А п усова русское народное творчество детскому саду читать

«Русское народное творчество в детском саду»
консультация по музыке на тему

Семинар-практикум для воспитателей. Аппробирован нв практике.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Русское народное творчество в детском саду»

Песня «Как по горкам по горам» в исполнении педагогов.

Здравствуйте! Сегодня у нас состоится мероприятие, посвященное русскому народному творчеству, народной культуре, народным играм.

Для начала, чтобы настроиться на работу, мы с вами поиграем в игру «Поздороваемся».

Цель: сплочение коллектива. Надо образовать два круга, один внутри другого, и поздороваться плечиками, ладошками, щечками. Всё под русскую народную музыку.

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

— обогащают словарь,
— развивают артикуляционный аппарат,
— фонематический слух,
— дают образцы для составления описательных рассказов.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их.

Читайте также:  Как можно стабилизировать давление народными средствами

Народных игр много: салки, прятки, гуси, у медведя во бору, плетень, жмурки, казаки-разбойники, кошки-мышки и т.д.

А сейчас посмотрим на практике, как может проходить народная игра (игра «Золотые ворота»).

Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды и немножко посоревнуемся, отвечая на мои вопросы. А заодно и проверим, как вы знаете русский фольклор. За правильный ответ вы будете получать матрешку. По завершении мы подсчитаем, чья команда наберет больше баллов-матрешек.

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?
Ответ: (колыбельные)
2 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?
Ответ: (пестушки)
3 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?
Ответ: (прибаутка)
4 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?
Ответ: (конкретно образное мышление)

Вывод:
Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

Вывод:
Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

1 вопрос – Как называются игры «Каравай», «Колпачок» и т. д.
Ответ: (хороводные)
2 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?
Ответ: (считалки)
3 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?
Ответ: (с народными обрядами)
4 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?
Ответ: (правил)

Читайте также:  Выкройки русские народные наряды для девочек

Вывод:
Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом

1 вопрос – С чего начинается первое знакомство ребенка с фольклором?
Ответ: (с колыбельной)
2 вопрос – Самый массовый и популярный жанр
фольклора?
Ответ: (песня)
3 вопрос – Назовите самые известные русские народные детские песни.
Ответ: («Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот», «Ходит зайка по саду», «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина», «Ой, вставала я ранешенько»…)
4 вопрос – Назовите русские народные детские музыкальные инструменты.
Ответ: (свистульки, жужжалки, погремелки, балалайка, гусли, рожок свирели…)

Далее хочется остановиться на одном из жанров фольклора – пословицах. Что такое пословица? ( это своеобразные притчи, уложенные в формат коротенького афоризма поучительные истории ). Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей. Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации. И сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Собери пословицу»
( Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги.)

1) ПОД ЛЕ ЖА ЧИЙ КА МЕ НЬ ВО ДА НЕ ТЕ ЧЁТ

2) КОН ЧИЛ ДЕ ЛО ГУ ЛЯЙ СМЕ ЛО

3) ЖАР КОС ТЕЙ НЕ ЛО МИТ

4) НЕ ВСЁ КО ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА

5) ШИ ЛО В МЕШ КЕ НЕ УТА ИШЬ

6) НЕТ МИ ЛЕЕ ДРУЖ КА ЧЕМ РОД НАЯ МА ТУ ШКА

Читайте также:  Английская народная сказка три поросенка в обработке михалкова

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу