А муравлев концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов

А муравлев концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов

Красивый, сказочный, чудесный, волшебный – такие определения давали слушатели концерта «Гусли + орган» звуку звончатых гуслей, которые пели, разговаривали, удивляли под руками Анастасии Фоминой. 11 февраля томичи впервые услышали, как гусли исполняют произведения Иоганна Себастьяна Баха и молодого петербургского композитора, урожденной томички Елизаветы Панченко. Свою землячку публика увидела за органом тоже впервые… Словом, открытий на этом концерте было много.

С гуслями Анастасия познакомилась еще в музыкальной школе Новомосковска, Ее перевым наставником была Раиса Николаевна Чендева, в колледже им. Гнесиных продолжила осваивать гусли, где училась в классе заслуженного артиста России М.Ю. Евтушенко. Уже тогда начала разучивать современный репертуар. Например, концерты Бориса Кравченко. Она росла на том репертуаре, который сегодня является базой подготовки солистов – гусляров. Совершенствовала мастерство и знания в Санкт-Петербургской консерватории, в классе доцента И.Н. Ершовой. Проверкой стал Первый Московский международный конкурс исполнителей на гуслях, где Анастасия взяла Гран-При. В Томск она приехала еще и как победитель программы министерства культуры РФ «Молодые дарования России» и обладатель премии Правительства Санкт- Петербурга «Педагогические надежды». Она си сейчас продолжает обучение в ассистентуре-стажировке Санкт-Петербургского государственного института культуры ( заведующий кафедрой народных инструментов профессор Н.А. Кравцов, творческий руководитель доцент И.Н. Ершова)..

Программа была настолько насыщенная, что Анастасия уходила со сцены несколько раз, чтобы перестроить инструмент и выносила два инструмента сразу.

В первом отделении гусли оказались полностью встроенными в барочный репертуар. Дуэт Елизаветы Панченко (орган) и Анастасии Фоминой (гусли) исполнил Сонату для скрипки и цифрового баса ля мажор, переложенную для гуслей и органа, самого плодовитого композитора барокко Г.Ф. Телемана и одно из самых популярных произведений И.С. Баха – Арию Ре мажор. Завершал первое отделение законодатель музыкальной моды, знаменитый венецианец А. Вивальди – его Концерт для гитары с оркестром Ре мажор прозвучал в исполнении гуслей и органа.

Читайте также:  Как забеременеть с одной трубой народный метод

Но еще до того, как публика услышала сочинения композиторов, с чьим творчеством знакома достаточно хорошо, ее слуху было доверено послушать и сравнить музыку предшественника Великого Кантора. Прелюдией ре минор В. Любека Елизаветы Панченко открыла концерт «Гусли + орган». И музыка северо-немецкого композитора – редкий гость в Томске, а Елизавета и вовсе впервые выступала с концертом в родном для нее Томске как органист. Ведь ее родные, и ее учителя по детской музыкальной школе №2 помнят Лизу за фортепиано, именно с этого инструмента началось ее вхождение в мир музыки.

Несколько минут тишины, когда Елизавета подготавливала орган к игре, проверяла регистры, как камертон настроили и слушателей на таинство рождения музыки. Действительно, торжественно-размеренные ритмы Прелюдии В. Любека создали в зале ощущение вхождения в храм, где душа разговаривает с Господом.

По словам Анастасии Фоминой, социологические исследования выявили, что абсолютно любому человеку нравится звук гуслей: и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам.

Но то, как звучали гусли и орган во втором отделении, прежде всего в программном сочинении Б. Кравченко «Гусли в космосе», которые были посвящены первому полету человека в космос, лучше сравнивать с… ВИА эпохи 70-х. Казалось, звучали не гусли, а ритм-гитара и бас-гитара с ударными вместе. Анастасия уже не перебирала струны, извлекая мягкие созвучия щипками, а решительно ударяла по струнам, как обычно это делают гитаристы. Однако властвовали не ритмы космической эпохи, а мелодия, рожденная, на стыке народного мелоса, отсылающего к временам былинных богатырей (партия гуслей) и «галактического», холодного звука, который генерировал орган. Поэтому, когда Анастасия стала выстукивать по деревянному корпусу гуслей морзянку, слушатели восприняли ее как органичную часть «космического» сочинения.

Читайте также:  Изображение огня в народном творчестве

Именно сочинения Бориса Кравченко (три концерта для гуслей с оркестром, объединенных одним названием «Гусли в космосе») положили начало не только специальному профессиональному репертуару для гуслей, но и новой специальности. После появления «Гуслей в космосе» был открыт класс гуслей в консерватории. «Дрёма» для гуслей соло Константина Шаханова, еще одно сочинение, вошедшее в золотой фонд гусельной академической классики, прозвучало как знакомство томского слушателя с гуслярным репертуаром. Концерт для гуслей и органа в трех частях Вадима Бибергана вновь вернул к былинным временам, в мифологическое пространство, о чем красноречиво свидетельствуют названия частей – «Струны вещие», «Хоровод с лешим», «Веснянка».

На бис дуэт Фоминой и Панченко исполнил Посвящение Константина Шаханова. Это часть концерта для гуслей и оркестра, но часто она звучит и как отдельная пьеса, которую автор посвятил своему педагогу – мэтру гуслярного исполнительства Валерию Тихову. Именно с Тихова Кравченко и начал писать профессиональный репертуар для гусляров. Этот последний штрих в концерте завершил необычный двойной портрет старинных инструментов – гуслей и органа, которые и сегодня звучат очень современно.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу