А х маргулан казахское народное прикладное искусство

А х маргулан казахское народное прикладное искусство

Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена
Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена
Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена

Б.И. Вайнберг, Л.М. Левина Чирикрабатская культура. / Низовья Сырдарьи в древности. Вып. I. М.: 1993. 130 с. + илл., вклейки.

Введение. — 3
Показать полностью.
§1. Общие вопросы (Б.И. Вайнберг, Л.М. Левина). — 3
§2. Историко-географическое изучение региона (Б.И. Вайнберг, Л.М. Левина). — 5
§3. Вопросы палеогеографии и экологии (Б.И. Вайнберг). — 7

Глава 1. Поселения. — 15
§1. Топография памятников и ирригационные сооружения (Б.И. Вайнберг, Л.М. Левина). — 15
§2. Крепости (Б.И. Вайнберг, Л.М. Левина). — 21
§3. Строительная техника и особенности архитектурных сооружений (Б.И. Вайнберг). — 33
Глава 2. Погребальные сооружения и обряд (Л.М. Левина). — 37
Глава 3. Керамика (Л.М.Левина). — 56
Глава 4. Предметы быта, орудия труда, вооружение, культовые предметы (Б.И. Вайнберг, Л.М. Левина). — 85
Глава 5. Некоторые вопросы исторической интерпретации археологического материала (Б.И. Вайнберг). — 90

Заключение и вопросы хронологии (Б.И. Вайнберг, Л.М. Левина). — 94
Conclusion and chronology issues. — 103

Литература. — 111
Список иллюстраций. — 120
Список принятых сокращений. — 129

[ Рис. 1-85. — после стр. 130 ]

Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена
Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена
Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена
Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена

Қазақтың аса көрнекті этнографы, тарих ғылымдарының докторы, профессор Халел Арғынбайұлы Арғынбаевтың 90-жылдығына арналып, ұйымдастырылған «ІІ Арғынбаев оқулары» атты халықаралық ғылыми-тəжірибелік конференция материалдарының жинағына дəстүрлі жəне заманауи этнологияның, сондай-ақ отандық тарихтың өзекті мəселелерін қамтыған баяндамалар мен зерттеулер енген. Жинақ материалдары этнологтарға, тарихшыларға жəне барша оқырмандарға арналады.

Материалы международной научно-практической конференции «ІІ Аргынбаевские чтения», посвященной 90-летию выдающегося казахского этнографа, доктора исторических наук, профессора Халела Аргынбаевича Аргынбаева, включают доклады и сообщения по актуальным проблемам изучения традиционной и современной этнологии, а также отечественной истории. Материалы сборника предназначены этнологам, историкам и широкой общественности

Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена
Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена
Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена
archeo-astana.kz
Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена
Archaeological Library of Kazakhstan запись закреплена

В книге автор выступает как археолог и этнограф. В сфере его внимания находились также такие бесценные источники, как рисунки художников, работавших, начиная со славных времен академических экспедиций Петра Великого, на территории расселения казахов. А. X. Маргулан изучил в фондах библиотек и музеев старинные альбомы рисунков и фотографий, и они позволили ему воссоздать то, что казалось ранее невозвратимо утраченным.
Показать полностью.
Его исторические изыскания отличаются полнотой и представляют собой самостоятельную ценность – все сколько-нибудь значительное из опубликованного ранее, где содержатся сведения о народном искусстве казахов, старательно выявлено им и представлено в специальной главе, посвященной характеристике источников.

Широта его научных интересов в истории и археологии, этнографии и фольклоре позволили А. X. Маргулану рассматривать прикладное искусство своего народа в широком спектре составляющих его компонентов. Как знаток древних культур Казахстана и соседних с ним среднеазиатских республик, он представил дальнюю по истокам историческую ретроспективу, иначе говоря, показал глубинные корни, к которым восходит национальное казахское прикладное искусство. В такой постановке проблемы и предложенного решения ее заключен значительный смысл, она оправданна, а главное – плодотворна. А. X. Маргулану при его историко-археологических экскурсах и аналогиях удалось, насколько позволяли выявленные материалы, проследить, как далеко в глубь времен уходит зарождение определяющих тенденций в развитии народного искусства, показать его устойчивость и неистребимую жизненную силу. Подобный ретроспективный, естественный для историка и археолога угол зрения заставляет задуматься над тем, что, в конечном счете, обуславливает сохранение непрерывности традиций художественного творчества, цепкую приверженность определенным канонам всех истинно народных мастеров, которые бережно, из поколения в поколение, передавали это освященное суровым вековым отбором самое сокровенное из материальных и духовных ценностей.

Источник

Stern 18

Баженова Н.А.

Государственный музей искусств РК им. А Кастеева, старший научный сотрудник

Казахское народное прикладное

искусство как фундамент

национальной культуры

Казахстана

«Расцвет искусства есть знак расцвета народа»

Н.К.Рерих

Хочется начать свою статью словами Л.Н.Гумилева, которые как нельзя лучше подходят к тематике данной конференции: «Нашему обществу, как и человечеству вообще, вовсе не противопоказано многообразие. Так, каждый народ, большой или малый, раскрывает свой талант, а человечество через это проявляет себя как единое целое».

Каждая страна имеет неповторимую историю своей культуры. Исторически сложилось так, что Казахстан стал полиэтнической, поликонфессиональной республикой, где обрели свою вторую Родину многие народы, и каждый внес и продолжает вносить свой неповторимый вклад в формирование обще-казахстанской культуры, способствуя сложению её богатства, разнообразия и многогранности.

Предметы искусства, созданные народными мастерами всего мира, являют собой единое культурное пространство, в котором выражена потребность каждого человека творить. В прошлом творчество естественно и свободно входило в обиход каждой семьи, украшая, охраняя и пробуждая в людях чувства гармонии и красоты, способствуя эстетическому и духовному воспитанию.

Народно-прикладное искусство, без преувеличения можно считать одной из значимых составляющих национальной культуры. Оно как нельзя лучше отражает богатство и многогранность творческого потенциала своего создателя и не раздельно связано с музыкой, песнями, устно-поэтическим творчеством.

Предметы народного искусства наполняли красками быт семьи, скрашивая будни и праздники. Богатейшая и разнообразная природа Казахстана оказала влияние на формирование и развитие цветового и содержательного облика казахского прикладного искусства. Охватывая весь диапазон изготовляемых предметов и учитывая всю сложность технологического процесса, нельзя не восхищаться трудолюбию мастеров, высокому уровню мастерства и тонкому художественному чутью, помогающему из подручных материалов, своими руками, создавать непревзойденные шедевры народного достояния.

Читайте также:  Детские русские народные мелодии слушать

Богатейшее наследие, оставленное нашим народом, стало достоянием музеев, частных коллекций и семейных реликвий. Сегодня интерес к собственной культуре с каждым годом становится все более актуальным. Еще несколько десятилетий назад предметы прикладного искусства считались пережитком прошлого. Но благодаря людям, которые понимали ценность и значение плодов коллективного гения народа, мы сегодня имеем возможность через музейные экспонаты приоткрыть завесу в собственное прошлое.

Архивные материалы свидетельствуют о том, что одна из таких инициатив принадлежит Кулахмету Ходжикову, который стоял у истоков создания музея казахского народного прикладного искусства и формирования на его базе значительной по содержанию коллекции. В своем письме Д. А. Кунаеву 1956 г. он пишет: «…революция дала нам новые профессиональные виды искусств: литературу, музыку, живопись, театр и кино. Но дальнейшее их развитие не будет полнокровным, если мы не будем питать их жизненным источником – творчеством народа» (1 стр. 1). К. Ходжиков подходил к разрешению данной проблемы комплексно и широкомасштабно, он пытался реабилитировать народное искусство, доказать его значимость для настоящего и будущего, о чем говорит следующая цитата из вышеупомянутого письма: «В оценке этого вида искусства у нас было проявлено недопонимание, породившее за собою пренебрежительное отношение, как к искусству примитивному – несовершенному, ненужному, устаревшему, даже порой некоторые вовсе отчуждали его, как искусство классово-чуждое, байское, феодальное» (1 стр. 3). К. Ходжикову и его единомышленникам принадлежит идея создания Института, в задачи которого входили бы изучение, систематизация и возрождение всевозможных видов казахского народного декоративно-прикладного искусства.

Изучением, систематизацией и пропагандой народного искусства занимались также такие иссследователи как Т. К. Басенов, Н.А. Оразбаева, А. Х. Маргулан, У. Джанибеков, А. Кажгали, Н. Ибраева, Ш.Ж. Тохтабаева и др. Большой вклад в изучение народного прикладного искусства внес М.С. Муканов, на протяжении двадцати лет принимавший участие в различных этнографических экспедициях, в том числе и организованных Институтом истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова, сотрудники которого вели основную работу по изучению казахских народных ремесел и орнаментике. Начиная с 1955г. Институт ежегодно проводил экспедиции по территории Казахстана. М.С. Муканов собрал хороший материал и опубликовал ни один труд на данную тематику.

Труды этих ученных и исследователей являются очень ценным материалом в изучении народного прикладного искусства, способствуют расширению и углублению исследовательской базы, в каждом случае они открывают новые грани и уровни этого яркого явления.

В сфере по пропаганде традиций казахского народного прикладного искусства можно выделить два основных направления: культурно-образовательную и коммуникативную функции.

Преподавание традиций казахского народного декоративно-прикладного искусства, вместе с изучением истории, дает тот синтез знаний, который образует фундамент этно-менталитета и национальной самоидентичности.

Человечество идет в будущее, меняется образ жизни, мышление, потребности, жизнь устанавливает новые приоритеты, но чем больше мы отдаляемся от наших истоков, тем ценнее и востребованнее они становятся для нас. Люди не безразличны к своему культурному наследию. Издаются монографии, снимаются фильмы, защищаются диссертации. Организуются независимые ремесленные центры, ведущие активную деятельность по развитию и возрождению наиболее востребованных видов казахского народного прикладного искусства. Проводятся международные конференции, семинары. Министерством культуры разрабатываются различного рода программы, направленные на возрождение самобытной казахской культуры, выделяются гранты на изучение и исследование в этой области, поддерживаются также организации, занимающиеся развитием ремесленничества.

Совсем недавно казахстанский режиссер Жанна Исабаева по заказу телеканала «Хабар», сняла многосерийный документальный фильм о прикладном искусстве казахского народа. Каждая серия раскрывает один из традиционных видов ремесла – валяние войлока, ткачество, вышивка, обработка дерева, кожи, металла, изготовление остова юрты. Фильм знакомит зрителя с народными ремеслами через обычаи и обряды, воссоздавая традиционный уклад жизни народа.

В средних школах вводят предмет «искусство», в котором значительное место отведено изучению традиций народно-прикладного искусства. Для учителей младших классов и ИЗО проводятся курсы повышения квалификации, где они практически могут овладеть некоторыми доступными видами творчества для применения их в учебном процессе на уроках труда и рисования. Введение в образовательный процесс таких дисциплин как «история народного искусства» или «искусство орнамента», наряду с «мировой историей искусств», отводит им справедливое место в нише современного образования.

В художественных ВУЗах введены специальные дисциплины по традиционным ремеслам и промыслам казахского народа. Народное искусство казахского этноса оказало большое влияние и на становление современного искусства.

Обращение к предметам народного творчества в средних и высших учебных заведениях, таких как ткачество, войлоковаляние, чиеплетение, вышивка, обработка дерева, металла, кожи и др. значительно обогащает развитие современного декоративно-прикладного искусства, справедливо являясь его фундаментальной основой.

Это не единственный пример семейного сотворчества. Семейная пара Амангуль Иханова и Жангир Умбетов работают в технике тиснения по коже с элементами собственных запатентованных нововведений. Семья Жуваниязовых работает в технике ткачества, валяния войлока, плетения циновок, обработки дерева, кожи, металла. Их произведениями были оформлены экспозиции областных краеведческих музеев Казахстана. Жансерикова Айгуль – кандидат биологических наук, организовала творческую мастерскую «Айгуль-Лайн» по изготовлению традиционным способом валяния войлока. На протяжении десяти лет вместе со своими мастерицами она валяет текеметы, сырмаки, изделия небольшого формата, а также декоративные панно.

Действенным инструментом в деле пропаганды и интеграции искусства Казахстана в мировое культурное пространство, а также в воспитании молодого поколения является музейная деятельность. Любая иностранная делегация в культурно-досуговой части своего визита имеет целью посещение музеев для знакомства с нашей страной, через традиционные и современные образы искусства.

В ГМИ РК им. А. Кастеева на основе экспозиции Музея развернута разнообразная экскурсионная деятельность, являющаяся основной базой пропаганды и популяризации, как народного прикладного искусства, так и других видов. Проводятся лекции для студентов, школьников, и всех желающих.

Издание каталогов, альбомов и буклетов – это еще одна возможность познакомиться с полной коллекцией изделий находящихся в фондах Музея, с уникальными экспонатами, которые в большинстве своем не экспонировались. Ознакомиться с информацией рассказывающей о возникновении и развитии музея, формирования его фондовых коллекций, современной деятельности. На сайте музея доступна информация, отображающая события, происходящие в Музее.

Читайте также:  Замазкообразная желчь в желчном пузыре лечение народными средствами

Фонды Музея служат наглядным материалом для изучения и систематизации предметов народного прикладного искусства. Многие искусствоведы, этнографы использовали наши коллекции для научного исследования отдельных аспектов этнографии казахского народного искусства, среди них М.С. Муканов, А.Х. Маргулан, Ш.Ж. Тохтабаева, Р.Ш. Кукашев, У.Д. Джанибеков, Н.А. Оразбаева, Т.К. Басенов, Н.Б. Нурмухамедов, К.Т. Ибраева и многие другие. Ежегодно студенты ВУЗов обращаются в Музей за различной информацией, проходят практику, работая как в фондах, так и пользуясь богатой библиотекой Музея. Аналогичные просьбы поступают и от зарубежных исследователей.

Ежегодно Министерство культуры и информации РК способствует проведению выставок народного и современного искусства Казахстана за рубежом. В последнее десятилетие имели возможность познакомиться с коллекцией ГМИ им. А. Кастеева такие страны, как – Россия, Япония, Китай, Англия, Франция, Корея, Кыргызстан и др. Что явно способствует интеграции данной области культуры Казахстана в мировое культурное пространство.

В 1995 г. была создана Ассамблея народов Казахстана (ныне – Ассамблея народа Казахстана), которая принимает деятельное участие в совершенствовании национальной политики на уровне государственного управления, координирует деятельность по сохранения и возрождению этнической самобытности в разных сферах творческой деятельности: литературе, поэзии, народном искусстве. Благодаря таким мероприятиям каждый этнос имеет возможность обогатить знания о своей культуре, познакомиться с культурой других народов, найти общие тенденции и взаимосвязи в традициях в многогранном облике каждого народа.

Большинство путешественников, посещая очередную страну, изъявляют желание познакомиться с традиционным народным творчеством, что дает более глубинное представление о народе, его мировоззрении, истории и культуре. Жизнь не стоит на месте, внося свои коррективы: меняется сознание людей, образ жизни, потребности. Каждое десятилетие уже не похоже на предыдущее. «Новый человек создаст новую эпоху, но какой она будет? И когда начало ее создания? Ответ один: Д.С. Лихачев в своем письме пишет: «Мы не можем изменить мир сразу, но мы начнем с малого» Как? Только сознавая законы космоса и жизни, понимая и любя свою семью и свою Отчизну, ценя и сохраняя отечественную и мировую культуру, а самое главное – передавая ее, не расплескав по пути, своим детям – мы можем быть уверены в завтрашнем дне» (2 с. 154). Изучение и пропаганда народного искусства способствуют сохранению культурного богатства – залога развития современного искусства, духовности общественного сознания и в целом поднятия имиджа нашей Республики.

Каждый из нас ответственен за сохранение и возрождение нашего общего богатства, и лишь совместными усилиями можно оживить то, что тысячелетиями бережно передавалось из рук в руки. То, что прошло проверку временем, и столько сознаний из жизни в жизнь кристаллизовали в нем все самое лучшее, чем наделил их Создатель.

Список использованной литературы:

1. Юренева Т.Ю. «Музееведение» Учебник для высшей школы. Москва Академический проект 2003

2. «Музейные термины» //Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. Тр. ЦМР. М.,1986

3. Муканов М. С. Казахские домашние художественные ремесла Изд. Алма-Ата: «Казахстан», 1979

4. Масанов Э.А. Из истории ремесла казахов //СЭ. 1958г. № 5. С. 31-49

5. «Культура казахского ремесла» Алма – Ата изд. «Онер» 1982

6. Рерих Н.К. «Сердце Азии», «Азия» Москва 1974

7. Гумилёв Л.Н. «Хундар» Алматы «Казахстан» 1998

Ссылки:

1.Материалы о состоянии и развитии декоративно-прикладного и народного творчества в Казахстане. Союз художников КазССР. Г. Алматы, Государственный Архив РК Дело 526, связка 25 Начато в 1956 г. с.1-3

2. А.А Похвалина «Идеи космизма в философии и искусстве. История и современность». Материалы международной научно-общественной конференции С-Петербургское отделение МЦР С-Петербург 2009 с. 154.

В данном докладе речь идет о значительной части национальной культуры Казахстана – народном прикладном искусстве. Сделана попытка определить его роль и значение в современных интеграционных процессах. Намечены перспективные планы способствующие развитию данногонаправления.

Мәлімдеме:

Бұл баяндамада Қазақстанның ұлттық мәдениетінің маңызды бөлігі болып келетін халықтық қолданбалы өнер туралы сөз болмақ. Оның заманауи интеграциялық процестегі мәні мен маңызын анықтауға тырыстық. Осы бағыттың өркендеуіне септігін тигізетін перспективалық жоспарлар белгіленді.

The main topic of this report is – a significant part of Kazakhstan national culture – popular handmade crafts. I tried to define its role and importance in the modern integration processes. Perspective plans for the development of this direction was contributing.

Опубликовано в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Интеграция культуры Казахстана в мировое культурное пространство: динамика и векторы». Алматы, 2013

Также на эту тему:

Баженова Н.А. Казахское народное ткачество

Источник

Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch

Вы здесь

Казахское народное прикладное искусство. Том 1. Маргулан А.Х. 1986

Казахское народное прикладное искусство. Том 1
Маргулан А.Х.
Издательство «Өнер» («Искусство»). Алма-Ата. 1986
256 страниц

При подготовке к изданию этой книги были проведены фотосъемки памятников казахского народного искусства, хранящихся в фондах Государственного Эрмитажа, Государственного музея этнографии народов СССР, Музея, антропологии и этнографии Академии наук СССР, а также Центрального государственного музея Казахстана и Государственного музея искусств Казахской ССР имени А. Кастеева. Издательство «Онер» и автор выражают благодарность сотрудникам, этих музеев за консультации и помощь, оказанную при проведении съемок.

Академик Академии наук Казахской ССР А. X. Маргулан (1904 — 1985) — старейшина казахских археологов и историков, многолетние исследования которого отличались размахом и широтой, подготовил книгу «Казахское народное прикладное искусство» и два альбома к ней, которые познакомят с произведениями народных мастеров.

Данная работа А. X. Маргулана относится к исследованиям, которые обычно оцениваются как своего рода этап, обобщающий труд, призванный стать основой для будущих, более детальных научных изысканий.

Читайте также:  Как лечить системную склеродермию народными средствами

В книге автор выступает как археолог и этнограф. В сфере его внимания находились также такие бесценные источники, как рисунки художников, работавших, начиная со славных времен академических экспедиций Петра Великого, на территории расселения казахов. А. X. Маргулан изучил в фондах библиотек и музеев старинные альбомы рисунков и фотографий, и они позволили ему воссоздать то, что казалось ранее невозвратимо утраченным. Его исторические изыскания отличаются полнотой и представляют собой самостоятельную ценность — все сколько-нибудь значительное из опубликованного ранее, где содержатся сведения о народном искусстве казахов, старательно выявлено им и представлено в специальной главе, посвященной характеристике источников. А. X. Маргулана отличает подчеркнуто уважительное отношение к каждому из его предшественников по сбору материалов и изучению казахского народного прикладного искусства. Каким бы ни был вклад в это дело кого-то из исследователей, путешественников, писателей или любителей-собирателей, всем им воздается должное и выражается признательность.

Книга академика А. X. Маргулана многопланова. В ней он вначале достаточно подробно рассматривает то, что, в сущности, как раз и обусловило развитие и формирование характерного народной прикладного искусства казахов — структуру их экономики, сырьевые богатства, торгово-экономические и культурно-этнически связи, своеобразие национальных традиций быта и хозяйствование складывавшихся веками, природное окружение и его особенности. Что касается образцов и разновидностей самого прикладного искусства, то обширные материалы его, как собранные относительно недавно самим А. X. Маргуланом, так и хранящиеся в фондах музеев, тщательно систематизированы и описаны им. В книге и альбомах широко представлены изделия из металла, дерева, кости, войлока, ткани и кожи — всевозможная расписная и резная утварь, одежда, ковры, вышивки, ювелирные изделия. Все это бесценное художественное наследие казахского народа становится благодаря труду А. X. Маргулана всеобщим культурным достоянием нашей многонациональной страны.

Речь в данном случае, действительно, идет не только о введении в научный оборот с любовью подобранных и описанных образцов живого творчества талантливых умельцев. Эта бесценная сокровищница мастерства представляет исключительный и самый широкий общественный интерес. Созданное в недрах народных должно стать достоянием не только и не столько узкого круга специалистов, а щедро вернуться к самому народу, чтобы способствовать новому взлету народного творчества. Как представляется, именно в этом, в первую очередь, цель и значимость настоящего труда академика А. X. Маргулана.

Широта его научных интересов в истории и археологии, этнографии и фольклоре позволили А. X. Маргулану рассматривать прикладное искусство своего народа в широком спектре составляющих его компонентов. Как знаток древних культур Казахстана и соседних с ним среднеазиатских республик, он представил дальнюю по истокам историческую ретроспективу, иначе говоря, показал глубинные корни, к которым восходит национальное казахское прикладное искусство. В такой постановке проблемы и предложенного решения ее заключен значительный смысл, она оправданна, а главное — плодотворна. А. X. Маргулану при его историко-археологических экскурсах и аналогиях удалось, насколько позволяли выявленные материалы, проследить, как далеко в глубь времен уходит зарождение определяющих тенденций в развитии народного искусства, показать его устойчивость и неистребимую жизненную силу. Подобный ретроспективный, естественный для историка и археолога угол зрения заставляет задуматься над тем, что, в конечном счете, обуславливает сохранение непрерывности традиций художественного творчества, цепкую приверженность определенным канонам всех истинно народных мастеров, которые бережно, из поколения в поколение, передавали это освященное суровым вековым отбором самое сокровенное из материальных и духовных ценностей.

Все дело, очевидно, заключается в том, что образцы прикладного искусства определяют собой не только объекты исключительного по совершенству, виртуозного технического мастерства, что всегда вызывало изумление и особо ценилось как современниками, так и представителями последующих поколений, которые стремились продолжать, наследовать, закреплять и беречь достижения предков. Не следует забывать и того, что изделия народного творчества в целом или в отдельных наиболее существенных элементах как произведения художественно значимые могли воспринимать в качестве носителей и хранителей важного семантического содержания. Прикладное искусство — живое лицо, своеобразная визитная карточка его созидателей. В творениях его отражаются дела и мудрость народа, его характер и образ жизни, способы хозяйствования, мысли и чувства, реальная повседневность. Именно поэтому прикладное искусство, однажды, пусть даже тысячелетия назад, возникнув, остается жить и далее будет жить, пока существует на земле сам народ, прародитель его и хранитель.

Книга А. X. Маргулана подтверждает такие размышления, и в том нет ничего удивительного, поскольку эволюция и трансформация народного прикладного искусства воссоздается и рассматривается им с широким привлечением сведений из области ранней истории, археологии, этнографии и фольклора. Хронологический диапазон экскурсов его впечатляющ и эффектен — зондаж поисков истоков определенных тем в искусстве казахского народа начинается в бронзовом и даже, по отдельным моментам, в каменном веке, проходит через периоды племенных объединений степных кочевников и их первых государств, а завершается в современности. Вряд ли поэтому будет преувеличением сказать, что работа академика А. X. Маргулана с исследовательской и описательными частями и приложенными к ним альбомами воспринимается как своего рода энциклопедия казахского прикладного искусства, как уникальное по полноте и сводное по характеру собрание шедевров народного художественного творчества. Значимость труда А. X. Маргулана заключается не только в том, что становятся общенациональным культурным достоянием бесценные сокровища народа, которые создавались в череде веков выдающимися мастерами. И не только в том, что эти богатства, творения золотых рук и острого ума талантливых художников, наконец, встанут теперь в рабочий строй и сослужат добрую службу на ниве просвещения. Не меньшая важность книги в определении оптимального по плодотворности направления в исследованиях, которые она призвана стимулировать и вдохновлять при обращении к сложным проблемам, связанным с изучением национального прикладного искусства.

В.Е. ЛАРИЧЕВ, доктор исторических наук

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector