Автор песни идет война народная священная война

Содержание

Автор песни идет война народная священная война

Священная война

«Священная война» — это трагическая песня, ставшая неким патриотическим призывом советских граждан для противостояния силам фашистской армии. Её по праву считают гимном Великой Отечественной войны, ведь именно она вдохновляла и поддерживала моральный дух советских солдат от начала и до конца этого поистине страшного для человека времени.

Историю создания песни «Священная война», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

Появление песни «Священная война» условно делится на два отдельных этапа. Первым этапом считается 24 июня 1941 года. В этот день в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст будущей песни, автором которого был Василий Иванович Лебедев-Кумач, являющийся поэтом СССР. Второй же этап осуществил народный артист СССР Александр Васильевич Александров. Он буквально сразу же написал музыку на слова Лебедева-Кумача, а уже 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена Краснознамённым ансамблем песни и пляски СССР, руководителем которого и являлся Александров, на Белорусском вокзале в городе Москве.

Хоть песня и стала, пожалуй, самой знаковой для Великой Отечественной войны, но на первых этапах военного времени она широко не исполнялась. Руководство страны считало, что «Священная война» побуждает людей готовиться к тяжёлому бою, способному унести за собой жизни огромного количества невинных людей, а не к быстрой победе над фашистским врагом.

Отношение к песне полностью изменилось 15 октября 1941 года, когда немецкие войска вермахта захватили Калугу, Ржев и Калинин. После этого уже все понимали, что война не пройдёт бесследно для СССР. С этого момента «Священная война» абсолютно каждое утро звучала по радио сразу же после кремлёвских курантов.

Песня являлась сопроводительным призывом для всех, кто был на стороне советской армии. Она поддерживала дух солдат не только во время длительных переходов, а также перед тяжёлыми боями, где они бились не на жизнь, а насмерть.

После того, как СССР официально одержал победу над фашистской стороной, великая слава песни «Священная война» не была забыта людьми. Тот самый Краснознамённый ансамбль песни и пляски СССР, выступавший под руководством Александра Васильевича Александрова, всегда исполнял эту песню не только перед советским народом, а также перед иностранными гражданами во время зарубежных гастролей.

Интересные факты

Содержание и текст песни «Священная война»

«Священная война» — это то, что поддерживало и вдохновляло советских людей в борьбе с немецкой армией. Хоть слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача и кажутся немного мрачными, но они полностью передают слушателям всю ту обстановку, которая была во время Великой Отечественной войны.

С самого начала абсолютно всем было ясно, что война не пройдёт бесследно для людей. Именно поэтому Василий Иванович Лебедев-Кумач и призывал народ на «смертный бой», ведь столкновения никогда не проходят без потерь для тех, кто в них участвует.

Текст песни напрямую призывает людей свершить долгожданную расправу над фашистским врагом. «Дадим отпор душителям» эти три простых слова, несущие вместе поистине огромный смысл для всех тех, кто на себе испытал весь страх, вселяли уверенность в победе абсолютно для всех советских солдат, рискующих собственными жизнями на полях сражений с фашистскими захватчиками.

Песню «Священная война» по праву можно считать гимном для тех, кто принимал участие в Великой Отечественной войне. Именно под неё люди шли в бой, чтобы защитить своё Отечество и уничтожить фашистскую силу, угрожавшую не только СССР, но и всему человечеству в целом. Сейчас «Священная война» — это отголосок того страшного времени, когда советский народ смог доказать то, что он способен на многое, чтобы защитить свою Родину.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Новое в блогах

Сообщество «Война, политика, идеология, патриотизм»

Песню «Вставай, страна огромная», настоящим авторрм которой являлся Александр Боде, была написана им в 1916 году. Вот подлинный оригинальный текст и история песни, написанной в годы Первой (Великой) Мировой войны:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всём различны мы.
За свет, за мир мы боремся,
Они — за «Царство тьмы».

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.

Не смеют крылья чёрные
Над родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой тевтонской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отрепью человечества
Сколотим крепкий гроб.

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За русский край родной.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой!

22 августа 1937 года Лебедев-Кумач публикует в газете «Правда» стихотворение «Капитаны воздушных морей», вскоре положенное на музыку. Многие узнали в этом тексте лишь слегка перелицованное стихотворение Николая Гумилева «Капитаны». И, несмотря на то, что Гумилев был запрещен, Фадеев устроил в Союзе писателей разбирательство этого вопиющего случая.

Вот свидетельство этого скандала Юрия Олеши: «Позавчера в Клубе писателей Фадеев разгромил Лебедева-Кумача. Сенсационное настроение в зале. Фадеев приводил строчки, говорящие о плагиате. В публике крики: позор!» (Ю.Олеша. Книга прощания. М., «Вагриус», 1999, стр.156).

Но вернемся к настоящему автору знаменитой песни.

Родился Александр де Боде в семействе Боде 22 марта 1865 года в посаде Клинцы Черниговской губернии (ныне город, Брянская область). В 1885 году окончил Московскую гимназию, в 1891 году историко-филологический факультет Московского университета.

Преподавал древние языки в Лифляндии (Аренсбург, ныне Курессааре) и в Серпуховской гимназии (до 1906 года). Женился на дочери коллежского советника Надежде Ивановне Жихаревой. В 1906 году был переведён учителем русской словесности в Рыбинск. Работал преподавателем русского языка и литературы, латинского и греческого языков в Рыбинской мужской и женской гимназиях.

Последние годы жизни Александр Боде провёл в семье дочери, Зинаиды Александровны Колесниковой, в подмосковном дачном посёлке Кратово.

Умер Александр Адольфович Боде в январе 1939 года, похоронен на Быковском кладбище (в черте города Жуковский).

Читайте также:  Как повысить пролактин для лактации народными средствами

1 августа 1990 года в стране была отменена предварительная цензура (Главлит). Уже через неделю вышел первый номер еженедельника «Столица», главным редактором которого я стал. В 6-м номере «Столицы» за 1991 год я напечатал, наконец, свою статью. Она, естественно, имела большой резонанс.

В течение полутора десятилетий я наблюдаю, как ее пересказывают десятки авторов (часто безо всякой ссылки на меня). Разумеется, на меня ополчились толпы советских патриотов, не говоря о потомках Лебедева-Кумача. Дискуссия продолжалась все это время. Это и меня заставило снова углубиться в эту проблематику.

В момент разговора ей было 88 лет и она уже многих деталей не помнила, но выяснилось, что и я тогда не обратил внимания на многие важные вещи, прозвучавшие в разговоре.

Из-за обилия новых материалов, нахлынувших со всех сторон, статья о подлинном авторе песни «Вставай страна огромная», теперь стала еще более аргументированной, и так сказать, железобетонной.

Вывод тот же: настоящим автором великой песни «Священная война» является Александр Боде.»

Источник

История песни «Священная война»

Наверное, для большинства россиян и жителей многих других постсоветских стран это главная песня времен Великой Отечественной войны. Даже если вы не помните слова произведения от начала до конца, фраза «Вставай, страна огромная!» наверняка промелькнула у вас в голове, едва вы начали читать эту статью.

Патриотическую композицию Александра Александрова на слова Василия Лебедева-Кумача часто называют гимном защиты Родины, и это определение не кажется преувеличением.

Официальная версия истории песни

Советские граждане со школьной скамьи знали, кто написал текст песни «Священная война». Слова произведения были опубликованы в хрестоматиях, и звучная фамилия Лебедев-Кумач навсегда врезалась в память. Запомнить распространённое имя и производную от него фамилию композитора также было отнюдь не сложно.

Итак, до распада СССР во всех источниках рассказывалось, что уже 24 июня 1941 года в «Известиях» и «Красной звезде» напечатали стихотворение «Священная война». Его автором был указан поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач, один из основателей направления советской песни для широких народных масс.

Руководитель Архива литературы и искусства РФ Татьяна Горяева утверждает, что распоряжение поступило сверху:

На короткий вопрос: «Когда нужно?» – услышал: «Завтра утром». Сказал: «Хорошо, будет». Утром в газете «Красная звезда» появились эти стихи.

Композитор Александров сразу же взялся за музыку. Вспоминает его внук Евгений Александров:

Дед прочел, схватил эту газету, бросил завтрак и умчался к себе домой. К вечеру песня была готова.

Один день понадобился, чтобы отрепетировать произведение. Двадцать шестого июня «Священную войну» исполнили участники Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, которым тогда руководил Александр Васильевич. Премьера состоялась на Белорусском вокзале, откуда музыканты выезжали на фронт.

Двадцать восьмого июня песню выпустили на пластинке. Поначалу её не рекомендовали повсеместно исполнять, так как необходимо было убеждать народ в скорой победе, а «Священная война» явно настраивала людей на тяжёлые и затяжные бои. К середине осени стало ясно, что сражаться с фашистами предстоит ещё долго, и композицию начали ежедневно включать по радио. Она звучала сразу после традиционного боя курантов.

После Отечественной войны Краснознамённый ансамбль Александрова продолжал исполнять «Священную войну», выступая в Советском Союзе и за рубежом.

Её также часть поют современные артисты. Далее можно посмотреть онлайн видеозапись с версией Елены Ваенги.

Обвинения в плагиате

В девяностые годы российские в некоторых печатных изданиях были опубликованы статьи, утверждающие, что слова песни «Священная война» сочинил не Лебедев-Кумач. Авторство приписали учителю из Рыбинска Александру Боде, умершему в 1939 году.

Якобы Александр Адольфович еще в начале 1916 года написал следующее стихотворение:

Священная война – А. Боде

Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою Ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная –
«Священная война!»

Как два различных полюса,
Во всём различны мы.
За свет, за мир мы боремся,
Они – за «Царство тьмы».

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная –
«Священная война!»

Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать.
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой германской нечисти
Загоним пулю в лоб.
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная –
«Священная война!»

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой,
За землю нашу милую,
За русский край родной!

Вставай, Страна Огромная!
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною
С тевтонскою Ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная –
«Священная война!»

Позже его дочь Зинаида Колесникова рассказывала:

Впервые эта песня была исполнена отцом 3 мая 1916 г. без всякого аккомпанемента в Рыбинском городском театре на концерте в честь солдат и офицеров, возвращающихся на фронт после ранений и болезней.

Якобы в 1937 году, видя неизбежность войны с нацистской Германией, Боде отправил стихотворение Лебедеву-Кумачу, но Василий Иванович ему не ответил. Зинаида также утверждала, что сразу после начала ВОВ разыскать отца пытался неизвестный человек из Москвы. Когда он узнал, что Александр Адольфович умер, то сразу же уехал.

Дело о возможном плагиате рассматривалось в суде, которому доводы обвинения показались неубедительными. В итоге, суд постановил считать официальным автором песни «Священная война» Лебедева-Кумача.

Интересные факты

Текст песни «Священная война»

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.

Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Цитата о песне

Дети пели эту песню, потому что это была ярость благородная, ярость всей страны, всего народа. И эта песня точно определила духовное состояние нашей страны.

Источник

А. Александров, В. Лебедев-Кумач. СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 3 / 4

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ля минор

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

Читайте также:  Как очистить жир с плиты народные средства

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». ТЕКСТ

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

ПРИПЕВ:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война.

Как два различных полюса
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

Встает, страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». АВТОРЫ

Советский композитор Александр Васильевич Александров (1883—1946)

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВ

Александр Васильевич Александров родился 13 апреля (1 апреля по старому стилю) 1883 года в деревне Плахино Рязанской губернии в крестьянской семье. Заниматься музыкой Александров начал в Петербурге в регентских классах Придворной певческой капеллы. В 1900-м поступил в Петербургскую консерваторию, но по болезни прервал занятия. В 1909 году Александров продолжил учёбу в Московской консерватории, которую окончил в 1913 году по классу композиции, а в 1916 году — по классу пения. В 1928-м году Александров организовал Ансамбль красноармейской песни и пляски, который в 1937-м году завоевал Гран-При на Всемирной выставке в Париже. Самые известные песни Александрова — «Священная война» (1941) на слова В. Лебедева-Кумача, ставшая музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны, и «Гимн СССР» (1943) на слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Александров известен также своими обработками для хора революционных песен — «По долинам и по взгорьям», «Из-за лесу», «Гулял по Уралу Чапаев-герой» и др., а также русских народных песен — «Вниз по матушке по Волге», «Не шуми ты, мати, зелёная дубравушка», «Ой, да ты калинушка» и др. Александр Александров имеет звания Народного артиста СССР (1937), доктора искусствоведения (1940), генерал-майора Советской Армии (1943) и лауреата Государственной премии СССР (1942 и 1946). Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года в Берлине. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Советский поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898—1949)

ВАСИЛИЙ ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

Василий Иванович Лебедев-Кумач (настоящая фамилия — Лебедев) родился в Москве 5 августа (24 июля по старому стилю) 1898 года в семье сапожника. В 1908-м году Василий начал учиться в первом классе городского реального училища и как лучший ученик смог получить стипендию на обучение в гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1917 году Василий Лебедев стал студентом историко-филологического факультета Московского университета, который покинул на втором курсе, чтобы начать литературную деятельность. С 1919 года Лебедев выступал в военных клубах, работал в Бюро печати Политуправления Реввоенсовета республики и в военном отделе «Агит-Роста». Тогда появился его псевдоним «Кумач». С 1921 по 1922-й Лебедев-Кумач — сотрудник газет «Беднота», «Гудок» и «Крестьянская газета». В 1922-м принял участие в создании журнала «Крокодил». В 1934-м, уволившись из журнала, решил попробовать свои силы в кино, написав текст песни «Марш весёлых ребят» для фильма Г. Александрова «Весёлые ребята» в соавторстве с И. Дунаевским. После грандиозного успеха фильма Лебедев-Кумач стал востребованным и любимым властями поэтом. Появились песни «Широка страна моя родная» (1936, музыка Дунаевского), «Весёлый ветер» (1936, музыка Дунаевского), «Песня о Волге» (1938, музыка Дунаевского), «Москва майская» (1937, музыка братьев Покрасс) и др. Но, наверное, наиболее значительным творческим достижением поэта можно считать песню «Священная война» («Вставай, страна огромная»), которая была написана в соавторстве с композитором А. Александровым в 20-х числах июня 1941 года и стала музыкальным символом Великой Отечественной войны. Лебедев-Кумач имеет звание лауреата Сталинской премии (1941) и многочисленные правительственные награды. Василий Иванович Лебедев-Кумач умер 20 февраля 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Советский военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Кукрыниксы. 1941 г.

И в первый же день боев с фашистами Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня было опубликовано одновременно в двух газетах — «Известиях» и «Красной Звезде». Композитор Александр Васильевич Александров, создатель и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, прочел эти стихи. Утром он пришел на репетицию и написал па грифельной доске слова и мелодию сочиненной им песни.

И она отправилась воевать. Ее увезли на фронт три бригады Ансамбля, выехавшие обслуживать части действующей армии. А группа Ансамбля, оставшаяся пока в Москве, выступила прямо на перроне Белорусского вокзала перед призывниками.

Репродукторы вынесли песню на вокзальную площадь, на улицу Горького, Ленинградское шоссе.

С песней «Священная война» шли колонны советских солдат по фронтовым дорогам на запад, эту песню пели шепотом в пар­тизанских землянках, на торжественных парадах и в короткие интервалы между боями.

Она прошла землями освобожденной Польши и Румынии, Чехословакии, Венгрии и Болгарии. Она звучала в поверженном Берлине, когда «война народная, священная война» завершилась разгромом ненавистного фашизма.

Песня и сейчас жива.

Часто звучит она и в концертах дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, которым руководит сын одного из ее авторов, народный артист СССР Борис Алексан­дров, исполнявший эту песню со своими товарищами музыканта­ми в июне 1941 года на перроне Белорусского вокзала.

А. Е. Луковников в книге «Друзья-однополчане» приводит эпизод с исполнением «Священной войны» на гастролях в Канаде. Песня не входила в концертную программу ансамбля. Но 9 мая в честь праздника Победы было решено начать концерт «Священной войной», хотя не было уверенности, что слушатели примут песню: уж больно далеки они были от событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющим. На следующий день местные газеты сообщали, что «русские День Победы отметили песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину. В этом они были правы!»

Читайте также:  История русских народных инструментов доклад

Александр Васильевич Александров родился в глухой рязанской деревеньке Плахино и с раннего детства тянулся к музыке, заслушивался старинными протяжными русскими песнями. Он стремился к музыкальному образованию последовательно и упорно и прошел длинный и трудный путь от ученика регентских классов Петербургской придворной певческой капеллы и студента Петербургской консерватории до дирижерского пульта прославленного во всем мире коллектива, стал известным композитором, доктором искусствоведения, народным артистом Советско­го Союза.

Щедро одарила природа этого человека: помимо яркого музыкального дарования, у него был большой голос, и в Московской консерватории он одновременно занимался по классу композиции у известного композитора Сергея Василенко, а по классу вокала у выдающегося педагога итальянской школы бель канто Умберто Мазетти.

Всю жизнь Александр Васильевич стремился передать свои знания другим.

Еще в молодости, когда он работал в Твери хормейстером, ему удалось организовать удивительное но тем временам учебное заведение — музыкальную школу, которую он и возглавлял не­сколько лет.

Потом он преподавал и был профессором в Московской консерватории, а в 1928 году по его инициативе и при его непосред­ственном участии в Москве был создан армейский ансамбль, который теперь заслуженно носит имя своего первого художественного руководителя Александра Васильевича Александрова.

До сих пор в репертуаре многих хоровых коллективов сделанные Александровым обработки напевов гражданской войны «По долинам и по взгорьям», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», обработки народных песен: «Вниз по матушке по Волге», «Ой, да ты калинушка. ».

Но чаще всего мы встречаемся с творчеством Александра Васильевича Александрова, когда слушаем или сами исполняем Гимн Советского Союза. И очень знаменательно, что музыка эта была вначале музыкой «Гимна партии большевиков», созданного поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Александровым — авторами «Священной войны».

Источник: В. Викторов, М. Садовский. Звонкие судьбы. М., 1980

«ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ. »

Советский военный плакат «Бьемся мы здорово. ». Кукрыниксы. 1941 г.

Читатель! Может быть, этот день — 22 июня 1941 года — ты знаешь только по книгам да фильмам, потому что тогда, в сорок первом, ты еще просто не успел родиться. Зато люди, которым довелось пережить это воскресенье, наверное, никогда уж его не забудут, даже если фашистские бомбы на их город в то утро не падали. Спроси людей старшего поколения — они подтвердят тебе это.

А я из того дня прежде всего помню цирк. В небольшом нашем сибирском городке приезжий цирк был событием, и роди­тели повели меня на воскресное представление. От проделок клоунов, от знаменитой дуровской железной дороги цирк ходил ходуном, а во втором отделении вдруг хлынул дождь, и брезентовый купол быстро промок. Заливало и зрителей, и артистов, но под прохудившимся куполом все равно продолжало царить веселье.

Потом мы прыгали через лужи, и, когда, вымокшие до последней нитки, прибежали домой, тарелка радиорепродуктора сказала короткое страшное слово — война.

Вечером через город к вокзалу шли танки, и впервые люди услышали сообщение Совинформбюро. И тогда же по радио зазвучали песни войны. Конечно, написаны они были раньше — про трех танкистов, про Орленка, про то, как, «гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход», но в тот вечер эти старые, знакомые мелодии сразу обрели какую-то новую, очень суровую тональность.

А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач, и называлась эта песня «Священная война»:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.

Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски. Советской Армии, который сейчас носит имя автора «Священной войны», а руководит ныне ансамблем его сын, генерал-майор Борис Александров. Борис Александрович рассказывал мне:

— Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Когда мой отец написал на эти стихи музыку, точно не знаю: о своем творчестве в семье он обычно не распространялся, считал подобные разговоры нескромными. Знаю лишь, что песня сочинилась очень быстро, на одном вздохе. В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте. В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале. Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, рундуках, чемоданах, дымили махоркой — у каждого своя дума. Сначала нас никто не заметил. Но вот — первые такты песни. Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий. Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины — и шквал. Требовали: «Еще!» Исполнили еще раз, потом третий, четвертый.

Спустя сорок лет она снова вспыхнет на площади перед Белорусским вокзалом — и люди не смогут скрыть слез.

Но первые ее слушатели ничего этого знать не могли. Для них это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.

А у нас, мальчишек, слушавших ее по радио по многу раз в день, мурашки пробегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора — в то, что поэт так точно назвал «яростью благородной».

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

И долгими зимними утрами, ожидая, пока за школьными окнами хоть немножко посветлеет (ведь электричества-то не было), все первые уроки мы старательно выводили неокреп­шими голосами: «Гнилой фашистской нечисти загоним пулю в лоб. » А когда приходили в госпиталь с шефским концертом, свое выступление наш школьный хор непременно начинал со «Священной войны», и, честное слово, не было случая, чтобы люди в бинтах и гипсе нам не подпевали.

Источник: Лев Сидоровский. И только потому мы победили. Л., 1985

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН

КРАСНОЗНАМЁННЫЙ АНСАМБЛЬ СОВЕТСКОЙ АРМИИ ИМЕНИ А. В. АЛЕКСАНДРОВА

Запись с музыкального вечера, посвящённого 70-летию образования ансамбля

Дирижёр: Виктор Фёдоров

Александр Александров, Василий Лебедев-Кумач

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу