Домашние животные на эрзянском языке

Презентация к уроку эрзянского языка в 3 классе на тему «Домашние животные»

Описание презентации по отдельным слайдам:

УРОК ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС

Келень ливчакавтома (речевая разминка) Тон кие? Кода тонь леметь? Кодамо классо тон тонавтнят? Зяро тонь иеть? Ловомс кеменьс Куярось кодамо? Помидорось кодамо? Чурькась кодамо?

Кодамо иень шкась ютась? Кодамо иень шкась моли? Кодат иень шкат ещё содат?

Тема урока Кудоютконь ракшат(домашние животные)

План урока 1.Знакомство с новыми словами. 2.Перевод с русского языка на эрзянский, с эрзянского языка на русский. 3.Работа в рабочих тетрадях. 4.Чтение по учебнику.

Введение новых слов Упражнение 1,с. 27. Кудоютконь ракшат.

Прочитай стихотворение Упражнение 2, с. 28

Работа в тетрадях Упражнение 3, с. 28

Нарисовать домашних животных. Выучить новые слова.

Номер материала: ДБ-746277

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

животное

1 животное

См. также в других словарях:

животное — животное: деятельность конструктивная у животных животное: действие оруд … Большая психологическая энциклопедия

животное — Скотина (скот), зверь, четвероногое. См … Словарь синонимов

ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ. Слово животное в литературном языке XVIII в. означало: живое существо (ср. живот жизнь ). Греч. ζον, лат. animale. Оно было лишено бранного оттенка в применении к человеку. «Все то создание, которое имеет душу живу, называется животное … История слов

Животное! — Животина! о человѣкѣ (иноск. бранн.), какъ о недостойномъ имени «человѣка». Ср. «Спереди картина, а сзади животина». Ср. Зачѣмъ ты пускаешь къ себѣ это животное? Гончаровъ. Обломовъ. Ср. Ступай, ступай, скажи ему. Такое грубое животное! Гоголь.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

животное — ЖИВОТНОЕ, ого, с. Ирон. обращение (дружеское или пренебрежительное, в зависимости от ситуации). Люблю я тебя, животное! Эй, животное, шагай сюда. Какие новости в мире животных? как дела, что слышно? См. также: В мире животных; выше пояса В мире… … Словарь русского арго

животное — ЖИВОТНОЕ, зверек, зверь, четвероногое, книжн. тварь, разг. зверюга, разг., ласк. зверушка и разг., ласк. зверюшка, разг. животина, разг. сниж. скотина ЗВЕРЬЕ, скот, скотина, разг. живность ЖИВОТНЫЙ, звериный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ, живой организм из царства Animalia, обычно отличаемый от представителей царства растений (Plantae) по его способности к передвижению (по меньшей мере на какой то стадии его существования), а также по наличию четко определенной формы… … Научно-технический энциклопедический словарь

ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ, животного, ср. 1. Живое существо, способное чувствовать и передвигаться. Домашние животные. Позвоночные, беспозвоночные животные. || Тоже, в противоп. человеку (преим. о домашних животных). Животные и люди радуются весне. Он жалеет… … Толковый словарь Ушакова

ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ, ого, ср. 1. Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. Типы и виды животных. Позвоночные, беспозвоночные животные. В мире животных. Царство… … Толковый словарь Ожегова

ЖИВОТНОЕ — («Зверь», The Animal), США, Columbia, 2001, 83 мин. Комедия Марвин лелеет мечту стать полицейским, однако его физические и умственные данные не соответствуют строгим требованиям городской полиции. Но вот он попадает в автокатастрофу. Для… … Энциклопедия кино

Животное — Животное. Термином Ж. означают представителей одной из двух большихгрупп или царств, на которые распадается вся совокупность живых существ.Различие между Ж. и растениями, к которым принадлежат все остальныеживые существа, является крайне резким и … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Читайте также:  Алипей как поменять язык

Источник

Колмоце урокось

«Кардаз. Кудонь-кардазонь ракшат ды нармунть»

(«Двор. Домашние животные и птицы»)

На этом уроке мы познакомимся с эрзянскими названиями домашних животных и птиц, научимся называть их детенышей, продолжим учиться фразовой речи.

– Валя, тынк кудонк покш?
– Минек кудонок покш.
– Галя, тонь ули чамаварчамот?
– Монь ули чамаварчамом.
– Тоня, тынк каштыкеле ули газонь плита?
– Минек каштыкеле арась газонь плита.
– Петя, сырькаеть кудосо улить эземть?
– Сырькаень кудосонзо улить эземть
и т.д.

2. «Кардаз. Ракшат ды нармунть»

андомс — кормить
атякш — петух
ваз — теленок
вашо — жеребёнок
гала (дига, мацей) — гусь
инже — гость
кардаз – двор, сарай
кардо — помещение для теленка, лошади.
катка — кошка
киска — собака
курка — индюк
левкс — детеныш
лездамс — помогать
лишме (алаша) — лошадь
реве — овца
сараз — курица
сея — коза
скал — корова
туво — свинья
яксярго — утка

Минек ули покш кардазонок. Кардазсо эрить ракшат ды кудонармунть.
Тесэ эрить скал, лишме, реветь, сея, туво, ламо саразт, галат, яксяргот, куркат, атякш. Сёрмавка скалонок ули Ашинька вазозо. Вармине лишменек ули Толнэ вашозо. Сынь эрить лишмень кардосо.
Кардазонть вакссо — Онгай кисканок кудынезэ. Сонензэ инжекс яла сакшны Мурка катканок. Онгай ды Мурка — ялгат.

Мон лездан тетянень ды аванень кудонь ракшань ды нармунень андомо.

У нас большой двор. Во дворе живут домашние животные и птица.
Здесь живут корова, лошадь, овцы, коза, свинья, много кур, гуси, утки, индюки, петух. У нашей коровы Пеструшки есть теленочек Белянка. У лошади Ветерка есть жеребенок Огонек. Они живут в лошадином загоне.
Рядом с двором – будка нашей собаки Лайки. К нему в гости приходит кошка Мурка. Лайка и Мурка – друзья.

Я помогаю папе и маме кормить домашних животных и птиц.

3. Налксема «УЛИ-АРАСЬ»
(проводится также, как на предыдущем уроке)

4.Налксема «ИЛЯ МАНЯВТ» («Кудонь ракшат-нармунть ды сынст левксэст»)
Игра «НЕ ОШИБИСЬ» («Домашние животные, птицы и их детеныши»)

В эрзянском языке названия детёнышей животных и птиц образуются добавлением к названию слова «левкс». Исключение составляют перечисленные в словаре детёныши — ваз, вашо и ципака (цыплёнок). Слово ягнёнок в эрзянском существует в 2-х вариантах: вирез и ревелевкс.

По считалке выбирается ведущий.

ЛОВОМКА (СЧИТАЛКА)
Вана зяро прякат панинь!
Те — Танянень,
Те — Машанень,
Те — Витянень,
Те — Петянень…
Прякинень паницясь мон,
Налксемань ветицясь — тон.

пряка — пирог,
панемс— испечь

Водящий выходит на середину. Дети говорят ему эрзянские названия домашних животных и птиц, а он называет их детенышей. На чьем слове он ошибётся, тот его заменяет.
Например: киска — киска левкс,
скал — ваз, гала — гала левкс…

Источник

Урок эрзянского языка в 6 классе на тему 2Мои любимые животные»

Пучкина Валентина Васильевна, учитель эрзянского языка МКОУ «Болотниковская ООШ» Лямбирского муниципального района РМ

Урок эрзянского языка

«Монь вечкевикс ракшам»

«Мои любимые животные»

1.Закрепление слов и грамматических конструкций, изученных ранее.

2. Развитие умения сравнивать, делать выводы, воспринимать знакомые лексические единицы из речи, музыкальных произведений, развитие творческого воображение, образного мышления, памяти, расширение словаря.

3. Воспитание бережного отношения к природе, любви к нашим «меньшим братьям»

Оборудование: учебник, эрзянско – русский, русско-эрзянский словари, компьютер, мультимедийный экран.

I . Организационный момент. Речевая разминка.

Учитель : Шумбрачи, эйкакшт.

Ученики: Шумбратадо, Валентина Васильевна!

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их. Скажем «Шумбрачи», улыбнемся нашим гостям. Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг – другу, улыбнитесь нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. Озадо, эйкакшт.

Ушодтано минь урок

Ручкась ды тетрадесь тесэ,

Кортатано эрзянь кельсэ.

Учитель: Ушодсынек уроконок.

Учитель: Ётынк, эйкакшт, зяро иесэнть ковт?

Ученики: Иесэнть кемгавтово ковт.

Учитель: Евтынк сёксень ковтнень лемест.

Ученики: Сёксень ковтне: таштамков (сентябрь), ожоков (октябрь) ды сундерьков (ноябрь).

Учитель: Кодамо течи чись?

Читайте также:  Жжет язык и горло причины

Ученики: Течи сундерьковонь кемгавксовоце чись.

Учитель: А кодамо таргонь чись?

Ученики: Таргонь чись цетьверьк

Учитель: Зяроце моли урокось?

Ученики: Моли омбоце урокось.

II . Постановка целей урока. Обозначение темы урока.

Учитель: Лецтясынек, мезе содатадо существительноенть ланга.

Ученики: Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевленные существительные обозначают живой предмет и отвечают на вопросы кие? (кто?) и мезе? (что?). На вопрос кие? отвечают одушевленные

существительные, называющие людей: ава, сазор, тейтерь и т.д. На вопрос мезе? отвечают одушевленные существительные, называющие животных. Неодушевлённые существительные обозначают неживой предмет и отвечают на вопрос мезе?

Учитель: Кодамо кевкстема путтано ракша валонтень?

Ученики: Мезе? Ракша.

Учитель: Кодатт ульнить ракшатне?

Ученики: Идем ракшат ды кудонь ракшат.

Учитель: Кодатт идем ракшат содатадо? (Дети перечисляют)

— Ёвтынк кудонь ракшатнень.

III . Проверка домашнего задания.

Эрьва ломаненть ули вечкевикс ракшазо. Кунсолосынек тынк ёвтнеманк вечкевикс ракшадонк.

(Презентация коллективного проекта «Моё любимое животное»)

IV . Введение нового лексического материала

Посмотрите в учебнике на с.44 зад.4 названия животных.

— Неть ракшатне кудонь или идем? Кона валтнэнь тынь уш содасынк? А конатнень васенцеде вастынк? Сермадынк словарьс од валтнэнь.

V . Работа с учебником.

с.44 зад.1 Выписать существительные и поставить во множественном числе.

VI . Закрепление пройденного материала.

Измените предложения, чтобы были правильными.

Ревесь машты мазыйстэ морамо.

VII . Составление синквейна

налкси, уды, мявкстни

Мон пек вечкса Мурка каткам.

— Ребята, скажите, что нового вы узнали на этом уроке? Что вам особенно понравилось

Заполнение таблицы личных достижений

Запомнить названия животных на с.44 зад.4

Номер материала: ДБ-376775

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок эрзянского языка во 2 классе. Тема: «Дикие животные» («Идем ракшат»).
план-конспект урока (2 класс) на тему

Урок по учебнику С.Ю.Дмитриевой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок эрзянского языка.

Тема: «Дикие животные» («Идем ракшат»).

1. Воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.

2.Формирование познавательной, нравственной культуры учащихся.

1.Знакомство с названиями животных по-эрзянски.

2. Закрепление и активизация в речи учащихся слов и грамматических

конструкций, рассмотренных ранее.

3.Воспитание у учащихся интереса, любви, сострадания ко всему живому.

4.Формирование умения работать с текстом, находить в тексте нужные предложения.

5.Развивать логическое мышление, память, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, эрзянско-русский словарь, учебники по эрзянскому языку для 2 класса, рабочие тетради к учебнику.

Ушодтано минь урок.

Ды минек весе анок.

Ручкась ды тетрадесь тесэ

Кортатано эрзянь кельсэ.

Ответы детей на вопросы учителя:

— Кодамо классо тон тонавтнят?

— Кода лемезэ тетять?

— Тон лездат аванень? Мезе тон теят?

III.Повторение изученного материала.

Если слово обозначает съедобное, то дети хлопают в ладоши.

Ям, кши, чувто, ловсо, лопа, куяр, сывель, чипай, лов, умарь, оска, куз, модамарь, якстерькай.

Если слово обозначает «эрси», то дети хлопают в ладоши.

-Кизна эмеж пиресэ касыть капстат.

-Сёксня касыть пангот.

-Кизна эйкакштнэ теить ловонь баба.

-Тунда лопатне пижеть.

3. Налксема «Касыть — а касыть?». ( Игра «Растут — не растут?»)

Если слово обозначает «касыть», то дети встают.

IV. Cоздание проблемной ситуации.

-Какая у нас тема сегодняшнего урока?

-Тема сегодняшнего урока: «Идем ракшат». Слайд 3.

-Ванодо, эйкакшт, доска лангс. Слайд 4.

Послушайте стихотворение мордовского поэта Михаила Безбородова «Лес». (Читает наизусть ребёнок)

Каждый твой листок.

Самый близкий друг.

Всюду тишь да тишь.

-Посмотрите на слайды. Ответьте на вопросы, переведите предложения и вы догадаетесь как переводится тема урока.

-Мезе касы вирьсэ? (Что растёт в лесу?)

-Вирьсэ касыть чувтот. (В лесу растут деревья.)

-Вирьсэ касыть ягодат. (В лесу растут ягоды.)

-Кие эри вирьсэ? (Кто живёт в лесу?)

Читайте также:  10 правил изучения немецкого языка

-Вирьсэ эрить идем ракшат. (В лесу живут дикие животные.)

V.Открытие новых знаний. Введение новых слов и грамматических

-Вы догадались что идем ракшат – это дикие животные, звери. Отгадайте загадки про диких животных.

Длинные ушки, быстрые лапки.

Кто это?(Заяц- нумоло) Слайд5.

Послушайте загадку на эрзянском языке.

Пакся куншкасо почт вакан. (Нумоло.)

В середине поля большое блюдо с мукой. (Заяц.)

С чем сравнивается в загадке заяц?

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Быстрый он как стрелочка.

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

А зовут её? (Лиса- ривезь ) Слайд7.

Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех. (Волк- верьгиз ) Слайд 8.

У лесных пчёл мёд. (Медведь- овто ) Слайд9.

Веток хруст в лесу

Ищет жёлуди. (Кабан- идем туво ) Слайд 10.

Сжался он, как только мог,

Превратившись в колобок.

На игольник стал похож.

Оленям брат. Рога – лопаты.

Сам очень крупный. Нос горбатый.

Хоть вид суровый, но не хмурый.

Светилась в грозовом сиянье

Уже заснувшая река.

Среди берёзок на поляне

Был очень слаб новорождённый,

Он мир лесной не понимал,

Но этот мир уже влюблено

Его в собратья принимал.

Он делал самый первый шаг…

И мне казалось что светлела

Природы чуткая душа.

2.Запись новых слов в словари. Слайд 13

-Каких животных не хватает на слайде? (Ур,овто,идем туво.)

3.Работа над произношением.

Ней кунсолодо ды ловнодо.(Упражнение №4,страница№ 53 учебника.)

VI.Беседа об охране природы.

Животный мир лесов Мордовии многообразен, но из-за хозяйственной деятельности человека многих животных мы можем встретить только в заповеднике. Мордовский заповедник имени П. Г. Смидовича расположен близ города Темников.
Некоторые звери занесены в Красную книгу Мордовии: малая вечерница, благородный олень, зубр. Слайды 14-17.

Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя. Слайд 18.

Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого и бездумного отношения к животному и растительному миру могу быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет.

Если слово указывает на то, что в небе – руки поднимаем вверх, а если на земле – приседаем.

Менель, мода, нумоло, нармунь, тейтерне, чипай, верьгиз, варма, куяр, пурька, пеель, сеель, чувто, цёрыне.

1.Работа с учебником.

Панжинк книгатнень. Страницась: вете ды кавто. Упражнениясь: кавто, колмо.

2.Работа в рабочих тетрадях.

Ёвтынк кие тесэ артозь?

Тесэ артозь ур, нумоло, овто.

Мезде ярсы урось? Урось ярсы умарде.

Мезде ярсы нумолось? Нумолось ярсы пурькадо.

Мезде ярсы овтось? Овтось ярсы капстадо.

Запись ответов в тетрадь. Слайд 19.

Класс разделён на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданием.

1 карточка. Прочитайте и переведите.

Нумолось эри вирьсэ. (Заяц живёт в лесу.)

Кизна нумолось сёрмав. (Летом заяц серый.)

Тельня нумолось ашо. (Зимой заяц белый.)

Нумолось ярсы тикшеде. (Заяц есть траву.)

2 карточка. Прочитайте и переведите.

Те верьгиз. (Это волк.)

Верьгизэсь кодамо? (Волк какой?)

Верьгизэсь сёрмав. (Волк серый.)

Верьгизэсь кежей. (Волк злой.)

3 карточка. Прочитайте и переведите.

Косо эри урось? (Где живёт белка?)

Урось эри ундосо. (Белка живёт в дупле.)

Те ривезь. (Это лиса.)

Ривезесь кодамо? (Лиса какая?)

4 карточка. Прочитайте и переведите.

Те овто. (Это медведь.)

Овтось кодамо? (Медведь какой?)

Овтось покш. (Медведь большой.)

Мезе вечки овтось? (Что любит медведь?)

Овтось вечки медь. (Медведь любит мёд.)

Кода овтось ютавты теленть?(Как медведь проводит зиму?)

Тельня овтось уды.(Зимой медведь спит. )

Страницась: кавто ды вете. Урокось: колмо ды вейксэ.Упражнениясь:

кавто.(Страница 25, урок 39,упражнение 2.)

Соедини слова с переводом

3.Работа с тестом. (Раздаточный материал)

Подчеркни лишний предмет. Слайд 20.

5. Налксема « Ёвтынк ракшанть» («Назови животное»)

Вспомните послеслоги. Расположите животных. Слайд 23.

Урось эри чувто лангсо. (Белка живёт на дереве.)

Ривезесь чувтонть ало. (Лиса под деревом.)

Нумолось чувтонть икеле.(Заяц перед деревом.)

IX.Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка.

-Кодат идем ракшат содат? Кодамо тонь вечкевикс ракшат? (Каких

диких животных ты знаешь? Какое животное твоё любимое?)

-Продолжите, пожалуйста, фразу:

– Я сегодня запомнил(а).

– На уроке мне понравилось… (Рефлексия.) Слайд 24.

Течи монень вечкевиде весе, пек парсте роботыде, путанк тенк вететь.

Ней, эйкакшт, стядо. Урокось прядовсь. Весенень сюкпря! Вастомазонок! Слайд 26.

Источник

Поделиться с друзьями
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector