Афганская народная сказка семь лепешек

Содержание

Афганская народная сказка семь лепешек

Силен тот, кто не угнетает слабого, даже если наносится ущерб самому себе

Однажды римский император послал вестника к падишаху Ануширвану. Тот прибыл ко двору падишаха, смотрит – стоит огромный дворец. На троне сидит падишах, а разные другие эмиры и везиры сидят около него в креслах. Вестник осмотрелся, и одна стена во дворце показалась ему кривой.

– Почему эта стена кривая? – спросил он у кого-то.

– Здесь был дом одной старухи,- ответил тот.- В те времена, когда падишах строил этот дворец, он просил старуху: «Продай мне этот дом». Но она не согласилась. И падишах никак не мог ее уговорить. Вот поэтому в этом дворце одна стена и осталась кривой.

– Эта кривизна куда лучше прямизны, которую достигают путем насилия,- сказал посланец.- В этом и заключается сущность справедливости. Не слыхал я, чтобы что-нибудь подобное бывало в прежние времена. Думается, что и в будущем никто из падишахов не поступит так.

Услышал эти слова Ануширван, обрадовался, наградил его и отпустил с почетом и славой.

К бедной хижине одного шейха подошел путник. Когда пришло время обеда, шейх пошел в хижину, принес четыре лепешки и положил их перед путником. Сам же поспешил обратно, чтобы принести ему чечевичную похлебку. Когда шейх вернулся с похлебкой, путник уже проглотил все лепешки. Шейх снова заторопился и принес еще четыре лепешки. Возвратившись, он увидел, что путник съел всю похлебку. Снова шейх пошел за похлебкой. Когда вернулся – не было лепешек. Так шейх раз десять ходил догмой: только принесет одно, а путник тем временем уж расправится с другим. Наконец шейх сказал:

– Да благословит тебя бог, юноша, куда ты идешь? Путник назвал ему место и сказал, что идет к господину

– Что за цель у тебя? Зачем ты идешь туда? – спросил снова шейх.

– Я слышал,- ответил путник,- что там есть великий лекарь, я иду показаться ему.

– А что у тебя за болезнь? – полюбопытствовал шейх.- Зачем тебе к врачу?

– Аппетит у меня очень плохой,- ответил путник.- Пойду к врачу, может даст мне какого-нибудь лекарства, чтобы у меня появился аппетит.

– Очень хорошо,- сказал шейх.- Да пошлет тебе бог удачу. Только, ради господа, исполни и мою просьбу.

– Что за просьба, господин? – спросил путник.

– Когда вылечишься, не ходи обратно этой дорогой, пойди другой!

Однажды знатный шейх сидел на берегу арыка и спокойно размышлял, отрешившись от всего земного. Как раз в это время над ним пролетал коршун и выпустил из когтей муравья. Увидел шейх муравья, и тот ему очень понравился. Принес его шейх домой, но потом подумал: «Не стоит, чтобы люди расстраивались, увидев в доме такого муравьишку-замухрышку». И он стал молиться, чтобы тот муравьишка превратился в девочку. И случилось так, как он хотел. Муравьишка превратился в красивую девочку.

Позвал шейх мурида *, отдал ему девочку и сказал:

– Расти ее и воспитывай, заботься о ней хорошенько. А когда она вырастет, тогда подумаем о ее судьбе.

Шло время. Девочка выросла, превратилась в прекрасную девушку. Красотою лица она могла поспорить с лучами солнца и ясным ликом луны, а ее черные локоны могли развеять все заботы и печали. Позвал ее к себе знатный шейх и говорит:

– О девушка! У тебя ведь нет родных. Только твоя воля, скажи, за кого ты хочешь выйти замуж.

– Найди мне такого мужа,- ответила девушка,- чтобы не было ему равных по силе и достоинствам.

– Никто мне не кажется таким великим и сильным,- сказал шейх,- разве только солнце, если это возможно.

– Очень хорошо. Пусть будет солнце.

Рано утром, как только взошло солнце, шейх поставил перед ним девушку и крикнул:

– Эй, солнце! Эта девушка хочет могущественного мужа. Мы решили, что самый могущественный из всех – ты. Что ты сам скажешь?

– Я укажу вам более сильного, чем я,- говорит в ответ солнце.

– Кто такой? – спросил шейх.

– Туча,- ответило солнце.- Даже небольшое облачко может закрыть мое лицо.

Пошел шейх к туче и рассказал ей обо всем. И ответила ему туча:

– Если уж говорить о силе, то ветер сильнее меня, налетит он и гонит меня, куда захочет.

Поведал шейх ветру о своем деле:

– Какая у меня сила и мощь? – ответил ветер.- Уж если искать силы, то у горы. Она крепко стоит на одном месте, ноги ее прочно вросли в землю. Даже если нас соберется тысяча, и то мы не сможем сдвинуть ее с места.

Отправился шейх к горе. Рассказал ей обо всем и услышал в ответ:

– Скажу по справедливости, что если кто и обладает силой и могуществом, так это муравьи. Они изранили мое сердце, покрыли его трещинами. А я ничего не могу поделать – ни убежать от них, ни выгнать их.

Пошел шейх, нашел одного муравья и все ему объяснил.

– Я и сам давно уже подумываю о женитьбе. Но ведь мне нужна девушка из моего племени. Что мне делать с этой неве* стой? – спросил муравей.

– Это очень легко,- ответила девушка.- Сейчас этот шейх помолится, и я тотчас стану такой же, как ты.

Шейх помолился, девушка снова превратилась в муравьишку и ушла вместе с мужем-муравьем.

Все возвращается к своему началу,

А человек – в землю.

Сидели как-то два человека и обедали. У одного из них было пять лепешек, у другого – три. А в это время по дороге проходил юноша. Подошел он к ним, поздоровался. Они тоже его приветствовали и пригласили с ними пообедать. Он согласился, сел с ними. Когда обед кончился, прохожий оставил им восемь золотых и сказал:

– Возьмите, это плата за ваши лепешки.

Взяли они эти деньги и начался дележ. Хозяин пяти лепешек кричит:

– Пять рупий мои, а три твои, потому что у меня было пять лепешек, а у тебя только три.

А тот, у кого было три лепешки, требует себе половину денег. Ссора их разгоралась все больше, никак они не соглашались друг с другом.

Тогда они пошли к одному справедливому хакиму и рассказали ему в чем дело. Хаким сказал хозяину трех лепешек:

– Тот юноша дал тебе три золотых по доброй воле, почему же ты их не берешь?

– Господин, я с этим не согласен,- ответил тот.- Я требую свою долю по праву.

– Ты требуешь свою долю? – сказал хаким.- Но твоя доля всего один золотой, а семь золотых принадлежат другому.

– Почему же, господин, мне причитается всего один золотой? – завопил тот человек.- Я и на три-то золотых не согласен, а ты мне всего один даешь!

– Вас было три человека,- ответил хаким,- а лепешек – восемь. И если каждую лепешку разделить на троих, то из них получится двадцать четыре части. И если вы съели поровну, то на каждого человека приходится по восемь частей. Из твоих трех лепешек получилось девять частей. Восемь съел ты сам, и остается всего одна. Из пяти лепешек другого человека получилось пятнадцать частей. Восемь съел он сам, а семь остались. Если тот путник съел восемь частей, то туда вошла одна часть от твоих лепешек и семь от его. Тогда твоя доля – один золотой, а его – семь. Подумай-ка сам, какой расчет получается.

– Правильно,- ответил тот человек,- теперь я понял и согласен с тобой.

Источник

Семь лепёшек

Пышное получилось тесто. Поминальное оно сегодня. Делю половину на
семь частей, раскатываю круглые лепёшки и каждую обжариваю на сковороде
с двух сторон. Поджаренные пупырышки румянятся и, даже не пробуя,
ощущаешь их вкусный хруст во рту. Но это потом, с горячим сладким чаем.
А сейчас складываю их в блюдо, накрываю полотенцем и иду раздавать соседям.
Можно угостить и тех, кто просто встретится. Знакомых и не знакомых.
Чем больше людей отведают и произнесут слова пожелания: КАБЫЛ БОЛСЫН!,
тем легче становится душам тех, кто ушёл в другой мир. И обретают они на том
свете покой, оттого что их вспомнили живые, и что в память о них по обычаю,
приурочивая к четвергам или пятницам, раздаются поминальные лепёшки.

Выхожу за ворота. Лепёшки ещё горячие. Особенно верхние. Расстилается аромат.
Собачка тянет мордочку.

Читайте также:  Как вылечить шпору на пятке народная медицина

Стучусь к ближайшим соседям. Калитку открывает мальчик пяти лет. Протягиваю
лепёшку, выбирая снизу, тёплую.

— Аже, кабыл болшын! – шепелявит малыш вместо «болсын».

Иду дальше. Какой солнечный день сегодня. Пришла ещё одна весна. Но уже без вас,
мои дорогие родные. Сниться вы стали в последнее время. Вот и решила помянуть.
Не тревожьтесь и спите спокойно.
Всё у нас, слава Аллаху, нормально. Мы вас помним. С вами было уютно и
надёжно. Сколько наших ошибок и промахов поправили вы. А иногда великодушно
не замечали. А теперь вот мы сами стали опорой и мерилом и стараемся, так же
как вы, передавать обычаи и традиции.

В следующем доме дверь открыла женщина преклонных лет.
— Проходи, доченька. Кабыл болсын!
И, приняв лепёшку, прочитала немного из молитвы для усопших. Мы ладонями
провели по своим лицам: аминь!
Стало тепло и приятно. Справившись о здоровье и перекинувшись новостями,
пошла дальше.

Для кого-то доченька, для кого-то бабушка. Хорошо-то как! Хорошо, когда есть
ещё старшие, для которых ты – доченька.

Я шла от дома к дому, и меня охватывало редкое чувство умиротворения.
И вправду говорят, пока не будут покойны души умерших, не будет покоя живым.

Чувство исполненного долга переплеталось с мыслями о краткости жизни на
этой земле. Сколько родственников, друзей, приятелей, просто хороших знакомых
не с нами. И мы уйдём. И также наши дети и внуки будут, раздавая лепёшки,
поминать нас.

Последней лепёшкой угостила проезжающего велосипедиста. Пригодился пакетик,
взятый на всякий случай.

Возвращаюсь домой. Из оставшегося теста испеку для своих домочадцев. Вечером,
когда все соберутся, расскажу внукам что-нибудь из жизни предков. Расскажу о
воевавших прадедах. Младший внук как-то спросил, показывая на фотокарточку:
а где у дедушки вторая нога? Зачем он её оставил на войне?

Скоро май. День Победы. Восьмого поставлю тесто. Девятого испеку семь лепёшек.
За упокой душ, не вернувшихся с войны.

*Кабыл болсын в переводе с казахского: да будут приняты душами усопших.
*Аже – обращение к бабушке.

Источник

Афганская народная сказка семь лепешек

З. КАЛИНИНОЙ, К. ЛЕБЕДЕВА, Ю. СЕМЕНОВА

На долю десяти миллионов людей, населяющих Афганистан, за сравнительно короткий срок его существования как самостоятельного государства выпало немало событий большой исторической значимости. Начиная с 1747 года, когда один из виднейших военачальников персидской армии Ахмед-шах, афганец из племени дуррани, был провозглашен властелином Кабула и Кандагара, история Афганистана становится историей борьбы народа за свою национальную независимость. И неудивительно, — Афганистан лежал на стыке между Востоком и Западом, открывал ворота Востока.

Со временем Афганистан становился, по образному выражению афганского эмира Дост Мухаммед-хана, «ключом к воротам в Индию». Взоры многих колонизаторов были обращены сюда.

Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции Афганистан был провозглашен независимым, суверенным государством. Первой страной, с которой Афганистан установил дипломатические отношения, была Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — первое в мире государство рабочих и крестьян.

В годы, последовавшие за этим важным для Афганистана историческим событием, была намечена программа строительства, проведен целый ряд реформ, крепились дружеские связи с Советским Союзом. Начинался новый этап исторического развития самостоятельного афганского государства.

До 1936 года государственным языком Афганистана был язык кабули, являющийся ветвью иранского языка. После 1936 года государственным языком становится пушту, или, как его называют сами афганцы, пашто.

На пушту говорят десять-двенадцать миллионов человек, населяющих не только Афганистан, но и соседние с ним районы Пакистана и Белуджистана.

Письменная литература на пушту появилась в XV веке. Наиболее ранние произведения были подражанием арабским и особенно персидским авторам. В них описывались войны, истории походов, подвиги героев. Авторами их, как правило, были крупные феодалы. Развивалась поэзия. И хотя стихи были традиционны по форме, тематика их была по существу глубоко национальной.

Впоследствии начала складываться литература, отражавшая народные чаяния и надежды, которая восходила своими истоками к устному народному творчеству.

Афганский народ с давних пор любил сказку с ее волшебными приключениями, с героями, творящими добро и не жалеющими своей жизни для победы правды над злом и несправедливостью. Всюду в стране — будь то солнечный Кандагар или утопающий в зелени Джелалабад, шумный Герат или кочевье, остановившееся на отдых в пустыне после трудного караванного пути, — всюду сказка является неизменным спутником к желанным гостем афганца.

Полная приключений сказка о веселом Диляе и его возлюбленной Шахо повествует о силе любви, о том, как любовь облагораживает человека.

Изданный в Кабуле сборник народных сказок «Милли Хайдара» открывается маленьким, изящно выполненным рисунком: седобородый старец рассказывает трем внимательно слушающим его малышам мудрые легенды народа. Этот рисунок как бы подчеркивает воспитательную роль сказок.

Сказка о Марде и Намарде полна фантастики. Здесь и разговаривающие звери, и волшебное лекарство, и бесценный клад, охраняемый тигром.

Сказка эта учит, что добро всегда торжествует, как бы ни было сильно зло. Неудивительно поэтому, что и сказка-то называется «Мард и Намард». Мард по-афгански значит — правда, добро, а Намард — зло, неправда.

Особое место в устном афганском народном творчестве занимают сказки-миниатюры — хикайаты. Хикайаты, полные жизненной мудрости, блестящего остроумия и злой сатиры, свидетельствуют о меткой наблюдательности народа. Каждый из хикайатов заставляет задумываться над несправедливостью полицейского, или посмеяться над обжорой, или порадоваться находчивому ответу веселого студента. Хикайаты отдают должное человеческим достоинствам и беспощадно высмеивают и обличают человеческие пороки.

«Афганские сказки» ближе ознакомят советских читателей с творчеством дружественного нам афганского народа и послужат делу дальнейшего укрепления развивающихся культурных связей Советского Союза и Афганистана.

Источник

Афганская народная сказка семь лепешек

Интересный фольклорный материал по кругу Ванну был собран и опубликован в Лондоне в 1876 г. С. Терберном4. В книге Терберна приведены баллады, загадки и пословицы.

Более систематичное и полное описание афганского фольклора содержится в книге Дж. Дармстетера «Народные песни афганцев», опубликованной в Париже в конце XIX в.5. Эта книга до сих пор сохраняет большое значение как одна из фундаментальных работ в области языка и фольклора афганцев. Часть книги Дармстетера переведена на пушту и издана в Афганистане в 1948 г.

В своей книге Дармстетер с достаточной полнотой освещает творчество народных певцов – думов, приводит материалы из устного народного творчества: загадки, пословицы, ландый (двустишия), колыбельпые песни и заплачки. В книге опубликованы тексты на пушту с переводом на французский язык, снабженные комментариями.

В 1893 г. П. Хьюз издал в Лахоре сборник «Килид-и афгани» 6. В нем помещено 49 хикаятов из книги «Ганджи-пахто» Маувлави Ахмада.

1 М. Горький, О сказках, М., 1953. Соч., т. 25, стр. 87. 2М. Elphinston, An Account of the Kingdom of Caubul and its Dependencies in Persia, Tartary and India etc, London, 1815.

4 S. Т. Thorburn, Bannu or our Afghan Frontier, London, 1876.

6 I. Darmesteter, Chants populaires des Afgans, Parisr 1888-1899. 6 П. X ыо з, Килид-и афгани, Лахор, 1893.

Вслед за Дармстетером в 1907 г. Хаувелл в «Журнале Королевского азиатского общества» опубликовал несколько баллад на вазирском диалекте языка пушту.

В 1912 г. в «Записках Бенгальского азиатского общества» было напечатано десять афганских сказок на пушту с переводом на английский язык. Собраны и переведены эти сказки Ф. Мальоном7.

В 1926 г. Бойль издал небольшой «Сборник афганских пословиц и поговорок»8. Все пословицы (всего 323 пословицы и поговорки) даны в английской транскрипции с переводом их на английский язык.

Однако нужно отметить, что работы, появившиеся после труда Дармстетера, являются лишь сборниками тех или иных материалов по афганскому фольклору без какого-либо анализа этих материалов или комментариев к ним.

Вторая четверть XX в. характеризуется тем, что в самом Афганистане отдельные просветители начинают проявлять интерес к устному народному творчеству. Они приступают к изучению и сбору афганского фольклора. Постепенно в Афганистане развертывается работа по собиранию фольклора. Афганские литераторы пишут статьи и целые труды, посвященные афганскому фольклору. Афганская академия «Пашто то-лына» начинает с 1940 г. издавать сборники афганских сказок, легенд, хикаятов, пословиц и песен.

В 1940 г. выходит в свет первый том сборника «Милли хиндара» (Народное зеркало), где напечатано семь популярных сказок и легенд. Через некоторое время появляется второй том сказок, в котором также помещено семь интересных сказок и легенд. Составитель этих сборников – Мухаммед-Гуль Нури. Появляются сборники пословиц и поговорок, хикаятов и народных песен. В 1940 г. печатается сборник пословиц «Паштани маталуна» (составители В. Змариалай и Аб. Тараки).

В ежегоднике «Кабул» за 1940-1941 гг. М.-Г. Нури опубликовал статью о «ландый». В этом же ежегоднике за 1942-1943 гг. М.-Г. Нури помещает статью под заглавием: «Дъ паштано пыр милли афсано йава катына» (Обзор афганских сказок), где дан анализ афганских сказок. В 1944 г. выходит из печати первый сборник народных песен афганцев «Милли сандыри» (составитель М.-Г. Нури).

В том же году Абдуррауф Бенава выпускает книгу «Паштани мер-мыни» (Афганские женщины), где в кратком изложении приведено содержание известных афганских сказок и легенд, а также сведения об их героях и героинях. В 1947 г. А. Бенава публикует работу «Чанд

7 F. Н. М а 1 у on, Some Current Pushtu Folk Stories, Calcutta, 1912.

8 C. A. Boyle, Naqluna. Some Pushtu Proverbs and sayings, Allacha-bad, 1926.

ахапг-и пашто» (Несколько афганских мелодий). В 1948 г. появляется 1910 пословиц и поговорок. В 1952 г. выходит из печати сборник афгани ских рассказов «Пашто киссе», составленный С. Риштином и Г.-Р. Джа-раром. В 1955 г. издается первая часть сборника афганских народных песен «Паштани сандыри» под редакцией М. Д. Жвака.

Читайте также:  Как вступить в армию донецкой народной республики

В 1956 г. выходит в свет вторая часть сборника афганских народных песен «Паштани сандыри» под редакцией Мухаммеда Хасана – «Замир сапи». В 1966 г. академия «Пашто толына» выпустила сборник пословиц под редакцией М. Д. Жвака. В этом сборнике уже свыше 2 тыс. пословиц и поговорок.

Помимо этих изданий следует упомянуть статью А. Змариалая «Обзор афганской литературы», напечатанную в ежегоднике «Кабул» за 1937/38 г. В этой статье он приводит интересный материал по устному поэтическому творчеству афганского народа. В ней впервые публикуются заплачки, краткие сведения об афганских народных песнях. Необходимо назвать еще и статью Масумы Исмети в журнале «Кабул» (апрель 1955 г.) «Афганские народные мелодии». Все упомянутые выше работы насыщены фактическим материалом, который может служить основой для всестороннего, глубокого изучения афганского фольклора.

В 1946 г. Азиз Ниалло публикует небольшую статью «Заметки об афганской литературе», лишь бегло касающуюся фольклора 10.

В 1947 г. появляется статья М. Г. Асланова «Афганский фольклор и его изучение в СССР» 11.

До 1955 г. широкая масса читателей Советского Союза не была знакома с образцами афганского фольклора. В конце этого года впервые на русском языке был опубликован сборник афганских сказок. В 1958 г. выходит в свет сборник «Сказки и стихи Афганистана». В том же году опубликована статья К. А. Лебедева «Афганская народная поэзия» 12.

9 «Новый мир», 1927, № 4.

10 «Звезда Востока», 1946, № 3.

11 «Труды Московского института востоковедения», 1947, № 5,

12 «Вопросы языка и литературы стран Востока», М., 1958,

В 1961 г. издается сборник афганских народных пословиц и поговорок в переводе на русский язык. В нем помещено около 1800 пословиц и поговорок.

В предлагаемый сборник включены сказки, которые еще не переводились на русский язык, а также варианты уже опубликованных (например, «Адам-хан и Дурханый», «Джамаль-хан и Зебниса»). Сказки «Влюбленный принц», «Пророк Ибрагим Халилулла», «Одержимый факир и шахская дочь», «Волшебный колодец», «Благородный муж и вероломная жена», «Славный юноша Гаус аль-Азам», «Джамаль-хан и Зебниса» даны в прозаическом переводе. Помимо сказок в сборник вошли так называемые хикаяты – рассказы, анекдоты, без которых немыслим ни один сборник афганских сказок. В них ярко проявляется народная мудрость, красота и сочность разговорного языка пушту. Для языковедов они являются бесценным источником для изучения языка нашего южного соседа – Афганистана.

При составлении данного сборника были использованы следующие источники:

1) сборник «Милли хиндара», ч. I-II, Кабул, 1940-1942 (сказки «Адам-хан и Дурханый», «Легенда о Талиб-джане», «Дя^аллат-хап и Шмайла», «Муса-джан и Вали-джан»);

2) сборник «Паштани сандыри», ч. II, Кабул, 1957 (сказки «Одержимый факир и шахская дочь», «Влюбленный принц», «Пророк Ибрагим Халилулла», «Славный юноша Гаус аль-Азам», «Благородный муж и вероломная жена», «Джамаль-хан и Зебниса», «Волшебный колодец»);

Источник

Афганские сказки

Повседневный быт народа нашел отражение в сюжете афганских сказок. Скотоводство, ремесленничество, охота и земледелие легли в основу сюжета многих преданий, а представители этих древних профессий стали их действующими героями.

Бережливость ли это?

А ещё рассказывают, вышел однажды Кутуб-хан из дому босиком. – О-ох! У-у! Вввай! – Это он так кричит, потому что наступил на острый-преострый гвоздь. – Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе! – Это он так смеётся. Что он заплакал – это понятно. А вот к чему бы смеяться, когда больно и кровь льётся вовсю? Дело всё в том, … Читать далее

Бык, осёл и петух

Однажды к пророку Сулейману пришел один человек и попросил: — Научи меня понимать язык зверей и птиц. — Хорошо, — пообещал пророк. — Только смотри, если кому откроешь эту тайну, умрешь в одночасье! Научил пророк Сулейман человека языку зверей и птиц, и отправился человек домой. Ночью слышит, в хлеву бык, осел и петух разговаривают. — … Читать далее

Великий шакал

Было или не было, собрались однажды шакалы на совет. Один из них, самый седой, самый облезлый и самый мудрый, сказал такую речь: — Братья шакалы! До сих пор каждый из нас думал сам за себя и только о себе. А давайте-ка выберем вождя, который, думая о себе, будет думать за нас. А? — Ура! — … Читать далее

Волк — ябедник

Было или не было, однажды тигр, падишах зверей, заболел. Насморк! Известно, от этой болезни не умирают. Но испортилось настроение повелителя — а это смертельно опасно для подданных. Поэтому все звери, как один, явились к тигру, чтобы засвидетельствовать ему свою преданность. И только лиса не явилась. Тигр, который в этот день не желал ничего знать, кроме … Читать далее

Вольная птица воробей и домашняя птица курица

Было или не было, разговорились как-то воробей и курица. Воробей сидел на каменной ограде, а курица прохаживалась внизу. — Послушай, тебе не надоело всё ходить да клевать?- спросил воробей.- Ведь ты летать разучилась. — Неправда! — обиделась курица. Она изо всех сил замахала крыльями и взгромоздилась на ограду.- А вот ты скажи: не надоело тебе … Читать далее

Вор и мудрец

Жил на свете мудрец. Как увидит где старую тряпку — подберет, а потом в чалму завернет, поглубже спрячет. Снаружи чалма казалась людям огромной и красивой, но мы-то знаем: внутренность чалмы составляло старое тряпье. Вот как-то утром отправился мудрец на базар да по дороге столкнулся с вором. Сдернул вор с мудреца чалму — и бегом! Радуется, … Читать далее

Девочка-муравей

Жил в одном селении мудрец, который любил часами сидеть на берегу арыка, размышляя о непрочности и изменчивости всего земного. И вот однажды он сидел так, погружённый в думы, а над ним пролетал преследуемый соколом воробей. Воробей держал в клюве муравья и, пролетая над арыком, выпустил муравья из клюва. Муравей упал у самых ног мудреца, тот … Читать далее

Дружба глупца равносильна дружбе врага

Один падишах держал для охоты белого сокола и очень его любил и берег. Однажды сокол улетел и опустился на крышу дома некой старушки. Она тут же его поймала и стала разглядывать. Показалось ей, что клюв у сокола кривой, она и говорит: — Ай, ай, бедняжка! Как же ты с таким клювом будешь зерно клевать? Взяла … Читать далее

Жадность

Жил на свете очень богатый человек. Но такой он был жадный, что даже самому себе жалел хлеба. Однажды кто-то позвал его в гости. Богач пошёл. Хозяин дома подал множество разных блюд, и гость принялся за еду. Сначала он попробовал мяса и съел его очень много, потому что оно было острое, вкусное и ему страсть как … Читать далее

Зайчиха и тигр

Жил в одном лесу могучий тигр. Много лет он охотился и нагонял страх на всех зверей в округе. Но прошли годы, тигр состарился и уже не мог, как прежде, ходить на охоту каждый день. Созвал он всех зверей и сказал им так: – Я стар, но еще сильны мои когти и зубы. И если кто … Читать далее

Злой человек не желает добра даже себе

Ока­зались трое муж­чин по­пут­чи­ками. Каж­дый стал расс­пра­шивать, ку­да идут дру­гие и по­чему по­кину­ли свой дом. Один рас­ска­зал, что ре­шил по­кинуть свою стра­ну, так как в их ро­ду очень мно­го кра­сивых юно­шей и он не мо­жет ви­деть их кра­сивую одеж­ду, коль­ца, чал­мы, туф­ли. Дру­гой от­ве­тил, что он по­кида­ет дом по той же при­чине. Тре­тий ска­зал: — … Читать далее

Злоключения звездочета

Жил в одной деревне звездочёт. Он был очень учёный и высчитал по звёздам, что богач Кутуб-хан — дурак, а судья Ахмед-ага — взяточник. Все это и без него знали. Однако люди не догадывались, что Кутуб-хан- потому глуп, что в день его рождения звезда Сириус почему-то позабыла выйти на небо. А в тот день, когда Ахмед-агу … Читать далее

Как надо делить добычу

Собрались однажды вместе тигр, волк и лиса и пошли на охоту. Добыли они козу, джейрана и зайца и притащили к жилищу тигра. Волк и лиса надеялись, что тигр возьмет себе все, что ему захочется, а остальное поделит и даст каждому, что ему причитается. Но тигр догадался, чего они хотят, и сказал про себя: «Вы-то думаете … Читать далее

Как человека с дерева снять

А ещё рассказывают, что однажды богач Кутуб-хан, проходя по двору, обронил монету в одну ану. Пролетавшая мимо ворона подхватила монетку и унесла в своё гнездо — вороны, как известно, очень любят всё, что блестит. Мы, люди, их понимаем, правда? Кутуб-хан огорчился и полез на дерево. Трудно ему пришлось, но ведь он лез за деньгами! К … Читать далее

Лиса и шакал

Как-то раз бежали по пустынной дороге шакал и лиса. Спрашивает шакал у лисы: – Скажи, лисонька, а ты сколько наук постигла? – Половину, – ответила лиса. – А ты? – А я две с половиной! – самодовольно усмехнулся шакал. – В таком случае беги впереди меня, как более ученый, – ехидно посоветовала лиса. Бегут они … Читать далее

Лису перехитрили

Было или не было, сидела как-то куропатка в траве, грелась на солнце. Да и уснула. Тут-то и сцапала её лисица. Очнулась куропатка, но поздно. Тогда она и говорит лисе: – О лиса! У тебя сегодня удача – хороший обед. Ты бы поблагодарила аллаха за это. Лиса решила, что слова куропатки не лишены смысла. Но, лишь … Читать далее

Читайте также:  Какую форму используют композиторы при обработке народных песен

Любознательный ученик

На воре шапка горит

Как-то раз царь зве­рей — тигр, вос­се­дая на тро­не, при­казал сво­ему дру­гу мед­ве­дю соб­рать всех зве­рей на суд. А вер­шил он суд вот по­чему: приш­ла к не­му вче­ра овеч­ка и по­жало­валась, что кто-то за­резал ее сы­на — ма­лень­ко­го ба­раш­ка. Вот и ре­шил тигр на­казать ви­нов­но­го. Вни­матель­но смот­рит тигр на всех зве­рей, по­дол­гу вгля­дыва­ясь в каж­до­го. … Читать далее

Нет худа без добра

Жил среди арабов мудрый и справедливый человек, советов которого все всегда слушались. Однажды там, где он жил, за одну ночь сдохли все собаки. Наутро люди пришли к мудрецу и рассказали о случившемся. — Ничего, всё будет хорошо,- ответил тот. На другую ночь в деревне сдохли все голосистые петухи. Снова утром люди пришли к мудрецу, и … Читать далее

Падишах и Али Мухаммед

Рассказывают, что однажды падишах без слуг и без свиты вышел из городских ворот. И повстречался ему Али Мухаммед — человек, известный своим весёлым и дерзким нравом. Повелитель остановил Али Мухаммеда и обратился к нему с таким вопросом: — Скажи мне, жестокий ли падишах в вашей стране? Али Мухаммед ответил: — Жестокий — это не то … Читать далее

Падишах и кузнец

Однажды падишах призвал к себе кузнеца и сказал ему: — Приказываем тебе выковать нам кольчугу из чистого золота. То-то позавидуют нам все падишахи! Когда кузнец ушёл, визирь сказал: — Воистину, государь, такой кольчуги не было, нет и не нужно. Куда годится кольчуга из золота, если у врагов твоих кинжалы из стали? И обойдётся она недёшево. … Читать далее

Падишах и садовник

А ещё рассказывают, проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое деревце. — Эй, старик,- обратился падишах к садовнику,- твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождёшься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы. Ну, знаю, знаю, ты скажешь: ‘Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться … Читать далее

Плохой аппетит

К бедной хижине одного крестьянина подошёл путник. Когда приспело время обеда, крестьянин зашёл в хижину, принёс четыре лепёшки и положил их перед путником. Сам же поспешил обратно, чтобы принести ему ещё и чечевичную похлёбку. Когда крестьянин вернулся с похлёбкой, путник уже проглотил все лепёшки. Крестьянин снова заторопился к себе в хижину и принёс ещё четыре … Читать далее

Поможешь ты – и тебе помогут

Шли осёл и лошадь с базара. Так случилось, что осёл был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Устал осёл, кряхтит, еле дышит. — Будь другом,- попросил он лошадь,- помоги мне! Возьми часть груза! Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осёл взмолился: — Мне уже невмоготу! Помоги! Но … Читать далее

Поэт и богач

Однажды на пиру Кутуб-хана посадили рядом с нищим поэтом. Кутуб-хан был, конечно, недоволен и, чтобы унизить юношу, спросил: — Ну, скажи, далеко ли ты ушёл от осла? Тот, измерив взглядом расстояние, отделявшее их друг от друга, едко ответил: — Нас отделяет всего вершок. А вот ты от человека отделён непроходимой глупостью. Хотя на правду, говорят, … Читать далее

Поэт и деньги

Подобно тому, как красавице нужно зеркало, чтобы увидеть своё лицо, миру нужен поэт, чтобы увидеть свою душу. Душа Кутуб-хана не отличалась красотой, и он не очень-то хотел увидеть своё подлинное лицо. Поэтому, призвав к себе поэта, он сказал ему: — Вот что, любезный! Напиши-ка хвалебную песню, в которой ты воздашь хвалу всем моим похвальным качествам. … Читать далее

Просчет звездочета

Прибыл звездочёт ко двору. Падишах осыпал его почестями и каждый день призывал его пред свои очи: — А ну-ка, погадай! Повелители всегда с беспокойством глядят в будущее: едят они жирно, спят мягко — одним словом, есть что терять. Но вот однажды падишах пожелал узнать, сколько ему ещё осталось жить. Звездочёт погадал по звёздам и сказал: … Читать далее

Скряга всегда двойной убыток несёт

Сидел однажды скряга во дворе своего дома и ел лепёшки с мёдом. Проходил по улице человек и окликнул его. Пришлось скряге из вежливости пригласить прохожего в дом. Он поспешно спрятал лепёшки, а мёд убрать не успел. Так мёд и остался на виду. «Ничего,- думает скряга,- не станет же он есть один мёд без лепёшек». А … Читать далее

Скупой

Жил один богатый человек, такой скупой, что по великой своей скупости мяса никогда не покупал и не ел. А как станет невтерпёж, захочется отведать мясного, он покупал задёшево баранью голову и съедал её с жадностью. Так и текла его жизнь. Как-то один из знакомых спросил скупца: — А почему ты не ешь ничего мясного, кроме … Читать далее

Сокол в курятнике

Однажды у охотника пропал сокол. Долго он его искал, но, наверное, так и не нашёл бы, если б не обратилась к нему на базаре какая-то старуха: — Добрый человек, купи у меня красивую птицу! Неделю назад залетела в моё окно, а теперь не ест, не пьёт — скучает. Стал охотник расспрашивать и догадался, что это … Читать далее

Справедливый судья

У одного жадного человека пропал кошелёк, в котором было сто золотых монет. Как он ни искал, как ни старался, ни горевал — ничего не нашёл. Тогда он объявил: «Тому, кто найдёт мой кошелёк и вернёт мне деньги, я дам в благодарность десять золотых монет». Нашёл этот кошелёк один хороший человек и отдал его скупцу. — … Читать далее

Сын в отца

Собрался Кутуб-хан пообедать. Известно: кто любит деньги, тот любит только деньги. Поэтому приказал богатей своему слуге: — Неси на стол обед, а потом запри ворота и говори всем, что меня нет дома. Не люблю гостей! Услышал эти слова сын Кутуб-хана. А известно: у богатого отца часто сын душой нищ. Вот он и говорит: — О … Читать далее

Телёнок и мудрец

Три желания

Однажды зимним вечером сидел старик со старухой в своем ветхом домишке и жаловался на судьбу. – Эх, были бы у меня деньги! – вздыхал старик. – Открыл бы я лавку и торговал потихоньку. – Нет! – возражала старуха. – Не хочу я никакой лавки! Я бы лучше купила большой дом с садом… Вот если бы … Читать далее

Три плута

Один плут отправился из Хорасана в Индию в надежде, что там ему удастся обмануть кого-нибудь да разживиться, а двое других плутов шли из Индии в Хорасан — за тем же самым. Вот и повстречались они на полдороге. Посидели, поговорили, а тут и спор затеялся: кто из них самый ловкий враль? Раззадорились и решили, что каждый … Читать далее

Три урожая с одного дерева

Как-то раз ехал падишах со своей свитой по полю. Вдруг видит, что какой-то дряхлый старик сажает оливковое дерево. Удивился падишах, подъехал к старику и спросил его: – Седобородый, чем это ты занимаешься в жаркий полдень? Тебе давно пора отдыхать, а ты всё трудишься! Да и потом, сам аллах не знает, доживёшь ли ты до того … Читать далее

У страха глаза велики

Жил в лесу тигр, и была у него подружка обезьяна. Однажды тигру по какому-то делу нужно было отлучиться. Просит тигр обезьяну: — Побудь здесь до моего возвращения, но смотри, никого в дом не пускай! Ушел тигр. Вдруг явился лис с лисой и лисятами. Осмотрелись они по сторонам, походили туда-сюда да и зашли в дом. Очень … Читать далее

Умный карлик

Жили семь братьев. Один из них был маленького роста, но очень умный. Однажды братья зарезали его быка и съели, а ему ничего не оставили. – Дайте мне хоть шкуру моего быка, – попросил карлик, – я ее продам. Братья отдали ему шкуру, и карлик отправился в путь. По дороге он увидел нору, в которой жили … Читать далее

Хитрая кошка и умная мышь

Было или не было, разговорились однажды кошка и мышка. Мышка сидела в норе, а кошка — возле норы. Потолковали о делах, о здоровье, о том о сём, а потом кошка и говорит: — Мышка, а мышка! Выйди из норки, я тебе кусочек бараньего сала дам. — Сало — это лучшее, что придумал аллах,- отвечала мышь,- … Читать далее

Хитрый визирь

В сто­лице не­ко­его царс­тва кто-то раз­гра­бил склад хлоп­ка. Приш­ли к ша­ху куп­цы с жа­лобой. Выс­лу­шав их, шах при­казал не­мед­ленно ра­зыс­кать по­хищен­ный хло­пок и жес­то­ко на­казать во­ров. Но, увы! По­ис­ки ни­чего не да­ли. Тог­да при­шел к ша­ху его ви­зирь и ска­зал ему: — О гос­по­дин! Раз­ре­шите мне най­ти во­ра. — Пусть бу­дет по-тво­ему, — от­ве­тил шах. … Читать далее

Хитрый ученик и мнительный учитель

Был один учитель с очень скверным характером, чуть не каждый день колотил своих учеников. Стали мальчики сговариваться друг с другом: — Ну, совсем невмоготу! Давайте придумаем какое-нибудь средство, чтобы избавиться от этой напасти. Среди учеников был один постарше, он и молвил: — Если вы согласитесь с тем, что я скажу, то мы кое-что придумаем. — … Читать далее

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector