Автор сборника русские народные песни

Сборники с нотами песен композитора Милия Балакирева для голоса в сопровождении фортепиано в pdf


М. Балакирев
Русские народные песни

для голоса с фортепиано
“Государственное музыкальное издательство”, 1957г.
Редакция, предисловие, исследование и примечания
профессора Е.В. Гиппиуса
(pdf, 10 Мб)

ОТ РЕДАКТОРА
Настоящее издание, объединяющее в одном томе два сборника русских народных песен М. А. Балакирева (сборники 1866 и 1900 гг.),— первый опыт критического их переиздания, опирающийся на исследование автографов Балакирева и его соавтора (по первому сборнику) поэта Н. Ф. Щербины, а также других первоисточников.

Критический подход к сборникам народных песен не может быть ограничен только выверкой работы составителей (и авторов обработок песенных напевов) на основании сличения печатного текста с автографами; он должен быть распространен и «а выяснение идейных установок собирателя, его творческих (намерений и вытекающих из них принципов отбора народных песен и их обработок, на выяснение степени точности и полноты музыкальных и текстовых записей песенных образцов
и соответствия записи слов народному певческому исполнению, на выяснение характера строфного изложения песенных слов в сборнике, точности их подтекстовки под нотами, достоверности и полноты сведений, сообщаемых собирателем об исполнителях и о характере народного бытования песни. Наконец, критический подход к народнопесенным сборникам должен включать обязательную оценку произведений народного песенного искусства со стороны их идейной направленности, художественной значимости и степени типичности как самого произведения, так и данного его варианта—с музыкальной и поэтической стороны. Результаты критического анализа обоих сборников русских народных песен М. А. Балакирева под этим углом зрения обобщены в настоящем издании в исследовании (помещенном в конце сборника), опирающемся на новые материалы (его предварительные результаты были ранее опубликованы в двух очерках автора этих строк «(М. А. Балакирев — собиратель русских народных песен», журнал «Советская музыка», №№ 4, 5 за 1963 год).

Текстологические особенности, отличающие настоящее, четвертое русское издание первого сборника М. А. Балакирева и второе издание вокального варианта его второго сборника от предыдущих их изданий, подробно оговорены в специальной главе исследования автора этих строк, которое помещено в конце книги.
Исследование Сборники русских народных песен М. А. Балакирева » состоит из трех глав. Первая: «Опыт идейно-художественной исторической оценки» — содержит общую характеристику собирательской работы композитора и его творческого подхода к обработкам мелодий русских народных песен; вторая: «Текстологическое исследование » — содержит объяснение метода критического подхода к народнопесенным сборникам и обоснование дополнений и изменений, внесенных
редактором в основной текст; третья: «Песни, записанные М. А. Балакиревым
на Волге» — содержит краткие историко-этнографические
очерки о всех 36 песнях первого балакиревского сборника. Содержание очерков опирается на сравнительно-историческое исследование всех опубликованных
вариантов каждой песни первого сборника, музыкальных
и поэтических (каждый очерк включает библиографический перечень
этих вариантов). В конце каждого очерка сообщаются сведения об использовании напевов первого сборника в оперном и симфоническом
творчестве русских композиторов, а также сведения о всех обработках песен этого сборника.
Сокращения в названиях источников (сборников народных песен), принятые в главе «Песни, записанные М. А. Балакиревым на Волге» расшифрованы в «Алфавитном, библиографическом указателе сокращений в названиях источников».
Очерки об отдельных песнях, содержащиеся в третьей главе исследования,
охватывают песни только первого балакиревского сборника; песни второго сборника не комментированы потому, что они были записаны не Балакиревы м, а Дютшем и Истоминым, собирательская деятельность которых имела только историко-этнографическое значение.
Значение же собирательской деятельности Балакирева, вдохновленного передовыми общественными идеями русских революционных демократов, огромно: идейная направленность и характер собирательской деятельности Балакирева не только во многом определяют исключительное, влияние его первого сборника на русскую классическую музыку, — опыт волжской собирательской работы Балакирева указывает современным композиторам наиболее правильный путь художественного познания родной народной песни.
На опыте своей собирательской работы, ярко и убедительно претворенном
в характере фортепианных сопровождений к первому своему
сборнику, Балакирев наглядно показал, что плодотворным методом художественного
познания народной песни является только ее непосредственное слуховое восприятие в живом народном исполнении в типичных для песни народно-бытовых
условиях и отбор песен, отображающих прогрессивные черты национального
характера народа, связанных с ею борьбой за лучшее будущее.
Е. Гиппиус

ПЕСНИ, ЗАПИСАННЫЕ НА ВОЛГЕ М. А. БАЛАКИРЕВЫМ и Н. Ф. ЩЕРБИНОЙ
1. Не было ветру.
2. Подойду, подойду.
3. Как по морю.
4. За двором, двором.
5. Винный наш колодезь.
6. Как по лугу, лугу.
7. Надоели ночи, надоскучили.
8. А мы просо сеяли:
Первый вариант: «А мы землю наняли»
Второй вариант: «А мы просо сеяли».
9. Солнце закаталось.
Вариант текста: «Ночною темнотою укрывались небеса».
10. Как из улицы в конец.
11. Сидит наша гостинька.
12. Полоса ль моя, полосынька.
13. Молодка, молодка молоденькая.
14. Ехал пан.
15. Не спасибо те, игумну, тебе.
16. На Иванушке чапал.
Вариант текста: «Как на дружке-то кафтан».
17. Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки.
18. Во лузях:
Первый вариант.
Второй вариант.
19. Подуй, подуй, непогодушка.
20. Катенька веселая
21. Эко сердце
22. Ой, утушка моя луговая.
23. Заиграй, моя волынка
Вариант текста: «Застучи, моя дубина».
24. Стой, мой милый хоровод
25. Уж ты поле мое, поле чистое:
Первый вариант

Второй вариант.
26. Под яблонью зеленою.
27. Как под лесом, под лесочком.
28. Как во городе царевна.
29. Калинушка с малинушкой («Веселая беседушка»).
30. Как по лугу, по лужочку.
31. Вылетала бедна птичка на долину.
32. Уж ты, сизенький петун.
33. Что на свете прежестоком.
Вариант текста: «Сторона моя, сторонка».
34. Посеяли девки лен.
35 У ворот, ворот батюшкиных
Первый вариант
Второй вариант
36. Эй, ухнем!

ПЕСНИ
ЗАПИСАННЫЕ В ЗАОНЕЖЬЕ И НА БЕЛОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ
Г. О. ДЮТШЕМ и Ф. М. ИСТОМИНЫМ

37. Королевичи из Крякова.
38. Кострюк («О женитьбе Ивана Грозного»)
39. Взятие Казани.
40. Гришка-Расстрижка («О Дмитрие-самозванце»).
41. Василий Окульевич.
42. Птицы и звери.
43. Рассказали: Федотот пива не пьет.
44. Не были ветры.
45. Ты, река ли моя, реченька.
46. Пивна ягода по сахару плыла.
47. Много, много у сыра дуба.
48. Жарко, жарко во тереме
49. Дружки, подружки, голубки мои.
50. Уж вы, гуси, вы, гуси.
51. По морю, морю («Виноградье»).
52. Есть на горочке деревцо.
53. Я во сад пошла.
54. Наша улица широкая.
55. Летел голубь, летел сизой.
56. Калинушка с малинушкой («Веселая беседушка»).
57. Эко сердце.
58. Тебе полно же, милой, по лугу гулять.
59. Уж ты, зимушка.
60. Стлала, стлала полковница.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Сон богородицы
Егорий храбрый.
Лазарь.
Страшный суд.
Книга голубиная.
Братья разбойники и сестра.

Е. ГИППИУС.
СБОРНИКИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
М. А. БАЛАКИРЕВА

Глава первая. Опыт идейно-художественной исторической оценки.
1. Сборник 1866 года.
2. Сборник 1900 года.
Глава вторая. Текстологическое исследование.
1. Метод.
2. Собирательские и исполнительские редакции согласий народных мелодий
и слов песен.
3. Собирательские и исполнительские редакции слов народных песен.
4. Авторская редакция Балакирева.
5. Заключительные текстологические замечания.
Глава третья. Песни, записанные М. А. Балакиревым на Волге.
1. Не было ветру.
2. Подойду, подойду.
3. Как по морю.
4. За двором, двором.
5. Винный наш колодезь.
6. Как по лугу, лугу.
7. Надоели ночи, надоскучили
8. А мы просо сеяли.
9. Солнце закаталось.
10. Как из улицы в конец («Вдоль улицы в конец»).
11. Сидит наша гостинька
12. Полоса ль моя, полосынька.
13. Молодка, молодка молоденькая.
14. Ехал пан.
15. Не спасибо те, игумну, тебе
16. На Иванушке чапан.
17. Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки.
18. Во лузях.
19. Подуй, подуй, непогодушка.
20. Катенька веселая.
21. Эко сердце.
22. Ой, утушка моя луговая.
23. Заиграй, моя волынка.
24. Стой, мой милый хоровод.
25. Уж ты, поле мое, поле чистое.
26. Под яблонью зеленою.
27. Как под лесом, под лесочком.
28. Как во городе царевна.
29. Калинушка с малинушкой («Веселая беседушка»).
30. Как по лугу, по лужочку.
31. Вылетала бедна птичка на долину («Вылетала голубина на долину»)
32. Уж ты, сизенький летун
33. Что на свете прежестоком.
34. Посеяли девки леи.
36. У ворот, ворот батюшкиных.
36. Эй, ухнем!
УКАЗАТЕЛИ
Алфавитный библиографический указатель сокращений в названиях источников.
Алфавитный указатель песен

Скачать ноты

Источник

Содержание
Читайте также:  Глазки у новорожденного гноятся народные средства

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Авторы «народных песен»

Некоторые хорошо известные каждому русскому ( и не только русскому) человеку песни мы считаем народными. Их зачастую так и объявляют «русская народная песня….». Помните несравненная Екатерина Савинова- Фрося Бурлакова в легендарном фильме «Приходите завтра» говорила : « музыка народная, слова не знаю чьи, наверное тоже народные».
Но ведь их кто-то написал! Сегодня хочу напомнить о двух таких истинно народных поэтах : Алексее Кольцове и Иване Сурикове.

Каждому, пожалуй, с детства знакомы строки

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

Это суриковское «Детство». И я не исключение. Одна из первых моих книжек, даже картинки из неё помню.

А вот стихи И.З. Сурикова
:
«Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?»
— «С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.
Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.
Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.
Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться».

Как видим, в песне слова немного переделаны. Ну, а автор музыки и вовсе неизвестен Так что песню смело можно отнести и к народному творчеству. Так сказать соавторство Поэта и Народа.

А вот ещё одно стихотворение Ивана Захаровича
Кони мчат-несут,
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.

Снег да снег кругом;
Сердце грусть берет;
Про моздокскую
Степь ямщик поет.

Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик;

Как в последний свой
Передсмертный час
Он товарищу
Отдавал приказ…

Злых моих обид,
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.

Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.

Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон
Старой матушке.

Молодой жене
Ты скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой.

Кстати ей еще
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне ее кидать!

Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.

Пусть о мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!»

Замолчал ямщик,
Слеза катится.
А в степи глухой
Вьюга плачется.

Голосит она,
В степи стон стоит,
Та же песня в ней
Ямщика звучит:

«Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик».

К слову сказать, стихи эти навеяла Сурикову старинная ямщицкая песня «СТЕПЬ МОЗДОКСКАЯ…»

Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская,
Степь Моздокская!
Широко ли, далеко, степь, ты протянулася,
Протянулася,
От Саратова ты, степь, до села Царицына,
До Царицына;
Пролегала по степи большая дороженька,
Дорожка широкая.
Проезжали по ней молоды извощики,
Молоденькие;
Как лошадки у них буланые, Все буланые,
Хомуты-то у них серебряны,
Серебряны;
Как узды-то у них все наборные,
Все наборные;
Как тележки-то у них все шиповные,
Все шиповные.
Солучилося у них несчастьице,
Да немалое.
Захворал да занемог у них добрый молодец,
Млад извощичек.
Он просил-то, он просил своих товарищей,
Товарищей:
«Ах вы, братцы вы мои, вы друзья-товарищи,
Товарищи!
Не покиньте вы, братцы, моих вороных коней,
Вороных коней.
А свезите вы, братцы, батюшке низкий поклон,
Низкий поклон,
Родной матушке челобитьице,
Да челобитьице,
Малым детушкам мое благословеньице,
Благословеньице
Молодой моей жене полну волюшку,
Все свободушку».

Песню «Степь да степь кругом» тоже чаще всего именуют русской народной. Но у неё есть авторы и слов и музыки. Иван Суриков и С. Садовский.
В исполнении Лидии Руслановой

Истоки ещё одной народной песни находим в творчестве Сурикова ( или стихи навеяны народной песней? Теперь уж неизвестно)

Сиротой я росла,
Как былинка в поле;
Моя молодость шла
У других в неволе.

Я с тринадцати лет
По людям ходила:
Где качала детей,
Где коров доила.

Светлой радости я,
Ласки не видала:
Износилась моя
Красота, увяла.

Износили ее
Горе да неволя;
Знать, такая моя
Уродилась доля.

Уродилась я
Девушкой красивой,
Да не дал только бог
Доли мне счастливой.

Птичка в темном саду
Песни распевает,
И волчица в лесу
Весело играет.

Эх ты, доля моя,
Доля-сиротинка!
Что полынь ты трава,
Горькая осинка!

Самые известные строки «хороша я, хороша. » которые так колоритно здесь спела Татьяна Пельтцер, как видим, в оригинале и вовсе не присутствуют.

Я любила его
Жарче дня и огня,
Как другие любить
Не смогут никогда!

Только с ним лишь одним
Я на свете жила;
Ему душу мою,
Ему жизнь отдала!

Что за ночь, за луна,
Когда друга я жду!
И бледна, холодна,
Замираю, дрожу!

Вот он идет, поет:
Где ты, зорька моя?
Вот он руку берет,
Вот целует меня!

Милый друг, погаси
Поцелуи твои!
И без них при тебе
Огнь пылает в крови,

И без них при тебе
Жжет румянец лицо,
И волнуется грудь,
И кипит горячо!

В каком –то смысле Кольцову повезло больше, тексты его стихов в песнях сохранились практически неизменными.

Не шуми ты, рожь, спелым колосом!
Музыка Гурилева, поют студенты вокального отделения» РАМ им.Гнесиных,

Дела давно минувших дней. Старинные легенды, рецепты, вещи.

Источник

Русские народные песни

Патриотизм и любовь к своему народу… Как легко и прекрасно выражаются эти чувства в русских народных песнях. Многие из них пели нам бабушки и мамы, мы слышали их на семейных праздниках. Русские народные песни — это отдельный вид искусства, самобытного и интересного. Мало кто знает, что существует много видов русских народных песен:

Русский песенный эпос

Календарные обрядовые песни

Семейные обрядовые песни

Традиционные лирические русские песни.

Трудовые

И это далеко не полный список! Среди многообразия народных песен есть и те, которые знает наизусть практически каждый русский человек «Вдоль по Питерской» или «Ой, мороз-мороз…». Эти народные песни стали частью нашей культуры и быта. Мы собрали для вас самые известные русские народные песни.

Ой, мороз-мороз

По Дону гуляет казак молодой

По Дону гуляет, по Дону гуляет,
По Дону гуляет казак молодой.
По Дону гуляет казак молодой.

А дева там плачет, а дева там плачет,
А дева там плачет над быстрой рекой.
А дева там плачет над быстрой рекой.

О чем дева плачешь, о чем дева плачешь,
О чем дева плачешь, о чем слезы льешь?
О чем дева плачешь, о чем слезы льешь?

А как мне не плакать, а как мне не плакать,
А как мне не плакать, слез горьких не лить?
А как мне не плакать, слез горьких не лить?

Цыганка гадала, цыганка гадала,
Цыганка гадала, за ручку брала.
Цыганка гадала, за ручку брала.

Не быть тебе дома, не быть тебе дома,
Не быть тебе дома замужней женой.
Не быть тебе дома замужней женой.

Потонешь девица, потонешь девица,
Потонешь девица в день свадьбы своей.
Потонешь девица в день свадьбы своей.

Не верь дорогая, не верь никому,
Поверь дорогая лишь мне одному.
Поверь дорогая лишь мне одному.

Поедем венчаться, я выстрою мост
Я выстрою мост на тысячу верст.
Я выстрою мост на тысячу верст.

Вот слышу-послышу мосточки гудут,
Наверно, наверно невесту везут.
Наверно, наверно невесту везут.

Вот конь спотыкнулся и сшибся с моста,
Невеста упала в круты берега.
Невеста упала в круты берега.

Сперва закричала: «Прощай, мать, отец».
Второй раз вскричала: «Прощай белый свет».
Второй раз вскричала: «Прощай белый свет».

И в третий вскричала: «Прощай, милый мой,
Наверно, наверно, не жить нам с тобой.
Наверно, наверно, не жить нам с тобой.»

Черный ворон

Чёрный ворон, чёрный ворон,
Что ж ты вьёшься надо мной,
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой.
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой.

Читайте также:  Как нормализовать гормональный фон женщины народными средствами

Что ж ты когти распускаешь
Над моею головой,
Ты добычу себе чаешь,
Чёрный ворон, я не твой.

Завяжу смертельну рану
Подарённым мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить всё об одном.

Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за Родину я пал.

Отнеси платок кровавый
Милой Любушке моей,
Ты скажи, она свободна,
Я женился на другой.

Взял невесту тиху стройну
В чистом поле под кустом.
Обвенчальна была сваха
Сабля острая моя.

Вставала я ранешенько

Коробейники

«Ой, полна, полна моя коробушка,
Есть и ситец, и парча,
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!

Пойду выйду в рожь высокую,
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую –
Все товары разложу».

Вот и пала ночь туманная,
Ждет удалый молодец:
«Чу! Идет, пришла моя желанная!»
Продает товар купец.

Катя бережно торгуется,
Все боится передать,
Парень с девицей целуется,
Просит цены набавлять:

«Цены сам платил немалые,
Не торгуйся, не скупись,
Подставляй-ка губки алые,
Ближе к молодцу садись. »

Знала только ночка темная,
Как поладили они.
Распрямись ты, рожь высокая,
Тайну свято сохрани!

Ой, легка, легка коробушка,
Плеч не режет ремешок,
А всего взяла зазнобушка
Бирюзовый перстенек.

Дал ей ситцу штуку целую,
Ленту алую для кос,
Поясок – рубашку белую
Подпоясать в сенокос…

Все поклала ненаглядная
В короб, кроме перстенька:
«Не хочу ходить нарядная
Без сердечного дружка!».

При лужке

Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.

Эй, ты, гуляй, гуляй, мой конь,
Пока не споймаю,
Как споймаю, зануздаю
Шёлковой уздою.

Вот споймал парень коня,
Зануздал уздою,
Вдарил шпоры под бока,
Конь летел стрелою.

Ты, лети, лети, мой конь,
Лети. торопися,
Возле Сашиного двора,
Конь, остановися.

Конь остановился,
Вдарил копытами,
Чтобы вышла красна девка
С чёрными бровями, эх.

Но не вышла красна девка,
Вышла её мати,
Здравствуй, здравствуй, милый зять,
Пожалуйте в хату.

А я в хату не пойду,
Пойду во светлицу,
Разбужу я крепким сном
Спящую девицу.

А девица не спала,
Друга поджидала,
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.

Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.

По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
В тюрьме он за правду страдал.
Идти дальше нет уже мочи –
Пред ним расстилался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет
И грустную песню заводит,
Про Родину что-то поёт.

Бродяга Байкал переехал,
Навстречу родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, родная,
Здоров ли отец мой и брат?»

«Отец твой давно уж в могиле,
Землею засыпан лежит,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит».

Калинка-Малинка

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Под сосною под зеленою
Спать положите вы меня;
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Спать положите вы меня.

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Сосенушка ты зеленая,
Не шуми же надо мной!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Не шуми же надо мной!

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Полюби же ты меня!

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

Вот мчится тройка почтовая

Вот мчится тройка почтовая
По Волге-матушке зимой,
Ямщик, уныло напевая,
Качает буйной головой.

«О чем задумался, детина? –
Седок приветливо спросил. –
Какая на сердце кручина,
Скажи, тебя кто огорчил?»

«Ах, барин, барин, добрый барин,
Уж скоро год, как я люблю,
А нехристь-староста, татарин,
Меня журит, а я терплю.

Ах, барин, барин, скоро святки,
А ей не быть уже моей,
Богатый выбрал, да постылый –
Ей не видать отрадных дней…»

Ямщик умолк и кнут ременный
С досадой за пояс заткнул.
«Родные, стой! Неугомонны! –
Сказал, сам горестно вздохнул. –

По мне лошадушки взгрустнутся,
Расставшись, борзые, со мной,
А мне уж больше не промчаться
По Волге-матушке зимой!»

Сама садик я садила

Сама садик я садила,
Сама буду поливать.
Сама милого любила,
Сама буду забывать.

Ах, что это за садочек,
За зелененький такой?
Ах, что это за мальчишка,
Разбессовестный такой?

Пустил славушку худую
Все соседи говорят.
За глаза меня ругают,
А в глаза меня хвалят.

При гулянье, при народе
Стал он девку целовать,
А девчонке стыдно стало,
Стала плакать и рыдать.

И мальчишке жалко стало,
Стал ее он утешать,
Купил шелковый платочек,
Начал слёзы утирать.

«Ты не плачь, не плачь, девица,
Не плачь, девица-душа,
Только призыв я отбуду,
Возьму замуж за себя».

«Тебе, мальчик, не жениться,
Меня, девицу, не взять:
Твой папашенька богатый
Не позволит меня взять».

Ой, то не вечер

Ой, то не вечер, то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.

Мне во сне привиделось,
Будто конь мой вороной
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной.
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной.

А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать,
Ох, пропадёт, он говорил,
Твоя буйна голова.
Ох, пропадёт, он говорил,
Твоя буйна голова.

Как налетели ветры злые
Со восточной стороны,
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.

Ой, то не вечер. то не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось.
Мне малым-мало спалось,
Ох, да во сне привиделось,
Ох, да во сне привиделось.

Матушка, во поле пыльно

— Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
— Дитятко милое, кони разыгралися.

— Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут.
— Дитятко милое, я тебя не выдам!

— Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут.
— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся…

— Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут.
— Дитятко милое, я тебя не выдам!

— Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

— Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка… Меня благословляют…
— Дитятко милое, Господь с тобою!

Солдатушки

Воспой в саду, соловейка

Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко,
Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко.
Ох, я бы рад тебе воспевать,
Ох, я бы рад тебе воспевать.

Я бы рад, я бы рад тебе воспевати,
Я бы рад, я бы рад тебе воспевати,
Ох, мово голосу не стало,
Ох, мово голосу не стало.

Потерял, растерял я свой голосочек,
Потерял, растерял я свой голосочек.
Ох, по чужим садам летая,
Ох, по чужим садам летая.

По чужим по садам, по садам летая,
По чужим по садам, по садам летая.
Ох, горьку ягоду всё клевал,
Ох, горьку ягоду всё клевал.

Горькую ягоду, ягоду калину,
Горькую ягоду, ягоду калину.
Ох, сладкую малину,
Ох, сладкую малину.

Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко,
Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко.
Ох, я бы рад тебе воспевать,
Ох, я бы рад тебе воспевать.

Живет моя отрада

Барыня-рассыпуха

Пошла плясать по соломочке,
Отойдите рябятёж ка стороночке
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Я пою да все пою, а плясать стесняюся
Зато Коля за троих Одна управляюся
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

непереводимая игра трудно различимых старорусских слов

А маво у Ванечки да ва кармане прянички
Да меня Ваня целовать, а я прянечки жевать
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Проводил меня миленок и хотел поцеловать
Мать в окошко увидала, гражданин не баловать
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Ах чтож ты стоишь улыбаешься
Подойди ты ко мне да повидаемся
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Читайте также:  Воспаление слезного мешка лечение народными средствами

Рассыпчатая, раззгарчивая хоть наличико некрасива,
Но приманчивая
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Я читать частушки петь кончаю
И сажусь в решето,
До свидания, уплываю за частушками еще
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Хас-Булат молодой

Хас-Булат удалой
Бедна сакля твоя
Золотою казной
Я усыплю тебя.

Дам коня, дам кинжал,
Дам винтовку свою,
А за это за все
Ты отдай мне жену.

Ты уж стар, ты уж сед,
Ей с тобой не житье,
На заре юных лет
Ты погубишь ее.

Под чинарой густой
Мы сидели вдвоем,
Месяц плыл золотой,
Всё молчало кругом.

Лишь играла река
Перекатной волной,
И скользила рука
По груди молодой.

Она мне отдалась
До последнего дня
И Аллахом клялась,
Что не любит тебя

Князь, рассказ ясен твой,
Но напрасно ты рёк —
Вас с женой молодой
Я вчера подстерег.

Ты невестой своей
Полюбуйся поди —
Она в сакле моей
Спит с кинжалом в груди.

Я глаза ей закрыл,
Утопая в слезах,
Поцелуй мой застыл
У нее на устах.

Тут рассерженный князь
Саблю выхватил вдруг…
Голова старика
Покатилась на луг.

Из-за острова на стержень

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам весёлый и хмельной.

Позади их слышен ропот —
Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал.

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан.

А она, потупя очи,
Не жива и не мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.

Кузнецы

Во ку, во кузнице,
Во ку, во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют, приговаривают,
Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай.

Метелица метет

Вдоль по улице метелица метет,
За метелицей мой миленький идет;
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

На твою ли на приятну красоту,
На твое ли что на белое лицо.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра-молодца меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Окрасился месяц багрянцем

Посею лебеду

Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,
Со удалым добрым молодцем,
Со удалым добрым молодцем.

Раздушечка, казак молодой,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Пойду ль я, выйду ль я…

Пойду ль я, выйду ль я, да,
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Во дол, во долинушку, да,
Во дол, во широкую.

Сорву ль я, вырву ль я, да,
Сорву ль я, вырву ль я, да,
С винограда ягодку, да,
С винограда винную.

То ли мне не ягодка, да,
То ли мне не винная, да,
Я цветочек сорвала, да,
Я веночек совила.

Кинуся, брошуся, да,
Кинуся, брошуся, да,
Ко молодцу на колени,
Ко молодцу на колени.

Я у молодца сижу, да,
Я на молодца гляжу, да,
Скажи, душа, скажи, свет, да,
Скажи, любишь али нет?

Скажи, душа, скажи, свет, да,
Скажи, любишь али нет? – да,
«Я любить-то не люблю, да,
Наглядеться не могу!»

Степь да степь кругом

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит,
В той степи глухой
Умирал ямщик.

И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ:

«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла –
В той степи глухой
Схорони меня.

Ты лошадушек
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.

А жене скажи
Слово прощальное,
Передай кольцо
Обручальное.

Да скажи ты ей –
Пусть не печалится,
Пусть с другим она
Обвенчается.

Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь её
Я с собой унес».

Степь широкая

Ой, ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася.

Ой, да не степной орел
Подымается,
То донской казак
Разгуляется.

Ой, да не летай, орел,
Низко ко земле.
Ой, да не гуляй, казак,
Близко к берегу.

Ой, ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася…

Тонкая рябина

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?

А через дорогу,
За рекой широкой
Так же одиноко
Дуб стоит высокий.

Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться,
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Но нельзя рябине
К дубу перебраться,
Знать, судьба такая,
Век одной качаться.

Валенки

Валенки, да, валенки, ой
Да не подшиты стареньки
Нельзя валенки носить
Hе в чем к миленькой сходить

Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки

Ой, ты Коля, Николай
Сиди дома, не гуляй
Hе ходи на тот конец
Ох, не носи девкам колец

Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки

Чем подарочки носить
Лучше б валенки подшить

Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки

Суди, люди, суди, бог
Как же я любила
По морозу босиком
К милому ходила

Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки.

Вдоль по Питерской

Эх, вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской,
Да, ох, ой, по Тверской-Ямской да с колокольчиком
Эх, едет миленький сам на троечке,
Ох, едет лапушка да по просёлочкам.

Эх, я в пирушке была, во беседушке,
Ох, я не мёд пила, сладку водочку,
Ох, сладку водочку со наливочкой,
Да, эх, я пила, молода, из полуведра.

Ой ой ой ой
Эх, не лёд трещит, не комар пищит,
Это кум до кумы судака тащит.
Ох ох ох ох
Ой, кумушка, да ты, голубушка,
Свари куму судака, чтобы юшка была.
Ох ох ох ох
Ой, юшечка да с петрушечкой,
Поцелуй ты меня, кума-душечка

Ох, поцелуй, поцелуй, кума-душечка.

Во поле береза стояла

Борода седая пробудися!
Вот тебе помои, умойся!
Люли-люли, умойся!
Люли-люли, умойся!

Вот тебе рогожа утрися!
Вот тебе лопата помолися!
Люли-люли, помолися!
Люли-люли, помолися!

Златые горы

«Когда б имел златые горы
И реки полные вина,
Все отдал бы за ласки, взоры,
Чтоб ты владела мной одна».

«Не упрекай несправедливо,
Скажи всю правду ты отцу –
Тогда свободно и счастливо
С молитвой мы пойдем к венцу».

«Не раз, Мария, твою руку
Просил я у отца, не раз.
Отец не понял моей руки,
Жестокий сердцу дал отказ».

Тогда бежать я с ним решилась,
Поверив клятве роковой,
На божий храм перекрестилась,
В слезах взглянув на дом родной.

Умчались мы в страну чужую,
А через год он изменил,
Забыл он клятву ту святую,
А сам другую полюбил.

А мне сказал, стыдясь измены:
«Ступай обратно в дом отца.
Оставь, Мария, мои стены,
Я провожу тебя с крыльца.

За речи, ласки огневые
Я награжу тебя конем.
Уздечку, хлыстик золотые
Седельце шито жемчугом».

«Не надо мне твоей уздечки,
Не надо мне твово коня,
Ты пропил горы золотые
И реки полные вина».

Русские народные песни. Видео

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу