Автор картины аленушка к русской народной сказке

«Алёнушка» – почему героиню своей картины Васнецов назвал “дурочкой”?

«Алёнушка» Виктора Васнецова – картина, с которой большинство из нас знакомятся ещё в школьные годы. Сочинение с её описанием является обязательным этапом школьной программы, однако в этом полотне скрыты некие символы и образы, что до сих пор вызывают споры именитых исследователей.

В то же время сюжет полотна понятен каждому школьнику. У этого удивительно простого и одновременно сложного творения есть интересная история создания. Что же вдохновило Васнецова на написание «Алёнушки»? Стоит ли рассматривать картину только как иллюстрацию к сказке?

Идея и создание картины

Знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов сделал огромный вклад в создание картин, посвящённых народных преданиям и сказкам. Идея написания «Алёнушки» появилась у живописца после знакомства со сказкой «О сестрице Алёнушке и её братце Иванушке».

Далеко не всем известно, что прототип девушки с картины был абсолютно реальным. Милую красавицу, исполненную тоски, Васнецов встретил в 1880 году в усадьбе Ахтырка, где и начинается создание его шедевра. Я думаю, образ встреченной девушки сразу же навеял художнику воспоминания о сюжете известной сказки.

Сам же Васнецов рассказывал, что в этой крестьянке он увидел «море одиночества и печали русской души». Последние слова хочу выделить особенно, потому что «Алёнушка» выходит далеко за пределы фольклорного сюжета.

Итак, в 1880 году Васнецов приезжает в Ахтырку, где и начинает свою новую работу. Сначала он писал пейзажи, стараясь запечатлеть красоту пруда этой местности, колоритные особенности тихой заводи. Место, живописно изображённое на картине, очень напоминает берег Вори в Абрамцеве. Появлению знаменитого полотна предшествовали несколько творений – «Осока», «Пруд в Ахтырке». Все они стали ступенями к созданию запоминающейся картины.

Первая выставка и доработки Васнецова

Как отмечал сам Васнецов, в чертах лица его Алёнушки можно заметить явное сходство с дочерью Саввы Мамонтова, Верой. Художник умышленно вглядывался в детали портрета, чтобы написать девушку, похожую на дочь московского мецената.Вера полностью соответствовала требуемому образу. Впрочем, в итоге всё равно получился некий собирательный портрет женских персонажей русских сказок.

К зиме 1881 года картина была завершена, после чего автор отправил её на выставку художников-передвижников. Как ни странно, но изначально успеха работа не получила. О сказочном сюжете публика тоже не догадывалась, поскольку Васнецов упомянул об этом значительно позднее.

Более того, на выставке у картины было несколько иное название – «Дурочка Алёнушка». В данном контексте слово «дурочка» не стоит воспринимать как обидное прозвище. В те времена так называли сирот, а потому изначально полотно просто показывало сиротку Алёнушку, погрузившуюся в безрадостные мысли.

Эскиз картины «Аленушка»

В процессе создания картины «Алёнушки» Васнецов несколько раз делал дополнения и доработки на картине. Долгое время все эти нюансы не были известны, однако благодаря современным технологиям, использованию рентгена, специалисты смогли установить, что же именно добавлял на своё творение художник.

На картине, что известна нам, мы видим лицо, плечо и руку девушки, что изначально выглядели несколько иначе. Значительно доработать живописцу пришлось и цвет работы, поскольку изначальная версия вызвала немало критических отзывов коллег.

Описание картины «Алёнушки»

Итогом долгих трудов и детальной проработки стала та самая «Алёнушка», что сегодня выставлена в Третьяковской галерее (по иронии судьбы во время первой выставки Третьяков не уделил полотну должного внимания). В центре холста мы видим юную девушку, что привлекает своей естественной красотой.

Её поза, а особенно взгляд, говорят о сильных эмоциональных переживаниях, глубокой тоске. Здесь можно заметить не только фрагмент сюжета сказки и горюющую Алёнушку по младшему брату. В девичьих глазах – печаль по несбыточному, некие грёзы, которым никогда не суждено осуществиться.

Подчеркнуть это настроение героини Васнецову удалось дополнительными элементами – красками природы, облаками, плывущими над головой девушки, деревьями, что подобно героине, неподвижно застыли в печали.

Картина «Аленушка» не сразу обрела успех

На мой взгляд, особенно впечатляет в картине не столько образ Алёнушки, не написанный пейзаж, а гармония, вечное единство человека и природы, что выражается даже во взаимосвязи настроений. Васнецов показал это виртуозно, ведь в его творении ничто не диссонирует с общей идеей, не отвлекает от главного замысла. Некоторые люди, видевшие картину «Алёнушка» на выставках, отмечали, что при взгляде на неё чувствуется какое-то щемящее чувство в душе.

Без сомнения, в этом и состоял замысел автора, что умышленно разместил главную героиню полотна в таком диком безлюдном месте, что навевает мысли об одиночестве и опасности.

В целом, атмосфера картины – это сочетание тишины, тоски и раздумий. Не исключено, что в образе девушки на своём полотне живописец хотел показать непростую судьбу и тягостные думы многих русских женщин и, в частности, известных героинь сказок, что знакомы нам с детства.

Читайте также:  Как писали русские народные песни

Автопортрет художника Виктора Васнецова

Картина «Алёнушка» Виктора Васнецова – одна из самых известных, узнаваемых картин русских художников. В искусстве она занимает особое место, ведь её популярность сделала творение своеобразным «брендом«, что используется в культуре. Мастерское использование красок и тонов, неоднократные доработки создали неповторимую атмосферу картины, что заставляет разделить тяжёлые мысли и печаль со своей главной героиней.

Источник

Картина Васнецова «Аленушка». История создания картины, описание

Как все начиналось?

Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием «О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке». Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова «Аленушка». Автопортрет художника представлен ниже.

Этапы работы над картиной

В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины «Аленушка» Васнецова следующая. Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это «Осока», «Аленушкин пруд», «Пруд в Ахтырке». Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.

Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Зимой 1881 года была закончена работа, после чего отправил ее на проходившую в Москве выставку художников-передвижников Васнецов Виктор Михайлович. Картина «Аленушка», однако, сначала большой популярностью не пользовалась. Она приобрела ее несколько позже.

Как называлась картина «Аленушка» Васнецова первоначально?

Как дорабатывалась картина?

История картины Васнецова «Аленушка» включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы. Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, «Аленушка» в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника. Портрет Васнецова работы Куинджи представлен ниже.

Где хранится «Аленушка» (художник Васнецов)?

Картина «Аленушка» выставлена в настоящее время в Третьяковской галерее. Но Третьяков во время первой выставки, на которой была представлена эта работа, не удостоил ее, несмотря на старания Васнецова, вниманием. За пятьсот рублей была куплена Мамонтовым эта картина.

Общее настроение полотна

Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова «Аленушка» представлена ниже.

Роль фрагментов полотна

Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова «Аленушка» полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна.

В чем заключалась заслуга Васнецова?

Образ Аленушки

Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.

Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины.

Пейзаж картины Васнецова

Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой. Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает «пейзаж настроения» М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

Атмосфера тишины и грусти

«Аленушка» сегодня

Художника побудил к созданию этого шедевра лирический образ русской девушки из народа с печальным взглядом. Простотой и душевностью отличается эта работа. Сегодня она очень известна. Поисковая система Google в 2013 году на главной странице в честь юбилея Васнецова (165 лет) изменила свой обычный логотип на дудл, который основан на сюжете «Аленушки». На заднем фоне кусты пребразованы были таким образом, чтобы название компании складывалось из них.

Источник

Картина «Аленушка» В.Васнецова

Краткая история создания

Идея картины «Аленушка» была навеяна одноименным лирическим образом известной русской сказки «О сестрице Аленушке и её братце Иванушке». Прототипом для написания картины стала реальная девушка, которую художник встретил во время своего пребывания в усадьбе Ахтырка летом 1880 года. В случайной девушке художник увидел, по его словам, море тоски, одиночества и какой-то чисто русской печали. С неё же был сделан первый набросок и практически сразу Васнецов решил для себя концепцию будущей картины. Несмотря на незамысловатость сюжета, «Аленушка» имеет интересную историю.

Читайте также:  Как лечить воспаление плечевого сустава народными средствами

Работу над картиной художник начал в 1880 году. До настоящего времени сохранилось несколько сделанных им в этот период этюдов, предшествовавших написанию «Аленушки»: «Пруд в Ахтырке», «Аленушкин пруд», «Осока». Васнецов также выполнил в красках несколько предварительных натурных эскизов сидящей на камне девушки. Мастер признавался, что при написании главной героини на основном полотне он вглядывался в черты лица Веруши Мамонтовой – дочери известного московского мецената Саввы Мамонтова. Сама картина была закончена зимой 1881 года, после чего автор отправил её на выставку художников-передвижников, которая проходила в Москве.

Изначально картине было дано название «Дурочка Аленушка». По некоторым источникам словом «дурочка» в то время называли сирот или юродивых. Художник не сразу упомянул о том, что картина имеет сказочный сюжет. Известно также, что Васнецов неоднократно её корректировал и дорабатывал. Специалисты сделали рентгеновские снимки картины, в результате чего удалось установить – лицо, шея, плечо девушки, а также колористическая гамма картины в целом, были переработаны. По-видимому, в первом варианте «Аленушка» вызвала в свой адрес немало критических замечаний со стороны знакомых и коллег художника. В настоящее время картина хранится в Третьяковской галерее, однако во время первой выставки, на которой она была представлена, Третьяков, несмотря на все старания Васнецова, не удостоил «Аленушку» своим вниманием, и картина была куплена А.И.Мамонтовым за пятьсот рублей.

Описание и анализ

Картина «Аленушка» является одним из самых популярных полотен мастера, написанным по мотивам русской народной сказки. Юная девушка, сидящая на камне на берегу заросшей реки, привлекает своей простой естественной красотой. В её грустных глазах читаются глубокие переживания – печаль и вместе с тем мечта о счастливом времени, которое когда-то наступит, девичьи грезы и тоска по младшему брату. Художнику удалось мастерски передать общее печально-умиротворенное настроение в картине, которое усиливается образами природы – неподвижными деревьями, медленно плывущими над головой облаками.

В картине «Аленушка» мастер великолепно отображает тесную взаимосвязь простого русского человека с окружающей природой. Кажется, что природа также опечалена, как и сама девушка, изображенная на полотне. Ни один фрагмент картины не отвлекает зрителя от главного сюжета, а, напротив, усиливает и подчеркивает его. Каждая деталь изображения наводит на грустные размышления.

Русским народом и русскими писателями написано множество сказок, передающихся от поколения к поколению. Заслуга Васнецова состоит в том, что ему удалось посредством живописных средств создать убедительные художественные образы, наполненные истинно народным русским духом.

Работая над сюжетом картины, Васнецов решил поместить беззащитную юную девушку в по-настоящему гиблое место. Видимо, автор стремился таким способом вызвать устойчивое щемление в сердцах зрителей. Художник удачно использовал сказочный сюжет, чтобы в полной мере раскрыть неоднозначный и сложный русский характер. Несмотря на юный возраст героини, она испытывает по-настоящему взрослую грусть. Внешний облик девушки с неубранными рыжими волосами, темными глазами и пухлым алым ртом выдает в ней ребенка с трудной судьбой.

На самом деле в облике Аленушки полностью отсутствует что-либо сказочное и фантастическое, а вся сказочность сюжета подчеркивается единственной деталью в композиции – группой ласточек, сидящих над головой девушки. Известно, что ласточки издавна являлись символом надежды. Этим необычным приемом Васнецов воспользовался, желая уравновесить полный тоски образ главной героини и привнести надежду на счастливое окончание русской сказки.

Художник мастерски наполнил общий пейзаж картины атмосферой грусти и тишины. Ему отлично удалось изобразить застывшую водную гладь пруда, осоку и неподвижные ели. Тишина, спокойствие – даже пруд отражает главную героиню едва заметно, очень деликатно. Слегка трепещут молодые деревца, чуть хмурится небо. Темно-зеленые тона окружающего пейзажа контрастируют с нежным румянцем на лице девушки, а осенняя печаль – с яркими цветами на обветшалом сарафане Аленушки. Согласно народным приданиям природа оживает на исходе дня и обретает волшебную способность чувствовать синхронно с человеком. Подобная уникальная способность жить в резонансе с природой была присуща и самому художнику. Поэтому так согласованы в картине чувства Аленушки с состоянием окружающего леса. У зрителя, всматривающегося в картину, возникает ощущение, что через мгновение сказка продолжится…

Лирический образ простой русской девушки с печальным взглядом побудил Васнецова к написанию картины, от которой веет исконно русским духом. Эта работа известного живописца отличается особой душевностью и простотой.

В 2013 году поисковая система Google в честь юбилея со дня рождения художника на своей главной странице изменила обычный логотип на дудл, основанный на сюжете «Аленушки». Кусты на заднем фоне логотипа были перерисованы таким образом, чтобы из них складывалось название компании.

Источник

История шедевра: «Аленушка» Художник Виктор Васнецов. |Почему «Аленушка» первоначально называлась «д

История шедевра: «Аленушка» Художник Виктор Васнецов. |Почему «Аленушка» первоначально называлась «дурочкой»

Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось 3 этюда того времени.

«>

Пруд в Ахтырке 1880 год

Алёнушкин пруд (Пруд в Ахтырке), 1880 год


Осока, 1880 год
В картине Васнецова Аленушка очень великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка.
В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений.

Читайте также:  Выставки рисунков по сюжетам русских народных сказок

Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881
Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой.

Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне. Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа.

Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.
Сам Васнецов так отзывался о своей картине:

«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.
Википедия

Спасибо за ваши комментарии!

Источник

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881. Фрагмент

Мы уже вспоминали как то про Знаменитые картины и их тайны, а вот еще одна картина и одна тайна.

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

Виктор Васнецов. Автопортрет

Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.

Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.

Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».

Виктор Васнецов. Пруд в Ахтырке. Аленушкин пруд, 1880

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.

Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.

Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

Созданию картины предшествовало написание серии этюдов, сохранившихся до наших дней. По ним мы можем судить об эволюции творческого замысла художника. О том, что на картине запечатлен вполне конкретный пейзаж, свидетельствуют работы «Аленушкин пруд» и «Пруд в Ахтырке», воссоздающие лес и пруд в окрестностях Ахтырки.

В конце XIX в., когда была написана картина, никто и заподозрить не мог, что случится вскоре со многими художниками, гостившими в усадьбе в Абрамцево.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу