Анализ русской народной песни ах вы сени мои сени

Содержание

Помогите проанализировать песню «Ах, вы сени, мои сени»

Вообще то песня о пикапере.
девок спаивает и домогается.
а баба дура, понимает, что он на ней не женится
(Как и мне по вам, по сеничкам,
Не хаживати,
Мне мила друга за рученьку
Не важивати!),
но все равно готова отдаться.
(Я не слушала отца,
Спотешала молодца.
Я за то его спотешу,
Что один сын у отца.)

Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые кленовые,
Решетчатые!

Как и мне по вам, по сеничкам,
Не хаживати,
Мне мила друга за рученьку
Не важивати!

Выходила молода
За новые ворота,
Выпускала сокола
Из правого рукава.

На полетике соколику
Наказывала:
«Ты лети, лети, соколик,
Высоко и далеко,

И высоко и далеко,
На родиму сторону;
На родимой на сторонке
Грозен батюшка живет.
Он грозен, сударь, грозен,
Он не милостивой:
Не пускает молоду
Поздно вечером одну.

Я не слушала отца,
Спотешала молодца.
Я за то его спотешу,
Что один сын у отца.

Пивовар пиво варил,
Зелено вино курил,
Зелено вино курил,
Красных девушек манил

«Вы пожалуйте, девицы,
На поварню на мою!
На моей ли на поварне
Пиво пьяно на ходу.

На моей ли на поварне
Пиво пьяно на ходу,
Пиво пьяно на ходу
И на сладком на меду».

Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!

Источник

Помогите проанализировать песню «Ах, вы сени, мои сени»

Официальная история этой русской народной шуточной песенки
про сени начинается с первого упоминания о ней в 1790 году
российским фольклористом, пианистом и композитором Иваном
Прачом, а также поэта и переводчика Николая Львова.
Иван Прач и Николай Львов первый раз её опубликовали и
познакомили с ней широкие массы населения.
После публикации этой песни, она становится популярной в
различных областях, где её немного переиначивают
применительно к своему краю.
Песню поют на вечеринках и даже на свадьбах.
Кроме того, эта песенка исполняется солдатами в
художественном фильме С. Бондарчука «Война и мир».

«Ах вы, сени, мои сени»- русская народная плясовая шуточная
песня, в которой рассказывается история девушки, которая
любит молодого пивовара Ваню, но её строгий отец запрещает
им видеться.

Сени во времена Древней Руси в богатом доме были в виде
парадной террасы, расположенной на втором этаже.
Обычно сени поддерживались столбами и снабжались
красивыми деревянными решётками. Именно о таких сенях
поётся в песне. Именно с высокого места выпускает молодая
женщина сокола, чтобы тот летел на родимую сторонку.

Сеня Яйценюх

Источник

Русская народная песня «Ах вы, сени»

Номер материала: ДБ-1412038

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Музыкально-методическая разработка по слушанию произведения «Ах, вы сени» в младшей группе
учебно-методическое пособие по музыке (младшая группа) по теме

Волкова Наталья Николаевна

Слушание произведения «Ах, вы сени», русская народная мелодия. Музыкальная разработка по занятиям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«АХ, ВЫ, СЕНИ», русская народная мелодия

Послушайте внимательно: какую я сейчас сыграю вам музыку.

Вопросы после прослушивания:

— Вам понравилась музыка?

— Какая она была: веселая или грустная?

— Быстро или медленно я играла?

— Что можно делать под нее?

Второе прослушивание произведения.

Дети, сидя на стульчиках, выполняют движения руками по показу воспитателя (хлопают в ладоши, фонарики).

— Как весело плясали наши ручки под музыку «Ах, вы, сени». Музыка веселая, быстрая, плясовая.

Цель: Узнать произведение после проигрывания мелодии.

Внести игрушку: куклу, петрушку.

Вопросы после проигрывания мелодии:

— Узнали музыку? Что под нее можно делать? (танцевать, плясать)

— Как звучала музыка: весело или грустно? (весело)

— Быстро или медленно? (быстро)

— Если под музыку можно плясать, то как называется эта музыка? (плясовая)

Прослушивание пьесы, сопровождая пляской куклы, а дети хлопают в ладоши.

Цель: Узнать по игре на металлофоне. Прослушать в аудиозаписи.

Выполнять движения по показу воспитателя.

Уточнить: темп, характер, настроение пьесы.

Прослушать в записи пьесу «Ах, вы, сени».

Уточнить: темп, характер, настроение.

При повторном прослушивании предложить детям выполнять танцевальные движения (выставление на пяточку поочередно ноги, полуприседания).

Прослушать пьесу «Марш» (по выбору музыкального руководителя).

— Как звучала музыка: весело или грустно? (весело)

— Быстро или медленно? (быстро)

— Что можно делать под эту музыку? (маршировать)

— Как называется музыка, под которую можно маршировать? (марш). При повторном прослушивании предложить детям маршировать.

Провести игру «Что делает кукла (зайчик)?

У каждого ребенка в руках игрушка.

Музыкальный руководитель проигрывает фрагменты музыкальных произведений (танец, марш). Дети выполняют соответственные движения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по Трудовому воспитанию в первой младшей группе

Методическая разработка содержит теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Мною представленная работа представлет докуме.

Методическая разработка сценария досуга для детей второй младшей группы»Забавные игрушки»
Методическая разработка по ИЗО деятельности во второй младшей группе Лепка Тема недели: «Новогодний праздник»

Методическая разработка по ИЗО деятельности во второй младшей группеЛепка Тема недели: «Новогодний праздник»По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вараксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василье.

Методическая разработка образовательного мероприятия с детьми второй младшей группы по ФЭМП «Путешествие на автобусе»

1.Закреплять умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);2.Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет);3.Закреплять умение понимать вопрос «.

«Огуречик» (методическая разработка интегрированного занятия для детей 1 младшей группы)

Дидактическая игра с целью развития сенсорного восприятия у детей раннего возроста.

Источник

Ах, вы сени, мои сени

Сени и приделы народного домостроения возвращаются в наше время в новом качестве и новом исполнении.

Традиционная архитектура определялась особенностями климата. В северных широтах теплый помещения жилья обрастали многочисленными холодными приделами. Приделы защищали от выхолаживания и выстуживания стены дома, предотвращали сквозняки. Дом с приделами требовал меньше ресурсов на отопление.

В наше время обладатели дач и домов расстраивают жилища террасам и верандами. А со временем ставят остекление. Остекленные террасы выполняют те же функции, что и в давние времена приделы:

•Зимой служат буферной зоной

•Летом позволяют увеличить площадь жилья

Раздвижные конструкции позволяют создать многофункциональные помещения. Стекло выполняет функцию стен. Алюминиевое обрамление долговечно и надежно. Даже трехметровые листы стекла легко сдвигаются рукой и компактно складываются в углу помещения.

Читайте также:  Жанр русской народной песни плясовая

В межсезонье терраса за закрытыми стеклами аккумулирует тепло, раздвигая временные границы использования помещения. Зимой мебель, осветительные приборы надежно закрыты от снега и законсервированы до весны. Хотя…При желании и наличии отопления на остекленной веранде можно встретить Новый год, сидя у камина, укрывшись пледом с бокалом глинтвейна.

В Финляндии бум на такие террасы. Концерн Lumon планирует к весне 2019 запустить новые производственные мощности для удовлетворения спроса. А пока очередь… И это несмотря на конкуренцию. Безрамное остекление производят в Испании, в Германии, в Греции, в Турции, в Китае, в России, но очередь именно за финским.Видимо, потому, что даже неспециалисту видна разница в качестве, в деталях, стоит только дотронуться и попробовать сдвинуть створки. Ощущения качественной вещи не спутаешь: холодная бархатистость ручек, мягкий щелчок замка, алмазный блеск стекла.

Безрамное остекление Lumon вписывается в любой интерьер.

В теплое время года беседка полностью открывается и проветривается.

Подписаться на рассылку

Вам могут пригодиться эти товары

Комментарии ( 0 )

Добавить комментарий

Похожие статьи

Утепление балкона своими руками: этапы, советы и ошибки

Фронтон дома: виды фронтона и способы декорирования

Приступая к строительству частного дома, каждый застройщик задумывается и планирует не только способ строительства, используемые строительные материалы, функциональность и практичность будущего дома. Не менее важен для хозяина и внешний вид будущего дома. Фронтон дома – лицевая его часть, выполняющая задачу первого впечатления, именно на фронтон падает взор случайных прохожих. Подробнее о том, что это такое, и какие имеются способы декорирования фронтона, поговорим сегодня.

Остекление балкона по-фински

Балкон уникальная часть квартиры. Она вроде есть, но использовать ее можно только в теплое время года. Это часть квартиры, но на эти метры не начисляется квартплата. Все эти парадоксы определены тем, что балконы и лоджии изначально проектируются архитекторами, как холодные помещения. С одной стороны балконы являются архитектурным элементом и позволяют разнообразить фасады. С другой стороны – это дань нашей природе. Людям нужен свежий воздух и солнечный свет. Балконы позволяют, сделав один шаг очутиться под открытым небом.Непродуманное остекление балконов портит внешний вид зданий, нарушает вентиляцию и уменьшает инсоляцию внутри жилого помещения. Как же остеклить балкон не нарушив эстетики и строительных норм? Безрамным остеклением. Безрамное остекление Этот вид остекления был придуман в 90-е годы в Финляндии, где строгие строительные нормы запрещали какие-либо действия с балконами. Большую часть года финские балконы заливало дождями и заваливало снегом. Раздвижные легкие конструкции позволили решить эту проблему. Стеклянные полотна (не стеклопакеты!) высокого качества плотно прилегали друг к другу, не позволяя осадкам проникнуть на балкон. Остекление не герметично. Это очень важный параметр. Так как не нарушается естественная вентиляция воздуха. Свежие потоки поступают в жилое помещение так же, как если бы остекления не было. Это значит, что воздух в отапливаемом помещении будет насыщен кислородом. Герметичное остекление балкона препятствует проникновению воздуха при естественной вентиляции, что чревато духотой. А это может стать причиной головных болей, бессонниц, болезней.Безрамное остекление не закрывает проем. Жители северных широт испытывают дефицит солнечного света. Если еще и квартира освещена плохо, то депрессия обеспечена. «Безрамка» даже в закрытом состоянии пропускает максимальный световой поток, а в летнее время достаточно распахнуть створки – и можно принимать солнечные ванные. Про экономию тепла писать не буду. В Lumon, крупнейшем холдинге, производящем безрамное остекление в промышленных масштабах, заказывали исследование, которое показало, что на южных фасадах остекление экономит до 10% энергии на отопление. Россиянам пока это не так важно. LumonБезрамных конструкций выпускается много. Разброс цен велик, да и системы отличаются. Качество продукта видно даже на образцах. Lumon – уверенный лидер на рынке «безрамки». Для концерна это основной вид продукции. Никаких других систем (оконных или теплых) завод не выпускает. Автоматизированные линии гонят конструкции километрами на стройки Финляндии. Дома остекляют на стадии строительства. Застройщики знают, что квартиры с Lumon покупают быстрее. Треть продукции идет на экспорт. Ведущие архитекторы мира применяют безрамные конструкции, создавая уникальные долговечные фасады зданий. В России архитекторы знают и применяют Lumon. В основном, такое остекление применяют на объектах премиум и бизнес-класса. Несколько фирм в России предлагают настоящий финский Lumon частным лицам. Список опубликован на сайте концерна. Почему несколько? Открою секрет высокого качества Lumon: для этого вида остекления важно качество монтажа. Поэтому к монтажу допускаются мастера-стекольщики высокого уровня, прошедшие обучение на заводе в Финляндии, постоянно получающие информацию об технологических изменениях и новшествах.Это еще один секрет успеха, популярности и качества Lumon. Непрерывным совершенствованием продуктовой линейки занимается специальный отдел. Детали и узлы доведены до совершенства. Материалы продуманы и испытаны. Модельный ряд постоянно обновляется. Если в 90-х компания предлагала одну простенькую модель Lumon 2, то сейчас на смену пришел более шикарный Lumon 5, мощный Lumon 6 и универсальный Lumon 7.Стоимость финских конструкций, увы, пока не доступна среднему россиянину. Этой осенью в Домодедово официальный партнер Lumon OY российская компания «Балконы и террасы» ООО запускается производство безрамного остекления Lumon 5. Лицензионный продукт будет стоить скромнее, позволит конкурировать с большим количеством расплодившихся в последнее время конкурентов, предлагающих плохие копии настоящей оригинальной финской «безрамки».

Подписаться на рассылку

Присоединяйтесь к нам

Источник

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Русские народные песни: «Ах, вы сени!», «Как у наших, у ворот»

Елена Олейникова
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Русские народные песни: «Ах, вы сени!», «Как у наших, у ворот»

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Русские народные песни: «Ах, вы сени!», «Как у наших, у ворот»

рялку продам, ложку продам, гармошку куплю – плясать пойду»

В России русские люди много работали, пахали, сеяли, строили дома, шили себе одежду. Ленивых на Руси никогда не любили. Но не зря в народе говорят: «Делу время, потехе – час». Шуткам и веселью находилось место и время. А какой же праздник без музыки? Русские люди не только сами мастерили себе музыкальные инструменты, но и играли на них так, что ноги сами в пляс пускались.

Музыкальные инструменты, придуманные народом – называются народными. Это вот такие – трещотки, дудочки, колокольчики, деревянные ложки. Ведь этими ложками в старину только и пользовались, ими ели. Железных ложек тогда не было. А потом их использовали для подстукивания, и в пении для более чёткого ритма. На дудочках играли в основном пастухи, почему? В народе заметили, что животные охотно идут за пастухом, не убегают от него, если он играет на дудочке.

Проводим игру «Пастушок и стадо». Стадо – дети – коровки, телята – гуляют по группе. Ребёнок – пастух играет на дудочке, и все дети собираются в кружок вокруг пастуха. Замолкает дудочка – стадо гуляет, играет дудочка – стадо к пастуху. Присаживайтесь. Главным любимым инструментом на Руси – была балалайка. Про неёговорили:

В более современной России русским инструментом считается гармонь. Это веселый, озорной, яркий инструмент. Он весело играет весёлые танцевальные мелодии – под которые ноги сами шли плясать, а также под гармонь пели и поют протяжные, спокойные, нежные, медленные, красивые песни. Послушаем, и угадаем какие инструменты вы слышите в этих песнях?

Включаю диски с песнями и звучащими в них русскими народными инструментами. Дети, а хотите сами поиграть на музыкальных инструментах? Сейчас мы с вами под весёлую музыку сыграем целым оркестром. Раздаю детям дудочки, трещотки, деревянные ложки, погремушки, игрушечные гармошки, балалайки. Включаю песню «Ах вы сени, мои сени». А теперь предлагаю вам потанцевать под весёлую песню. Включаю песню – плясовую «Как у наших у ворот».

В конце занятия предлагаю детям разукрасить трафареты балалайки. Во время рисования включаю негромким фоном русские песни ансамбля «Вересок» из Петрозаводска.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Знакомство с русскими народными игрушками»Интегрированное занятие по познавательному развитию «Знакомство с русскими народными игрушками» Тема: «Знакомство с русскими народными игрушками» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественная.

Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Цель. Продолжать.

Конспект занятия самостоятельной музыкальной деятельности «Знакомство с музыкальными инструментами» (первая младшая группа) Самостоятельная музыкальная деятельность в 1 младшей группе «Знакомство с музыкальными инструментами». Цели: Знакомство детей с музыкальными.

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры в процессе знакомства с русскими народными подвижными играми «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через знакомство с русскими народными подвижными играми»В настоящее время растет интерес.

Проект «Знакомство с музыкальными инструментами»Проект «Знакомство с музыкальными инструментами» Кратковременный проект «знакомство с музыкальными инструментами» Продолжительность проекта: с 2.11.2015 по 27.11.2015г. В настоящее время.

Читайте также:  Борьба со слизнями в саду народными средствами

Сценарий НОД в подготовительной группе «Знакомимся с русскими народными инструментами» Сценарий активизирующего общения по художественно – эстетическому развитию («Музыка») в подготовительной группе «Знакомимся с русскими.

Совместно организованная деятельность воспитанников разного возраста «Знакомство с русскими деревянными инструментами» «Знакомство детей с русскими народными деревянными инструментами» Цель: формирование диалогического общения воспитанников разного возраста.

Знакомство детей с русскими народными потешками: «Котик», «Ах, не плачь, не плачь», «Ночь пришла»Знакомство детей с русскими народными потешками: «Котик», «Ах, не плачь, не плачь», «Ночь пришла» Конспект игры в рамках проекта по театрализованной деятельностиТема:Знакомство детей с русскими народными потешками: «Котик», «Ах, не плачь,.

Знакомство дошкольников с духовыми инструментами «Встреча с задушевным другом»Знакомство дошкольников с духовыми инструментами «Встреча с задушевным другом» 29 января воспитанники старших и подготовительных групп МБДОУ «ДСОВ № 26», встречали юных музыкантов духового отделения музыкального училища.

Знакомство с музыкальными инструментами с использованием ИКТ По залу расставлены изображения музыкальных инструментов, дети проходят под музыку в зал и их рассматривают, затем присаживаются на свои.

Источник

Открытое занятие по фольклору на тему » Исполнение русской народной песни плясового жанра «Ах вы сени»

Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец»

Открытое занятие педагога дополнительного образования Педагог дополнительного образования Семенова Екатерина Андреевна

Студия Ансамбль русской народной песни «Тропарёвская рябинушка»

Время проведения: 13.20-14.20

Возраст детей: 8-10 лет

Год обучения: 1 год обучения

Тема занятия: Исполнение русской народной песни плясового жанра «Ах вы сени»

Цель занятия: На примере русской народной песни «Ах вы сени» показать исполнение русских народных песен плясового жанра.

Обучение детей элементам народной пляски.

Развитие координации движения

Развитие навыков игрына традиционных народных инстументах (ложки, бубны, трещотки)

Воспитание собранности, внимания и терпения.

Воспитание интереса и эстетики пляски.

1.Организационный момент:

Педагог приветствует гостей и детей. Показывает обучающимся разминку – прветствие. Обучающиеся, стоя в круге музыкальной фразой приветствуют друг друга.

2.Практическая часть:

Подготовительный этап.

Педагог объявляет содержание занятия, объясняя роль хорошей дикции в освоении песен плясового характера. В связи с этим показывает ряд упражнений. Дети выполняют упражнения: гимнастика для губ, щёк, языка; упражнения для чёткого произношения согласных, ускорения произношения текста в песни.

Объявление цели занятий.

Формулировка цели занятия: правильное исполнение русской народной песни «Ах вы сени», соответственно её плясовому жанру. Хореография плясовой песни. Обучающиеся осознают и принимают цель занятия.

Основной этап. Педагог демонстрирует игру на народных инструментах для лучшего восприятия детьми ритмического рисунка. Для этого под музыкальное сопровождение 1 куплет стучит на ложках, 2 куплет песни играет на бубне, 3 куплет на трещотках. Затем раздаёт инструменты детям. Дети под музыкальное сопровождение каждый по очереди, а затем все вместе играют на инструментах. Ощутив ритм песни, повторяют отдельные фрагменты плясового шага, дробей, пластику народного танца. В итоге, отдельные элементы народной пляски соединяются в единую хореографическую постановку русской народной плясовой песни.

Подведение итогов.

Анализ пройденного материала на занятии педагогом совместно с обучающимися. Обучающиеся отвечают на вопросы педагога и осуществляют самооценку прошедшего занятия.

Во время занятия были использованы:

— компьютер со сканером и принтером,

— магнитола с кассетами и дисками

Реквизит:

Наглядные пособия:

— иллюстративно-художественный материал; специальная литература,

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

Агафонов О.. Русские народные песни. Изд. Москва. «Музыка» 1983 год

Корепова К.Е. Теплова И.Б: Русский фольклор. – СПб.: Наука, 2011

Астахова Н.В. «Ехал Грека через реку» Скороговорки, загадки, шутливые диалоги. 2013 г.

Лыкова И.А. «Фольклор и дети. Педагогика искусства» 2013 г

Т.И Суворова СПб «Танцевальная ритмика» 2014г.

Яновская В. Ритмика. Практическое пособие. Музыка – Москва 2012г.

Источник

Вариации на темы русских народных песен «Зачем тебя я, милый мой, узнала» и «Ах вы, сени мои, сени» Александра Цыганкова: от фольклора к джазу Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гальцев Дмитрий Игоревич

VARIATIONS ON THEMES OF THE RUSSIAN FOLK SONGS “WHY HAVE I MET YOU, MY SWEETHEART” AND “OH, YOU, MY INNER PORCH” BY ALEKSANDR TSYGANKOV: FROM FOLKLORE TO JAZZ

Текст научной работы на тему «Вариации на темы русских народных песен «Зачем тебя я, милый мой, узнала» и «Ах вы, сени мои, сени» Александра Цыганкова: от фольклора к джазу»

Гальцев Дмитрий Игоревич

ВАРИАЦИИ НА ТЕМЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН «ЗАЧЕМ ТЕБЯ Я, МИЛЫЙ МОЙ, УЗНАЛА» И «АХ ВЫ, СЕНИ МОИ, СЕНИ» АЛЕКСАНДРА ЦЫГАНКОВА: ОТ ФОЛЬКЛОРА К ДЖАЗУ

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 8(70) C. 43-46. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/8/

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

40 памятников церковной архитектуры могло бы находиться на территории города. Однако в 20-30-е гг. XX в. практически все храмы Череповца были уничтожены. Градообразующий принцип застройки окончательно изменился с возведением крупных заводов.

По словам протоиерея Александра Салтыкова, «историческая застройка отражает религиозное сознание прошлых поколений» [9]. Можно было бы добавить, что это сознание не менее ярко отражается и в живописи, в иконописи, что отчетливо просматривается в иконописном наследии Череповецкого края.

1. Афетов Л. В. Исторический очерк бывшего Череповского Воскресенского монастыря и его земельных владений / вступ. ст.: Э. П. Риммер, М. Бородулина. Череповец: Музейное объединение, 2010. 479 с.

2. Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 448 с.

3. Исповедные росписи Воскресенского собора с 1831 года по 1851 год за 20 лет // Научный архив Череповецкого музейного объединения. Ф. 8. Оп. 24.

4. Кирикова О. А. Документы из архива Воскресенского Череповецкого монастыря // Череповец: краеведческий альманах. Вологда: Легия, 1999. Вып. 2. С. 131-140.

5. Комашко Н. И. Иконопись Нового времени в частных собраниях // Русское искусство. 2005. № 1 (5). С. 98-103.

6. Леушинское подворье [Электронный ресурс]. URL: http://leushino.ru/index.html (дата обращения: 09.06.2016).

7. Осипов А. И. Какой духовностью мы живем? [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ osipov/kakoj-duhovnostju-my-zhivem.html (дата обращения: 12.06.2016).

8. Осипов А. И. Куда идет христианство [Электронный ресурс]: лекция, прочитанная в Сретенской духовной семинарии, дек. 2001. URL: http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/osipov3.htm (дата обращения: 12.06.2016).

9. Салтыков Александр, протоиерей. Историческая застройка отражает религиозное сознание прошлых поколений [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/protoierey-aleksandr-saltyikov-istoricheskaya-zastroyka-otrazhaet-religioznoe-soznanie-proshlyih-pokoleniy (дата обращения: 21.06.2016).

10. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути Русского богословия [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/ florovsky/puti/03.html (дата обращения: 11.06.2016).

REPRESENTATION OF SOCIETY’S SPIRITUAL STATE IN ICON-PAINTING HERITAGE OF CHEREPOVETS REGION OF THE XVII-XIX CENTURIES

Galunova Svetlana Nikolaevna, Ph. D. in Art Criticism Cherepovets State University sng2052@yandex. ru

Key words and phrases: Cherepovets region; icon painting heritage; late icon; artistic evolution; spiritual state of society; Christian consciousness secularization.

УДК 7; 18:7.01 Искусствоведение

Ключевые слова и фразы: народно-инструментальное творчество; балалайка; домра; Александр Цыганков; фольклорный тематизм; вариации на тему русской народной песни; джаз.

Гальцев Дмитрий Игоревич

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова dmitrygaltsev@mail. т

ВАРИАЦИИ НА ТЕМЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН «ЗАЧЕМ ТЕБЯ Я, МИЛЫЙ МОЙ, УЗНАЛА» И «АХ ВЫ, СЕНИ МОИ, СЕНИ» АЛЕКСАНДРА ЦЫГАНКОВА: ОТ ФОЛЬКЛОРА К ДЖАЗУ

Проблема появления в народно-инструментальной культуре самостоятельного стилевого направления, связанного с особенностями фольклорного мышления в творчестве современных композиторов, относится

к наиболее актуальным для отечественного музыкознания. В своём творчестве для русских народных инструментов А. А. Цыганков, как истинный продолжатель традиций музицирования на этих инструментах, опирается на фольклорный материал. Цель данной статьи связана с рассмотрением авторских приёмов работы с цитированными мелодическими источниками.

Следует отметить, что большинство композиций, в которых обнаруживает себя народно-песенный тема-тизм, написаны в жанрах, связанных с вариационными принципами развития. Это, в первую очередь, собственно вариационные циклы (на темы русских народных песен «Травушка-муравушка», «Коробейники», «Светит месяц»), обширную группу образуют произведения с жанровым определением «обработка народной песни» («Частушки», «Перевоз Дуня держала» и др.), и незначительное количество сочинений, но очень показательных в плане методов претворения фольклорного материала, представляют собой произведения в жанре фантазии («Русская фантазия» для балалайки с оркестром, Фантазия на тему русской народной песни «Не брани меня, родная», Фантазия на тему русской народной песни «Белолица-круглолица» и др.).

К настоящему времени накоплено достаточно произведений, где в качестве солирующих инструментов используется эта пара. При всей близости и тембральном сходстве эти два ярких представителя народно-оркестровой культуры могут являться выразителями совершенно разных настроений и образов (лирическое песенное начало, наигрыши, драматические монологи).

На первый взгляд балалайка отходит на второй план, аккомпанируя более звонкой и яркой домре. Но композитору удаётся сохранить тонкую грань баланса звучания обоих инструментов, подчёркивая и выделяя блестящие пассажи домры на фоне бархатного звучания аккордов балалайки. Переплетаясь между собой в разных регистрах, балалайка и домра в ансамбле демонстрируют совершенно новую изысканную звуковую палитру. Умелое использование технических возможностей и различных колористических приёмов каждого инструмента (флажолеты, vibrato, glissando) придаёт звучанию особый блеск и виртуозность.

Читайте также:  Как утолщить эндометрий народными средствами

Тема песни «Зачем тебя я, милый. » звучит после четырёхтактового прелюдированного вступления у обоих солистов (фигурационные пассажи, в которых скрыты интонационные обороты будущей темы,

На куплетно-вариационных проведениях русской народной песни «Ах вы, сени. » строится последующий более масштабный раздел. Уже в первом куплете автор обогащает голоса обеих партий нетерцовыми тонами, усложняет структуру простых аккордов септаккордами (есть и более сложные созвучия, в том числе нонаккорды), также используются аккорды нетерцового строения (квартаккорды). Необычным предстаёт приём аккордового glissando в сочетании со стремительным crescendo, приводящий к sforzando. Как и в случае с первой темой, обращает на себя внимание то, что темы не цитируются в «чистом» виде. Композитор даёт сразу изменённый вариант (Пример № 2).

Второй куплет связан с появлением выразительного синкопированного подголоска в аккомпанирующей партии домры. Тема звучит в ритмическом дроблении (шестнадцатыми длительностями), изложена в аккордовой фактуре у балалайки. Третий куплет содержит далёкий от темы интонационный материал. В наиг-рышных фигурациях домры и балалайки угадываются лишь отдельные тоны, опирающиеся на гармоническую структуру песни «Ах вы, сени мои, сени» (цифры 8, 9). В следующем куплете партия домры ритмически усложняется за счёт пунктира, синкоп и приёма pizzicato средним пальцем, а проведение темы у балалайки напоминает фигурации предыдущего куплета (здесь можно говорить о своеобразном варианте обра-щённой фактуры, что наблюдалось во вступлении ко всему произведению). Яркие джазовые гармонии деформируют фольклорную тематическую основу, а отмеченные фактурные преобразования свидетельствуют о проникновении импровизационного начала (Пример № 3).

В следующих вариациях происходит постепенный поворот к основному тематизму. В них всё более отчётливо начинают вырисовываться черты песни «Ах вы, сени мои, сени». Сначала возвращается аккордовое сопровождение в партии балалайки, основанное на гармонических вертикалях темы. Далее следуют небольшие мелодические эпизоды, в той или иной степени связанные с основными мотивными сегментами песни. Затем виртуозные пассажи обоих инструментов подводят к последнему куплету, полностью основанному на тематическом материале танцевального наигрыша «Ах вы, сени.».

Заключительный вариационный раздел всего произведения, который можно обозначить как Coda, представляет собой сольный эпизод домры. Это кульминационное проведение дано в темпе Presto в свинговой манере (ремарка автора swing). Впоследствии к этому джазовому ритму присоединяется балалайка, демонстрирующая совершенно новый мелодический материал, не основанный на представленном выше тематизме русских народных песен.

На протяжении всего произведения партии солистов образуют фактурные переклички, создают своеобразный тембровый контрапункт. Подобный тип фактуры весьма характерен для произведений фольклорного направления. При этом композитор максимально использует технические возможности обоих солирующих инструментов. В стилистическом отношении также наблюдается «модуляционный» процесс: от традиционных приёмов фольклорного инструментализма в начале цикла к формам джазового музицирования в последней вариации и коде. Благодаря оригинальному синтезу современных способов подачи народного песенного материала и элементов джазовой техники композитором создаётся своеобразный в жанровом отношении вариационный цикл.

1. Варламов Д. И. К вопросу о народности музыкального инструментария // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: опыт коллективного исследования: межвуз. сб. науч. трудов / гл. ред. Д. И. Варламов. Екатеринбург: Уралтрейд, 2000. С. 15-19.

2. Варламов Д. И. Народность музыкального творчества как социокультурный феномен в общественном сознании россиян. Саратов, 2000. 128 с.

3. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002. 351 с.

4. Официальный сайт народного артиста России Александра Цыганкова [Электронный ресурс]. URL: http://www.domraking.ru/ (дата обращения: 10.07.2016).

5. Цуккерман В. А. «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыке. М.: Сов. композитор, 1975. 464 с.

VARIATIONS ON THEMES OF THE RUSSIAN FOLK SONGS «WHY HAVE I MET YOU, MY SWEETHEART» AND «OH, YOU, MY INNER PORCH» BY ALEKSANDR TSYGANKOV: FROM FOLKLORE TO JAZZ

Gal’tsev Dmitrii Igorevich

Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninoff dmitrygaltsev@mail. ru

Key words and phrases: folk instrumental art; balalaika; domra; Aleksandr Tsygankov; folkloric themes; variations on theme of Russian folk song; jazz.

Источник

Какова история русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени»?

Где было найдено произведение «Ах вы, сени, мои сени» впервые, в какой области России?

Официальная история этой русской народной шуточной песенки про сени начинается с первого упоминания о ней в 1790 году российским фольклористом, пианистом и композитором Иваном Прачом, а также поэта и переводчика Николая Львова. Иван Прач и Николай Львов первый раз её опубликовали и познакомили с ней широкие массы населения.

После публикации этой песни, она становится популярной в различных областях, где её немного переиначивают применительно к своему краю. Песню поют на вечеринках и даже на свадьбах.

Кроме того, эта песенка исполняется солдатами в художественном кинофильме С.Бондарчука «Война и мир». И поэтому о ней узнали многие страны.

Да потому что война исчерпала резервы и возможность продолжать войну Японией. А России война на Дальнем Востоке, при отсутствии нормальной логистики, тоже была не по силам. Да и революция не кстати случилась. Мир нужен был обоим странам. Но первым никто не хотел идти на унижение с предложением мира. Предложили США обоим странам.

Кстати в Портсмуте именно японцев чествовали как победителей, а США оказывали солидное давление на Россию в ходе переговоров. Но русский представитель С.Ю. Витте сумел переломить общественное мнение демократическим поведением, в том числе предложив присутствие СМИ в ходе переговоров, а японцы проиграли отказав в этом журналистам и проявив излишнюю гордость.

Японцы поначалу требовали:

Ну а в Японии Портсмутский договор был трагедией. Он вызвал массовые беспорядки и протесты японского населения, который принял мир как унижение нации-победителя. Участников беспорядков возмущало отсутствии контрибуции ибо затраты Японии на войну были колоссальные.

Только в Токио митинговали свыше 30 тысяч человек. При разгоне погибло 17 человек, ранено около тысячи. Толпа разрушила более половины полицейских участков в городе. В результате правительство страны ушло в отставку.

Источник

Ах вы, сени, мои сени

«Ах вы, сени, мои сени» — русская народная плясовая [1] шуточная песня, в которой рассказывается история девушки, которая любит молодого пивовара Ваню, но её строгий отец запрещает им видеться. Размер – 4/4, тональность до мажор, характер весёлый.

Содержание

Древнерусские образы [ | ]

Пиво — один из древнейших напитков, известный вместе с мёдом, квасом и вином. В деревнях пиво варилось для братчины перед большими сельскими праздниками — чаще это были Рождество или Никола Зимний, Масленица, Пасха и престольный праздник. Обычно пиво изготавливалось из ржаного и овсяного солода, а также хмеля. Хороший пивовар на праздниках всегда пользовался уважением.

Описание песни [ | ]

В 1906 году на приисках Ципиканского золотоносного района появилась другая песня на мотив «Уж, вы сени, мои сени», в основу песни положен реальный случай. Купец Козлов, взявший в аренду прииск Ивановский, настолько задолжал работникам, что они взломали его «козенку» — склад с товарами и продуктами — и взяли всё необходимое для себя и своих семей. Рабочие связали Козлова, вынесли его на дорогу и прикрепили записку: «Собаке собачья смерть». Один из сыновей золотопромышленника Прохора Бодрова подобрал Козлова. Козлов дал согласие Бодрову на совместное управление прииском, рабочим сразу же был дан полный расчёт. Козлов вскоре исчез. Возникнув сразу же после этого случая, песня продолжала жить долгие годы.

Уж, вы, сени, мои сени,
В сенях новеньких сидит
Молодой купчина с пузом,
Весь от страха он дрожит.
Задолжал рабочим людям
Он копейку не одну.

Мы его сами осудим
И решим его судьбу.
Уж, вы, сени, мои сени.
Не сидит в сенях купец,
За должок козенка вскрыта,
И купцу пришел конец.

Сама мелодия проста, но способна к украшению, и по этой причине она часто является второй или третьей мелодией, которой учат начинающего ученика на балалайке. Её часто исполняют сольные певицы.

Песня стала известна во многих странах мира благодаря эпическому советскому фильму Сергея Бондарчука 1968 года «Война и мир» по роману Льва Толстого. Первая часть фильма включает в себя сцену с русскими солдатами, поющими эту песню во время прохода через австрийскую деревню. Песня была использована также во французском фильме 2009 года «Коко Шанель и Игорь Стравинский».

См. также [ | ]

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу