Функциональное диагностирование автомобиля это

Процесс диагностирования

В общем случае процесс технического диагностирования включает следующие элементы:

Рис. Схема процесса диагностирования: S — диагностический параметр; S’ — диагностический параметр в трансформированном виде; Si — текущее значение диагностического параметра; Sном — номинальное значение; Sд — допустимое значение диагностического параметра; Sп — предельное значение

Диагностирование осуществляется либо в процессе работы самого транспортного средства, его агрегатов и систем в заданных нагрузочных, скоростных и тепловых режимах (функциональное диагностирование), либо при использовании внешних приводных устройств (роликовых стендов, подкатных и переносных приспособлений), с помощью которых на автомобиль оказываются тестовые воздействия (тестовое диагностирование). Эти воздействия должны обеспечивать получение максимальной информации о техническом состоянии объекта при оптимальных трудовых и материальных затратах.

Как показано на рисунке, от объекта диагностирования, выведенного в заданный режим, с помощью специального датчика (механического, гидравлического, пьезоэлектрического, индукционного и др.) воспринимается сигнал, отражающий диагностический параметр S, характеризующий, в свою очередь, значение структурного параметра.

Различают легкосъемные и встроенные датчики. Первые устанавливаются на объект на время диагностирования (магнитные, навесные, на зажимах и т.п.), а вторые являются элементами конструкции автомобиля. Встроенные датчики могут быть подключены к контрольным приборам для постоянного наблюдения или к централизованным штепсельным разъемам.

От датчика сигнал в трансформированном виде S’ поступает в измерительное устройство, затем значение диагностического параметра Si выдается устройством отображения данных (стрелочный прибор, цифровая индикация, графопостроитель и т.п.).

В автоматизированных СТД с помощью специального логического устройства, функционирующего на базе микропроцессора, выполняется автоматическая постановка диагноза, а также выдаются рекомендации в нормативной форме о возможности дальнейшей эксплуатации или необходимости проведения ремонтно-регулировочных операций и замены неисправных элементов. В неавтоматизированных СТД постановка диагноза осуществляется оператором.

В зависимости от задач диагностирования и сложности объекта диагнозы могут различаться по глубине. Для оценки работоспособности агрегата, системы, автомобиля в целом используются выходные параметры, на основании которых ставится альтернативный диагноз («годен» — «не годен»). Для определения потребности в ремонтно-регулировочной операции требуется более глубокий диагноз, основанный на локализации конкретной неисправности. Постановка диагноза в случае, когда приходится пользоваться одним диагностическим параметром, не вызывает особых методических трудностей. Она сводится к сравнению измеренного значения диагностического параметра с нормативным.

Если производится поиск неисправности сложного механизма или системы и используется несколько диагностических параметров, постановка диагноза существенно усложняется. В этом случае необходимо на основании данных о надежности объекта выявить связи между его наиболее вероятными неисправностями и используемыми диагностическими параметрами. Для этой цели в практике диагностирования транспортных средств наиболее часто применяют диагностические матрицы.

Источник

Лекция 7. Методы и средства технического диагностирования

Техническая диагностика представляет собой систему методов, применяемых для установления и распознания признаков, характеризующих техническое состояние оборудования. Все методы технического диагностирования разделяются на субъективные (органолептические) и объективные (приборные).

Несмотря на развитие аппаратных средств измерений и контроля, большая роль в определении неисправностей и нахождении повреждений механического оборудования приходится на субъективные методы, предполагающие использование человеческих органов чувств. Комплекс таких органолептических методов контроля получил название осмотр. Осмотр, включает в себя элементы визуального, измерительного контроля, восприятия шумов и вибраций, оценку степени нагрева корпусных деталей, методы осязания, используемые для определения фактического состояния оборудования и его составных частей, процессов их функционирования и взаимодействия, влияния окружающей среды и условий эксплуатации.

Органолептические методы

Органолептический метод (органо- + греч. leptikos – способный взять, воспринять) основан на анализе информации, воспринимаемой органами чувств человека (зрение, обоняние, осязание, слух) без применения технических измерительных или регистрационных средств. Эта информация не может быть представлена в численном выражении, а основывается на ощущениях, генерируемых органами чувств. Решение относительно объекта контроля принимается по результатам анализа чувственных восприятий. Поэтому точность метода существенно зависит от квалификации, опыта и способностей лиц, проводящих диагностирование. При органолептическом контроле могут использоваться технические средства, не являющиеся измерительными, а лишь повышающие разрешающие способности или восприимчивость органов чувств (лупа, микроскоп, слуховая трубка и т.п.).

Принятие решения имеет характер «соответствует – не соответствует» и определяется диагностическими правилами типа «если – то», имеющими конкретную реализацию для узлов механизма. Практически, происходит оценка состояния оборудования по двухуровневой шкале – продолжать эксплуатацию или необходим ремонт. Основная цель – обнаружение отклонений от работоспособного состояния механизма. Решение о техническом состоянии механизма принимает технологический или ремонтный персонал, обслуживающий оборудование на основании опыта и производственной ситуации. Принимается решение об остановке оборудования для визуального осмотра и последующего ремонта, продолжения эксплуатации или проведения диагностирования с использованием приборных методов.

Практический опыт показывает, что невозможно заменить механика с его субъективизмом, основанном на знании особенностей эксплуатации и ремонта оборудования. Этот метод является первым уровнем решения задач диагностирования. Стандартами, использование органолептического метода контроля не регламентируется, однако в практике работы служб технического обслуживания он применяется повсеместно. Основываясь на опыте эксплуатации металлургических машин накопленным рядом фирм, данный метод интерпретируется следующим образом.

Основные органолептические методы, используемые при оценке технического состояния механического оборудования.

1.1 Акустическое восприятие, позволяющее оценивать наиболее значимые повреждения, меняющие акустическую картину механизма. Весьма эффективно при определении повреждений муфт, дисбаланса или ослабления посадки деталей, обрыве стержней ротора, ударах деталей. Диагностические признаки – изменение тональности, ритма и громкости звука.

Читайте также:  Тест пуско зарядных устройств для автомобиля

1.2 Анализ колебаний механизмов. В этом методе механические колебания корпусных деталей преобразуются в звуковые колебания при помощи технических или электронных стетоскопов. Электронные средства позволяют расширить возможности человеческого восприятия.

Пределом для непосредственного восприятия является температура +60 0 С – выдерживаемая, у большинства тыльной стороной ладони без болевых ощущений в течение 5 с. Использование дополнительных средств – брызг воды позволяет контролировать значения +70 0 С – видимое испарение пятен воды и +100 0 С – кипение воды внутри капли на поверхности корпусной детали. Недопустимым является прикосновение к вращающимся и токоведущим деталям.

Приборные методы

Наряду с органолептическими методами при техническом диагностировании используются приборные методы, позволяющие получить количественную оценку измеряемого параметра. Диагностирование с применением приборов основано на получении информации в виде электрических, световых, звуковых сигналов, отображающих изменение состояния объекта. В зависимости от физической природы измеряемых параметров различают:

Классификация диагностических приборов может быть проведена по следующим признакам: цифровые и аналоговые, показывающие и сигнализирующие, универсальные и специализированные, стационарные и переносные и др.

Однако, все средства технического диагностирования, используемых для диагностики механического оборудования, по уровню решаемых задач и приборной реализации можно разделить на: портативные, анализаторы и встроенные системы.

Портативные средства технического диагностирования реализуют измерение одного или нескольких диагностических параметров, характеризуются малыми габаритами и отсутствием обмена данных с компьютерными системами (рисунок 40). К их преимуществам относятся: быстрота процесса измерения, простое обслуживание и управление, оперативное и наглядное получение информации в виде одиночного результата, низкая стоимость. Область применения – оперативный контроль технического состояния оборудования работниками ремонтных служб и технологическим персоналом.

Источник

Методы диагностирования

Методы диагностирования автотранспортных средств подразделяются на субъективные и объективные. В основе субъективных методов лежат способы определения технического состояния автомобиля по выходным параметрам динамических процессов. Однако получение, анализ информации, а также принятие решения о техническом состоянии производятся с помощью органов чувств человека, что, естественно, имеет достаточно высокую погрешность.

Субъективные методы

Наибольшее распространение получили следующие субъективные методы:

Визуальный метод дает возможность обнаружить, например, следующие неисправности:

Прослушивание работы механизма позволяет обнаружить следующие неисправности:

Методом ощупывания механизма можно определить такие неисправности:

На основании логического мышления можно сделать заклю­чение о следующих неисправностях:

Объективные методы

Объективные методы основываются на измерении и анализе информации о действительном техническом состоянии элементов автомобиля с помощью контрольно-диагностических средств и путем принятия решения по специально разработанным алгоритмам диагностирования. Применение тех или иных методов существенно зависит от целей, которые решаются в процессе технической подготовки автомобилей. Однако в связи с усложнением конструкции автомобиля, повышенными требованиями к эксплуатационным качествам, интенсивностью использования объективные методы диагностирования находят все большее применение.

Методы диагностирования автомобилей, их агрегатов и узлов характеризуются способом измерения и физической сущностью диагностических параметров, наиболее приемлемых для исполь­зования в зависимости от задачи диагностирования и глубины постановки диагноза.

В настоящее время принято выделять три основные группы методов, классифицированных по виду диагностических параметров.

Методы I группы базируются в основном на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля и определении при заданных условиях выходных параметров. Для этих целей используются стенды с беговыми барабанами или параметры определяются непосредственно в процессе работы автомобиля на линии. Методы диагностирования по параметрам экс­плуатационных свойств дают общую информацию о техническом состоянии автомобиля. Они позволяют оценить основные экс­плуатационные качества автомобиля:

Методы II группы базируются на объективной оценке гео­метрических параметров в статике и основаны на измерении значения этих параметров или зазоров, определяющих взаим­ное расположение деталей и механизмов. Проводят такое диаг­ностирование в случае, когда измерить эти параметры можно без разборки сопряжений трущихся деталей. Структурными па­раметрами могут быть зазоры в подшипниковых узлах, клапан­ном механизме, кривошипно-шатунной и поршневой группах двигателя, шкворневом соединении колесного узла, рулевом управлении, углы установки передних колес и др. Диагностиро­вание по структурным параметрам производится с помощью из­мерительных инструментов: щупов, линеек, штангенциркулей, нутромеров, индикаторов часового типа, отвесов, а также спе­циальных устройств. Преимущество методов этой группы — возможность постановки точных диагнозов, простота средств измерения, а недостатки — большая трудоемкость, малая тех­нологичность.

К III группе относятся методы, оценивающие параметры сопутствующих процессов. Например, герметичность рабочих объемов оценивается при обнаружении и количественной оцен­ке утечек газов или жидкостей из рабочих объемов, узлов и аг­регатов автомобиля. К таким рабочим объемам можно отнести:

По интенсивности тепловыделения можно оценить работу трения сопряженных поверхностей деталей, качество процессов сгорания (например, по температуре отработавших газов), однако такие методы пока не нашли широкого применения.

При создании средств технического диагностирования транс­портных средств широко используются также методы, оценивающие состояние узлов и систем по параметрам колебательных процессов. Их можно разделить на три подвида:

Методы, с помощью которых оцениваются колебания напряжения в электрических цепях, используются для диагностирова­ния системы зажигания двигателя по характерным осциллограм­мам напряжений в первичной и вторичной цепях. Осциллографом отображаются процессы, протекающие в первичной и вторичной цепях системы зажигания за время между последовательными искровыми разрядами в цилиндрах, для визуального исследова­ния. Участки осциллограмм содержат информацию о состоянии системы зажигания. По осциллограмме первичного напряжения непосредственно измеряют угол замкнутого состояния контактов. По напряжению искрового разряда осциллограммы вторичного напряжения определяют состояние зазора свечи. Сравнивая полученные осциллограммы с эталонными, выявляют характерные неисправности проверяемой системы зажигания.

Читайте также:  Транспортировка стиральной машины в легковом автомобиле

Виброакустические методы используются для измерения низко- и высокочастотных колебаний систем и элементов транс­портных средств.

Одним из таких методов является диагностирование по перио­дически повторяющимся рабочим процессам или циклам. Суть данного метода заключается в следующем. Рабочие процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска, изменение давления в топливных трубопроводах высокого давления, колебательные процессы в системе зажигания и другие часто повторяются. Так как закономерности изменения параметров рабочих процессов во всех периодах идентичны, то для диагностирования достаточно изучить параметры одного цикла. Для этого с помощью специальных преобразователей параметры одного цикла задерживают, разворачивают во времени и выводят на регистрирующий или пока­зывающий прибор.

Определенное место занимают методы, оценивающие по фи­зико-химическому составу отработавших эксплуатационных ма­териалов состояние узлов и агрегатов и отклонения от их нормального функционирования, например анализ отработанного масла, анализ отработавших газов и т.п. Диагностирование по составу масла производится путем анализа его проб, взятых из картера двигателя с целью определения количественного содержания продуктов износа деталей, а также наличия загрязнений и примесей. Концентрации железа, алюминия, кремния, хрома, меди, свинца, олова и других элементов в масле позволяют судить о скорости изнашивания деталей. По изменению концентрации железа в масле можно судить о скорости изнашивания гильзы цилиндров, шеек коленчатого вала, поршневых колец. По изменению концентрации алюминия судят о скорости изнашивания поршней и других деталей. Содержание почвенной пыли харак­теризует состояние воздушных фильтров и герметичность тракта подачи воздуха в цилиндр двигателя.

Источник

Автомобильная диагностика

Автомобильная диагностика является ключевым этапом в большинстве процессов проведения технического обслуживания и ремонта автомобильной техники (или как пишут в образовательных стандартах – наземных транспортно-технологических средств/машин и комплексов на их базе). При проведении любых технических воздействий над автомобилем человек, будь он владельцем транспортного средства или механиком его обслуживающим, всегда стремится определить техническое состояние агрегата, системы автомобиля или самого автомобиля как объекта диагностирования в целом.
Это может быть связано с:

Принято считать, что диагностика необходима исключительно для поиска возникших неисправностей на конкретном автомобиле. На самом деле понятие «ДИАГНОСТИКА» имеет достаточно широкое значение. Если быть точным, диагностика – это самостоятельная отрасль знаний, направленная на исследование технического состояния объектов диагностирования, проявления их неисправностей в процессе эксплуатации, и позволяющая разрабатывать методы их выявления и контроля, а также принципы построения и организации использования сложных систем диагностирования.
Диагностика применяется в различных областях науки и техники, в медицине, транспорте, авиации и т.д. Основным критерием, отличающим техническое диагностирование от примитивного определения технического состояния исследуемого объекта (в нашем случае объектом является автомобиль, его системы, узлы и агрегаты) является процедура проведения поиска и выявления скрытых дефектов и неисправностей объекта диагностирования без его снятия и разборки.
Ещё одним отличительным критерием технического диагностирования от примитивного диагностирования, в основе которого лежит органолептический (субъективный) метод диагностирования (определение состояния объекта при помощи внешнего осмотра, простукивания, осязания или обоняния), является объективный метод диагностирования при помощи специального оборудования и приборов, позволяющий определить техническое состояние объекта диагностирования с определенной (достаточной) точностью.
Техническое диагностирование в основном применяют в трёх случаях:

1) при определении технического состояния нового объекта или элемента автомобиля;

2) при определении и выявлении неисправности, возникшей в процессе эксплуатации транспортного средства;

3) при прогнозировании остаточного ресурса транспортного средства.

В первом случае диагностирование применяется с целью определения соответствия технического состояния объекта диагностирования требованиям его конструктивных и функциональных параметров, заложенных заводом-изготовителем в нормативно-технической документации. Как правило, такое диагностирование применяется при покупке или перед установкой на автомобиль новых запасных частей.
Второй случай использования технического диагностирования является наиболее распространенным и самым обсуждаемым как в технической литературе, так и на просторах сети Интернет. Возможно, и в этом случае потребуется детальный контроль технического состояния объекта диагностирования.
Третий случай применения технического диагностирования используется чаще всего при покупке автомобиля с пробегом с целью определения его реального технического состояния и соответственно реальной стоимости, а также получения прогнозной оценки надежности автомобиля в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Реже всего обыватели вспоминают о техническом диагностировании, которое проводится на автотранспортных предприятиях, в специализированных испытательных лабораториях, на полигонах при проведении экспертизы для определения остаточного ресурса объекта исследования с возможностью дальнейшего определения его остаточной стоимости. Во всех вышеперечисленных случаях техническое диагностирование применяется с использованием специального диагностического оборудования, различных стендов и приспособлений.

В нашей рубрике, посвященной особенностям современной технической диагностике автомобилей, мы будем затрагивать вопросы, связанные с определением и выявлением возникающих неисправностей и отказов в автомобиле в процессе его эксплуатации. Нам предстоит разобраться в том, какими знаниями, навыками и, как модно сейчас говорить, компетенциями должен обладать современный специалист-диагност для своей эффективной работы или научной деятельности в области технической эксплуатации транспортных средств.
Рубрика будет рассказывать об особенностях диагностирования современных автомобилей, как на дилерских станциях технического обслуживания, так и на мультимарочных технических центрах обслуживания автомобилей. Будут даны полезные советы, которые позволят молодым диагностам сэкономить время и средства на поиск и устранение нестандартных отказов и неисправностей. Также, по мере возможности, будет приведена универсальная методика поиска и выявления неисправностей в различных системах автомобиля.
Особое внимание в данной рубрике будет уделено искусству мастеров-диагностов, которые посвятили себя этой сложной, но бесконечно интересной профессии. Такие специалисты обладают особым техническим складом ума, чья философия при проведении диагностических воздействий сводится не только к примитивному зарабатыванию денег любым путём, но и к получению морального удовлетворения и чувства профессионального превосходства в решении сложных технических задач в процессе поиска, обнаружения и устранения неисправности. Удовлетворяя свои профессиональные амбиции, диагност постоянно совершенствует свой уровень квалификации, получает всё новые знания и навыки, а также признание и благодарность своей преданной клиентуры.

Читайте также:  Торги автомобилями в германии

Нам автомобилистам в части диагностики и алгоритма её проведения очень близка философия диагностов в области медицины, задача которых определить болезнь человека без хирургического вмешательства, используя современное диагностическое оборудование.
В медицине проводятся анализы для предварительной оценки и локализации «больного органа», проводятся различные аппаратные методы диагностики. Все эти процедуры направлены на уточнение поставленного диагноза. В особых случаях, для более точного диагноза в медицине принято брать кусочек живой материи на исследование, проводить диагностическую лапароскопию, собирать консилиум из ведущих специалистов в данной области для обсуждения и уточнения поставленного диагноза, а также назначения эффективной стратегии лечения пациента.
В автомобильной диагностике также принято проводить анализ качества применяемого топлива, моторных масел и других технических жидкостей. При поиске неисправности с целью уточнения диагноза в некоторых случаях приходится производить снятие и частичную разборку объекта диагностирования. Так же как и в медицине, при уточнении диагноза необходима консультация с несколькими специалистами в области технического диагностирования автотранспортных средств. В дилерском автотехцентре диагност для уточнения и подтверждения сомнительного диагноза обращается к местному техническому координатору (coordinator technic, в компании Renault такой специалист называется сокращенно – Cotech) или к техническому консультанту на головное предприятие завода-изготовителя данной марки автомобиля.

На мой взгляд, специалист в области автомобильной диагностики, да впрочем, и любой диагностики, должен быть думающим человеком, способным сомневаться, иметь собственное мнение, стремиться к достижению положительного результата при поиске неисправности. Диагност как специалист в своей области должен уметь грамотно обосновать результаты своего заключения о техническом состоянии объекта диагностирования. Диагност должен иметь определенный склад ума, который позволит ему с высокой степенью вероятности определять причинно-следственные связи и с высокой точностью выявлять неисправные элементы на основе его умозаключения. Это означает, что диагност проводит мини-расследование, сопоставляя факты, полученные в процессе проведения диагностирования с использованием современных средств технического контроля, основываясь на глубоких знаниях об устройстве, конструкции, функциональных и эксплуатационных особенностях объекта диагностирования, а также полагаясь на собственный профессиональный опыт и опыт коллег-диагностов.

Как-то в своей статье «Диагностика автомобиля уникальное искусство или обыденное ремесло?» один известный моно разработчик компьютерных систем диагностики автомобилей Лялин Андрей Владимирович дал такую оценку формирования мировоззрения диагноста как неординарной личности: «…Научить диагностике (как впрочем, и чему-либо иному) никого невозможно. И это ни в коей мере не зависит ни от мастерства учителя, ни от усердия или прилежности его учеников. У каждого диагноста-личности свой особый, строго индивидуальный путь, приемлемый только для него. Нельзя штамповать в массовых тиражах сознание диагноста, можно штамповать лишь роботов для простейших производственных операций или формировать стереотип поведения безликой толпы и неорганизованного стада. Перед личностью необходимо лишь раскрыть горизонты возможных направлений, перспективных течений и разработок, идеологию тестирования и тем самым привлечь ее внимание к новому, более совершенному, и посему, так необходимому для реальной работы. Внести творчество в процесс познания и эволюции, смысл, фантазию и интерес в каждодневный, обыденный труд, одухотворить идею и весь диагностический процесс в целом, помочь личности поверить в собственные силы и дать возможность раскрыть в себе врожденные способности и проявить их на конкретных применениях и задачах…«.

Если речь идёт о профессии диагноста в области электронных систем управления автомобиля, то основной задачей такого специалиста является не только изучить конструкцию и технические особенности объекта диагностирования, но и научиться думать и мыслить как машина, т.е. понять, как в той или иной ситуации (различные режимы работы, условия эксплуатации, возникновение отказа или неисправности элемента системы) будет действовать блок управления диагностируемой электронной системы автомобиля. Для успешного понимания «мыслей» электронного блока управления (ЭБУ) или, как говорят «мозгов», нужно четко представлять алгоритм работы всей диагностируемой системы. Всегда нужно понимать, что любые действия системы логичны и объяснимы. Логика действий ЭБУ во многом объясняется конструктивными и функциональными особенностями данной системы, элементов этой системы и агрегата, ими управляемого. Если научиться воспринимать электронную систему как некий живой организм, имеющий перед собой цель обеспечения надежного функционирования определённого узла или агрегата автомобиля; понимание задачи, поставленной перед такой системой; знания ограничений вводимых заводом-изготовителем, и условий обеспечения безопасности данной системы, то поиск и выявление неисправного элемента в конкретной системе будет максимально облегчен и сведен к элементарному контролю технического состояния конкретного элемента, ответственного за неисправность или отказ данной системы.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Расскажем обо всем понемногу
Adblock
detector