Фото автомобиля зил правительственного

ЗИЛ-41047 – последний российский лимузин, выпущенный на Заводе имени Лихачёва

В 2012 году с конвейера Завода имени Лихачёва сошёл последний российский лимузин, изготовленный по заказу украинского президента. Это был самый последний официальный российский лимузин, который завершил славную историю правительственных автомобилей, выпускаемых на данном предприятии. Все остальные лимузины, которые были выпущены после 2010 года, официально к ЗИЛ не имеют отношения, так как их производством занимались на МСЦ-6 АМОЗИЛ.

Правительственный лимузин ЗИЛ-41047: общая информация

Разработка легкового автомобиля нового поколения была начата в 1985 году. Новый ЗИЛовский лимузин должен был сменить на конвейере старую модель ЗИЛ-41045. Новая модификация получила следующие отличия от предыдущей модели:

Машины должны были эксплуатироваться в правительственных кортежах и принимать участие в транспортировке важных политических деятелей из зарубежных стран. В 2002 году был выпущен последний экземпляр ЗИЛ-41047 в классическом кузове типа лимузин, который предназначался для президента Казахстана.

Следующим вариантом ЗИЛ-41047 стал автомобиль в кузове фаэтон, который разрабатывали специально для участия в военных парадах на Красной площади. В 2009 году этот автомобиль не приняли, сославшись на слишком большой короб тента. Вместо него выбрали модель «41041 АМГ» производства компании «Атлант-Дельта».

Последняя модель лимузина ЗИЛ-41047 в кузове типа фаэтон была собрана в 2012 году для президента Украины Януковича.

Технические характеристики ЗИЛ-41047

ТТХ последнего советского лимузина выглядели следующим образом:

Конвейерная сборка ЗИЛ-41047 подразумевала полностью ручную работу по изготовлению каждого отдельно взятого экземпляра. Как и предыдущие модели лимузинов производства Завода имени Лихачёва, машина имела мощную сварную раму. Она и обеспечивала автомобилю такой вес. Конструкция рамы включает в себя лонжероны замкнутого коробчатого сечения. Это позволило обеспечить лимузину высокую устойчивость на трассе.

Мотор лимузина ЗИЛ-41047 является главной гордостью модели. Восьмицилиндровый мотор объёмом 7,7 литров способен разогнать машину до 100 км за 13 секунд. При этом он обладает огромной тягой. Бензин, который нужно заливать в бензобак правительственного премиум-автомобиля, должен быть не ниже марки АИ-95.

Машина имеет задний привод, а её карданная передача — две ступени. В основе заднего ведущего моста лежит балка с высокой жёсткостью. В автомобиле имеется гидроусилитель руля. Рулевая колонка регулируется в нескольких положениях. Это сделано не столько из-за заботы о водителе, сколько из-за необходимости – водительское место не слишком просторное, поэтому для удобства посадки ему приходится её поднимать.

Тормозная система имеет следующие особенности:

Тормозная система двухконтурная.

Кузов лимузина ЗИЛ-41047 сварной и цельнометаллический. Особенностью семейства лимузинов ЗИЛ-41047 является то, что все кузовные детали делались вручную профессиональными кузовщиками. После изготовления они подгоняются вручную друг к другу. Для точной подгонки деталей использовался метод наплавления олова, после чего кузов шлифовался и отправлялся в покрасочную камеру. В результате этого кузовные детали уникальны, и при установке на кузов другого экземпляра могли иметь большие зазоры.

Салон у лимузина имеет четыре двери. Внутри находятся три ряда сидений. Первый ряд предназначен для водителя и личного охранника. Второй и третий ряд предназначается для пассажиров. Пассажирскую часть салона можно отделить от первого ряда сидений специальной звуконепроницаемой прозрачной перегородкой. Она опускается за счёт встроенного электропривода.

Звукоизоляция салона находится на высшем уровне. При движении лимузина пассажиры могут переговариваться даже вполголоса. Все стёкла ЗИЛ-41047 детермальные, они обеспечивают защиту от жары и холода. Салон отделан в лучших традициях лимузин-класса. Передний ряд сидений обшит натуральной кожей, а задние имеют обивку из высококачественного велюра. Система кондиционирования зонная, отдельная для водителя и для пассажиров.

Внешний вид ЗИЛ-41047 и особенности его салона

Самое первое, что бросается в глаза при первом взгляде на лимузин ЗИЛ-41047 – это огромные размеры машины. За счёт этого лимузин стал самым длинным серийным автомобилем в мире в своё время. Качество покраски ЗИЛ-41047 совершенно не соответствует распространённому мнению о покраске советских и российских машин. Даже старые автомобили, которые сохранились в правительственных гаражах, поражают качеством лакокрасочного покрытия. На заводе каждую машину красили в 9-15 слоёв, причём каждый из них подвергался полному процессу сушки, после чего полировался.

Передние фонари получили прямоугольную форму. Они получили омыватели и очистители, для того чтобы качество освещения было на самом высоком уровне в любую погоду. Чтобы реализовать идею с фарами, пришлось обращаться к немецкому производителю БОШ. Наконец убрали поворотные форточки на передних стёклах, а зеркала заднего вида стали крепиться в углах передних стёклах. Парадный экземпляр получил специальные резиновые заглушки на передних крыльях. Туда крепятся кронштейны с флагами. Крышка бензобака находится под задним номером.

В салоне имеются вставки из редких пород дерева. Главным недостатком отделки салона является использование в нём низкокачественных пластиковых элементов. В новых автомобилях они смотрелись достойно, но в настоящее время пластик коробится. Между креслами водителя и переднего пассажира имеется массивная панель, под которой хранится различное специальное оборудование.

Бронированные версии ЗИЛ-4105

После того, как на Леонида Ильича Брежнева было совершено покушение в 1969 году, было решено правительственные лимузины бронировать. На базе ЗИЛ-41047 было построено 14 бронеавтомобилей, получивших индекс ЗИЛ-4105. Несмотря на новое название, данные машины ничем не отличались от стандартных лимузинов данной модели, кроме веса, который превышал 5 тонн. В некоторых документах говорится, что для шести из 14 бронемашин использовались бронекапсулы от ЗИЛ-41045.

Бронированная версия советского лимузина имела следующие характеристики:

Уровень защищённости бронированного лимузина, собранного на базе ЗИЛ-41047, превосходил не только отечественные, но и зарубежные аналоги этого класса.

Основные модификации на базе ЗИЛ-41047

На базе последнего советского и российского лимузина было разработано несколько модификаций:

На протяжении последнего десятка лет в народе ходили слухи, что Завод имени Лихачёва занимается разработкой нового правительственного лимузина, но закрытие завода и постепенный снос его корпусов поставили жирную точку в истории лимузинов ЗИЛ.

Источник

ЗиЛ-41047: лимузин для советского правительства

Автомашина ЗиЛ-41047, предназначенная для обслуживания официальных мероприятий с участием высшего руководства страны, считалась «последним лимузином» советской эпохи. Эта модель представляла собой третье по счёту поколение семейства ЗиЛ-4104. Изначально, до смены порядка нумерации автомобильных марок СССР, данное семейство правительственных легковых авто должно было носить наименование ЗиЛ-115.

Московское производственное объединение «АвтоЗиЛ» начало выпуск ЗиЛ-41047 с 1986 года, а продолжало их производство уже в российское время, вплоть до начала 2003 года. За все это время было изготовлено около двух сотен экземпляров, включая различные спецверсии.

История создания

Задача разработки новой модели правительственного автомобиля СССР для специалистов завода имени Лихачева была обусловлена сразу несколькими важными соображениями, не имевшими отношения к технической стороне дела. Кроме необходимости поддержания сложившейся к этому времени традиции обновления модельного ряда раз за каждое десятилетие, возник дополнительный политический фактор.

Важнейший пост генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году занял новый молодой руководитель Михаил Горбачев, провозгласивший политику «перестройки» всего Советского Союза.

Значительно обновленное руководство СССР многократно повысило свою активность в плане поездок по стране, международных контактов. Таким образом, роль их представительских транспортных средств приобрела важную смысловую нагрузку как часть общего политического «имиджа», призванного символизировать новый курс развития страны.

Читайте также:  Авто дилер ваз в перми

В итоге новая модель в техническом плане полностью основывалась на предыдущей, хорошо себя зарекомендовавшей, – ЗиЛ-41045. Все основные изменения конструкции правительственной транспортной новинки сосредоточились исключительно на дизайнерских решениях, которые в будущем получат название «рестайлинг».

Обновление дизайна удачно придало внешнему виду новой модели элементы современности, сохранив общий внушительный «имперский» облик, а также великолепные динамические характеристики предшественников. Двигатель, КПП, трансмиссия, то есть практически вся ходовая часть были полностью унаследованы от предыдущей модели «зиловской» разработки, то же самое относилось к бронекапсуле и общей планировке салона.

ЗиЛ-41047 оснащался новейшей на тот момент конструкцией шин, которым была присвоена особая марка «Гранит». Такие покрышки обеспечивали транспортному средству способность продолжать движение при даже неоднократном их пробитии. Эта возможность достигалась путем придания максимальной жесткости боковинам покрышки и размещению внутри нее специального геля.

Технические характеристики

Итогом труда разработчиков ЗиЛ-41047 по техническим характеристикам явилась машина, признанная для своего класса самой протяженной и массивной в мире из всех производимых на то время серийных моделей. В традиционном варианте машина представляла собой 4-х дверный лимузин на 7 мест с колёсной базой 3880 миллиметров.

Габариты и вес

По длине советский ЗиЛ лимузин всего семь миллиметров уступил мировому рекордсмену за всю историю конструкций данного типа – американскому Cadillac Series 75, который выпускался в середине 1970-х годов. Габаритные параметры (длина, ширина, высота в миллиметрах) составили 6339х2086х1500 соответственно.

Вес снаряженной массы автомашины — 3335 килограммов. Максимально допустимый (полный) вес обычного образца (без бронекапсулы) составлял 3860 кг, при которой на переднюю ось приходилось до 1793 кг, на заднюю ось – 2067 кг. Вес же особо бронированных VIP-единиц обычно превышал 5 тонн.

Двигатель

Лимузин получил под капот проверенный почти десятилетием карбюраторный двигатель ЗиЛ-4104 V8 (V-образный, 8-цилиндровый, 16-клапанный), объем которого составлял 7,695 литров. Таким образом, камера сгорания каждого цилиндра была почти литрового объема, а показатель степени сжатия при этом равнялся 9,3. Материалом блока цилиндров служил алюминий.

Мощность такой силовой установки составила 315 лошадиных сил (232 кВт), что позволяло развивать обороты мотора до 4600 в минуту. Пиковый показатель крутящего момента равнялся 608 Н/м, что относилось к диапазону 2500-2700 об./мин.

Запитывание двигательной установки производилось от 4-х камерного карбюратора. Важным элементом модернизации по отношению к предшественникам стала бесконтактная система зажигания.

Трансмиссия и подвеска

В конструкции от прежних разработок сохранились трехступенчатая гидромеханическая трансмиссия и привод исключительно на задний мост.

Типы подвески при этом различались: независимая (с рычажно-торсионной схемой стабилизации) для передней и зависимая (с рессорно-тяговой схемой) — для задней.

Рессоры достигали полутораметровой длины. Они дополнительно прокладывались полимерными вставками между листами.

Особенность подобной конструкции позволяла «люксовому» авто отличаться повышенной плавностью хода. Кроме того, машина хорошо показывала себя на гравийном покрытии. Дорожные просветы при этом были достаточно небольшими: от 17 до 19,5 сантиметров.

КПП и тормоза

Трехскоростная автоматическая КПП относилась к планетарному типу. Коэффициент трансформации этого устройства имел значение 2,0. Механический стопор позволял эффективно удерживать машину при движении в гору.

Тормозная система относилась к дисковому типу и была двухконтурной. Причём любой из этих контуров мог независимо срабатывать на всех 4 колесах. Стояночный тормоз задействовался при помощи ножной педали.

Расход топлива на 100 км

Средний расчетный показатель расходования топлива на сотню километров пути составлял 22-23 литра. На долговременный выезд без дозаправок такое авто не рассчитывалось, поскольку вместимость бензобака ограничивалась 120 литрами топлива марки АИ-95.

Максимальная скорость

Машина при движении по шоссе была способна развить предельную для себя скорость 190-200 километров в час (для разных модификаций). Тяжелый лимузин при этом мог набрать разгон от 0 до 100 км/ч за 12-13 секунд.

Особенности внешнего вида

Серийные машины представительского класса автозавод ЗиЛ производил по примеру кораблестроительной технологии, используя стапель вместо конвейерной сборки. Длительность такого процесса составляла около 5-6 месяцев, а в среднем за год завод выдавал не более полутора-двух десятков готовых экземпляров.

При изготовлении кузовных панелей широко применялись ручные операции: подгонка деталей производилась целевым назначением на конкретный экземпляр. Поскольку существовали различия, связанные с будущим применением заказанных автомобилей, они отличались комплектацией ряда узлов, качеством материалов отделки.

При покраске кузова применялась нитроэмаль тёмно-металлического оттенка. Она наносилась последовательно до 15 слоев подряд, а в промежутках между этими операциями каждый раз производилась полировка.

Салон и корпус

По отношению к предшествующим моделям семейства ЗиЛ-4104, общее устройство салона принципиально не поменялось. У стандартной 7-местной версии лимузина средняя из трех конструктивно заложенных линий сидений являлась страпонтенами, убирающимися в специальную перегородку между двумя отсеками салона.

Оба сиденья в переднем ряду были обиты натуральной кожей, а два кресла «главных пассажиров» обивались наиболее качественным велюром. Для облицовки внутренней поверхности дверей, оконных рамок и некоторых других частей интерьера применялись элементы из ценных пород древесины, как правило, из карельской березы.

Микроклимат внутри салона обеспечивался раздельными установками кондиционирования для первого и VIP-отсеков. Подлокотники служили высокопоставленным пассажирам как место размещения средств управления электроподъемниками для внешних стекол и перегородки, разделяющей пространства двух отсеков. Также с задних сидений можно было управлять аудиосистемой или кондиционером. Отдельные ниши в задней части кузова предназначались для размещения абонентских устройств спецсвязи.

Внешняя часть кузова претерпела существенное обновление дизайна. Прежде всего, это коснулось оптики. Сдвоенные фары с традиционных круглых сменились более современным «квадратным» исполнением. Передние поворотники сменили прежнее расположение, став продолжениями фарных пар на углах, а сигнальные фонари на кормовой части также изменили свой вид.

Кроме того, дизайнеры ЗиЛа сделали более экспрессивной облицовку радиатора. Зеркала заднего обзора были встроены в новое обрамление. Они крепились не на дверной плоскости, а непосредственно к кузову. Привычные для прежних десятилетий форточки у боковых стекол были ликвидированы.

Бронирование

Особую броневую защиту семейства ЗиЛ-4104 начали применять с 1983 года под модель 41045. Курганский машиностроительный завод, специализирующийся на выпуске боевых машин пехоты, изготовил за несколько лет 20 специальных бронекапсул, на основе которых затем сооружались представительские бронелимузины. Такая версия имела наименование ЗиЛ-4105.

Вес подобных конструкций при этом заметно возрос, составив более 5,5 тонн. Но испытания ЗиЛ-4105 показали, что его броневая защита спокойно отражает бронебойные пули, выстреливаемые из 7,62-миллиметрового автомата и снайперской винтовки Драгунова. Бронекапсула оказалась непробиваемой для гранат, даже когда их взрывали непосредственно у бензобака.

Такая возможность достигалась за счет применения самой качественной из отечественных марок броневой стали, по праву считавшейся лучшей в мире. При этом толщина бронирования была относительно невелика: варьировалась в пределах 4-10 миллиметров.

Боковые стекла салона также отличались надежностью и могли сдержать одиночное попадание бронебойно-зажигательной пули. В конечном итоге степень защиты ЗиЛ-4105 превосходила все имеющиеся тогда иностранные образцы.

За исключением нескольких испытательных образцов, бронированные автомобили на базе ЗиЛ-41045 обозначались как ЗиЛ-41051, а с 1987 года на шасси ЗиЛ-41047 стали выпускать бронелимузины ЗиЛ-41052. При этом у шести экземпляров новых сборок применялись бронекапсулы с машин предыдущего поколения, у которых пробег достиг предельно допустимого значения.

В 1990-е годы три стандартных ЗиЛ-41047 ради эксперимента попытались бронировать по западной технологии с применением кевлара и углепластика. Этот заказ выполняла германская компания Trasco Bremen, оставив одну из машин как испытательный образец на своем полигоне. Два готовых экземпляра пришлось снова доработать ЗиЛу, так как ходовая часть перестала соответствовать увеличенной массе автомобиля. Полученным таким способом двум бронелимузинам дали наименование ЗиЛ-41053.

Читайте также:  Термистор в автомобиле что это

Модификации

В большинстве случаев модифицированные версии ЗиЛ 41047 представляли собой специализированные автомобили кортежа, предназначенные для сопровождения «первых лиц». При этом внешнее сходство машин охраны и спецсвязи с VIP-лимузином служило фактором, дополнительно усиливающим его безопасность.

В отличие от «универсалов», почти все модификации в кузове «седан» были произведены с 1997 по 2000 годы. «Парадный кабриолет» изготавливался на основе «заделов» прежних лет после фактического прекращения сборки машин ЗиЛ-41047 после 2002 года.

Применение машины

Основным заказчиком и эксплуатантом автомобилей выступал Гараж особого назначения (ГОН), обеспечивающий специализированным транспортом высшее руководство Советского Союза, а затем России. Вплоть до нынешнего времени ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны РФ.

Правительственные лимузины задействовались для обеспечения безопасного передвижения высших должностных лиц страны, включая их работу при проведении официальных международных мероприятий. В частности, отечественными представительскими машинами перевозили лидеров большинства зарубежных государств, находящихся с визитами в СССР и России.

Завершающим экземпляром серийных ЗиЛов-41047, построенных заводом, стал президентский лимузин для официальных мероприятий под заказ администрации главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. К 2009 году относится попытка возобновления штучной сборки автомашин. Невостребованный заказчиком экземпляр модификации 410441 («кабриолет») был продан четвёртому президенту Украины Виктору Януковичу для его личного гаража, из которого с 2014 года он перешел как экспонат в украинский «Музей коррупции» в Межигорье.

В советское время наделение кого-либо из представителей высшего партийно-государственного руководства автомашиной семейства ЗиЛ-4104 в качестве служебно-персонального транспортного средства носило чрезвычайно престижный характер, особо подчёркивая принадлежность этого лица к кругу носителей высшей власти. Но после распада СССР, для руководства получившей «независимость» России подобные соображения со временем полностью утратили актуальность. Тем не менее эксплуатацию ЗиЛ-41047 ГОН продолжал вплоть до 2008 года.

Следует отметить важную деталь: пробег каждого из правительственных транспортных средств имел чётко обозначенную границу — 100 тысяч километров. По достижении этого показателя, спидометры машины шли «под списание», сопровождавшееся их полной разукомплектацией. По этой причине авто подобного класса так мало сохранилось к настоящему времени.

Плюсы и минусы

К числу несомненных плюсов «последнего лимузина СССР» относятся:

Вместе с тем специалисты отмечают следующие недостатки:

Автомобиль не только обеспечивал повышенный уровень комфорта своим «главным пассажирам», но и обладал целым рядом существенных удобств для водителя, что вообще-то было редкостью для советского автопрома.

Подводя итог можно констатировать, что автомашины серии ЗиЛ-41047 в качестве правительственных представительских авто оказались для своего времени на весьма достойном мировом уровне.

Источник

ЗиЛ 4104 — последний лимузин Советского Союза

Во времена существования СССР заводом имени Лихачёва производились машины представительского класса. Во времена руководства Сталина это были тяжелые и бронированные лимузины ЗиС, созданные на основе американских машин «Паккард».

В хрущёвские времена появился более лёгкий и современный лимузин ЗиЛ-111, выполненный в популярном тогда «аэростиле». С приходом к власти Брежнева в правительственном автопарке появилось ещё несколько моделей ЗИЛ, отличительной чертой которых стал более строгий «угловатый» дизайн. И вершиной этой линейки стал герой данной статьи –ЗиЛ-4104, в 1978 году пришедший на замену предыдущим моделям.

История создания

В 60-х годах 20-ого века в мировом автомобилестроении наметилась очередная смена моды: так популярный в 50-х плавниковый стиль начал уступать место более угловатым и строгим очертаниям в облике автомобиля. И эти перемены затронули не только американскую и европейскую промышленность, но и конструкторское бюро советского завода ЗиЛ.

Производимый до этого правительственный лимузин ЗиЛ-111 начал морально устаревать, и необходимо было разрабатывать замену. И дело было не только в устаревшей внешности — техническую составляющую также необходимо было улучшать, чтобы обеспечить максимальный комфорт передвижения советских высокопоставленных лиц.

Так или иначе, в начале 1960-х годов в конструкторском бюро ЗиЛа закипела работа над созданием нового лимузина, получившего обозначение ЗиЛ-114.

Дизайн автомобиля претерпел серьёзные изменения по сравнению с предшественниками — формы лимузина стали угловатыми и более чёткими, оформление кузова стало более строгим.

Но прогресс не стоит на месте, и в середине 70-х годов главному правительственному авто снова потребовалась модернизация, хоть и не такая кардинальная.

Новый лимузин ЗиЛ решено было делать на базе 114-ой модели, доработав по большей части внешний вид, и улучшив трансмиссию автомобиля. Работы по нему начались в начале 70-х годов, в 1974-м был готов пластилиновый макет, а в 1978-м новые лимузины уже поступили в производство. Изначально новая модель носила индекс ЗиЛ-115, но в серию пошла под индексом 4104.

Конструкция и технические характеристики ЗиЛ 4104

Новый лимузин ЗиЛ-4104 в первую очередь претерпел изменения во внешности — она хоть и осталась такой же угловатой, как у 114-ого, но облик автомобиля стал иным.

Главное изменение – решётка радиатора, она стала более массивной и вытянутой, подобно американским авто того времени. Спереди изменилось положение световых приборов, стал иным бампер. По бокам авто ЗиЛ-4104 появились хромированные молдинги, были установлены новые зеркала. Задние фонари и бампер также претерпели изменения. В целом автомобиль стал выглядеть эффектнее за счёт большой решетки радиатора и большего количества хромированных элементов, но при этом не утратил своей строгости.

Салон машины ЗиЛ-4104 заслуживает особого внимания, ведь делался он для первых лиц государства. Материалы изготовления интерьера шикарные – велюровый салон с вставками из дерева. Правда, передние сидения поскромнее – из обычной черной кожи. Да и сами места спереди не очень удобны: мало места для ног и руль мешает выходу из машины – водителю приходится откидывать его. Но эта машина делалась не для передних пассажиров, так чего им расслабляться.

Торпедо на ЗиЛ-4104 пластиковое со вставками из натурального дерева. Приборы обычные стрелочные, ничего особого на первый взгляд нет. Водителя и пассажира разделяет широкий тоннель, в котором расположен селектор КПП. Из дополнительного оборудования имелось радио, магнитофон, часы, электростеклоподъёмники и дефлекторы обдува стёкол.

В задней части салона ЗиЛ-4104 материалы изготовления те же, только сидения тут уже велюровые, в тон салону.

Напольный ковёр сделан с необычным узором из пятен желтого цвета – и на это есть причина: изначально он был серого цвета, но вскоре был замёнен, так как часто пачкался хорошей обувью пассажиров – она оставляла на нём желтые пятна.

Пассажирские сидения лимузина ЗиЛ-4104 довольно просторные, с широким подлокотником в центре. Также они регулируются по углу наклона – пассажиры могут ехать в полулежащем положении. Перед задним диваном находятся еще 2 складных сидения, увеличивающие количество мест до 7, но при их раскладывании у задних пассажиров места становится меньше, но обычно в таких машинах не ездили по 7 человек.

В задней части также есть дополнительный пульт управления радиоприёмником – он расположен в подлокотнике правого пассажира и связан с передним приёмником, то есть, если задний пассажир переключает волну или громкость, это происходит и на переднем приёмнике. В подлокотнике левого пассажира лимузина ЗиЛ-4104 расположен телефон. Также тут присутствуют электроприводы стёкол и перегородки, по центру салона также есть часы.

Сердцем лимузина ЗиЛ-4104 стал V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 315 л.с и объёмом 7,7 литров. Двигатель способен развивать 608 Н*м крутящего момента, благодаря которым ЗиЛ имеет хорошую динамику разгона.

Система питания двигателя ЗиЛ-4104 состоит из 4-камерного карбюратора К-259, сделанного на основе американских образцов. Для большей надежности и безопасности в двигатель внедрено много дублирующих узлов — дублирована электрическая цепь системы зажигания, установлены 2 бензонасоса и 2 аккумулятора.

Двигатель ЗиЛ-4104 питается бензином марки АИ-95 — в Советском Союзе он назывался «Экстра» и не поступал в свободную продажу. Расход у двигателя немалый – 20-30 литров на сотню, в зависимости от стиля езды.

На лимузине ЗиЛ-4104 установлена автоматическая трёхступенчатая планетарная коробка передач.

Хоть ступеней у КПП всего три, третья передача настроена на широкий диапазон скоростей, и дискомфорта на высоких скоростях не ощущается.

Читайте также:  Убер перечень марок автомобилей

Кузов ЗиЛ-4104 стоит на мощной сварной раме необычной формы — передняя часть рамы плоская, а задняя часть выгнута и приподнята относительно земли. Передняя подвеска — независимая с поперечными рычагами и телескопическими амортизаторами. Подвеска заднего моста — рессорная.

Тормозная система на ЗиЛ-4104 гидравлическая, с двумя независимыми контурами, каждый из которых связан со всеми колесами. Из-за этой особенности на тормозном диске ЗиЛ-4104 установлено по два суппорта. Сами тормоза установлены дисковые на всех колёсах.

Колёса у лимузина ЗиЛ-4104 со сварными дисками 16-ого радиуса. Шины – 245/75R16 «Гранит» особой конструкции, эти шины выдерживали до семи проколов. Это достигалось за счёт жесткой боковины – будучи разгерметизированной, шина не проминалась и выдерживала вес авто. Также для повышения пулестойкости шины накачивали специальным гелем.

Модификации ЗиЛ 4104

Несмотря на малый тираж данного авто, на его базе было создано довольно много модификаций. Связано это с различными правительственными нуждами, с которыми обычный лимузин ЗиЛ-4104 не справлялся.

ЗиЛ-41041 — укороченная версия лимузина, предназначавшаяся для сопровождения, по сути — наследник 117-ого ЗиЛа.

ЗиЛ-41042. Медицинская модификация в кузове универсал, предназначенная для перевозки важных пассажиров в больницу. Такие модификации уже были на шасси ЗиЛ-114, но обновление базовой модели потребовало и новых медицинских машин. Стоит отметить, что эта модификация использовалась по назначению не так уж и редко, в связи с тем, что средний возраст высших политработников в союзе давно перевалил за 60.

ЗиЛ-41043. Этот автомобиль вёз на себе систему радиотелефонной подвижной связи для переговоров с различными командными объектами и другими службами.

ЗиЛ-41044. Парадная версия автомобиля с кузовом типа фаэтон. Этот ЗИЛ имел укороченную базу, 2 двери вместо четырёх, а вместо сидения была установлена тумба с поручнем. Окрашивались такие лимузины в серый цвет, соответствующий оттенку генеральской шинели.

ЗиЛ-41045. Это, по сути, рестайлинг обычного 4104. Изменения в нём по большей части внешние: изменилась решётка радиатора, вместо круглых передних фар были установлены квадратные, были перенесены боковые молдинги, и ещё несколько мелких изменений. Выпускался обновленный лимузин с 1983 по 1985 год.

ЗиЛ-41046. Ещё один автомобиль спецсвязи. На него устанавливалась улучшенная система связи «Кавказ».

ЗиЛ-41047. Очередное обновление классического ЗиЛа, появившееся в 1985 году. У лимузина снова были изменены фары и решётка, у передних стёкол убрали треугольные форточки, изменилась форма зеркал.

ЗиЛ-41072. Предназначался для правительственной охраны. Изменения коснулись лишь салона: появились поручни для удобного ведения огня, также был оборудован люк в крыше. С 1989 года собрали 8 таких лимузинов ЗиЛ.

Также производились бронированные модификации ЗиЛ. Такие машины строились на базе моделей 4104, 41045 и 41047, и представляли собой бронекапсулу, вокруг которой потом собирался автомобиль. Стёкла такого автомобиля заменялись на более прочные, ставился также новый бензобак, который мог затягивать пулевые пробоины для препятствия возгоранию.

Всего было собрано 14 бронеавтомобилей в различных кузовах.

Также в 90-х годах на заводе ЗиЛ пробовали устанавливать импортную навесную броню, но из-за её тяжести подвеска лимузина быстро выходила из строя, и от этой затеи отказались.

Сравнение с аналогами

Сравним ЗиЛ 4104 с лимузинами-конкурентами, использовавшимися в то время в США и Великобритании. Президент США Рональд Рейган с 1983 передвигался на спецверсии лимузина Cadillac Fleetwood. Королева Великобритании на тот момент передвигалась на лимузине Rolls-Royce Phantom VI, выпущенным специально для неё в 1978 году.

ЗиЛ 4104 Cadillac Fleetwood (1983) Rolls-Royce Phantom VI (1978)
Двигатель V8, 7.7 л., 315 л.с. V8, 350-400л.с. (по разным источникам) V8, 6,2 л., 200-220 л.с. (точных данных нет)
Разгон до 100 км/ч 13 секунд нет данных 13.5 секунды
Коробка передач АКПП трёхступенчатая АКПП четырёхступенчатая АКПП четырёхступенчатая
Длина 6,3 м. 6,2 м. 6,7 м.

Как видно из таблицы, по мощности двигателя ЗиЛ-4104 уступает «Кадиллаку», но значительно обходит «Роллс-Ройс». У всех лимузинов стоят автоматические коробки, но у западных собратьев на одну ступень больше. По габаритам лидирует «Роллс-Ройс», который сильно расширили для комфорта королевы.

ЗиЛ-4104 на службе

За время использования лимузинов ЗиЛ-4104 в Гараже Особого Назначения, этот автомобиль возил многих высокопоставленных лиц, и в первую очередь это были генеральные секретари ЦК КПСС. Первым генсеком, пересевшим на новый ЗИЛ, был Леонид Ильич Брежнев – начиная с 1978 и до конца своего нахождения в должности он передвигался на модели ЗиЛ-4104.

Следующие за Брежневым Ю.В.Андропов и К.У.Черненко ездили уже на обновленной версии лимузина ЗиЛ, носившей индекс 41045. Для пришедшего к власти в 1985 году Михаила Горбачёва выпустили новую модификацию ЗИЛ-41047, на которой он проездил до ухода с поста главы государства.

Первый президент России Борис Ельцин первоначально также пользовался отечественным лимузином, это был бронированный ЗиЛ-41052, но позднее он сменил его на бронированный лимузин Mercedes-Benz Pullman выпущенный по спецзаказу на базе седана поколения W140.

Помимо генсеков, лимузины ЗиЛ-4104 развозили также различных важных чиновников, партработников, министров.

Также на них передвигалась и охрана, сопровождающая важных персон. Также ЗиЛ активно использовались на парадах.

Интересные факты

На появление новой линейки лимузинов ЗиЛ-4104 мог повлиять и новый генсек партии — Леонид Ильич Брежнев, который славился страстью к автомобилям, и к моменту вступления в должность имел большую коллекцию иностранных авто.

Интересный факт про кузовные панели лимузина ЗиЛ-4104 – их изготавливали с применением технологии оплавки свинцом: после сварки на них наплавляли слой свинцового сплава, который затем рихтовался специальным инструментом. В некоторых статьях пишут, что это делалось для защиты от радиоактивного излучения – но это лишь заблуждение, в действительности кузов оплавляли свинцом лишь для придания идеального внешнего вида поверхности и исключения дефектов.

Специально для Л.И.Брежнева салон лимузина ЗиЛ-4104 сделали с красным велюром и золочёными ручками. Для этого кузов авто даже вывозили в Англию, так как в СССР таких технологий не было. Но по большей своей части все салоны ЗиЛов были однотипные – это делалось для упрощения подмены авто на другой по каким-либо причинам. Так пассажиры вообще могли не заметить, что машина другая.

Примечательно, что парадная версия лимузина ЗиЛ-41044 окрашивалась только в серый цвет генеральской шинели. По воспоминаниям рабочих, генерал, принимавший машины, лично прикладывал рукав своей шинели к машине и сравнивал оттенок. Салон в парадном ЗиЛ был выполнен из желто-рыжей кожи — так решил министр обороны Д.Ф. Устинов.

Лимузин ЗиЛ-4104 верно прослужил стране Советов до самого её заката, после чего был незаслуженно забыт – чиновники «нового» мира предпочитали зарубежные “Мерседесы” и “Ролс-Ройсы”, а не отечественные авто.

Но завод какое-то время продолжал выпуск лимузинов серии ЗиЛ-4104 для частных лиц, а в 2010 году уже наполовину пустующему заводу пришёл заказ на новые правительственные кабриолеты для парадов – их собрали из оставшихся кузовов.

В 2013 году производство на заводе имели Лихачёва остановилось окончательно. Сейчас завод практически полностью разрушен, но цех по сборке лимузинов сохранился и стал отдельной фирмой ООО «МСЦ-6 АМО ЗИЛ» — в нём продолжается сборка и ремонт лимузинов из оставшихся запчастей.

Хотелось бы верить, что производство правительственных автомобилей в нём возобновится, но скорее всего лимузины ЗиЛ скоро окончательно уйдут в историю, став ещё одним памятником автомобилестроения безвозвратно ушедшей эпохи.

Видео

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector