Детские народные танцы для дошкольников

Проект «Русский народный танец в детском саду»

Евдокия Докунина
Проект «Русский народный танец в детском саду»

для подготовительной (смешанной) группы

«Русский народный танец в детском саду»

Участники: музыкальный руководитель, дети 6-7 лет, воспитатели, родители.

Актуальность. Дошкольный возраст является очень важным периодом становления личности, у детей формируются начальные представления об окружающем мире и обществе. Русские народные танцы для детей имеют очень большое значение в изучения культуры и традиций собственного народа, а также ребенок определяет свой роль в нем, поскольку русский народный танец для детей может при помощи танцевальных образов раскрыть духовную жизнь народа, вкусы и идеалы. При помощи танца можно донести до каждого ребенка мысль о том, что он является носителем русской народной культуры. И очень важно, чтобы дети воспитывались в национальных традициях.

Знакомя детей с традициями народов и обычаями, взрослые прививают им любовь к культуре и истории собственного народа, и русский народный танец – помощник в воспитания маленьких патриотов. Танец часть фольклора – это нить, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее.

Народные танцы несут в себе особую энергетику, они способны раскрыть его огромную душу, помогая показать таланты каждого ребенка. Ребенок в танце рисует свои движение, и они получается весьма замысловатым. Конечно, самым главным русским народным танцем по праву можно назвать хоровод.

Цель: Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству. Выявление, раскрытие и развитие танцевальных способностей воспитанников, эстетическое развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой деятельности.

Задачи:

— Обучить детей танцевальным движениям.

-Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

-Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

-Координация движений и ориентирование в пространстве.

-Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

— Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.

-Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

— Развивать творческие способности детей.

— Развить музыкальный слух и чувство ритма.

— Развить воображение, фантазию.

— укрепление здоровья детей.

-способствовать развитию осанки, мышечного корсета.

-постановка рук, ног и головы.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

1. Развитие творческого потенциала ребенка.

2. Развитие логики, пространственного мышления, а также: памяти целеустремленности.

3. Развитие внимания, собранности, зрительного восприятия, трудолюбия, ответственности.

4. Формирование потребности в двигательной активности детей.

5. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

7. Раскрепощение стеснительных детей и помощь в адаптации конфликтных и некоммуникабельных детей.

9. Проявление интереса к познанию народно-сценической хореографии.

Этапы реализации проекта:

1 этап- Выявление проблемы.

2 этап- Разработка проекта.

3 этап- Выполнение проекта.

4 этап- Подведение итогов.

Содержательный 2 этап:

Совместная деятельность педагога и детей

1. Беседа с детьми: выявление знаний и навыков детей в области русского народного танца.

2. Подбор танцевальных движений, совместное творчество детей и педагога. Видео презентация

3. Разучивание движений русского народного танца и комбинация движений под музыку.

4. Танцевальные рисунки, самостоятельное перестроение по музыкальным предложениям.

5. Упражнения с атрибутами и подсобными предметам: шумовые музыкальные инструменты (ложки, бубны, гармошки).

6. Рабочее занятие с танцевальными загадками.

Самостоятельная свободная пляска. Знакомство с костюмом русского народа.

8. Показ народных танцев на праздниках в детском саду, выступление на конкурсах, концертах.

Работа с родителями

1. Подготовка к опросу родителей.

2. Анкетирование родителей: «Танцуют ли дети дома».

3. Каким жанром танца вы отдаёте предпочтение.

Консультация родителей: «Возрастные особенности развития дошкольников».

4. Рисунок дома: «Закружил нас хоровод»

5. Опрос родителей: Смотрите ли вы с детьми передачи о танцах, посещаете ли танцевальные кружки или студии.

«Формирование творчества детей при обучении народным танцам».

7. Интегрированная работа музыкального руководителя и воспитателя. Подготовка видео и презентаций к открытому занятию.

-Обобщение предварительной работы.

-Конспекты занятий по теме: «Русский народный танец в детском саду»

-Открытое занятие «Закружил нас хоровод»

-Работа с родителями, через детей и воспитателей:

памятка на доске объявлений в группе;

рисование детей с родителями и детей самостоятельно.

-Подготовка видео презентации.

Проведение проектного занятия.

Выступление на праздниках в детском саду, на районном конкурсе «Минута Славы», на районном фестивале детского творчества «Музыкальная мозаика», на фестивале детского творчества «Солнышко».

Выставка детских работ на тему «Хоровод».

Диагностика знаний детей.

Видео и фото выставка проектного занятия.

Полезные ресурсы (источники информации)

1. Захаров Р. «Радуга русского танца» Москва «Советская Россия» 1986 г.

2. Горшкова Е. В. » От жеста к танцу» Москва » Гном и Д» 2002 г.

3. Слуцкая С. Л. » Танцевальная мозаика» Москва» 2006 г.

4. Михайлова М. А. » Народные праздники, игры и развлечения»Ярославль «Академия развития» 2005 г.

5. Михайлова М. А. Воронина Н. В. » Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль » Академия развития» 2001 г.

6. Интернет ресурсы.

Лэпбук «Русский народный костюм» В рамках программы мы проходили модуль «Народная культура и традиции». В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что многие ребята.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Читайте также:  История развития русского народного костюма

Мастер-класс для музыкальных руководителей. Тема «Русский народный танец. Кадриль» (Слайд 1) Танец это один из самых древнейших видов искусства. Он родился постепенно, из разнообразных движений и жестов, связанных с эмоциональными.

Мастер-класс «Русский народный сарафан» Нашла подходящую куклу для нижней рубашки взяла белую ткань, обмерила модель,кроила все на глаз, рукава можно просто прямоугольники,.

Народный танец — как эффективное средствофизического воспитания дошкольников Использование в образовательном процессе народных танцевально –ритмических, игровых этюдов и упражнений, которые благотворно влияют на физическую.

Проект «Встреча зимы и весны. Русский народный праздник Масленица» Проект «Встреча зимы и весны. «Русский народный праздник Масленица» Автор проекта: Середонина Инесса Васильевна Место работы: МАДОУ No474.

Русский народный танец «Хоровод» (видеоотчет) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами танцевальной работой в русском народном стиле «Хоровод», которая была подготовлена.

Танец «Морячка» в детском саду во второй младшей группе Видео К празднику «23 февраля» мы с ребятами второй младшей группы долго думали, чем порадовать наших пап. И придумали веселый танец под названием.

Источник

Народный танец “Калинка-Малинка” танцуют дети

Как познакомить ребенка с историей страны? Все просто, нужно научить его танцевать. Русские народные танцы для детей — один из способов воспитания патриотизма, а потому активно применяется на музыкальных занятиях в детских садах и школах.

Необходимость танцев для гармоничного развития ребёнка

Народный танец — это музыкальное творчество народа, в котором отражается его культура, быт и настроение. Это понятие сформировалось еще в Древней Руси и передается из поколения в поколение с внесенными дополнениями.

Он имеет четыре формы:

Русская пляска подходит и для маленьких детей. Она служит помощником в гармоничном формировании личности, познании себя и самовыражении. Это способ развития навыков общения, пополнения словарного запаса малыша, а также преодоления страха перед публичными выступлениями.

Важно! Танцуя, дети вырабатывают навыки артистизма, умение красиво говорить, захватывать внимание публики, что решает проблемы с дальнейшей адаптацией в социуме и обучении.

Вид хореографического искусства

Сочетание элементов простых движений в виде бега, прыжков, шага, разворотов и т. д. со временем превратилось в традиционные танцы. В них преобладают основные характеристики: ритм, динамика, картина и техника.

Хореография включает в себя профессионально-сценическое и традиционное народное искусство. Техника исполнения передает настроение, жизнедеятельность, а также демонстрирует свободу действий, гибкость, ловкость, чувство ритма, артистизм.

Русские народные танцы для детей в детском саду

Детские танцы бывают современными и русскими народными. Вторые более распространены в ДОУ за счет развития ритмических способностей. Техника исполнения простая: дошкольники водят хороводы под детскую песню, повторяя слова, меняя направление и используя жестикуляцию.

«Калинка-малинка»

«Калинку-Малинку» танцуют дети под русскую народную песню с аналогичным названием автора А. П. Ларионова. Движения веселые, энергичные, веселые и не перестают нравиться детям и взрослым.

Номер «Калинка-Малинка», танцуют дети в детсаду

«Метелица»

«Метелица» танцуется в парах под песню «Русская метелица». Основные движения изображают метель за счет ритмичных перестроений, кружения по залу, бега, разновидности шагов, сопровождаемых движениями рук.

К сведению! Постановка в детском саду часто проходит в рамках зимних праздников.

«Во поле березка стояла»

Младший дошкольный возраст подразумевает начало обучения народной танцевальной технике. Знакомство начинается со знаменитой песни «Во поле березка стояла». Движения состоят из плавного хождения по кругу, кружения, сужения, расширения хоровода.

«Как на тоненький ледок»

Исполнение происходит в виде хороводной игры. В танцевальной игре «Как на тоненький ледок» дети поют песню, танцуя вокруг «Вани», который выполняет движения по тексту.

Хореография народных танцев для младшей группы детсада

Младшая группа детского сада — это начальный этап знакомства с хореографией. Именно в этот период становится понятно, стоит ли отдавать ребенка в танцевальную секцию. В этом возрасте дети неусидчивы и не концентрируют внимание надолго, поэтому хореограф прибегает к методу построения в форме игры, при помощи ритмичных движений или хоровода под динамическое музыкальное сопровождение.

«Валенки»

Танцевальные движения сопровождаются энергичной песней Н. Руслановой «Валенки». В центре внимания находится мальчик, вокруг которого танцуют девочки.

«Барыня-Сударыня»

Это массовая парная пляска. На сцену выходят прогулочным шагом мальчики с музыкальными атрибутами: гармошкой и балалайкой. Следом идет девочка. Заметив парней, она подзывает других подружек. Начинается знакомство, а затем перепляс между группами. В конце они объединяются в пары, а под заключительные аккорды уходят за кулисы.

Дети танцуют «Барыню-Сударыню»

Русские народные танцы для мальчиков

К женским праздникам хореографы привлекают к постановке номеров мальчиков. Музыкальное сопровождение подбирается так, чтобы движения не теряли народный смысл. Не исключается постановка парных танцев типа «Кадриль», «Лодочка», «Барыня», «Валенки». Русские пляски побуждают парня стать более ответственным, мужественным и свободным в общении с противоположным полом.

Обучение русским народным танцам дошкольников в ДОУ

Благодаря знакомству с искусством народа дети не только становятся общительными и артистичными, но еще получают патриотическое, духовно-нравственное и физическое воспитание. Патриотизм проявляется в позитивном отношении к корням русских традиций, уважительном отношении и любви к Родине.

К сведению! Духовно-нравственное воспитание происходит за счет развития творческого потенциала, удовлетворения потребностей, социализации дошкольников.

Физическое воспитание происходит за счет укрепления всех групп мышц, сердечно-сосудистой системы, развития артикуляционного и дыхательного аппаратов. Обучение народному искусству не имеет противопоказаний по состоянию здоровья за счет умеренной физической нагрузки.

Танец как форма народного творчества

Известно, что танцевали еще тогда, когда люди не знали о музыкальных инструментах. Музыкальным сопровождением выступали хлопанье и топанье публики, а танцор показывал повседневные движения, например, ловлю рыбы, разведение огня. С появлением музыки в каждой этнической группе зародилась своя техника танца, которая отражает их ремесло, настроение, социальный статус. Ритмика перешла в традицию, а в результате пляски и хороводы стали формой народного творчества, отображающие быт и артистичность исполнителя.

Читайте также:  Казахская народная сказка три лентяя

Передача образа русской матрешки через танец

Знакомство с традициями народов формирует у детей положительное отношение к природе, культуре, истории предков. Русский народный танец — это фольклор, соединяющий прошлое, настоящее и будущее. Именно поэтому его так любят дети и активно внедряют в своей работе воспитатели младших и старших групп.

Источник

Методическая разработка » Русский танец дошкольника»

Данный методический сборник содержит рекомендации для преподавателей хореографии и ритмики по композиции и постановке русского танца. В него вошли общие сведения из истории танца русского народа, а также конкретные советы по его постановке среди воспитанников 2 года обучения в детском дошкольном учреждении.

II год обучения, второе полугодие

Русский народный танец

Русский народный танец относится к распространенн ым древни м видо м народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Русский народный танец неотделим от русской песни. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения.

Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди, лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок – появлялись мастера-исполнители. В народе их называли плясец, плясальщик, плясуха, игрец.

Создаваясь на протяжении многих столетий, русский танец стал художественной энциклопедией жизни народа. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею, в нём существуют драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и рисунков – построений.

С помощью образов танец раскрывает жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Многие танцы носят характер коллективного действия, часто их композиция помогает раскрытию содержания.

Веками накапливал, сохранял, развивал, шлифовал и совершенствовал русский народ свое национальное танцевальное богатство. Талантливые народные мастера-исполнители, подмечая разнообразные штрихи характера окружающих людей своеобразные жесты, движения, интересные коленца, беря из жизни сюжеты, темы, обогащали старые и сочиняли новые танцы.

В танце каждый русский человек желал быть лучше, чем в повседневной жизни. Он выражал в нем свои мысли о красоте человеческой, внутренней, внешней. Русский человек танцевал не столько для зрителя, сколько для себя, для собственного удовольствия.

Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждом городе или деревне были особенно излюбленные места, где в дни летних и зимних праздников или просто гуляний собирался народ – водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры. Традиции таких гуляний складывались издавна. Места для проведения гуляний народ выбирал живописные, красивые, и они, как правило, многие годы не менялись.

Гулянья проходили и днем, и вечером, и по ночам. Ночные гулянья были связаны и с конкретными праздниками, например, коляда – зимой, Купала – летом, когда по всей России играли, пели, плясали, водили хороводы, жгли костры и т.д. и просто с желанием молодежи отдохнуть, развлечься после напряженного трудового дня. Так летом, во многих областях России начиная с Петрова дня (12 июля) ежедневно в течение месяца гулянья молодежи проходили по ночам.

Водили хороводы, плясали и играли не только на улице. Зимой в сильные морозы, в весеннюю или осеннюю распутицу, а чаще по определенным праздникам молодежь на несколько дней снимала просторную так называемую жировую избу (жировать – играть, возиться, резвиться, шалить, щекотаться). Изба обычно находилась на краю деревни, и ею пользовались несколько лет кряду. За избу редко платили деньгами, где-то в середине вечеринки, когда молодежь напелась и наплясалась, по договоренности начиналась бесплатная работа – толоки. Парни рубили дрова, выполняли другие работы по хозяйству, девушки наводили чистоту, кто мог нес ягоды, зерно, рыбу, пироги, овощи и другие продукты.

В избе, где собиралась молодежь, обязательно находился кто-нибудь из взрослых. Они присматривали за молодежью, за порядком проведения вечера. В избе проходило своеобразное гулянье – участники сборища веселились, играли в разнообразные игры, плясали, пели, водили хороводы, гадали, иногда разыгрывали различные представления, например свадьбу, где выбирали «жениха» и «невесту». Часто собирались вместе одни девушки и молодые женщины – они вязали, пряли, ткали, плели кружева, при этом пели, играли и плясали. Пожилые и старые люди собирались отдельно днем – ходили на «беседы.

В холодное время почти все развлечения, все праздники сопровождались ряжением – молодежь и люди среднего возраста рядились стариками, старухами, цыганами, медведем, козой и др. Ряженые и сопровождавшие их с песнями, плясками, шутками ходили гурьбой по улицам, по дворам.

С незапамятных времен в любое время года ходили по Руси вожаки с дрессированными медведями. Медведи плясали, копировали красных девиц, молодок, показывали, как они белятся, румянятся, смотрятся в зеркальце, прихорашиваются, изображали, как мужик напивается да в грязи валяется, и т.д.

Наши предки оставили нам интересные обычаи, своеобразные традиции, огромное фольклорное танцевальное богатство.

Своеобразным языком фольклорные танцы не только передают различные стороны жизни и быта русских людей, но и отражает историю развития нашего государства.

Каждая эпоха отражает в народных танцах культуру общества. Манера исполнения, тематика, музыкальное сопровождение, композиция, количество участников – все это определялось и подсказывалось самой жизнью.

По совокупности этих признаков, мы и определяем с точки зрения хореографии, к какому виду относится тот или иной танец.

Читайте также:  Деньги украинской народной республики 1918

Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски состоит из наиболее древних, традиционных видов – одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска, так и из видов, сложившихся в русском танце в более позднее время – кадриль, лансье, полька и др. В наше время русский танец продолжает развиваться. Появились новые темы, новые движения, новые построения фигуры, усложнилась композиция.

В профессиональных и самодеятельных коллективах возникли новые разновидности русского танца: хореографическая композиция, танцевальная сюита, хореографическая картина, вокально-хореографическая композиция.

Эти танцы создаются на основе развития традиций народных гуляний, игрищ, посиделок и т.д. На основе ряда плясок возникли наполненные новым содержанием спортивные, кадрильные и другие пляски.

В восприятии старинного русского танца большую роль играют музыка и костюм. Музыка – не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрыть ее содержание. Любому виду танца присущи свои музыкальные интонации, свой музыкальный стиль.

Одним из главных компонентов танца является костюм. Он должен соответствовать не только времени и эпохи исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.

Таким образом, для народного танца органическое единство содержания, характера движений (лексики), музыки и костюма является непременным условием.

Русскому танцу сотни лет, но интерес к нему повсеместен. Изучение русского народного танца, правильное понимание стиля. Характера и манеры исполнения дают возможность создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека.

Жанры русского танца: хоровод

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни его участниками. Но участники хоровода не только поют, они движутся, приплясывают, разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой.

Хоровод выделяется в самостоятельный жанр хореографического – театрального – песенного творчества и становится украшением различных праздников русского народа в любое время года.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются его составной частью.

Хороводы разнообразны и по назначениям: круги, улица, городок. Часто ведущие хоровод импровизируют во время его исполнения. В каждом хороводе чаще всего один руководитель – хороводник, в редких случаях – два. Руководителем хоровода может быть мужчина или женщина, вести хоровод могут молодые и пожилые, но как правило, ведущим в хороводе является молодая женщина. Хороводницы не только заводили хороводы или были в них запевалами. Часто они являлись организаторами гуляний, руководители всем гуляньем, чередуя по своему усмотрению и вкусу хороводы, игры, песни и пляски.

Хоровод – танец массовый, в котором могли принять участие все желающие, но чаще всего основным участником и организатором была молодежь.

Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах.

Разнообразные хороводы водились большей частью весной и летом, на природе, на открытом воздухе – простора требовала сама сущность хоровода.

Песни, под которые исполняют хороводы, имеют различное содержание и тематику. По песне определяется содержание хоровода. В хороводных песнях существуют темы труда, воспевание природы, любви парня и девушки, семейные. К каждой теме относится большое количество песен с разнообразным содержанием, сюжетом, персонажами. Движение хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод. Содержание это влияет на построение хоровода. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делят на две основные группы, на два вида – орнаментальные и игровые.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают и содержание песни.

Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связано с образами русской природы, трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются от песен, сопровождающих игровые хороводы, более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении.

В рисунках орнаментальных хороводов силен элемент изобразительности – «заплетение плетня», «завивание капустки», «переплетение хмеля».

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движением, повадкам. Такие хороводы называются игровыми.

В игровых хороводах может выделяться исполнитель, играющий одну роль, а иногда две или три роли, но чаще всего в хороводе выделяется несколько действующих лиц. Бывает и так, что действующими лицами являются все участники хоровода, которые одновременно разыгрывают сюжет песни.

Главным в игровом хороводе становится раскрытие содержания песни, а не изобретательность фигур, большое значение приобретают артистическая одаренность ведущего и его вокальные данные, способность передать характер песни, характеры различных персонажей.

Девочки становятся друг за другом в правом углу зала. Каждая в правой руке держит платочек.

Исполняя переменный шаг, девочки движутся по кругу против часовой стрелки. Руки свободно опущены вниз.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу