведенном месте, отверстия для проводов после монтажа заклеиваются пластилином. Индикаторы закрыты затемненной стеклянной пластинкой.

Окончательный результат

Конечным результатом на то время остался довольным. Сабвуфер играл очень мягкий, приятный и глубокий БАС и мог создать совсем неплохое как для 10-ки звуковое давление. Однако играть у меня ему судились не долго, поскольку после покупки авто было запланировано строить другую систему с другим сабом. Данный сабвуфер было продан и поныне он радует нового хозяина.

Источник

Сообщества › Автозвук › Блог › Возвращение легенды. Сабвуфер на 75ГДН.

Наверное каждый второй имел дело с этими динамиками, такие применялись в советских АС-90 в качестве низкочастотного звена. Вот и ко мне впервые попал в руки НЧ динамик 75ГДН-1-8 87-го года выпуска, на нем уже был заменен подвес и довольно качественно.
Давайте взглянем на старый корпус колонки АС-90,

В общем что тут рассуждать, измеряем реальные параметры динамика: Fs=36,7Гц Qts=0,42, Vas=44литра. Считаем в Bassbox 6 Pro оптимальное оформление. Сабвуфер планируется устанавливаться в ВАЗ 2112, добавляем файл передаточной функции данного автомобиля, получаем вот такой график.

Сборка.
Тут ничего особенного, материал советская ДСП,

Метки: 75гдн, сабвуфер.

Комментарии 85

Смотрится лучше чем готовые))))

Я не знаток в автозвуке, и циры типадобротности и т.п. мне ни о чем не говорят. Скажите, влияет ли сопротивление на объем и сам фазик? Я построил короб на 45л. Но динамик 75гдн-1-4. Размеры фазика меняются от изменения сопротивления?

Влияют на АЧХ основные 3 параметра: Fs, Qts, Vas. Сопротивление влияет на мощность, при том же сигнале. Воообще, универсального короба не существует, каждый динамик имеет свои параметры, тем более они значительно изменяются со временем, в зависимости от времени и условий хранения.

А подскажи плиз где взять файлик передатки салона для бассбокс 6?! Нигде немогу скачать((

И нигде не найдёшь, самому нужно измерять. Уменя для 10ки и 12ки есть

Не могли бы Вы подробнее рассказать о программе, в которой считали, а конкретнее о «добавляем файл передаточной функции данного автомобиля», где можно взять эти файлы, для каких авто они существуют?

В бассборсе есть кнопка room т.е комната, в нашем случае салон автомобиля. Передаточная функция вычисляется с помощью тестового короба ЗЯ и микрофона. Заменяется АЧХ на открытом пространстве потом в автомобиле, вычилсяется разница в АЧХ. Затем в цифровом виде добавляется в программу бассбокс. Пока что есть ПФ ваз2110 и ВАЗ 2112. Другие машины еще не приходилось измерять. В интернете таких файлов я не нашел.

Не могли бы Вы подробнее рассказать о программе, в которой считали, а конкретнее о «добавляем файл передаточной функции данного автомобиля», где можно взять эти файлы, для каких авто они существуют?

Большое спасибо за информацию!

Работа супер! руки откуда надо растут! А сам динамик херня, любой китаец 10″ получше будет.

Интересно получилось. На видео бы хотя бы послушать))

про чуйку 90 Дб вообще удивил… они тупые как валянки… по звучанию может ты и прав, они не плохи, но не в машину. один такой я уже в ЧВ ушатал((

Отличная работа по воскрешению совдепа. А можно фотки швоф поближе. Хочу рассмотреть, как стягивали швы нитками.

Типа этого, но черными нитками и сильнее стягивал.

А, теперь понял. Стягивал нитками через прострочку? Получается, что сами грани не пришиты, а стянуты через швы.

Да сналача стороны прострачивал по периметру на машинке потом стягивал обычной иголкой. Часа 2 правда ушло если не больше.на перетяжку.

ПВС норм в качестве акустического провода.

а разве у ГДН чуйка 90дб? там вроде максимум 86. откуда ей быть, если подвес сделан из резины толщиной с галошу.

Было действительно такое. Чтобы качнуть более менее пристойное давление на НЧ нужно было нещадно качать эти динамики. В общем бессмысленно ими заниматься их время прошло давно.

I push like.
Sound q 2, work quality 9,5 points!
When this old shit die put in this beautiful box some Focal speaker and sell it to me. )))

слишком горб большой на ачх

Обязательно замерю, установив в машину, это только расчетная.

Конечный результат понравился, но вот по настройке думаю высоковато.
Кстати уменьшить ход диффузора можно увеличением площади сечения порта.

а видео нет?! как звучит сия буфа?!

Нету пока, еще не устанавливался, это я другу собрал. Усилитель подыскиваем подходящий.

классно короб затянул*очень круто)))

А я всеже придерживаюсь мнение что такая низкая частота настроики сделана не зря, скорее всего для того чтобы компенсировать горб и как то выровнять ачх.

Как показывает практика, больше всех рассказывают про «тупые современные насосы» и восхваляют ГДН заясняя о «я его никогда не променяю» те, кто вообще имеет смутное представление о нынешнем рынке автомобильных сабвуферов, а также имеет крайне скудный опыт работы с ними. А зачастую и вовсе никакой)

ГДН это старый, пыльный, стремный посредственный и заросший паутиной вход в огромную кроличью норку под названием «автозвук» )))

у гдн хороший звучек и отлично подходит для дома, но не для машины — только если прям вообще ни разу не наваливать. а то ачх гдн вообще больше под низкоиграющие миды подходит, для саба высоковато играют

Я всегда говорил:
Ставить домашние сабы в авто также глупо как и автомобильные домой. ))

Ну не знаю. Может и глупо, конечно, но важнее, ведь, оформление. Глупо будет бросить в багажник колонку с-90, как и любую другую колонку, рассчитанную и предназначенную для большего объёма, чем салон авто… Не говоря уже об эстрадных колонках. А собрать коробушку под динамик, все же, как-никак разумнее. По поводу второй части поговорки-так же важен подход. Одно дело запитать усилок от акб и бросить в комнате саб. Другое-купить/спаять блок питания, купить/спаять усилитель и найти тот уютный уголок, где саб будет не гудеть, а играть. Либо собрать короб, который позволит такой уголок вообще найти ). Лично я, бывало, колхозил… Питал усь от акб и наваливал низов дома. Правда это были необходимые меры, ибо новые соседушки вели себя плохо) ну да не суть.

Ну в теории и из феррари можно сделать внедорожник и из трактора болид. Вопрос нужно ли?

Как показывает практика, больше всех рассказывают про «тупые современные насосы» и восхваляют ГДН заясняя о «я его никогда не променяю» те, кто вообще имеет смутное представление о нынешнем рынке автомобильных сабвуферов, а также имеет крайне скудный опыт работы с ними. А зачастую и вовсе никакой)

ГДН это старый, пыльный, стремный посредственный и заросший паутиной вход в огромную кроличью норку под названием «автозвук» )))

Ну все когда-то с чего-нибудь начинали)

Ваще не отрицаю))) У меня лежали в багажнике пара s30 распертые держаком от лопаты)))

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу