Анализ народной исторической песни 8 класс

Содержание

Фольклор. 8 класс.ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Разработка урока о народных песнях.Сопоставительный разбор лирических песен. Самостоятельная работа над анализом исторических песен.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема. ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Лирическая песня в чтении и суждениях восьмиклассников.

– Что особенно подкупает в лирической песне?

– В чем ее отличие от других песенных жанров?

2. Сопоставительный разбор песен «Уж ты ночка, ты ноченька темная. » и «Вдоль по улице метелица метет. » (с. 9–10 учебника).

– Чей голос вы услышали в лирической песне?

– В чем различие девичьей песни и той, что принадлежит добру молодцу?

– Ваши открытия в лирической песне.

III. Изучение новой темы.

1. Давайте продолжим наш разговор о том, как народная песня отозвалась в поэзии

Сопоставьте стихотворение И. И. Козлова (1779–1840) «Вечерний звон» и народную песню на его основе.

В чем вы видите отличия? Чем их объяснить?

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней

Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых

Тогда веселых молодых!

И крепок их могильный сон;

Не слышен им вечерний звон!

Лежать и мне в земле сырой!

Напев унылый надо мной

В долине ветер разнесет;

Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он

В раздумье петь вечерний звон!

Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он!

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

И многих нет теперь в живых,

Тогда веселых, молодых.

Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он!

– Как вы считаете, всякое ли стихотворение может превратиться в народную песню? Конечно, нет. Из множества стихотворений Пушкина народными песнями стали только некоторые, наиболее известные – «Под вечер, осенью ненастной», «Буря мглою небо кроет»; из стихотворений Лермонтова – «Выхожу один я на дорогу»; Некрасова – «Что так жадно глядишь на дорогу», «Ой, полна, полна коробушка». А прекрасные стихотворения Тютчева, хотя и положены были на музыку, популярности в народе не обрели. Фольклористы, исследуя причины этого, пришли к выводу, что в народ переходили стихотворения напевные (удобные для пения размеры – хорей, анапест, амфибрахий; менее удобные – ямб и дактиль), как правило, сюжетные, близкие фольклору по идее и образности.

В народном бытовании они подвергались переработкам с целью приблизить их содержание к народной поэзии, придать им нужные песенные качества.

Охотно допуская приемы поэтики старинных устных песен – постоянные эпитеты, слова ласкательные и т. д., фольклорная песня не терпит подлаживания под простонародную речь.

Расположение рифм имеет большое значение для перехода стихотворения в фольклор. Наблюдения показывают, что слишком сложные строфы не годятся. Рифмы обычно парные или через стих; даже опоясывающие рифмы в песнях встречаются редко. потому что они для слуха труднее перекрестных, осложняют ритм.

4. Работа по учебнику со статьей «Исторические песни» (с. 10).

2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно):

– Исторические песни – это.

– По форме они близки.

– Основные образы исторических песен.

– Художественные приемы, используемые в исторических песнях.

3) Чтение и обсуждение песен «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» (с. 10–11 учебника).

Беседа по вопросам:

– Какие исторические песни остались в вашей памяти? Почему вы их запомнили?

– В чем тайны высокой художественности исторических песен?

IV. Подведение итогов урока.

– Каковы особенности исторических песен?

– В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?

– Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни?

Домашнее задание: самостоятельно подготовить тему «Частушки», рассказать о своеобразии этого жанра; подобрать для чтения в классе несколько частушек; попытаться составить свою частушку на школьную тему.

Источник

Урок «Фольклор и историческая песня» 8 класс

Урок 2 8 класс, литература.

\Фольклор. Историческая народная песня

Тема урока. История в произведениях фольклора. Русская историческая народная песня. Художественные особенности песен исторической тематики.

Цели урока. Вспомнить, что такое фольклор; дать учащимся ос-

новные представления о тематике и проблематике исторических песен русского народа.

I. Проверка домашнего задания.

Задания для повторения:

1) Расскажите о том, кому из героев сказки Х. К. Андерсена калоши счастья принесли радость и почему.

2) Дайте определения понятий «эпоха», «время», «история», «исторический жанр».

II. Фольклорные произведения, рассказывающие о прошлом.

Вопросы для повторения:

1) Что вы знаете об устном народном творчестве? (Фольклор — от англ. — народная мудрость. Всякое произведение фольклора имеет множество вариантов, так как оно не имеет конкретного автора и с течением времени изменяется, поскольку каждый рассказчик либо придумывает что-то свое, либо что-то забывает.)

2) Кто был автором первых появившихся на Руси поэтических произведений? (Конкретного автора назвать нельзя, поскольку творцом художественных произведений был человек из народной среды, который рассказывал другим людям то, что сочинил.)

3) Как можно определить временные границы существования фольклора? (Временные границы фольклора условны: устное народное творчество возникло на Руси еще до появления письменности и существует до сих пор.)

4) Какие произведения фольклора, рассказывающие о событиях прошлого, вы знаете? (Былины, предания, легенды.)

Запись в собственный словарик учащихся:

БЫЛИНА — повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы. Само название «былина» показывает, что это песня о том, что было. Народ называет былины ста́ринами, то есть песнями о старине. Все былины можно условно разделить на героические, или богатырские (о воинских подвигах богатырей Ильи Муромца, Алеши Поповича и др.); социально-бытовые (былины о жизни героев народных сказаний: купце Садко, Василии Буслаеве и др.).

Былины стали складываться еще в древний период нашей истории. То, что первые былины сложились в Киевской Руи, подтверждается и их содержанием: в большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем князя Владимира Красно Солнышко.

Русские былины поются, точнее — сказываются торжественным, мерным речитативом. В древности былины исполнялись профессиональными сказителями. Все, о чем рассказывалось в былине, воспринималось как правда, как реально происходившее в далеком прошлом. Былины служили способом передачи древних верований, представлений людей о мире, сведений из истории.

Композиция (построение) былины: зачин (начальная, вводная часть произведения) — здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине; основная часть — здесь осуществляется описание героя, показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается; заключение —подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. Медленно и плавно разворачивается в былине действие.

Существуют два основных цикла былин: киевский и новгородский, которые сложились во время расцвета Киева и Новгорода. Киевский цикл имеет ряд особенностей: действие происходит в Киеве или около него во времена княжения Владимира; основная тема — защита русских земель от кочевников. Для цикла характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича; князь Вольга, оратай Микула и др. К новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве, о быте купечества. Это обусловлено особенностью торговой жизни Великого Новгорода.

Источник

Литература 8 класс 2 урок «В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)»

В МИРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ (ЛИРИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ) Устное народно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Читайте также:  Как повысить серотонин в организме народными средствами

В МИРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ (ЛИРИЧЕСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ) Устное народное творчество Урок 2 Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Основное содержание урока. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе. », «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная. », «Вдоль по улице метелица метёт. ». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Развитие представлений о народной песне, частушке. Русские народные песни в актёрском исполнении. Основные виды деятельности. Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Чтение и составление тезисов статьи учебника. Восприятие народных песен, частушек и их выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Обсуждение иллюстраций учебника. Планируемые результаты: Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа. Метапредметные: развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач. Предметные: понимание фольклора как особого способа познаний русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять своё мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств. Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Подготовить устное сообщение «Русские народные песни». Завершить заполнение таблицы. Письменно ответить на вопрос 3 или на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся). Индивидуальные задания. Выполнить одно из творческих заданий учебника или написать отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни» (по выбору учащихся). Составить историко-культурные комментарии к преданию «О покорении Сибири Ермаком» (много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, Кучумово царство, будешь слугой над всеми слугами). Подготовить историческую справку о покорении Сибири Ермаком. Домашнее задание Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Источник

Презентация в 8 классе «Фольклор. Историческая песня»

Фольклор

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особый пласт русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии.

Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь, изменялись.

Русские народные песни Бурлацкие Рекрутские Разбойничьи Ямщицкие

Лирические песни Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне.

Чаще всего песни передают грустное, печальное настроение. Вся жизнь русского человека от рождения до смерти сопровождалась песней.

Исполнялись песни в одиночку и хором.

Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

Собиратели народных песен Первые записи русских народных песен относятся еще к 17 веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619-1620 годах. Особенно активно собиранием исторических и лирических песен заинтересовались на рубеже 18-19 веков. Среди собирателей – имена А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Изучением песен занимались А.Н.Веселовский, А.Х.Востоков, В.Я.Пропп.

Анализ лирической песни Выразительное чтение (пение) песни. Смысл названия песни Кто и когда мог ее исполнять? Какими чувствами проникнута песня? Из каких частей она состоит? Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F http://ru.narod.ru/

Номер материала: ДБ-1604466

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исторические песни

Введение

Фольк­лор – на­род­ное твор­че­ство, чаще всего уст­ное. При зна­ком­стве с про­из­ве­де­ни­я­ми фольк­ло­ра перед нами пред­ста­ет огром­ный, яркий и кра­соч­ный мир на­род­ной муд­ро­сти, ху­до­же­ствен­ной прав­ды, мир, в ко­то­ром добро все­гда по­беж­да­ет зло. Осо­бое место в фольк­ло­ре за­ни­ма­ют ис­то­ри­че­ские песни.

Исторические песни

Ис­то­ри­че­ские песни – это фольк­лор­ные эпи­че­ские, ли­ро-эпи­че­ские и ли­ри­че­ские песни, со­дер­жа­ние ко­то­рых по­свя­ще­но кон­крет­ным со­бы­ти­ям и ре­аль­ным лицам рус­ской ис­то­рии и вы­ра­жа­ет на­ци­о­наль­ные ин­те­ре­сы и иде­а­лы на­ро­да.

Ис­то­ри­че­ские песни воз­ник­ли при­мер­но в XIII–XIV веках, на этих эта­пах они под­вер­га­лась вли­я­нию дру­гих жан­ров, таких как бы­ли­ны и бал­ла­ды. В ис­то­ри­че­ских пес­нях со­хра­ни­лись эле­мен­ты былин, а имен­но ис­поль­зо­ва­ние по­сто­ян­ных эпи­те­тов, по­вто­ров, слов с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми. Песнь ди­на­мич­нее былин, сюжет ла­ко­ни­чен, огра­ни­чен одним эпи­зо­дом. Боль­шую роль в ком­по­зи­ции иг­ра­ет мо­но­лог или диа­лог. Ис­пол­не­ние от­ли­ча­ет­ся от былин, каж­дая песнь по­ет­ся хором и имеет свою ме­ло­дию. Самым глав­ным от­ли­чи­ем ис­то­ри­че­ской песни от былин яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ская до­сто­вер­ность, ее пер­со­на­жи – ре­аль­но су­ще­ство­вав­шие де­я­те­ли. Песни по­свя­ще­ны не толь­ко царям, но и ге­ро­ям, ко­то­рые близ­ки и по­нят­ны на­ро­ду, таким как Сте­пан Разин, Еме­льян Пу­га­чев, Ермак.

На кар­тине В.И. Су­ри­ко­ва «По­ко­ре­ние Си­би­ри» (рис. 1) ху­дож­ник изоб­ра­зил борь­бу рус­ско­го на­ро­да во главе с Ер­ма­ком про­тив вой­ска та­тар­ско­го хана Ку­чу­ма (рис. 2).

Кар­ти­на В.И. Су­ри­ко­ва «По­ко­ре­ние Си­би­ри»

Рис. 1. Кар­ти­на В.И. Су­ри­ко­ва «По­ко­ре­ние Си­би­ри»

Ермак Ти­мо­фе­е­вич и хан Кучум

Рис. 2. Ермак Ти­мо­фе­е­вич и хан Кучум

До наших дней све­де­ний о Ер­ма­ке дошло немно­го, песни о нем важны как ис­то­ри­че­ское сви­де­тель­ство. Точно неиз­вест­но ни имя Ер­ма­ка, ни его про­ис­хож­де­ние. Пред­по­ло­жи­тель­но, он был из кре­стьян, бежал на Дон, раз­бой­ни­чал в ни­зо­вьях Волги и на Кас­пии. Спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ния вла­стей, Ермак со сво­и­ми со­рат­ни­ка­ми бро­сил­ся на Каму и до­брал­ся до вла­де­ний ураль­ских про­мыш­лен­ни­ков Стро­га­но­вых.

Из­вест­но, что в ап­ре­ле 1579 года Ермак со своей дру­жи­ной слу­жил Стро­га­но­вым и охра­нял их вла­де­ния от си­бир­ских татар. В те вре­ме­на в Си­би­ри хо­зяй­ни­чал хан Кучум, люди были под опу­сто­ша­ю­щим гне­том татар. Стро­га­но­вы под­дер­жа­ли пред­ло­жен­ный Ер­ма­ком поход, ко­то­рый был очень слож­ным: через Ураль­ские горы про­шло толь­ко 840 че­ло­век. Бла­го­да­ря стро­гой дис­ци­плине отряд дви­гал­ся впе­ред.

25 ок­тяб­ря 1581 года Ермак занял сто­ли­цу си­бир­ско­го царя – хана Ку­чу­ма. За эту по­бе­ду Иван Гроз­ный про­стил Ер­ма­ку про­шлые грехи и на­гра­дил до­ро­ги­ми по­дар­ка­ми.

Ис­то­ри­че­ские песни хра­нят па­мять об этом герое. Его мо­гу­чий образ при­вле­кал вни­ма­ние, по­то­му что он был вы­ход­цем из на­ро­да, умен и на­де­лен от­ва­гой.

Про­чи­тай­те песнь о Ер­ма­ке (рис. 3).

Песнь о Ер­ма­ке

Рис. 3. Песнь о Ер­ма­ке

В песни со­здан ре­а­ли­стич­ный образ героя, без иде­а­ли­за­ции и пре­уве­ли­че­ния. Ермак – ата­ман ка­за­ков, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся раз­бо­ем. Пат­ри­о­ти­че­ской идеи нет, народ рас­ска­зы­ва­ет о том, что Ермак идет в поход для того, чтобы за­слу­жить про­ще­ние царя. Песнь изоб­ра­жа­ет один эпи­зод – об­ра­ще­ние Ер­ма­ка к ка­за­кам, ис­поль­зо­ван тра­ди­ци­он­ный прием мо­но­ло­га. Песнь на­чи­на­ет­ся с за­чи­на (рис. 4), ко­то­рый зна­ко­мит с ме­стом со­бы­тия и глав­ным ге­ро­ем.

Зачин

В песни видны ху­до­же­ствен­ные при­е­мы, ко­то­рые при­су­щи фольк­лор­ным жан­рам: эпи­те­ты, ги­пер­бо­ла, слова с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми и по­вто­ры. При­ме­ры ис­поль­зо­ван­ных ху­до­же­ствен­ных при­е­мов в тек­сте (рис. 5):

При­ме­ры ис­поль­зо­ван­ных ху­до­же­ствен­ных при­е­мов в тек­сте

Рис. 5. При­ме­ры ис­поль­зо­ван­ных ху­до­же­ствен­ных при­е­мов в тек­сте

В этой песне прав­да о ге­ро­ях не скры­та, но нам пред­став­лен не пре­ступ­ник, а сво­бод­ный че­ло­век, ко­то­рый не же­ла­ет быть рабом. Народ вос­хи­ща­ет­ся его сво­бо­до­лю­би­ем и ли­дер­ски­ми ка­че­ства­ми.

Песнь о Емельяне Пугачеве

Еще одним на­род­ным ге­ро­ем, спо­соб­ным по­ве­сти за собой людей, яв­ля­ет­ся Еме­льян Пу­га­чев. Пу­га­чев Еме­льян Ива­но­вич – пред­во­ди­тель круп­ней­ше­го в ис­то­рии ан­ти­кре­пост­ни­че­ско­го на­род­но­го вос­ста­ния 1773–1775 годов (рис. 6), в ис­то­рии име­ну­е­мо­го пу­га­чев­ским вос­ста­ни­ем, или Кре­стьян­ской вой­ной.

Пу­га­чев Еме­льян Ива­но­вич

Рис. 6. Пу­га­чев Еме­льян Ива­но­вич

В 1774 году Пу­га­чев выдан вла­стям за­го­вор­щи­ка­ми и каз­нен в Москве на Бо­лот­ной пло­ща­ди (рис. 7).

Казнь Пу­га­че­ва

Рис. 7. Казнь Пу­га­че­ва

Про­чи­тай­те песнь о Еме­льяне Пу­га­че­ве (рис. 8).

Песнь о Еме­льяне Пу­га­че­ве

Рис. 8. Песнь о Еме­льяне Пу­га­че­ве

Песнь рас­ска­зы­ва­ет о за­клю­че­нии в тем­ни­цу на­род­но­го героя Пу­га­чё­ва, народ со­чув­ству­ет ему. О сво­бод­ной жизни меч­та­ли тогда мно­гие, но не каж­дый мог осме­лить­ся вы­сту­пить про­тив вла­сти и по­ве­сти за собой народ. Пу­га­чев любим на­ро­дом, изоб­ра­жен как на­род­ный за­ступ­ник, ра­ту­ю­щий за сво­бо­ду.

Заключение

На уроке мы убе­ди­лись не толь­ко в свое­об­ра­зии на­род­ных ис­то­ри­че­ских песен, но и в их цен­но­сти в сбе­ре­же­нии ис­то­рии нашей стра­ны.

Источник

Интегрированный урок «Историческая народная песня» (8 класс)

ТЕМА: Народная историческая песня

— герои и события, которым посвящены исторические песни

-развивать интерес к изучению прошлого нашей родины, память, речь,

— воспитывать уважение к народным героям нашей родины

I Организационный момент:

II Новая тема: Слово учителя.

— Народное искусство слова – героический эпос, сказки, легенды, песни – обычно называют фольклором. Возникшие в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество не имело письменности. Труд двигал вперёд человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые песни и сказки.

Читайте также:  Как восстановить позвонок после перелома народными средствами

Люди издавна заметили, что песни облегчают работу, вносят в неё чёткий ритм, с песней легче грести, грузить, валить деревья.

Героические песни рассказывали о подвигах воинов. Позднее певцы соединяли несколько песен в одну на основе какого-нибудь сюжета. Так возникли знаменитые поэмы Гомера, так в средневековье сложили немецкую «Песнь о Нибелунгах», французскую «Песнь о Роланде», русские былины и исторические песни.

Исторической песней называют русскую народную песню, в которой отразились события отечественной истории. Вам уже знакомы сюжетные произведения устного народного поэтического творчества, с которыми историческая песня имеет много общего – былины и баллады. Былина передаёт впечатления и воспоминания народа о далёком прошлом, и конкретные события в ней узнаются редко. Содержание же исторической песни проникнуто живым интересом к реальным эпизодам и героям Измаила и Северная война, Полтавская битва и события Отечественной войны 1812 года. Любимыми героями русской исторической песни были Иван Грозный, Гришка Отрепьев, Емельян Пугачёв, Степан Разин, Петр I, Екатерина I I, Наполеон.

Самые древние исторические песни, к сожалению, не сохранились, но наиболее ранние, которые дошли до нас, относятся примерно к середине XIV. Позже художественное внимание народа всё чаще обращалось к истории, и к началу XIX века насчитывались уже сотни песен – откликов на конкретные исторические факты. Важно при этом, что в песне весь интерес сосредоточен на драматической ситуации, в которой и сосредоточено основное действие и героями которой становятся реальные исторические личности.

— Обратимся к некоторым из них.

III Индивидуальные сообщения.

Самым крупным народным выступлением XVII века стало восстание казаков и крестьян под предводительством С.Т. Разина (1630-1671). Родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовейской на Дону. Современники отмечали, что Степан обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом. Незаурядные качества военного руководителя Степан проявил в походах против крымских татар и турок. Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с парсами. Будучи сторонником казачьей «вольницы», Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, предпринятой Алексеем Михайловичем. Но последней каплей, переполнившей чашу терпения Степана, стала казнь его старшего брата Ивана, дезертировавшего из действующей армии в 1665 году.

Первый этап выступления отрядов Разина(1667-1669) обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших «за добычей». Отряд Разина блокировал главную хозяйственную артерию юга России – Волгу, захватывая торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом.

Весной 1670 года начался второй этап выступления Разина. Восставшие с ходу захватили Царицын, и подошли к хорошо укреплённой Астрахани, сдавшейся без боя. Расправившись с воеводой и дворянами, восставшие сформировали на кругу правительство во главе с атаманами Василием Усом и Фёдором Шелудяком.

Успех восставших послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком (т.е. свободным человеком). Общая численность населения восставших земель составляла около 200 тысяч человек. В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон.

Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю. Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших был четвертован.

-Этим событиям народ посвятил много песен.

ДУМЫ СТЕПАНА РАЗИНА

У нас то было, братцы, на тихом Дону,

На тихом Дону, во Черкасском городу.

Породился удалый добрый молодец

По имени Стапан Разин Тимофеевич.

Во казачий круг Степанушка не хаживал,

Он с нами, казаками, думу не думывал,

Холил-гулял Степанушка во царёв кабак,

Он думал крепкую думушку с голытьбою:

— Судари мои, братцы, голь кабацкая!

Поедем мы, братцы, на сине море гулять,

Разобьемте, братцы, басурмански корабли,

Возьмём мы, братцы, казны сколько надобно,

Поедемте, братцы, в каменну Москву,

Покупим мы, братцы, платье цветное.

Покупивши цветно платье, да на низ поплывём.

Анализ текста песни.

-Назовите эпитеты, характеризующие С. Разина.

-Какие особенности этой личности они передают?

— К чему призывает С. Разин «голь кабацкую»?

Слушание песни «Из-за острова на стрежень» (фонохрестоматия)

-О чём поётся в песне?

-Чем недовольны мужики?

-Как поступает Степан Разин с красавицей-княжной?

-О чём говорит такой поступок атамана?

ВЕСТЬ О КАЗНИ СТЕПАНА РАЗИНА

На заре то было, братцы, на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца.

Не сокол летал по поднебесью,

Есаул гулял по насадику

Он гулял, гулял, погуливал,

Добрых молодцов побуживал:

-Вы вставайте, добры молодцы,

Пробуждайтесь, казаки донские!

Нездорово на Дону у нас,

Помутился славный тихий Дон

Со вершины до черна моря,

До черна моря Азовского;

Помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина.

Поймали добра молодца,

Повязали руки белые,

Повезли во камену Москву

И на славной Красной площади

Отрубили буйну голову.

-Какое настроение передаёт текст песни?

-О каком событии в ней говорится?

-Как восприняли казаки весть о казни Разина?

-Найдите и зачитайте слова показывающие настроения казаков?

-Емельян Иванович Пугачёв родился в начале 40-х годов 18 века на родине Степана Разина – В станице Зимовейской на Дону. В годы семилетней и русско-турецкой войн он храбро сражался. И за успехи в службе получил чин хорунжего. В 1771 году Пугачёв дезертировал из армии, несколько раз был пойман, бежал. В августе 1773 года он направился на Яик и объявил себя «чудесно спасшимся» императором Петром III. Вскоре ему удалось поднять казаков на мятеж.

Он был человеком смелым, энергичным, обладал незаурядными военными и административными способностями. Он рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять «отчий престол», на котором он будет для народа своим царём. Такая программа привлекала на его сторону всё новых и новых людей. Все они видели в нём освободителя от гнёта помещиков и власти.

В отряд Пугачёва вливались всё новые силы, а сам он покорял почти без боя одну крепость за другой. Главной его задачей был поход на Москву.

Царские войска во главе с Михельсоном били направлены на усмирение восставших. Крестьянские восстания теперь вспыхивали не только в местах действий армии Пугачёва, но и на правобережье Волги. Пугачёв тем временем занял ряд волжских городов, которые, однако, под напором правительственных войск был вынужден затем оставить. Для пополнения своего войска он устремился на юг. Пугачёв подошёл к Царицыну, но овладеть им не смог, и был разгромлен. Переправившись на левый берег Волги с небольшим отрядом, Пугачёв 12 сентября 1774 года был схвачен и выдан Михельсону казачьей верхушкой, желавшей таким образом купить себе прощение за участие в крестьянской войне.

ТЫ ЗВЕЗДА ЛИ, МОЯ ЗВЁЗДОЧКА

Ты звезда ли, моя звёздочка,

Высоко ты, звёздочка, восходила-

Выше леса, выше тёмного,

Выше садика зелёного.

Становилась ты, звёздочка,

Над воротцами решетчатыми.

Как во темнице, во тюремнице

Сидел добрый молодец,

Добрый молодец Емельян Пугачёв!

Он по темнице похаживает,

— Кандалы мои, кандалики,

Кандалы мои тяжёлые!

По ком вы, кандалики, доставалися?

Доставались мне кандалики,

Доставались мне, тяжёлые,

Не по тятеньке, не по маменьке-

За походы удалые, за житьё свободное!

-Для чего народ слагал песни?

-Какая песня будет исторической?

-О чём в них пелось?

-Кто были героями исторической песни?

-Какие факты жизни С. Разина и Е. Пугачёва вы запомнили?

-Какое отношение народа к этим героям выражается в песнях?

Источник

Урок литературы «Русские народные песни», 8 класс

ФИО: Харитонова Наталья Сергеевна

Место проживания: Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, пгт Апастово

Название учебного заведения: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Учебник, по которому ведется обучение: Коровина В.Я., Журавлев В.П. «Литература 8 класс»: Учебник для образовательных учреждений: в 2-х ч., Москва «Просвещение», 2010

Тема: «Русские народные песни», раздел «Устное народное творчество»

Продолжительность урока: 45 минут

Использование информационных технологий: мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point 2003

Тема: Русские народные песни

Цель: привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение русской песни – одного из главных богатств народной культуры.

Задачи: повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра русской народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности, совершенствовать навыки анализа лирического произведения; воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.

Тип урока: урок-семинар, урок-концерт.

Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Устное народное творчество» и проводится в 8 классе на втором уроке литературы. Подходит для любого УМК.

Оснащение урока:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Презентация к уроку «Русские народные песни».

Фонограмма русских народных песен.

«Жить припеваючи. » История русской народной песни. / Колпакова О. В.- 2010

1. Актуализация знаний учащихся об устном народном творчестве:

1) Выступления творческих групп учащихся: повторение жанровых особенностей былин, сказок, пословиц, поговорок, обрядового фольклора (проверка домашнего задания).

Читайте также:  Как определить пол ребенка народным способом на раннем сроке

2) Беседа с учащимися:

— Каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа воплощены в сказках?

— Какие черты характера воспеваются в народных сказках?

— Какие типы сказок вам известны?

— Чем отличается былина от сказки и что между ними общего?

— Какие циклы былин вы знаете?

— Что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объясните их смысл.

— Что общего у пословиц и поговорок и чем они отличаются?

— Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?

2. Слово учителя:

Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни.

Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.

Русская народная песня, к сожалению, мало знакома современным детям. Однако это богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции.

Сегодня мы с вами узнаем о том, из каких ритмов родилась песня тысячелетия назад, какую роль играла она в древних обрядах, как звучала она в праздники календарного цикла; познакомимся со значением исторических, хоровых, любовных, солдатских, семейных песен.

3. Сообщения подготовленных учащихся о русской народной песне:

1 ученик : Сообщение на тему «Народные песни»

2 ученик: Сообщение на тему «Календарно-обрядовые песни»

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Язычеством называют древнюю веру человека в силы природы. Корень «язык», «языч» здесь не случаен. Связь с силами природы люди устанавливали через язык, речь, через молитву (от слова молвить). Первые песни были молитвами. Обращения в них к Солнцу, к Месяцу, к Земле-матушке, Зорьке, Звездам, Ветру сохранились в песнях до нашего времени.

Молитвы были не только просьбами защитить или одарить. С помощью песен люди пытались активно менять действительность. Песня могла лечить и, напротив, быть проклятьем, могла подарить смелость, охранить в бою или обессилить врага. В песне исполнители выступали от имени богов, передавали их волю. Песней помогали богам. Поэтому считают: что споешь, то и исполнится!

Лад творили весной, когда природа просыпалась. Нужно было помочь природе, позвать, кликнуть весну, напомнить, что ее ждут, чтобы ничего она не забыла:

Приди к нам, весна,

Со великою к нам

Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.

С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Весенние песни назывались веснянками. Они похожи на заговоры, каковыми и вправду являлись старинные времена. Они пелись протяжно, как призыв издалека.

Дай, весна, добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое,

Жито густое, колосистое!

Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.

3 ученик: Сообщение на тему «Хороводные и игровые песни»

Хороводные песни

Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные.

В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:

Песни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом. Поэтому их еще называют частыми. Частые песни легко узнать по четкому ритму стиха и напева. Это изначально связано с ритмом пляски, хотя не все частые песни были плясовыми. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки. В частых песнях нередко встречаются разнообразные припевы: «ай – люли», «ой дуду», «люли – люли», они подчеркивают ритм песни, её плясовой характер:

Светит, светит месяц
Далеко, не близко,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!
Как во поле, поле
Девка просо полет,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!

Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.

По улице мостовой,
По широкой столбовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой.
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой,
Красавица, подожди!
Пойдем вместе за водой,
За холодной, ключевой».
– «Ах ты, парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ,
Мой батюшка у ворот;
Зовет меня в огород
Чесноку, луку полоть».

Частушки

С исчезновением старинных плясок и приходим модных городских танцев песни стали меняться. В это время особо ярко зазвучали частушки. Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.

Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX – начале XX веков. Но исследователи обнаружили глубокие корни современных веселых куплетов. Частушка тоже была связана с обрядом.

Ой, ни кукушечка кукует,

Не соловьюшко поет.

А не родимая ли мамынька

Мне голос подает?

Было и особое время для исполнения частушек: после заката, во время кукования кукушки или в праздники.

Были частушки жнивные, сенокосные, качельные, плясовые, свадебные, корильные, веселые частушки-скоморошины, изображавшие действительность в абсурдном, смешном виде, частушки рекрутские, поминальные.

Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях главным был не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под балалайку или гармошку. В XIX веке нередко исполнялись частушки «под язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным инструментам.

Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой.

4 ученик: Сообщение на тему «Семейно-обрядовые песни»

5 ученик: Сообщение на тему «Исторические песни»

6 ученик: Сообщение на тему «Традиционные лирические песни»

4. Прослушивание лирических народных песен и беседа:

Звучат песни в исполнении Н. Кадышевой, Н. Бабкиной, Л. Зыкиной (на усмотрение учителя). Песня «Тропочки» (исп. «Русская песня», Н. Бабкина)

Песня «Ой, снежок» (исп. «Золотое кольцо»)

Песня «Ой, мороз, мороз» (исп. «Золотое кольцо»)

Песня «Ивушка» (исп. Л.Зыкина)

— Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность?

— Что является предметом изображения в народных лирических песнях?

5. Устный анализ народной песни по предложенному плану:

Выразительное чтение (или исполнение) песни.

Смысл названия песни.

Кто и когда мог её исполнять?

Каким чувством проникнута песня?

Какие художественные приёмы использованы в этой лирической песне?

Из каких частей она состоит?

Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

6. Работа с учебником: чтение и обсуждение статьи В.Аникина «Русские народные песни» (стр. 5-8)

Какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен?

— На какие группы делятся народные песни?

— Почему народные песни используются в литературе и в других видах искусства? Приведите примеры.

— В чём особенность исторических песен?

— Какова роль исторических песен?

— Могут ли в наше время появляться народные песни?

7. Выразительное чтение хороводных, лирических, исторических песен, исполнение частушек.

Читаем (а ещё лучше – поём) народные песни, помещённые в учебнике, а также песни, самостоятельно подобранные для урока учащимися и учителем.

8. Конкурс на лучшее исполнение народной песни.

Подведение итогов конкурса, выявление победителей.

— Как вы понимаете слова литературного критика: «У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». (Ответы учащихся).

(Учитель отмечает удачные ответы, сообщения, исполнение, прозвучавшие во время урока, обращает внимание на исторические песни и предания, на передачу в них исторических событий).

10. Домашнее задание:

1 вариант: Перечитать предания, исторические песни и подготовить ответ на вопрос: «Как сообщает народ об исторических событиях в преданиях и песнях?» (стр. 8-14)

2 вариант (на выбор):

— Написание собственных или коллективных (от группы учащихся) песен.

— Создание частушек на школьные темы.

— Конкурс на лучшее инсценирование обрядовой песни.

— Создание сценария вечера (концерта) на тему «Русская народная песня».

Использованная литература:

«Жить припеваючи. » История русской народной песни. / Колпакова О. В.- 2010

Использованные ресурсы:

Информационные источники:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу