Абхазский народный костюм мужской

Предмет гордости: история абхазского мужского костюма

О том, как менялся абхазский мужской костюм, какое он имеет значение в жизни абхазов, как он завоевал мировую популярность и каково будущее черкески, читайте в материале Sputnik.

Сария Кварацхелия, Sputnik

«Анна шла, опустив голову и играя кистями башлыка. Лицо ее блестело ярким блеском, но блеск этот был невеселый. » – так начинается девятая глава одного из самых известных романов Льва Толстого «Анна Каренина».

Во второй половине XIX века кавказский национальный костюм постепенно входит в русскую моду. Сначала отдельными элементами вроде башлыка, а затем и целиком. В черкеску облачается императорская армия и члены царской семьи. Чуть позже в столице европейской моды, Париже, появляются дома «кавказского происхождения», которые в начале 20-х годов прошлого века ввели в моду кавказские мотивы. Черкеска быстро завоевала популярность, в нее стали облачаться представители европейской аристократии, она также присутствовала в коллекциях домов мод. Но обо всем по порядку.

Корни черкески

В абхазском языке удивительным образом отражается разнообразие и богатство национального мужского костюма. Каждый элемент одежды имеет свой термин.

Мужская одежда состояла из черкески – акуамжвы (акәымжәы – прим.), рубашка – акаба, штанов – адзикуа, войлочной куртки – агубанакь, войлочного плаща, бурки – ауапа, головных уборов, башлыка – ахтарпа, войлочной шапки – ауапацэа хылпа, меховой шапки – ахылапарч. На ногах носили постолы из сыромятной кожи – ажцвеймаа (ажәцәеимаа – прим.), надеваемые на босую ногу.

«Черкеска – русское название верхней мужской одежды – кафтана, которая была распространена в обиходе у многих народов Кавказа» – так определяет Большая советская энциклопедия мужской национальный костюм многих народов Кавказа.

Черкеска, или по-абхазски акуымжвы (акәымжәы – прим.) – традиционный мужской костюм абхазов.

Как писала этнолог Елена Малия, народная одежда представляет собой богатый источник, характеризующий творчество народа, его искусство, вкусы и эстетические потребности. Абхазский национальный мужской костюм в первую очередь связан с военными традициями и верховой ездой.

Еще в начале прошлого века в Абхазии основная масса крестьян была одета в домотканную одежду из грубого сукна или льняного полотна. Форма акуамжвы практически оставалась неизменной – плотно облегающая фигуру, туго перехваченная поясом, с длинными рукавами.

«Эта форма диктовалась коллективом и передавалась по традиции от дедов к отцам и от отцов к детям. Она была дорога и близка каждому и представляла предмет особой национальной гордости. Еще недавно в обязательный застольный этикет входил тост пить за сынов, одетых в «абхазскую черкеску и абхазскую шапку». Всякое непристойное замечание по поводу своего костюма абхазы воспринимали как личное оскорбление. Отрезание полы черкески было равносильно мести и снятию позора», – пишет Елена Малия.

Женское дело

Подготовкой, обработкой, выделкой сырья для одежды занимались сами абхазки, которые славились искусным рукоделием. Искусство ткачества в Абхазии восходит к древнейшему периоду. Умение шить акуамжвы высоко ценилось в абхазках, даже при выборе невесты сторона жениха осведомлялась, умеет ли девушка шить, кроить и вышивать.

«У абхазов есть выражение: «Она была такой искусницей, что и птицу нарисовать могла и даже ни разу не сняв мерки с человека, пошить черкеску». Ну, это навык, традиции, которые передавались из поколения в поколение», – объяснила Эльвира Арсалия.

Одежду абхазки делали из ткани, которую они сами же ткали на специальных станках. Как отметила министр культуры, ткань была на вес золота. И потому мастерицам приходилось шить костюм так, чтобы ни один маленький кусочек не выпал.

«И это был очень рациональный крой одежды, который собирал архитектуру костюма соответствующим образом», – добавила она.

Большое значение имел и цвет. По словам Арсалия, есть понятие абхазского спектра – цветов, которые использовались в абхазском костюме. Это, как правило, серый, коричневый, глубокое бордо, белый, черный. Другие цвета появились уже в прошлом веке.

Мода на черкеску

Конец XIX – начало ХХ века, по словам Арсалия, можно считать триумфом черкески как костюма, который заслужил внимание многих народов, для которых черкеска не была национальным костюмом. Во время Первой мировой войны черкеска стала символом доблести и воинской чести.

В черкеску оделись и члены царской семьи, не исключая императора Никола II. Есть даже портрет Николая II на вороном коне в красной черкеске. В черкеске всероссийский император встретил и роковую минуту своей жизни.

Кавказский мужской костюм, который принадлежал последнему русскому царю, сегодня экспонируют в музее-заповеднике Царское село.

После революции 1917 года многие представители и Кавказа, и России, эмигрировали во Францию. Там благодаря им черкеска оказала большое влияние на моду.

«Была определенная эстетика по ношению черкески. В это время в Париже удачно работали несколько кавказских домов, которые шили одежду на кавказский манер. Они были очень успешны, просуществовали 10-15 лет. Основателями этих домов были выходцы из Кавказа», – рассказала интересную историю Эльвира Арсалия.

Не только акуамжвы, но и другие элементы мужского костюма получили широкое распространение в России и в Европе. Этот факт отразился в русской литературе. Так эпизоды с башлыком можно встретить в «Анне Карениной» Льва Толстого, в стихе Марины Цветаевой.

«Башлык откинула на плечи:

Смешно кататься в башлыке!

Смеется, — разве на катке

Бывают роковые встречи?»

«Этот элемент сам по себе очень привлекал внимание и многих путешественников по Кавказу. Французы, итальянцы отмечали абсолютную универсальность этого элемента одежды, в котором можно было и виноград собирать, и ребенка переносить, и, опоясавшись, подниматься в гору, и раненного перевязать. У манеры ношения башлыка есть свои правила: по торжественным случаям, по траурным и так далее», – объяснила министр культуры Абхазии.

В 30-е годы акуамжвы уже постепенно уходит из повседневной одежды. Лишь только акаба продолжают носить как отдельный элемент.

Но последние десять лет, по наблюдениям Эльвиры Арсалия, вновь возродился интерес к национальному мужскому костюму.

«Абхазский мужской костюм чаще всего носят в День флага или на свадьбы. Мне кажется, это такой интерес к своей идентичности, к своей истории, который проявляется в такой форме. Я думаю, у абхазского национального костюма есть будущее», – добавила Арсалия.

Некоторые элементы мужского костюма, например, газыри используют и в женском костюме. Хотя не все к этому одобрительно относятся.

Источник

Абхазский национальный костюм

20 мая

Особенности национального наряда, его крой и детали неразрывно связаны с образом жизни народа. Много веков абхазы жили в горах, ездили верхом, охотились и воевали. Поэтому повседневная одежда была практичной и подходящей для разных погодных условий.

Читайте также:  Внешние узлы при геморрое лечение народными средствами

В традиционных костюмах кавказских народов есть много общего, но у каждой нации есть неповторимые элементы, характерные только для их региона. Давайте разберемся, что надевали настоящие абхазы вплоть до середины XX века.

Абхазский мужской костюм

Акуамжвы (черкеска) — основа традиционного мужского наряда

Черная абхазская черкеска. Фото: Sputnik. Aбхазия

Акуамжвы представляет собой распашной однобортный кафтан с узкими рукавами без воротника длиной ниже колен. Он облегает фигуру в области груди и талии, нижняя часть расклешается с помощью вставных клиньев. Изготавливался из натурального домотканого шерстяного сукна темных цветов: черного, бурого и серого, реже глубокого бордо. Белый был доступен только для богатого сословия. Черкеска подпоясывалась узким ремнем, пряжка которого служила кресалом для высекания огня. К поясу прикреплялся кинжал и сабля.

Светлая абхазская черкеска. Фото: Sputnik. Абхазия

Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом акуамжвы являются газырницы, перехваченные тесьмой специальные отделения для небольших емкостей — газырей. В газырях была мерка пороха и завёрнутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремнёвое или фитильное ружьё на всём скаку. Чаще всего они были костяными, а парадные изготавливались из серебра. В крайних газырях, расположенных почти под мышками, хранили сухие щепки на растопку. Позже в них клали патроны, а примерно с 30-х годов XX века они стали выполнять исключительно декоративную функцию.

В качестве верхней одежды носили войлочные куртки – “агубанакь”, бурки – “ауапа”, а во время сильных холодов — меховые шубы “ахамы”.

Головные уборы

Башлык. Фото: Sputnik. Абхазия

Традиционным головным убором был башлык, по-абхазски “ахтарпа”. Абхазам известно много способов надевания башлыка. Например, на свадьбах и торжествах башлык оборачивался вокруг головы, на похоронах — распускался и накидывался на голову. Он защищал путешественников от холода, ветра и палящего солнца. Башлык мог превратиться в сумку при сборе урожая и использоваться в качестве меры веса.

Кроме башлыка абхазские мужчины также носили войлочные или меховые шапки.

Мужская обувь

Самой распространенной обувью абхазов были постолы из сыромятной кожи “ажцвеймаа”, надеваемые на босую ногу. Зимой под них поддевали суконные либо вязаные шерстяные носки. Для богатого сословия были доступны высокие сапоги “амагу” высотой до или выше колена. Амагу изготавливались из сафьяновой или другой кожи высокого качества.

Абхазский женский костюм

Ж енская одежда XVIII — начала XX веков состоя­ла из платья — «ацкы», каф­танчика — «акьач», двух нижних юбок, рубахи — “ахарп” и штанов — «адзикуа». Многие женщины были отличными наездницами, поэтому в их гардеробе имелись специальные длинные юбки-амазонки.

“Акцы” (платье)

Абхазки носили платья 3 типов:

Для пошива мастерицы использовали льняное домотканое полотно, привозной шелк, позже — ситец, а зимой шерстяное сукно. Цвет ткани мог быть белым, коричневым, черным, серым, оранжевым или красным. Платья застегивались на плетеные пуговицы со шнуровыми петлями, а также на застежки из серебра и позолоты.

Независимо от кроя, платья абхазок стягивались разного рода поясами. Для повседневных нарядов использовались узкие матерчатые пояса 1,5 — 2 см. Они изготавливались из той же ткани, что и платье. Состоятельные абхазки предпочитали серебряные и позолоченные пояса с цельными либо ажурными пряжками.

“Акьач” (кафтанчик)

Женские акьач были 2 типов: длинные и короткие. Шились они из домотканого сукна или бархата черного, коричневого, серого цвета. Эти кафтанчики были похожи на мужские бешметы. Они плотно прилягали в области талии и груди, ниже расклешались с помощью вшитых по бокам клиньев. Воротник в зависимости от модели платья был либо в виде высокой стойки, либо выкраивался под шею.

Прически и головные уборы

Девушки и женщины носили косы, часто ниспадающие до пят. Волосы заплетались сзади в 2, 4, реже 8 косиц. Дома, во время работы или езды верхом длинные косы закручивались вокруг головы либо заправлялись за пояс. Женщины средних лет и пожилые дамы заплетали только 1 косу, которую для удобства укладывали на затылке.

Абхазкам не позволялось ходить с непокрытой головой, поэтому даже дома они всегда надевали косынку “акасы” или шаль — “ашьал”. Кроили, вязали головные уборы из шерсти, льна, шелка и хлопка.

Сейчас обычай надевать абхазскую национальную одежду возрождается. Танцевальные коллективы исполняют зажигательные танцы в красочных абхазских костюмах. А в повседневной жизни традиционные наряды стали надевать на государственные праздники, свадьбы и торжественные мероприятия.

Хотите увидеть своими глазами, как выглядели абхазы 100 лет назад? Приезжайте 23 июля в День абхазского флага.

Будет ярко и очень колоритно!!

Источник

ab_travel

Абхазия

Туризм в Абхазии

Народная одежда абхазов как нельзя лучше характеризует творчество народа, его искусство и эстетические предпочтения. Глухой ворот, длинные рукава, туго перехваченный поясом стан – таков в идеале костюм абхазов последних полутора столетий, представляющий собой предмет национальной гордости.
Формирование основных компонентов одежды абхазов восходит к глубокой древности. Вплоть до настоящего времени сохранились такие элементы одежды, как войлочная плащ-бурка, туникообразная рубаха, ноговицы. По составу и форме абхазский народный костюм был похож на одежду генетически родственных абхазам народов: черкесов, адыгейцев, кабардинцев.
Сырьем для изготовления одежды служили лен, шерсть, шелк и хлопок. Материал для одежды, обуви и головных уборов – шкуры животных, войлок, домотканое сукно, льняное полотно, а в более позднее время – привозные фабричные ткани.
Искусство ткачества восходит к древнейшему периоду. Подготовка, обработка, выделка сырья для тканых изделий, предметов домашнего обихода и одежды были делом рук самой абхазки. Абхазская женщина славилась не только как искусная рукодельница, пряха, кружевница и ткачиха, она обладала также мастерством обработки и выделки шкур для сафьяна. Абхазка «обшивала буквально с ног до головы всю семью» и могла на глаз, без мерки отлично подогнать по талии черкеску или бешмет.

Женская одежда
Абхазская женская одежда конца XIX – начала XX вв. характеризовалась разнообразием украшений и используемого материала. Различалась будничная, праздничная и ритуальная одежда. Одежда также дифференцировалась в соответствии с возрастом и семейным положением женщины. Женский костюм представлял собой переплетение древних и поздних видов одежды. Материалом для традиционного костюма служили изделия домашнего производства из шерсти, льна, позже – хлопка и шелка.
Составляющими компонентами женского костюма были рубахи, платья, кафтанчики, безрукавки и длинные штаны. Женщины носили головные уборы – разной формы косынки, шали, шапочки и обувь – сафьяновые чувяки, сапожки, позже – туфли на каблучках.
Многофункциональным элементом одежды была рубаха. Будучи нательной, она являлась и верхней одеждой, так как в ней допустимо было выйти за пределы дома и усадьбы. Возможные цвета – красный, белый, оранжевый, также использовались ткани в полоску либо мелкий цветочек. Рубаха-платье шилось с высоким стоячим воротником, небольшим прямым разрезом ворота, скрепленным пуговицей, и прямыми рукавами, собранными у запястья в сборку.
В конце XIX – начале XX вв. абхазки носили штаны двух типов. Первый тип – традиционного покроя штаны, схожие с мужскими. Второй тип – шаровары, сшитые из двух цельных кусков ткани. Цвет шаровар был символичен: белые надевала девушка, красные – женщина, синие – вдова. К середине XX века штаны укоротились до колен, их заправляли в чулки.
Самыми различными типами были представлены платья абхазок. Еще один вид традиционной женской одежды – кафтанчик из домотканого сукна или бархата с различными видами кроя. В качестве верхней одежды абхазки надевали безрукавку с небольшим овальным вырезом на груди.

Читайте также:  Вишня в народной медицине рецепты

Обувь
В XIX – XX вв. повсеместное распространение в быту абхазской деревни имела кожаная обувь на мягкой либо твердой подошве. Выделка и шитье обуви из сыромяти была обязанностью мужчин, а выделка и шитье из сафьяна – женщин.
Среди абхазских крестьян имели повсеместное распространение постолы. Это была домашняя обувь, а также ее носили пастухи и охотники. Постолы как женская обувь уже со второй половины XIX века стала вытесняться сафьяновой обувью, а также туфлями кустарного производства.
Выходной обувью и мужчин, и женщин служили чувяки из сафьяна. В 1920 – 1930-х годах широкое распространение в абхазской деревне получила кожаная обувь на твердой подошве. Достоянием зажиточных слоев населения были мужские и женские сафьяновые сапожки. Ноговицы – специфический элемент мужского костюма – надевались поверх узких штанов, плотно охватывая икры ног.
Наряду с постолами, чувяками, сапожками женщины носили обувь на деревянной подошве. В начале XX века женской домашней обувью была вязанная крючком обувь с глубоким выемом впереди. Уже в середине XX века традиционная обувь уже полностью исчезла из быта, ее заменила обувь кустарного и фабричного пошива.

Головные уборы
Головные уборы – наиболее консервативная часть одежды абхазов. Материалом для их изготовления служили шкуры домашних животных, войлок и сукно. Во всех типах традиционных головных уборов неизменной остается островерхая форма, которая была характерна для абхазов и адыгейцев. Традиционным и исконным является башлык – головной убор с капюшоном и длинными концами, украшенный плетеной тесьмой, тонкой полоской кожи либо галуном. В 1920-х годах появились овальные войлочные шапки с небольшими полями и плетеные шапки из соломы и полой травы.
Одинарный треугольный большой платок был у абхазок основным видом головного убора. Другим видом до начала XX века был шарф, который накидывался на голову либо завязывался на затылке. Также абхазки носили различных форм домотканые платки из шелка, шерсти или хлопка. Уже в 1920-х годах девушки надевали шапки-береты. В настоящее время лишь в среде старшего поколения продолжают сохраняться различные виды платков и косынок.

Украшения
Украшения одежды абхазов были обусловлены многовековыми традициями, сложившимися на протяжении истории народа. Украшения выступали в едином ансамбле с особенностями материала, покроя и гаммы цветов костюма. Абхазы отдавали предпочтение съемным украшениям из серебра, бронзы, золота, кости, рога, дерева. Одним из основных украшений женского костюма были разных форм застежки из серебра или бронзы. Среди зажиточных слоев были распространены женские пояса разных видов.

Источник

Традиции Абхазии

C 3 августа 2020 года Абхазия и Россия открыли совместную границу, и многие задумались об отдыхе в этой стране, а мы — о традициях народа. Сегодня расскажем об особенностях менталитета, кухне и праздниках.

Как и всегда, рекомендуем проверять актуальную эпидемиологическую обстановку при планировании поездки.

Содержание

Гостеприимство
Подарки
Эмоции и дресс-код
Быть
Семья
Природа

Блюда из муки
Растительные продукты
Молочные блюда
Блюда из мяса

Старый Новый год в Абхазии
День флага в Абхазии
День освобождения Сухума
Международный день гор в Абхазии

Моральный кодекс абхазов

Перед посещением этой страны Закавказья, где местные жители очень чтят свои традиции, следует ознакомиться с моральными нормами абхазов. У г орцев свой набор правил — апсуара, или абхазский этикет. Свойства, которыми должен обладать истинный абхаз: совесть, человеколюбие, мужество, уважение к старшим, благородство, скромность, терпение, честь, гостеприимство. Нарушить свой свод правил для горца — это позор.

Они говорят

Поговорка «Смерть абхаза в его же совести» о том, что абхаз «умирает живым», если совершит бессовестный поступок.

От гостей страны местные ждут уважительного отношения к себе. Если его не получают, то и не отдают. Первое, что нужно сделать при встрече со знакомым человеком или незнакомцем, это поздороваться. Пройти мимо считается верхом неуважения. Знакомые при встрече часто обнимаются и целуются. Несмотря на то что абхазы друг друга называют на «ты», в обращение они вкладывают максимум почтения.

В любой стране есть особые местные правила, которые всегда лучше изучить заранее, чтобы не обидеть жителей.

Гостеприимство

Стоит быть готовым к гостеприимству абхазов. Вполне стандартная ситуация, когда гость просит попить, а ему вместо воды предлагают вино, потому что оно ценнее, а для гостя — всё самое лучшее. Дома гостей принимают в самой большой и лучшей комнате. В прошлом для их встречи и отдыха даже строили отдельные здания во дворе.

Если случайно похвалишь какую-нибудь вазу в доме радушных хозяев, скорее всего, уйдёшь домой вместе с ней. Так принято! И не удивляйся, если все сидящие за столом встанут, когда ты зайдёшь в помещение.

Подарки

На крупные праздники, а также на похороны принято дарить деньги. В семьях есть даже специальные люди — гроссбухи, которые фиксируют в тетрадке, кто сколько подарил. Когда у самого гостя наступит свой праздник, гроссбух посмотрит, какую сумму тот не пожалел в прошлый раз, и семья ответит тем же.

Эмоции и дресс-код

Что ещё бросается в глаза туристу — абхазские парочки и супруги не проявляют чувств на публике. Соответственно, романтические чувства туристов, выставленные напоказ, могут оскорбить местных жителей.

Пляжная одежда уместна для пляжа и бассейна в отеле, для прогулки в городе лучше надеть что-то более закрытое.

Т о же касается и одежды. Сами абхазы носят закрытую одежду, даже в жару. Юбки у женщин должны закрывать колено. Хотя в последнее время поблажки молодёжи делают. Туристам тоже стоит одеваться в рамках приличий. Пляжная одежда и тем более купальники в городе — дурной тон.

Они говорят

Абхазы говорят: «Даже корова поднимается с места, когда другая подойдёт к ней, а как же человеку не почтить человека вставанием?»

У абхазов не принято спорить. Если кто-то кого-то перебил, сразу извиняются, здесь не характерно публично принижать достоинство оппонента. Споры возможны лишь в профессиональной среде, когда нужно прийти к какому-то общему оптимальному решению.

Жители спокойно общаются друг с другом, громкая музыка и шум уместны разве что на свадьбах. Фото: zayatsphoto / Shutterstock.com

Если ты ещё никогда не бывал в Абхазии, возможно, в голове сидит стереотип представителей шумного кавказского народа. Однако абхазы не такие. Разговоры на повышенных тонах — это показатель бескультурья. Жители спокойно общаются друг с другом, громкой музыки в общественных местах практически не бывает. Исключения лишь в праздники, особенно свадьбы.

О свадьбах

На свадьбы приходит пара сотен гостей, а на размашистые свадьбы — до тысячи. Принято приглашать всех, даже знакомых знакомых. Отказаться от приглашения — значит оскорбить будущих мужа и жену.

И есть необычная традиция по отношению к невестке. В присутствии родственников мужа она не имеет права разговаривать. А если рядом свёкр, то невестке к тому же нельзя сидеть и смотреть в глаза. После замужества женщина остаётся при своей девичьей фамилии, а её дети будут носить фамилию отца.

Читайте также:  Акафист народного покаяния царю искупителю николаю второму

Есть традиция не покидать родное гнездо. После свадьбы молодожёны могут жить вместе со своими родителями. Потом появляется следующее поколение, и людей в доме становится больше. Уезжать от родителей — скорее позор, чем показатель самостоятельности.

Семья

Детей любят и побаловать, и похвалить. В то же время какого-то отдельного внимания при встрече семьями к детям нет, они — обычные члены общества. Другое дело — старшие. Пожилых людей воспринимают как мудрецов и часто обращаются к ним за советом в любой области.

Люди старшего поколения — носители мудрости, так что к ним часто приходят за советом. Фото: Vadlen18 / Shutterstock.com

Природа

Так же почтительно, как к старшему поколению, абхазы относятся к природе. Ранее считалось, что для того, чтобы сорвать лечебные травы или испить воды из родника, необходимо получить разрешение богов. До сих пор жители Абхазии максимально бережно относятся к горам. Там нельзя кричать, ругаться матом и купаться в горных озёрах голым.

Кухня Абхазии

Абхазской кухне при том, что она успела в себя впитать черты грузинской, русской, греческой, турецкой и армянской, удаётся сохранять свою уникальность. По сравнению с кухнями других кавказских народов, на столах в Абхазии меньше мяса, больше овощей и фруктов, вина и острых приправ. Гостеприимные абхазы всегда накрывают щедрые столы.

Блюда из муки

При знакомстве с абхазской кухней ты узнаешь два новых слова: «агуху» — это мучная еда и «ацыфа» — добавки к ней.

Повседневный хлеб абхазам заменяет абыста — густая пресная каша — мамалыга, приготовленная из кукурузной муки. Из этой же муки делают чуреки — лепёшки с сыром, мёдом или грецкими орехами. Мамалыгу с ореховым маслом называют ашларкунтой. Аиладж — мамалыга, заправленная кисломолочным сыром. Также из кукурузной муки делают халву и хлебцы.

В Абхазии можно попробовать (и привезти с собой) любимую многими халву

Такую муку используют и в приготовлении супа акудрцы. Муку обжаривают с аджикой, луком и чесноком и затем добавляют в бульон к варёной фасоли. При подаче добавляют в тарелку свежие петрушку, укроп и кинзу.

Растительные продукты

Ни один стол не обходится без зелени и трав — абхазы любят капусту разных сортов, свекольную ботву, крапиву, черемшу, укроп, петрушку, кинзу.

Практически ко всем блюдам (даже к дыне!) подают аджику — острый соус из красного перца, чеснока, пряностей и соли. Кроме того, из популярных растительных продуктов на столе: помидоры, огурцы, гранаты, виноград, барбарис, каштаны.

Кстати, из каштанов готовится одно из любимых блюд абхазов — ахьачапа. Каштаны раскалывают, варят, потом добавляют аджику и толчёные грецкие орехи.

Молочные блюда

Основной молочный продукт — кислое молоко. Чаще от козы, коровы и буйвола. В молоко могут добавлять мёд или воду.

В Абхазии производят разные сорта сыров. Это рассольный сыр сулугуни, который местные называют ашвлагуаном; кисломолочный нежный сыр — ашвадза, его часто подают к свежим овощам. Если их смешать и добавить мяту и острый кисломолочный соус, то получится ашвчапан. Что ещё: ахатаршвы — пастообразный сыр, ахача — что-то вроде творожной массы.

Процесс приготовления домашнего сыра

Блюда из мяса

Самое распространённое мясо в Абхазии — куриное. Куриц жарят на вертеле, варят, делают из них колбасу, используют потроха. Достаточно часто готовят говядину, баранину и козлятину. Редко едят свинину. Мало в меню абхазов рыбных блюд.

При жарке шашлыков на углях кусочки мяса сбрызгивают смесью чёрного вина и аджики, либо выбирают в качестве «маринада» гранатовый сок.

Чаще всего в Абхазии готовят блюда из курицы

Интересно

У абхазов есть ряд блюд, которые можно трогать только руками. Приборы нужно отложить при поедании варёной говядины, абысты или фасолевого соуса акуда.

Абхазы славятся своими застольями. На столах всегда много еды и вина. А главная отличительная черта таких сборов, особенно праздничных, — это длинные тосты. Тост произносят по очереди все присутствующие за столом, на крупном празднике руководит тостами тамада. До окончания тостов нельзя приступать к еде и пить вино.

Праздники Абхазии

Больше половины жителей Абхазии придерживаются христианских взглядов, около 15% — мусульмане. При этом христиане могут отмечать праздники ислама, мусульмане — христианские. И те и другие далеко не в полном объёме исполняют религиозные ритуалы. У абхазов есть единый, верховный, Бог — Анцва, которого ещё называют Творцом всего сущего.

Сухум — с этим городом в календаре связан отдельный праздник.

Государственные праздники Абхазии совпадают с российским календарем.

Среди национальных праздников:

Расскажем о некоторых из них.

Старый Новый год в Абхазии

В отличие от россиян, абхазы в этот день не работают. Для некоторых жителей Абхазии этот праздник ценнее обычного Нового года. Другое название праздника — День сотворения мира. Символами праздника стали молот, наковальня и другие инструменты кузнеца.

Считается, что празднику более двух тысячелетий, он языческий и сопровождается жертвоприношением богу кузнечного ремесла Шашвы — самому сильному из божеств. Архаический ритуал в наши дни соблюдают в основном в деревнях.

Ритуальную часть праздника соблюдают в основном в деревнях. Фото: Saulich Elena / Shutterstock.com

Все родственники собираются вместе в кузне. Если девушка покинула семью по любой причине, то присутствовать в кузне ей нельзя. Если она вышла замуж, то не может присутствовать и вся её семья.

После захода солнца приносят в жертву козу, реже — молодого бычка. Главное, чтобы животное было без пятен и старше двух лет. Кроме того, режут по одному петуху для каждого гостя.

День флага в Абхазии

Государственный флаг Республики Абхазия утвердил Верховный Совет страны 23 июля 1992 года с решением о прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года и восстановлении Конституции ССР Абхазии 1925 года. Отмечают этот день с 2005 года.

Гостеприимство абхазов отражает даже флаг. Белая ладонь на красном фоне — символ государственности, который означает доброжелательный приём гостей. Звёзд над ладонью семь — по количеству основных областей Абхазии. Зелёные полосы на флаге — символ духовности, а белые полосы — про молодость и жизнь.

Зелёные полосы на флаге — символ духовности, а белые полосы — про молодость и жизнь.

Праздник отмечается народными гуляниями с флагами. Организуют концерты, конные и факельные шествия. Люди выходят на улицы в национальных костюмах.

Международный день гор в Абхазии

Было бы странно, если бы в Абхазии, стране, 75% территории которой покрыто горами, не отмечали Международный день гор. Праздник установила в 2003 году Генеральная Ассамблея ООН. Она призвала устраивать в этот день различные мероприятия, чтобы привлечь внимание к проблемам развития горных регионов планеты.

75% территории страны — горы. Неудивительно, что им посвящен отдельный праздник.

В Абхазии четыре крупных горных хребта: Гагрский, Чхалтский, Кодобский и Бзыбский. Самая высокая точка абхазской земли — гора Домбай-Ульген, 4046 м над уровнем моря.

В Абхазию едут за горами, озёрами, каньонами, пещерами, водопадами и замками. Но и нравы абхазов — как отдельная уникальная достопримечательность. Теперь ты многое знаешь об абхазах и их культуре, и твоё путешествие заиграет новыми красками.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу