Battement developpe в народном танце

II ГЛАВА ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ УРОКА НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Экзерсис у станка

Экзерсис у станка вырабатывает профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники. Он помогает исправлению природных физических недостатков. Всемерно развивает силу мышц спины, воспитывая правильную постановку корпуса, плеч, шеи, головы, вырабатывая привычку свободно держать голову без напряжения шеи, плеч, что чрезвычайно важно для естественной гармоничности и красоты любых повседневных движений и дает навыки для освоения принципов почти всей танцевальной пластики.

В условиях не специального танцевального образования в задачу которого не входит воспитание профессионального танцовщика, объем освоения танцевального экзерсиса может быть ограничен его основными простейшими элементами. Помимо упражнений, непосредственно развивающих необходимую для танца выворотность ног, вытянутость колен и ступней, мягкость и плавность приседаний, легкость и воздушность прыжков, так же важны и упражнения, в которых сосредоточены принципы необходимых технических приемов.

Основные элементы экзерсиса народно-сценического танца проучиваются в комбинациях. Комбинация – это логическое сочетание одного, двух или трех, но не более элементов, объединенных в определенный музыкальный отрезок и имеющее четко поставленную точку. Комбинации экзерсиса у станка в народно-сценическом танце имеют две степени сложности:

1. Простые комбинации (учебные) – комбинации, в которые включаются основные программные элементы экзерсиса народного танца. Комбинация строится по основным направлениям – вперед, в сторону, назад или только в сторону.

2. Танцевальные комбинации – строятся на основе программных элементов экзерсиса народно-сценического танца и движений национального танца, созвучных данной комбинации. При составлении активно используются ритмические разнообразия, а также работа рук, корпуса и головы.

Порядок движений у станка строится по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц. Движения на вытянутых ногах чередуются с движениями на вытянутых ногах. Резкое чередуется с плавным, медленное с быстрым. Важно, чтобы не было перенапряжения мышц, это делается для того, чтобы не утомлять и не перегружать суставно-мышечный аппарат.

Упражнения у станка строятся от простого к сложному, некоторые могут объединяться в одно упражнение или комбинацию. Перед каждым упражнением исполняется вступление или preporation. Оно подготавливает учащихся к темпу, ритму, характеру исполняемого движения. Упражнения поочередно исполняются с правой и левой ноги.

Позиции ног. В народно-сценическом танце применяются все выворотные позиции классического танца: I, II, III, IV, V.

Закрытые позиции: I, II позиции. Естественное положение ног: пятки вместе, носки слегка врозь.

Следует отметить, что экзерсис народно-сценического танца включает упражнения, исполняемые по разным позициям. Более того, в рамках одного упражнения встречается сочетание движений, предполагающих как выворотные, так и невыворотные позиции ног, а порой и закрытую их форму.

Позиции и положения рук. В народно-сценическом танце используются все позиции рук классического танца, а также характерные положения, свойственные различным национальным танцам, например:

— руки скрещены перед грудью (в украинском, белорусском, венгерском, польском танцах);

— рука заложена на затылок, как бы поддерживая шапочку или венок (в украинском, венгерском, польском танцах);

— руки подняты в стороны и согнуты в локтях, кисти на уровне глаз, пальцы собраны, как бы придерживая концы платка.

Положения и позиции рук всегда связаны с положением и движением корпуса, придают им законченность, этническую и художественную выразительность. В экзерсисе у станка ряд движений изучается с обязательным движением руки.

Положение кисти рук. Важно с первых уроков обращать внимание на роль кистей рук. Они в свою очередь придают завершенность положениям и движениям рук. В тоже время кисти рук играют функциональную роль: точное расположение кисти опорной руки на палке. Основные положения:

— кисть собирается в кулак (в русском, украинском, белорусском танцах);

— кисть с широко растопыренными пальцами (в цыганском, башкирском);

— кисть с повернутой ладонью «от себя» и «к себе»: округлая или вытянутая (в танцах народа Средней Азии, арагонской хоте, татарском танце);

— заложенная на талию с боку или сзади тыльной стороной (в итальянском и башкирском танцах).

Положение стоп. Положение стоп в народно-сценическом танце связано с разнообразием движений ног и различных в них положением и состоянием стопы. Основные положения:

— натянутая стопа – напряженная стопа с предельно вытянутым подъемом и пальцами;

— сокращенная стопа – напряженная стопа с сокращенным подъемом и сильно поднятыми вверх пальцами;

— свободная стопа – нога расслаблена от голеностопного сустава до пальцев.

Последовательность упражнений у станка:

Demi и grand plies. Они способствуют развитию эластичности связок, укреплению мышц, развитию выворотности, укрепления коленного сустава, подготавливают к исполнению прыжков. Они бывают как плавные, мягкие, так и резкие, отрывистые. Некоторые из них включают перегибы корпуса, различные переводы стоп из позиции в позицию, а также в рамках одного упражнения могут чередоваться по выворотным, невыворотным и закрытым позициям ног.

Battements tendus. Упражнения развивают подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах, укрепляют ахиллово сухожилие, икроножную мышцу и мышцы стопы. В экзерсисе народно-сценического танца battements tendus имеет несколько разновидностей:

— battements tendus с переводом стопы с носка на ребро каблука;

— battements tendus с ударом (подъемом) пятки опорной ноги);

— battements tendus в сторону с поворотом рабочей ноги в закрытое положение;

— battements tendus с выносом ноги на каблук (каблучный);

— battements tendus с tombe;

— battements tendus с поворотом бедра;

— battements tendus с мазком полупальцев по полу.

Battements tendus jetes. Развивают мышцы голени и стопы, способствуют развитию коленного и тазобедренного суставов, повышают способность четко выполнять мелкие и сильные движения. Первоначально в экзерсисе урока народно-сценического танца battement tendu jete исполняется аналогично упражнению урока классического танца. Battements tendus jetes имеют различные формы исполнения. Резкие броски могут исполняться на высоту 15, 35, 45 градусов в рамках одного упражнения. В экзерсисе народно-сценического танца battements tendus jetes имеет несколько разновидностей:

Читайте также:  Конструкция и декор предметов народного быта 5 класс технологическая карта

— battements tendus jetes с ударом пятки опорной ноги;

— battements tendus jetes с demi plie;

— battements tendus jetes с «сокращением стопы» рабочей ноги;

— battements tendus jetes с одним ударом стопой по V позиции;

— battements tendus jetes с двумя ударами стопой по V позиции;

— battements tendus jetes с tombe;

— battements tendus jetes с короткими ударами по полу носком или ребром каблука;

— battements tendus jetes balansoir;

— battements tendus jetes с проскоком.

Ronds de jambe. Круговые движения ногой – развивают подвижность тазобедренного, коленного, голеностопного суставов как рабочей, так и опорной ноги. Круг ноги может быть, как по полу, так и по воздуху. В экзерсисе народно-сценического танца ronds de jambe имеет несколько разновидностей:

— ronds de jambe par terre;

— ronds de jambe и ronds de pied на demi plie;

— ronds de jambe и ronds de pie den l’air – на 45 градусов;

— ronds de jambe и ronds de pied с подворотом стопы опорной ноги;

— ronds de jambe со скачком;

— ronds de jambe и ronds de pied «восьмеркой»;

— grandes ronds de jambe.

Flic-flac. Упражнения для свободной стопы – развивают подвижность коленного сустава, тренирует способность голеностопного сустава расслабляться и сокращаться. В экзерсисе народно-сценического танца flic-flac имеет несколько разновидностей:

— flic-flac со скачком на опорной ноге;

— flic-flac со скачком и переступанием;

Упражнения на выстукивания. Эта группа упражнений исполняется с напряженной стопой, развивает силу и подвижность стопы, готовит к дробным движениям. В основе выстукивания лежат удары всей стопой, каблуком, полупальцами. Удары бывают короткие, четкие, сильные, припечатывающие. В экзерсисе народно-сценического танца упражнения на выстукивания имеют несколько разновидностей:

— упражнений на выстукивания с шагом;

— упражнения на выстукивания с переносом стопы;

— упражнения на выстукивания с разворотом стопы;

— чередование ударов полупальцами и каблуками;

— «прямая дробь» и «обратная дробь».

Pas tortille. Данное упражнение представляет одинарные и двойные развороты стопы, развивающие подвижность голеностопного и тазобедренного суставов, эластичность икроножной мышцы, подготавливает к исполнению движений с мелкой техникой стопы. В экзерсисе народно-сценического танца pas tortille имеет несколько разновидностей:

— pas tortille с одинарным разворотом;

— pas tortille с двойным разворотом;

— pas tortille с ударами.Веревочка. Это движение является элементом венгерского, русского, украинского и других танцев. У палки изучается для детального проучивания основных его моментов и перенесения в этюды на середине зала. Можно выделить несколько подготовительных упражнений:

— подготовка к «веревочке»;

— подготовка к «веревочке» с demi plie на опорной ноге;

— подготовка к «веревочке» с подъемом на полупальцы опорной ноги;

— подготовка к «веревочке» с поворотом стопы опорной ноги в невыворотное положение;

— подготовка к «веревочке» со скачком или прыжком на опорной ноге;

— подготовка к «веревочке» с проскоком.

Упражнение для бедра. Упражнение представляет собой поворот рабочей ноги из выворотного положения в невыворотное и из невыворотного в выворотное. Развивает подвижность тазобедренного сустава и активизирует мышцы спины, живота.

Battements fondus. Упражнение представляет из себя полуприседание на опорной ноге с поворотом рабочей из закрытого положения в выворотное. Развивает эластичность ахиллово сухожилия, подвижность коленного и тазобедренного суставов, активизирует работу мышц спины. В экзерсисе народно-сценического танца battements fondus имеет несколько разновидностей:

— battements fondus на 90 градусов;

— battements fondus tirbouchon.

Battements developpes. Упражнение развивает шаг, укрепляет мышцы ног и живота, повышает подвижность в тазобедренном и коленном суставах. В экзерсисе народно-сценического танца battements developpes имеет несколько разновидностей:

— battements developpes плавные;

— battements developpes отрывистые;

— battements developpes с одним или двумя ударами пятки опорной ноги;

— battements developpes с проскоком вперед или назад;

— battements developpes с прыжком.

Grands battements jetes. Большие резкие броски – развивают шаг, укрепляют мышцы ног, живота и спины, активизируют работу корпуса. Помимо варианта grands battements jetes на целой стопе, в экзерсисе народно-сценического танца есть ряд других вариантов:

— grands battements jetes с demi plie;

— grands battements jetes с подъемом на полупальцы;

— grands battements jetes с увеличенным размахом;

— grands battements jetes с tombe;

— grands battements jetes с опусканием на колено.

Упражнения на середине зала

Данный раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.

Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.

Исполнение как отдельных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполнителю полное раскрепощение, создает большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Как сохранить здоровье и молодость в любом возрасте!Здоровье, гимнастика, акробатика,танец — всё для поддержания физически активной жизни в любом возрасте.

Июл 21st Урок 28. Battement développé.

В общем, я уверена, что Вы приступите к его разучиванию с удовольствием.

Для начала, рассмотрим траекторию движения рабочей ноги, отработав движение ноги, стоя лицом к палочке двумя руками за палочку из пятой позиции с остановками в наиболее важных точках. При этом надо помнить, что обе ноги сохраняют выворотное положение на протяжении всего движения.

Читайте также:  Все народные сказки маленькие

В движении Battement relevé lent у нас был выбор: разучивать из первой или из пятой позиции.Здесь выбора нет. Движение разучивается из пятой позиции.

В сторону.

1. ноги в плотной пятой позиции
2. рабочая нога перемещается на условное Sur le cou-de-pied (или основное Sur le cou-de-pied сзади)
3. рабочая нога поднимается на Sur le cou-de-pied спереди на уровне колена.
4. рабочая нога открывается, разгибаясь в колене и одновременно поднимаясь на 90 градусов (или выше) в сторону.
5. рабочая нога опускается в пятую позицию спереди или сзади, выполняя вторую часть Battement relevé lent

Вперёд.

Если есть возможность разучивать движение двумя руками за палочку лицом к палочке, то лучше ей воспользоваться. В противном случае, движение изучается одной рукой за палочку.

Назад.

Battement développé в сторону.

Начинаем разучивать движение в сторону одной рукой за палочку из пятой позиции.

2. Колено рабочей ноги хорошо отведено в сторону.
Стопа рабочей ноги из положения условного Sur le cou-de-pied скользит носком вдоль опорной ноги до положения Sur le cou-de-pied на высоте колена.
Рука переводится в первую позицию
Голова имеет лёгкий наклон ухом к плечу в сторону палочки.
Взгляд в кисть руки, находящейся со стороны рабочей ноги.

3. Рабочая нога открывается в сторону, разгибаясь в колене одновременно с подъёмом ноги на нужную высоту. Колено при этом, заняв максимально высокое положение, не должно больше опускаться вниз до полного выпрямления и вытягивания рабочей ноги.
Голова переводится в положение прямо, взгляд прямо перед собой. Направление взгляда задаёт направление головы
Рука открывается во вторую позицию.

4. Рабочая нога по всем правилам Battement relevé lent опускается в пятую позицию спереди или сзади. Это зависит от последующего направления движения рабочей ноги. Перед началом опускания ноги, голова поворачивается в сторону.
Для продолжения комбинации: Рука направляется в сторону подготовительной позиции, провожаемая взглядом и лёгким наклоном головы подбородком к плечу. Не «следим» за рукой и не «наблюдаем», а только провожаем взглядом.

Battement développé вперёд.

1. Стопа рабочей ноги отрывается от пола и лёгким движением приходит в положение условного Sur le cou-de-pied
Рука в подготовительной позиции.
Голова вдоль плеча в класс.

2. Колено рабочей ноги хорошо отведено в сторону.
Стопа рабочей ноги из положения условного Sur le cou-de-pied скользит носком вдоль опорной ноги до положения Sur le cou-de-pied на высоте колена.
Рука переводится в первую позицию
Голова имеет лёгкий наклон ухом к плечу в сторону палочки.
Взгляд в кисть руки, находящейся со стороны рабочей ноги.

3. Рабочая нога открывается вперёд, разгибаясь в колене одновременно с подъёмом ноги на нужную высоту. Колено при этом, заняв максимально высокое положение, не должно больше опускаться вниз до полного выпрямления и вытягивания рабочей ноги.
Голова поворачивается в сторону, взгляд в класс (глаза при этом не «косят» в сторону, взгляд должен быть прямо перед собой. Направление взгляда задаёт поворот головы)
Рука открывается во вторую позицию.

Battement développé назад.

2. Колено рабочей ноги хорошо отведено в сторону.
Стопа рабочей ноги из положения Sur le cou- de-pied скользит носком вдоль опорной ноги до положения Sur le cou-de-pied на высоте колена.
Рука переводится в первую позицию
Голова имеет лёгкий наклон ухом к плечу в сторону палочки.
Взгляд в кисть руки, находящейся со стороны рабочей ноги.

3. Рабочая нога открывается назад, разгибаясь в колене одновременно с подъёмом ноги на нужную высоту.
Рабочая нога открывается в направлении назад, отводя колено назад. Стопа рабочей ноги при этом придерживается в движении назад, тем самым помогая сохранять выворотное положение рабочей ноги. Колено в движении не должно опускаться ниже стопы.
Плечи слегка подаются вперёд. Важно помнить — сначала поднимается «до упора» рабочая нога, и только потом можно подать вперёд плечи.
Голова поворачивается в сторону, продолжая линию корпуса. Взгляд в кисть руки, открытой во вторую позицию.

4. Рабочая нога по всем правилам Battement relevé lent опускается в пятую позицию сзади. При этом опускании ноги в первую очередь возвращаем корпус в исходное положение, и только потом опускается нога

Для продолжения комбинации: Рука направляется в сторону подготовительной позиции, провожаемая взглядом и лёгким наклоном головы подбородком к плечу. Не «следим» за рукой и не «наблюдаем», а только провожаем взглядом.

Для окончания комбинации: Рука закрывается в подготовительную позицию, голова, проводив взглядом руку возвращается в сторону вдоль плеча в класс.

Поначалу они оправданы тем, что тело физически не достаточно подготовлено. И не замечая постепенного укрепления тела, мы продолжаем делать движение, как и делали раньше, не задумываясь над правильностью исполнения.

Классика — не для «не думающих».

Поэтому, каждый раз приступая к выполнению движения, мы должны помнить и контролировать тело на основе правил классического танца.

1. Подтянутый корпус, закрепленный на опорной ноге.

2. Выворотность и от паха обеих ног при выполнении движения.

Я считаю эти два правила основными правилами классического танца.

Они не являются единственными. Следующим в списке является натянутость ног в работе.

Со временем мы поговорим обо всех правилах. А усваивать начнём с самого главного.

Источник

Методическое пособие «Методика выполнения упражнений Battement relève’ lent и вattement developpe»

Комитет по культуре Администрации города Улан-Удэ

МАУ ДО «Детская школа искусств №9»

Республика Бурятия, 670009, г.Улан-Удэ, ул.Краснодонская 2а.

“ Методика выполнения упражнений

Battement relève’ lent и вattement developpe

Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie, постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате систематических занятий фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; ученик приучается к правильному распределению тяжести тела на двух ногах и на одной ноге.

Читайте также:  Гипертрофия левого желудочка лечение народными методами

Предлагаемое пособие рекомендовано для изучения педагогам-хореографам образовательных организаций, педагогам ДШИ, домов детского творчества, школ танца, а также для студентов очного и заочного отделений

На первом году обучения все движения изучаются лицом к станку. По мере освоения упражнений, движения разучиваются одной рукой за станок. Каждое упражнение развивает определенные группы мышц и направлено на развитие физических данных обучающихся: выворотности, гибкости, шага, силы ног, координации движений.

Движения battman releve lent на 90°, battman developpes на 90° одни из самых трудных движений экзерсиса, они исполняются на 90° и выше и требуют всесторонней подготовки.

Battement relève’ lent (баттман релеве лян) — с франц. медленный подъем ноги. Исходное положение I или V позиция ног. Музыкальный размер 4/4, темп adagio (адажио).

Battement relève’ lent в сторону

И. п. лицом к станку. Рабочая нога медленно открывается через battement tendu в сторону, затем медленно поднимается вверх на 90°. Нога фиксируется в максимальной точке. Затем медленно опускается вниз и так же через battement tendu закрывается в позицию.

При исполнении движения важно удерживать колени максимально вытянутыми, плечи ровными. Корпус должен оставаться подтянутым вверх на протяжении всего движения. Очень частая ошибка, когда учащийся “заваливается” на опорную ногу. Над этим моментом нужно работать, тело укреплять и тренировать.

Battement relève’ lent назад.

И. п. лицом к станку. Рабочая нога медленно открывается через battement tendu назад, затем медленно поднимается вверх на 90°. Нога фиксируется в максимальной точке. Затем медленно опускается вниз и так же через battement tendu закрывается в позицию.

При исполнении движения нужно обратить внимание на то что, корпус немного подается вперед. В этот момент очень важно держать “квадрат”, не расслаблять лопатки. Важно помнить, что при опускании ноги сначала в исходное положение приводим корпус, а потом опускаем ногу.

Battement relève’ lent вперед.

Обычно в классе станки расположены вдоль стен и разучивание движения лицом к станку очень проблематично. Можно встать за станок с другой стороны, спиной к стене и лицом в класс.

При исполнении движения очень важно избежать усвоения ошибки поднимать рабочую ногу всей тазобедренной частью корпуса. Нужно помнить о понятии “два бедра, два плеча”, когда две косточки таза и два плеча составляют такой воображаемый квадрат, который нельзя перекашивать.

При исполнении вattement relève’ lent в любом направлении есть свои нюансы. Но есть и общие моменты, которые важно иметь в виду:

— крепко стоять на вытянутой опорной ноге;

— рабочая нога поднимается независимо от остальных частей корпуса;

— макушкой тянуться вверх;

Когда движение достаточно усвоено двумя руками за станок, можно переходить к исполнению одной рукой за станок. Первое время даже не стоит поднимать ногу выше 90°, даже если позволяют данные обучающихся, так как важно в начале изучения умение держать корпус, а не только умение поднимать ногу.

Developpes развивает шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на предельной высоте, выворотность в тазобедренном суставе; вырабатывают танцевальность и чувство позы.

Developpes подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола и мягкого полуприседания после прыжка.

При выполнении этого движения затрачивается меньше физических сил, чем при исполнении вattement relève’ lent, значит больше сил остается для удерживания ноги на 90°.

Battement developpe в сторону

И. п. лицом к станку V позиция. Рабочая нога с подхватом вытянув подъем и пальцы, поднимается на условное cou-de-pied, затем поднимается по середине ноги до колена в положение passe, усиливая подтянутость корпуса, повышая бедро, нога раскрывается в сторону на 90°. Затем медленно опускается в позицию по принципу вattement relève’ lent.

Важно удерживать корпус прямо, опорная нога максимально вытянута.

Battement developpe назад

И. п. лицом к станку V позиция. Рабочая нога с подхватом вытянув подъем и пальцы, поднимается на условное sur le cou-de-pied сзади (показать “птичку”), затем поднимается по середине ноги до колена в положение passe сзади. Следим за подтянутостью корпуса, усиливая выворотность колена, выводим ногу на 90°. Затем медленно нога опускается в позицию по принципу вattement relève’ lent.

Важно следить за тем, что когда нога отводится назад, корпус немного наклоняется вперед. В этот момент главное удерживать “квадрат”. Также нужно уяснить, что сначала, “до упора” поднимается нога, а только потом корпус подается вперед. И при опускании ноги, сначала в исходное положение приводим корпус, а потом опускаем ногу.

Battement developpe вперед

И. п. V позиция. Рабочая нога с подхватом вытянув подъем и пальцы, поднимается на условное sur le cou-de-pied спереди, затем поднимается по середине ноги до колена в положение passe спереди. Максимально усиливая выворотность колена, выводим низ ноги пяткой и выпрямляем ногу на 90°. Плечи и бедра удерживаем ровно. Затем медленно нога опускается в позицию по принципу вattement relève’ lent.

При изучении и исполнении вattement developpe так же существуют некоторые моменты, на которые важно обращать внимание:

— Если рабочую ногу не доводить до колена и не удерживать выворотно верхнюю часть ноги, то движение имеет небрежный вид.

— Движение ноги в момент перехода стопы из позиции в положение sur le cou-de-pied должно быть легким и быстрым, что бы не создавалось впечатление вялой и тяжелой ноги.

Корпус максимально подтянут, закреплен на опорной ноге, не проседает в бедре.

Движения вattement relève’ lent и вattement developpe назад и в сторону начинают изучать лицом к палке, а вперед одной рукой за станок, но если позволяет расположение станков, то можно и лицом в класс.

Вattement relève’ lent и вattement developpe комбинируются между собой, а так же со многими движения, такими как plie, pa tombe, pa balance, port de bras и др.

Костровицкая В.С. “Сто уроков классического танца”- СПб.: Издательство “Лань”, 2009 г.

Сафронова Л. “Уроки классического танца”. Учебно- методическое пособие СПб.: Издательство “Лань”, 2015 г.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу