Атрибуты русской народной культуры

Русский народный костюм как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Людмила Кудрявцева
Русский народный костюм как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Русский народный костюм,

как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

(Из опыта работы)

Подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад «Колобок»

Кудрявцева Людмила Николаевна

На современном этапе подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время духовно-нравственному воспитанию, в котором должное место необходимо отвести изучению своих истоков, традиций, культуры.

Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда. Она отражает традиции народа, его мировоззрение и мировосприятие.

Я считаю, что интерес к русскому народному костюму необходимо пробуждать с младшего дошкольного возраста, т. к. это часть российской культуры, традиционно-народных ценностей. Структура русского народного костюма отражает религиозно-эстетические представления народа, его историю и уровень культуры. Таким образом народный костюм – это непросто набор художественно-выполненных деталей, а яркое отношение человека к жизни, его восприятие окружающей среды.

Развивая интерес к народному костюму я большое внимание детей обращала не только на красоту и особенности силуэта моделей одежды, но и знакомила с их названиями, тем самым развивая кругозор, словарь детей и пробуждая в них любовь к малой Родине.

Прямое близкое знакомство дошкольников с народным русским костюмом осуществляется мной уже в младшем возрасте, при чтении потешек, прибауток, русских народных песенок, сказок. (Петя –Петушок, Котик серенький коток, Коза-дереза, Колобок, Теремок, Курочка-Ряба и др., где не только люди, но и дикие и домашние животные, птицы одеты в русскую народную одежду. Необычные сказочные герои, их внешний вид вызывают удивление и интерес у детей и является новизной в работе данного направления.

Рассматривая с детьми иллюстрации к произведениям, я посвящаю детей не только в образ национальной одежды, но и знакомлю их с жизнью и бытом предков.

В своей практике я использую не только пассивное знакомство с русским народным костюмом, но и приближаю их к реальности прошлого через театрализованную деятельность с использованием русских народных костюмов, различных видов театра. Такая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий для каждого дошкольника, является эффективным средством социализации; т. к. многие тематические праздники включают в себя поставленные мною сценки, постановки, сюжеты произведений с использованием русских народных костюмов. Яркое впечатление праздности, душевности, дружелюбия вызывают массовые мероприятия, посвященные православным праздникам «Рождество, Колядки, Покров, Пасха, Масленица», где дети полностью погружаются своими чувствами в историю нашей Родины.

Использование подвижных и малоподвижных игр «Горелки, салки, ручеек, казаки-разбойники, прятки, гуси-лебеди, у медведя во бору, картошка, третий лишний, краски, жмурки, кошки-мышки и т. д.» создают огромную связь поколений и сближает детей по интересам, облегчает общение, делает их активными в выражении своих мыслей, чувств, поступков.

Дидактические игры, многие из которых созданы моими руками позволяют детям самим создавать костюмыи вкладывать в них частичку души: додумывают детали одежды,украшают их: «Наряди молодца», «Наряди девицу», «Собери костюм», «Придумай узор для костюма», «Валенки для Вареньки». Создавая модель и узор на ней, дети используют различные виды техники рисования, аппликацию, пластилиннографию, бросовый материал. Творческое мышление, воображение, чувство прекрасного формируют у детей любовь к малой Родине и духовно-нравственные качества личности. Более глубокое знакомство с культурой русского народа осуществляется детьми в процессе образовательной деятельности где дети составляют описательные рассказы, наряжают кукол, отгадывают загадки, изучают предметы одежды.

Совместная подготовка родителей и педагогов к народным праздникам (гуляньям, посиделкам, чаепитиям) формирует в детях привычку взаимопомощи, взаимовыручки, учат дорожить семейными ценностями. Подготовка атрибутов и поделок, совместные мастер-класс родителей и детей «Пасхальное яичко», «Пасхальное дерево» «Сувениры от осени» приучают детей к трудолюбию, вызывают стремление создать прекрасное своими руками, воспитывают коммуникативные качества.

Организованная мною работа в данном направлении приобщает воспитанников к истории традиций и культуры нашего народа.

Моя педагогическая практика и проделанная мною работа по приобщению детей к познанию традиций и культуре наших предков, показывает эффективные результаты по развитию кругозора и формированию духовно-нравственныхкачеств у детей в различных сферах деятельности:

-Образовательная деятельность включает в себя широкий спектр познания особенностей русского народного костюма (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, музыкальное, х/л) и способствует как интеллектуальному развитию, так воспитанию духовно-нравственных качеств.

-Чтение художественной литературы способствует расширению кругозора детей о русском народном костюме, о быте и жизни наших предков и воспитанию любви к истории нашей Родины. Подбор картотеки по теме в каждой возрастной группе позволяет изучать особенности национальной культуры в системе.

-Театрализованная деятельность с использованием русских народных костюмов, инструментов и других атрибутов знакомят дошкольников с тесной связью поколений и способствуют развитию чувств гордости, мировоззрения к достоянию русской культуры.

-Организованные массовые мероприятия, посвященные православным праздникам совместно с другими педагогами, приучают дошкольников к соблюдению народных традиций и воспитывают умение ценить и хранить верность обычаям наших предков.

-Дидактические игры, развивающие игры, картотеки игр интересны детям любой возрастной группы, т. к. дети, функционируя в процессе игры, погружаются в историю в реальность далеких предков, и тем самым проявляют стремление продолжить традиции нашего народа.

-Взаимодействие родителей при организации мероприятий в данном направлении (мастер-класс, посиделки, круглый стол, изготовление тематических поделок, подготовка костюмов) приобщает детей к семье, ее духовным ценностям.

-Происходит развитие интереса и стремления к познанию дошкольников истории русского народного костюма, как к традиционно-национальной культуре.

-Знакомство с особенностями русского народного костюма не только, как совокупность художественно-эстетических выполненных деталей, но и познание заложенных в него национальных традиций, которые отражают отношения народа к жизни, религии, к природе.

Каждый уважающий себя человек должен знать историю своего народа. Неотъемлемой ее частью является национальный костюм. Я считаю своим долгом познакомить воспитанников МАДОУ «Детский сад «Колобок» с историей традиционного национального костюма. В данной статье предлагается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через изучение особенностей русского народного костюма, как эффективного источника формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Русский народный костюм»Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Источник

Народное творчество, культура и традиции

Людмила Панина
Народное творчество, культура и традиции

Народное творчество, культура и традиции

«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно относиться к своим древним корням, памяти предков.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.

«Традиция» – слово не русское, переводится с латинского языка как «передача», т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения другому.

В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.

Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа, они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организациисвоей деятельности, помогают выработать спо-собность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Читайте также:  Китайская народная сказка слон и воробей

Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, сопровождающие игры.

— Заяц белый, куда бегал?

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

С хлебами обильными!

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармоничный поэтический лад.

Где вы, где вы гуленьки?

Прилетайте на кровать,

А сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

Задачу по развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить трудные словосочетания – выполняют скороговорки.

На горе, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор

Едет к ним еще Егор.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках,в них много материала практического характера: житейские советы, трудовое воспитание, осуждение праздности, лености «Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».

Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию: «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Жизнь дана на добрые дела»

Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Такие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения.Через обряды передавали значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями, отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.

Праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой любовью в народепользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Рабочая программа кружка «Народное творчество» «Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры» Рабочая программа кружка «Народное творчество».

Народное творчество «Частушки про урожай» 1. Рожь густая, золотая В поле наливается, С хлебушка душистого Люди поправляются. Припев: Ай чи-чи-ха, чи-чи-ха! Расцветает гречиха, Чечивица.

Фотоотчет о работе кружка «Народное творчество»Фотоотчет о работе кружка «Народное творчество» Три года назад, когда мы с детьми перешли в среднюю группу, я начала проводить с ними кружок «Народное творчество» Основная цель кружка.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Информационный лист ЛЭПБУК «Устное народное творчество» Автор: воспитатель МАДОУ МО «СГО» д\с №1 «Пчелка» Васильева Ольга Алексеевна Для.

Педагогический совет «Устное народное творчество в воспитании дошкольников» Цели: • Уточнение и систематизация знаний педагогов о жанрах русского фольклора; • Ознакомление с различными жанрами русского фольклора.

Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в.

Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать.

Источник

Культура, обычаи и традиции русского народа

Россия славится своей богатой историей, в которой происходили радостные и трагические события. Главным способом объединения людей на протяжении многих веков служили традиции, зародившиеся еще в Древней Руси. Россияне продолжают отмечать национальные праздники, верят в старинные приметы и предания. Вследствие того, что наша страна стала домом для ста девяноста народностей, крайне важно сохранить культурное наследие нации в чистом виде.

Культура и быт русского народа

Первое с чем иностранцы ассоциируют россиянина – это широта души и сила духа. А поскольку на формирование национальной культуры влияют именно люди, то эти черты характера сыграли огромную роль в ее становлении и развитии.

Отличительная особенность российского народа – простота. Поскольку в древние времена жилища славян и их имущество часто подвергались разграблению или уничтожению, у русских наблюдается упрощённое отношение к бытовым вопросам.

Многочисленные испытания, выпавшие на долю россиян, закалили их характер, сделали сильней и научили выходить из любых сложных ситуаций с гордо поднятой головой.

Еще одна отличительная черта русского характера – доброта. В любой точке земного шара знают о том, что такое гостеприимство славянского народа. Гостя не только накормят и напоят, но еще и спать уложат. Уникальное сочетание добродушия, сострадания, терпимости и милосердия, крайне редко встречается у других национальностей. Все эти черты в максимальной степени проявляются именно у русского народа.

Отдельное внимание стоит уделить трудолюбию жителей России. Хотя часто историки в своих исследованиях отмечают, что в нашем человеке удивительным образом сочетается тяга к работе и лень, бескрайний потенциал и абсолютная безынициативность. Достаточно вспомнить образ Обломова из романа Гончарова.

Но все же работоспособность русского человека и невероятная выносливость – это факт, с которым невозможно спорить. И как не пытались великие умы всех стран «раскусить» загадочную душу россиян, вряд ли у них подобное получится. Ведь славяне настолько многогранны, что изюминка нации навсегда останется тайной для всех.

Традиции и обычаи русского народа

Обряды в России гармонично соединяют в себе прошлое и настоящее. Некоторые традиции имеют корни в язычестве, зародившись до крещения Руси. Конечно, со временем их сакральный смысл терялся, но основные элементы ритуалов дошли и до наших дней.

Более всего старинные традиции чтят в маленьких деревушках и сельских поселениях, поскольку горожане ведут немного обособленный образ жизни. Большое количество обрядов тесно связано с семьей. Их проведение считалось залогом успешного брака, здоровья детей и благополучия.

У славян в древние времена в семье было большое количество человек (до двадцати). Повзрослев, лети вступали в брак, но оставались жить в родительском доме. Главой семейства считался отец или старший сын. Их должны были слушаться и беспрекословно выполнять любые приказы.

Читайте также:  Возрождение русской народной песни

Свадьба

Традиции, затрагивающие процесс бракосочетания, зародились еще во времена язычества. Свадьба между племенами или внутри них сопровождалась поклонением идолам, тематическими песнями и плясками. Единый обряд проведения торжества появился, когда на Руси приняли христианство.

Бракосочетание проводили в осенний период, собрав урожай либо зимой после Крещение (19 января). Самым удачным временем для церемонии считалась первая неделя по завершении Пасхи. Свадебный обряд состоял из нескольких этапов, которым уделялось огромное внимание.

Перед бракосочетанием проводили сватовство, к родителям девушки прибывали отец и мать жениха. Если обе стороны согласны на объединение семей, то переходили к смотринам. На них будущие супруги впервые знакомились. Затем следовал обряд сговора и рукобития. Их проводили, чтобы решить вопросы относительно приданого и даты венчания.

Семья

Русская семья с древних времен чтит традиции своего народа. Ранее в ней четко прослеживалась патриархальная структура, то есть во главе стоял мужчина и спорить с его мнением было строго запрещено. К девятнадцатому веку семейные устои стали носить традиционный характер. В наши дни российская семья старается придерживаться привычных обычаев, но делает это умеренно.

Главой семейства является отец и старшие родственники. В современном мире муж и жена имеют равные права, в одинаковой степени занимаясь воспитанием детей и ведением быта. При этом русские семьи стараются отмечать все национальные праздники: Масленицу, Новый год.

Гостеприимство

Прием гостей на Руси всегда был радостным событием. Странника, уставшего после долгого пути, потчевали разными блюдами. Специально для него затапливали баньку, мыли и давали корм коню, на котором прибыл гость. Также путнику предлагали чистые вещи и искренне интересовались, куда он направляется и тяжела ли дорога.

В подобном поведении в полной мере проявляется щедрость русской души и их сострадание.

Каравай

Самое знаменитое мучное изделие на Руси. Его пекли на любые праздники, готовку доверяли только замужним дамам. Ставить на стол каравай должен был парень. Выпечка символизировала благополучие, финансовой состоятельности.

Мучное изделие декорировали разными фигурками из теста и запекали в духовой печи. Каравай отличается насыщенным вкусом, красивым внешним видом и по достоинству считается шедевром кулинарного искусства.

Отдельную роль выпечка играет при праздновании свадьбы. После венчания молодожены едут в дом жениха, где их встречают с солью и хлебом. Кто из пары отломит больший кусок от каравая, тот и будет главой семьи.

К традициям, касающихся «мыльни», наши предки относились с особой любовью. Посещение бани на Руси – это непросто гигиеническая процедура, а целый ритуал. Люди шли в «мовню» не искупаться, а духовно почиститься.

Баню обязательно посещали перед любым важным мероприятием. Процесс мытья мог затянуться на несколько часов, ведь торопиться в этом деле не принято. Важно посещать «мовню» в хорошем настроении и желательно с друзьями.

Еще одна традиция – поливаться холодной водой после посещения жаркой парилки.

Чаепитие

На Руси знаменитый напиток появился только в семнадцатом веке. Но практически мгновенно чай завоевал сердца славян и с ним связано огромное количество традиций. Обязательным атрибутами проведения чаепития считается до блеска начищенный самовар и красиво оформленный стол.

Ароматный напиток славяне распивали из блюдец, в качестве десерта выступали баранки и домашняя выпечка. Также наши предки любили «закусывать» чай пиленым сахаром. Русские традиции проведения чаепития передавались от старшего поколения к младшему и свято соблюдались во всех домах.

Ярмарка

В праздничные дни для населения на Руси открывались ярмарки, предназначенные для проведения народных гуляний. Там можно было найти, все что душе угодно. Посетителям предлагали вкусные пряники, расписные изделия для дома, куклы ручного изготовления.

В плане развлечений ярмарка также поражала разнообразием: забавные скоморохи, многочисленные игры, веселые конкурсы, карусели, танцы. Для населения выступал народный театр, где роль главного героя отводилась озорному Петрушке.

Крестины

Ритуал крещения существует в нашей стране очень давно. Малышей требовалось «осветить» сразу после рождения. Для проведения процедуры выбирали кумовьев. Это очень важная роль, ведь крестные родители несут ответственность за ребенка на протяжении всей жизни.

Младенца относили в храм, где батюшка окроплял его святой водой. На шею грудничку надевали нательный крестик. Основное предназначение обряда – защитить от воздействия нечистой силы. Считалось, что после крещения у малыша появляется собственный ангел-хранитель.

В год ребенка усаживали на тулуп из овечьей шкуры и на темечке выстригали распятие. Это был еще один защитный ритуал, чтобы злые духи не проникли в голову младенцу и не обрели власть над его разумом.

Подросший ребенок каждый год 6 января на Сочельник должен приносить крестным кутью (пшеничная каша, сдобренная мёдом и маком). А те, в свою очередь, дают ему сладости.

Поминки

После проведения похорон близкие родственники и друзья усопшего отправляются в его дом, чтобы почтить память. В наши дни для проведения поминок обычно арендуют специальный зал.

В процессе обряда все присутствующие говорят добрые слова о покойном. Поминки проводят в день похорон, на девятые и сороковые сутки. Также близких собирают спустя год после смерти.

Традиционные праздники русского народа

Масленица

Традиционный праздник на Руси, который отмечают на протяжении недели накануне Великого поста. В древние времена Масленица была не веселым гулянием, а обрядом почитания памяти усопших предков. Их задабривали блинами, обращались с просьбами о плодородии. Сжигание чучела символизировало проводы зимы.

Время шло, а русский народ хотел веселиться, а не грустить. Зимой и так мало положительных эмоций, так что славяне решили «трансформировать» печальный обряд в разудалое торжество. С этого момента Масленица стала олицетворением окончания холодного времени года.

Смысл поменялся, а традиции сохранились. По-прежнему на праздник принято печь блины. Плюс добавилась масса увеселительных развлечений: катание с горки и на конях, сжигание чучела Зимушки из соломы. На протяжении масленичной недели родственники ходят в гости, угощаясь блинами с разнообразной начинкой и вкусными добавками (мед, сметана, варенье). Повсюду царила праздничная и позитивная атмосфера.

Проводились театральные постановки, которые вел незыблемый Петрушка. Одно из наиболее колоритных развлечений – кулачные бои. В них принимали участие мужчины, которые считали честью одержать победу на соревновании.

Великий пост

Знаменовался тем, что наступал праздник Благовещенье. Считалось, что именно седьмого апреля Деве Марии явился архангел, который поведал о том, что она станет матерью малыша, зачатого чудесным способом.

По преданиям древних славян, в этот день Божеское благословение получает все живое. Хотя праздник приходится на Великий пост, седьмого апреля разрешалось кушать рыбу.

Пасха

На Руси торжество свято чтили и ассоциировали с днем всеобщего равенства и милосердия. Накануне праздники девушки пекут куличи (сдобный пирог), красят яйца, украшают дома. В день Светлой Пасхи при встрече принято говорить: «Христос Воскресе!», а в ответ звучит «Воистину Воскресе!». Затем люди три раза целуются и обмениваются пасхальными яичками.

Считалось, что яйца символизируют кровь Иисуса, распятого на кресте. В наши дни их украшают очень оригинально, используя наклейки и тематические узоры. Кстати, праздник пришел на Русь из Византии в десятом веке вместе с крещением.

Новый год

Праздник отмечают во всех семьях в ночь тридцать первого декабря. Гости обмениваются подарками, поздравляют с наступлением нового года. На торжество принято накрывать богатый стол.

Рождество

Светлый праздник, символизирующий воскрешение и возвращение к жизни. Традиции этого торжества наполнены добротой, теплом и человечностью. Обычаи Рождества символизируют победу духовного над мирским.

День перед праздником (шестое января) называют Сочельником. Люди накрывают стол, на котором обязательно должно быть двенадцать блюд. Роль центрального яства отводится каше под названием «сочиво». В ее состав входит вареная крупа, залитая медом и посыпанная маком с орешками.

В Сочельник усаживаться за праздничный стол дозволено только после появления на небе первой звёздочки. Рождество считается семейным торжеством, когда все родственники собираются вместе. Гостей ждет праздничное угощение, они обмениваются подарками и весело проводят время.

После Сочельника начинались настоящие гуляния. Детишки ходили по домам и распевали песенки, в руках у них была звезда и вертеп. В стихах они восхваляли Иисуса Христа. Звезду изготавливали из бумаги, красили и внутрь помещали зажжённую свечу.

Вертеп – это ящик, состоящий из пары ярусов. В нем располагались фигурки из дерева, которые демонстрировали разные сценки.

Двенадцать дней после Рождества длятся Святки. В былые времена девушки активно использовали этот период для гаданий. Чаще всего ворожба была направлена на привлечение жениха. Считалось, что именно в эти дни появляется нечистая сила, способная рассказать о будущем.

Ни одни Святки не обходились без наряженных людей. Они дурачились, разыгрывали смешные сценки, посещали дома и веселили народ.

На Рождество было запрещено вспоминать о смерти, ругаться, материться. Этот праздник был направлен на то, чтобы люди обменивались теплыми и позитивными эмоциями.

Читайте также:  Как перебить аппетит народными средствами

Иван Купала

Славяне верили, что в ночь с шестого на седьмое июня распускается диковинный цветок папоротника. Того человека, которому посчастливится его отыскать, ждут несметные богатства.

После захода солнца люди зажигали возле рек и озер большие костры, наряжались в праздничные одеяния, хороводили и пели песни. Еще одна незыблемая традиция на Иван Купала – прыжки через костер. Незамужние девушки спускали на реку венки, сплетенные из свежесобранных цветков, в надежде отыскать жениха.

Отмечали торжество каждый год, тем самым празднуя день солнцестояния. Обряд объединил в себе языческие и христианские традиции. Бог плодородия Купала обрел русское имя Иван после крещения Руст. Поскольку на смену язычеству пришел сформированный народом образ Иоанна Крестителя.

Заключение

Русские народные обряды – это часть национальной культуры. Из них складывается память о предках, уникальные ритуалы являются отличительной чертой россиян. Благодаря вековым традициям люди чувствуют связь между поколениями, не забывают о своих истоках и ощущают духовную поддержку.

Посмотрите видеоролик, и вы узнаете дополнительные факты о традициях России.

Источник

Русская национальная культура
статья

Данилова Любовь Петровна

Национальная культура – это то, из чего складывается память целых народов, а также то, что делает этот народ отличным от других.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Русская национальная культура».

Культура России — это, прежде всего,

наша речь, наши праздники, наши школы

и университеты, наше отношение к родителям,

к своей семье, к своему Отечеству, к другим

Национальная культура – это то, из чего складывается память целых народов, а также то, что делает этот народ отличным от других. Народные традиции и обычаи представляют собой связь, которая связывает далекое прошлое с настоящим. Наша страна имеет богатую историю, насыщенную множеством событий и свершений.

Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.

Культура народов России одна из самых многообразных в мире. В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.

Народные традиции празднования Пасхи, Троицы, Рождества Христова, Успения и многих храмовых (престольных) праздников способствуют укреплению семейно-родственных и территориальных этнических связей.
Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.
Освоение русской народной культуры наиболее легко и свободно происходит через календарные обряды – обобщение в течение многих веков знаний человека об окружающем мире. Здесь единое целое составляли повседневность и органично ее перемежающие праздники, хороводы, пляски, игры.

Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Работа по приобщению детей к русской народной культуре нами проводится, очень давно. Детям очень нравиться русские народные песни, хороводы. Они с удовольствием заучивают считалки, потешки, задорные частушки, играют в русские народные игры.

Не поддаётся счету, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка»), иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. Особенность русских народных игр, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Например, знакомя с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями, мы знакомим с русскими народными играми; учим играть в народные игры, соблюдать правила, используя заклички, перевалки. Тем самым развиваем ловкость, выносливость, выдержку, зрительное, слуховое внимание, умение сопоставлять размер предметов, учим бегать на носочках, с ускорением; передвигаться в хороводе, змейкой, со сменой направления движения; используем элементы народных танцев в играх. Формируем у детей культуру сохранения своего здоровья и здорового образа жизни через народную игру.

На Руси было немало празднований. Очень долго ориентация была не на один календарь, а на целых три:

Христианский (обозначались праздники; если говорить о самых крупных, то только их было 12).

Традиционными давно стали народные праздники, такие как «Яблочный спас», «Медовый спас», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица», «Пасха», «Красная горка», другие.

Русские народные праздники – это яркие гуляния, полные веселья и интересных событий. Они очень разнообразные, хотя, к сожалению, некоторые из них уже давно не отмечаются. Но есть немного надежды на то, что утерянная культура начнет возрождаться и будет передаваться через поколения вновь.

В традиционные праздничные дни народных гуляний открывали свои двери на Руси различные ярмарки веселья. Чего только можно было не увидеть на ярмарке: скоморохи, игры и забавы, карусель и танцы с хороводами, а также

Народная культура обладает удивительной способностью буквально на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества, родовые корни, память предков. В процессе работы ребенок раскрывается, как цветок, начинают интересоваться народной культурой.

Знакомя детей с русскими народными сказками, пословицами, поговорками, приметами, загадками, мы приобщаем детей к нравственным ценностям. Развиваем творческие умения, при инсценировке сказок, потешек. Обогащаем и активизируем словарный запас.

В преддверии весны все ждут веселого праздника – Масленицу. Этот праздник пришел еще с языческих времен – это праздник встречи весны, а также проводов зимы. Название праздника появилось неспроста. Последняя неделя перед постом такова, что мясо кушать уже нельзя, а молочные продукты можно, а в масленицу едят блины с молочными продуктами, куда входит и масло. Так, благодаря, главному праздничному блюду и появилось название этого праздника. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы. Каждый год весной христиане празднуют Пасху. Это одно из самых старейших торжеств. Среди основных пасхальных обрядов можно выделить выпечку куличей, покраску яиц. Но не только этим ознаменовывается Пасха для верующего человека, еще известна крестным ходом и христосованием. Последнее представляет собой поздравление с поцелуями с этим светлым днем. На «Христос Воскресе» принято отвечать «Воистину Воскресе».

Русские люди всегда гордились и гордятся своей культурой, являющейся поистине уникальной.

Наша национальная культура выделяет страну и непосредственно нас из многочисленных других. А для нас это невероятная возможность почувствовать связь между поколениями и временами. И это своеобразная поддержка нашего духа и наша опора. Все мы должны с почетом относиться к культуре и традиции нашей страны. Мы должны об этом рассказывать нашим детям и внукам. Если будем уважать свое население и обычаи, тогда и наши дети будут это делать. Любовь к стране делает нас сильными и объединяет.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector