Анализ русской народной песни и туда гора и сюда гора

Литература. 8 класс (1 часть)
Русские народные песни

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Несказанно прекрасен мир народной песни. Песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. Бытовые песни можно разделить на несколько групп. Обширна группа календарных песен — их пели в определённые дни года, по праздникам. Календарная песня — это песня, исполнение которой в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла.

Новый год встречали в надежде на доброе житьё. Всюду по деревням и городам на так называемых Святках из дома в дом ходили подростки и величали хозяев; величальные песни на юге называли колядой, около Москвы, Владимира и Рязани— о все нем, на севере — виноградьем. Тема, смысл и образы их, однако, были одни и те же. Обычай обязывал угощать певцов. Чем щедрее было подарение — кусок пирога, пышка, ломоть хлеба, денежка, тем ближе казалось исполнение доброго пожелания. Хозяева дома и певцы вступали в обрядовую игру.

Название «коляда» возникло из названия первых дней каждого месяца в римском календаре — «календ». Календарь римлян был перенят в давние-давние времена славянами.

Весну закликали песнями-веснянками, в майские дни чествовали деревья и цветы. С календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые, плясовые песни.

Обширны группы песен, не связанных ни с обрядами, ни с пляской, — это лирические песни, медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования.

Любовные песни не единственный вид народной лирики. Не менее обширна группа семейных песен: в них выражалась печаль домашних неурядиц. Перед нами встают картины старинного житья-бытья. В особенности горьки песни о вдовьей и сиротской жизни.

Как ни тяжела была жизнь народа, неистребимой оставалась шутка. Шуточные песни — особая группа лирических песен. На род трунил над незадачливыми женихами, спесивыми невестами, неумелыми стряпухами. А. С. Пушкин упомянул об одной такой песне в стихотворении «Зимний вечер»:

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила.

От лирических песен отличаются свадебные обрядовые песни, предназначенные для исполнения на свадьбе. Пение этих песен предусмотрено самим обрядом. Эти песни были пленительной поэзией, которая украшала свадьбу, делала её памятным событием в жизни человека. На свадьбе звучали причитания невесты.

1. Песня «Ах, барыня, барыня. ». Гравюра на меди. 1877

2. Песня «Во лузях. ». Раскрашенная литография. 1889

Причитания-плачи звучали и на похоронах, при отъезде в дальнюю дорогу, на похоронные плачи были похожи причитания по рекруту-новобранцу.

Читайте также:  Высокий гемоглобин лечение народными методами

Во второй половине XIX столетия в народе появились частушки. Среди частушек были лирические попевки:

Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветёт,
Лучше нету той минуты,
Когда миленький придёт.

Особое место в народной песне занимает песня историческая, которая говорит о действительно живших людях, чем-то заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях.

В исторических песнях поётся о том, как Иван IV завоевал Казань, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасать Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих стругах, как в Полтавском бою солдаты Петра одержали победу над шведами, как Пугачёв пригрозил графу Панину, как Суворов велел армии переплыть море, как Кутузов вступился за честь России.

Минувшая история проходит в народных песнях такой, какой её пережил народ, как он понял её.

Хороводные и лирические песни

В тёмном лесе, в тёмном лесе,
В тёмном лесе, в тёмном лесе,
За лесью, за лесью,
Распашу ль я, распашу ль я,
Распашу ль я, распашу ль я
Пашенку, пашенку,
Я посею, я посею,
Я посею, я посею
Лён-конопель, лён-конопель,
Тонок, долог, тонок, долог,
Тонок, долог, тонок, долог,
Бел-волокнист, бел-волокнист.
Как повадился, как повадился,
Как повадился, как повадился
Вор-воробей, вор-воробей
В мою конопельку, в мою конопельку,
В мою конопельку, в мою конопельку
Летати, летати,
Мою конопельку, мою зелененьку,
Мою конопельку, мою зелененьку
Клевати, клевати.
Уж я ж его, уж я ж его,
Уж я ж его, уж я ж его,
Его изловлю, его изловлю,
Крылья-перья, крылья-перья,
Крылья-перья, крылья-перья
Ему ощиплю, ему ощиплю.
Он не будет, он не станет,
Позабудет, перестанет
Летати, летати,
Мою конопельку, мою зелененьку,
Мою конопельку, мою зелененьку
Клевати, клевати.

Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная,
Ты, тёмная ночка, осенняя!
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, ни частых звёздочек!
Нет у девицы родного батюшки,
Нет ни батюшки, нет ни матушки,
Нет ни братца, ни родной сестры,
Нет ни рода, нет ни племени!
Уж как был-то у ней мил-сердечный друг,
Да и тот теперь далеко живёт.

Вдоль по улице метелица метёт;
За метелицей мой миленький идёт.
— Ты постой, постой, красавица моя,
Дай мне наглядеться, радость, на тебя!
На твою ли на прекрасну красоту,
На твоё ли да на белое лицо.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дай мне наглядеться, радость, на тебя!
Красота твоя с ума меня свела,
Сокрушила добра молодца меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дай мне наглядеться, радость, на тебя!

Читайте также:  Как называется народный танец армении

СЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН

Хороводные и лирические песни

«Зацветала у лозы лоза»

Зацветала у лози лоза,
Зацветала у лози лоза,
Голубые у Маши глаза.
Голубые у Маши глаза,
Голубые у Маши глаза,
На свет белай они не глядят.
На свет белай они не глядят,
На свет белай они не глядят,
Про любовность они говорят.
Про любовность они говорят,
Про любовность они говорят:
— Я любила, братцы, одного.
Я любила, братцы, одного,
Я любила, братцы, одного,
Я страдала да за него.
Я страдала да за него,
Я страдала да за него,
Слёзно плакала, братцы, по нём

«И туда — гора, и сюда — гора»

И туда — гора, и сюда — гора.
Между теми крутыми горами
Всходила заря.
Между теми крутыми горами
Всходила заря.
А то не заря не вечерняя,
А то ж моя молода дивчина
По воду пошла.
А то ж моя молода дивчина
По воду пошла.
По воду пошла, ветрела казака,
С кем стояла, речи промолвляла,
Ласкова была.
С кем стояла, речи промолвляла,
Ласкова была.
Дивчина моя, напои коня
Из той новой рубленной крыницы
С нового ведра.
Из той новой рубленной крыницы
С нового ведра.

1. Подумайте, к каким видам (обрядовые, хороводные, лирические, исторические) относится каждая из этих песен.

2. Как вы думаете, почему в хороводной песне «И туда — гора, и сюда — гора» звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?

3. Песня «И туда — гора, и сюда — гора» записана фольклористами в Белгородской области. Какие особенности южнорусского говора (прежде всего в лексике) вы услышали в этой песне?

4. Как вы считаете, в каких песнях, хороводных или исторических, более чётко доносится до слушателя текст, слова песни? Почему?

Исторические песни

Исторические песни — песни, в которых рассказывается об определённых исторических событиях и конкретных исторических лицах. По форме старые исторические песни близки к лирическим крестьянским: в них часто встречаются образы лирических песен — удалый добрый молодец, солдатушки, общие для народной песни эпитеты, сравнения, запевы.

Пугачёв в темнице

Ты, звезда ли моя, звёздочка,
Высоко ты, звёздочка, восходила:
Выше леса тёмного,
Выше садика зелёного.
Становилась та звёздочка
Над воротами решётчатыми.
Как во темнице, во тюремнице
Сидел добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугачёв.
Он по темнице похаживает,
Кандалами побрякивает:
«Кандалы мои, кандалики,
Кандалы мои тяжёлые!
По ком вы, кандалики, доставалися?
Доставались мне кандалики,
Доставались мне тяжёлые
Не по тятеньке, не по маменьке —
За походы удалые, за житьё свободное!»

Читайте также:  Забита раковина на кухне что делать народные средства

Пугачёв казнён

Нет больше народного заступника.
Емельян, ты, наш родный батюшка!
На кого ты нас покинул?
Красное солнышко закатилось.
Как остались мы, сироты горемычны,
Некому за нас заступиться,
Крепку думушку за нас раздумать.

СЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН

«Там татары шли»

Там татары шли, они ковылу жгли.
Они ковылу жгли, кашу варили,
Кашу варили, сваримши кашу, семейку делили.
Доставалося сестра брату, тёща зятю.
Как брат сястру на Русь отпустил.
А зять тёщу у полон у взял.
Он гнал её и босаю, и голаю, но пожарищу.
Пригнал её у дом у свой.
Приказал он её три дела делать: он глазками гусей стеречь, а ручками белу воланку прясть.
А ножками дитя качать.
Она стала дитя прибаокавать: — Ты усни, моё дитятко.
Ты по батюшки татарский сын, а по матушки мой уночек.
А служанушки по сенюшкам похаживали, они бабушкины прибауточки подслушевали.
И пошли ж они до барыни, до сударыни:
— Да барыня, ты сударыня, да иди-ка ты, полушайтя
Да ты бабушкины прибауточки.
Как пошла наша барыня, послушала — белы ручушки спляскнулися,
Сами дверушки отворилися. — Да ты, мамушка, ты родимая,
Да бросай жа ты всю работушку.

«Про Пугача»

Нас пугали Пугачом, да,
Он кормил нас калачом, да,
Он кормил нас калачом.
Командир давал с плеча, да,
Пугач дал нам калача, да,
Пугач дал нам калача.

1. «Там татары шли» — одна из нескольких песен, передающих фольклорный сюжет «тёща в полоне (плену) у зятя». Как вы думаете, почему этот драматический сюжет сохранила народная память?

2. Как художественные средства песни (и словесные, и музыкальные) передают драматизм отношений двух народов, их кровную историческую связь?

3. Какие особенности жанра баллады вы можете отметить в песне «там татары шли»?

4. Сравните исполнение этих песен с исполнением народных песен хором имени Пятницкого. В чём сходство и в чём различие? Как вы думаете, почему фольклорный коллектив исполняет прослушанные вами песни без музыкального сопровождения?

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу