Афанасьев а н народные праздники план статьи

Список статей для обязательного конспектирования

из хрестоматий по фольклористике

Обрядовая поэзия

Афанасьев А. Н. Народные праздники (план статьи).

Чичеров В. И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи (тезисный план).

Колпакова Н. П. Песни заклинательные (конспект).

Чистов К. В. Русская причеть (конспект).

Блок А. А. Поэзия заговоров и заклинаний (тезисный план).

Малые жанры фольклора

Даль В. И. Напутное (тезисный план).

Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа (конспект).

Рыбникова М. А. Содержание и форма пословиц и поговорок (конспект).

Народная проза

Пропп В. Я. Морфология сказки (тезисный план).

Мелетинский Е. М. Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса (конспект).

Померанцева Э. В. Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности (конспект).

Скафтымов А. П. Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах (тезисный план).

Лихачев Д. С. Эпическое время былин (конспект).

Селиванов Ф. М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике (план статьи).

Лирические песни и частушки

Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля (конспект).

Соколов Б. М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора (тезисный план).

Лазутин С. Г. Композиция русской народной лирической песни (конспект).

Колпакова Н. П. Типы народной частушки (план статьи).

Народный театр

Крупянская В. Ю. Народная драма «Лодка» (план статьи).

Савушкина Н. И. Народная драма «Царь Максимилиан» (план статьи).

Детский фольклор

Виноградов Г. С. Детский фольклор (тезисный план).

Словарь терминов по фольклору

Анекдот Морфология сказки
Анимизм Низкий герой
Антагонист Общее место
Антропоморфизм Отправитель
Баллада народная Параллелизм психологический
Богатырь Певец
Былина Повтор
Быличка Поговорка
Вариант текста Пословица
Веснянка Предание
Вертеп Присказка
Волшебное средство Причитания
Волшебный помощник Протагонист
Загадка Символ
Заговоры Синкретизм первобытный
Закрепка Сказ
Запев Сказитель
Запрет Сказочник
Зачин Собиратель
Зооморфизм Ступенчатое сужение образа
Инициация Сюжет
Историзм былины Табу
Колядка Тотем
Композиция Трикстер
Контаминация Фольклоризм литературы
Концовка Фольклористика
Кумулятивные сказки Функция действующего лица
Легенда народная Частушка
Магия Эпитет постоянный
Метафора Эпический герой
Миф Этнография
Мотив сюжетный Язычество

Планы практических занятий

По дисциплине «Фольклор»

Практическое занятие 1.

Тема: ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

1. Обрядовая поэзия. Определение понятия. (Место обрядовой поэзии в русском фольклоре. Что такое обрядовая поэзия. Назначение обрядов, их происхождение. Связь с христианством и язычеством. Две основные группы обрядов – календарные и семейно-бытовые.).

2. Календарные обряды

а) Новогодние обряды (Описать новогодние обряды, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающие новогодний обряд, привести примеры колядок, подблюдных песен).

б) Масленичные обряды. (Описать обряд, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающий масленичный обряд, привести примеры песен, посвященных встрече Масленицы и ее проводам, выявить разницу между ними).

в) Встреча весны (описать обряды, привести примеры песен-веснянок; егорьевских и вьюнишных песен, заговоров и заклинаний, связанных с весенним обрядом).

г) Троицко-семицкие обряды (описать обряды, в том числе семицкие гадания, привести примеры семицких обрядовых песен).

д) Летние обряды (купальные обряды, обряд похорон Костромы, песни, сопровождающие их).

е) Обряды периода уборки урожая (жнивные) (Описать обряды, привести примеры приговоров и песен, сопровождающих их, в том числе «жнивных» песен и песен, исполняющихся при обряде «завивание бороды».).

Литература:

Учебник.

Тексты. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия (составитель Круглов Ю. Г.). С. 5-86.

Научные статьи:

1. Афанасьев А. Н. Народные праздники // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (сост. Круглов Ю. Г.). – М., 1986. С. 135-147. — план статьи.

2. Чичеров В. И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи // Там же. С. 152-160. — тезисный план.

3. Колпакова Н. П. Песни заклинательные // Там же. С. 160-168 — конспект.

Практическое занятие 2.

Тема: СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ПОЭЗИЯ

Описать обряд, привести примеры песен, приговоров и др. видов обрядовой поэзии, сопровождающих родильный обряд.

Описать обряд, выделив его главные этапы, указать их смысл и назначение. Определить, какие песенные и прозаические жанры исполняются на каждом этапе свадьбы. Привести примеры свадебных причитаний и приговоров, свадебных заклинательных, величальных, корильных, лирических песен.

3. Похоронные обряды и виды народной поэзии, сопровождающие их.

4. Рекрутские обряды и народная поэзия, связанная с ними.

5. Заговор. Определение жанра. Назначение заговоров. Их поэтика (композиция, ритм и т. д.).

Литература:

Учебник.

Тексты. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматии.

Научные статьи:

1. Блок А. А. Поэтика заговоров и заклинаний // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов Ю. Г.). С. 147-152. – тезисный план.

2. Колпакова Н. П. Песни заклинательные // Там же. С. 160-169.- конспект.

3. Чистов К. В. Русская причеть // Там же. С. 169-176 — конспект.

Дополнительная литература:

Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя. Волгоград, 2007. С. 14-43.

Малые жанры русского фольклора.

(пословицы, поговорки, загадки)

для самостоятельного изучения

1. Определение загадки как жанра.

2. Собирание и изучение загадок. Наиболее известные сборники

загадок. Сборник Д. Н. Садовникова.

3. Происхождение загадок.

4. Способы создания загадок, их виды и формы. Логическая и поэтическая функция загадок. Отражение в загадках крестьянского труда и быта.

Пословицы и поговорки

1. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа» и др. сборники.

2. Определение пословицы как жанра. Происхождение пословиц, их первоначальная утилитарность. Связь пословиц с речью и многозначность пословичного суждения. Пословицы с прямым и переносным смыслом. Темы пословиц. Опыт классификации пословиц (сравните принципы классификации пословиц в разных сборниках, учебниках, научных статьях). Поэтика пословиц.

3. Определение поговорки как жанра. Образность и художественность поговорок. Поговорки и фразеологизмы. Типы поговорок, их структура.

Литература:

Учебник.

Тексты:

1. Даль В. И. Пословицы русского народа: в 2-х томах. М., 1984.

2. Садовников Д. Н. Загадки русского народа. М., 1959.

3. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия (Сост. В. Н. Морохин). М., 1986.

4. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматии.

Научные статьи:

1. Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов Ю. Г.). С. 176-185 — конспект.

2. Даль В. И. Напутное // Там же. С. 185-193 — тезисный план.

3. Рыбникова М. А. Содержание и форма пословицы и поговорки // Русская фольклористика. Хрестоматия (Сост. Минц С. И. и Померанцева Э. В.). С. 335-342 — конспект.

Источник

Статья по русской культуре «Народные праздники»

Статья «Народные праздники»

1. Актуальность

Согласно Концепции дошкольного образования о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям и воспитания личной культуры детей, для духовно-нравственного и патриотического развития детей, считаю, что приобщение детей к родной культуре и истории является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом, о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности.

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется верить, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в пенях, танцах, легендах, приданиях,– сохранится для потомков. И современным детям необходимо иметь представления о русских традициях, народных праздниках. Это им не только не помешает, а поможет в правильном формировании духовности, нравственности, сознания и кругозора.

2. Цели и задачи проекта

Цель проекта: развитие личной культуры детей – как основы его любви к Родине.

создать условия для формирования знаний у детей о народных праздниках;

формировать интерес к получению знаний о родной культуре, осознанного почитания традиций, обычаев, истории, культуры своего народа;

воспитывать уважение к культурному наследию.

3. Партнеры проекта:

Воспитатели, родители, музыкальный руководитель, хореограф, педагог дополнительного образования, дети.

4. Целевая группа проекта:

Проект адресован старшим дошкольникам 6-7 лет. В этом возрасте происходит становление мировоззренческих позиций человека. Интенсивно накапливаются знания об окружающем мире, формируются нравственные отношения ко всему, что видит ребенок.

Читайте также:  Как снять воспаление позвоночника народными средствами

5. Механизм реализации проекта:

Календарный план, чтение книг и стихов, рассматривание иллюстраций, выставки, занятия, праздники.

6. Ресурсное обеспечение

Развивающая среда: костюмы, видео-, аудиозаписи, телевизор, магнитофон; познавательная литература, иллюстрации, материал для изобразительной деятельности.

Методическое обеспечение: методическая литература детского сада.

7. Сроки реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на учебный год, сентябрь – апрель 2010 – 2011 года.

Подробный календарный план по реализации проекта

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Составление календарного плана мероприятий с детьми.

1. Планета Земля – наш общий дом. (Ознакомление с понятиями: наш дом, город, страна, планета).

Просмотр фильма-слайда «Планета Земля».

Д/игра «Найди по карте», д/игра «Пешком по земному шару».

2. Экскурсия с детьми в крестьянское хозяйство

Беседа о старинных способах уборки урожая.

Д/игра «От камня до корабля», с/ролевая игра «В деревню».

3. Откуда пошла русская земля – Наша страна Россия. Чтение книги «Повесть временных лет».

Просмотр видеофильма «Святая Русь».

4. Ручной труд. Изготовление игрушки – ароматная кукла.

5. «Герои святой Руси». Знакомство детей с великими людьми прошлого.

Просмотр картин Васнецова «Богатыри», «Славяне на Днепре», «Весна священная».

Заучивание песни Пахмутовой «Богатырская сила».

6. «Октябрь – грязник». Наблюдения за погодой октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

Ознакомление с приметами октября.

Заучивание с пословицами и поговорками.

7. Экскурсия в Кузнецкую крепость. Продолжать знакомить детей с историей родного края.

С/ролевая игра «Водное путешествие».

8. Ручной труд «Где живет перо жар-птицы». Изготовление плоских тарелочек с хохломской городецкой росписью.

С/ролевая игра «Дом культуры». Выставка – изготовление книги о России, совместная композиция – коллаж на тему «Русь».

10. Заключительная беседа об осени, о народных приметах.

Кукольный театр. Постановка спектакля «Синичкин день»

(показ спектакля детям детского сада).

11. Изготовление кормушек для птиц.

12. Письмо Деду Морозу; письмо – путешествие по стране (открытое занятие для воспитателей д/сада).

1. Рассматривание иллюстраций «Города России».

2. Знакомство с резьбой по дереву «Украсим избу».

Д/игра «Мы едем, едем, едем».

13. Занятие – развлечение «Пришла Коляда накануне Рождества». О русских православных праздниках матушки Зимы.

Ручной труд «Постряпушки» – изготовление из теста русского национального печенья «Кузьминки».

Зимние русские игры-забавы «Крепость», «Играй бабу снежную».

14. Знакомство с Волгоградским кружевом. Работа с крючком.

15. «Живет в народе песня». Воспитание в детях любви и уважения к народному певческому творчеству.

С/ролевая игра «В Доме Культуры концерт».

16. Рассматривание иллюстраций (технический прогресс).

Д/игра «Кому, что нужно».

17. Заучивание пословиц о труде.

18. Занятие – развлечение «Сердце мамы». Воспитание любви и уважения к Матери – маме, природе, родине.

Ручной труд. Изготовление подарков

19. «Грач на горе – весна на дворе». Ознакомление с праздниками «Сороки», «Грачевники».

Беседа на тему Добра, Любви и Красоты в искусстве (рассматривание иллюстраций к картинам русских художников).

20. Подвижные игры народов России.

21. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

22. «Я хочу быть космонавтом». Формирование у детей интереса к космосу.

23. «Человек без Родины – что соловей без песни». Беседа о прошлом родного края.

Просмотр книг о Кемеровской области.

Встреча с представителями коренной национальной Сибири.

Шорские национальные игры.

(Концерт для родителей – концерт патриотической песни).

2. Чтение рассказа Л. Кассиля «Богатыри».

3. Рассматривание картин и иллюстраций, репродукций.

4. Чтение поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

5. Поход к мемориалу защитникам Родины.

6. Прослушивание военных песен.

Праздник – литературная викторина «Край родной навек любимый»

Выставка детских работ и поделок ко «Дню защиты детей»

9. Ожидаемый результат проекта

Решение задач обеспечивает достижения цели.

Сформированные представления о народных традициях.

Сформированный интерес к получению знаний о родном крае.

Уважительное отношение к культурному наследию.

10. Оценка результатов

1. Форма оценки – диагностика.

2. Выход информации о диагностировании – диаграмма по следующим критериям:

I критерий – знание народных праздников.

II критерий – умение выражать свое отношение к народному творчеству через музыкальные произведения.

III критерий – заинтересованность народными промыслами.

Источник

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Делœение года у древних славян определялось теми естественными, для всœех наглядными знамениями, какие даются самою природою. Год распадался на две половины: летнюю и зимнюю,— и начинался с первого весеннего месяца — марта͵ так как именно с этой поры природа пробуждается от мертвенного сна к жизни и светлые боги приступают к созиданию своего благодатного царства. Апокрифы и народные поверья относят сотворение мира и первого человека к марту месяцу. Водворение христианства на Руси не скоро изменило старинный обычай начинать новолетие мартом. Церковь, руководствуясь византийским календарем и святцами, приняла годичный круг индиктовый — сентябрьский; народ же и князья оставались при своем мартовском годе и продолжали обозначать месяцы древнеславянскими именами. И Нестор, и его продолжатели держались мартовского года; к сентябрьскому счислению летописцы перешли уже в позднейшее время: так, в Троицкой летописи сентябрьское счисление начинается с 1407 года, а в Новгородских — не прежде покорения Новгорода Иваном III. В делах житейских и гражданских мартовский счет, вероятно, продолжался до конца XV века. В 1492 ᴦ. созванный в Москве собор, установив церковную пасхалию на восьмое тысячелœетие, (3) перенес начало гражданского года с 1 марта на 1 сентября; январский же год введен уже Петром Великим.

Времена года и месяцы получили свои названия от тех характеристических признаков, какие усваивались за ними периодическими изменениями погоды и ее влиянием на возрождение и увядание природы, плодородие земли и труд человека. Ведя жизнь пастухов, звероловов и пахарей, первобытные племена по своим обиходным занятиям должны были обнаружить самое усиленное внимание ко всœем явлениям природы, и действительно, наблюдения их отличались необыкновенной живостью и закреплялись метким, живописующим словом.

Древнеславянские названия месяцев. (. ) частью и доныне удерживаются между болгарами, поляками и иными славянскими племенами:

1) Январь — древн. просинœец, болт. студеният и лов’заец. Первое название производят от просинœети (синути — совершенный вид от глагола сияти) и видят в нем указание на возрождающееся солнце. 12 декабря у нас слывет солоноворот: солнце поворачивает на лето, и в январе дни уже начинают заметно увеличиваться (проясняться), а ночи сокращаются. (. )

2) Февраль — сечень (болᴦ. сечен или сечко> и снежен.

3) Март — сухы(и)й. березозол, свистун (пора ветров) и пролетье.

4) Апрель — брезозор и березозол, цветень, заиграй-овражки, т. е. пора весенних потоков, скачущих по скатам гор и оврагов. Название березозол — березозор есть сложное; вторая половина слова указывает на действие вешнего тепла, которым вызывается в березах сладкий сок, употребляемый посœелянами вместо напитка (сравни: «зорить ягоды» — выставлять их на солнце, чтоб доспели. )

5) Май — траеень. У наших посœелян май принято называть мур (мурава—трава), а начало этого месяца—росœеник.

6) Июнь — изок, червец. Слово изок означает кузнечика; в одной рукописи XVII века, при исчислении старинных названий месяцев, июнь назван «паутной, сиречь комарной»; в областном словаре паут — слепень, овод. Июнь обозначался как время стрекотания кузнечиков, появления комаров, слепней и оводов.

7) Июль — червень, липец. Червен, червенец от слова червь, что подтверждается и датскими названиями этого месяца, т. е. время собирания насекомых, известных под именем червца и употребляемых на окраску; червленый — темно-красный, багряный. Сенозо(а)рник, сеностав (время гребли и складывания сена в стога). Другие названия, даваемые русскими посœелянами июлю: страдник (от страда— пора жатвы и сенокоса) и ерозник.

8) Август — зарев, серпень, зорничник и капустник. Это время созревания нив (зорничник от зорить — зреть), жнитвы, действия серпом и перевозки сжатого хлеба (коловоз).

9) Сентябрь — рюе(и)н, болᴦ. рюен, руян, сибирск. рёв — время половых отношений копытчатых зверей; август месяц зарев. Чехи дают подобное же название и месяцу октябрю. Таким образом август и два следующие за ним месяца обозначались как период, в который олени и другие копытчатые животные бывают в течке и подымают дикий рев. Другие названия, даваемые сентябрю: вресень (от врес, верес); болᴦ. гроздобер — время сбора вереска и виноградных гроздий; осœенины.

10) Октябрь—листопад, паздерник, от слова паздер— кострика, ибо в этом месяце начинают мять лен и коноплю; зазимье и грязник.

11) Ноябрь—груден (грудьн), листопад; у литовцев кален дарным знаком его служил древесный лист.

Читайте также:  Заусенцы на пальцах рук чем лечить народные средства

12) Декабрь — студен (студеный, студьный), зимник, польское грудень. (. )

Исчисленные нами славянские названия Месяцев преимущественно указывают на быт земледельческий. Круг наблюдений ограничивается произрастанием травы, распусканием цветов и деревьев (березы, дуба, липы), сенокосом, жатвою, молотьбою, уборкою льна, сбором винограда (в южных местностях) и теми резкими изменениями в погоде, которые, уславливаясь различным положением солнца, так могущественно влияют на плодородие земли и благосостояние человека. (. )

В последовательных превращениях природы, в характеристических признаках и свойствах различных времен года древние племена усматривали не проявление естественных законов, а действие одушевленных сил — благотворных и враждебных, их вечную борьбу между собою, торжество то одной, то другой стороны. По этой причине времена года представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями, но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небесных высот на землю и устраивают на ней свое владычество. (. )

. Все птицы, прилетающие к нам с юга, встречаются как вестницы благодатной весны. По народному поверью, они являются из райских стран (вирия), отпирают замкнутые зимнею стужею облака, проливают на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия. В пении овсянки малороссам слышатся слова: «Покинь сани, возьми воз!»

Призыв весны начинается с 1 марта; дети и девицы влезают на кровли амбаров, всходят на ближайшие холмы и пригорки и оттуда причитывают: «Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, с великою милостью. » На 9 марта͵ когда (по народной примете) прилетают жаворонки, посœелянки пекут из теста изображения этих птичек, обмазывают их медом, золотят им крылья и головы сусальским золотом и с такими самодельными жаворонками ходят закликать Весну. (. )

При встрече Весны поются Обрядовые песни (веснянки: содержанием их служит любовь, возжигаемая Ладою в сердцах девиц и юношей) и совершаются праздничные игрища, идущие из глубокой древности.

Как скоро богиня весны победит демонов зимы, она тотчас же одевает поля, сады и рощи свежею зелœенью и цветами. Прекрасные, благословенные дни мая и начала июня издревле признавались посвященными этой богинœе и чествовались общенародными игрищами. В христианскую эпоху такие игрища, совершаемые в честь Весны, были приурочены к вознесению и троице, так как праздники эти большею частью приходятся в мае месяце. Четверг, в который празднуется вознесение, и четверг, предшествующий троице (так называемый семик, потому что бывает на седьмой неделœе после пасхи), получили в глазах народа особенно важное значение по связи четверга с культом громовника. Перед наступлением означенных праздников посœеляне отправляются толпами в поля и рощи, собирают разные травы, преимущественно благовонные: чабер, мяту, зорю и калуфер, и рубят молодые березы и другие лиственные деревья; и по городам и по селам стены внутри домов убираются древесными ветвями, полы устилаются скощенною травою, а окна пахучими зельями и цветами; на дворах и по улицам устанавливаются в землю целые ряды березок, липок и кленов, так что каждый город и каждая деревня превращаются на несколько дней в зелœеные сады.

Источник

A.H. Афанасьев. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Деление года у древних славян определялось теми естественными, для всех наглядными знамениями, какие даются самою природою. Год распадался на две половины: летнюю и зимнюю,— и начинался с первого весеннего месяца — марта, так как именно с этой поры природа пробуждается от мертвенного сна к жизни и светлые боги приступают к созиданию своего благодатного царства. Апокрифы и народные поверья относят сотворение мира и первого человека к марту месяцу. Водворение христианства на Руси не скоро изменило старинный обычай начинать новолетие мартом. Церковь, руководствуясь византийским календарем и святцами, приняла годичный круг индиктовый — сентябрьский; народ же и князья оставались при своем мартовском годе и продолжали обозначать месяцы древнеславянскими именами. И Нестор, и его продолжатели держались мартовского года; к сентябрьскому счислению летописцы перешли уже в позднейшее время: так, в Троицкой летописи сентябрьское счисление начинается с 1407 года, а в Новгородских — не прежде покорения Новгорода Иваном III. В делах житейских и гражданских мартовский счет, вероятно, продолжался до конца XV века. В 1492 г. созванный в Москве собор, установив церковную пасхалию на восьмое тысячелетие, (3) перенес начало гражданского года с 1 марта на 1 сентября; январский же год введен уже Петром Великим.

Времена года и месяцы получили свои названия от тех характеристических признаков, какие усваивались за ними периодическими изменениями погоды и ее влиянием на возрождение и увядание природы, плодородие земли и труд человека. Ведя жизнь пастухов, звероловов и пахарей, первобытные племена по своим обиходным занятиям должны были обнаружить самое усиленное внимание ко всем явлениям природы, и действительно, наблюдения их отличались необыкновенной живостью и закреплялись метким, живописующим словом.

Древнеславянские названия месяцев. (. ) частью и доныне удерживаются между болгарами, поляками и иными славянскими племенами:

1) Январь — древн. просинец, болт. студеният и лов’заец. Первое название производят от просинети (синути — совершенный вид от глагола сияти) и видят в нем указание на возрождающееся солнце. 12 декабря у нас слывет солоноворот: солнце поворачивает на лето, и в январе дни уже начинают заметно увеличиваться (проясняться), а ночи сокращаются. (. )

2) Февраль — сечень (болг. сечен или сечко> и снежен.

3) Март — сухы(и)й. березозол, свистун (пора ветров) и пролетье.

4) Апрель — брезозор и березозол, цветень, заиграй-овражки, т. е. пора весенних потоков, скачущих по скатам гор и оврагов. Название березозол — березозор есть сложное; вторая половина слова указывает на действие вешнего тепла, которым вызывается в березах сладкий сок, употребляемый поселянами вместо напитка (сравни: «зорить ягоды» — выставлять их на солнце, чтоб доспели. )

5) Май — траеень. У наших поселян май называется мур (мурава—трава), а начало этого месяца—росеник.

6) Июнь — изок, червец. Слово изок означает кузнечика; в одной рукописи XVII века, при исчислении старинных названий месяцев, июнь назван «паутной, сиречь комарной»; в областном словаре паут — слепень, овод. Июнь обозначался как время стрекотания кузнечиков, появления комаров, слепней и оводов.

7) Июль — червень, липец. Червен, червенец от слова червь, что подтверждается и датскими названиями этого месяца, т. е. время собирания насекомых, известных под именем червца и употребляемых на окраску; червленый — темно-красный, багряный. Сенозо(а)рник, сеностав (время гребли и складывания сена в стога). Другие названия, даваемые русскими поселянами июлю: страдник (от страда— пора жатвы и сенокоса) и ерозник.

8) Август — зарев, серпень, зорничник и капустник. Это время созревания нив (зорничник от зорить — зреть), жнитвы, действия серпом и перевозки сжатого хлеба (коловоз).

9) Сентябрь — рюе(и)н, болг. рюен, руян, сибирск. рёв — время половых отношений копытчатых зверей; август месяц зарев. Чехи дают подобное же название и месяцу октябрю. Таким образом август и два следующие за ним месяца обозначались как период, в который олени и другие копытчатые животные бывают в течке и подымают дикий рев. Другие названия, даваемые сентябрю: вресень (от врес, верес); болг. гроздобер — время сбора вереска и виноградных гроздий; осенины.

10) Октябрь—листопад, паздерник, от слова паздер— кострика, ибо в этом месяце начинают мять лен и коноплю; зазимье и грязник.

11) Ноябрь—груден (грудьн), листопад; у литовцев кален дарным знаком его служил древесный лист.

12) Декабрь — студен (студеный, студьный), зимник, польское грудень. (. )

Исчисленные нами славянские названия Месяцев преимущественно указывают на быт земледельческий. Круг наблюдений ограничивается произрастанием травы, распусканием цветов и деревьев (березы, дуба, липы), сенокосом, жатвою, молотьбою, уборкою льна, сбором винограда (в южных местностях) и теми резкими изменениями в погоде, которые, уславливаясь различным положением солнца, так могущественно влияют на плодородие земли и благосостояние человека. (. )

В последовательных превращениях природы, в характеристических признаках и свойствах различных времен года древние племена усматривали не проявление естественных законов, а действие одушевленных сил — благотворных и враждебных, их вечную борьбу между собою, торжество то одной, то другой стороны. Поэтому времена года представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями, но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небесных высот на землю и устраивают на ней свое владычество. (. )

. Все птицы, прилетающие к нам с юга, встречаются как вестницы благодатной весны. По народному поверью, они являются из райских стран (вирия), отпирают замкнутые зимнею стужею облака, проливают на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия. В пении овсянки малороссам слышатся слова: «Покинь сани, возьми воз!»

Читайте также:  Доклад народные промыслы архангельской области

Призыв весны начинается с 1 марта; дети и девицы влезают на кровли амбаров, всходят на ближайшие холмы и пригорки и оттуда причитывают: «Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, с великою милостью. » На 9 марта, когда (по народной примете) прилетают жаворонки, поселянки пекут из теста изображения этих птичек, обмазывают их медом, золотят им крылья и головы сусальским золотом и с такими самодельными жаворонками ходят закликать Весну. (. )

При встрече Весны поются Обрядовые песни (веснянки: содержанием их служит любовь, возжигаемая Ладою в сердцах девиц и юношей) и совершаются праздничные игрища, идущие из глубокой древности.

Как скоро богиня весны победит демонов зимы, она тотчас же одевает поля, сады и рощи свежею зеленью и цветами. Прекрасные, благословенные дни мая и начала июня издревле признавались посвященными этой богине и чествовались общенародными игрищами. В христианскую эпоху такие игрища, совершаемые в честь Весны, были приурочены к вознесению и троице, так как праздники эти большею частью приходятся в мае месяце. Четверг, в который празднуется вознесение, и четверг, предшествующий троице (так называемый семик, потому что бывает на седьмой неделе после пасхи), получили в глазах народа особенно важное значение по связи четверга с культом громовника. Перед наступлением означенных праздников поселяне отправляются толпами в поля и рощи, собирают разные травы, преимущественно благовонные: чабер, мяту, зорю и калуфер, и рубят молодые березы и другие лиственные деревья; и по городам и по селам стены внутри домов убираются древесными ветвями, полы устилаются скощенною травою, а окна пахучими зельями и цветами; на дворах и по улицам устанавливаются в землю целые ряды березок, липок и кленов, так что каждый город и каждая деревня превращаются на несколько дней в зеленые сады.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Список статей для обязательного конспектирования

из хрестоматий по фольклористике

Обрядовая поэзия

Афанасьев А. Н. Народные праздники (план статьи).

Чичеров В. И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи (тезисный план).

Колпакова Н. П. Песни заклинательные (конспект).

Чистов К. В. Русская причеть (конспект).

Блок А. А. Поэзия заговоров и заклинаний (тезисный план).

Малые жанры фольклора

Даль В. И. Напутное (тезисный план).

Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа (конспект).

Рыбникова М. А. Содержание и форма пословиц и поговорок (конспект).

Народная проза

Пропп В. Я. Морфология сказки (тезисный план).

Мелетинский Е. М. Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса (конспект).

Померанцева Э. В. Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности (конспект).

Скафтымов А. П. Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах (тезисный план).

Лихачев Д. С. Эпическое время былин (конспект).

Селиванов Ф. М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике (план статьи).

Лирические песни и частушки

Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля (конспект).

Соколов Б. М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора (тезисный план).

Лазутин С. Г. Композиция русской народной лирической песни (конспект).

Колпакова Н. П. Типы народной частушки (план статьи).

Народный театр

Крупянская В. Ю. Народная драма «Лодка» (план статьи).

Савушкина Н. И. Народная драма «Царь Максимилиан» (план статьи).

Детский фольклор

Виноградов Г. С. Детский фольклор (тезисный план).

Словарь терминов по фольклору

Анекдот Морфология сказки
Анимизм Низкий герой
Антагонист Общее место
Антропоморфизм Отправитель
Баллада народная Параллелизм психологический
Богатырь Певец
Былина Повтор
Быличка Поговорка
Вариант текста Пословица
Веснянка Предание
Вертеп Присказка
Волшебное средство Причитания
Волшебный помощник Протагонист
Загадка Символ
Заговоры Синкретизм первобытный
Закрепка Сказ
Запев Сказитель
Запрет Сказочник
Зачин Собиратель
Зооморфизм Ступенчатое сужение образа
Инициация Сюжет
Историзм былины Табу
Колядка Тотем
Композиция Трикстер
Контаминация Фольклоризм литературы
Концовка Фольклористика
Кумулятивные сказки Функция действующего лица
Легенда народная Частушка
Магия Эпитет постоянный
Метафора Эпический герой
Миф Этнография
Мотив сюжетный Язычество

Планы практических занятий

По дисциплине «Фольклор»

Практическое занятие 1.

Тема: ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

1. Обрядовая поэзия. Определение понятия. (Место обрядовой поэзии в русском фольклоре. Что такое обрядовая поэзия. Назначение обрядов, их происхождение. Связь с христианством и язычеством. Две основные группы обрядов – календарные и семейно-бытовые.).

2. Календарные обряды

а) Новогодние обряды (Описать новогодние обряды, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающие новогодний обряд, привести примеры колядок, подблюдных песен).

б) Масленичные обряды. (Описать обряд, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающий масленичный обряд, привести примеры песен, посвященных встрече Масленицы и ее проводам, выявить разницу между ними).

в) Встреча весны (описать обряды, привести примеры песен-веснянок; егорьевских и вьюнишных песен, заговоров и заклинаний, связанных с весенним обрядом).

г) Троицко-семицкие обряды (описать обряды, в том числе семицкие гадания, привести примеры семицких обрядовых песен).

д) Летние обряды (купальные обряды, обряд похорон Костромы, песни, сопровождающие их).

е) Обряды периода уборки урожая (жнивные) (Описать обряды, привести примеры приговоров и песен, сопровождающих их, в том числе «жнивных» песен и песен, исполняющихся при обряде «завивание бороды».).

Литература:

Учебник.

Тексты. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия (составитель Круглов Ю. Г.). С. 5-86.

Научные статьи:

1. Афанасьев А. Н. Народные праздники // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (сост. Круглов Ю. Г.). – М., 1986. С. 135-147. — план статьи.

2. Чичеров В. И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи // Там же. С. 152-160. — тезисный план.

3. Колпакова Н. П. Песни заклинательные // Там же. С. 160-168 — конспект.

Практическое занятие 2.

Тема: СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ПОЭЗИЯ

Описать обряд, привести примеры песен, приговоров и др. видов обрядовой поэзии, сопровождающих родильный обряд.

Описать обряд, выделив его главные этапы, указать их смысл и назначение. Определить, какие песенные и прозаические жанры исполняются на каждом этапе свадьбы. Привести примеры свадебных причитаний и приговоров, свадебных заклинательных, величальных, корильных, лирических песен.

3. Похоронные обряды и виды народной поэзии, сопровождающие их.

4. Рекрутские обряды и народная поэзия, связанная с ними.

5. Заговор. Определение жанра. Назначение заговоров. Их поэтика (композиция, ритм и т. д.).

Литература:

Учебник.

Тексты. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматии.

Научные статьи:

1. Блок А. А. Поэтика заговоров и заклинаний // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов Ю. Г.). С. 147-152. – тезисный план.

2. Колпакова Н. П. Песни заклинательные // Там же. С. 160-169.- конспект.

3. Чистов К. В. Русская причеть // Там же. С. 169-176 — конспект.

Дополнительная литература:

Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя. Волгоград, 2007. С. 14-43.

Малые жанры русского фольклора.

(пословицы, поговорки, загадки)

для самостоятельного изучения

1. Определение загадки как жанра.

2. Собирание и изучение загадок. Наиболее известные сборники

загадок. Сборник Д. Н. Садовникова.

3. Происхождение загадок.

4. Способы создания загадок, их виды и формы. Логическая и поэтическая функция загадок. Отражение в загадках крестьянского труда и быта.

Пословицы и поговорки

1. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа» и др. сборники.

2. Определение пословицы как жанра. Происхождение пословиц, их первоначальная утилитарность. Связь пословиц с речью и многозначность пословичного суждения. Пословицы с прямым и переносным смыслом. Темы пословиц. Опыт классификации пословиц (сравните принципы классификации пословиц в разных сборниках, учебниках, научных статьях). Поэтика пословиц.

3. Определение поговорки как жанра. Образность и художественность поговорок. Поговорки и фразеологизмы. Типы поговорок, их структура.

Литература:

Учебник.

Тексты:

1. Даль В. И. Пословицы русского народа: в 2-х томах. М., 1984.

2. Садовников Д. Н. Загадки русского народа. М., 1959.

3. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия (Сост. В. Н. Морохин). М., 1986.

4. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматии.

Научные статьи:

1. Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов Ю. Г.). С. 176-185 — конспект.

2. Даль В. И. Напутное // Там же. С. 185-193 — тезисный план.

3. Рыбникова М. А. Содержание и форма пословицы и поговорки // Русская фольклористика. Хрестоматия (Сост. Минц С. И. и Померанцева Э. В.). С. 335-342 — конспект.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector