Анализ русской народной песни в темном лесе в темном лесу

План-конспект урока по литературе под издательством В. Я. Коровиной на тему «Лирическая песня как жанр народной поэзии»

по литературе под издательством В. Я. Коровиной

в 8 классе МАОУ СОШ №2

на тему «Лирическая песня как жанр народной поэзии»

Разработала: Аристова Валентина Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

1 категория МАОУ СОШ №2

Город Алапаевск, 2018г.

Тема: «В мире русской народ­ной песни. «В темном лесе. », «Уж ты ночка, ноченька темная. », «Вдоль по улице метелица метет. ».»

а) повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с народными лирическими песнями ;

б) формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию;

в) воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;

г) формировать умение работать в группах.

а) приобщить учащихся к усвоению русского фольклора;

б) совершенствовать умение анализа произведений устного народного творчества;

в) прививать любовь, интерес, уважение к творчеству родного народа.

мультимедийная презентация учителя, учебник, распечатанные материалы для самостоятельной работы учащихся, народные песни, слова песен на каждой парте, портреты исполнителей.

Дата проведения: 12 декабря 2018 г.

Тип урока: Изучение нового материала.

Технология урока: Ознакомление с лирическими песнями.

Планируемые образовательные результаты.

Основные термины, понятия: Основное назначение народных лирических песен аллитерация,

ассонанс, постоянный эпитет, лексический повтор, звукообраз, лирическая проникновенность, лексический и звуковой повтор, анафора, инверсил).

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в прошлое, далекое прошлое. В те времена, когда люди не умели писать, читать, не было книг, журналов. А все передавалось в устной форме. Такая литература, к счастью, дошла до нас, и называется она устное народное творчество.

б). Актуализация знаний.

Своеобразие процесса устного народного творчества заключается в том, что сказочники и певцы не столько создают нечто новое, сколько повторяют усвоенное от других лиц.

При многократном пересказывании и пении сохраняется лишь удачно спетое и удачно сказанное, поэтому фольклорные произведения называются народными. И еще можно сказать, что существуют многочисленные варианты фольклорных произведений, так как они не записывались, а передавались устно.

Какие жанры устного народного творчества вы знаете? Назовите их.

Ребята внимательно слушают учителя и проверяют готовность к уроку.

Сказки, былины, пословицы, поговорки.

Прослушивание песни «Валенки»

Слово учителя. Вы прослушали песню. Какая она? Надеюсь, вы догадались, что она относится к русскому фольклору, а именно к лирической песне. Как выдумаете, над чем мы будем работать в течение урока? Что будем делать для этого?

Чем богат русский фольклор?

Мы только что прослушали фольклорный вариант песни «Валенки..». Какие ассоциации она у вас вызвала?

— Лирическая проникновенность, исповедальностью признания.

Презентация нового материала.

Что мы называем песней?

— Как вы думаете, как же создается и живет народная песня?

Русская народная песня всегда была и, надеюсь, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные свойства и переживания.

Основное назначение народных лирических песен – выражать чувства, мысли, настроение народа. Давайте посмотрим отдельно на каждый вид песни.

Работа по учебнику. Чтение статьи «Русские народные песни», с.5-8.

Для того чтобы понять смысл и почувствовать красоту народной лирической песни уточним значения некоторых терминов и запишем в тетрадь.

Нужно знать, что в лирических песнях присутствует звукообраз, для них характерна лирическая проникновенность, при их напеве – лексический и звуковой повтор. Что это такое, давайте разберемся.

Прослушивание народных песен.

В темном лесе, в темном лесе,

В темном лесе, в темном лесе.

Распашу ль я, распашу ль я.

Распашу ль я. распашу ль я

Тонок, долог, тонок, долог,

Тонок, долог, тонок, долог.

Как повадился, как повадился,

Как повадился, как повадился

В мою конопельку, в мою конопельку,

В мою конопельку, в мою конопельку

Мою конопельку, мою зелененьку,

Мою конопельку, мою зелененьку

Уж я ж его, уж я ж его.

Уж я ж его, уж я ж его,

Его изловлю, его изловлю,

Ему ощиплю, ему ощиплю.

Он не будет, он не станет.

Мою конопельку, мою зелененьку,

Мою конопельку, мою зелененьку

Хор сретенского монастыря https://playvk.com/song/Хор+московского+Сретенского+монастыря/В+темном+лесе

— В отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями или «каликами перехожими» (паломниками, странниками), лирические песни создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, шлифуясь и изменяясь при этом. При этом в нее вносились различные изменения: менее удачные слова заменялись более удачными, одни эпизоды излагались более подробно, другие – опускались. Совершенствовалась и мелодия. Песня становилась более содержательной, поэтичною. В разных местностях одна и та же песня перерабатывалась неодинаково, а потому возникали ее варианты (видоизменения). Почти каждая песня имеет несколько вариантов. Чем больше народ любит какую-то песню, тем многочисленнее его варианты.

Читайте также:  Закон о системе налогообложения в луганской народной республике

(5 учеников находят в словаре определения).

Работа со словарем литературоведческих терминов:

— Аллитерация – звуковой повтор.

— Ассонанс – повторы согласных звуков.

— Лексический повтор – повтор одного и того же слова.

— Лирическая проникновенность – волнующие, душевные чувства на человека.

— Лексический и звуковой повтор – повторение одного и того же слова или звука.

Работа по вопросам.

— Какие стороны крестьянской жизни отражаются в этой песне?

Как герой этой песни относится к труду? Какие слова вам помогают понять это отношение?

Что не может вытерпеть?

Что он даже обещает сделать?

— Каковы ваши открытия в композиции, интонации, лексике лирической песни, в её стихе?

Какие слова помогают нам, чтобы песня была мелодичнее?

В тексте песни можно выделить какие художественные средства?

1 группа расскажет, что узнали о хоре Сретенского монастыря.

Послушайте следующее произведение. Ответьте на вопрос: О чем это произведении?

Вдоль по улице метелица мететhttps://muzofond.fm/search/вдоль%20улице%20метелицаПослушаем следующее произведение.

Вдоль по улице метелица метет;

За метелицей мой миленький идет.

— Ты постой, постой, красавица моя.

Дай мне наглядеться, радость, на тебя!

На твою ли на прекрасну красоту.

На твое ли да на белое лицо.

Ты постой, постой, красавица моя.

Дай мне наглядеться, радость, на тебя!

Красота твоя с ума меня свела.

Сокрушила добра молодца меня.

Ты постой, постой, красавица моя.

Дай мне наглядеться, радость, на тебя!

О чем это произведение? (о любви)

Какими чувствами проникнута песня?

Каковы взаимоотношения между молодыми людьми?

(На карточках вопросы, ответив на них. Составить связный рассказ – это будет анализ к песне.

Через какие средства автор подчеркивают большую пламенную любовь друг к другу?

Кто исполнил эту песню?

Рассказывает 2 группа о великой певице Л. Руслановой.

Слушаем следующее произведение.

Ночка Д. Хворостовскийhttps://music-radio.ru/music/ой-ты-ноченька-ночь-осенняя.ht

Уж ты, ночка, ты, ноченька темная,

Ты, темная ночка, осенняя!

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Нет у девицы родного батюшки,

Нет ни батюшки, нет ни матушки,

Нет ни братца, ни родной сестры,

Нет ни рода, нет ни племени!

Да и тот теперь далеко живет.

Какими чувствами проникнута песня?

Какие слова помогают понять душу этой героини?

Какие эпитеты применялись в этом произведении? (анафора – одинаковое начало строк ).

В третьем тексте песни какие художественные средства можно выделить?

В чьем исполнении прозвучала эта песня?

3 группа расскажет о Д. Хворостовском.

— В этой песне показан летний труд крестьянина.

Видно, что он любит трудиться, выполняет работу с радостью. Он любуется результатами своего труда. Об этом говорят

слова с уменьшительными ласкательными суффиксами ( примеры). Он не может вытерпеть, чтобы портили его труды. Уж я ж его, уж я ж его,

Его изловлю, его изловлю,

Ему ощиплю, ему ощиплю. Для песни характерна лирическая

проникновенность, лексические и звуковые повторы делают ее мелодичнее.

— Эпитеты: темный лес, бел-волокнист, тонок, долог (краткие формы

прилагательных), конопелька зелененька.

Повторы: в темном лесе; пашенку; распашу ль я; я посею.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: конопелька, зелененька,

— Эта песня исполняется Хором Сретинского монастыря. Сколько веков стоял Сретенский монастырь, столько существовали и хоры при нём, впервые получившие широкую известность в XVII столетии, когда певчие обители сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. А в конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт – вместе с ним не стало и хора.

Свои нынешние черты хор возродившейся в 1994 году обители начал приобретать около 10 лет назад. В 2005 году, по благословению архимандрита Тихона (Шевкунова), хор возглавил его нынешний регент – Никон Степанович Жила, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, сын священника, с детства певший в хорах Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре, одновременно со службами, Сретенский хор приступил к записи альбомов и активной концертной деятельности.

Эта песня посвящена встрече двух влюбленных. В ней звучит чувство радости от встречи, любование красотой. Об этом свидетельствуют лексические повторы, эпитеты, в том числе постоянные ( иссушила добра молодца меня, на твою ли на приятну красоту, на твое ли да на белое лицо)

Чувство радости подчеркивается веселой мелодией. Это песня о счастливой взаимной любви.

— Лидия Андреевна Русланова

В годы Первой мировой войны Русланова была на фронте в качестве сестры милосердия. В 20-е годы окончательно сформировался её стиль в исполнении, поведении на сцене, в подборе концертных костюмов. Это были крестьянские сарафаны, цветные платки и шали. В 30-е годы певица ездила с гастролями по всему Советскому Союзу. Её голос обладал большой силой и выносливостью, нередко за один вечер она участвовала в 4-5 концертах. С первых дней Великой Отечественной войны Русланова выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад. Однажды, за 17 дней эта бригада дала 51 концерт. Песня «Валенки» стала «визитной карточкой» всенародно любимой певицы. Выступать приходилось под открытым небом, в окопах, в землянках, в госпиталях. Своими песнями Русланова вливала в душу солдат жизненный эликсир – русский национальный дух. На свои средства, заработанные во время гастролей по стране в предвоенные годы, Лидия Русланова приобрела две батареи гвардейских минометов «Катюша», которые были отправлены на Первый Белорусский фронт.

Русланова пела на передовой, под обстрелом в кузове грузовика в ярком русском национальном костюме. Пела о России, о Волге, о Родине, напоминая кому мать, кому жену, кому сестру. А после концерта солдаты шли в бой. Однажды на передовой Русланова давала трехчасовой концерт, который транслировался по радио через усилители. На протяжении трех часов не было ни одного выстрела, ни с той, ни с другой стороны фронта. За эти три часа была проведена передислокация наших войск, была завершена подготовка к контрнаступлению. И в поверженном Берлине состоялось несколько концертов Лидии Руслановой – у здания рейхстага и у Бранденбургских ворот. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1120 концертов. За все эти достижения Русланова была награждена орденом Отечественной войны I степени.

Читайте также:  Как лечить хронический сальпингоофорит народными средствами

Она обладала глубоким, грудным голосом (лирическое сопрано, переходящее в драматическое, однако «народного плана») большого диапазона и могла переходить от контральто к верхним нотам сопрановского звучания. Обладая абсолютным слухом и превосходной музыкальной памятью, Русланова не стремилась всё время исполнять один и тот же репертуар, собирая русские народные песни. Она знала так много песен – поволжских, среднерусских, северных, сибирских, казачьих – что могла бы удивить даже опытных фольклористов. Она исполняла памятные, богатырские, молодецкие, разбойничьи, протяжные, заунывные, веселые, игровые, круговые, хороводные, плясовые, балагурные, бурлацкие, скоморошьи, обрядовые, свадебные, гулевые, подблюдные, бабьи, посиделковые песни, а также былины, плачи, заплачки и думы. Каждая песня становилась небольшим спектаклем.

В своем творчестве Русланова в полной мере воплотила лучшие черты русского национального характера – душевную щедрость, безмерность, страстность, даровитость, соборность и патриотизм.

Источник

Анализ русской народной песни

Проведение комплексного анализа русской народной песни как песни, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития народной культуры. Оценка и анализ структуры, ритмики, жанра, содержания текста и мелодики различных русских народных песен.

Рубрика Музыка
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 09.07.2011
Размер файла 27,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По предмету «Русское народное музыкальное творчество»

Тема: Анализ русской народной песни

структура текст жанр народная песня

1. «Ходила младёшенька по борочку»

2. «А мы просо сеяли»

3. «Уж мы сеяли, сеяли ленок»

4. «Я на камушке сижу»

5. «Ай, во поле липонька»

6. «Как по лугу, по лужочку»

7. «Ещё как ты утёна»

8. «Они сватались, хвалились»

10. «Свадебная поезжанская»

ПЛАН АНАЛИЗА НАРОДНОЙ ПЕСНИ

2. Содержание текста

3. Особенности стихосложения

7. Тип многоголосия

8. Соотношение напева и текста

9. Выводы и обобщения

Ходила младёшенька по борочку

Брала, брала ягодку земляничку,

Наколола ноженьку на тресочку,

Болит, болит ноженька, да не больно,

Любит меня милой друг, да не ложно

Не ложно, душа моя, не нарошно.

Пойду к свету батюшке да спрошуся.

У родимой матушке доложуся:

«Пусти, пусти, батюшка, погуляти.

Пусти, пусти, матушка, ягод рвати».

Брала, брала ягодку, да уснула,

Не слыхала милова, как приехал.

Приехал мой милый друг на лошадке,

В лазоревой, душечка, епанечке,

Хоть машет он плёточкой, не остёгнет,

Вставай, моя милая, пробужайся,

Поедем, душа моя, на квартиру,

У меня квартирушка веселая,

У меня хозяюшка молодая,

Играют два хлопчика на гудочках,

А я, добрый молодец, на скрипице.

Ты будешь, душа моя, танцевати,

А я, добрый молодец, припевати.

Каждая строчка, кроме первой и последней, повторяется два раза.

Девушка почитает своих родителей, обращаясь к ним «свет батюшка», «родимая матушка».

Ходила младёшенька / по борочку,/

Брала, брала ягодку/ земляничку./

форма стиха: строфическая, с межстрофовым повтором стиха (cd).

7. Песня одноголосная.

8. Соотношение напева и текста: напев цезурированный, что характерно для силлабического стихосложения.

9. Вывод: перечисленные выразительные средства типичны для жанра хороводной лирической песни.

А мы землю наняли, наняли.

Ой дид-ладо наняли, наняли.

— А мы просо сеяли, сеяли,

Ой дил-ладо, сеяли, сеяли.

— А мы просо вытопчем, вытопчем.

Ой дил-ладо, вытопчем, вытопчем.

— А чем же вам вытоптать, вытоптать?

Ой дил-ладо, вытоптать, вытоптать?

— А мы ее конями, конями,

Ой дил-ладо, конями, конями,

— А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,

Ой дил-ладо, в плен возьмем, в плен возьмем.

— А мы коней выкупим, выкупим,

Ой дил-ладо Ходим ладом, выкупим, выкупим.

— А чем же вам выкупить, выкупить,

Ой дил-ладо, выкупим, выкупим?

— А мы дадим сто рублей, сто рублей,

Ой дил-ладо, сто рублей, сто рублей.

— Нам не надо тысячу, тысячу,

Ой дил-ладо, тысячу, тысячу.

— А чего ж вам надобно, надобно,

Ой дил-ладо, надобно, надобно?

— А нам надо девицу, девицу,

Ой дил-ладо, девицу, девицу,

— А каку ж вам девицу, девицу,

Ой дил-ладо девицу, де вицу?

— А нам надо Валечку, Валечку,

Ой дил-ладо, Валечку, Валечку.

— Она у нас вшивая, вшивая,

Ой дил-ладо, вшивая, вшивая.

-А мы ее вычешем, вычешем,

Ой дил-ладо, вычешем, вычешем.

— А чем же вам вычесать, вычесать,

Ой дил-ладо, вычесать, вычесать?

А мы ее гребешком, гребешком,

Ой дил-ладо, гребешком, гребешком.

— Она у нас дурочка, дурочка,

Ой дил-ладо, дурочка, дурочка.

А мы ее выучим, выучим,

Ой дил-ладо, выучим, выучим.

— А чем же вам выучить, выучить,

Ой дил-ладо, выучить, выучить?

— А мы ее плеточкой, плеточкой,

Ой дил-ладо, плеточкой, плеточкой.

— Открывайте ворота, принимайте девицу!

— В нашем полку прибыло, прибыло,

Ой дил-ладо, прибыло, прибыло.

-В нашем полку убыло, убыло,

Ой дил-ладо, убыло, убыло.

— В нашем полку пиво пьют, пиво пьют,

Читайте также:  Зачем нужна педагогическая наука если есть народная педагогика сочинение

Ой дил-ладо, пиво пьют, пиво пьют.

— В нашем полку слезы льют, слезы льют,

Ой дил-ладо, слезы льют, слезы льют.

Игра «А мы просо сеяли» относится к репертуару весенне-летних игр семейских, которые проходили с Пасхи до Петрова дня. В этой игре прослеживаются различные мотивы от темы труда и любви до символики переходного обряда. Трудовой процесс ясно читается в тексте песни: здесь представлено подсечное земледелие с его росчистью леса или кустарника.

Девушка в течение всей игры подвергается различным испытаниям и обучению, так меняется ее статус. В начале игры испытанием девушки является противостояние попытке порчи конями посеянного проса.

Образ коня связывают с символикой преждевременной любовной связи, что было опасным. Так, «нечистую» невесту подвергали ритуальному наказанию, считали ее причиной бед в семье и в селе: мора скота, засухи. Появление коней можно интерпретировать и как показатель выдачи девушек замуж. Например, коня давали в качестве выкупа за невесту. Поэтому строчку « А мы коней в плен возьмем» возможно, истолковать как свадебный обряд.

Затем происходит преобразование девушки, удаляют ее нечистоту: «вычесывают ее вшей» гребешком.

После перехода первая линия поет «В нашем полку убыло», а вторая: «В нашем полку прибыло». Затем все повторяется до тех пор, пока все девушки с одной стороны не перейдут на другую.

Форма стиха: строфическая с малым рефреном внутри построения и повтором одной из слоговых групп.

А мы просо/ сеяли, сеяли.

«Уж мы сеяли, сеяли ленок. »

Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Уж мы сеяли, приговаривали,

С боку на бок перворачивали.

— Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, ленок беленький,

Полюби-ка меня миленький!

ПРИПЕВ: Лён мой при горе,

Мы пололи, пололи ленок,

Мы пололи, приговаривали…

(Далее строки куплета и припева повторяются, так во всех строфах).

Уж мы брали, мы брали ленок…

Уж мы мяли, мы мяли ленок…

Мы трепали, трепали ленок…

Мы чесали, чесали ленок…

Уж мы пряли, мы пряли ленок…

Уж мы ткали, мы ткали ленок…

Уж мы се-я-ли се-я-ли ле-нок

Уж мы се-я-ли при-го-ва-ри-ва-ли

С бо-ку на бок пер-во-ра-чи-ва-ли

Т.к. в каждой строке во втором сегменте переменное количество слогов, то это- временник.

В припеве нет ярко выраженных акцентов, он медленно и свободно распевается, поэтому здесь силлабический стих:

Лён мой при горе,/ белый при крутой./

КЕ=А+B+C+D+E+F+G+(ab), где CDEFG-повторяются в каждом куплете, ab- припев.

И только лишь в припеве песня заканчивается на устое- тонике.

Кульминация песни приходится на слог «мой» в припеве, подчёркнута вершиной песни, которая является неустойчивым тоном.

7.Песню начинает запевать один исполнитель, а со второй фразы исполняется многоголосно. Первая фраза поётся в унисон. Далее второй голос дублирует мелодию основного, иногда с расхождением на терцию, располагаясь вверху него.

Звуковой объём голосов одинаковый:

Опорные тоны голосов приходятся на унисоны:

Так как второй голос дублирует основную партию и имеет свою развитую мелодическую линию, значит это функциональное двухголосие.

8.Соотношение напева и текста: напев сегментированный, характерный для тонического стиха.

9.Вывод: все перечисленные выразительные средства характерны для народной песни хороводного жанра.

Источник

Аннотации архив / бородин песня темного леса1

Мелодика близка к городской, речевой интонации. Для творчества В.Калинникова характерна красочность гармонии, альтерации, несовершенные кадансы, секвенции. Изложение в основном гомофонно-гармоническое, с развитой подголосной линией и элементами имитации. Все голоса самостоятельны и равноценны. Хоровая фактура очень объемна, масштабна. Мелодическая линия проходит в разных голосах, партии перекликаются между собой; часто встречается органный пункт на разных ступенях, использование divizi в разных голосах. Диапазоны умеренны.

В. Калинников, жил и творил в 80-90-е гг. XIX в. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П. Чайковский, одна за другой появлялись оперы Н. Римского-Корсакова, произведения А. Глазунова, С. Танеева, А. Лядова, на музыкальном горизонте возникли ранние сочинения С. Рахманинова, А. Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Вересаев, М. Горький, А. Блок, К. Бальмонт, С. Надсон. И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Б. Асафьев.

Произведение «песня темного леса» написана Бородиным изначально как инструментальное произведение, позднее он написал слова. Калинников сделал переложение на хоровое произведение.

Произведение «Песня темного леса» как нельзя лучше передает богатырский образ.

Бородин написал текст в стиле старинных народных песен, напоминает былинный сказ.

Уже с первых звуков прослушивается былинность, монотонность. Фортепианное вступление с грозными и сочными интонациями.

Вокальная мелодия, которая удваивается в сопровождении, с тяжелым, раскачивающим движением.

Сам автор именует свое произведение как старинная расская эпическая песня. Отсюда суровые интонации, низходящие ходы, свободный метр, паузы между фразами, будто передышки в свободной речи сказителя.

На Бородина оказали большое влияние реформы Александра II и подорвали его здоровье единственной отдушиной была музыка. Стихи на музыку «песня темного леса» родились именно в это время, в них он воплощает все олицетворение власти, отношение к народу:

эти строки как нельзя краше отражают отношение автора, его личностные переживания.

Повторение начальной фразы в конце произведения и завершение оркестровым заключением таким же, как и вступление придает его форме завершенность.

Главная тональность произведения В moll ( си ь минор). есть отклонения во втрой части

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу