А иванов крамской гитарист обработки русских народных песен

навигатор guitarra-antiqua > персоналии
Rustik68 ©1998
Напоминаем, авторство статей на «Античной гитаре» принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица, rar_archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.
А.М.Иванов-Крамской (1912-1973)

А лександр Михайлович Иванов-Крамской – его имя в Советском Союзе являло собой эталон гитарного мастерства, музыкального вкуса и тонкого понимания музыкальной специфики русского музыкального фольклора для всех любителей гитары нашей, тогда могущественной и необъятной, Родины. Его имя было хорошо известно не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Искусство этого замечательного музыканта, блестящего виртуоза пользовалось огромным успехом у слушателей, любителей гитары.

И ванову-Крамскому принадлежит большая заслуга в создании концертного сольного репертуара для гитары. Его программы состояли из музыки всех эпох, от композиторов XVI века до современных. Иванов-Крамской познакомил слушателей со многими забытыми и малоизвестными произведениями для гитары, в частности с произведениями русских композиторов.

М узыкант – автор целого ряда сочинений, в том числе двух концертов для гитары и симфонического оркестра, многочисленных пьес и обработок.

Н.Иванова-Крамская, А.М.Иванов-Крамской, Феликс Акопов, М.Топтыгин. 1970-е годы
Школа гитары
А.М. Иванова-Крамского

Ч резвычайно плодотворна была педагогическая деятельность А.М. Иванова-Крамского. Он преподавал в училище при Московской государственной консерватории и в Институте культуры, был создателем первого в Советском Союзе самодеятельного ансамбля гитаристов при Московском Доме культуры «Красные текстильщики», по примеру которого организованы подобные коллективы во многих городах страны. Он автор «Школы игры на шестиструнной гитаре» по которой занимались музыканты- профессионалы и любители.

М ногочисленные рецензенты, отмечая в его исполнении тембровое богатство звука, виртуозную технику, эмоциональность и благородство трактовки, тонкое чувство стиля Иванова-Крамского справедливо называли его «Чародеем гитары».

П.Агафошин и А.Иванов-Крамской

Б олее четверти века у любителей гитары уже нет возможности пойти на концерт этого замечательного гитариста. Остались лишь архивные видеозаписи и грампластинки. К сожалению, современное отечественное телевидение не часто балует любителей гитары, в «застойную» же эпоху, гитара была обласкана и частенько звучала в эфире, ныне видимо не осталось культурного контингента ни на радио,

И.Козловский и актриса Л.Чернышева на фронте. 1943 год

ни на телевидении. В 1973 году деятели культуры тяжело перенесли утрату замечательного артиста. Иван Семёнович Козловский, которого с Александром Михайловичем связывало долгое творческое сотрудничество, так отозвался в том трагическом году о несравненном советском гитаристе:
«Александр Михайлович Иванов-Крамской музыкант, с которым связывала нас многолетняя творческая дружба. А. М. Иванова-Крамского помню еще до войны, когда он дирижировал оркестром клуба НКВД, хормейстером был А. В. Свешников, супруга Александра Михайловича — Софья Георгиевна Иванова-Крамская — артисткой балета. В этом же коллективе работал и будущий кинорежиссер С. Юткевич.
С Александром Михайловичем, гитаристом, мы подготовили и осуществили большой концертный репертуар — русские романсы, русские и украинские народные песни. Он — большой мастер! Свою любовь к гитаре он передал дочери Наталии Александровне, которая концертировала как гитаристка и вела класс гитары в

А.М. Иванов-Крамской

Московской консерватории. Много раз были с Александром Михайловичем в поездках — и на празднике Глинки в Смоленске, и на Пушкинских праздниках во Пскове, и на Украине, и в Горьком, Владимире. Но в нашем долгом творческом содружестве бывали моменты, которые оставили во мне горечь. Так я до сих пор не могу объяснить мотив, по которому он отказался ехать со мной в Свердловск на 50-летие оперного театра. Но время примиряет.
Умер Александр Михайлович, как говорят, в одночасье — по дороге на репетицию. Это случилось в городе Минске. Помню его скромные похороны в Москве. Пришлось мне выступать и на суде, защищая интересы семьи.
Сделал в искусстве многое, очень многое. Скрипач, дирижер, певец, гитарист, композитор. А сколько творческих планов, над которыми он думал, мечтал, но далеко не все осуществил, не все отдал тому обществу, для которого трудился, в котором жил!
Это самое главное, о чем мы говорим, когда расстаемся с человеком: что он сотворил, чтобы быть достойным памяти людей.
Музыкальный вклад А. М. Иванова-Крамского в нашу культуру оценивается объемом материала, который он исполнял и сам сочинял. Мастерство виртуоза-гитариста легко измерить — записи его звучат и сегодня.
Еще совсем недавно он выступал с творческим отчетом на московских заводах, а 11 апреля, в Минске, идя на репетицию, мгновенно расстался с жизнью.
Живущие ищут оправдания закономерности, печальной закономерности. А надо видеть то, что было главным и лучшим у такого замечательного художника, каким был Александр Михайлович. Это знания, вкус и необычайное трудолюбие.
В искусстве или все очень просто, или очень сложно. В самом деле, оставить скрипку и перейти на шестиструнную гитару, как поступил А. М. Иванов-Крамской, — это подвижничество, это вера в себя, в инструмент.»

Надеюсь, что всё-таки настанет время, когда медиапресса уделит должное внимание этому замечательному отечественному гитаристу, удивлявшему не только своим виртуозным исполнением, но и внесшим огромный вклад в создание отечественного гитарного репертуара, которым должна гордится наша страна. Ведь творчество Александра Михайловича, впитавшее народную и классическую музыкальную культуру, своей уникальностью и самобытностью достойно представлять нашу страну перед всем миром. Пока же видел лишь передачу посвящённую одному из его учеников – Александру Фраучи, в этой передаче не услышал ни единого слова об А. М. Иванове-Крамском, что не делает чести тем, кто готовил эту передачу. Вызывает некоторое удивление, что дочь Александра Михайловича, гитаристка Наталья Александровна, не продолжает издание произведений своего отца, впрочем, виной тому видимо нынешняя эпоха власти «чистогана». Ничего не слышал и о новых переизданиях записей выступлений Александра Михайловича. В свою очередь, обязуюсь убрать с сайта все ноты и медиафайлы, как только буду знать, что выпущены не контрафактные сборники нот А. М. Иванова-Крамского, CD-альбомы и разместить здесь координаты издательств и дилеров по реализации альбомов. В отсутствии таковых, вынужден выкладывать сей контент в сети, дабы не забыли люди о гордости отечественной гитаристики.

В 2003 году Ростовским издательством была переиздана «Школа игры на шестиструнной гитаре» Иванова-Крамского, отпечатана она была в курской типографии. Посему приложите усилия к поиску этой школы, теребите книжные, а где есть и нотные, магазины.
Ниже репертуарное приложение и несколько роликов с ютуба

Иванов-Крамской А. М. /док. фильм 1972г. /Встречи с мастерами сцены/

А.М.Иванов-Крамской, челябинское радио 1968 г.

А.М.ИВАНОВ-КРАМСКОЙ (гитара) У ворот, ворот

А. Иванов-Крамской. «Порыв», Aleksandra Fabrykina

А. Иванов-Крамской. «Грёзы». Pajarillo57 (Шилов?)

А. Иванов-Крамской. «Вальс»

Из творческого наследия А.М.Иванова-Крамского (в жж-версии доступны не все файлы):
Композиция НОТЫ ТАБЫ АУДИО Примечания
image Adobe
Acrobat
guitar Pro midi mp3,
wav
ПОРЫВ* rar134Kb
Вальс rar181Kb
Грустное настроение rar177Kb
Три прелюдии rar619Kb да… из «Школы»
Вариации на темы и переложения романсов, народной музыки:
ФАНТАЗИЯ на тему
старинного романса
«Я ВСТРЕТИЛ ВАС»
rar757Kb
Вариации на тему
романса А.Варламова

«На заре ты её не буди»
rar434Kb
Вариации на тему
русской народной песни

«Ай, на горе дуб»
rar397Kb
«Ах ты, душечка»
Обработка русской
народной песни
125Kb
Переложения произведений отечественных композиторов:
М.Мусоргский
«Старый замок»
из цикла «Картинки с выставки»
rar417Kb
ДОПОЛНЕНИЕ
/произведения для шестиструнной гитары в исполнении А.М.Иванова-Крамского/
Вилла-Лобос, Э. Прелюдия №1 4,4Mb (мр3)
Вилла-Лобос, Э. Прелюдия №4 2,9Mb (мр3)

Дискография А.М.Иванова-Крамского за советский период. Сольные альбомы:

1950-е гг. Та, у которой представлены оба лейбла, вышла в период 1956-58 гг, вторая от которой найден лишь конверт – в 1958 г.


Содержание «второго» альбома: на первой стороне обработки народных песен (указаны англоязычные версии «In The Garden»; «Oh, Mother»; «At The Gate»), И.С.Бах – куранта в транскр. Сеговии, Малатс «Испанская серенада», вариации В.Высоцкого на тему русск.песни «Spinning Wheel». На другой стороне альбома – М.Джулиани концерт для гитары с оркестром.
Обнаружен также его альбом 1964 года выпуска, с записью квинтета Л.Боккерини и квартета Н.Паганини

Более распространены и неоднократно переиздавались вот эти виниловые альбомы А.М.Иванова-Крамского
Этот известен выпусками в 1972, 1976, 1980, 1984 гг

Этот альбом 1976, 1977, 1978 гг.

А этот его альбом не удалось атрибутировать по времени издания

Грампластинки с участием А.М.Иванова-Крамского в составе ансамблей, а также как дирижера:

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ: Анонимная рецензия к грампластинке с записью А.М. Иванова-Крамского выпущенной фирмой «Мелодия» на Ленинградском заводе грампластинок в неизвестном году. Однако мне кажется, что автором той рецензии является дочь Александра Михайловича – гитаристка Н.Иванова-Крамская, благодаря стараниям которой в 1983 году издательством «Музыка» был выпущен сборник «Из репертуара Иванова-Крамского».
Иван Козловский. Музыка – радость и боль моя. М., ОЛМА-ПРЕСС 2003. (Да простят меня издатели за самовольное цитирование этой книги и заимствование двух фотографий…)
Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
А.М.Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., Музыка 1977.
Классическая гитара в России и СССР. Екатеринбург, 1992 г.
Выражаю искреннюю признательность и благодарность Александру Лаврентьеву за помощь в доступе к необходимым материалам, в т.ч. за возможность пользоваться энциклопедией отечественной гитаристики.

Источник

Александр Иванов-Крамской

Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912 – 1973) – это имя широко известно не только гитаристам нашей огромной страны, имеющим непосредственное отношение к классической шестиструнной гитаре, а также и зарубежным гитаристам, играющим его произведения на сценических площадках по всему миру. Заслуга Александра Иванова-Крамского состоит в его беззаветной преданности инструменту, которому он посвятил всю свою жизнь. Благодаря его концертной и преподавательской деятельности классическая гитара приобрела огромную популярность в Советском Союзе, существенно потеснив семиструнный инструмент. А. Иванов-Крамской был одним из первых гитаристов создавших великолепные обработки русских народных песен и романсов для шестиструнной гитары, расширив тем самым горизонты возможностей шестиструнного инструмента. Именно создание обработок народных песен и стало основным аргументом в том, что шестиструнная гитара является инструментом, которому подвластны исполнения не только зарубежных классических произведений, но и огромный пласт русской народной музыки.

Александр Михайлович Иванов-Крамской был учеником П. С. Агафошина который преподавал в музыкальном техникуме имени Октябрьской революции. Сам Пётр Спиридонович Агафошин начинал с семиструнной гитары, на которой его научил играть отец, но впоследствии по школе М. Каркасси самостоятельно освоил шестиструнный инструмент и вёл активную деятельность в пропаганде шестиструнной гитары.

Огромное влияние на Александра Иванова-Крамского оказало и знакомство в середине тридцатых годов с величайшим гитаристом XX столетия Андресом Сеговией, гастроли которого с триумфом прошли в Советском Союзе. Разумеется, гастроли Сеговии помогли по новому взглянуть на шестиструнную гитару, которая до этого считалась инструментом недостойным большой сцены, но полностью изменить мнение о шестиструнной гитаре в Советском Союзе помогло творчество А. Иванова-Крамского.

Его первое сольное выступление состоялось в 1932 году. В конце тридцатых годов А. Иванов-Крамской побеждает на I Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах, на котором занимает второе престижное место. В годы Великой Отечественной войны он становится дирижёром оркестра дающего концерты перед частями Красной Армии. В 1947 году Иванова-Крамского приглашают дирижёром в оркестр народных инструментов Всесоюзного радио. В 1959 году А. М. Иванов-Крамской был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР.

Он более 20 лет добивался открытия класса гитары в учебных заведениях и в 1960 году был открыт класс в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории. Педагогическая почти тринадцатилетняя деятельность Александра Иванова-Крамского в стенах этого заведения преподнесла блестящие результаты — в Советском Союзе появилась целая плеяда талантливых педагогов и исполнителей на шестиструнной гитаре.

Только с 1962 года Министерство культуры дало разрешение на сольные выступления артиста. Гастрольные туры по республикам Советского Союза всегда сопровождались аншлагами. Репертуар Иванова-Крамского включал в себя не только классические произведения зарубежных композиторов, но собственные произведения и обработки русских народных песен, а также пьесы советских композиторов начавших писать для этого инструмента. К их числу относятся такие известные представители советской композиторской школы как В. Шебалин, Н.Речменский, В. Золотарёв. Часто Иванов-Крамской включал в свой репертуар переложения произведений гитаристов семиструнников Андрея Сихры и Михаила Высотского. Тесное творческое сотрудничество связывало его с известными инструменталистами и вокалистами. Он аккомпанировал в концертах Н.А. Обуховой и И.С. Козловскому, играл в ансамблях со скрипачами Л. Коганом и Э. Грачём. Многочисленные рецензенты, отмечая в его исполнении тембровое богатство звука, виртуозную технику, эмоциональность и благородство трактовки, тонкое чувство стиля Иванова-Крамского справедливо называли его «Чародеем гитары».

Источник

«А.М. Иванов-Крамской жизнь посвятил гитаре»

«А.М. Иванов-Крамской жизнь посвятил гитаре»

МБОУДО «Урмарская ДШИ»

Михайлова Маргарита Павловна

В современном обществе, конечно же, всем хорошо известно, как звучит классическая шестиструнная гитара на академической сцене. Но были времена, когда исполнение на шестиструнной гитаре не в домашнем музицировании, а именно на академической сцене, считалось чуть не преступлением. 40-е – 50-е годы в тогда еще Советском Союзе – это годы гонения на все иностранное и исполнителей на так называемой «испанской гитаре» буквально преследовали, называя этот инструмент также «космополитическим». Сейчас трудно даже представить, что такое может быть. Но такое было. В ту пору царствовала традиционная русская семиструнная гитара, хотя шестиструнная гитара была уже очень популярна и любима в западноевропейских странах.

Александр Михайлович Иванов-Крамской долгое время был не только первым, но и единственным концертирующим советским гитаристом. И дело не в том, что других не было. Конечно, были. Но такой культурой, верой в свой инструмент, убежденностью в его замечательном будущем обладал только он. Был единственным, кто вел последовательную борьбу за жизнь инструмента, за утверждение гитары на академической сцене. Очень жестокую борьбу. И, к сожалению, не всегда получавшую должную оценку и тем более – поддержку.

Хочу вам поведать об одном эпизоде из биографии Александра Михайловича, который стал переломным в его жизни. Родился Иванов-Крамской в 1912 году. У тогда еще маленького Саши рано обнаружились музыкальные способности и его отдали учиться по классу скрипки. Семья жила в Москве. Шел 1926 год. В те далекие годы шестиструнную гитару воспринимали как аккомпанирующий инструмент или цыганский. И вот впервые на гастроли в Москву приезжает известный испанский гитарист Андрея Сеговии. Концерт проходил в зале консерватории. Пока Александр

с друзьями пробирались к своим местам, до их слуха доносились отрывки возмущенных фраз: «В консерватории, на сцене, где некогда играл Рубинштейн, теперь бренчат на гитарах здесь то в храме искусства»-возмущался какой-то старик. Другой добавляет: «Э.. срам то какой, скоро цыган запустят» И вновь слышится другой голос: «Невероятно. Гитара в консерватории. У меня вот сосед за стеной царапает по струнам. Уж поверьте, я наслышан» Тут дама спрашивает: «Скажите, а что он будет петь под гитару»

Но вот наступила тишина и конферансье объявил: «Начинаем концерт испанского гитариста Андрея Сеговии» На сцену вышел молодой человек в очках, приветливо улыбаясь, сел на стул, левую ногу поставил на скамеечку, тихо настроил гитару. Слушатели замерли. Зазвучал Бах. Тишина стояла в переполненном зале, а гитара, обыкновенная шестиструнная гитара, завораживая всех пела и пела. Когда было объявлено, что концерт окончен, зрители еще долго не отпускали Сеговию. Тембр инструмента поразил Сашу. Именно тогда, среди неистово аплодирующей публики, он дал себе слово: «Жизнь посвящу гитаре» и это были не пустые слова.

Мастеровых гитар не было, так же, как и хороших струн. Выпускала гитары лишь фабрика Луначарского рассчитанные для домашнего музицирования, которые делались из отходов.

Одним из первых советских мастеров профессионалов стал Федор Гаврилович Савицкий. Гитары Савицкого отличали неповторимый, хрустальный тембр, чуткой к тонкой нюансировке. Он доверял все свои инструменты Александру, а однажды стал обладателем поистине царского подарка. Савицкий подарил после одного выступления свою лучшую гитару. Савицкий всегда грезил о том времени, когда советские гитары зазвучат с концертных эстрад, не уступая мировым образцам, но началась война и проблемы производства мастеровых гитар стало несвоевременным.

В те далекие 30-е годы многие гитаристы переквалифицировались на домристов и балалаечников. Эти годы вошли в историю как эпоха массовых гонений, а пропагандируя западную классику, играя на испанском инструменте, все прекрасно понимали, что двух этих обстоятельств более чем достаточно для подозрения и ареста. Однако даже в эти кошмарные годы Александр Михайлович не изменил себе и своему инструменту. А наоборот, в полной мере осознавая ответственность за судьбу гитары, расширяет репертуар, много работает как исполнитель. Но вскоре, не довольствуясь этим, начинает сочинять, т.к. учебная литература совершенно отсутствовала. Кроме исполнительской, начинается его композиторская деятельность. Одним из первых его сочинений явился «Лирический вальс» для гитары в сопровождении фортепиано, которому суждено было стать украшением репертуара советских гитаристов, в чем вы сегодня можете сами убедиться.

Иванов – Крамской был автором многих сочинений, в том числе двух концертов для гитары и симфонического оркестра, многочисленных пьес и обработок. Народная песня в его творчестве всегда занимала особенное место. Глубокое знание фольклора, понимание природы голоса сделали неповторимыми его обработки «У ворот, ворот», «Ах, ты душечка», «Тонкая рябина», «Ты пойди моя коровушка домой» и др. Он очень любил детей и прекрасно разбирался в их психологии, именно поэтому с увлечением сочинял пьесы, адресованные начинающим гитаристам. Простые, незамысловатые и очень музыкальные были доступны буквально всем и способным и так сказать «середничкам». Недаром тогда бытовала шутка: «У Крамского заиграет всякий!»

Чрезвычайно плодотворна была педагогическая деятельность Александра Михайловича Иванова–Крамского. Шли 50-е годы, но запрет Министерства культуры на преподавание шестиструнной гитары продолжал существовать. Александр Михайлович все же открывает класс гитары в одной из московских музыкальных школ и в клубе кружок гитаристов, в которых он работал с полной отдачей и огромным энтузиазмом, начиная все с нуля. Вскоре ему запрещают выступать как солисту. Удивительно, но даже музыканты иногда обвиняли Иванова-Крамского в пропаганде западной музыки и гитары, чье иностранное происхождение якобы представляло угрозу традициям советской культуры. Как ни старался он объяснить, что такие же «претензии» надо тогда предъявить и пианистам, скрипачам, виолончелистам, все было напрасно…

И все же усилиями Иванова-Крамского в нашей стране была создана профессиональная гитарная школа. Несмотря на многочисленные сложности, Александр Михайлович не терял надежды и продолжал бороться за открытие классов гитары в музыкальных учебных заведениях. В 1960 году классы гитары были открыты. Александр Михайлович стал преподавать в музыкальном училище при Московской консерватории и в Институте культуре.

Иванов–Крамской был создателем первого в Советском Союзе самодеятельного ансамбля гитаристов, по примеру которого организованы были подобные коллективы во многих городах страны. Долгие годы был дирижером народного хора и оркестра народных инструментов.

За 40-летнюю творческую деятельность Александр Михайлович исколесил с сольными программами и в составе ансамбля всю страну.

Он автор «Школы игры на шестиструнной гитаре», по которой по настоящее время занимаются музыканты-профессионалы и любители.

Имя А.М. Иванова-Крамского было хорошо известно не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Искусство этого замечательного музыканта, блестящего виртуоза пользовалось огромным успехом у слушателей, любителей гитары. Его справедливо называли «Чародеем гитары», отмечая в его исполнении тембровое богатство звука, виртуозную технику, эмоциональность и благородство трактовки, тонкое чувство стиля.

Учащиеся моего класса с большим желанием исполняют произведения, написанные А.М. Ивановым-Крамским, его этюды и обработки народных мелодий.

В заключение хотелось бы теплые слова выразить его дочери Наталье Александровне Ивановой-Крамской, с которой мне посчастливилось познакомиться в Московской творческой школе. Благодаря ей, мы смогли поближе познакомить с творчеством Александра Иванова-Крамского, узнать о нем просто как о незаурядном человеке. Это был очень общительный человек, интересный и остроумный собеседник, как магнит притягивал к себе людей.

Неутомимый труженик и пропагандист инструмента, А.М. Иванов-Крамской прожил интересную и полную драматических событий жизнь, ставшую одной из значительных страниц истории отечественной музыкальной культуры.

Александр Михайлович сделал в искусстве много, очень многое. Скрипач, дирижер, певец, педагог, композитор А сколько творческих планов, над которыми он думал, мечтал, но далеко не все осуществил, не все отдал тому обществу, для которого трудился, в котором жил!

Мы горды тем, что постоянно соприкасаемся с творчеством «отечественной гитаристики». А молодое поколение, знакомясь с творчеством Александра Михайловича Иванова-Крамского, думаю, найдет ответ на вопрос, как нужно бороться за свое любимое дело, которое формирует Мастера.

Источник

Читайте также:  Herpes zoster лечение народными средствами
Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector