Абхазский народный танец название

Уникальность Абхазской песни — истоки и развитие

Традиционный танец в Абхазии

Про песни, музыку и танцы Абхазии

Культурное историческое наследие жителей Абхазии или «страны души» передается наследникам посредством музыки, народных песнопений и танцев.

Музыкальный фольклор абхазов выделяется особенностями стилистики и жанров. Учитывая то, что на протяжении многих лет этот народ жил в тесной взаимосвязи с другими народностями, ему удалось сохранить и донести свою неповторимость.

Ясность музыкальной формы, красота мелодий, глубина содержания, все это присутствует в музыкальном творчестве абхазов.

Разнообразие музыкальных жанров в песнопении

Музыка народа Абхазии широко используется в различных обрядах и ритуалах. Песни о труде и быте народа, об историческом героизме и стойкости духа имеют жанровые разновидности и индивидуальные особенности.

Народная песня абхазов, выразительна, мелодична, исполняется с использованием речитатива. Текстовое сопровождение песни лаконично и эмоционально.

Одним из наиболее древних жанров в песнопении считается абхазская музыка охотничьих обрядов. Изначально эти песни не имели слов, и воспевать их разрешалось только мужчинам. Исполнялись они как ритуал до отправления на охоту — на удачу, и после возвращения с нее — в благодарность.

Богато песенное творчество музыкальным фольклором пастухов и земледельцев. Это связано с тем, что сыздавна абхазы занимались преимущественно выпасом скота и земледелием. Слыша звуки «Песни кормления стада» сопровождаемой игрой на инструменте, называющимся ачарпын, по утверждению пастухов, скот лучше пасся, тем самым увеличивались надои молока. В засушливое время года земледельцами исполнялись ритуальные абхазские песни, которые вызывали дождь.

Не обходится без песнопений и абхазская свадьба, празднование которой включает в себя целую историю песенных обрядов. Так, невеста в жилище своего жениха должна войти под сопровождение свадебной песни, а исполнение, так называемых, застольных песен на свадебном пиршестве предопределяют правила этикета, соблюдение которых обязательно для всех присутствующих.

Наличие в песенном репертуаре большого количества текстов о героизме воинов, защищавших свою страну, является следствием тяжелой судьбы обитателей «страны души».

Песнопения, воспевающие подвиги героев, находятся в музыкальном фольклоре абхазов на ключевой позиции.

Исполняются они игрой на апхярце, и включают в себя целые циклы о жизни народных героев, про деяния которых слагались легенды.

Использование музыкальных инструментов

Традиционная песня в Абхазии

Имея преимущественно вокальное исполнение песен, абхазцы используют музыкальные инструменты лишь в качестве дополнения. Для каждого музыкального жанра используется только ей присущий ему инструмент.

Так, воспевая в песнях героизм воинов, используют как аккомпанемент апхярца. Этот инструмент является смычковым, и играют на нем исключительно мужчины. Извлекая смычком звуки из инструмента, исполнитель как бы подпевает своей игре, а слушатели вторят ему.

Женщины исполнят свои песни под щипковый инструмент. Данное приспособление, имеющее четыре струны, было позаимствовано у грузинского народа. В Абхазии такой инструмент носит название ачамгур.

Пастухи сопровождали свои песни духовым инструментом под названием ачырпын, который являет собой разновидность флейты.

Под аккомпанемент аинкяга (трещотка) абхазы исполняют танцы. По народным поверьям с помощью шума таких ударных инструментов изгоняли злых духов.

Воинственность духа и женственность в танцах абхазов

Через движения в танце мужская половина абхазского народа рассказывает об исторических событиях своей страны, а женская — о женственности и быте.

Одним из женских старинных танцев является лирический абхазский танец Лалзын, название которого дословно переводится — «для нее». Как и большинство медленных танцев, Лалзын демонстрирует красоту, женственность и духовность абхазских девушек.

Источник

Абхазский танец «Шаратын»

В 1970 году в Абхазии был создан государственный ансамбль «Шаратын». Его создателем и руководителем был народный артист Абхазии, лауреат государственной премии им. Д. Гулиа Эдуард Бебия. В настоящее время ансамблем руководит его сын Руслан Бебия. Выступление ансамбля «Шаратын» всегда вызывает большой интерес у публики. Ансамбль стал призёром XI Всемирного Карфагенского фестиваля в Тунисе, победителем трёх Международных фестивалей фольклорного танца в Самсуне (Турция), дипломатом XII Всемирного фестиваля в Москве и двух фестивалей народного творчества ассоциации городов Юга России, призером международного фольклорно-фестивального конкурса в Южной Корее.

Танцевальная культура абхазского народа, многовековая история которого изобилует самыми разными событиями, вобрала в себя множество способов передачи этих событий и эмоций через язык пластики и мимики. До нас дошли сохранившиеся в народе танцы, которые отражают жизнь и деятельность абхазов, их духовную культуру, религиозные верования, целостное восприятие жизни.

Самые популярные абхазские хороводные танцы – «Аурашьа», «Аибаркыра» и «Шаратын». В танце «Шаратын» исполнители соревнуются в том, кто кого перепляшет, кто обнаружит большую находчивость и ловкость, кто окажется грациознее, словом, это танец – соревнование. Участниками танца были и грациозные девушки, которые входили в бешенный круг мужского танца, и все вокруг них кружилось стремительно и темпераментно.

Одно из толкований происхождения танца «Шаратын» я услышала от близкого человека нашей семьи Хватыш Султана, а он в свою очередь узнал от старожила Григория Аиба. В давние времена в горном абхазском селе Псху проживали редставители фамилии Хватыш (Хэатышь). В семье было восемь братьев и одна сестра, красавица Шаратын. Многие были в неё влюблены, но даже боялись за ней ухаживать, опасаясь её братьев.

Братья часто уходили на охоту. И в один день, когда братьев не было дома, злоумышленники подкараулили и выкрали её Шаратын. Они знали, что братья несколько дней пробудут на охоте, и у них будет время увезли Шаратын через перевал.

Когда соседи узнали о случившемся, то послали гонца за братьями Шаратын. Восемь братьев отправились в погоню за сестрой. Вскоре они напали на след похитителей. Братья решили выждать, когда похитители остановятся на отдых, чтобы отбить у них сестру. И когда те остановились отдохнуть и заснули, братья связали их всех, а сестру спасли. Домой они вернулись с красавицей сестрой и с плененными похитителями. Вся деревня радовалась возвращению Шаратын, и в честь этого устроили пир, люди танцевали и пели. И Шаратын танцевала вместе со всеми, поэтому этот танец и получил название Шаратын.

Рассказчик Аиба Григорий добавил, что похожую легенду он слышал и от абазин, проживающих на Северном Кавказе.

Диана Ахба,
Специально для сайта Страна Абаза

Источник

Культура Абхазии

Различные формы бытовой культуры зародились в Абхазии под влиянием различных социально-экономических условий. Генетически абхазская культура или апсуара (или аламис, которая еще именуется совестью народа) отчасти связана с общинно-родовой и частично с военно-демократической культурой, а также с сохранившимися патриархально-феодальными условиями жизни.


Нравственное воспитание в семье и в общине

Апсуара укоренялась в жизни, передаваясь из поколения в поколение через воспитание и обучение. В жизни и сознании людей крепко засел воинствующий дух. Подготовка мужественных и выносливых воинов была одной из первостепенных задач в воспитании подрастающего поколения.

Семейные отношения были жестко регламентированы установленными нормами и правилами, в основе которых лежали любовь, честность, непорочность, забота друг о друге, чувство ответственности по отношению друг к другу, — того, чего подчас не хватает сегодня обществу XXI века.

В обществе женщины пользуются большим уважением, особенно это касается матерей. Оскорбление женщины считается эквивалентным личному оскорблению. В присутствии женщин, неприличные выражения не допускаются вообще. Отомстить женщине считается постыдным, недостойным человека поступком. Даже самые непримиримые враги старались избегать убийства женщин. Любой, кто, вопреки обычаю, поднимал руку на женщину, покрывал себя позором, и даже недоброе слово или действия оскорбляют его честь. «Хорошая собака не лает на женщину», — гласит абхазская пословица. Защита беременной женщины является обязательным условием, хотя стыдливость заставляла ее скрывать свое положение от пожилых людей.

В частности, девушка должна быть трудолюбивой и умелой во всем, но больше всего по дому, и она изучала и осваивала навыки, достойные женщины: домоводство и принципы ведения хозяйства. Но ее образование не было полным, если «принцесса» не научились пользоваться кинжалом или ружьем, а также не может управляться с лошадью. В танцах и пении принцесса должна быть неутомимой, как и в верховой езде.

В Абхазии разведение крупного рогатого скота и других животных было одним из главных экономически значимых занятий для мужчин с незапамятных времен вплоть до XIX века. Поэтому езде на лошади учились все: от мала до велика.

Абхазский язык и литература

Абхазский язык является официальным языком Республики Абхазия. Вместе с абазинским, черкесским языками (адыгейским и кабардинским), и ныне исчезнувшим языком Убыхов, он принадлежит к абхазо-адыгской группе, которая на сегодняшний день охватывает несколько миллионов человек.

В качестве общеупотребительного абхазский язык формировался сразу с несколькими диалектами в связи с феодальной раздробленностью страны.

Абхазский литературный язык активно развивался в советское время, пройдя этап своего становления как национального языка. За сравнительно короткое время, лексика письменной речи была значительно расширена за счет заимствований из родных диалектов и иностранных языков.

Многословие осуждалось. Нецензурные слова и выражения абсолютно исключались.

В языке прослеживаются очень нежные, но четкие аллегории для выражения всех естественных потребностей. Умение тактично умолчать о чем-то считалось вежливой формой отказа.

Особое место в нравственном воспитании детей занимал фольклор. Герои фольклора являются благородными, щедрыми; они демонстрируют мужество, умение переносить страдания, сдержанность, терпение, уважение к старшим и женщинам, – все они появляются как идеалы. Дети впитывали моральные устои этих персонажей.

Абхазский фольклор

В Абхазском фольклоре характерна максимальная экономия художественно-выразительных средств, наличие характерных описаний одежды и других внешних признаков персонажей. Чего не скажешь об абхазской народной песни, которая представляет собой синтез вокальной мелодии и речитатива. Древние языческие песни сохранились и по сей день, вместе с песнями народными, обрядовыми песнями, сказками, легендами, мифами, сказаниями, поговорками и пословицами.

Отличительной чертой абхазского народного пения является многоголосие. Обычно тенор начинает петь, а другие к нему присоединяются, импровизируя, создавая оригинальную мелодию в нижнем регистре. Любопытный факт: существует народное пение женщин, за исключением колыбельных и песни в форме причитаний. Основу старых песен заложил охотничий и пастуший фольклор; более поздние отмечают особенности народных героев: Хаджарата Кяхба, Салумана Бгажба и др. Широко известен цикл обрядовых песен, призванных облегчить страдания раненых. Абхазские традиционные траурные песни и песни с танцами в круге очень выразительны, а традиционные свадьбы сопровождаются театрализованным представлением с песнями и танцами по случаю.

Наиболее значительные примеры в абхазском эпосе примеры древних сказаний о Нартах и Абрскиле — абхазском Прометее, который сражался с богами.

В качестве наказания за неповиновение богам, героический Абрскил был прикован к столбу в глубине пещеры Отап, теперь носящей название пещеры Абраскила в Очамчырском районе.

Читайте также:  Как очистить сосуды народными способами

Природа Абхазии

Природа Абхазии практически не изменились с эпохи палеолита. Горы сходятся в одной точке, которая соединяет Восток и Запад, создавая уникальную среду, как и несколько других мест в мире. Красивые субтропические пляжи будут манить вас понежиться на солнышке или поплавать, но обернувшись, вы окажетесь лицом к лицу с обширными лесами, идеально подходящих для пеших прогулок, и всего в пятидесяти километрах от потрясающих гор, которые представляют собой уголок заснеженного рая. Редкие растения украшают ландшафт.

Обратите внимание на эту информацию:

Вернувшись на берег, вы снова можете расслабиться и насладиться свежестью цитрусовых и других экзотических фруктов.

Музыка и танцы

Традиционные абхазские музыкальные инструменты: струнные, духовые, щипковые и ударные. Среди самых популярных струнных инструментов — апхярца, двухструнный смычковый инструмент с узкой веретенообразной рамкой, выполненный из древесины ольхи. Аюмаа — треугольная арфа с 14 струнами из конского волоса (аюмаа означает «двуручный», потому что музыкант держит инструмент на одном колене, играя обеими руками).

К духовым инструментам относятся: акарпин — флейта с тремя или иногда шестью отверстиями, изготовленная из борщевика и украшенная декоративной отделкой. Еще одним не менее популярным инструментом является — абык или горн, вырезанный из дерева Лапина. Акабак хцвы или пастушья трубка с тремя отверстиями вырезалась из стебля тыквы, который выделывался особым образом

Ударные включают в себя различные типы барабанов и трещоток (которые также используется для отпугивания птиц с кукурузных полей). Трещотки акяпкяп представляют собой толстую рукоятку с прикрепленными на ней деревянными рейками, которые производят громкие щелчки при повороте, а очень популярный барабан адаул часто выступает в качестве основного инструмента музыкального сопровождения, особенно в танцах.

Абхазские танцы имеют возможность передать настроение, которое характерно при исполнении танца.

Посредством хореографии зритель может увидеть и понять все события из истории и жизни людей. Танец рассказывает людям о повседневной жизни простых людей, радостных событиях и печалях.

Этот танец – театрализованное представление, которое является отражением исторических событий и боевых похождений абхазских воинов.

Лалцзын — один из древнейших абхазских танцев для девочек. Дословный перевод – «для нее» — танец с медленными и плавными движениями, который призван продемонстрировать красоту, грацию, женственность и духовную нравственность абхазских девушек.

Танцевальная культура в Абхазии изобилует множеством женских танцевальных постановок, отражающих жизнь обычной девушки.

Это и танец мастеров, работающих на производстве одежды и ткани, и танец женщин кожевенной и меховой промышленности. Танец служил отражением душевных переживаний народа, становясь воплощением народной идеи в движении.

Одежда

Вкусы меняются под влиянием моды и по другим причинам, но многие традиционные элементы часто демонстрируют удивительную живучесть, и иногда даже возрождаются. Национальная одежда абхазов претерпела радикальные изменения в последние времена, но одно неизменно: традиционная одежда является важным элементом абхазской культуры.

В прошлом, люди одевались в соответствии с их профессией, и разделяли свою одежду на повседневную, одежду для торжественных случаев, и ритуальное платье.

Черкеска (или чоха) является старейшим и, даже по сей день, наиболее популярным видом традиционной мужской одежды. Мужчины традиционно носили ее с брюками, рубашками с пуговицами до воротника и парой обуви из сыромятной кожи или, для особых случаев, специально украшенными башмаками из козлячьих шкур. Гетры или войлочными чулками носили поверх сапог до голенища, а наколенники надевались на колени. Как ни странно башлык служил традиционным мужским головным убором.

Обязательным предметом одежды для каждого абхазского всадника была бурка (аюапа в Абхазии), длинное пальто с высокими квадратными плечами, который отшивался из лохматого войлока и делал мужской силуэт почти королевским.

Традиционный женский костюм состоял из нескольких ключевых элементов: платье с короткой или длинной туникой пальто поверх нее, рубахи, двух нижних юбок, брюк и шляпы или платка. Декоративный пояс, который носили вокруг талии поверх всех слоев одежды, зачастую был настоящим произведением искусства. Короткая туника в виде пальто обычно выполнялась из домотканого сукна или бархата; она плотно прилегала к груди и расширялась от талии к низу.

Искусство праздника

Старинная абхазская пословица гласит: «Гость приносит семь счастий». В ней в полной мере отражается отношение абхазцев к понятию гостеприимства в целом.

Гостеприимство (или асасра) согласно древним абхазским понятиям, — священный закон, обязательный к исполнению каждым человеком. Кто-то может иметь много добродетелей, но не быть гостеприимным хозяином, за что может считаться абхазцами неполноценным членом общины, достойным порицания.

Рекомендуется к прочтению:

Вековые традиции были четко определены принципами взаимоотношений между различными сторонами, как между победителями и побежденными, так и между пришлыми гостями, которым готовилась лучшая кровать в доме, но которые не должны были забывать о традициях принимающего их дома.

Когда гости приходят, на столе есть разнообразная пища — от пирогов с сыром (хачапури) для копченых кусков мяса, которые подаются с острым соусом аджика. Добавьте к этому удивительные сочетания овощей, в соусах с орехами, которые подаются с восхитительными домашними винами и фруктовой водкой!

Самый старый человек обычно сидит во главе стола со своим рогом. Называют его тамадой. Его восхитительные тосты будет стимулировать вас попробовать нектар с холмов. Попробовав все яства, вам предложат усладить свой слух приятной музыкой или многоголосной песней.

Абхазцы называют свою страну «Апсны», что означает «страна души». Редко мы имеем возможность в современном мире в полной мере наслаждаться душевностью народа.

Каждое ваше движение здесь принесет вам ощущение нового приключения, поскольку каждый раз вы будете открывать для себя душу этого самобытного народа. Это место, где вы будете постоянно сталкиваться с приятными сюрпризами — вы постоянно будете говорить себе: «Я не мог надеяться на большее, но это превзошло все мои смелые ожидания».

Источник

Культура

В основе культуры абхазов лежит народный этический кодекс «апсуара», дословно «абхазство». По определению известного абхазского этнолога, профессора Шалвы Инал-ипа, «апсуара» – это исторически сложившаяся форма проявления национального самосознания и самоутверждения абхазов, неписаный кодекс народных знаний и ценностей, охватывающий всю систему обычаев, представлений и принципов.

Важным элементом материальной культуры абхазов является одежда. Она точно соответствовала роду занятий человека и подразделялась на будничную, праздничную и ритуальную. Наиболее древний и самый распространенный вид мужской национальной одежды – черкеска. Под черкеску надевали штаны и рубаху с туго застегивающимся воротом, на ноги – постолы из сыромятной кожи, выходной обувью служили чувяки из сафьяна домашней выделки. Мужчины носили головной убор оригинальной формы – башлык. Обязательным атрибутом абхазского всадника была бурка (ауапа) – плащ-накидка из косматого войлока.

Женская одежда состояла из нескольких основных частей: платья, длинного или короткого кафтанчика, рубахи, двух нижних юбок, штанов и шапки или косынки. Все платья стягивались в талии поясом, который служил украшением и нередко являлся произведением искусства. Короткий кафтанчик шили из домотканого сукна или бархата, он туго облегал грудь и ниже линии талии был расклешен.

Национальная культура абхазов богата поэтическим и музыкальным фольклором, народными танцами и музыкой.

Самобытны и музыкальные инструменты абхазов – струнные, духовые, щипковые и ударные. Наиболее популярные из струнных – апхярца, двухструнный смычковый инструмент с узким веретенообразным корпусом, обычно из древесины ольхи. Аюмаа – угловая арфа с 14 струнами из конского волоса. Из духовых обычно использовали ачарпын – продольную одноствольную флейту с тремя, реже с шестью отверстиями. Ее делали из травянистого растения борщевика (по-абхазски «ачарпын») и украшали линейным орнаментом.

Ударные инструменты были представлены барабанами и разного вида трещотками, которые использовались и для отпугивания птиц с кукурузных полей. Трещотки – акяпкяп – представляли собой толстую рукоятку, к которой приделывали дрань. При вращении обеими руками получался громкий трескучий звук. Очень популярен барабан – адаул, он нередко служит главным аккомпанементом, особенно в танцах.

Абхазские народные танцы – самый популярный вид искусства. В Абхазии работают несколько профессиональных танцевальных ансамблей, есть детские хореографические студии. В репертуаре ансамблей – фольклорные, обрядовые танцы, танцы ритуального характера с кинжалами и бурками, а также танцы народов Кавказа.

До нас дошли и частично сохранились такие образцы народных театрализованных танцев-представлений, как: «Лалзын», «Дзиуауа», «Арширакуашара», «Шаратын», «Иааирума», «Кубчяр-гяр», «Баста», «Ауарааша», «Танец с воском» (девичий), «Уапакуаша», «Танец вылавливания чертей», которые являются отражением жизни абхазов в её материальном и духовном проявлениях. В деле освоения и популяризации этого вида пластического искусства плодотворно работали Ф. Ачба, М. Кове, Ш. Вардания, Ф. Куруа, В. Кварчия, К. Тарба, А. Малия и др.

Госансамбль народной песни и танца

Государственный заслуженный ансамбль народной песни и танца Республики Абхазия – один из самых ярких и самобытных коллективов не только в Абхазии, но и на Кавказе. В репертуаре ансамбля – фольклорные обрядовые, ритуальные песни и танцы, а также произведения абхазских композиторов.

Ансамбль создан в 1931 году по инициативе Нестора Лакоба на базе лучших районных хоровых коллективов. Его первым руководителем был замечательный певец и знаток народного песенного искусства П. Панцулая. В разное время руководили коллективом известные в Абхазии деятели искусства – И. Лакербая, А. Чичба, Р. Гумба, К. Гегечкори, Э. Бебия и др.

Ныне художественным руководителем и главным дирижером ансамбля является Народный артист РА Василий Царгуш.

Главный балетмейстер – заслуженный артист РА Леонид Какачия.

Коллектив побывал во всех уголках бывшего Советского Союза. Гастролировал по многим странам мира – Германии, Чехословакии, Польше, Греции, Турции, Сирии, Франции, Мексике, Аргентине, по странам Африки. лауреат международных фестивалей.

«Шаратын» в Южной Корее

Ордена Леона Государственный ансамбль народного танца «Шаратын» им. Эдуарда Бебия – один из популярнейших коллективов Абхазии. Он был создан в 1970 г. горячим подвижником хореографического искусства, выпускником ГИТИСа, Народным артистом Республики Абхазия Эдуардом Вахайдовичем Бебия.

Он сумел создать уникальный ансамбль, который возродил абхазские древние народные танцы, как бы вызвал их из глубины духовной памяти народа, оживил культурное наследие.

Зрители полюбили танцы «Крестьянский», «Конники», «Дворянский» (последняя работа Э. Бебия), и другие. Ансамбль исполняет также танцы народов Кавказа. Триумфальные выступления ансамбля помнят в сотнях городов по всему свету – в Москве и Берлине, Дели и Будапеште, Париже и Осло, Карфагене и Сеуле и др.

Ансамбль «Шаратын» – призер XI Всемирного Карфагенского фестиваля в Тунисе, победитель трех Международных фестивалей фольклорного танца в Турции, обладатель Первой премии в фестивале-конкурсе народного танца в Южной Корее.

Художественным руководителем и главным балетмейстером ансамбля является сын Э. Бебия, Народный артист РА, заслуженный деятель Чеченской Республики Руслан Бебия.

Государственный ансамбль народного танца «Кавказ» создан народным артистом Республики Абхазия Кандидом Тарба в 1994 году в память о погибших в войне.

Ансамбль представляет многообразное искусство народов Кавказа.

В 1996 г. «Кавказ» завоевал главный приз Международного молодежного фестиваля в Волгодонске – золотую медаль.

Читайте также:  Детские народные песенки ноты для детей простые до ре

После смерти Кандидата Тарба ансамблю «Кавказ» присвоено его имя. Художественным руководителем ансамбля стал Арвелод Тарба.

Благодаря этим ансамблям абхазское народное танцевальное искусство стало достоянием всего мира.

После Отечественной войны народа Абхазии властями Грузии чинятся препятствия для выступлений как абхазских творческих коллективов на фестивалях и конкурсах, так и спортсменов на разных турнирах. Вопреки многим препонам, удается успешно представлять республику на международной арене.

В октябре 2010 года Государственный ансамбль танца «Шаратын» был приглашен на международный фестиваль-конкурс народного танца «Чонан хунтарион» в городе Чонан (Южная Корея), где занял первое место. В этом конкурсе принимали участие коллективы из 21 страны мира. Приглашение было получено при содействии профессора Сеульского университета Санмён Нодара Чанба, который на протяжении 15 лет жил в Южной Корее.

Шаратын» в Южной Корее (видео, архив АГТРК)

В 1925 г. Нестор Лакоба выделил 2 тыс. рублей на приобретение фонографа для записи абхазских народных песен. Сбором песен занимался К. Ковач, который составил два сборника: «101 абхазская народная песня» и «Песни кодорских абхазцев».

В 1930 г. начинает работать Абхазский государственный музыкальный техникум, первым директором которого стал К. Ковач, а завучем – О. Димитриади, в будущем дирижёр с мировым именем. Тогда и в последующие годы в нём преподавали выпускники Петербургской, Московской и Тбилисской консерваторий: А. Касторский, М. Вепрейская, А. Позднеев, сёстры Анна и Мария Бубновы, М. Разумовская, Н. Сыроежин, М. Ливенцова, В. Зиздо-Эмухвари и другие, а затем уже и первые выпускники техникума: А. Давыдова, О. Хочолава, Т. Лолуа и др.

При техникуме был открыт этнографический сектор, организованы струнный и вокальный мужские квартеты, а в 1933 г. – Государственный симфонический оркестр. Большой популярностью тогда пользовался Государственный этнографический хор П. Панцулая. Дирижёром вновь возрождённого в 60-е годы Государственного симфонического оркестра стал Л. Джергения, а после его смерти – А. Хагба. Пропагандистом народного творчества стал и ансамбль народных инструментов «Гунда».

Всем полюбились произведения А. Чичба, Р. Гумба, К. Ченгелия, Л. Чепелянского, П. Петрова, Т. Аджапуа и др.

Сухумское музыкальное училище с 2002 года носит имя абхазского композитора Алексея Чичба. Выпускники Сухумского музыкального училища в годы работы Алексея Чичба составили музыкальную элиту республики. В их числе Константин Ченгелия, Тото Аджапуа, Петр Петров, Валерий Чкадуа, Вячеслав Айба, Анатолий Хагба, Василий Царгуш, Томас Кокоскир, Юрий Нармания, Иван Шамба, Марина Шамба, Алла Отырба, Светлана Хочалова-Воронова, Зарема Агумаа и многие другие известные в республике деятели культуры.

Сухумское культурно-просветительное училище было создано в 1956 году для подготовки кадров среднего звена в области культуры и искусств. Идея создания культурно-просветительного училища принадлежит заслуженному педагогу Республики Абхазия Анатолию Капш. В 2008 году училищу был присвоен новый статус – Сухумское государственное училище культуры.

С 1971 г. в Абхазии существует Союз композиторов. Развитию музыкальной культуры Абхазии способствовали композиторы-мелодисты И. Лакербай и И. Кортуа.

Первая профессиональная оперная певица Людмила Логуа

Хибла Герзмава, Шуберт, «Аве Мария»

Государственная хоровая капелла Абхазии образована в 1969 году на базе оперной студии при Сухумском музыкальном училище. Директор училища, композитор и общественный деятель Алексей Чичба основал хоровую капеллу. В программе капеллы: духовная музыка, абхазские и русские народные песни, произведения абхазских и зарубежных композиторов. Государственная хоровая капелла стала визитной карточкой культурной жизни республики. Основной концертной площадкой капеллы является зал Пицундского храма XI века, где хоровая капелла поет в сопровождении органа.

Государственная хоровая капелла. «Московский пасхальный фестиваль».

В разное время руководителями капеллы были Ражден Гумба, Алексей Чичба, Вадим Судаков, Вячеслав Айба и Нодар Чанба. С 1996 года по настоящее время художественным руководителем капеллы является Народная артистка Абхазии Нора Аджинджал. В июне 2017 года директором Государственной хоровой капеллы назначен Народный артист Абхазии Нодар Чанба.

Государственный камерный оркестр

В октябре 2017 года прошли первые гастроли Государственного камерного оркестра (до 1998 года — Государственный симфонический оркестр) Республики Абхазия в Москву. Художественный руководитель и главный дирижёр Абхазского Государственного камерного оркестра, заслуженный артист Республики Абхазия Давид Терзян.

Оркестр был основан в 1930-х годах благодаря усилиям музыканты Константина Ковача, который стал первым дирижёром коллектива. Также для работы в оркестре по приглашению председателя Совнаркома Абхазии Нестора Лакоба из городов Москвы и Ленинграда приезжали профессиональные музыканты, а дирижировал оркестром в этот период народный артист СССР Одиссей Димитриади, определяя его творческое направление.

В 1979 году Министерство культуры возвращает в Абхазию первого абхазского дирижера Льва Джергения, где необходимы его высокопрофессиональные знания и опыт. Им заново был составлен репертуар оркестра, где наряду с классикой присутствовала современная абхазская симфоническая музыка.

С 1986 года до начала грузино-абхазской войны 1992—1993 годов дирижерами Государственного симфонического оркестра также являлись заслуженные деятели искусств Абхазской АССР Вячеслав Айба и Анатолий Хагба. В результате войны был полностью потерян исполнительский состав симфонического оркестра, нотный архив, в связи с чем в 1998 году он был преобразован в Государственный камерный оркестр Республики Абхазия.

Абхазский государственный музей. В начале 60-х годов XIX века любители истории и природы Абхазии проявили инициативу по созданию в Сухуме музея. Был организован сбор материалов, имеющих культурно-историческую ценность. Перед началом русско-турецкой войны 1877-1878гг. собранные ценнейшие нумизматические, этнографические, археологические экспонаты и материалы естественной истории Абхазии были вывезены и впоследствии утеряны. В 1915 году создается «Общество любителей и исследователей природы и населения Сухумского округа». Его представители предпринимают меры по созданию музея, официальное открытие которого состоялось 17 мая 1917 году.

В конце 1920 году, в период господства грузинских меньшевиков в Абхазии, «Общество» перестает существовать, закрывается музей. Все экспонаты вывозятся в музеи Грузии. После установления Советской власти возобновляется краеведческая работа. В 1924 году музей получает статус «Государственного».

В запасниках музея хранится более 100 тысяч единиц. В фондах музея памятники истории и культуры Абхазии, Кавказа, древнего Египта, Греции, Рима, Турции, Византии, Сасанидского Ирана, документы Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг.

Многие экспонаты имеют не только республиканское, но и мировое значение. Это одна из самых древнейших на территории бывшего Советского Союза ашельская Яштухская стоянка, мезолитический инвентарь Холодного Грота (коллекция костяных гарпунов), материалы металлической культуры дольмена конца III тысячелетия до н. э., клады топоров эпохи средней бронзы и т. д.

Гордостью музея являются древнегреческая мраморная стела и бюст античного периода со дна Сухумской бухты, культовая эгретка с всадником и собакой позднебронзовой эпохи, ассирийский бронзовый щит в форме грифона (VI в. до н. э.), греческий шлем и щит (IV-V вв. до н. э.).

Золотые и бронзовые кресты средних веков

В декабре 2017 года Абхазский государственный музей отметил 100-летие со дня открытия. Наряду с проведением научной конференцией, презентацией юбилейного сборника, прошла уникальная выставка экспонатов из фондов музея.

Национальная картинная галерея. В 1963 году в городе Сухум была создана Картинная галерея, как филиал Абхазского государственного музея им. Д. И. Гулиа. Официальное открытие галереи состоялось 17 марта 1964 года.

В основу фонда и экспозиции галереи вошла большая часть коллекции врача Иезекиилья Фишкова, которую он собирал с конца 20-х годов. Он передал в дар городу часть дома, в котором первоначально экспонировались художественные произведения. В экспозицию галереи вошли произведения живописи, графики и станковые скульптуры русских, советских абхазских и грузинских художников старшего и среднего поколения того периода.

Первый абхазский профессиональный художник Александр Чачба-Шервашидзе

В фондах галереи находятся работы художников конца XIX и XX века. В 1994 году картинная галерея приобретает статус Национальной картинной галереи (НКГ) Республики Абхазия.

В фондах хранится более четырех тысяч художественных произведении живописи, графики, станковой скульптуры, керамики. Представлены работы таких художников как: Чачба-Шервашидзе А. К., Петров Б. Л., Контарев В. С, Бубнова В. Д., Гулиа Г. Д., Эшба М. Е., Брендель О. В., Авидзба X. Т., Ампар Т. А., Джинджолиа 3. К., Иванба В. Е., Хурхумал В. И., Гамгиа В. В., Чкадуа Ю. В., Цвижба В. А. и др. По завещанию супруги А. И. Писарчука в галерею поступило 312 живописных и графических работ художника.

В 2015 год с большим успехом в Музее современной истории в Москве прошла выставка фонда Картинной галереи под названием «Абхазская национальная картинная галерея в разные годы». До этого в разные годы проходили выставки работ Варвары Бубновой, совместная выставка скульптуры и живописи в юбилей Ольги Брендель и Марины Эшба.

Сухумское художественное училище имени Александра Чачба — ведущее учебное заведение Абхазии, готовящее специалистов в области живописи, скульптуры, графики и дизайна одежды. Училище основано в 1966 году. Также в Абхазском государственном университете на педагогическом факультете открыто отделение искусств. Руководит им член Союза художников Абхазии Нугзар Логуа.

Истоки абхазского театра ведут к театральным народным коллективам, которыми еще до революции руководили Д. Гулиа, П. Шакрыл. Первым организатором драмстудии был К. Дзидзария, а абхазского национального театра – режиссёр В. Домогаров. В последние десятилетия в него влились профессиональные абхазские режиссёры, окончившие вузы Москвы, Ленинграда, Тбилиси: Н. Эшба, Д. Кортава, М. Мархолия, Х. Джопуа, Н. Чиковани, В. Кове и др.

Абхазский театр специализировался и специализируется на героико-патриотической, бытовой и комедийной тематике, которая бралась не только у абхазских авторов, но и у классиков мировой драматургии. В любом театре мира могли бы играть замечательные абхазские актёры, как старшего: Ш. Пачалиа, А. Агрба, Л. Касландзия, Р. Агрба, Е. Шакирбай, А. Аргун-Коношок, М. Зухба, М. Кове, М. Кокоскерия, С. Кобахия и другие, так и среднего и младшего поколения: Н. Камкиа, С. Агумаа, Э. Когония, Ш. Гицба, Ч. Джения, В. Маан, А. Тания, А. Ермолов, С. Сакания, Р. Джопуа, Л. Авидзба, Н. Лакоба, М. Зухба, С. Габния, Т. Чамагуа, Г. Гамгиа, Р. Дбар, К. Хагба и многие другие.

Наши актёры с успехом выступали и выступают на многих театральных подмостках, где всегда находили и находят прямой путь к сердцам многонационального зрителя.

Абхазский государственный драматический театр имени Самсона Чанба

Рождение абхазского национального театра связано с именем педагога-энтузиаста Платона Шакрыл, который в январе 1918 года в Очамчыре поставил написанную им трехактную пьесу «Из темноты на свет».

В 20-х годах прошлого столетия богатым антрепренером Алоизи был организован театр «Алоизи», который в 1921 году был национализирован и передан государству под названием «Первый государственный театр».

В июле 1928 года состоялось открытие абхазского театра в Сухуме. Труппа состояла из 20 человек.

В конце 20-х годов была открыта абхазская драматическая студия для подготовки профессиональных актеров. Руководил ею режиссер Василий Домогаров. Ему помогал знаток абхазской художественной культуры Кондрат Дзидзария. Первые выпускники студии Азиз Агрба, Минадора Зухба, Михаил Кове, Шарах Пачалия, Разанбей Агрба, Анна Аргун, Екатерина Шакирбай, Леварса Касландзия.

Читайте также:  Как проявляется аритмия сердца лечение народными средствами

В 1926-1927 гг. – режиссер Владимир Кривцов становится художественным руководителем театра.

Рождение советской абхазской драматургии связано с именем Самсона Чанба. В 1960 году театру присваивается его имя.

В разные годы главными режиссерами Абхазского театра были Азиз Агрба, Нелли Эшба, Хута Джопуа, Дмитрий Кортава и другие.

В 1972 году на гастролях в Киеве спектакль «Лесная песня» режиссера Нелли Эшба по произведению Леси Украинки был признан одним из лучших и удостоен диплома первой степени.

В 1986 году директором и главным режиссером назначен Валерий Кове. С середины 80-х годов под руководством Валерия Кове расцветает талант молодых тогда актеров Кесоуа Хагба, Теймураза Чамагуа, Романа Сабуа, Сырбея Сангулия и других, на которых в основном держится репертуар театра. В 1990 году со спектаклем «Кьоджинские перепалки» театр был на гастролях в швейцарском городе Монтре.

Гастрольная география театра: Монтре (Швейцария), Пловдив (Болгария), Сибиу (Румыния), Москва, Санкт-Петербург (Россия), Киев (Украина).

В 1995 году Валерий Кове поставил спектакль по пьесе Эрдмана «Самоубийца» с Сырбеем Сангулия в главной роли, который был признан лучшим в фестивале национальных театров республик Северного Кавказа во Владикавказе (Северная Осетия).

В 2010 году, через 36 лет после ухода из Абхазского театра, режиссер Нелли Эшба была приглашена Президентом Сергеем Багапш для постановки исторической драмы Дениса Чачхалия «Али-бей».

В 2017 году, на международном театральном фестивале «Сцена без границ» в Северной Осетии, спектакль «Пешком» в постановке Валерия Кове получил один из главных призов – «Лучший актерский ансамбль», а на международном театральном фестивале «Южная сцена» в Нальчике – главный приз «За лучший спектакль».

В 2000-е годы в театр приходят молодые режиссеры. В постановке выпускницы Уфимского театрального института Мадины Аргун зрители увидели инсценировку знаменитой повести Фазиля Искандера «Кролики и удавы» и другие спектакли. Успешной была постановка Мадины Аргун «Дом Бернарды Альба» по пьесе испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки. Премьера спектакля прошла в апреле 2017 года. А через год в апреле в Абхазском театре состоялась премьера ее нового спектакля по произведению Эжена Ионеско «Носороги».

Государственный русский театр драмы имени Фазиля Искандера

Русдрам. Закрытие 36-го сезона. Награждение победителей

В 1981 году в Сухуми был основан Государственный русский театр юного зрителя. В 1983 году на должность главного режиссера театра был назначен Геннадий Николаев, в 1985 году его сменил Дмитрий Кортава.

Главным художником театра становится Батал Джопуа, активно работает как режиссер Адгур Кове. В течение неполных двух лет, за 1988-1989 годы, в репертуаре появляется более десятка новых спектаклей.

Весной 1991 года театр меняет название и статус. Он стал называться Сухумский русский драматический театр. В первое десятилетие существования театра художественное руководство коллективом осуществляли М. Мархолиа, Г. Николаев, Д. Кортава, А. Кове.

В 2007 году театр принял участие во 2-ом международном театральном фестивале «Комплимент» (гг. Новочеркасск, Ростов-на-Дону) со спектаклем «Немая жена» А. Франса (4 диплома, в том числе «За лучший дуэт»).

В 2009 году на 3-м международном театральном фестивале «Комплимент» театр представил спектакль «Нет суда на дураков» и удостоился 4-х дипломов, в том числе «За лучший спектакль», «За лучшую режиссуру», «За лучшее исполнение женской роли».

Режиссер Мераб Читанава в 2000 году завершает работу над «Тартюфом» Ж.-Б. Мольера – дипломным спектаклем первой абхазской театральной студии. Талантливый режиссер умирает вскоре после премьеры, сраженный тяжелой неизлечимой болезнью.

С 1995 года художественным руководителем театра и временно исполняющим обязанности директора становится Нина Балаева.

В 2001 году Русский театр везет «Тартюфа» в Москву на Международный фестиваль театральных школ «Подиум» – первый выезд театра за пределы республики.

В 2005 году комедию «Немая жена» по пьесе Анатоля Франса «Человек, который женился на немой» в Русском театре ставит режиссер Нелли Эшба. Постановка имеет большой успех в Абхазии, спектакли проходят с аншлагом. Летом 2006 года театр представляет «Немую жену» на Международном театральном фестивале «Комплимент» в Новочеркасске и удостаивается целой серии наград – по нескольким номинациям.

На Международном чеховском фестивале в Мелихове в 2012 году театр представил спектакль «В конце женю» по произведениям А. Чехова.

22 мая 2014 года театр открылся после капитального ремонта, произведенного за счёт средств российской финансовой помощи. В театре имеется большой зрительный зал на 485 мест, необходимое световое, звуковое и иное оборудование. К открытию театра после капитального ремонта Нина Балаева приурочила «генеральную реконструкцию» спектакля Мераба Читанава «Тартюф», сохранив все, что было создано безвременно ушедшим коллегой.

За период с 1994 года в Государственном русском театре драмы было поставлено более 40 спектаклей. Наряду с произведениями русской и зарубежной классики (А. Пушкин, А. Чехов, В. Шекспир, А. Франс), в репертуаре немало спектаклей на основе сочинений современных российских и абхазских писателей и драматургов.

24 мая 2016 года в театре произошли организационные и кадровые изменения. Был принят новый устав, а на вновь созданную должность генерального директора назначен Ираклий Хинтба.

28 декабря 2016 года Министерство культуры Абхазии объявило РУСДРАМ «прорывом года».

6 марта 2017 года театру присвоено имя выдающегося русского и абхазского писателя Фазиля Искандера.

В репертуаре ткуарчалского театра произведения абхазских, русских писателей и драматургов. С успехом прошли гастроли театра в 1997 году в г. Майкопе.

Режиссер театра– заслуженный артист Республики Абхазия Сырбей Сангулия.

Абхазский государственный молодежный театр учрежден в 2014 года и сформирован из выпускников факультета по актерскому мастерству филологического факультета АГУ. Художественный руководитель – Софа Агумаа.

Один из самых успешных и аншлаговых спектаклей молодежного театра «Келешбей» режиссера Шалвы Гицба по одноименной пьесе писателя Анзора Мукба.

Абхазский язык – один из древнейших языков мира, вместе с родственными языками (абазинский, адыгейский, черкесский, кабардинский, ныне практически вымерший убыхский) образует абхазо-адыгскую группу, насчитывающую сегодня несколько миллионов человек.

Абхазский язык распространён преимущественно в Абхазии и в Турции, где проживает много абхазов (потомки махаджиров), а также в странах Ближнего Востока. Представлен абжуйским и бзыбским диалектами.

Литературный абхазский язык основывается на абжуйском диалекте. Абхазская письменность основана на кириллической основе. Первую попытку составления абхазского алфавита на русской графической основе сделал в 1862 году русский языковед Петр Услар. Хотя о существовании письменности у абхазов свидетельствуют древние слова со значением «писать», «читать», «зачеркивать», «подписать», «книга» и др.

Первый абхазский букварь был издан в 1865 году.

В 1892 году вышла обновлённая и исправленная «Абхазская азбука», составленная Дмитрием Гулиа и Константином Мачавариани.

В 1926 году письменность была переведена на латинскую графическую основу. В 1938 году — на грузинскую графику, а в 1954 году — снова на кириллицу.

В 2007 году был принят закон «О государственном языке Республики Абхазия».

Творческий путь основоположника абхазской литературы Д. Гулиа не всегда был «усыпан розами». Его даже лишили возможности участвовать в работе первого Всесоюзного съезда писателей (1934 г.). Между тем, Д. Гулиа неустанно трудился на ниве литературы, науки и просвещения. Широкую известность ему снискали роман «Камачич», где отображена драматическая судьба абхазской женщины, драма «Призраки» и автобиографическая поэма «Мой очаг». Он написал «Историю Абхазии» (1925 г.), а также являлся переводчиком на абхазский язык церковной литературы, поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», «Слова о полку Игореве».

Дмитрий Иосифович Гулиа с сыном Георгием

Одним из соратников Д. Гулиа в деле создания и становления национальной литературы являлся С. Чанба – первый абхазский драматург, государственный и общественный деятель. Его талантливому перу принадлежат пропитанная слезами историческая драма «Амхаджир», романтико-патриотическая поэма «Дева гор», повесть «Сейдык», посвященная коллективизации.

Значительный вклад в развитие абхазской лирики внёс И. Когония, его незабываемые эпические поэмы созданы на основе народных преданий («Абатаа Беслан», «Навей и Мзауч» и др.).

На первых абхазских романах народного писателя И. Папскири – «Темыр», «Женская честь» – воспитывались целые поколения читателей.

Писатели М. Хашба, В. (Дзадз) Дарсалия, М. Лакербай своими пьесами, рассказами, повестями, воспоминаниями оставили значительный след в абхазской литературе. Новеллы М. Лакербай, связанные с абхазским «аламысом» (один из компонентов «апсуара»), переведены на многие языки мира.

Как яркие кометы на абхазском литературном небосклоне промелькнули Л. Куцниа, Л. Лабахуа, В. Агрба, М. Кове, К. Агумаа, О. Демердж-ипа, С. Кучуберия, А. Ласурия, А. Аджинджал, Т. Аджба и др. Одни из них ушли из жизни по состоянию здоровья, другие погибли в трагическом 1937-м году, третьи – в вихре войн, а Ш. Цвижба незаслуженно отсидел 20 лет на Колыме.

В разное время созданы Б. Шинкуба (его в народе называют абхазским Пушкиным) лирические произведения, баллады, легенды, романы в стихах «Мои земляки», «Песнь о скале», исторический роман «Последний из ушедших», переведённый на 15 языков мира.

Этот жанр удачно продолжили В. Амаршан («Царь Леон»), А. Возба («Хаджарат Кяхба») и Б. Тужба («Апсирт»).

Биение пульса времени хорошо чувствуется в поэтических и прозаических произведениях И. Тарба, А. Джонуа, Ч. Джонуа, К. Ломия, К. Чачхалиа и др.

Новатор в развитии абхазского прозаического жанра с тонко развитым чувством ассоциативного мышления А. Гогуа глубоко проникает в психологию своих героев, а его романы «Нимб» и «Большой снег» воспринимаются сегодня как высшее достижение современной абхазской прозы.

Актуальностью и злободневностью отличается творчество Дж. Ахуба, А. Джения, В. Анкваб, Ш. Аджинджал, Н. Хашиг, первой поэтессы Абхазии Н. Тарба и др.

Высоким профессионализмом в поэтическом и прозаическом жанрах отличаются произведения Г. Гублиа, М. Микая, П. Бебиа, Б. Гургулиа, М. Ласурия, Н. Квициниа, С. Таркил, Р. Смыр, Т. Чания, В. Басариа, Г. Аламиа, Р. Ласуриа, В. Зантария, В. Читанаа и др.

Уже успело себя проявить новое поколение абхазских поэтесс: И. Хашба, С. Делба, Г. Саканиа, Г. Квициниа, З. Тхайцук. В развитие абхазской драматургии весомый вклад внесли: Ш. Пачалия, Ш. Чкадуа, А. Аргун, Р. Джопуа, А. Мукба и др.

У истоков детской литературы стоял народный учитель, общественный и государственный деятель А.Чочуа. В этом жанре проявили себя Г. Папаскири, Н. Барателиа, Дж. Тапагуа и другие.

Вслед за родоначальниками абхазской художественной критики и литературоведения Х. Бгажба, Ш. Инал-ипа появились солидные исследования Ш. Салакая, В. Цвинария, А. Аншба, В. Дарсалия, С. Зухба, В. Авидзба, Р. Капба, В. Агрба, В. Когония и др.

Широкой известностью пользуются произведения абхазов, пишущих на русском языке: Ф. Искандера, Г. Гулиа, Ю. Лакербай, Э. Басариа, Д. Чачхалия, Д. Зантариа и др.

Фазиль Искандер: «Я – безусловно, русский писатель, много воспевавший Абхазию»

При подготовке материалов использованы источники: «История Абхазии с древнейших времен до наших дней». Лакоба С. З. и Бгажба О. Х. М., 2007; информация с сайта Минкультуры РА; собственная информация.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector