Фото автомобилей президентского кортежа

Содержание

Проект «Кортеж». Как создавался лимузин для президента и каким он стал

В Кремле сегодня прошла инаугурация президента России Владимира Путина. Это событие стало дебютом для нового отечественного лимузина проекта «Кортеж», созданного специально для первых лиц государства. Автомобиль пришел на смену устаревшему ЗиЛу и «непатриотичному» Mercedes Pullman. Znak.com вспоминает основные этапы становления «автомобиля № 1».

Выбор из сотни вариантов кузовов

Идея нового автомобиля премиум-класса для российской политической элиты зрела давно. Во времена СССР члены правительства ездили на ЗиЛах и ГАЗах (в частности, на «Чайках»), которые морально устарели, а используемые Mercedes Pullman многие стали считать непатриотичными. О проблеме вслух заговорили в 2012 году.

Как напоминает издание «Мотор», «Группа ГАЗ» сначала предложила простое решение: взять в качестве донора имеющийся на рынке лимузин (например, Bentley), и сделать его более «своим» в интерьере и экстерьере. Это позволило бы минимизировать затраты на производство. Был и вариант от ЗиЛа — проект «Монолит».

Но затем поступило предложение от ГК «Ростехнологии» и ФГУП «НАМИ» построить абсолютно новое семейство автомобилей на единой модульной платформе. Этот вариант сочли более перспективным и рентабельным, поскольку проект предусматривал не только машины для чиновников, но и для массовой продажи.

Был объявлен открытый конкурс для автомобильных дизайнеров. Всего было прислано более ста вариантов всех кузовов. Какие-то напоминали ЗиСы и ЗиЛы, другие BMW. Не обошлось без футуристичных и авангардных автомобилей. После того, как проекты показали премьер-министру и президенту, список сократили до восьми вариантов.

В итоге утвердили дизайн выпускника МАМИ 2007 года Алексея Чвокина. Он предложил вариант нового видения автомобиля ЗиС-110, в котором есть нотки монументальности машин британских марок.

Сначала техническим воплощением проекта должна была заниматься компания «Маруся Инжиниринг», инженерным директором которой был телеведущий и музыкант Николай Фоменко. Но в конечном счете в 2013 году ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт „НАМИ“» стал единственным исполнителем госзаказа по разработке автомобилей серии «Кортеж».

В производственной цепочке — около 150 предприятий

Разработчики «Кортежа» решили создать целую линейку транспортных средств на единой модульной платформе. Собственно, по документам проект «Кортеж» именуется именно «ЕМП». В семейство автомобилей включили лимузин, седан, внедорожник и минивэн.

Объем бюджетных инвестиций в «Кортеж» достигает 12,4 млрд рублей. Общие инвестиции в проект оцениваются в 22-24 млрд рублей.

По данным СМИ, выпуск готовых автомобилей проекта «Кортеж» взял на себя Ульяновский завод, входящий в группу Sollers. Всех, кроме флагманской модели правительственной линейки — президентского лимузина (модель ЕМП-412311). Его планируют собирать в Москве.

Поставлять запчасти будут 147 предприятий, 74 из которых — российские, говорится в материале телеканала «Звезда». Так, сызранская компания «Мобиль» займется выпуском стальных и легкосплавных конструкций для «Кортежа», «Красноярский металлургический завод» изготовит детали шасси — кулаки, вилки, трапеции. Частично для проекта «Кортеж», говорится в СМИ, будут задействованы мощности ЛиАЗа в Ликино-Дулеве, ГАЗа и КамАЗа.

Технические характеристики автомобилей

Участие в проекте также принимают компании Porsche и Bosch. Первая разработала один из двух двигателей, которыми будет комплектоваться линейка новых российских машин. По данным РИА «Новости», агрегат создан на базе существующего мотора Porsche V8 объемом 4,4 литра. Ожидается, что с помощью двух турбонагнетателей он будет развивать мощность до 600 л. с. Такой мотор станет общим для «коротких» седанов, внедорожников и минивэнов.

Второй мотор V12 разработан непосредственно «НАМИ» и впервые был показан на Московском международном автосалоне 2016 года. При объеме 6,6 литра и с парой двухступенчатых турбин он будет развивать 860 л. с. Этот двигатель получат лимузины.

Все машины проекта «Кортеж» будут гибридами — с электромотором, встроенным между двигателем и трансмиссией. Автомобили оснастят автоматической девятиступенчатой трансмиссией производства российской фирмы KATE и системой управляемого интеллектуального полного привода, а также круиз-контролем. У всех седанов будет кроссоверный дорожный просвет 200 мм, пишет издание «Авторевю».

При проектировании лимузина применяли высокоточное литье (компоненты шасси и системы управления АКП), ковку алюминия (направляющий аппарат подвески) и точную штамповку элементов кузова, пишет Forbes. В дальнейшем автомобили семейства «Кортеж» могут превратиться в «чистые» электрокары без использования бензиновой силовой установки.

Дизайн премиальных авто

Что касается дизайна моделей проекта «Кортеж», то окончательный официальный вариант до сих пор не опубликован. По ходу разработки в Сеть попадали разные шпионские и вполне официальные фотографии, и только на их основе можно было представлять, как будут выглядеть машины снаружи и внутри.

Благодаря сегодняшней инаугурации, можно сделать вывод, что новый президентский лимузин имеет общие черты с Rolls-Royce, Bentley, Сhrysler и ЗИС-110. Судя по имеющимся изображениям, для архитектуры салона выбрали «горизонтальную» структуру, убранство напоминает современную гостиную.

Внутри автомобиль отделан кожей, деревом, стеклом и пластиком, при этом много обширных свободных поверхностей. Руль, комбинация приборов с крупными цифрами, блоки мультимедиа, структура сидений, дефлекторы — все унифицировано.

Как писали автомобильные издания, через водительский интерфейс можно распоряжаться «музыкой», климат-контролем и настройками кресел, включая массаж, хотя приоритет — у пульта заднего пассажира. Модели получат цифровую приборную панель, большой экран мультимедийной системы. При этом, отмечают СМИ, у мультимедийной системы не будет интеграции интерфейсов Apple CarPlay или Android Auto из соображений безопасности.

Как и в случае с платформой, двигателями и трансмиссиями, оформление салонов лимузина, седана, кроссовера и микроавтобуса будет единым.

Результаты краш-тестов и дебют лимузина

В начале 2018 года РИА «Новости» со ссылкой на представителей ФГУП «НАМИ» сообщало, что первые автомобили проекта «Кортеж» поступили в гараж особого назначения — структурное подразделение ФСО, которое отвечает за транспорт президента, премьера и других политиков. Указывалось, что машины успешно прошли краш-тесты в России и Германии, получив пять звезд из пяти возможных. Но позже появились сведения, что с их эксплуатацией возникли серьезные проблемы.

До сегодняшнего дня было непонятно, как обстоят дела с готовностью машин серии «Кортеж». Сценарий инаугурации президента держался в секрете до последнего, и не было уверенности в том, что широкой публике покажут эти автомобили. В социальных сетях и СМИ говорили о том, что от президентского кортежа откажутся из-за того, что новый отечественный лимузин не готов к эксплуатации и риски за его поломку на инаугурации никто не хочет брать на себя. Но лимузин сегодня продемонстрировали. Правда, на нем президент проехался только по территории Кремля, а не по улицам Москвы.

Ожидается, что широкая публика сможет увидеть вблизи лимузин президента в августе этого года на Московском автосалоне.

Стоимость серийных авто — от 6 млн рублей

По утверждению Дениса Мантурова, 2018 год уйдет на опытную эксплуатацию машин, а также на их дополнительную сертификацию. До конца года должны быть произведены и поставлены 70-80 машин. Первыми их получат члены правительства РФ. После этого начнется серийное производство автомобилей «Кортежа» — его планируют запустить ближе к 2019 году.

Как отмечают в Forbes, самое необычное в российском проекте — коммерческая составляющая, исключительная для автомобилей такого класса. Ни Cadillac One, на котором ездит президент США, ни Toyota Century Royal японского императорского двора нельзя приобрести на открытом рынке.

Первая партия серийных автомобилей будет небольшой — около 250–300 штук, в дальнейшем же масштабы производства вырастут и автомобили поступят в свободную продажу. Первыми появятся седаны (как «тяжелые», бронированные, так и «легкие») и микроавтобусы.

По словам Мантурова, стоимость серийного премиального автомобиля проекта «Кортеж» будет начинаться от 6 миллионов рублей. Покупателям будут доступны машины как в экономном, так и люксовом исполнении, в том числе в бронированных вариантах.

Название бренда пока держится в секрете. По одной из версий, машины выйдут на рынок под маркой Aurus. Название представляет собой сочетание слов Aurum («золото») и Russia («Россия»). В качестве целевых рынков сбыта «Кортежа» Минпромторг выбрал Китай, Юго-Восточную Азию и Ближний Восток.

Мантуров считает, что проект имеет «хорошие перспективы для выхода на коммерческие рельсы». Впрочем, некоторые автомобильные эксперты говорят, что российским заводам невыгодно производить такие машины из-за небольших объемов. Якобы в компании Sollers уже не раз заявляли о том, что не видят смысла в инвестициях в изготовление таких автомобилей и их отдельных компонентов.

Источник

Вся правда о проекте «Кортеж» от бывшего сотрудника «НАМИ»

Aurus Senat

За развитием проекта «Кортеж» я следил с самого начала и инаугурацию российского президента Владимира Путина смотрел только ради того, чтобы увидеть его новый автомобиль. С тех пор об автомобилях Aurus была написана ни одна сотня статей и снято столько же видео роликов, в связи с чем у меня вообще никогда не возникало желания писать об этом.

Читайте также:  Авто для свадьбы в волжском

Однако, часто читая в сети Интернет статьи о российской автомобильной промышленности, я заметил, что под любой из них обязательно найдутся те, кто напишет комментарий про Aurus и обольёт этот автомобиль грязью со словами, что в России ничего создать не могут, и вообще в этом автомобиле нет ничего российского.

В результате, моё терпение не выдержало, и я решил написать эту статью, чтобы ответить на комментарии некоторых диванных экспертов и объяснить всем, что же такое автомобили Aurus, а так же из чего и для чего они сделаны.

Aurus создавали только для удовлетворения амбиций и прихотей Владимира Путина

Изначально целью проекта «Кортеж» было создание не только автомобиля для президента России, чтобы он мог им похвастаться во время своей инаугурации, а возрождение российской автомобильной промышленности, которая в будущем смогла бы создавать конкурентоспособные автомобили и успешно продавая их на мировом рынке зарабатывать деньги. Поэтому создан был не один автомобиль, а абсолютно новая автомобильная платформа, с расчётом на серийное производство автомобилей разного класса. Что касается лимузина Владимира Путина, то на самом деле это часть грамотно продуманной рекламной компании, благодаря которой на автомобили Aurus обратили внимание во всём мире.

Дешевле было бы создать подобный автомобиль на заводе «АвтоВАЗ»

Возможно, подобный автомобиль действительно было бы дешевле создать на заводе «АвтоВАЗ», но целью проекта было не создать дорогие «Жигули», а создать абсолютно новый российский автомобиль представительского класса с чистой репутацией.

Максимум на что способны в «НАМИ» это испытания автомобилей на полигоне по заказу известных автомобильных изданий

Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», который занимался разработкой и созданием автомобилей Aurus, это современное высокотехнологичное предприятие, имеющее собственные производственные мощности. В «НАМИ» работает огромное количество талантливых молодых людей, а не пенсионеров делающих чертежи на кульмане, как считают некоторые. Да, там есть и зарубежные специалисты с опытом, но где их сейчас нет?

Aurus Senat это дешёвая копия Rolls-Royce Phantom

Aurus Senat это не спортивный автомобиль, а автомобиль представительского класса, что существенно ограничивает фантазию дизайнеров. Все автомобили в этом классе обладают строгим дизайном, и каким бы не сделали дизайн Aurus Senat, обязательно нашлись бы те, кто увидел бы сходство с другими автомобилями такого же класса.

Двигатель для Aurus разрабатывали инженеры Porsche

Слышали звон да не знают где он. Действительно, в процессе разработки двигателя для Aurus российские инженеры обращались за помощью в Porsche, но не в Porsche AG, а в Porsche Engineering. Основная специализация Porsche Engineering это проведение испытаний различных агрегатов, в том числе двигателей, и оказание консультационных услуг по результатам этих испытаний. Для проведения таких испытаний применяется высокоточное оборудование, которое существует в единственном экземпляре. Разработка и создание подобного оборудования не рентабельны, в связи с чем за помощью в Porsche Engineering обращаются многие автопроизводители и никто их за это не гнобит. Но стоило российским инженерам обратиться за помощью к своим немецким коллегам, как российских инженеров сразу же назвали бездарями, которые не способны самостоятельно разработать двигатель для автомобиля.

Двигатель Aurus скопировали с двигателя BMW

Кроме совпадающих объёма и мощности, а так же наличия поршней, цилиндров и других деталей, из которых состоит абсолютно любой двигатель, между двигателями Aurus и BMW нет ничего общего. Двигатель для Aurus был полностью разработан российскими инженерами и в нём нет ни одной детали, которая точно совпадала бы с деталью от двигателя BMW. Кроме того, конструкция и внешний вид двигателя Aurus абсолютно не похожи на двигатель BMW. Даже слепой на ощупь поймёт, что это совершенно два разных агрегата!

В России не могли создать автоматическую коробку переключения передач (АКПП) для Aurus

В устройстве АКПП ничего сверхъестественного нет, и ещё во времена существования СССР советские инженеры разрабатывали АКПП, которые в последствие производились и устанавливались в основном на правительственные автомобили, а так же на автобусы и военные тягачи. На советские гражданские автомобили АКПП не устанавливались только по причине их высокой себестоимости. АКПП для Aurus разрабатывало российское ООО «КАТЭ», которое специализируется на разработке, испытаниях и производстве автомобильных трансмиссий уже около 15 лет. При всём желании вы не найдёте ничего похожего на АКПП, которой оснащаются автомобили Aurus, поскольку это совершенно эксклюзивный агрегат.

В России вообще не могут создать ничего нового и качественного

В автомобилях Aurus нет ничего российского

На данный момент в производстве автомобилей Aurus задействовано около 150 предприятий, подавляющее большинство из которых российские. Кроме того, не малая часть деталей для автомобилей Aurus производится непосредственно на заводе «НАМИ», однако, чтобы снизить себестоимость автомобилей, в будущем часть деталей будут закупать у сторонних производителей, как это делают почти все зарубежные автопроизводители.

Проект «Кортеж» не стоит выделенных на него денег и лучше бы эти деньги раздали россиянам

Со слов министра промышленности и торговли Дениса Мантурова на проект «Кортеж» из бюджета было выделено 13 миллиардов рублей или примерно 200 миллионов долларов. Зарубежные автопроизводители за такие деньги вряд ли смогли бы создать нечто похожее на Aurus, потому что разработка новой автомобильной платформы обходится им в сумму не менее 1 миллиарда долларов. Что касается денег, которые лучше было бы раздать россиянам, то если выделенные из бюджета на проект «Кортеж» 13 миллиардов рублей разделить на население России, численность которого составляет 144,5 миллионов человек, то каждому россиянину досталось бы по 90 рублей. Как то не очень много для того, чтобы почувствовать себя богатым.

В заключение, сайт «АВТО INFO» выражает благодарность бывшему сотруднику «НАМИ» и руководителю проекта «ШАТЛ» Дмитрию Пронину, который разрешил использовать предоставленную им информацию для написания этой статьи.

Ещё публикации по теме:

Понравилась публикация? Поделись!

Источник

Операция Кортеж (24 фото)

1991 год. В кортеже президента СССР Михаила Горбачева бронированный лимузин ЗИЛ-41052 с сопровождающими автомобилями ЗИЛ-117 и ГАЗ-14 Чайка. Возможно, очень скоро мы снова увидим эту комбинацию.

В июле нынешнего года «в соответствии с устным поручением президента» было собрано вице-премьерское совещание по поводу разработки отечественных представительских автомобилей. Принимали участие Группа ГАЗ, ЗИЛ, Минпромторг, корпорация Ростехнологии и даже фирма Marussiа. А уже в августе появилась программа Кортеж, разработанная Минпромторгом и Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ).

Президенту предлагается использовать исключительно автомобиль марки ЗИЛ — это будет бронированный лимузин, разработанный с чистого листа. Для чиновников рангом пониже, как в прежние времена, — Чайка. В очередной раз прозвучал план оживить марку Руссо-Балт — под ней планируют выпускать менее торжественные и более утилитарные варианты этих автомобилей. Кроме того, в проект Кортеж включен и бренд Marussia — для спортивных и эксклюзивных модификаций. И главное: все эти автомобили попадут не только в ведомственные гаражи, но и в свободную продажу! «На рынке представительских машин есть ряд сегментов, в которых мы можем получить российский автомобиль, сопоставимый по цене и качеству с зарубежными аналогами», — говорит Алексей Рахманов, заместитель министра промышленности и торговли. Чиновники хотят, чтобы к 2020 году российские автомобили заняли 10—20% лакомого рынка люксовых машин!

Основное производство со штамповкой, сваркой и окраской разместится на новых мощностях ОАО МосАвтоЗИЛ, причем на переоборудование завода правительство Москвы и Сбербанк уже выделяют 10 млрд рублей, но план полной загрузки пока не составлен (планируется, что помимо автомобилей в рамках проекта Кортеж «новый ЗИЛ» будет выпускать коммерческие автомобили Hyundai, Fiat и Renault). ГАЗ будет заниматься выпуском и доводкой спецверсий машин проекта Кортеж — от ГАЗа потребуются инвестиции в размере 1,1 млрд рублей. А поскольку в Нижнем Новгороде создается СП с концерном Volkswagen, теоретически новые Чайки, Волги и Победы (в 2009 году Группа ГАЗ вернула себе права на все эти названия) могли бы быть построены и на шасси автомобилей Audi A8, VW Phaeton и Bentley Continental GT. Договариваться о правах на использование платформы газовцы предлагают правительству, а пока планируют сосредоточиться на переделке машин и мелкосерийном выпуске в цехах Группы Мастер, созданной под крылом ГАЗа.

Появлению проекта Кортеж предшествовала череда отдельных событий, связанных с самостоятельной разработкой правительственных автомобилей силами ЗИЛа и ГАЗа, но не относящихся к самому Кортежу. На ЗИЛе с 2004 года шла разработка небронированного лимузина Монолит. Группа ГАЗ силами компании Атлант-Дельта готовила парадные кабриолеты для Министерства обороны (ЗИЛ также участвовал в конкурсе), а затем — собственный вариант бронированного президентского автомобиля. В рамках проекта Кортеж, разработанного в НАМИ и Минпромторге, ЗИЛу отводится лишь роль сборочной площадки, ГАЗу — функции «ателье» по созданию спецавтомобилей.

Корпорация Ростехнологии вложит восемь миллиардов рублей в оборудование, оснастку и производство компонентов. Напрямую из бюджета на Кортеж необходимо будет выделить только 5,9 млрд рублей — для финансирования конструкторских работ. То есть общие затраты составят 25 млрд рублей, или 625 млн евро. А ежегодная выручка к 2020 году должна достичь 100 млрд рублей.
До конца этого года планируется утвердить техзадание на дизайн будущего семейства машин, а со следующего года запланировано начало бюджетных инвестиций в инженерные разработки, которыми и займется НАМИ. Руководитель НАМИ и один из инициаторов проекта Максим Нагайцев не питает иллюзий относительно научно-технического потенциала института, отводя ему скорее функции «интегратора». Последний раз автомобили, запущенные в серийное производство, НАМИ полностью проектировал без малого тридцать лет назад (КАЗ-4540 в 1984 году и БАЗ-3778 в 1985 году), а самой свежей легковушкой, над которой работали в институте, стал созданный в 1999 году и так и не дошедший до конвейера микромобиль Мишка с трубчатым каркасом и пластиковыми панелями кузова.
К созданию кузова планируется привлечь вазовских специалистов, которые в бытность Нагайцева техническим директором АвтоВАЗа работали над семейством ВАЗ-2116 Проекта С. Для трансмиссии Нагайцев хочет использовать наработки компании КАТЕ, которую он возглавлял до прихода на АвтоВАЗ, — в частности, в разработке был прогрессивный семиступенчатый «автомат» без гидротрансформатора с прицелом на поставки для ВАЗа (дело застопорилось на этапе прототипов — и теперь трансмиссию с подачи КАТЕ подхватили китайцы).

Читайте также:  Rso на номере авто страна

Кортеж президента России сегодня полностью состоит из седанов, внедорожников и микроавтобусов иностранного производства. В начале и в конце колонны идут несколько автомобилей полиции — как правило, седаны Mercedes E-класса. «Штатскими» автомобилями сопровождения выступают Мерседесы S-класса. Сам президент находится в бронированном лимузине Mercedes S 600 Pullman Guard, у которого в составе кортежа может следовать и «двойник». Автомобиль главы государства прикрывают два серьезно модифицированных внедорожника Mercedes Geländewagen с отрядом охраны, а также микроавтобусы с вооружением, средствами спецсвязи и медицинским оборудованием — их роль выполняют Volkswagen Multivan или Mercedes Sprinter. Если проект Кортеж окажется успешным, каждую из этих машин можно будет заменить отечественным автомобилем.

В качестве базового варианта двигателя пока что рассматривается дизель RED A03 (6,0 л, V12), созданный в Германии российским инженером Владимиром Райхлиным (помните его участие в проекте a:level и попытке возрождения Руссо-Балта?). Сейчас этот мотор существует в авиационной версии (500 л.с.), но может быть адаптирован и к автомобилям. К тому же есть опытный «уполовиненный» вариант 3.0 V6 (300 л.с.). Свои идеи по поводу мотора есть и у Николая Фоменко — он предлагает помощь в сотрудничестве с компанией Lotus. Правда, насколько нам известно, к спорткару Marussia B2 силовой агрегат до сих пор так и не подобран.
Шасси, электроника, системы безопасности и все остальные компоненты? Их будут либо закупать за рубежом, либо привлекать к разработке профильные иностранные фирмы.
На весь инжиниринг отведено два года и, напомним, 150 млн евро бюджетных средств — тогда как мировые автопроизводители на такие задачи тратят суммы около миллиарда евро, имея при этом устойчивый «накат» в разработке и производстве новых моделей. Да и времени у них уходит больше: например, на разработку модульной платформы MQB концерну Volkswagen понадобилось семь лет.
Но даже если весь бюджет Кортежа вырастет вдвое, новый стадион питерского Зенита обойдется бюджету дороже (примерно 40 млрд рублей), уже не говоря о 70 млрд рублей госпомощи АвтоВАЗу. А результатом, по крайней мере теоретически, могут стать не только автомобили для президента и его окружения, но и тысячи рабочих мест, реанимированные конструкторские отделы… А главное — Кортеж, как выражаются авторы проекта, «охватит частных лиц, представителей крупного бизнеса и официальных лиц, объединяя всех национальным продуктом — символом активной жизненной позиции и успеха, достигнутого трудом на своей Родине».
Президент, генсек и королева
Из тех государств, что обладают самобытным автопромом, уникальные автомобили для первых лиц сейчас имеют лишь США, Великобритания, Япония, Китай и Южная Корея. В Германии, Франции и Италии главы государств также используют транспортные средства национальных марок, но фактически это модифицированные серийные модели.

Cadillac, который Барак Обама впервые использовал во время инаугурации в январе 2009 года, только внешне немного похож на серийный седан DTS. На полноприводном шасси от легкого грузовика установлен бронированный кузов и системы жизнеобеспечения, рассчитанные на защиту от вооруженного нападения, бактериологической и химической атаки.

В 2002 году в Великобритании специально для королевы Елизаветы II были созданы два автомобиля Bentley State Limousine. В основу лег седан Arnage с турбомотором V8 6.75 (400 л.с.). Но королевский экипаж длинее, шире и выше, защищен броней и имеет герметичный салон. Кроме того, предусмотрены специальные непрозрачные накладки на окнах.

Русский с китайцем братья навек. Новый лимузин HongQi CA7600L (Красный флаг), который генсек ЦК КНР Ху Цзиньтао использует с 2010 года, так же, как и предполагаемый новый ЗИЛ для Путина, культивирует традиции повторением облика автомобилей-предшественников. При этом новый Красный флаг с современным 400-сильным мотором 6.0 V12 цитирует внешность автомобиля CA770 образца 1963 года, который, в свою очередь, был скопирован одновременно с автомобилей ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

Президент Южной Кореи последние три года ездит на бронированных и удлиненных седанах Hyundai Equus. До 2005 года в его распоряжении, как и у Путина, была иномарка, но не Mercedes, а BMW седьмой серии. А на фото — парадный фаэтон, сделанный в паре экземпляров на основе модели Equus прежнего поколения.

В гараже французского президента есть сразу три служебных автомобиля высшей категории — бронированные модификации массовых машин Citroen C6, Renault Vel Satis и Peugeot 607. Однако нынешний президент Фрасуа Олланд предпочитает пусть и еще более демократичный, но зато и более современный Citroen DS5 с широким люком в крыше. Хотя для парадных целей имеются и специальные кабриолеты на основе модели Citroen SM образца 1972 года.

ЗИЛ и остатки былой роскоши
Что произошло с легковым отделением московского завода ЗИЛ, где строили представительские лимузины с 1936 года, — и есть ли шансы использовать зиловские наработки в проекте Кортеж?

ЗИЛ-4112Р сделан из подержанного лимузина ЗИЛ-41047, выпущенного в конце восьмидесятых, но все наружные кузовные панели — новые.

На столичном заводе, который в то время носил имя Сталина, легковой первенец-лимузин ЗИС-101 был выпущен в количестве 8752 экземпляров. Тираж модели ЗИС-110 — уже 2072 штуки, а у последующих моделей он едва превышал сотню экземпляров.
Проблема была в том, что правительственные ЗИЛы продолжали делать практически на том же оборудовании, которое еще до войны было закуплено в США для производства легковых ЗИСов. Панели кузова хоть и изготавливали в пресс-формах, но окончательно доводили вручную — выколачивали на деревянных болванах и выравнивали лужением. На один лимузин уходило до 300 кг олова! При установке на автомобиль панели всякий раз подгонялись по месту — в этом смысле каждый ЗИЛ был уникальным.

Распашные двери Монолита — во всю длину пассажирского отсека. Основные задние двери — с обратной навеской и сервоприводом, а передние дверцы лишены наружных и даже внутренних ручек и открываются только при распахнутых основных дверях. Обойтись без средних стоек позволила рамная конструкция шасси и оригинальные замки, которые замыкают створки на крышу и пол салона. Сиденья среднего ряда складываются вертикально с помощью электропривода.

Технологический уровень ЗИЛа времен 80-х годов — это одна ЭВМ на весь конструкторский отдел из восьмидесяти человек. Вычислительная машина работала сутки напролет, а инженеры периодически клали на нее мокрую тряпку, спасая от перегрева. Все делалось вручную: по грубым прикидкам Вячеслава Тарасова, который тогда был начальником отдела кузовов легковых автомобилей и автобусов, лишь изготовление каждой машины стоило казне около 1,5 млн тогдашних долларов, уже не говоря про разработку, испытания и доводку.
В 1986 году появилась новая модель — ЗИЛ-41047, но от седана 4104 образца 1978 года она отличалась лишь внешне, а технически и вовсе была развитием машины ЗИЛ-114 образца 1967 года. В начале восьмидесятых начали работу над новой моделью 4102 — впервые с несущим кузовом. Как водится, купили зарубежный аналог — Roll-Royce Silver Spirit образца 1980 года. В 1988 году прототип ЗИЛ-4102 со стеклопластиковой крышей показали Горбачеву, но на доводку и освоение машины были нужны огромные суммы, что на фоне почти опустевшей казны, роста внешнего долга СССР и борьбы с привилегиями было неуместным. Работы над новыми членовозами постановили прекратить.

Корма перекомпонована. Прежде за сиденьями у ЗИЛов стояла громоздкая климатическая установка, бензобак был в заднем свесе, а половину багажника занимала запаска. У Монолита узлы «климатики» размещены вдоль бортов, бензобак переехал за задние сиденья, а запаска — в «подполье».

Передняя часть салона оформлена заново, но в наследство от советских ЗИЛов остались единственный подрулевой переключатель, длинноходный селектор «автомата» и ограниченный диапазон продольной регулировки сидений. Руль новый, с регулировкой по высоте и вылету.

Чтобы выжить, зиловские специалисты по легковым машинам сначала планировали организовать переделку серийных отечественных легковушек в кабриолеты, затем стали разрабатывать варианты бронирования инкассаторских УАЗов для сторонних фирм. Оживление случилось, когда в 1997 году столичный мэр Юрий Лужков задумал пересадить членов московского правительства на отечественные машины — и по заказу мэрии было собрано двадцать короткобазных пятиместных седанов ЗИЛ-41041. Но затем от закупок легковых ЗИЛов отказались и мэрия, и Кремль. Правда, в 2003 году на службу в Гараж особого назначения (ГОН) все-таки поступил один броневик ЗИЛ-41052, заказанный еще в 2000 году.

В 2004 году зиловцы, уже в кооперации с частной фирмой Депо-ЗИЛ, вновь вернулись к идее глубокой модернизации модели ЗИЛ-41047. Проект получил название Монолит, а постройку машины начали в 2005 году. Рама и подвеска конструктивно остались прежними, но вместо обычных задних дверей по каждому борту появились составные двустворчатые. В итоге колесная база выросла на 200 мм (до 4080 мм), такую же прибавку получил и салон, но свесы укоротились и общая длина машины увеличилась только на пять сантиметров (до 6380 мм).

Читайте также:  Тонировка автомобилей в екб

Седан ЗИЛ-4102 должен был стать первым ЗИЛом с несущим кузовом. Часть конструктивных решений была скопирована с автомобиля Rolls Royce Silver Spirit, но двигатель V8 (7,7 л, 315 л.с.) и заднеприводная трансмиссия — от семейства 4104. Было построено два прототипа, на бумаге существовали еще лимузин, универсал и парадный кабриолет. До наших дней дожил только один бежевый седан, который до сих пор стоит на заводе.

В 1999 году ЗИЛ попытался разработать новый лимузин. Внутризаводской конкурс выиграл проект молодых дизайнеров Святослава Саакяна и Ильи Титова. На макет семиметровго лимузина ушло почти полтора года и две тонны пластилина! Но из-за смены собственников завода работы были прекращены. Макет долгое время стоял в отделе художественного конструирования ЗИЛа под полиэтиленом, а в сентябре 2011 года был уничтожен во время перестройки помещения — теперь на этом месте открыт пивной ресторан.

При модернизации силового агрегата использовали наработки, которые фирма Депо-ЗИЛ предлагала своим клиентам — коллекционерам и ценителям старых зиловских машин. Например, для борьбы с высоким расходом топлива (более 35 л на 100 км) и перегревом для зиловской «восьмерки» еще в середине девяностых годов была разработана система центрального впрыска и система охлаждения с увеличенным радиатором и двумя электровентиляторами вместо одного с ременным приводом. А теперь появилась возможность установить на машину и распределенный впрыск с форсунками Bosch и американский пятиступенчатый «автомат» Allison. Мощность выросла с 315 до примерно 340 л.с.

Разработку интерьера в 2007 году заказали именитой бельгийской компании Carat Duchatelet: ЗИЛ-Монолит с голым салоном был доставлен на фабрику в Льеж в январе 2008 года, где за десять месяцев бельгийцы обязались создать интерьер по эскизам дизайнера Геры Калитина. Но в назначенный срок не уложились, причем в Депо-ЗИЛ уверены, что не случайно: как раз тогда фирма Carat Duchatelet занималась переделкой и бронированием Мерседеса для грядущей инаугурации российского президента. Машину из Бельгии пришлось возвращать через суд и с потерей заплаченных денег.

В 60—80-х годах ЗИЛ выпускал до 25 правительственных автомобилей в год. Сейчас вместо 600 сотрудников в штате легкового производства осталось 70 человек. Из задела деталей они собирают машины на заказ для коллекционеров. Такие автомобили стоят 250—300 тысяч долларов. За последние пять лет было продано восемь машин (пять короткобазных и три длиннобазные). В запасе остаются машинокомплекты еще на семь-восемь автомобилей.
Нового подрядчика нашли уже в России: за работу взялась фирма Богема-Авто, которая специализируется на переоборудовании дорогих автомобилей и яхт, но и она не справилась в срок — доделывать салон пришлось самостоятельно в Депо-ЗИЛ. В полностью готовом виде Монолит предстал только весной нынешнего года и получил индекс ЗИЛ-4112Р, с буквенной приставкой в честь руководителя фирмы Депо-ЗИЛ Сергея Рожкова, который не дожил до рождения своего детища.
В итоге на разработку проекта и постройку одного «прототипа» было потрачено более пяти миллионов евро, которые вложили частные инвесторы. Деньги можно было бы «отбить», если бы Монолит попал в проект Кортеж, но роль президентской машины ему не светит — даром что Монолит, автомобиль без бронезащиты. А для обычного представительского лимузина ЗИЛ-4112Р слишком дорог.

ЗИЛ из ГАЗа
Проект Кортеж предусматривает, что на начальном этапе, до тех пор пока в 2017 году в Москве не начнется полномасштабное производство автомобилей нового семейства, президент России будет использовать лимузины ЗИЛ, которые по «обходной» технологии уже начали собирать в Нижнем Новгороде.

Разве догадаешься, что под кузовом — американские агрегаты? Один из немногих признаков донорского шасси — увеличенная колея: у пикапа GMC она на 90 мм шире, чем у ЗИЛа.

Цех Горьковского автозавода по производству Чаек выпускал в советское время по 150 автомобилей в год, но в 1988 году, в разгар горбачевской кампании по борьбе с привилегиями, был ликвидирован. Сейчас это пустые стены — уничтожили не только станки, но и оснастку и техническую документацию. Однако в январе нынешнего года из Москвы на территорию ГАЗа перебазировалась компания Атлант-Дельта, принадлежащая, как и сам ГАЗ, холдингу Базовый Элемент Олега Дерипаски.
Фирма Атлант-Дельта, специализирующаяся на реставрации и переделке старинных автомобилей, существует с 2000 года — генеральным директором в ней был бывший начальник кремлевского Гаража особого назначения Юрий Кружилин, а владелец — бизнесмен Олег Дерипаска, чей автопарк в основном и обслуживала Атлант-Дельта.
Когда в 2006 году Министерство обороны задумало обновить парк парадных кабриолетов (парады обслуживали три автомобиля ЗИЛ-41044, выпущенные еще в 1981 году), Атлант-Дельта оказалась в списке подрядчиков — и выиграла конкурс, в котором участвовали ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ и АвтоВАЗ.

Приборы и основная фурнитура перекочевали с донорских пикапов, но пластиковые панели созданы заново, некоторые детали заимствованы у других автомобилей. Например, дефлекторы системы вентиляции — от Волги ГАЗ-31105 последних выпусков.

Складную крышу на фирме Атлант-Дельта называют полностью собственной разработкой. Механизм с электроприводом, но крепления на рамке лобового стекла нужно отстегивать вручную. Крыша в сложенном состоянии едва выступает над поясной линией машины.

«Честная» модернизация трех кремлевских машин заняла бы слишком много времени, поэтому решено было строить их с зиловскими кузовами, но на шасси зарубежных автомобилей-доноров. А питерские кабриолеты ЗИЛ-117В попросту заменили открытыми броневиками Тигр.
Техзадание на «парадники» было разработано совместно с ГАБТУ, Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны. Необходимо было подготовить три одинаковых автомобиля: в церемонии на Красной площади традиционно принимают участие два кабриолета, а третий, резервный, всегда дежурит у Спасских ворот Кремля на случай ЧП с «основными» машинами. Новые автомобили по габаритам и компоновке должны были полностью повторять прежних «парадников», но внешне соответствовать зиловским лимузинам последнего поколения — модели 41047. За исключением цвета: он не традиционный серо-стальной, а черный, поскольку с 2001 года парад Победы принимает штатский министр обороны в гражданском черном костюме.
В качестве доноров агрегатов использовали три новых заднеприводных пикапа GMC Sierra 2500 с бензиновыми моторами 6.0 V8 мощностью 353 л.с. и шестиступенчатыми «автоматами». Купить же зиловские кузова непосредственно на ЗИЛе не вышло — уязвленный тем, что парадные машины готовятся в обход ЗИЛа, тогдашний столичный мэр и фактический хозяин завода Юрий Лужков просто запретил продажу.
В итоге в течение полугода под Москвой, в Волгограде и в Черкесске были найдены три потрепанных, но годных к переделке короткобазных седана ЗИЛ-41041. Чтобы превратить четырехдверные машины в двухдверные кабриолеты, пришлось заново изготавливать почти все внешние панели и попутно подгонять кузов под новое шасси.

Американская «восьмерка» Vortec поместилась под зиловским капотом с запасом. На правом крыле — «родная» идентификационная табличка: «ЗИЛ-41041, шасси №8, двигатель №387».

Любопытно, что, несмотря на заказ от Минобороны, автомобили в Атлант-Дельте создавались полностью на средства Группы ГАЗ. На постройку трех экземпляров ушло два года — первый был готов в ноябре 2009 года. После 1500 км испытаний на газовском полигоне в Нижнем Новгороде машины были официально зарегистрированы, получив внутризаводской индекс ГАЗ СП45, а для публики — ЗИЛ-41041 АМГ.
И в Кремле задумались — может быть, можно точно так же переделать и ЗИЛ для президента?
Работа над лимузином под кодовым названием Проект 70 Старт началась в Москве летом 2010 года, но в процессе работы фирма Атлант-Дельта переехала в Нижний Новгород — и была преобразована в дочернюю компанию ГАЗа, получив имя Группа Мастер. Руководитель — Александр Горчаков, бывший главный конструктор легковых ЗИЛов. На территории завода и на деньги ГАЗа (около полумиллиарда рублей) для Группы Мастер уже создано производство с собственным конструкторским отделом, участками сварки и стапельной сборки. В штате — 94 сотрудника, а в работе на сегодняшний день 24 проекта. Ежегодная мощность — до 12 автомобилей.
«Президентский» ЗИЛ здесь делали по уже проверенному рецепту: заднеприводное рамное шасси с силовым агрегатом от американского пикапа плюс переделанный зиловский кузов. У частных владельцев были выкуплены две оригинальные бронекапсулы от защищенных длиннобазных лимузинов ЗИЛ-41052, а из наружных панелей «родными» остались только капот, крыша и крышка багажника.

Кабриолеты ЗИЛ-41044 (они же ЗИЛ-115В по старой классификации) служили в парадном расчете с 1981 по 2009 год. Кстати, все советские парадные ЗИСы и ЗИЛы были окрашены в серо-стальной цвет, потому что в СССР главный военный парад проводился не в День Победы, а осенью, 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции. Естественно, военные чины принимали парад в шинелях, под цвет которых и подбирали колер машин.

В 2009 году в конкурс на создание новых парадных кабриолетов включился и сам ЗИЛ — на старом зиловском шасси было построено три автомобиля, имевших двигатель с впрыском, американский «автомат» и новый салон. Складную крышу сделала немецкая фирма FMS, но в убранном виде ее накрывает громоздкий кожух. Зиловские машины не прошли приемочных испытаний, два экземпляра до сих пор стоят в цеху, третий весной 2011 года был продан президенту Украины Виктору Януковичу.

Над дизайном салона зиловского кабриолета работал Глеб Визель. Комбинацию приборов сделал завод Автоприбор, блок управления микроклиматом — от Приоры, а дефлекторы системы вентиляции — от Audi. В конструкции сидений использованы пружины и каркас от кресел Мерседеса S-класса серии W140.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector