Анализ русской народной волшебной сказки сестрица аленушка и братец иванушка

Содержание

Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность. Братец Иванушка это ее младший брат, он молод, весел и любит баловаться. Он беспечный парень. Однажды не послушав рекомендации сестры, он превратился в козленочка. В сказке есть еще один положительный персонаж – это купец. Он молодой, симпатичный и порядочный человек. Ведьма представлена читателям злой, скверной, жестокой и хитрой старухой.

Аленушка и Иванушка росли без родителей. Однажды в жаркий день они пошли в поле. Иванушка сильно хотел пить и, не послушав предостережение своей сестры Аленушки, испил из копытца. Когда он это сделал, то сразу же превратился в козленка. Аленушка тосковала, она познакомилась с купцом, и они сыграли свадьбу. Ведьма утопила Аленушку, но ее спасли и расколдовали непослушного Иванушку. Конец сказки положительный ведьма была наказана, а остальные герои жили долго и счастливо.

Слушая сказку, ребенок должен понимать, что нужно слушать взрослых людей, а иначе может приключиться беда. Старшие люди больше знают и они знают, что следует делать, а что нет. Они не желают младшим зла, а хотят их направить на путь истинный. Но, малыши не всегда прислушиваются к советам взрослых, поэтому происходят ужасные события.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с детства прививает детям положительные качества и на наглядном примере показывает, к чему может привести баловство. Детки должны расти послушными. Так же из сказки можно понять, что пить грязную воду из лужи очень вредно. Читая произведение, мы понимаем, что нельзя доверять незнакомым людям. В любой ситуации не стоит опускать руки, всегда необходимо надеяться и верить. Благодаря этой поучительной сказке, мы понимаем, что добро всегда сильнее зла.

Братца Иванушку жалко, он не достоин такого наказания. Сестрица Аленушка благодаря своему труду и упорству смогла устроить свою личную жизнь, найти любовь и расколдовать младшего брата.

Алексей Толстой изложил нам на бумаге всеми любимую русскую народную историю, про Аленушку и Иванушку. Братец из-за своего непослушания принес много горя своей сестре. Но она не отчаивалась и делала все, чтобы вернуть Иванушке его прежний облик. Все закончилось хорошо и добрые люди победили злую ведьму.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Популярные сегодня темы

Платон Михайлович не является главным персонажем в произведении Грибоедова Горе от ума, но все равно в его образ вложено многое. Платон Михайлович представлен товарищем Чацкого и желанным гостем в доме Фамусова.

На первом плане изображен берег знаменитой реки Нерль. У самого берега растет высокая, густая, зеленая трава. Кое-где виднеются макушки различных цветков. По правую сторону картины мы можем наблюдать старое сухое дерево

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник». Принадлежа к народам Кавказа, он был пленен русским войском еще шестилетним мальчиком. Но в неволе заболевает и «гордо угасает»

Рэй Брэдбери написал «Какикулы» в возрасте 29 лет, когда его уже признали как литератора. Как и во всех произведениях Рэя Брэдбери в этом есть фантастика и философские размышления.

Про Великую Отечественную Войну было написано много произведений. Одним из таких и является роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты».

Источник

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

пятница, 18 мая 2018 г.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и их характеристика

Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв на сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.

Признаки волшебной сказки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Источник

Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность. Братец Иванушка это ее младший брат, он молод, весел и любит баловаться. Он беспечный парень. Однажды не послушав рекомендации сестры, он превратился в козленочка. В сказке есть еще один положительный персонаж – это купец. Он молодой, симпатичный и порядочный человек. Ведьма представлена читателям злой, скверной, жестокой и хитрой старухой.

Аленушка и Иванушка росли без родителей. Однажды в жаркий день они пошли в поле. Иванушка сильно хотел пить и, не послушав предостережение своей сестры Аленушки, испил из копытца. Когда он это сделал, то сразу же превратился в козленка. Аленушка тосковала, она познакомилась с купцом, и они сыграли свадьбу. Ведьма утопила Аленушку, но ее спасли и расколдовали непослушного Иванушку. Конец сказки положительный ведьма была наказана, а остальные герои жили долго и счастливо.

Слушая сказку, ребенок должен понимать, что нужно слушать взрослых людей, а иначе может приключиться беда. Старшие люди больше знают и они знают, что следует делать, а что нет. Они не желают младшим зла, а хотят их направить на путь истинный. Но, малыши не всегда прислушиваются к советам взрослых, поэтому происходят ужасные события.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с детства прививает детям положительные качества и на наглядном примере показывает, к чему может привести баловство. Детки должны расти послушными. Так же из сказки можно понять, что пить грязную воду из лужи очень вредно. Читая произведение, мы понимаем, что нельзя доверять незнакомым людям. В любой ситуации не стоит опускать руки, всегда необходимо надеяться и верить. Благодаря этой поучительной сказке, мы понимаем, что добро всегда сильнее зла.

Братца Иванушку жалко, он не достоин такого наказания. Сестрица Аленушка благодаря своему труду и упорству смогла устроить свою личную жизнь, найти любовь и расколдовать младшего брата.

Алексей Толстой изложил нам на бумаге всеми любимую русскую народную историю, про Аленушку и Иванушку. Братец из-за своего непослушания принес много горя своей сестре. Но она не отчаивалась и делала все, чтобы вернуть Иванушке его прежний облик. Все закончилось хорошо и добрые люди победили злую ведьму.

Источник

Урок литературного чтения «Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Назад Вперёд

Планируемые результаты

Предметные:

    познакомятся с сюжетом и содержанием сказки; научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные, о животных), отличать сказки друг от друга; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД), используются технологии, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Урок построен по технологии развития критического мышления. В нём можно выделить 3 основных стадии. Стадия вызова, осмысления, рефлексия.

В стадии вызова из памяти актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемой теме, формируется личный интерес, определяются цели. Дети нашли буквы и узнали тему урока, с помощью опорных слов поставили задачи. На этот момент мы использовали приём критического мышления. Дети включились в активную деятельность.

В стадии осмысления, дети вступили в контакт с новой информацией. На этом этапе, дети прослушали аудиозапись с целью отслеживания процесса познания и понимания текста. Детям было предложено придумать свои вопросы. Это помогает детям читать более внимательно, превращает чтение в увлекательное путешествие.

В стадии осмысления идёт непосредственная работа ребёнка с текстом направленная и осмысленная.

Дети отвечали на тонкие вопросы (вопросы, которые требуют ответ “да”, “нет”), на толстые вопросы (вопросы, которые требуют полного ответа), а также работали над текстом.

Работа шла по развитию критического мышления через уточняющие вопросы, с помощью которых дети пришли к выводу. При анализе произведения шла работа над смысловым чтением.

В процессе работы по развитию критического мышления вырабатываются умения работать в паре. Работа в паре прошла при составлении пословиц.

Рефлексия была проведена с использованием приёмов развития критического мышления через синквейн, это требует от ученика в кратких выражениях рассказать самое главное по теме урока.

Работа шла по развитию критического мышления через вопросы – интерпретации. Эти вопросы учат детей осознавать причины тех или иных поступков.

На протяжении всего урока у детей шло развитие не только критического мышления, но и развитие коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных УУД.

Технологическая карта урока

Источник

Нравственный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Кто записал сказку

Одной из самых любимых сказок нашего народа можно назвать краткую, но изобилующую сюжетными элементами «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке». В сборнике собирателя русского фольклора А. Н. Афанасьева записано целых четыре варианта сказки (том 3, «Народные русские сказки», А. Н. Афанасьев, №260-263), которые собраны в различных уголках России.

Однако сюжет сказки нельзя назвать уникальным или чисто славянским, т. к. схожие мотивы встречаются в сказках других народов. Так, в международном классификаторе сюжетов фольклорной сказки Аарне – Томпсона под типом №450 записано:

Братец и сестрица: брат превращается в козленочка, живет с сестрой в лесу; царь женится на ней; мачеха топит ее и заменяет своей родной дочерью, козленочка хотят зарезать; все выясняется (Н.П. Андреев «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне»).

Самой популярной в настоящее время можно назвать версию этой сказки, обработанную А. Толстым, которая не сильно отличается от инварианта.

Сестрица и братец – образ полноты друг в друге

Почти во всех версиях русской сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – сироты. Это означает, что помощи от родителей героям ждать не стоит, т. е. рассчитывать они должны друг на друга, что в сказке и происходит. А Царь (или купец в других вариантах) предлагает свою помощь сам.

Герои обязательно называются сестрица и братец, т.е. подчеркивается их первостепенная важность друг для друга. Иными словами они являются сопомощниками.

Оба героя обладают именами. Это тоже немаловажная деталь в сказках. Например, в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» имена есть только у положительных персонажей. В рассматриваемой сказке – аналогично.

Образ Аленушки

Главным положительным героем сказки является Аленушка. Через ее образ передается ментальное представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно такие аллюзии возникают при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.

Для создания образа героя важное значение имеет его появление или то, чем он занимается. Как наши герои появляются в сказке? В некоторых вариантах они идут на работу, в других – странствуют. Здесь можно отметить то, что герои не являются праздными. В случае с работой понятно почему, а странствие ведь тоже своего рода труд, только другого характера – поиск спасения от беды или справедливости. Таким образом перед нами возникает образ девушки, которая уповает на свои силы и на промысел Божий, при этом со смирением приняла потерю родителей и став, по сути, матерью для младшего брата.

Читайте также:  Атрофирование глазного нерва лечение народными методами

Аленушка – это прежде всего любовь, которая является главной добродетелью, так коннотационно можно объяснить почему именно сестра в сказке является старшей. Помните слова апостола Павла:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Кор. 13:13)

Нравственный проступок Иванушки

Итак, как проявляется образ второго героя сказки. Братец Иванушка постоянно просит сестру разрешения напиться воды из лужицы. Заметим, что сначала братец спрашивает сестрицу, т. е. действует по послушанию и не позволяет себе ослушаться когда проходил мимо следа копытца теленочка и жеребеночка. Не удержался он только перед козьим копытцем. Вспомним, что олицетворяет собою козел.

В толковании на Евангелие Святитель Григорий Палама писал следующее:

«Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых (овец – прим. авт.), как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону.

Получается, если козел олицетворение зла, то Иванушка не выдержал самого трудного испытания. Это можно назвать крайней точкой нравственного падения Иванушки, т. к. дальше будет подъем.

Итак, что плохого совершил Иванушка? Томимый жаждою, не послушался сестру, испив из грязного источника. Он проявил своеволие, за которое был наказан. Но это обусловлено какой-то коренной причиной, скорее всего, эгоизмом и упрямством. Трижды Аленушка вразумляла братца, но в итоге он ослушался. Какой урок хотел нам показать древний сказатель? Вроде бы, Иванушка сделал такой маленький проступок, всего лишь попил из копытца. Но важно понять главное, что, за казалось бы, за маленьким послаблением или озорством или другим малым злом может оказаться огромная бездна других более серьезных злодеяний. Вот и получается в сказке: всего лишь попил из копытца, а вид человеческий потерял.

Но нет такого падения, после которого невозможно подняться. Любой проступок, который губит в нас человеческое, можно исправить в корне изменив отношение к нему. Так, в дальнейшем повествовании сказки мы видим исправление Иванушки.

Какая реакция Аленушки на то что Иванушка ослушался и стал козленочком? Она могла впасть в отчаяние и убежать, озлобившись на брата. Но она поступила истинно кротко: «…обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…».

Но терпящий, претерпит до конца… После случившегося, Аленушке и Иванушке выпадает еще одно испытание, которое в итоге оказывается для них спасительным.

Роль колдуньи

Почему колдунья извела Аленушку? Что ей руководило? Разве она не могла очаровать Царя раньше? Конечно могла. Но каким духом руководима губительница? Непомерная злоба и зависть овладели ею. Будучи воплощением зла, она не могла просто так смотреть на человеческое счастье. Сначала она извела Аленушку, но на этом не остановилась, задумав погубить и козленочка. Она наверняка знала что козленочек – это заколдованный Иванушка и пыталась избавиться от него. Остановилась бы она на этом? Как известно, зло не имеет предела удовлетворения, оно постарается погубить все вокруг себя. Наверное, избавившись от козленочка, колдунья захотела бы и завладеть всем богатством Царя (купца)…

Исправление Иванушки

Мы упомянули об исправлении Иванушки. В чем оно выразилось? Козленочек узнал, что злая колдунья хочет его погубить. Как он мог отреагировать? Он мог убежать, мог просить колдунью не делать этого, исполнив все что та попросит. Но Иванушка, вместо этого, бегает на пруд и зовет сестрицу. Может показаться, безнадежно, т. к. по сути, он обращается к утопленнице. Но, значит, его вера была настолько сильна, что даже сестрицу, лежавшей на дне пруда – оживила. Таким образом, Иванушка, хоть и совершил страшный поступок непослушания, спасся живой верой. Он знал, что за ним правда, поэтому, совершая, казалось бы, безумные вещи (бегает и зовет утопленницу), Иванушка совершает спасение и свое, и сестрицы. Если Аленушка – это образ любви, то Иванушка олицетворяет собою два других качества – веру и надежду…

Подоплека

Если провести параллели с нашей духовной жизнью, то окажется, что посыл этой сказки направлен не столько на нравственное осуждение непослушания, сколько на закреплении понимания того, что вера в Истину спасает человека. Такая вера придает человеку уверенность в правде: «не в силе Бог, а в правде Божьей».

Мы писали, что Аленушка олицетворяет собою христианскую любовь, которую часто называют неиссякающим источником… Разве могла она не спастись в конце сказки? Конечно же нет. Спасение Аленушки и Иванушки являет собою соединение главных добродетелей – веры, надежды, любви, но любовь из них больше…

Источник

Презентации к уроку

Назад Вперёд
Назад Вперёд

Цель урока: обнаружить закономерности сказочного жанра.

1. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок:
Начинается урок
Наступает тишина
Сказка в гости к нам пришла.

– О чем сегодня пойдет речь на уроке?
– Как вы понимаете эти строчки?

Презентация 1. Слайд №1.

«Сказка ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок»

Презентация 1. Слайд №2.

– Какое произведение мы называем «сказка»? (Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.)

– Какие сказки мы читали? (Русские народные сказки: «Кузьма скоробогатый», «Кот, лиса и петух», «Лиса и кот» … Литературные сказки (авторские): «Кот в сапогах» Ш.Перро, Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, «Откуда у кита такая глотка» Р. Киплинг, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки)

– Что их объединяет? (Русские народные сказки)
– Разделите их на две группы (Волшебные и сказки о животных)

Презентация 1. Слайд №3

– Давайте вспомним героев (персонажей) волшебной сказки

Презентация 1. Слайд №4

Заступник
Злодей (В качестве врагов – фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Баба-Яга,…)
Страдалец (это положительные герои: Иванушка дурачок, Марья Моревна, гонимая сиротка…)
Чудесные помощники: (тотемные)( Конь, добрая старушка, лягушка, коровушка, …)

Что ещё характерно для волшебных сказок?

Чудесные предметы: кошелёк-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли- самогуды…)

Презентация 1. Слайд №5

Давайте вспомним как построена сказка.

– По каким «сказочным премудростям» можно узнать сказку

Презентация 1. Слайд №6

1. Постоянные эпитеты (Иван-Царевич, добрый молодец, красно-солнышко
2. Троекратные повторы (за тридевять земель, в тридевятое царство, три сестры, три испытания…)
3. Повторы слов в разных частях сказки
4. «Формулы» – особые слова, которые повторяются из сказки в сказку (конь бежит, земля дрожит; что Иван-Царевич не весел, буйну голову повесил; не горюй, ложись спать, утро вечера мудренее).

– Для чего все эти особые подсказки народ придумал (для того, чтобы было легко запоминать, рассказывать)
– Можно ли сказать, что слова «сказка» и «рассказ» синонимы?
– «Собиратель» сказок и «сказочник» (бахарь) одно и то же?
– Одинаковые ли это вещи – читать сказки и рассказывать?

II. Откройте учебник

– Прочитайте вступительное слово автора учебника (сказка будет прозаическая, напевная, печальная)

Презентация 1. Слайд №7

– Как вы понимаете слова автора?
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто автор?
– На какие вопросы нам предстоит ответить при работе с этой сказкой?

Презентация 1. Слайд №8

1) Особенности русской народной сказки.
2) Определить к какой группе относится эта сказка.

III. Чтение сказки (Презентация 2)

– Почему автор сравнивает эту сказку с печальной песней?
– Найдите те моменты, которые очень похожи на песню.
– Есть ли здесь рифма, как в песне?
– Тогда почему она звучит напевно? (Здесь непривычный порядок слов, прилагательные стоят в конце строк)
– Такой прием в литературе называется инверсия. Этот прием характерен для русских народных сказок
– Проведем эксперимент. Изменим порядок слов так, чтобы он стал свойственным обыденной речи.
– Что вы заметили? (Исчезла напевность)
– Почему автор учебника называет её печальной? (Много несчастий преследует брата и сестру)
Сначала остались одни-одинёшеньки
Иванушка превратился в козлёночка
Ведьма топит Алёнушку
Ведьма хочет зарезать козлёночка

IV. Физкультминутка

V. Анализ произведения

Определите вид сказки. (Волшебная)

Презентация 1. Слайды № 9-14

– А есть ли в этой сказке повторы (Шли-шли, жить-поживать, одни-одинёшеньки, подумала-подумала)
– Вернёмся к названию сказки. Что вы заметили? (Слова употреблены в ласкательной форме)
– Есть ли в этой сказке ещё слова в такой форме. Назовите.
– Назовите, какие особенности волшебной сказки мы нашли?

Презентация 1. Слайд №15

1. Зачин и счастливая концовка
2. Повторы слов и ситуаций
3. Уход из дома
4. Испытание
5. Превращения
6. Магия числа 3
7. Особая народная лексика

– Как в сказке показано, что добро побеждает зло?
– Чему учит сказка? (Слушаться старших, любить друг друга, не бросать близких в беде)

Презентация 1. Слайд №16

– Согласны ли вы с комментарием автора: очень грустная, но очень красивая сказка?
– Попытаемся заглянуть в глубокий философский смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
История эта о становлении личности человека. В раннем детстве ребенок впитывает в себя знания, правила поведении, образ жизни из окружающего мира. И то, из какого источника он напьется, зависит, кем он станет. Испробует родниковой воды из недр матушки-земли (впитает с молоком матери сказки, песни, любовь к родине) – станет богатырем, а напьется из болотца – станет «козленочком». И такому «козленочку» нужно пройти через трудные жизненные испытания, чтобы стать человеком.

Презентация 1. Слайд № 17

Именно эта сказка вдохновила художника Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».
– Подумайте, что же роднит картину и сказку?
– Представьте, что случилось, если бы Иванушка ослушался сестру с первого раза.
– Как изменился бы сюжет сказки? Это и есть ваше домашнее задание, а мы на следующем уроке продолжим разговор.

Источник

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 4. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Глоссарий по теме

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Ключевые слова

Устное народное творчество. Волшебная сказка. Зачин. Концовка. Волшебный предмет. Троекратный повтор. Победа добра над злом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем о жанре устного народного творчества – волшебной сказке;

Научимся характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока

1.Начнём знакомство со сказками.

Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.

Раньше сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Позже писатели – собиратели фольклора стали записывать сказки со слов рассказчиков и появились книжки – сборники русских народных сказок. Самым известным собирателем народных сказок в России был Александр Николаевич Афанасьев. Он записал множество русских народных сказок и издал сборник из нескольких выпусков.

Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных.

Сказка всегда начинается с зачина. В нём обычно сообщается о том, кто является героями сказки, где и когда происходит действие. Прочитав зачин, вы узнали, что Алёнушка и Иванушка были сиротами, родители у них умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

Действие сказки начинается в дороге – Алёнушка отправляется на работу и берёт с собой младшего братца. По дороге братец трижды просит разрешения напиться воды их копытца. Троекратный повтор характерен для волшебной сказки. В нашей сказке есть ещё троекратный повтор – прежде чем снова стать человеком, козленочек трижды перекидывается через голову.

В волшебных сказках происходят волшебные события. Обратимся к нашей сказке. Какие волшебные события произошли в ней?

— Иванушка превратился в козлёночка;

— злая ведьма обернулась Алёнушкой;

— Алёнушка утонула, но осталась жива и могла разговаривать с братцем;

Читайте также:  Донецкая народная республика точное время

— козлёночек снова стал мальчиком.

События сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывают, что непослушание и неосторожность ведут к беде. Не послушался Иванушка сестру – стал козленочком. Сказка подсказывает нам: чтобы избежать беды, надо слушаться старших.

В сказке добро побеждает зло, ведь героиня сказки Алёнушка заслужила помощь. Алёнушка не бросила братца в несчастье, и он тоже старался выручить её из беды. Любовь и преданность друг к другу помогла героям сказки преодолеть трудности.

События сказки происходят в определенной последовательности. Читая сказку, обратите внимание на основные эпизоды сказки – это поможет вам пересказать её.

— Превращение козленочка в мальчика.

При пересказе народной сказки нужно обращать внимание на язык сказки. Многие слова и выражения характерны для сказки, они помогают лучше передать её напевность, неторопливость, плавность повествования. Например, жили-были, одни-одинёшеньки, красна девица, злато-серебро, залилась слезами, по дальнему пути, по широкому полю, братец, сестрица и другие.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончиться хорошо и добро обязательно победит.

Главная мысль сказки:

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Волшебная сказка — это жанр фольклора, в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Признаки волшебной сказки:

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

Текст вопроса: Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму. Заполните таблицу.

Слова для выбора: добрая, злая, ласковая, грубая, преданная, доверчивая, хитрая, жестокая, наивная, коварная, работящая

добрая, ласковая, преданная, доверчивая, наивная, работящая

злая, грубая, хитрая, жестокая, коварная

Разбор типового контрольного задания

Выбери из списка признаки волшебной сказки

2.события соответствуют реальной жизни

Источник

Сестрица Аленушка и братец Иванушка: какова главная мысль и главные герои?

Как зовут главных героев сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Какая главная мысль сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Прекрасная русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» предельно компактна. Она не заставит ребёнка заскучать над книгой, сюжет и стремительно развивающиеся события просто не успеют надоесть. Тем более, что сказка очень интересна.

Главных героев «Сестрицы и братца. » зовут так:

Старик и Старуха. Будучи в возрасте, умерли.

сестрица Алёнушка и братец Иванушка картинки

Купец. Сделал Алёнушке неожиданное предложение у стожка. Алёнушка, поразмыслив, приняла его.

Слуга купца. Помог раскрыть ведьмины козни.

Ведьма. Будучи классически жестокой, утопила Алёнушку, а сама приняла её внешность. Копия была настолько точна, что этой подлости не распознал даже супруг Алёнушки. Через некоторое время пожелала зарезать козлёночка-Иванушку. Когда была изобличена, была привязана к хвосту лошади и пущена по полю.

Главная мысль сказки об Алёнушке с Иванушкой в том, что правда (как оплот справедливости) в результате обязательно восторжествуют, как бы долго ни велась хитрая верёвочка.

Добрый день. Из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно выделить следующих героев:

1) Аленушка красивая девушка;

2) Иванушка, младший брат Аленушки, по сюжету превратится в козлика;

Главная мысль, что правда все равно восторжествует.

Алёнушка и Иванушка являются главными героями увлекательной волшебной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Не послушался младший братец Иванушка советов мудрой старшей сестрицы Аленушки, да и напился в жаркий день воды из козьего копытца, и возмездие за непослушание старшим не заставило себя долго ждать: вместо мальчика бежит за девушкой беленький козлик и жалобно мемекает.

За красоту и трудолюбие полюбилась Аленушка купцу. Да только их семейному счастью помешала злая ведьма, которая утопила Аленушку в речке.

Сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка была написана Алексеем Толстым.

В данной сказке есть две категории героев: положительные и отрицательные.

Вскользь упоминается о слуге, который выследил козленочка и благодаря этому, все раскрыли обман ведьмы.

Главной мыслью можно выделить то, что справедливость всегда восторжествует, добро сильнее зла.

Ну а также поучение деткам, что старших нужно слушаться. Ложь рано или поздно открывается.

Брат и сестра, которые остались без родителей, Иванушка и Аленушка, являются главными героями этой сказки.

Но так или иначе, добро победило, и в мире есть добрые люди, которые могут помочь в сложной ситуации.

Если вдуматься в содержание, то виден глубокий смысл, можно сделать немало полезных выводов, чтобы не повторять ошибок.

Сюжет повествует о двух близких людях: сестрице Аленушке и ее младшем братце Иванушке. Иванушка заколдован, превратившись в козленочка, после того, как утолил жажду водицей из лужицы от копытца козлика. Но купец взял в жены Аленушку и братика Иванушку в обличье козленочка. Злая ведьма выманила девушку и утопила в речке. А братец бегал к речке. К счастью, все благополучно завершается.

Главные действующие лица:

Источник

Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Презентация к уроку

Назад Вперёд

Цели урока:

а) Обучающие цели:

1. Обобщить знания о русских народных сказках.

2. Выявить жанровую специфику и эмоциональную тональность сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”

3. Учить высказывать и обосновывать мысли, делать выводы, умозаключения.

б) Развивающие цели:

1. Способствовать развитию и реализации каждым ребёнком собственной индивидуальности, проявлению литературно-творческих способностей.

2. Развивать познавательную активность, вызывая у ребёнка положительное отношение к учению, предмету.

в) Воспитывающие цели:

1. Формировать культуру речи.

2. Формировать умения осуществлять самоконтроль и самооценку.

3. Прививать интерес к чтению.

Предметные результаты: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении произведения. Анализ произведения, распознавание черт фольклорной волшебной сказки. Уточнение представлений о герое и сюжете сказки, волшебных числах, троекратных повторах, земной и волшебной стороне событий. Углубление представлений о законах волшебной сказки.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия):

Метапредметные УУД:

Оборудование: учебник В.Ю. Свиридова. Литературное чтение 2 класс, часть первая; компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитная доска, толковый словарь Ожегова, карты исследователя.

Ход урока.

І. Организационный момент. Создание позитивной атмосферы.

Упражнение “Возьмитесь за руки, друзья!”

Возьмитесь за руки, друзья,
Без дружбы нам никак нельзя.
Теперь друг другу улыбнитесь,
Настройтесь на урок и “соберитесь”.

— Здравствуйте. Меня зовут Людмила Васильевна! Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке литературного чтения.

IІ. Введение в проблему урока.

Учитель. На сегодняшнем уроке я предлагаю вам побыть исследователями. Что значит исследовать?

Ученик. Который что-то расследует.

Учитель. Хотите присоединиться к расследованию?

Для того, чтобы стать настоящими исследователями какого-произведения, мало уметь читать, надо быть внимательным, проявлять смекалку, подключать воображение.

Для настоящих исследователей я заготовила карты исследований, для этого мы разбились на группы, и каждая группа будет работать со своей картой исследования (учитель раздает карты и называет группы)

Что же мы сегодня будем исследовать? (звучит музыка из сказки)

Учитель. Кто догадался, что это за музыка?

Ученик. Она из сказки.

Учитель. Значит, темой нашего исследования будет сказка (работа с картой исследования). Ребята, а что такое сказка? (ответы детей) Давайте посмотрим в толковом словаре Ожегова (работа со словарем, запись в карте)

IІI. Актуализация знаний. Игра “Угадай сказку”

Учитель. Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Кто является автором сказок?

Ученик. Народные и авторские.

(выводится на экран слайд, работа со схемой )

Учитель. В чём их отличие?

Ученик. Народные сказки создавались народом, а авторские –писателем.

Учитель. Давайте поиграем. Посмотрите на слайды, на которых будут появляться иллюстрации к сказкам. Ваша задача – узнать название сказки и определить народная или авторская она. (демонстрируются 3 сказочных слайда)

Ученик. “Волк и семеро козлят”, “Репка”, “По щучьему велению”

Учитель. Какие это сказки?

Учитель. А теперь определите дальше.

Ученик. А.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”, П.П. Ершов “Конёк-горбунок”.

Учитель А эти сказки к какой группе отнесёте?

Ученик. Авторские, т.к у них есть писатель.

Учитель. На какие виды делятся сказки?

Ученик. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.

(выводится на экран слайд)

ІV. Определение темы и цели урока.

Учитель. Хотите узнать какую сегодня мы с вами будем исследовать сказку, для этого нам надо собрать пазлы?

(игра-пазлы на интерактивной доске, появляется название сказки и иллюстрация к ней).

Учитель. Ребята, но вы уже эту сказку прочитали на прошлом уроке, что же мы должны сделать сегодня?

Ученик (в случае затруднения помогает учитель) Наша цель найти и указать русской народной сказки, и постараемся определить, какая она по своему характеру.

V. Работа над сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”

Учитель. Почему мы сравнивает эту сказку с печальной песней?

Ученик. Потому что в сказке есть слова похожие на песню. Это песня козлёночка, песенка Аленушки.

Учитель. Найдите их и зачитайте. Какие это песенки?

Ученик. Жалобные, грустные, печальные.

Учитель. Ребята, в литературе есть такие произведения, а преимущественно это поэтические произведения, которые выражают чувства и переживания героев, они называются лирикой или лирическими произведениями. Какие чувства (эмоции) испытывают наши герои на протяжении всей сказки?

Ученик. Грусти, печали, тревоги, радости, любви.

Учитель. Наши герои на протяжении всей сказки переживают какие-то чувства или эмоции. В литературе говорят, что в этих сказках есть эмоциональная настроенность или тональность. Послушайте музыку, которую композитор Александров сочинил для мультфильма “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

Учитель. Какая это музыка по настроению?

Ученик. Лирическая тональность.

Учитель. Определите вид сказки.

Ученик. Это сказка волшебная.

Ученики. Происходит волшебство:

— Иванушка превратился в козлёночка и опять стал человеком;

— Алёнушка утонув, осталась живой;

— Ведьма оборачивается Алёнушкой.

Учитель. Сколько раз Иванушка просил выплыть Аленушку на бережок?

Учитель. Найдите ещё примеры действия магии числа 3, поскольку это число волшебного мира.

Ученик. Три раза просил напиться, три раза перекинулся через голову

Учитель. А почему же Иванушка превратился в козлёночка?

Ученик. Не послушал старшую сестру.

Учитель. Что же им помогло выдержать все испытания?

Ученик. Они не оставили друг друга в беде и любовь друг друга.

Учитель. Молодцы вы ответили на лавный вопрос, чему учит нас эта сказка?

Ученик. Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде.

Учитель. Какие особенности этой сказки мы нашли?

Учитель. Мы с вами выполнили поставленные цели: определили характер этой сказки и указали её особенности.

VІ. Физминутка.

Мы трудились очень много
Отправляемся в дорогу.
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
Нам навстречу брат с сестрицей
Отдают земной поклон,
А на небе кружат птицы,
Закрывая свет крылом.
Походили. Поглядели
И на место тихо сели.

Глазки закрыли, и немного отдохнули, посчитали до 5 и дальше в сказку пошли!

IV. Организация работы в группах.

Сейчас вы поработаете в группах.

1 группа “Аналитики”. Исследуйте черты характера главных героев.

Кто такой “Аналитик”? В словаре Ожегова говориться так: Аналитик-это человек, который умеет анализировать.

ВЕДЬМА. АЛЁНУШКА.
Злая Добродушная
Жестокая Ласковая
Хитрая Преданная
Грубая Заботливая

2 группа “ Новые сказочники” Исследуйте язык сказки.

Обратите внимание на выделенные устаревшие слова. Замените эти слова современными (работа с картой исследования)

Слова для справок: зарыдала, девушка, в золото и серебро.

Залилась Алёнушка слезами.

3 группа “Иллюстраторы”. Исследуйте сюжет сказки и подберите иллюстрации в нужной последовательности

4 группа “Исследователи” (работа с картой исследования)

Дети проверяют по сигналам, а затем учитель показывает слайд:

ВЕДЬМА. АЛЁНУШКА.
Злая Добродушная
Жестокая Ласковая
Хитрая Преданная
Грубая Заботливая

Ребята, вы дали описание Алёнушки, а вот какой представил её себе художник Виктор Михайлович Васнецов (работа с картиной). Какое настроение у Алёнушки?

Васнецов её изобразил у воды, потому что вся жизнь Алёнушки связана с водой. Она тонет в речке, её оживляют живой водой, братец Иванушка превратился в козлёночка, испив водицы из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду.

Дети прочитывают свой текст.

Залилась (зарыдала) Алёнушка слезами.

Красная девица (девушка)

В злато-серебро (золото и серебро)

Проверяется последовательность сказки.

А.С. Пушкин говорил “ Сказка- ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок”

Вы согласны с этим высказыванием? Какой урок нам дала эта сказка?

(Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде)

Читайте также:  Гормональные нарушения у мужчин лечение народными средствами

V. Подведение итогов.

Учитель. Давайте подведем итоги нашего исследования. Кто прочитает вывод, который вы записали в карте исследования.

V. Рефлексия.

Урок наш окончен,
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам
За то, что упорно,
Усердно трудились,
И знания ваши
Нам всем пригодились!

Учитель. С каким настроением мы уходим с урока? Если вы довольны своей работой поставьте плюс в кружок с улыбающимся а если вам было немного грустно выберите второе солнышко, но а если вы работали не в полную силу и вам было не интересно поставьте плюс в кружок рядом с тучкой, но а если вам хотелось на уроке плакать, то выбирайте последний рисунок.

Источник

Урок по литературному чтению на тему Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

МБОУ «Борисовская основная общеобразовательная школа №4»

п. Борисовка Борисовского района Белгородской области

Мурзина Елена Николаевна,

учитель начальных классов

Предмет: Литературное чтение, 3 класс.

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка »

а) Обучающие цели:

1. Продолжить работу над формирование навыка чтения и литературного анализа сказки.

3. Учить высказывать и обосновывать мысли, делать выводы, умозаключения.

б) Развивающие цели:

1. Способствовать развитию и реализации каждым ребёнком собственной индивидуальности, проявлению литературно-творческих способностей.

2. Развивать познавательную активность, вызывая у ребёнка положительное отношение к учению, предмету.

в ) Воспитательные цели:

1. Формировать культуру речи.

2. Формировать умения осуществлять самоконтроль и самооценку.

3. Прививать интерес к чтению.

Оборудование: Музыка из сказки; компьютер, проектор, слайды (группы и виды сказок, иллюстрации к сказке, картина В.Васнецова «Алёнушка», особенности волшебной сказки), макет кота с вопросами для выборочного чтения, карточки для работы в группе.

І. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,

Вижу, класс наш хоть куда!

Ну, начнём урок, друзья!

IІ. Введение в проблему урока.

— О чём же мы будем говорить сегодня на уроке, определите сами?

( звучит музыка : «Сказка гуляет по свету»)

Учитель. Кто догадался, что это за музыка?

Ученик. Она из сказки.

Учитель. Значит, какова будет тема нашего урока?

Ученик. Будем говорить о сказках. (Слайд 1)

IІI. Актуализация знаний.

Учитель : Что такое сказка? (Дети предлагают варианты ответов). Сказки называют «народной мудростью». Их сочинил народ. Сказки передавались из уста в уста . Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки – это один из основных жанров фольклора и появились давно.

Есть научное толкование слова « Сказка». Из предложенных мной вариантов, выберите верное . ( Слайд 2)

— произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных, сил, в котором добро всегда побеждает зло . ( Слайд 3)

Итак, мы отправляемся в сказку! Начнём наш урок с речевой разминки .

Алёнушка , сестрица моя!

Выплынь на бережок.

Костры горят высокие, котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Разные виды чтения:

— Жужжащее хоровое чтение с логическим ударением на подчёркнутые слова;

— Чтение выразительное дуэтом;

— Чтение с убыстрением темпа скорости.

Учитель : Вам знакомы эти слова? Откуда они?

Ученик : Да, нам знакомы. Их говорил козлёночек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ».

Учитель: Попробуйте их выразительно рассказать по памяти.

ІV. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня мы с вами глубже познакомимся со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», найдём все особенности русской народной сказки, и постараемся определить, какая она по своему характеру. Будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать и конечно проверим ваши знания.

V. Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Учитель: Прочитаем данные слова вполголоса. ( Слайд 6)

Алёнушка да Иванушка

Ученик: Совсем одни.

Учитель: Вспомним данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его. (Выборочное чтение)

— Чтение цепочкой, а последнее предложение прочитывается чтением «Будь внимателен». (Каждый учащийся читает, до слов учителя стоп, а другой продолжает….)

Учитель: Ребята, как начинается данная сказка, с каких слов?

Ученик: Жили-были старик да старуха…….

Учитель: Как называется это в сказке?

Ученик: В русской народной сказке это называется зачином.

(Учитель показывает слайд 7).

Учитель: А ещё как могут начинаться сказки?

Ученик: В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь….

Учитель: А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, к какому эпизоду принадлежит данная картинка? (Слайд 8)

Учитель: Ребята, обратите внимание, сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца?

Ученик: Три раза. Сначала было коровье копытце, лошадиное копытце, а потом козье копытце. Число 3 число волшебного мира!

Дети читают по ролям около макета телевизора.

Учитель: Ребята, именно это предложение (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца) является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет. ( Слайд 9).

Учитель: Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда?

Ученик: Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Учитель: Как вы понимаете выражение пот донимает?

Ученик: Это значит, что Иванушке стало сильно жарко.

Учитель: Ребята, а какие слова в этом отрывке повторялись?

Ученик: Шли-шли, идут, идут.

Учитель: Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются.

Учитель: А теперь внимательно прочитайте вопрос глазами и как бы вы на него ответили? ( Слайд 10)

Вопрос: Хорошо ли это: не слушать старших – и почему вы так считаете?

Ученик: Я считаю, что это очень плохо, старшие всегда подскажут как правильно сделать, у них богаче жизненный опыт, иначе может случиться беда с нами.

Учитель: Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный и покладистый мальчик?

Ученик: Нет. Он не послушался старшую сестру.

VI. Работа по вопросам.

Учитель: Далее ребята, у нас идёт основной сюжет сказки . (Слайд 11)

Учитель использует разные виды чтения.

1. Что предложил Алёнушке купец? (Чтение выразительное) (Слайд 12)

2. Что произошло, пока купца не было дома?

Ученик: Пришла ведьма и увела Алёнушку.

Учитель: Ребята, какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло?

Ученик: Алёнушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.

Учитель: Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает?

Ученик: Нет. Это очень опасно.

Выборочное чтение. Первый человек находит, и все читают за ним, чтение за диктором. ) (Слайд 13)

3. Зачем побежал козлёнок на речку?

Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?

( Чтение дуэтом выразительное)

Учитель: Как козлёнок звал свою сестру?

Учитель: Ребята, а как же заканчивается сказка? Найдём и прочитаем этот момент. ( Чтение квартетом). Это предложение ставит точку в развитии сюжета. Концовка сказки. ( Слайд 14)

Учитель: Ребята, а как может закончиться ещё сказка?

Ученик : Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец.

Учитель: Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром и часто используются такие слова: — и стали жить-поживать и добра наживать. (Слайд 15)

Учитель: Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему же учит нас эта сказка?

Ученик : Зло всегда будет наказано, слушаться старших, любить друг друга, не оставлять близких в беде.

Учитель: Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание, только потому что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга.

Учитель: Давайте повторим, из каких же частей состоит сказка? ( Слайд 16)

Мы трудились очень много

Отправляемся в дорогу.

Побываем тут и там,

Поглядим по сторонам,

Нам навстречу брат с сестрицей,

Отдают земной поклон,

А на небе кружат птицы,

Закрывая свет крылом.

И на место тихо сели.

Глазки закрыли, и немного отдохнули, посчитали до 5 и дальше в сказку пошли!

VII. Организация работы в группах.

Учитель: Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы. Каждая группа будет иметь своё название.

1 группа « Аналитики»

Дополнительно запиши свои любые слова, которые характеризуют наших героев.

2 группа « Новые сказочники»

Обратите внимание на выделенные слова. Замените эти слова современными.

Слова для справок : зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она.

В ту пору ехал мимо купец:

-О чём, красная девица плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец ей говорит:

Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро , и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

3 группа « Иллюстраторы»

Восстанови последовательность сказки, используя рисунки, придумай название к картинкам.

hello_html_m5b898359.jpghello_html_m497265c7.jpg

hello_html_m3be03076.jpghello_html_m30035fe.jpg

hello_html_m3f2246fd.jpghello_html_794f9609.jpg

Задания для 4 группы: « Исследователи».

Исследуй и подчеркни такие пословицы, которые подходят к данной сказке:

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде не тонет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Вся семья вместе так и душа на месте.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Взаимопроверка.

1 группа отчитывается, дети проверяют по сигналам, а затем учитель показывает слайд:

У нас получилась модель описания главных героев: (Слайд 18)

Учитель: Ребята, вы дали описание Алёнушки, а вот какой представил её себе художник Виктор Михайлович Васнецов. ( Слайд 19)

Учитель: Какое настроение у Алёнушки?

Ученик: Она грустная, плачет.

Учитель: Васнецов её изобразил у воды, потому что вся жизнь Алёнушки связаны с водой. Она тонет в речке, её оживляют живой водой, братец Иванушка превратился в козлёночка, испив водицы из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду.

2 группа отчитывается, затем учитель показывает слайд:

Дети прочитывают свой текст. ( Слайд 20)

В ту пору ехал мимо купец:

-О чём, красная девица (девушка) плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец ей говорит:

Поди( выходи) за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро(золото и серебро) , и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала (подумала она) и пошла за купца замуж.

Учитель: Как вы думаете выразительные слова украшают сказку?

Ученик: Выразительные слова и сочетания слов украшают сказку, делают её ярче, интереснее.

Учитель: Правильно. В сказке есть повторы: одни-одинёшеньки, шли-шли, жить-поживать, устойчивые словосочетания: красная девица, добрый молодец, в результате всего этого сказка становиться ярче и богаче!

3 группа. Проверяется последовательность сказки . ( Слайд 21)

В результате вашей работы у нас получился картинный план сказки, с помощью которого мы можем вспомнить прочитанную нами сказку. Давайте придумаем название к картинкам . ( Дети читают свои названия к картинкам).

4 группа: 1 человек выходит и прочитывает отобранные пословицы.

( Слайд 22)

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде не тонет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Вся семья вместе так и душа на месте.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Учитель: А теперь посмотрим, правильно ли вы справились с данной работой! ( Слайд 23). (Высвечиваются правильные ответы).

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде не тонет.

Вся семья вместе так и душа на месте.

Учитель: Ребята, а как вы думаете к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

( Слайд 24)

Волшебные, бытовые, о животных.

Учитель: Докажите.

Ученик: Иванушка превратился в козлёночка и опять стал человеком; Алёнушка утонув, осталась живой; Ведьма оборачивается Алёнушкой.

На доске (Слайд 25).

Учитель: А. С. Пушкин говорил « Сказка- ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»

Вы согласны с этим высказыванием? Какой урок нам дала эта сказка?

Ученик: Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде.

VIII . Рефлексия. ( Слайд 26)

Выберите и продолжите любое предложение:

— На уроке я узнал……

— Сегодня я сумел……

— Я похвалил бы себя за……

Учитель: А сейчас я попрошу вас оценить свою работу. С каким настроением мы уходим с урока? Если вы довольны своей работой поднимите улыбающего колобка! А если работали не в полную силу и вам было не интересно поднимите грустного колобка. ( Слайд 27)

Спасибо всем за урок! Молодцы! ( Слайд 28)

IX. Оценки за урок. Домашнее задание.

Дома, прочитайте эпизоды из сказки, которые вам больше всего понравились и нарисовать иллюстрацию к этому отрывку. Дополнительно: прочитать русскую народную сказку и рассказать.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу