Фото пожарных автомобилей ссср

Содержание

Как менялись пожарные автомобили за 150 лет

Пожарные повозки и автомобили от Российской Империи до наших дней

Сегодня, 30 апреля, у пожарных России профессиональный праздник – День работников пожарной охраны. Именно в этот день 371 год назад царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Наказ этот впервые урегулировал обязанности пожарных дозоров и обязывал их нести круглосуточное дежурство в столице Русского государства, а также предписывал контролировать соблюдение правил противопожарной безопасности, строго контролировать и применять меры в отношении нарушителей. Пожары в деревянных городах или городах, где было немало деревянных строений, – дело опасное!

Впрочем, указы по противопожарной безопасности вводились и раньше – и при Иване IV Грозном, и при Великом князе Московском Василии II, который в 1434 году попытался регламентировать порядок обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту.

В XIX веке император Александр I Павлович в первые годы своего царствования, в 1803-1804 годах, создал в обеих столицах, действующей – Санкт-Петербурге и бывшей – Москве, профессиональную военизированную пожарную охрану, в которую в качестве огнеборцев брали рекрутов Внутренней Стражи.

С приходом коммунистов и подписанием декрета «Об организации мер борьбы с огнем» В. И. Лениным в 1918 году начинается качественный и количественный скачок в создании профессионального централизованного государственного аппарата, обеспеченного материально-технической частью: специальными костюмами, сделанными из огнеупорной ткани, пожарными машинами и другими техническими и химическими средствами борьбы (противопожарные насосы, гидранты, специальные пенные составы для тушения возгораний разного типа).

Итак, в преддверии профессионального дня смелых и сильных духом мужчин и женщин давайте посмотрим на развитие технического оснащения.

И интереснее всего было бы посмотреть на изменения, произошедшие именно с технической частью, а именно узнать, как менялись экипажи пожарной охраны с течением времени.

Вступление в типологию пожарного автотранспорта (классификация пожарных автомобилей и расшифровка)

Пожарные автомобили проектируются на основе разнообразных транспортных средств:

машин на колесном и гусеничном ходу (о них мы и поговорим в нашем обзоре);
плавательных и летательных ап­паратах;
поездах

Пожарные автомобили состоят из шасси. Основы транспортного средства (применяются как отечественные, так и зарубежные грузовые и легковые автомобили), пожарной надстройки (также применяются отечественные и зарубежные аналоги).

В надстройки могут входить: пожарные насосы, автолестницы, размещение для пожарного расчета (салон для людей), разнообразные отсеки (рундуки, ящики и т.д.) для инструментов (пожарно-технического вооружения), емкости для огнетушащих веществ и так далее.

Также, для понимания терминологии, в частности аббревиатур специализированной терминологии, предлагаем перед прочтением ознакомиться со следующей табличкой, при помощи которой можно понять о каком именно типе средства пожаротушения идет речь:

Основные пожарные автомобили

Общего применения

АЦ – автоцистерны АНР – насосно-рукавный АПП – первой помощи АВД – с насосом высокого давления

Целевого применения

АА – аэродромные АП – порошкового тушения АПТ – пенного тушения АКТ – комбинированного тушения АГТ – газового тушения ПНС – насосная станция АГВТ– газоводяного тушения

Специальные пожарные автомобили

АЛ – автолестницы АПК – автоподъемники коленчатые АР – рукавные ДУ – дымоудаления ГДЗС – газодымозащитной службы АСА – автомобили аварийно-спасательные АШ – штабные

Источник таблицы (подробнее с определениями можно ознакомиться на сайте «Клуб пожарных и спасателей»): fireman.club

История развития пожарных автомобилей в Российской империи, СССР и России

Пожарные повозки и машины Российской империи

Становление технического обеспечения противопожарной обороны Великой Империи. От конных экипажей огнеборцев до первых автомобилей. Но что оставалось неизменным, так это люди. Они, как никогда в последующем, были настоящими бойцами, рыцарями, готовыми сразиться с одним из самых коварных и опасных врагов, не знающем пощады и жалости, – с огнем!

Конная тяга

Конно-бочечный пожарный ход. Воду из бочки перекачивали при помощи ручных насосов.

Схема пожарной повозки

Насосно-линеечная пожарная повозка. Вариантов спецтелег было много, на этом рисунке мы видим, в том числе, гидранты, пожарный багор, водяной насос и лестницу.

На пожар

Пожарный расчет. Москва, 1900 год.

Конные экипажи пожарной службы Российской империи. Очень скоро конная тяга будет заменена на тягу ДВС

«Даймлер-Лист»

Первый пожарный автомобиль для России «Даймлер-Лист». Сфотографирован в Москве на фоне пожарного депо на Пречистенке. Фотография 1908 года.

Читайте также:  Сушка салона автомобиля в липецке

«Коммер-Кар»

Пожарная машина системы «Коммер-Кар» в Санкт-Петербурге. 1911 год.

Ручной пожарный насос

Двуручный противопожарный насос. Начало прошлого века.

«Леснер»

Пожарный автомобиль «Леснер».

Руссо-Балт Д24-40

Пожарные автомобили СССР

Этот период ознаменовался переходом на качественно и технически новый уровень. К доблести и самоотверженному труду с риском для жизни, у огнеборцев появился еще один бонус, они стали получать актуальную по тем временам технику. Что отличало советский период от современного и предшествовавшего, так это то, что 98-99% техники было отечественного производства. Грузовики были максимально унифицированы и строились на базе гражданских и военных автомобилей, что снижало их стоимость и давало возможность внедрить автомобили в большом количестве во всем СССР.

Пожарный автомобиль Я-3

Пожарный автомобиль производства «Автопромторга». Используется шасси трехтонного грузовика ярославского завода Я-3. Производился с 1925 по 1928 год.

Пожарный автомобиль (база АМО-Ф15)

Пожарный автомобиль на базе АМО-Ф15. Первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное Московское Общество).

Последующее развитие автомобилестроения под нужды брандмейстеров. ПМГ-1 – пожарный автомобиль. Выпускался с 1932 по 40-е годы.

«Пожарка» на базе ЯГ-6

Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х – середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.

Источник

На чем тушили пожары в Советском Союзе (фото)

Автонасос — линейка АМО Ф-15 — 1930 год

Первая полностью советская пожарная машина появилась в июле 1926 года, когда ленинградский завод «Промет» собрал автонасос на шасси АМО Ф-15. В оснащение машины включили коловратный насос производительностью 600 л/мин с приводом от двигателя, трехколенную лестницу, лестницу-штурмовку, напорные рукава, шанцевый инструмент. Получилась универсальная пожарная линейка — и довольно удачная. Со временем производство наладили в Москве на Миусском заводе противопожарного оборудования, где и сделали представленный на выставке экземпляр. До 1947 года АМО Ф-15 трудился на Московской тонкосуконной фабрике имени Петра Алексеева, после чего машине повезло попасть в коллекцию Политехнического музея. Увы, за это время реставрацию автомобиля так и не закончили. До 1929 года было выпущено свыше трех сотен АМО Ф-15 «Промет», сохранились только две машины. Одну из них задействовали в экранизации «Мастера и Маргариты» Булгакова.

ПМГ-1 — 1932 год

«Пожарная машина ГАЗ модель № 1» — легкая модель для тушения возгораний в районах малой застройки: бараках или сельских домах. Автомобиль оборудовали устройством для подключения к городскому водопроводу, насосом, лестницами, рукавами. В кабине ехали водитель и командир расчета. Остальная команда из шести человек ютилась на открытых лавках, пристегивая себя к поручням, чтобы не свалиться от тряски. Сидевший с правой стороны у кабины боец бил в колокол — со времен конных телег и бочек привычный сигнал пожарных. Кстати, такой эпизод показан в комедии Григория Александрова «Волга-Волга», где ПМГ-1 на пару с ПМЗ-1 спешит на вызов. Засветилась «единичка» и в фильме «Летят журавли». Собирали ПМГ-1 на столичном Миусском заводе, причем шасси пригоняли своим ходом с автосборочного предприятия КИМ (позднее — АЗЛК), которое тогда было филиалом ГАЗа.

Автоцистерна ПМЗ-2 — 1936 год

Автоцистерна ЯГ-6 — 1940 год

Уникальный экспонат, ценность которого не способна уменьшить даже корявая реплика оригинальной деревянной кабины. Ее после Великой Отечественной войны заменили на более комфортабельную металлическую от трофейного грузовика, а реставраторы пытались вернуть все назад. Вообще за долгую службу выносливый ЯГ-6 не раз менял облик. Построенная мастерскими Московской пожарной охраны машина со временем оказалась в одном из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, где трудилась минимум до 70-х годов! Разумеется, на каждом месте службы машину пытались «модернизировать». Неизменным оставался только нетипично вместительный бак для воды на 4 000 литров, ради которого пришлось пожертвовать частью мест пожарного расчета. Солидный запас был необходим для выездов на окраины, куда водопровод еще не провели.

Лестница «Метц» на шасси ЗИС-6 — 1947 год

Интересный факт — до Второй мировой войны автолестницы для советской пожарной охраны закупали в Германии. Немецкое спецоборудование зарекомендовало себя отлично, а вот шасси быстро рассыпались на наших ухабах. Вскоре, по понятным причинам, стало совсем не до импорта. Рационализаторы предложили выход — переставлять еще годные к использованию лестницы на отечественные грузовики, что оказалось особенно разумно в годы послевоенной разрухи. Так и появился этот автомобиль: техническая служба столичной пожарной охраны переставила лестницу Metz DL-26 на усиленную и удлиненную базу ЗИС-6. Трехосный грузовик уже сам по себе коллекционная редкость, а в пожарном исполнении вообще уникален.

Автоцистерна ПМЗ-11 — 1952 год

Трехтонка ЗИС-5, она же «Захар Иваныч», была отлично знакома поколению водителей-фронтовиков. Логично, что пожарная машина на этом шасси успешно прижилась во всех без исключения республиках СССР. Топкинский и Варгашинский заводы в общей сложности собрали около 3 000 таких автоцистерн на 1 420 литров воды и 80 литров пены с системой обогрева жидкого «груза» выхлопными газами. До наших дней сохранились единичные экземпляры ПМЗ-11, часть из которых превращена в навечно застывшие на постаментах памятники.

Автоцистерна ПМЗ-9М — 1953 год

Автоцистерну на шасси ЗИС-150 начали собирать на Прилукском заводе противопожарного оборудования в 1953-м — в год смерти Сталина. Но спецмашина оказалась не настолько живучей, как «Отец народов». Выпуск ПМЗ-9М завершился уже через пару лет из-за выявленных недостатков конструкции. К тому моменту по пожарным гарнизонам крупных городов и промышленных предприятий разошлось 1 440 автоцистерн. Основные особенности ПМЗ-9М снаружи не видны: это, к примеру, расположенный внутри водяной цистерны (1 680 литров) бак пенообразователя на 120 литров или выступающий внутрь кабины расчета водяной резервуар.

Автонасос ПМЗ-18 — 1955 год

До начала эпохи грузовика ЗИЛ-130 и спецмашин на его базе ПМЗ-18 оставался самым распространенным автонасосом в Советском Союзе. По иронии судьбы, до наших дней дошел только этот единственный экземпляр, обнаруженный в одном из колхозов Московской области. В свое время автомобиль доработали для действий в сельской местности, установив дополнительную водяную цистерну на 1 000 литров. Хотя ПМЗ-18 и без того имел рекордный бак «первой помощи» на 465 литров, плюс вез на себе 49 (!) пожарных насосных рукавов.

Читайте также:  Hyundai восток авто бухарестская отзывы

Автоцистерна ПМГ-36 — 1957 год

ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А — переходный этап от родоначальника советских автоцистерн с полностью закрытым кузовом на базе 51-го «газона» к модели АЦ — 20 (51А) 36 родом из 60-х годов. Машина Грабовского завода противопожарного оборудования везла на себе 1 100 литров воды, 50 литров пены. Подачу в рукава обеспечивал насос производительностью 20 л/мин. Водители ценили машину за неприхотливость и высокую надежность.

International Harvester B120 — 1960 год

Отличный пример живучести пожарных автомобилей. Шведская машина на полноприводном американском шасси получила специальное оборудование Henrikssons Brandredskap, водяную цистерну на 750 литров и насос переднего расположения (на заокеанский манер) в 1960 году. А в 1995-м (!) еще бодрый International Harvester B120 поступил на службу в пожарную часть карельского города Костомукша. Списали «варяга» только в 2005-м.

Автоцистерна АЦП-20 (63) 19М — 1963 год

Автомобиль-памятник. За пять лет производства (с 1963 года) Варгашинский завод противопожарного оборудования сделал 5 710 таких автоцистерн, многие из которых сохранились до наших дней, а часть отправилась на вечный прикол украшать монументы огнеборцам. АЦП-20 (63) 19М строили на газовском полноприводном шасси повышенной проходимости, поэтому служили они обычно в сельской местности. Автоцистерна везла на себе пять пожарных, 950 литров воды и 105 литров пены.

Автолестница АЛГ-17 (51А) модель ЛЧ — 1963 год

Огромный размах типового жилищного строительства в СССР привел в появлению таких вот 17-метровых автолестниц — они стали необходимы пожарным для эффективной работы по тушению горящих пятиэтажек. При этом АЛГ-17 (51А) модели ЛЧ с гидроприводом лестницы получилась довольно редкой — с 1963 по 1967 год сделали всего 187 экземпляров. Зато машине уже по завершении выпуска посчастливилось стать звездой кино — в 1973 году со специально доработанной АЛГ-17 (51А) ЛЧ (механизм перенастроили для выдвижения колен лестницы в движении) герой актера Андрея Миронова перелез на крышу «Жигулей» в эпизоде погони фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».

Автоцистерна АЦ-40 (131) 137 — 1969 год

Считается одной из самых удачных и надежных советских автоцистерн. В 1969-1983 годах Прилукский завод противопожарного оборудования собрал свыше 9 800 штук АЦ-40 (131) 137, часть из которых несла службу и в начале XXI века. Благодаря полноприводному шасси ЗИЛ-131 автоцистерна могла даже по бездорожью доставить к месту возгорания семь огнеборцев, 2 400 литров воды и 150 литров пены.

Автолестница АЛ-30 (131) — 1970 год

Эта машина считается специалистами символом советской пожарной охраны. С 1970 под 1983 годы Торжокский машиностроительный завод выпустил 1 700 автолестниц АЛ-30. Они поставлялись во все уголки СССР, уходили на экспорт в соцстраны и существовали даже в тропическом исполнении. Конструкция оказалась настолько удачной, что в модернизированном виде такие автолестницы собирали аж до 90-х годов.

Автомобиль воздушно-пенного тушения АВ-40 (375) Ц50А — 1974 год

Тяжелые пожарные автомобили на полноприводном шасси Урал-375 обычно дежурили на нефтехранилищах и нефтезаводах с задачей оперативно ликвидировать крупные сложные возгорания. В цистерне помещалось до 4 000 литров пены (могла заменяться обычной водой), а в баке — еще 180. Этого хватало, чтобы при питании от внешнего водопровода накрыть пожар тысячей «кубов» химической смеси. Выпускал АВ-40 (375) Ц50А завод в Торжке.

Мотоцикл «Днепр» МТ-10-36 — 1976 год

Киевского мотоциклетного завода уже не существует, но огнеборцы пока хранят о нем память. Потому что в свое время пожарные «Днепры» были чуть ли не главным средством борьбы с пожарами в отдаленных селах нашей огромной страны. В боковой коляске нет пассажирского места — «люльку» заменили на водяной насос с автономным мотором, пожарным рукавом и брандспойтом. Так что трехколеска имела на борту необходимый набор для тушения небольшого возгорания.

Автоцистерна АЦ-40 (130) 63Б — 1993 год

Еще одна классика «пожарного» жанра. Признайтесь, хоть раз вы такую машину встречали на улицах, а кто-то помнит ее по фильму «Ворошиловский стрелок». АЦ-40 (130) 63Б поступали в гарнизоны с 1978 года, немало автоцистерн дожило до наших дней. Секрет успеха — в прочном неприхотливом шасси ЗИЛ-130 и надежной спецначинке. К примеру, механический привод насоса и других вспомогательных агрегатов показал себя очень живучим. Другой козырь — высокая автономность: водяная цистерна вмещала 2 350 литров, а бак для пены — 165.

Насосно-рукавный автомобиль АНР-40 (130) 27Б — 1993 год

В середине 60-х столичная пожарная охрана начала серьезное обновление автопарка, в чем огромную роль сыграл Прилукский завод. Именно там наладили изготовление автонасосов нового поколения — с полностью закрытой теплой кабиной для боевого расчета, центральным расположением насоса (и дистанционным управлением с водительского места), удобным размещением трех десятков магистральных рукавов. Систему несколько раз модернизировали, но общая компоновка оставалась почти без изменений — вот почему эти машины так запомнились людям. Все же 40 лет службы — не шутки. АНР-40 (130) 27Б на шасси ЗИЛ-130 — последний вариант, запущенный в производство в 1986 году и выезжавший на пожары вплоть до начала 2000-х.

А как у них? Зарубежные «пожарки»

Поздравить советских коллег с юбилеем прибыли пожарные машины из Америки — красивые, нарядные, изящные. Специалисты говорят, что какие-то из этих моделей в 20-е годы могли работать и в СССР — тогда жуткий дефицит автомобильной техники заставлял донашивать чудом выжившие после Гражданской войны модели и закупать образцы за рубежом. Вот только суровые российские условия для нежных иностранных машин оказались губительными. Поэтому представленные на выставке модели закупались собирателями автостарины за границей уже в наше время, а потом восстанавливались силами российских реставраторов.

Источник

История советских и российских пожарных автомобилей

Москва. Лето 1907 года. По Мясницкой в сторону Лубянки на «бешеной» скорости — 20 верст в час — мчится автомобиль с лестницей вместо крыши и пожарными в бронзовых касках. Рядом с шофером гордо восседает усатый брандмейстер: он не переставая бьет в начищенную до блеска корабельную рынду. Примерно так выглядел первый выезд «безлошадного» экипажа на пожар в Москве.

Читайте также:  Usb player в авто

Пожарный автомобиль Леснер

В 1904 году на санкт-петербургской фабрике Петра Фрезе был построен первый российский пожарный автомобиль, оснащенный девятисильным одноцилиндровым двигателем французской фирмы «Де Дион». В автомобиле было десять мест для пожарного расчета, две деревянные лестницы, 170 метров рукавов и стендер — колонка для установки на водопроводный кран. 10 июня машина была приобретена Александро-Невской пожарной частью и в тот же день задействована на тушении пожара. Как и следовало ожидать, автомобиль с боевым расчетом прибыл к месту пожара на четверть часа раньше конных экипажей. Так началась эра «красных железных коней»: автомобиль заступил на службу в пожарную охрану.

Пионеры российской автомобильной промышленности — фирмы «Фрезе и К0». «Леснер», «Пузырев» — активно искали новых клиентов и предлагали пожарной охране специально оборудованные автомобили собственного производства.

Даже крупнейший в стране Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), освоивший выпуск пожарных автомобилей незадолго до Первой мировой войны, не в состоянии был кардинально изменить ситуацию. История самой первой пожарной линейки РБВЗ во многом показательна. Автомобиль «Русско-Балтийский тип Д24-40» был представлен на выставке машин в Санкт-Петербурге в мае 1913 года. Из столицы он отправился обратно на свою «малую родину» — в Ригу, в распоряжение Петровского добровольного пожарного общества. С началом Первой мировой войны автомобили были мобилизованы, и первую «пожарку» переоборудовали в мобильный медпункт. С красным крестом на борту она была отправлена на передовую, до которой от Риги было рукой подать. На фронте ее следы теряются. Забегая вперед, отметим, что спустя 65 лет команда следопытов-энтузиастов восстановила из оригинальных деталей той эпохи алый пожарный автомобиль Д24-40: он получил прописку в Рижском музее автомобилей.

Стильные кварцевые мужские часы EUTOUR Quartz WristWatches. Стальной корпус, стальной ремешок. Бесплатная доставка.
Цена: 2800 руб.
КУПИТЬ НА ALIEXPRESS.COM

Две революции и гражданская война не добавили стране новых транспортных средств. В 1918 году по инициативе Московского Совета рабочих и солдатских депутатов началось восстановление и переоборудование старых списанных грузовиков под пожарные машины, нехватка которых в городе ощущалась крайне остро. После переноса столицы из Петрограда в Москву тем более надо было «держать марку», поэтому московских пожарных пытались вооружить всеми доступными способами. В результате к 1922 году на службе в городской пожарной дружине состояло около тридцати автомобилей — и это на два миллиона населения! Значение каждого пожарного расчета трудно было переоценить: пожарные даже удостоились чести проводить собственные парады на Красной площади.

Пожарная линейка производства «Автопромторга» на шасси грузовика ярославского завода Я-3

В 1925 году был создан завод «Автопромторг», специализирующийся на производстве автомобилей для нужд города. Завод, располагавшийся на Миусской площади, выпускал линейки, автонасосы, механические выдвижные лестницы. Вскоре автопарк столицы пополнили еще семьдесят красных автомобилей от «Автопромторга». Они полностью вытеснили с московских улиц «старорежимные» конные расчеты.

В 1928 году на вооружение пожарных поступила первая советская модель АМО-Ф-15, выпускавшаяся в Москве. Машины были оборудованы коловратными насосами, способными ежесекундно подавать в рукава до 20 литров воды. Через три года на смену «пятнашке» пришла более совершенная машина с центробежным насосом — АМО-4. Вскоре и ее сменили новые мощные ЗИС-11 — автомобили на длиннобазном шасси легендарной «трехтонки» ЗИС-5.

Пожарная линейка ПМГ-1 на шасси ГАЗ АА

Специализированные пожарные автомобили назывались незатейливо — ПМЗ и ПМГ, что расшифровывалось как «пожарная машина ЗИС» и «пожарная машина ГАЗ». В зависимости от установленного на автомобиле оборудования ему присваивался порядковый индекс. Так, ПМЗ-1 и ПМГ-1 представляли собой линейки, ПМЗ-2 и ПМЗ-З — автонасосы с цистернами. Автопарк противопожарной службы прирастал машинами газодымозащи-ты, прожекторными установками, автомобилями связи и углекислотного тушения. Сталинский генплан развития Москвы предполагал строительство высотных зданий, обслуживать которые в экстренных случаях должны были мощные и быстроходные автомобили. С началом Великой Отечественной войны именно ПМЗ и ПМГ встали на защиту советских городов.

Пожарный автомобиль на шасси ГАЗ-63

После войны стала очевидной необходимость разграничить «зоны ответственности» автомобилей ПМЗ и ПМГ, которые значительно отличались друг от друга весом и грузоподъемностью. ПМЗ нашли применение в крупных городах, где и лестницы должны быть выше, и напор сильнее, а более простые ПМГ — в небольших населенных пунктах и сельской местности. Своя специфика была у пожарных машин, созданных для армии, авиации, нефтедобычи. Появились и спецмашины повышенной проходимости на шасси ГАЗ-бЗ, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, аэродромные «пожарники» на шасси многотонных МАЗов, «Уралов» и КамАЗов, машины для ликвидации объемных пожаров на месторождениях нефти и газа на базе танков.

Пожарный автомобиль на шасси ЗИЛ-130

И все же самыми известными и массовыми стали многочисленные варианты пожарных автомобилей на базе ЗИЛ-130, которые бессменно несут свою вахту вот уже скоро полвека. Их основными производителями были Прилукский и Торжокский заводы противопожарного оборудования.

Модельный ряд пожарных автомобилей, производившихся в Советском Союзе, был столь разнообразным, что в нем нашлось место даже агитационным автобусам на шасси КАвЗ-651, предназначенным для проведения разъяснительной работы среди населения: считалось, что это повышает эффективность действий противопожарной службы в масштабе всей страны. В «корме» такого автобуса размещался раскладной киноэкран с боковыми шорами, позволявшими крутить фильмы на улице даже в светлое время суток. Выпускались и специальные штабные автомобили и автобусы, машины связи и оповещения.

Автолестница АЛ. Предназначена для подъема на высоту личного состава и огнетушащих средств, эвакуации людей, перемещения грузов по принципу подъемного крана (при сдвинутых коленах). Имеет в основном гидравлический или электрогидравлический привод.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector