Функции мастера приемщика автомобилей

Автомобили

Должностная инструкция мастера-приемщика автосервиса

Должностная инструкция мастера-приёмщика автосервиса входит в стандартный комплект трудовой документации. В ней перечислены функции сотрудника, требования к его квалификации и иные должностные характеристики.

Образец должностной инструкции мастера-приемщика автосервиса

1. Общий раздел

2. Функции

Мастер-приёмщик автосервиса выполняет следующие обязанности:

3. Ответственность

Мастер-приёмщик автосервиса привлекается к ответственности в следующих случаях:

4. Права

Должностные права мастера-приёмщика автосервиса:

Нормы составления должностной инструкции

Стандартный формат должностной инструкции предусматривает следующую структуру:

При составлении должностных инструкций для ответственных специалистов и топ-менеджеров к этому списку могут быть добавлены:

Работодатели вправе включать и иные разделы, поскольку официальные документы по составлению должностных инструкций пока отсутствуют.

Внимание! Должностная инструкция является официальным внутренним документом, что требует соблюдения при её составлении стандартов делопроизводства: наличия и расшифровки подписей ответственных лиц, даты составления и пр.

Общий раздел

Вводная часть инструкции отведена под перечисление общих характеристик профессии. Например, здесь затрагиваются следующие вопросы:

Внимание! При написании должностной инструкции для мастера-приёмщика автосервиса можно ориентироваться на положения профстандарта 31.004 для специалиста по мехатронным системам автомобиля.

Функции

В этой части описывают должностные обязанности сотрудника. Они состоят из трёх частей:

Все эти обязанности должны соотноситься с разделом трудового договора, устанавливающим нагрузку специалиста, и не выходить за его рамки.

Ответственность

Если служащий допускает на работе какое-то правонарушение, то его наказание определяется в ходе соответствующих нормативных процедур, в том числе и в ходе судебных разбирательств. Степень наказания при этом может быть самой разной, поскольку на неё воздействуют конкретные обстоятельства, учёт и характеристика которых выходит за рамки должностной инструкции. Поэтому этот раздел имеет небольшой объём и составляется в общих выражениях.

Права

Статья 21 Трудового кодекса гарантирует набор прав для любого сотрудника. Но на практике большинство работодателей пополняет этот базовый список и дополнительными полномочиями, значимость которых зависит от ответственности должности, правил компании и прочих факторов. Также в этом разделе могут быть описаны и льготы, предоставленные сотруднику: получение образования за счёт нанимателя, компенсация расходов на связь/транспорт и т.д.

Принятие должностной инструкции включает следующие этапы:

Окончательную актуальность инструкции удостоверяет подпись руководителя компании. Сам сотрудник подписывает документ при своём трудоустройстве.

Внимание! Инструкция может создаваться как в индивидуальной форме, под конкретного специалиста, так и в типовой, предназначенной для массового набора сотрудников. Порядок составления и утверждения типовой инструкции описывается в специальном регламенте.

Источник

Должностная инструкция мастера-приемщика автосервиса

Одним из ключевых работников на автосервисе являются приемщики. Именно они принимают новые автомобили, общаются с клиентом, определяют примерный уровень работ и называют предварительную стоимость ремонта. В этой статье мы разберем, что входит в обязанности мастера-приемщика, чем он занимается на рабочем месте, кто может стать этим специалистом и сколько, в среднем, получают хорошие приемщики.

Введение

Приемщик является настоящим лицом компании, поскольку именно он общается с клиентурой. Он встречает клиентов, которые приехали на ремонт, обсуждает с ними нюансы, принимает заказы и распределяет работу по специалистам, производит предварительный и окончательный расчет стоимости услуг. Обычно на эту работу берут людей, которые, во-первых, хорошо разбираются в ремонте автомобилей, во-вторых, умеют общаться с людьми. Для подобного специалиста необходима хорошая дикция, опрятный внешний вид, стрессоустойчивость и доброжелательность. Посетители должны понимать, что отдали свое имущество в достойное место и что они гарантировано получат его назад в полностью отремонтированном и восстановленном виде.

Внимание: если клиенту не понравится приемщик, то он вряд ли обратится в мастерскую еще раз. Поэтому старайтесь подбирать людей, которые действительно умеют работать с клиентами и оставлять хорошее впечатление.

Конечно же, лояльность клиента к мастерской определяется не только приятностью приемщика и его дружелюбием. Очень важно качество ремонта, уровень цен и общего сервиса, но именно с мастера начинает складываться общее впечатление. И если оно будет испорчено с самого начала, то исправить его в дальнейшем будет достаточно сложно. Также приемщик работает и с существующими клиентами: он выстраивает с ними дружеские отношения, переводит в категорию постоянных, помогает решать проблемы с машиной, отвечает на вопросы по телефону и пр. Одним словом, это ключевое лицо на любом современном автосервисе.

Нюансы профессии

Прежде чем рассматривать должностную инструкцию мастера-приемщика автосервиса, давайте разберем нюансы профессии. Найм сотрудника осуществляет непосредственно руководитель автосервиса, поскольку, по сути, он является его заместителем. В случае болезни или отпуска специалиста заменяет кто-то из мастеров. Необходимо четко прописать, кто именно может заменять сотрудника и в каких случаях, а также как передается ответственность и права, как передается документация и касса.

Внимание: приемщик является материально ответственным лицом, поскольку работает с деньгами и кассой. Поэтому с ним нужно заключать соответствующий договор на полную или частичную материальную ответственность.

Соответственно, при устройстве на работу он подписывает трудовой договор, должностную инструкцию и договор на материальную ответственность. Подчиняется сотрудник главе отдела сервисного обслуживания, при этом он может частично руководить персоналом, распределяя обязанности и требуя соблюдения сроков от слесарей. В большинстве современных мастерских, особенно в фирменных/дилерских, от сотрудника, заступающего на эту должность, требуют наличия высшего образования (связанного с автомобилями, к примеру, инженер-техник), а также опыта работы в автомобильных мастерских сроком от 1 года.

Какие знания необходимы соискателю

Выше мы писали о том, что соискателю необходим опыт работы в автосервисе, чтобы он мог выполнять свои обязательства. Рассмотрим, какие именно знания необходимы сотруднику и как их получить. Поскольку он является связующим звеном между клиентом и руководителем, то должен понимать, куда, вообще, стремится компания и какие у нее перспективы и вектора развития. Поэтому непосредственный руководитель должен ознакомить сотрудника со своим видением ситуации, бизнес-планом, фирменными стандартами и прочим. Также рабочего надо познакомить с распорядком дня, маркетинговым планом, организационной структурой и общих правилах, действующих на предприятии.

Чем больше сотрудник знает и понимает действующие в предприятии стандарты, тем точнее он будет их придерживаться. К тому же он может принести что-то новое, что выведет в общении с клиентами и при изучении их предпочтений, поэтому хороший руководитель должен всегда слушать своего приемщика. Также соискатель должен уметь хорошо работать на компьютере, знать стандартные офисные и бухгалтерские программы. Обычно это классический Ворд, Эксель и 1С или нечто подобное: большинство действий сегодня проводится не на бумаге, а в компьютере. Ну и, конечно, он должен разбираться в автомобилях.

Техническое образование и опыт работы в мастерской необходимы для того, чтобы специалист смог быстро определить неисправность (хотя бы в общих чертах). Нужно быстро определить категорию и сложность поломки, рассчитать, сколько времени понадобится для ее устранения, какие запчасти нужно будет приобрести, в какую сумму обойдется ремонт плюс запчасти. Соответственно, специалист должен уметь выписывать чеки, продавать товары и убеждать клиентов в том, что именно этот ремонт им необходим.

Как оценивается эффективность

В большинстве современных СТО действуют нормативы, по которым подсчитывается эффективность каждого сотрудника. Соответственно, определяется эффективность и для приемщиков. В каждом предприятии действуют разные правила, но в целом оценка эффективности производится по следующим параметрам:

Что входит в обязанности

Рассмотрим, что входит в обязанности данного сотрудника. Итак, он принимает звонки от постоянных клиентов, встречает их в мастерской, выслушивает жалобы, проводит краткую диагностику с целью определить, к какому именно специалисту направлять транспортное средство. Далее он называет примерные сроки решения проблемы и стоимость услуг/материалов.

Если клиент соглашается с выдвинутыми ему условиями, то автомобиль передается на детальную диагностику. Его изучают при помощи компьютера или на стенде мастера, после чего они сообщают, что конкретно нужно сделать. Приемщик подсчитывает стоимость запчастей и работы, а также сообщает клиенту, есть ли запчасти в наличии или их нужно приобрести отдельно. Соответственно, при приемке автомобиля сотрудник выписывает наряд и предоставляет клиенту необходимые документы. Он вносит данные в программу или журнал регистрации заявок, перегоняет автомобиль в нужные боксы, передает ее мастерам, контролирует качество ремонта и сроки их выполнения. Именно он отвечает за то, что автомобиль будет починен в указанные сроки и так, чтобы у клиентов не возникало претензий.

Что делает в мастерской

Выше мы уже рассмотрели основные обязанности мастера-приемщика автосервиса, далее рассмотрим, чем ему приходится заниматься в реальной мастерской. Помимо общения с клиентом, он контролирует работу слесарей, механиков и других рядовых рабочих, кроме руководства. Он имеет право требовать от сотрудников соблюдение трудовой дисциплины и распорядка дня, контролировать процесс ремонта, подгонять их, если они опаздывают или ленятся.

Внимание: сотрудник должен уметь управлять людьми, но при этом соблюдать дружескую атмосферу в коллективе. Недопустимо, чтобы рядовой персонал начал плохо относиться к менеджеру, поскольку это тут же приведет к внутренним конфликтам и саботажу.

Исходя из этого, сотрудник должен не только заставлять людей работать, но и поощрять их, проявлять взаимовыручку и взаимопомощь, помогая им и решая проблемы коллектива. Он становится связующим звеном между простыми слесарями и руководством, добиваясь от последнего выполнения просьб и предложения сотрудников. Также в обязанности приемщика входит контроль за сохранностью машин. Нередко недобросовестные мастера используют клиентские автомобили для поездок по своим делам. Допускать этого нельзя, поскольку если человек заметит, что на его машине ездили чужие люди, то будет серьезный скандал и даже возможны иски в суд.

Если у СТО имеется свой склад запчастей, то работник может контролировать наличие на нем деталей и производить заказы у дилеров. Одним словом, это специалист широкого профиля, который хоть и не ремонтирует автомобили самостоятельно, но хорошо разбирается в этом процессе и умеет организовывать работу других людей.

Какими правами обладает

Как и любого наемного работника, у приемщика имеются определенные права. Рассмотрим их более тщательно. Во-первых, он имеет право на соблюдение режима работы, заслуженные выходные и отпуск. Обычно он работает полный рабочий день с двумя выходными, но выходной может быть и одним. В этом случае зарплата должна быть выше, поскольку он перерабатывает стандартную 40-часовую неделю. Также работник имеет право ознакамливаться с необходимыми ему документами: бизнес-планом или стратегией развития, маркетинговым планом, решениями начальства и прочими документами. Соответственно, он может выдвигать руководству идеи и советы по тому, как улучшить производственный процесс и повысить эффективность работы СТО.

Читайте также:  Форма путевого листа грузового автомобиля на неделю

Если работник работает с кассой, то он может заключать сделки, принимать оплату и выдавать сдачу, вести книгу учета и пр. Соответственно, ему необходимо пройти соответствующее обучение, чтобы разбираться в особенностях работы контрольно-кассового аппарата и кассовой дисциплины. Он может работать с клиентами и решать возникающие перед ними проблемы. Параллельно с правами на сотрудника возлагаются и обязанности.

Он может быть привлечен к ответственности, если не оформит документы должным образом или не выдаст клиенту чек на оказанные услуги, если предоставит клиентам неверную или заведомо ложную информацию. Работник может быть наказан в том случае, если не выполняет распоряжения руководства или совершает какие-то действия, нарушающие закон. В целом все необходимые пункты про обязанности, права и ответственность нужно внести в должностную инструкцию, чтобы у сотрудников не возникало недопонимания с руководством. Если вы не умеете самостоятельно составлять инструкции, то обратитесь к опытному юристу или кадровику: за небольшое вознаграждение он поможет вам, создав документ, полностью отвечающий требованиям законодательства.

Источник

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УТВЕРЖДАЮ

(подпись) (фамилия, инициалы)

1.1.Встречать клиентов автосервиса, организовывать прием заказов у клиентов, рассчитывать стоимость заказанных услуг автосервиса.

1.2.Работать для того, чтобы после приобретения у нас автомобиля, покупатель с удовольствием пользовался услугами нашего автосервиса, и с благодарностью вспоминал наш автоцентр во время движения.

1.3.Своей деятельностью способствовать выполнению миссии Автоцентра, его краткосрочных и долгосрочных планов.

2. Требования к работнику

2.1.На должность мастера-приёмщика назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (инженерно-техническое) образование и стаж работы по специальности в области обслуживания автомобилей не менее 1 года.

2.2.Мастер приёмщик должен знать:

— миссию, фирменные стандарты, бизнес-плана автоцентра;

— организационную структуру автоцентра, Положение об объединенной административной системе;

— правила и стандарты, установленные в компании на процесс взаимодействия с клиентами и партнерами;

— ПК в объеме продвинутого пользователя: Microsoft Word, Excel, уметь работать с файловой системой (копировать с/на дискету, создавать директории, перемещать, копировать, удалять файлы и т. п.), уметь настраивать собственную рабочую среду;

— устройства автомобилей, принцип работы узлов и агрегатов; назначение, конструктивные особенности, технико-эксплуатационные данные легковых автомобилей;

— дефектовку и категории ремонта; расценки на основные и дополнительные услуги;

— порядок подготовки претензий к потребителям и ответов на поступающие претензии;

— должен владеть современными техниками успешных продаж.

2.3.Генеральный директор автоцентра заключает трудовой контракт с мастером-приёмщиком на срок не менее 1 (одного) года. При заключении трудового контракта генеральный директор вправе устанавливать дополнительные требования к кандидатуре на должность мастера-приёмщика

3.1.Мастер-приёмщик относится к категории специалистов.

3.2.Назначение на должность и освобождение от неё производится генеральным директором автоцентра. На время отсутствия (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

3.3.Мастер-приёмщик является материально ответственным лицом, и подписывает об этом соответствующий договор с генеральным директором.

3.4.Мастер-приёмщик подчиняется начальнику отдела сервисного обслуживания.

3.5.Эффективность его работы оценивается по следующим показателям:

— выполнение в полном объеме предусмотренных должностной инструкцией обязанностей;

— выполнение бизнес-плана автоцентра по предоставлению услуг автосервиса;

— своевременное предоставление достоверной информации по предоставлению услуг автосервиса начальнику отдела сервисного обслуживания;

— способность к восприятию новых знаний и применению новых методов эффективного обслуживания клиентов; постоянное повышение своей квалификации в сфере предоставления услуг автосервиса;

— высокий уровень служебной дисциплины;

— доброжелательное, творческое отношение ко всем рабочим процессам, умение предотвращать конфликты.

4. Должностные обязанности

4.1.Встречает клиентов отдела сервисного обслуживания, производит предварительную диагностику поломок автомобиля со слов клиента. Делает предварительную оценку работ и знакомит клиента с предполагаемой стоимостью работ. После осмотра автомобиля делает более точные расчеты и определяет клиенту стоимость работ.

4.2.После согласования со сменным мастером определяет сроки выполнения работ, сообщает о предполагаемых сроках работ клиенту и уточняет стоимость работ для клиента.

4.3.Лично получает автомобили от клиентов с дальнейшей их постановкой на пост обслуживания, передаёт а/м сменному мастеру.

4.4.Оформляет заказ-наряд по заявке клиента.

4.5.Ведёт журнал регистрации оформления заказ-нарядов.

4.6.Ведёт контроль за распределением а/м на ремонт и обслуживания по участкам.

4.7.Осуществляет контроль за соблюдением полного перечня выполненных работ по автомобилю.

4.8.Во всех случаях взаимоотношений с клиентами действует технологично, соблюдая установленные стандарты на взаимоотношения между работниками автоцентра и клиентами.

4.9.Предотвращает появление конфликтных вопросов с клиентами автоцентра, стараясь во всех случаях удовлетворить требования клиентов и сохранить у них доброжелательное отношение к автоцентру.

4.10.Контролирует качество и объем выполненных работ и оказанных услуг.

4.11.При неисправностях, влияющих на безопасность эксплуатации автомобиля, доводит данную информацию до клиента.

4.12.Следит за соблюдением работниками производственной и трудовой дисциплины, строгое выполнение ими правил и норм по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии.

4.13.Способствует созданию в коллективе обстановки взаимной помощи и взыскательности, развитию у рабочих чувства ответственности и заинтересованности в своевременном и качественном выполнении работы. Проводит воспитательную работу в коллективе.

4.14.Ведет ежедневный учет отремонтированных автомобилей и оказанных услуг.

4.15.Контролирует правильность оформления наряд заказов.

4.16.Обеспечивает надлежащую сохранность автомобилей, принятых на обслуживание.

4.17.Представляет начальнику отдела сервисного обслуживания отчеты о выполненной работе за требуемый период.

4.18.Информирует начальника отдела сервисного обслуживания о проблемах, решение которых не удается найти, а также представляет возможные варианты их решений.

4.19.Обеспечивает соблюдение коммерческой тайны относительно клиентов, методов работы, технических решений, проблем, технологий, внутренних документов и пр.

5.1.Знакомиться с проектами решений начальника отдела сервисного обслуживания, касающимися его деятельности.

5.2.Запрашивать лично или по поручению начальника отдела сервисного обслуживания от руководителей отделов автоцентра и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

5.3.Вносить на рассмотрение начальнику отдела сервисного обслуживания предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

5.4.Вступать во взаимоотношения со сторонними учреждениями, организациями и клиентами для решения оперативных вопросов, входящих в компетенцию мастера по гарантии.

Мастер-приёмщик несёт ответственность:

6.1.Нарушение сроков представления первичных документов для формирования бухгалтерской отчетности.

6.2.Предоставление недостоверной информации о состоянии выполнения заданий и отчетных данных.

6.3.Невыполнение приказов, распоряжений и поручений начальника отдела сервисного обслуживания.

предоставляемое для работы оборудование:

С инструкцией ознакомлен: ______________ ________________________

Источник

Приемщик автосервиса: Практическое пособие
Владислав Волгин, 2011

Мастер-приемщик автомобилей в ремонт – ключевая профессия в автосервисе. Для приемщика заказчиками являются не только клиенты, но и все сотрудники фирмы – ошибки в диагностике и определении объемов ремонта приводят к финансовым потерям каждого, неверное оформление заказа приводит к неправильному пониманию заказа механиком, дополнительным или повторным работам и т. д. Нередко мастер-приемщик является одновременно и мастером смены. Книга адресована специалистам автосервиса в качестве образовательного ресурса для овладения профессиями приемщика и мастера.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Приемщик автосервиса: Практическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Современные стандарты для автотехцентров

Компании — продуценты машин добиваются выполнения всеми дилерами единых требований по оборудованию сервисных служб, технологии ремонта, работе с клиентами, учетным и аналитическим операциям и т. д. в целях обеспечения высокого качества обслуживания, высокой репутации компании и ее дилеров.

Ниже приведены дилерские стандарты для сервисных служб дилеров, вводимые и контролируемые одной из зарубежных автокомпаний в России. Они касаются обслуживания легковых и грузовых автомобилей. Практически такие же стандарты у всех автокомпаний, и они сложились более 30 лет назад.

• предварительная запись с коротким периодом ожидания;

• регламентное обслуживание, включая регулировку содержания СО;

• инструментальный контроль для технического осмотра;

• виды ремонта, предусмотренные дилерским договором;

• сервисная поддержка и консультирование оптовых клиентов;

• наличные и безналичные расчеты.

Услуги, выполняемые дилером или привлеченными им субподрядчиками:

• кузовные и окрасочные работы;

• круглосуточный сервис для грузовых автомобилей;

• установка и ремонт кузовов, прицепов и полуприцепов грузовых автомобилей;

• не менее одного оборудованного места в помещении для приемки в ремонт;

• не менее одного места под навесом с подъемником или смотровой ямой для приемки в ремонт грузовиков;

• приемка должна быть тщательной, чтобы не оставалось необнаруженных дефектов;

• зона контакта с клиентами функционально ориентирована на клиента;

• приемщик согласовывает сроки предварительной записи, не вынуждая клиентов долго ждать;

• клиенты получают вежливые консультации;

• из зоны приемки есть прямой проход в демзал и магазин запасных частей и принадлежностей;

• калькуляция стоимости ремонта и условия платежа согласовываются при приемке.

• заказы оформляются на типовом бланке компании согласно имеющимся в нем указаниям, графам и нормативам времени, подписываются клиентом;

• сроки выполнения работ указываются в заказах и соблюдаются;

• заказ передается приемщиком в цех заблаговременно для обеспечения подготовки;

• дополнения к заказанным работам согласовываются с клиентом;

• выполненные работы отмечаются в соответствующих графах заказа;

• перечень и стоимость запасных частей и услуг сторонних фирм передается в расчетную часть;

• работы контролируются бригадиром во время и после исполнения;

• заполняется сервисная книжка и используются сервисные рабочие листки.

• счет выписывается с соблюдением требований и нормативов времени, указанных в стандартных бланках;

• счет вручается клиентам при выдаче автомобиля;

• автомобиль выдается лично клиенту, позиции счета при необходимости объясняются;

• демонтированные детали передаются клиенту по его желанию;

• автомобиль чист внутри и снаружи.

Помещения и оборудование:

• количество, комплектность и состояние оборудования соответствуют параметрам, заданным “Пособием по производственному оборудованию”;

• имеется действующая сервисная литература;

• для диагностики имеются тормозной испытательный стенд, мощностной испытательный стенд, стенд проверки геометрии осей с подъемником или смотровой ямой, переносной компьютерный тестер, мотор-тестер;

• оборудованы помещения для отдыха сотрудников, учебные классы;

• применяются рекомендованные компанией оргтехника и компьютерные системы;

• организация труда соответствует рекомендациям.

• работа по гарантийному компромиссу выполняется согласно инструкции;

• операции выполняются быстро и с высокой степенью надежности.

Цели и задачи сервиса

Цели сервисных предприятий звучат коротко и просто:

• обеспечивать удовлетворение клиентов как обслуживанием, так и фирмой;

• обеспечивать лучший сервис в районе.

Автотехцентры автодилерских фирм ориентированы на

выполнение следующих задач:

• предпродажная подготовка новых машин;

• предпродажный ремонт подержанных машин;

• гарантийный ремонт проданных новых и подержанных машин;

• коммерческое регламентное обслуживание техники;

• коммерческое предупредительное обслуживание (регулировки и т. п.);

• коммерческое реабилитационное обслуживание (ремонт);

• коммерческое предоставление (прокат) ремонтных мощностей желающим самостоятельно обслуживать свои машины при условии покупки ими запчастей и материалов у дилера;

• все виды обслуживания собственного парка техники;

• предоставление ремонтных мощностей своим сотрудникам, желающим самим ремонтировать личные машины;

Читайте также:  Установка газовые оборудование для автомобиля в ташкенте

• ремонт подержанных узлов и агрегатов для фонда восстановленных запасных частей.

Приоритетные задачи современного сервиса:

— неукоснительное выполнение персоналом порученных обязанностей;

— увеличение прибыли посредством рационального управления предприятием и непрерывного контроля за показателями его эффективности;

— постоянная забота об улучшении внешнего вида и интерьеров предприятия, поэтапная модернизация всех зданий, сооружений и оборудования;

— приведение количества рабочих мест и персонала в соответствие с реальным наличием заказов;

— учет и контроль рабочего времени;

— сокращение количества рекламаций за счет повышения качества работы и контроля, выполнение регулярного выборочного контроля;

— оказание действенной помощи в аварийных случаях;

— организация технической помощи на дороге и эвакуации неисправных автомобилей силами предприятия;

— предоставление гарантии качества;

— использование талонов выходного контроля;

— проверка послеремонтного состояния автомобиля телефонным звонком клиенту;

— применение рекомендованных нестандартных инструментов и приспособлений, аппаратуры и оборудования;

— пополнение и эффективное использование имеющихся информационных материалов;

— целенаправленное повышение квалификации работников курсовыми, семинарскими и другими видами обучения.

Задачи, приоритетные для предприятия, определяются в зависимости от следующих факторов:

— результаты выполнения плана истекшего года;

— тенденции в динамике спроса и предложения в сервисной отрасли в целом, по определенным маркам машин и в конкретном регионе;

— наличие актуальных поводов для приложения особых усилий в развитии сервиса.

Задачи формулируйте так, чтобы способствовать выявлению и устранению проблем. По результатам опроса клиентуры и сотрудников принимайте надлежащие меры, чтобы и сотрудникам, и клиентам было очевидно стремление к улучшениям в работе.

Бесспорно, необходимо вести бухгалтерский учет отдельно по сервису коммерческому и некоммерческому, торговле запасными частями, торговле принадлежностями и торговле расходными материалами. Следует отметить, что не все руководители фирм понимают необходимость раздельного учета финансовых результатов.

Хороший сервис по стандартам крупных автокомпаний предусматривает: высококачественное обслуживание и ремонт техники, доставку машин после обслуживания точно в обещанный день и час, разумные цены, доброжелательное обслуживание заказчиков, эффективную, аккуратную и быструю офисную работу — оформление заказов, подготовку документации и т. д.

Сервисная служба и служба запасных частей являются самостоятельными и весьма эффективными источниками дохода в автодилерской фирме. Роль этих служб в рентабельности фирмы особенно заметна в периоды спадов в экономике, которые обычно длятся дольше, чем подъемы. Агрессивный маркетинг в продаже запасных частей и услуг по ремонту в такие периоды компенсирует негативные последствия снижения продажи машин. Разумеется, потребители тоже хотели бы сократить свои расходы в такие времена. Но обойтись без обслуживания, если машины эксплуатируются, им не удается, не говоря уж о ремонте и окраске кузова после происшествий.

Сервисная служба способствует образованию сообщества клиентов данного дилера из владельцев определенных моделей машин. Предупредительное отношение, качественный сервис, консультирование потребителей помогает сформировать их мнение в пользу приобретения следующей машины у того же дилера.

Деятельность сервисной службы успешна, если сервис-менеджер учитывает реальности рынка и возможности своих сотрудников, заглядывает далеко вперед в оценке тенденций рынка и изменений в желаниях потребителей и глубоко знает коллективный характер сервисного цеха, индивидуальные тенденции, возрастные различия и т. д.

Сервис-менеджер обычно исполняет следующие обязанности:

• управление цехом в соответствии с задачами дилера;

• разработка программ развития сервиса;

• исполнение политики работы с рекламациями;

• направление служащих на собрания, семинары и курсы, устраиваемые дистрибьютором;

• выработка мер по технике безопасности и экологическому контролю;

• оперативное управление сервисной службой;

• совершенствование вопросов гарантийной и сервисной политики;

• выяснение степени удовлетворения клиентов сервисом;

• обеспечение прибыльности операций цеха;

• проверка месячных сводок непродуктивных затрат времени и направление предложений административному менеджеру;

• проверка выработки и расчетов начислений, направление их административному менеджеру для начислений заработной платы и других форм оплаты;

• обеспечение безопасности сотрудников, клиентов, машин, оборудования и собственности фирмы установлением жестких мер по технике безопасности и контролем их исполнения;

• обеспечение эффективного планирования, адекватного имеющимся мощностям и рабочей силе;

• периодическое обновление материалов для публикаций фирмы о сервисе, обеспечение знания всеми сотрудниками изменений в продукции и методах сервиса;

• заказ и содержание необходимых информационных материалов, бланков документации, обеспечение надлежащих процедур оформления ремонтов;

• одобрение предложений бригадиров о закупке оборудования, инструмента, материалов и т. п.;

• разработка и согласование с руководством фирмы долгосрочных планов удовлетворения текущих и будущих потребностей персонала;

• подготовка должностных инструкций для всех сотрудников;

• поиск, выбор и наем персонала в соответствии с потребностями и задачами цеха;

• установление и изменение, по согласованию с руководством фирмы, окладов, повременных ставок и доплат для сотрудников;

• ознакомление каждого нового сотрудника с политикой фирмы и его личными обязанностями и ответственностью;

• разработка письменных программ обучения каждого сотрудника, проведение месячных собраний, периодический пересмотр требований к обучению, контроль соблюдения графика посещения сервисной школы дистрибьютора;

• контроль исполнения обязанностей всеми сотрудниками;

• установление и согласование с руководством фирмы финансовых задач для сервисной службы;

• анализ ежедневных, недельных и месячных финансовых отчетов;

• обеспечение эффективного сотрудничества с другими подразделениями;

• информирование других подразделений об изменениях в продукции.

Методы организации труда

Сейчас все еще широко распространено закрепление механиков за рабочим местом или рабочих мест за механиками. Оплата труда чаще всего осуществляется за личный труд механиков.

Недостатками такой модели работы являются:

• рабочее место долго занято одной машиной;

• низкое качество взаимообучения механиков из-за отсутствия взаимодействия;

• недостаточная гибкость в планировании работ;

• длительный период ожидания по предварительной записи из-за низкой пропускной способности цеха;

• мало ожидающих клиентов, которых можно было бы “окучивать”, соблазняя витринами магазина запчастей и принадлежностей, — из-за длительных сроков ремонта клиенты оставляют машины и уходят;

• недостаточные возможности контактов сотрудников с ожидающими клиентами;

• отсутствие совместной работы и взаимопомощи;

• поощрение эгоизма сотрудников;

• отсутствие командного чувства, социальной связанности сотрудников в коллективе;

• большие нагрузки на руководство;

• низкий уровень готовности обучаться и скорости обучения;

• большая текучесть кадров.

Работа в группах или бригадах дает:

• большую гибкость в использовании кадров;

• ускорение процесса обучения;

• рост командного чувства.

Бригадир в каждой группе берет на себя ответственность за качество работ, дисциплину, организацию труда.

Работа в бригаде позволяет ускорить процессы обучения и развивает коллективное мышление. Но считается, что бригада должна быть небольшой, максимум 4 человека, при работе по сменам по 4-дневной рабочей неделе — максимум 5 человек. Этим гарантируется присутствие как минимум четырех участников и исключается возможность перегрузки бригадира, связанная с потерей производительности.

Одним из вариантов бригадной работы при недостатке квалифицированных кадров является бригада, состоящая из одного специалиста и подмастерьев с разной степенью обученности. В таких бригадах работа выполняется строго по указаниям специалиста “от и до и не более”. Каждую операцию специалист поручает подмастерьям и проверяет после исполнения. Такая организация работы распространена в развивающихся странах с невысоким образовательным уровнем населения (например, Сирия), но в последние годы замечена и в Европе (Чехия).

Многоуровневые рабочие места

Метод многоуровневых рабочих мест используется в течение многих лет в других отраслях — на предприятиях ремонта самолетов, судов, крупного оборудования и т. п.

При многоуровневом методе очередность работ планируется так, чтобы при минимуме времени нахождения автомобиля на подъемнике или другом посту выполнить максимальное количество работ разными специалистами.

При организации работы бригадир сортирует заказ-наряды на много — и одноуровневые.

Преимущества многоуровневого метода организации работ:

• короткое время на ремонт;

• высокая экономичность использования постов;

• высокая пропускная способность СТО.

Исследования показали, что почти 65 % всех работ на автомобиле являются многоуровневыми — если диагностика тоже осуществляется на неразобранном автомобиле.

Преимущества бригадной работы на многоуровневых рабочих местах:

• более важной задачей в организации работы становится загрузка механика, а не загрузка рабочего места;

• бригадир контролирует одновременно нескольких механиков, занимающихся одной машиной;

• сокращение времени на ремонт;

• высокое качество работ за счет взаимного контроля механиков;

• более экономичное ведение работ за счет использования эффекта взаимного дополнения операций механиков;

• меньшие потребности в площадях;

• снижение потребности в инвестициях при создании новых СТО;

• лучшее использование существующих площадей: 4 механика на трех рабочих местах, а при 4-дневной рабочей неделе — 5 механиков на трех рабочих местах;

• одинаково хорошее качество обучения участников бригад за счет постоянной совместной работы;

• ярко выраженный коллективизм, развитие чувства команды, как следствие — высокая ответственность и сильная социальная взаимосвязанность;

• обучение и адаптация новых сотрудников происходят легко, в процессе работы, также всех сотрудников и при появлении новых моделей;

• увеличение объемов работ и сбыта запчастей;

• низкий уровень текучести кадров;

• увеличение желания учиться и скорости обучения.

Для многоуровневых рабочих мест необходима функциональная организация рабочего процесса:

• заказ-наряды без возможных неожиданностей, которые появятся во время работы и потребуют изменения сроков;

• предварительное обеспечение наличия запчастей. Следующая таблица показывает, какие методы организации работы больше отвечают современным требованиям.

Форма индивидуальной работы не соответствует духу времени. Она не дает возможности сотрудникам и различным отделам СТО взаимно дополнять работу друг друга. Необходимы чувство команды и все более тесная связь между различными отделами. Очень важны контакты с ожидающими клиентами, если они используются для продаж товаров и услуг.

Командная работа повышает способность СТО к выживанию. Важно занять большее количество механиков на малой и дорогой площади цеха. Ускоренное обучение и ярко выраженная удовлетворенность сотрудников являются основой для появления довольных клиентов. Если одновременно с бригадами организуются многоуровневые рабочие места, то получают максимально возможную результативность менеджмента в цехе.

Операции и загрузка в цехе не стабильны и меняются в зависимости от местности, сезона, поэтому их стремятся систематизировать для обеспечения лучшей организации труда и загрузки мощностей.

Виды работ группируются в несколько категорий. Количество заказов, приходящихся на каждую категорию, берется из бланков заказов.

Таблица показывает количество заказов, поступивших по каждой категории.

Работы, включенные примерно в 80 % всех заказов, относят к категории А.

Работы, включенные в 15 %, — к категории В, остальные — к категории С.

Классификация помогает оптимизировать распределение рабочей силы, выбор оборудования, выбор тем для обучения и т. д.

Задачи сервис-менеджера по организации эффективного использования рабочей силы, площадей и оборудования для достижения максимальной производительности без снижения качества чаще всего реализуются группировкой операций, специализацией сотрудников и участков.

Направление группировки — по квалификации, по затратам времени, по степени удовлетворения клиентов.

Читайте также:  Авто бензин газ что лучше

Выполнение одного ремонтного заказа требует участия рабочих разных уровней — от высококвалифицированных до помощников. Помощникам обычно поручается мойка и полировка, замена масла и шин. Позднее — снятие и установка узлов и агрегатов, вспомогательные работы. Квалифицированным механикам поручается диагностика, регулировка двигателя, регулировка тормозов, разборка-сборка узлов и агрегатов и т. п.

Группировка по времени, необходимому для ремонта, предусматривает рациональное размещение машин в цехе.

Машину, требующую длительного ремонта, не ставят на такие посты, где она будет хоть в малой степени мешать перемещению других машин и людей, предусматривая ее ремонт, например, в угловом посту.

По срокам исполнения

Клиенты обычно чувствительны к срокам получения новой машины или машины после сервиса, к неуважительному отношению и нарушению обещаний. Поэтому работа должна поручаться рабочим, которые не сорвут назначенных сроков.

Если операции сервисной службы сгруппировать на базе вышеприведенных требований, они могут быть разделены на шесть групп, показанных в таблице.

В малых сервисных службах на 6 групп может не хватить персонала, тогда меньшему числу групп укрупняют объем операций.

Группировка операций помогает:

• максимализации продуктивности рабочей силы, оборудования и помещений;

• эффективному анализу условий и фаз бизнеса;

• эффективному обучению и развитию персонала;

• повышению качества работ;

• получению максимальной прибыли.

Группировке операций должна сопутствовать специализация сервисных участков. Нерационально, например, ремонт агрегатов делать на каждом посту, для каждого вида ремонта должно быть свое место и необходимое оборудование. Специализация участков зависит, конечно, от условий помещения.

Специализация участков способствует:

• минимизации непродуктивных затрат времени и повышению производительности оборудования и площадей;

• повышению загрузки оборудования при концентрировании однородных работ на одном участке, следовательно, минимизации инвестиций в оборудование;

• упорядочению передвижения машин и людей по помещениям, что повышает безопасность и эффективность труда;

• выявлению видов работ, объемы которых будут расти;

Краткосрочный сервис или экспресс-сервис — специальная категория, объединяющая многие виды быстро выполнимых работ, которые занимают менее 90 минут, например: замена деталей выхлопа, замена амортизаторов, фильтров, щеток стеклоочистителей, ремней, ремонт шин, обслуживание аккумуляторов, тестирование и диагностика всех агрегатов автомобилей.

Организация экспресс-сервиса как постоянного вида работ возможна при условии выделения для него постоянных постов и приема клиентов без предварительной записи.

Для диагностики и быстрого сервиса выделяют от 60 до 80 % площадей в цехе.

Машины становятся все сложнее, поэтому все труднее находить механиков с необходимыми знаниями всех аспектов ремонта. Считается, что необходимо поощрять специализацию сотрудников, организуя их в группы. В группах индивидуальная квалификация растет быстрее, а последующее обучение углубляет знания.

Специализация сотрудников по операциям способствует:

• росту квалификации, благодаря частым повторениям, в определенных видах ремонта, при относительно недолгом периоде работы;

• стабилизации качества работы всей группы;

• повышению производительности труда и прибыли;

• облегчению заполнения вакансий или найма дополнительных рабочих;

• выяснению, в каких именно видах обучения нуждается каждый рабочий;

• полезности неквалифицированного персонала и помощников уже при минимальном обучении.

В сервисном цикле выделяются основные стадии, на каждой из которых последовательно выполняются все работы, предусмотренные любым заказом.

— запись со слов заказчика существа проблемы и его пожеланий;

— регистрация данных об автомобиле;

— предложение прокатного автомобиля и других дополнительных услуг.

Подготовка к выполнению заказа в согласованные сроки:

— планирование выполнения работ в полном объеме с учетом имеющегося трудового потенциала и наличия запчастей;

Прием автомобиля в ремонт:

• контрольный осмотр автомобиля вместе с владельцем;

• регистрация в заказе пожеланий клиента, договоренностей с ним и дефектов автомобиля;

• информирование клиента о стоимости работ по заказу;

• подробное информирование всех задействуемых служб о дефектах автомобиля, об объеме предстоящих работ, о потребности в запчастях и пожеланиях клиента;

• точное исполнение заказа;

• согласование с клиентом внесения дополнений в заказ, при необходимости.

• проверка качества работы и ее соответствия объему заказа;

• при необходимости — опробование автомобиля на ходу;

• регистрация дефектов, устранение которых не было заказано;

• наведение чистоты в салоне, моторном отсеке.

Передача автомобиля владельцу:

• оперативный, без вынужденного ожидания для клиента, возврат автомобиля;

• квалифицированное разъяснение позиций и суммы счета;

• рекомендация устранить выявленные дополнительные дефекты.

Последующая работа с клиентом:

• получение отзыва о работе в рамках постсервисного опроса;

• оперативная организация помощи клиенту, заявившему рекламацию;

• принятие мер по устранению проблемы.

Изложенный порядок применим ко всем заказам — техническое обслуживание, общеремонтные, кузовные или малярные работы.

Самая лучшая схема не будет работать, если на каждом этапе не будет ответственных исполнителей надлежащей квалификации и/или если условия на предприятии оставляют желать лучшего.

Поэтому одна из главных задач сервис-менеджера — организовать слаженную работу на всех этапах цикла, регулярно контролируя взаимодействие исполнителей.

Наличие необходимых запчастей проверяется на стадии приема предварительных заявок и обеспечивается к сроку диспетчерского распределения работ. Если потребность в запчастях не может быть определена в момент составления заказа, это делают как можно быстрее до начала его выполнения. Если нужных запчастей нет в наличии, то их сразу же заказывают. Предвидя задержку и срыв согласованного срока, мастер-приемщик должен предупредить об этом клиента.

Для приемщика машин в сервис заказ пиками являются не только клиенты, но и все сотрудники фирмы — ошибки в диагностике и определении объемов ремонта приводят к финансовым потерям каждого, неверное заполнение бланка заказа приводит к неправильному пониманию заказа механиком и повторным работам и так далее.

Мастер-приемщик или приемщик-консультант ответственен за приемку автомобилей в ремонт, реализацию услуг, маркетинг, сбор диагностической информации, контроль качества и обработку сервисной информации, отношения с клиентами и отношения с другими службами. Он является “менеджером по удовлетворению клиентов” в сервисном цехе.

• встречает и приветствует клиентов наиболее любезно и вежливо;

• использует соответствующую технику телефонных переговоров и знает, как отвечать на вопросы клиентов по телефону;

• рекомендует клиентам наиболее экономичные по времени и стоимости виды ремонта;

• советует клиентам, как продлить срок службы и увеличить безопасность их автомобилей;

• побуждает клиентов использовать “руководство по эксплуатации и обслуживанию автомобиля” для предупреждения проблем;

• обладает знаниями систем автомобиля и способностями объяснить системы и необходимость их ремонта клиентам;

• правильно документирует жалобы клиентов на неисправности в заказах на ремонт;

• владеет вопросами гарантийной политики;

• свободно работает с цифрами, вычислениями, большими суммами стоимости;

• оценивает трудоемкость ремонтов в целях эффективного планирования работ;

• составляет графики приемки и назначает клиентам срок приемки машин в ремонт;

• проверяет вместе с клиентами состояние их автомобилей, соответственно готовит заказы на работы.

• посещает курсы повышения квалификации по указанию сервис-менеджера;

• в беседах с сотрудниками других служб выясняет возможности улучшения качества работы.

• участвует в совещаниях сервисной службы по вопросам повышения качества и привлечения клиентов;

• согласует с техниками виды ремонта, необходимые для каждого заказа.

• отслеживает контакты клиента в цехе и его реакцию при выдаче автомобиля, чтобы убедиться в том, что он действительно доволен ремонтом;

• выясняет причины возврата автомобилей из-за некачественного ремонта и урегулирует эти ситуации с клиентами;

• звонит клиентам, предлагая им очередное техническое обслуживание, для которого настало время, согласно “истории ремонтов”;

• периодически проверяет с диспетчером ход ремонта автомобилей;

• ведет файлы (картотеку) истории ремонтов по каждому автомобилю;

• заполняет формы учета неисправностей, используемые для сервисной политики или в целях страхования;

• связывается с постоянными клиентами, предлагая свободное время на следующей неделе (если оно есть).

• звонит клиентам при необходимости сообщить о ходе ремонта их автомобилей, согласовать дополнительные работы и т. п.;

• работает с клиентами (вопросы, жалобы, способы платежа, виды сервиса и т. п.);

• назначает цены на несложные работы и сообщает клиентам ориентировочные цены на ремонт по их запросам;

• проверяет вместе с клиентом состояние его машины;

• составляет наряд-заказы на ремонт для цеха;

• распределяет совместно с руководителем цеха работу среди техников;

• убеждается, что клиент полностью понял мотивы отнесения работ на гарантийные обязательства, на страховку или на его счет и недоразумений не будет;

• проверяет, покрывает ли гарантия или страховка стоимость ремонта;

• продает клиентам принадлежности;

• расспрашивает клиентов, слушает их ответы и отвечает на их вопросы для получения более подробной информации о проблемах с автомобилем;

• выполняет дорожный тест автомобиля при приемке и после ремонта, чтобы убедиться в правильности диагностики и в устранении неисправности;

• владеет информацией о ходе исполнения заказов;

• информирует клиентов о ходе и стоимости ремонта;

• оформляет заказы на ремонт, указывая проблемы понятно для техников;

• владеет текущей информацией, читая сервисные бюллетени, отчеты инспекторов, новости о страховой, гарантийной и сервисной политике поставщика машин;

• распределяет работу, учитывая загрузку техников, сложность ремонта, трудоемкость, в срочных случаях согласовывает вопросы с техниками и заказчиками;

• проверяет со службой запчастей наличие деталей на предстоящие дни;

• согласовывает с руководителем цеха использование рабочего времени в предстоящие дни.

Отвечать на звонки и осуществлять запись на обслуживание.

Открыть кассу, внести необходимые записи в журнал кассира-операциониста.

Включить оргтехнику, подготовить ее к работе.

Проверить наличие чистых бланков, договоров, листов обращения и т. д., при необходимости размножить недостающие.

Протереть стулья, стол, стойку, стекло в приемной.

Начать оформление клиентов.

Работа с клиентами:

При ответе на звонок начинать разговор с приветствия, названия фирмы и своего имени.

В процессе разговора вежливо и подробно отвечать на вопросы.

В случае затруднений с ответом переводить разговор на мастера приемщика.

При записи клиента узнавать предположительные неисправности или цель визита.

Предоставлять клиенту всю необходимую первичную информацию.

При прибытии клиента, предварительно записанного на обслуживание, оформление заказа клиента осуществлять самостоятельно.

Выдать клиенту бланк заявки для самостоятельного его заполнения с обязательным указанием обнаруженных клиентом неисправностей.

Ознакомиться с указанными в заявке неисправностями, при необходимости уточнить неясные позиции, согласовать все необходимые вопросы с мастером.

При необходимости использования в ремонте запасных частей составить их перечень на обратной стороне заявки.

Запросить склад о наличии запчастей. Если каких-либо деталей не оказалось, выяснить возможный срок их поставки, согласовать с клиентом срок ремонта, если детали поступят в течение суток и клиент готов оставить машину. Если детали могут поступить позднее, чем через сутки, согласовать дату приезда клиента для сдачи машины в ремонт.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Расскажем обо всем понемногу