8 канальный процессор для авто

Полностью самодостаточен
Тест 8-канального усилителя со встроенным процессором Zapco ADSP-Z8 IV-8

Какое-то время назад Zapco представили процессор DSP-Z8 IV, который был довольно тепло воспринят потребителями. По названию можно было бы подумать, что усилитель Zapco ADSP-Z8 IV-8 построен на его же основе, но это не совсем так. Он вышел одновременно с обновлённым процессором Zapco DSP-Z8 IV II и построен на одной базе именно с ним. Утверждается, что эта вычислительная платформа значительно улучшена по сравнению с предшественником. Смотрим, что из этого получилось.

Конструкция

Усилитель компактен – литой корпус имеет размеры всего 222х230 мм в плане. При этом в нём уместились 8 каналов усиления с заявленной мощностью каждого 80 Вт на 4 Ом и 120 Вт на 2 Ом.

Процессор при этом, правда, тоже 8-канальный, и линейных выходов не предусмотрено. Получается, что стандартная схема «процеусь + отдельный моноблок на сабвуфер» с ним не прокатывает, усилитель полностью самодостаточен. Это компенсируется возможностью объединять пары каналов в мост, получая, согласно заявке, 240 Вт RMS.

Источников для Zapco ADSP-Z8 IV-8 может быть четыре – 6-канальный основной вход (высокоуровневый или линейный), дополнительный вход AUX, цифровой оптический вход и встроенный Bluetooth-модуль. Последний, кстати, выполняет две функции – приём потокового аудио со смартфона и управление процессором.

При передаче музыки, правда, переключиться с кодека SBC на что-нибудь более приличное (начиная с 8 версии Android это можно сделать из меню разработчика) у меня не получилось. Так что смартфон в случае с Zapco вряд ли можно советовать ортодоксальным аудиофилам. Но лично мне он нравится тем, что в машине появляется возможность пользоваться разными онлайновыми сервисами вроде Яндекс.Музыки. В общем, штука в любом случае приятная.

И да, важный момент. При подключении смартфона по Bluetooth процессор автоматически переключается на вход BT. Точнее, делает это не сразу, а как только на смартфоне запускаешь какое-нибудь музыкальное приложение. При разрыве соединения Zapco автоматом переключается на прежний источник. На оптику, правда, такого автоматического переключения не происходит.

В комплекте к процессору идёт проводной пульт. Тут всё относительно стандартно – громкость, пресеты, переключение источников и т.п.

Для полноты картины заглянул внутрь. У усилителя снимаются торцы, откручиваются несколько фиксирующих винтов, и плата вынимается целиком.

Процессор – старый знакомый Cirrus Logic 47048C-DQZ. Вот тут я бы в очередной раз предостерёг от поспешных выводов. Как оказалось, при правильной обвязке и правильной микропрограмме обработки сигнала он умеет звучать очень и очень хорошо. Но об этом чуть позже.

Разумеется, многое зависит и от самого усилителя. С верхней стороны платы видны лишь крупные элементы.

Сами чипы расположены с нижней стороны платы и прижаты через термопрокладку и термопасту к корпусу.

Блок питания не выглядит гигантским для заявленных мощностей, но силовой потенциал усилителя ещё предстоит проверить в деле.

До измерений ещё доберусь, а пока что попробую разобраться с возможностями настройки.

Настройка через компьютер

Софт работает «в одно окно», никаких дополнительных вкладок не предусмотрено. Да оно и не надо.

При работе от аналогового входа Main можно выбрать режим работы – брать сигнал с двух каналов, с четырёх или со всех шести. При этом можно задать, откуда будут получать сигналы выходные каналы – отдельно с каких-то конкретных входов или же микшироваться с нескольких входов.

На схематическом изображении расположение динамиков задано жёстко, но, в принципе, ничто не мешает выбрать назначение каналов вручную.

Настройки фильтров можно задать с точностью до 1 Гц, крутизну выбрать вплоть до 48 дБ/октава. Плюс к этому можно задать добротность (тип) фильтра – Баттерворт, Линквиц или Бессель. Последнее, кстати, реализовано далеко не во всех процессорах на «камне» Cirrus Logic, так что урезать его возможности тут не стали, использовали по полной программе.

Не понравилось, что не показываются суммарные АЧХ в каналах, а только раздельно для фильтров и эквалайзера. Это можно отнести к минусам. Но зато на картинку можно вывести кривые для всех каналов разом, а это уже плюс. Эквалайзером можно корректировать кривую в каждом канале индивидуально или выбрать сразу несколько каналов и корректировать АЧХ синхронно. Всё это можно проделывать, просто таская мышкой точки по графику…

…или же включив режим GEQ, при этом на экране появляются привычные ползунки регуляторов. Правда, «графическим» этот эквалайзер можно назвать условно – для каждой полосы можно менять частоту практически без ограничений и выбирать добротность от 0,5 до 9,0. Так что это, фактически, полноценный параметрик.

Выставить задержки можно в два этапа – сначала указать на схематическом изображении системы фактические расстояния до динамиков в сантиметрах и нажать кнопку Delay Calc, все задержки при этом рассчитаются автоматически. Потом останется лишь подкорректировать ползунки регуляторов в правой части окна. Максимально можно задержать сигнал на 15 мс (эквивалентно 515 см) с шагом 0,02 мс (0,68 см).

Настройка со смартфона по Bluetooth

А вот это уже интереснее. Потому что возможность настраивать систему, не таща в машину ноутбук – это серьёзное преимущество. И, кстати, одна из причин, почему я в своей машине до сих пор не отказываюсь от Alpine PXA-H800.

Ссылка на приложение есть на официальном сайте Zapco. Скачал файл apk на свой Samsung, установил. В списке Bluetooth нашёл процессор, подключился, запустил приложение. Сходу оно позволяет рулить уровнями громкости и сабвуфера, выбором источника и пресета. В общем, работать как обычный пульт, только беспроводной.

А вот в режиме Adv. Setup можно рулить и другими настройками – уровнями каналов, фильтрами, задержками и эквалайзером. Этот раздел, кстати, сразу же предлагается запаролить. Но это не столько от посторонних глаз, сколько от случайного попадания в этот раздел.

К единственному минусу приложения я бы отнёс то, что оно не держит экран включенным во время настройки, и каждый раз когда он гаснет, приходится заново разблокировать смартфон. Со стабильностью работы проблем вроде бы не возникло, но тут, как всегда, многое может зависеть от самого смартфона и версии операционной системы.

Измерения

Тут меня интересовали в основном два момента – характер искажений и их количество. Причём первое, пожалуй, даже важнее. Снова попробовал снять спектрограммы выходного сигнала по «расширенной программе»:

Первые две спектрограммы – выходной сигнал при подаче на вход 1 кГц с разным уровнем. Как видно, на сверхмалых уровнях сигнала лишние гармоники практически отсутствуют, что для D-класса однозначно можно зачесть в плюсы. Остальные четыре спектрограммы – выходной сигнал при подаче разных сочетаний частот. В целом, интермодуляционные искажения у Zapco невысокие, и это тоже хорошо.

Количественно искажения тоже невелики – в рабочей зоне мощностей где-то на уровне сотых долей процента. К слову, на 2 Ом усилитель работает стабильно, искажения почти не повышаются.

Источник

Сообщества › Автозвук › Блог › Рабочий инструмент. Тест 8-канального процессора Nakamichi NDS6831

В своё время, будучи немного посвящённым в процессорные планы Nakamichi, я с интересом ждал этот процессор. У него демократичная цена, но при этом интересное построение – цифровая часть «железа» заметно отличается от других автомобильных процессоров аналогичной стоимости. Как всегда, постарался выяснить, что он умеет, какие у него плюсы и минусы, и в какие системы он станет оптимальным выбором.

По данным официального сайта цена Nakamichi NDS6831 на момент теста составляет 22490 рублей. То есть процессор не метит в сегмент High End и доступен достаточно широкой аудитории. Судя по конфигурации, его можно с успехом использовать как в системах SQ, так и в «громких» системах. Для настройки не обязательно подключать компьютер, всё можно настроить буквально «в полевых условиях» прямо со смартфона по Bluetooth. И к тому же смартфон можно использовать с этим процессором как полноценный музыкальный источник. В общем, смотрим.

Читайте также:  Уникальный тест драйв автомобилей

Процессор 8-канальный. Все каналы равноценные, настраиваются независимо, каких-либо ограничений у отдельных каналов нет.

С этой же стороны имеется разъём Controller – это для проводного пульта. Сам пульт нужен не всегда, поэтому продаётся отдельно, модель называется Nakamichi NDS AC2. В этот раз у меня его не было, но этот же пульт используется и с другими процессорами Nakamichi, я имел с ним дело, когда разбирал возможности 12-канального Nakamichi NDS6120.

Со входами ситуация следующая:

— 6-канальный высокоуровневый,
— 6-канальный линейный (в софте обозначается как AUX),
— цифровой оптический,
— Bluetooth.

Переключаться между входами можно с пульта или, если система строится без него, из приложения на смартфоне. Микширования между отдельными источниками не предусмотрено, процессор умеет работать одновременно только с одним выбранным входом. Высокоуровневые входы принимают сигнал с размахом 26 Вольт peak-to-peak.

Модуль Bluetooth уже идёт в комплекте – тот же самый, что идёт и с остальными процессорами Nakamichi.

Для передачи аудио по Bluetooth можно использовать любое приложение, и оно может работать параллельно с настроечным приложением. К слову, процессор можно вообще ни к чему больше не подключать – идея для тех, кто строит «громкую» систему независимо от штатной. Источником в этом случае будет смартфон.

При передаче по Bluetooth-каналу активируется кодек aptX.

Внутри процессор имеет совсем другое построение, нежели уже упомянутый 12-канальный Nakamichi NDS6120.

Во многих процессорах с таким же числом каналов и примерно в этой же цене (точнее, даже в большинстве) используется принцип «всё в одном» – DSP и ЦАП в одном чипе. Nakamichi построен иначе – с разделением «математики» и цифроаналогового преобразования. Обработкой цифрового сигнала занимается ADAU1450 (Analog Devices), за аналого-цифровое преобразование отвечает AK5720 (Asahi Kasei), а ЦАП построен на отдельном 8-канальном CS42528 (Cirrus Logic).

Несмотря на столь серьёзный подход к общей концепции, в аналоговых цепях используются обычные электролиты. Судя по всему, это вынужденная мера, чтобы уместиться в жёсткие ценовые рамки. В общем, жирный намёк для любителей твика – потенциал к улучшению есть.

То же самое, кстати, можно сказать и про операционники – вовсю используются JRC4560 (Japan Radio Corporation). Это, конечно, проверенные «рабочие лошадки» в половине концертных усилителей и активных мониторов, но для «ортодоксальных аудиофилов» они могут оказаться простоватыми.

Кстати, часть платы рядом с оптическим входом и разъёмом модуля Bluetooth явно разрабатывалась подо что-то ещё. Судя по месту под разъём USB, уж не планируется ли в будущем версия со встроенным плеером? Однако, интрига.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОРОМ И ЕГО НАСТРОЙКА

Теперь, как обещал, подробнее о настройках. Для этого можно скачать с официального сайта Nakamichi программу для компьютера и настраивать процессор с него. А можно поставить на смартфон приложение – оно есть в App Store и Google Play в свободном доступе.

Разобраться в компьютерном софте не составляет труда, всё скомпоновано в одно окно. Подключение к процессору вообще моментальное, хотя тут, полагаю, многое зависит от настроек самого компа.

Выходным каналам можно назначать свои названия – твитеры, среднечастотные, мидбасовые, широкополосные, саб, правые, левые, центр и т. д. Но сходу программа сделать это не даёт. Разобрался с этим не сразу, но оказалось всё просто – для начала нужно «обнулить» все каналы (нажать Reset Outputs), и потом можно назначать их как угодно.

К слову, это первый этап, с которого нужно начинать настройку: при назначении типа канала автоматически выставляются предварительные «безопасные» настройки фильтров. Это удобно, сконфигурировав систему, можно включать её, не опасаясь подпалить динамики.

Маршрутизация каналов задаётся для каждого источника отдельно – можно назначать, с какого входа на какой выход пойдёт сигнал и смешивать каналы между собой (например, чтобы получить моносигнал для сабвуфера).

Всего в памяти процессора предусмотрено шесть ячеек под настроечные пресеты. Каждому из них можно дать своё название. Разумеется, пресеты можно сохранять и на компьютер в виде файлов.

Приложение для смартфонов внешне похоже на то, что я уже пробовал для 12-канального Nakamichi NDS6120 и «процеуся» для апгрейда простых «штаток» Nakamichi NDS4631A. Тем не менее здесь оно своё собственное.

При запущенном приложении и входящем звонке воспроизведение не прерывается (если только источником не является сам смартфон, тогда Android сам приглушает свой плеер). При выходе из зоны действия Bluetooth связь теряется, но текущие настройки сохраняются. При возвращении программа автоматически связь не восстанавливает, это нужно сделать вручную. Когда к процессору подключен компьютер и на нём запущена программа управления, то со смартфона соединиться не удаётся – защита от двойного подключения.

На главном экране доступны только основные настройки для текущего управления – выбор источника и пресета, мастер-громкость, уровень сабвуфера и упрощённый регулятор тембра, не связанный с основным эквалайзером. Все остальные настройки упрятаны под кнопку Advanced Settings. Они разделены на четыре раздела – задержки, фильтры, эквалайзер и маршрутизация каналов.

Каждый канал настраивается независимо, хотя линкование каналов для их параллельной настройки тоже предусмотрено. В этой части возможности следующие:

Фильтры: с выбором крутизны до 48 дБ/октава и выбором характеристики (Баттерворт, Линквиц-Райли, Бессель).

Задержки: до 20 мс, что эквивалентно «отодвиганию» почти на 7 метров (отображение на выбор в миллисекундах, метрах или дюймах).

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ РАБОТЫ СОФТА И ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СМАРТФОНА

Сначала о хорошем. Заставить заглючить программу для ПК и приложение у меня не получилось ни при каких обстоятельствах. По крайней мере, с моим Samsung A50 всё работает чётко, так что стабильности ставлю жирный плюс. Как показала практика, это даётся не всем производителям. Максимум, к чему можно придраться – к необходимости подождать несколько секунд, пока приложение соединяется с процессором по Bluetooth.

Выбор между настройкой с компа или со смартфона лично для меня оказался не так очевиден. С одной стороны, смартфон сильно выигрывает в оперативности – внести коррективы в настройки можно в любой момент и очень быстро (да хоть прямо в дороге, толкаясь в пробке). С другой стороны, приложение проигрывает в наглядности. Основное неудобство – при настройке фильтров в каком-либо из каналов не видишь что выставлено в «соседних» каналах, график АЧХ тоже находится в окне настройки эквалайзера.

Так что, несмотря на очевидное удобство смартфона, при самой первой настройке я бы использовал ноутбук, а смартфоном пользовался бы для внесения каких-то текущих корректив по ходу эксплуатации.

Из существенных ограничений Nakamichi NDS6831, пожалуй, только одно – отсутствие микширования сигнала между источниками. Порой бывает удобно «подмешать» сигнал с высокоуровневых входов, чтобы не терять подсказки штатной навигации или парктроников при работе от других источников.

ПАРУ СЛОВ О ЗВУЧАНИИ

Судя по цене, процессор вроде бы не претендует на роль аудиофильского, но в обычных системах «для жизни» слабым звеном точно не будет. Звучание спокойное, без остроты или жёсткости, характерной для некоторых других процессоров. По сравнению с более дорогими моделями звук чуть упрощён, но если не снобствовать, это уже придирки. Порой возникает ощущение немного акцентированного (хотя в целом ровного и не кричащего) вокала и чуть жирноватой структуры баса, но тут, по ощущениям, всё упирается в аналоговую часть (в частности, операционники и электролиты в сигнальных цепях). Что-то мне подсказывает, что при их простой замене звук преобразится, ведь цифровая часть у NDS6831 весьма прилична для своей цены.

Сравнивать звучание с оптического входа и со смартфона по Bluetooth довольно сложно – всё зависит от того, что выдаёт цифровой источник и от того, что выдаёт смартфон. Единственное, вот вам полезный совет при использовании Bluetooth. Регулировка громкости в смартфонах (это касается и Android, и iPhone) сильно упрощает звучание и напрочь убивает динамику, так что её лучше не задействовать. По возможности выставляйте в смартфоне максимальную громкость и пользуйтесь только регулировкой процессора, в этом случае вы получите максимальное качество сигнала.

Читайте также:  Температура в котле автомобиля

Если коротко, то Nakamichi NDS6831 показал себя как простой в использовании процессор с демократичной ценой, но своими фишками. Главные из них – это настройка со смартфона по Bluetooth и возможность использовать оный в качестве источника. Причём даже с кодированием потока aptX. Важный плюс – стабильная и беспроблемная работа настроечного софта. Вернее, даже плюсище.

Сферы применения видятся такие. Во-первых, SQ-системы «для жизни» – с достойным звуком, но без аудиофильского снобизма. Во-вторых, развитые «громкие» системы (в том числе и построенные автономно, т. е. независимо от основной системы). Для любителей твика тоже есть серьёзный потенциал. Словом, нормальный рабочий инструмент.

И напоследок – небольшой инсайд. Вскоре на базе этого же процессора ожидается выпуск 6-канального процессорного усилителя Nakamichi NDS6831A (в название добавится буква А), построенного по схеме 4+2+2 (4 канала с умеренной мощностью + 2 более мощных канала + 2 линейных выхода). Судя по образцам, которые мельком довелось увидеть, он будет заметно отличаться от других процессорных усилителей, построенных по этому же принципу (ESX, Best Balance и т. д.). Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Плюсы:
Возможность работать самостоятельно, даже без подключения к ГУ
Потоковое аудио передаётся через AptX
Полноценная настройка со смартфона по Bluetooth
Большие возможности настройки
Высокая стабильность работы настроечного софта

Минусы:
Короткий кабель USB в комплекте
Нет возможности микширования сигналов от разных источников

Источник

Aura AMH-77DSP самая бюджетная процессорная магнитола в наличии

ГРАФИК РАБОТЫ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

Звуковой процессор

Магазин автоэлектроники ZloyZvuk96 предлагает своим клиентам купить качественный звуковой процессор в автомобиль. Наличие отличного звука в салоне авто позволяет получить чистое звучание и отменный драйв при прослушивании любимых музыкальных мелодий. Надежный звуковой процессор способен осуществить квалифицированную настройку звучания на штатном апгрейде аудиосистемы или на покупных компонентах.

Заказывайте у нас звуковой процессор для авто и другую автоэлектронику и наслаждайтесь новой жизнью своей машины! Телефон: +7-912-619-32-36.

Процессоры в ассортименте от компании ZloyZvuk96

Учитывая, что салон машины — не самое удачное место для прослушивания с множеством внешних шумов и разноудаленостью источников звука, существует оптимальный способ сонастроить все элементы музыки. Цифровой процессор в кратчайшее время установит правильный тональный баланс между динамиками и самостоятельно определит их место, чтобы слушающий был в самом центре звука.

Звуковые процессоры автомобильные всего за несколько минут сумеют показать отличные результаты и максимально оправдают вложенные средства. Широкий эквалайзер, раздельные кроссоверы для любого канала и множество полезных для звукового сопровождения функций имеет и внешний процессор.

Покупая звуковой процессор в машину, вы кардинальным образом расширяете возможности профессионального звучания. При этом автомобильный процессор может быть как внешним самостоятельным устройством, так и интегрируемым в автомобильную магнитолу. Как правило, автомобильный процессор звука обладает компактными размерами, легок в применении и портативен. Их технические характеристики высоки, а хорошие результаты доказаны надежной эксплуатацией.

Как купить?

Звуковой процессор для авто — это сегодняшнее поколение аудиосистем. Гибкие настройки, автоматическая коррекция, применение многими транспортными средствами ставит процессор звуковых эффектов в число самых простых и нужных аппаратов.

Вы можете купить звуковой процессор в интернет магазине ZloyZvuk96, оформив заказ через сайт. Для получения информации по интересующим вас вопросам звоните нам по телефону +7-912-619-32-36.

Источник

8 канальный процессор для авто

К нынешнему своему виду этот процессор пришёл не сразу, и даже после начала продаж продолжал «допиливаться». Причём дело касается не только программного обеспечения, но и «железа» – самые первые процессоры имели немного другую плату с основным чипом DSP. Собственно, это одна из причин, почему я не стремился раньше времени брать его на тест.

Сейчас «период обкатки» можно считать наконец-то пройденным, и в нынешнем виде HDSP-Z16V можно рассматривать как полностью законченный продукт. Для сведения, на момент теста цена процессора в опциональном 8-канальном исполнении составляет 116990 рублей, а в полном 16-канальном – 129990 рублей.

Так сколько у него каналов – 16 или 8?

На самом деле процессор может быть и 16-канальным, и 8-канальным – у него модульный принцип построения. В зависимости от этого версии имеют обозначения Zapco HDSP-Z16 V P96 PAD-A или Zapco HDSP-Z8 V P192 PAD-A, но шильдик на корпусе в обоих случаях будет один.

По своему построению процессор 16-канальный, но в качестве опции количество каналов можно уменьшить до 8. При этом вычислительным «мозгам» работы не убавится: если в 16-канальном варианте обработка сигнала происходит с частотой дискретизации 96 кГц (что уже немало), то в 8-канальном она повышается до 192 кГц. Отсюда, кстати, и цифры 96 и 192 в модельных индексах.

Независимо от исполнения, в процессоре имеются два независимых друг от друга цифровых входа – оптический и коаксиальный. Плюс ещё три разъёма с прямым доступом к шине I2S, в которые вставляются опциональные модули расширения. Описание в качестве примера предлагает модуль HD Bluetooth, но, думается, применений может быть намного больше.

Аналоговых входов – восемь. Вернее, 6+2, потому как последнюю пару линейных входов можно сконфигурировать как AUX и использовать их вместе с высокоуровневыми входами. Для остальных пар придётся выбирать – либо линейные, либо высокоуровневые.

Процессор умеет суммировать сигналы с аналоговых входов, но восстанавливать широкополосный сигнал из штатной «поканалки» он не умеет. Да это и не ставилось целью, тут другие фичи в приоритете. Поэтому описание прямо советует – по возможности выуживать из штатной системы широкополосный сигнал и использовать только одну пару входов, иначе это нагрузит процессор ненужной работой без особого профита.

В комплекте идёт модуль Wi-Fi, но здесь он нужен только для настройки.

Аудиостриминг через Wi-Fi не поддерживается, но зато здесь есть другая фишка – встроенный плеер. Пожалуй, рассмотрю его отдельно.

В чём фишка встроенного Hi-Res плеера?

Сразу поясню, чем встроенный плеер вообще так привлекателен. Дело не в «волшебном» Hi-Res, а именно в том, что он интегрирован в процессор. При обычном подключении по оптике мы автоматически получаем все «прелести» оптической линии и вообще формата SPDIF – джиттер, дисперсию импульсов, отсутствие единого клокинга для источника и приёмника цифрового сигнала. Следствие всего этого – ошибки приёма и, в конечном итоге, ухудшение качества звука.

Дело можно улучшить использованием источника с качественным цифровым выходом, выбором качественных оптических кабелей или вовсе переходом на коаксиальную линию. Это даёт пищу для высоких аудиофильских споров, но от проблем формата SPDIF не избавляет. В HDSP-Z16V никакой линии передачи данных нет принципиально – плеер и процессор объединены в одном двухъядерном чипсете, и всё, что читается с подключенной флешки, прямиком отправляется на обработку. И как тут не вспомнить знаменитую сцену с Индианой Джонсом?

Управление плеером, равно как и остальные базовые функции (громкость, пресеты и т. д.), возложены на отдельный проводной пульт. Правда, тут сильно хвалить уже не стану – разработчики, похоже, так увлеклись крутизной начинки, что забыли подумать о том, что всем этим ещё и управлять нужно. Больше всего нареканий вызвал энкодер – ну вот что мешало сделать его чуть крупнее или хотя бы нескользящую окантовку добавить?

Интерфейс и логика управления простые, но усложнять плеер в этой части не было никакой необходимости – большие жёсткие диски он всё равно не поддерживает, читаются только флешки в FAT 32 (хотя и без ограничения объёма). Да и экран не позволяет развернуться со сложным интерфейсом. Хотя всё основное тут есть – навигация по носителю, переключение треков, ускоренная перемотка и т. п. Кнопки на сенсорном экране мелкие, но разнесены друг от друга далеко, и надо крепко постараться, чтобы промахнуться.

Читайте также:  Авто для города и путешествий

И да, попутно небольшой совет. Поскольку разъём для флешки расположен на корпусе, лучше сразу озаботиться USB-удлинителем, чтобы каждый раз не лазить к «телу» процессора.

А что у него внутри?

Внутри модульный принцип виден во всей красе – материнская плата плюс субплаты, каждая из которых отвечает за что-то своё.

Вот четыре платы аналоговых входов, каждая из которых работает на свою пару каналов.

Рядом с ними – плата АЦП. На момент теста предлагается только вариант на AK5558, но Zapco обещает вариант на более серьёзном AK5578. Не уверен, что такая возможность выбора будет сильно востребована, всё же аналоговые входы чаще используются для подключения к штаткам и вообще не слишком аудиофильским источникам. Но случаи, как говорится, бывают разные.

Плата цифровых входов закреплена на материнской плате тоже через разъёмные соединения, но к замене не предполагается. И не нужно, тут и так всего достаточно.

В части выходов свободы чуть больше – для превращения 8-канального процессора в 16-канальный нужно вставить в пустые слоты ещё одну пару 8-канальных плат (плата ЦАП и плата выходов), поменять переднюю панель с разъёмами и залить соответствующую прошивку.

На сегодняшний момент Zapco предлагает ЦАП на отличном проверенном чипе AK4458 от Asahi Kasei. Но обещаны два опциональных варианта на Sabre – ES9028PRO и топовом на сегодняшний момент ES9038PRO. Эти платы пока в процессе разработки, их обещают вот-вот выпустить в продажу. Вообще, «сабры» имеют свои сложности в реализации, на будущее было бы интересно оценить, как с ними справились Zapco.

Ну и, собственно, сама процессорная субплата, которая ведает всей «математикой» – мозгом тут является «техасовский» OMAP L-138.

Блок питания выполнен отдельным модулем и закрыт медным экранирующим кожухом. По заявке, обеспечивает работу процессора при просадке входного напряжения аж до 6 Вольт. К слову, это особенно важно для машин с системой «Старт/Стоп».

Управление – традиционное, с компьютера, программа скачивается с официального сайта Zapco. На момент теста последняя версия – 2.9.2. Описание сразу приводит решения возможных сложностей с драйверами, но у меня на «десятку» всё установилось почему-то сразу и без проблем (может что-то не так делал?) Самое первое подключение к процессору должно быть по USB, дальше при желании провода можно убрать подальше и соединяться по Wi-Fi.

Софт похож на тот, что я уже видел для 8-канального Zapco ADSP-Z8 IV-8. Только если там всё управление уместилось в одном окне, то здесь в главном окне доступны не все настройки, большинство разнесено по соответствующим разделам. Поначалу смутили ооочень неспешные отклики программы, но потом как-то привык. Как говорил один киноперсонаж, «торописа не надо».

К звуковым настройкам перейду чуть позже, для начала отмечу один важный момент. Сам по себе процессор не даёт возможности полноценно микшировать каналы, но позволяет при необходимости подмешивать сигналы с аналоговых входов независимо от того, какой источник активен. Это позволяет не лишаться сигналов, скажем, штатных парктроников или подсказок штатной навигации. Для этого в отдельном подменю задаётся порог срабатывания и громкость подмешиваемого сигнала.

Другой важный момент – можно настраивать алгоритмы включения и выключения процессора и подключенных к нему усилителей. Для управления используются два провода – Remote (в общем случае подразумевается сигнал от головного устройства, если таковой имеется) и АСС (от одноимённого провода штатной проводки, тоже если он есть). Штука порой очень нужная.

Теперь конфигурирование. Выходы можно назначать практически как угодно – вплоть до какой-нибудь экзотики вроде трёхполосного тыла или поканального центра. Для примера построил систему с 3-полосным фронтом, сабом и центральным каналом. К слову, в 8-канальной версии процессора центральный канал можно задать простым суммированием, а вот в 16-канальной уже можно побаловаться с матричным микшированием каналов. Об этом чуть дальше тоже расскажу.

Задержки работают традиционно – указывается значение, на которое нужно задержать сигнал (и, соответственно, на какое расстояние «отодвинуть» динамик). Значения выставляются ползунками или вписываются вручную. Масштаб шкалы ползунков можно менять – «0-10 мс», «0-50 мс» или «0-100 мс». Каналы можно объединять в группы и «двигать» одновременно. Например, «двигать» целиком только левую или правую сторону, только твитеры или только СЧ динамики и т. д. Всего можно создать три таких произвольных группы.

В нижней части окна выводится АЧХ отдельных каналов с отображением суммарной АЧХ. Последняя, правда, не учитывает полярности в каналах, поэтому её можно рассматривать, скорее, как дополнение, нежели как реальный инструмент настройки. При настройке описание рекомендует стремиться к ровной АЧХ на экране, но вот тут я бы сильно поспорил – многое зависит от особенностей самих динамиков, от того, как они разнесены друг от друга и под какими углами развёрнуты. В общем, большая тема для отдельного разговора.

Фазовые фильтры (они же всепропускающие или all-pass filters) – штука, которая может оказаться реально полезной. Сюда нет смысла соваться без инструментальной настройки (скажем, под контролем Smaart или чего-то подобного), но системы такого уровня «задней левой» вроде как и не настраивают.

Коротко для тех, кто не в курсе – всепропускающий фильтр не меняет АЧХ выходного сигнала, но позволяет «ломать» его электрическую фазу на заданной частоте. По умолчанию частоты в каналах выставляются такими же, что и у ФВЧ в этих каналах (кроме, разве что, сабвуферных), но их можно менять. Правыми ползунками меняется наклон фазовой характеристики. Внизу отображаются электрические ФЧХ в выбранных каналах, хотя ещё раз повторю – такие вещи лучше настраивать, глядя на конечную акустическую ФЧХ всей системы.

Не остро необходимая, но полезная фича – VSEQ. Это однополосный параметрический эквалайзер, который привязан ко входам и включается при заданных уровнях сигнала. Фактически, настраиваемая тонкомпенсация.

Ну и, собственно, традиционный параметрический эквалайзер – он настраивается из главного окна программы. Настройка – по каждому каналу отдельная. Частоты для каждой полосы выбираются произвольно. Добротность – от 0,5 (широкая полоса) до 15 (узкая полоса). Последнее – это почти фильтр-пробка (notch-filter) для вырезания каких-то совсем локальных резонансов.

Дополнительные возможности 16-канальной версии

Как обещал, отмечу одну фичу 16-канального процессора, которой нет в 8-канальном исполнении – возможность сложного матричного микширования каналов. Наглядный пример применения – создание «правильного» центрального канала. В нём желательно оставить только моносоставляющую и вычесть сигналы, которые есть только в правом и только в левом каналах.

Делается это путём образования «петель» (Loop) – «заворачивания» одних каналов в другие каналы в противофазе. Скажем, для того же центрального канала нужно создать «виртуальные» тыловые каналы, в которых будут только «левые» и «правые» сигналы без моносоставляющей, и вычесть их из сигнала ЦК. Поначалу не слишком явно, но разобраться можно. Поскольку у меня в руках была 8-канальная версия, скриншот сделал в демо-режиме программы:

Подобные финты с вычитанием одних каналов из других (точнее, с их подмешиванием в противофазе) можно использовать, например, для расширения стереобазы или баловства с тыловыми каналами для лучшей имитации пространства. А ещё «петли» дают возможность создания «двойных» каналов аж с 60-полосным эквалайзером. Правда, понятия не имею, зачем столько полос может понадобиться, так что будем считать это побочной возможностью.

Если не касаться эргономики, то процессор поистине выдающийся – сильнейшее «железо», обработка сигнала в высоком разрешении, встроенный плеер, который отправляет «чистый» поток прямо в вычислительный мозг и начисто отсекает все проблемы, связанные с передачей цифрового сигнала через SPDIF (неважно, по коаксиалу или по оптике). Опять же, предусмотрена возможность апгрейда с заменой АЦП и ЦАП, что обещает возможность поднять процессор ещё на уровень выше. В общем, в плане звука – штука абсолютно бескомпромиссная. Ну а эргономика программы и пульта. Откровенно говоря, на фоне всех достоинств это такая мелочь, которая уж точно не даёт повода отказываться от HDSP-Z16V, когда речь идёт о реально качественной обработке аудиосигнала.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу